12КРБ и Союз-2
Только что индийцы запустили спутник на ГПО своим носителем, в состав которого входил наш водородный 12КРБ. Спутник был выведен не совсем точно и, кажется, в этом "виноват" именно 12КРБ ...
Тем не менее, это единственный наш летающий водородный РБ, но его использование прекращается – в марте-апреле индийцы проведут первый запуск со своим водородным РБ. Впрочем, возможно, еще состоится 1-2 запуска с 12КРБ. И на этом его история закончится?
Насколько сложно и дорого создание инфраструктуры для использования 12 КРБ с российским РН в Плесецке/Байконуре? Игра стоит свеч?
В дальнейшем я предполагаю, что да, стоит. Сколько водорода в 12КРБ? 1,5-2,5 тонны?
Мне кажется, что для такого количества не нужна инфраструктура масштаба той, что была создана для РН Энергия ...
Я полагаю, что 12 КРБ очень хорошо подошел бы Ангаре 1+ (c ТТУ) и через ILS имел бы хорошие шансы на международном рынке.
Но про Ангару 1 + ничего не известно ...
Но, возможно, 12КРБ подойдет Ангаре 1.1 вместо Бриз-КМ?
Или Ангаре 1.2 в качестве РБ?
Но заказчиками Ангары 1 являются военные, а они страдают водородобоязнью, да и нужные им КА заказаны под существующие или объявленные РН/РБ.
Единственной другой РН для 12КРБ является, очевидно, Союз 2-1б. Возможно, он слишком великоват для этой РН. Тогда его надо не дозаправлять на 1-2-3 тонны или сделать 10КРБ ...
Для каких запусков мог бы использоваться Союз 2 с 12 КРБ?
Насчет запусков из Куру ... Не знаю, не уверен, что французы согласятся на такой вариант.
Байконур. Союз 2 с 12 КРБ мог бы использоваться для внутренних гражданских запусков.
Каких? Сейчас, наверное, таких и нет. Или есть?
Международные запуски – через Starsem, который теперь ориентируется на Куру.
Но, мне кажется, есть ниша, в которой Союз 2 с 12КРБ из Байконура предпочтилен, чем Союз 2 с Фрегатом из Куру – это запуски тяжелого (для Куру слишком тяжелого) спутника (или группы спутников) на орбиты с наклонением 51,6 градусов и выше.
Есть еще другие ниши?
И самое сложное – наши фирмы. 12КРБ от Цих, Союз 2 от Самары.
Способны или они договориться?
Если да, и конфигурация Союз 2 с 12 КРБ будет официально признана, то для нее появятся, но это нескоро, отечественные КА.
Так есть ли шансы у Союз 2 с 12КРБ?
Тут проблема в размерах блока. :(
12 КРБ имеет диаметр 2,8 м и длину 8,72 м и массу 14,6 т.
Если его поставить на Блок И, то резко увеличивается длина Союза .
Правильным решением было бы использовать 12 КРБ вместо Блока И и Фрегата. Т.е. для довыведения и выведения на высокие орбиты.
По размерам Блок И и 12 КРБ близки (диаметр 2,66 и 2,8 м, длина 6,745 и 8,72 м соответственно). :D
ЦитироватьТут проблема в размерах блока. :(
12 КРБ имеет диаметр 2,8 м и длину 8,72 м и массу 14,6 т.
Если его поставить на Блок И, то резко увеличивается длина Союза .
Правильным решением было бы использовать 12 КРБ вместо Блока И и Фрегата. Т.е. для довыведения и выведения на высокие орбиты.
По размерам Блок И и 12 КРБ близки (диаметр 2,66 и 2,8 м, длина 6,745 и 8,72 м соответственно). :D
А что слышно о 15КРБ? Вроде бы индийцы его заказывали ...
Наверное, 15КРБ больше подошел бы на замену Блок И и Фрегата.
А как насчет движков в этом случае?
Не придется ли ставить второй КВД-1М?
Еще: 12КРБ/15КРБ способен на повторное включение? В случае с индийцами оно, как я понимаю, и не требовалось?
ЦитироватьТут проблема в размерах блока. :(
12 КРБ имеет диаметр 2,8 м и длину 8,72 м и массу 14,6 т.
Если его поставить на Блок И, то резко увеличивается длина Союза .
Правильным решением было бы использовать 12 КРБ вместо Блока И и Фрегата. Т.е. для довыведения и выведения на высокие орбиты.
По размерам Блок И и 12 КРБ близки (диаметр 2,66 и 2,8 м, длина 6,745 и 8,72 м соответственно). :D
Проблема не столько в размерах, сколько в очень уж неоптимальном соотношении ступеней. Поэтому да, использовать его надо как и в индийском аналоге Союз-Фрегата - в качестве третьей ступени/разгонного блока. Только вот тяговооруженность может оказаться недостаточной, а конструкцию придется усиливать, да и по стоимости не факт что дешевле окажется.
ЦитироватьЕще: 12КРБ/15КРБ способен на повторное включение? В случае с индийцами оно, как я понимаю, и не требовалось?
На сайте ГКНПЦ Хруничева указано что 12КРБ расчитан на два включения.
ЦитироватьПроблема не столько в размерах, сколько в очень уж неоптимальном соотношении ступеней. Поэтому да, использовать его надо как и в индийском аналоге Союз-Фрегата - в качестве третьей ступени/разгонного блока. Только вот тяговооруженность может оказаться недостаточной, а конструкцию придется усиливать, да и по стоимости не факт что дешевле окажется.
Ну так надо поставить КВД1М3 или РД0146 с тягой 10тс.
ЦитироватьЕще: 12КРБ/15КРБ способен на повторное включение? В случае с индийцами оно, как я понимаю, и не требовалось?
Не только способен, но и испытывался как раз по требованию индийцев для запуска на ГПО через промежуточную орбиту или непосредственно на ГСО.
По моим прикидкам на ССО с параметрами (перигей 826 км, апогей 853 км) ПН примерно 4400 кг, на 300кг больше чем у Метор-А. :)
Это при прямом выведении.
При двукратном включении посчитать не могу. :(
Вообще, КРБ-15 с КВД-1М поверх УРМ - любопытная штука. Пол-Атласа, т.е. 6 тонн на LEO и примерно 2.5 тонны на ГПО.
И всё из одной фирмы. :D
ЦитироватьВообще, КРБ-15 с КВД-1М поверх УРМ - любопытная штука. Пол-Атласа, т.е. 6 тонн на LEO и примерно 2.5 тонны на ГПО.
Ну с ГПО-то вы погорячились.
ЦитироватьПо моим прикидкам на ССО с параметрами (перигей 826 км, апогей 853 км) ПН примерно 4400 кг, на 300кг больше чем у Метор-А. :)
Это при прямом выведении.
При двукратном включении посчитать не могу. :(
А чего там сложного с двукратным включением - выводите на переходную орбиту с низким перигеем, а дальше - по Циолковскому, погрешность не сильно возрастет.
И вот еще интересует меня какой вопрос. В запусках на ССО Фрегат недозаправлен, причина в том, что дальнейшее перераспределение ХС между ступенями не приводит к увеличению ПН, в т.ч. из-за низкой тяговооруженности Фрегата, или ограничения на прочность блока И и нижних ступеней, или пока нет такой необходимости?
Если заменить на 12КРБ двигатель на РД0146, то получим на ССО 800км ПН 4700 кг при прямом выведении. :)
ЦитироватьЦитироватьПо моим прикидкам на ССО с параметрами (перигей 826 км, апогей 853 км) ПН примерно 4400 кг, на 300кг больше чем у Метор-А. :)
Это при прямом выведении.
При двукратном включении посчитать не могу. :(
А чего там сложного с двукратным включением - выводите на переходную орбиту с низким перигеем, а дальше - по Циолковскому, погрешность не сильно возрастет.
И вот еще интересует меня какой вопрос. В запусках на ССО Фрегат недозаправлен, причина в том, что дальнейшее перераспределение ХС между ступенями не приводит к увеличению ПН, в т.ч. из-за низкой тяговооруженности Фрегата, или ограничения на прочность блока И и нижних ступеней, или пока нет такой необходимости?
Уже обсуждали в соседней ветке http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7259&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=
Тот же Союз -СТ (считай Союз 2-1а) будет выводить шесть Globalstar-2 весом 700-750 кг каждый, да плюс диспенсер. Вес ПН где то 5т, против 2,3 т при запуске четырёх старых Globalstar.
ЦитироватьТот же Союз-СТ (считай Союз 2-1а) будет выводить шесть Globalstar-2 весом 700-750 кг каждый, да плюс диспенсер. Вес ПН где то 5т, против 2,3 т при запуске четырёх старых Globalstar.
Ну все же наклонение 52 градуса это не ССО, а Фрегат не Икар, так что вопрос остается. И кстати запускать будут точно вариантом 1а?
Последние два раза был Фрегат. Союз-СТ это Союз 2-1а
ЦитироватьПоследние два раза был Фрегат. Союз-СТ это Союз 2-1а
Надеюсь все же не последние :wink: Однако и в случае 6-ти аппаратов он будет недозаправлен.
ЦитироватьСоюз-СТ это Союз 2-1а
А вариант 2б как называется?
Правильнее будет сказать так: Союз СТ- это Союз2-1а модифицированный для запусков из Куру. :D
ЦитироватьНадеюсь все же не последние
Правильно было сказать крайние. Дальше будут запускаться новые Globalstar 2. :)
ЦитироватьПравильнее будет сказать так: Союз СТ- это Союз2-1а модифицированный для запусков из Куру. :D
Да я в общем-то НК читаю, однако непонятно, есть ли отличие в названии для 2б, его же вроде тоже из Куру собирались запускать.
Ас названиями у нас беда. Один Зенит SLБ чего стоит. Или Союз 2-3 и Союз 2-3 на 16-17 т. :(
А как соберутся запускать , так и дадут название. :)
ЦитироватьЦитироватьНадеюсь все же не последние
Правильно было сказать крайние.
Правильно было бы сказать "последние" :) . А говорить "крайние" неграмотно.
ЦитироватьПравильно было бы сказать "последние" :) . А говорить "крайние" неграмотно.
А по смыслу правильнее крайние и вообще это общепринято в определенных кругах. :wink: :)
ЦитироватьПо моим прикидкам на ССО с параметрами (перигей 826 км, апогей 853 км) ПН примерно 4400 кг, на 300кг больше чем у Метор-А. :)
Это при прямом выведении.
При двукратном включении посчитать не могу. :(
Хороший пример! И вот почему.
Сейчас 3-я ст. Союза падает на Урале. Я уже писал, что если случится даже несерьезный инцидент (убьет корову, снесет сарай), то шуму будет много ... Включая требования губернаторов запретить такого типа запуски.
Не недо ждать, когда петух клюнет в известное место ...
ПРи использовании 15КРБ этого падения не будет! Он выведет спутник, а потом 2-м включением сведет себя над заданным райноном океана.
Кстати, у нас было обсуждение аналогичного запуска из Плесецка и Старый заметил, что 3-я ст. Упадет в Канаду. Очевидно, 15КРБ вместо блока И+Фрегат сделает возможным и такой запуск.
ЦитироватьЦитироватьПравильно было бы сказать "последние" :) . А говорить "крайние" неграмотно.
А по смыслу правильнее крайние и вообще это общепринято в определенных кругах. :wink: :)
В определённых кругах и ссать под забором принято :) .
Холдинг изжил с Протона блок Д. Вы что думаете, что Самара откажется от своего блока И? Да производство Фрегата переносить собираются. И это в условиях противостояния Союза 2-3 с Ангарой?
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьПравильно было бы сказать "последние" :) . А говорить "крайние" неграмотно.
А по смыслу правильнее крайние и вообще это общепринято в определенных кругах. :wink: :)
В определённых кругах и ссать под забором принято :) .
Дык это смотря у кого какие круги... ;)
ЦитироватьВ определённых кругах и ссать под забором принято :) .
А в других определённых - на колесо :)
ЦитироватьЦитироватьВ определённых кругах и ссать под забором принято :) .
А в других определённых - на колесо :)
Разные вещи :) . Не будет грамотности - не будет достижений. А колесо - это исключение, в отличие от заборов.
По моему, КРБ-15 можно применить двояко - можно для запуска на ГПО на Протоне или Ангаре, а можно в качестве второй ступени на А1.3. Последняя в данном случае выведет 4 тонны с Байкалом и 5.5 без Байкала - и порядка 2 тонн на ГПО вторым включением блока.
Ставить блок на Союз - думаю, неинтересно. Как разгонник он велик, а как третья ступень - мал. Разве что на Союз 2.3
ЦитироватьВ определённых кругах и ссать под забором принято :) .
Нет, Авмич, не наш вы человек, хоть и клепаете ракету. :)
ЦитироватьПо моему, КРБ-15 можно применить двояко - можно для запуска на ГПО на Протоне или Ангаре, а можно в качестве второй ступени на А1.3. Последняя в данном случае выведет 4 тонны с Байкалом и 5.5 без Байкала - и порядка 2 тонн на ГПО вторым включением блока.
Ставить блок на Союз - думаю, неинтересно. Как разгонник он велик, а как третья ступень - мал. Разве что на Союз 2.3
А если сделать условно назовём 20КРБ? (Ну или сколько там влезет)
А сразу встанет вопрос с размерами блока. При сохранении диаметра, длина варастет в 1,7 раза с 8,72 до где-то 14 метров. Кроме-того тяги одного КВД1М или даже КВД1М3 будет мало.
Придётся ставить два двигателя и увеличивать диаметр блока, т.е. делать его надкалиберным.
В общем Вы предлагаете Центавр -вторую ступень Аtlas-V
http://www.astronautix.com/lvs/atlasv.htm
ЦитироватьStage Number: 2. 1 x Stage: Centaur V1. Gross Mass: 22 825 kg (50 320 lb). Empty Mass: 2 026 kg (4 466 lb). Thrust (vac): 99.194 kN (22 300 lbf). Isp: 451 sec. Burn time: 894 sec. Diameter: 3.05 m (10.00 ft). Span: 3.05 m (10.00 ft). Length: 12.68 m (41.60 ft). Propellants: Lox/LH2. No Engines: 1. Engine: RL-10A-4-2.
ЦитироватьCentaur is powered by either one or two Pratt & Whitney RL10A-4-2 turbopump-fed engines burning liquid oxygen and liquid hydrogen. For typical, high-energy mission applications, Centaur will be configured with one RL10 engine. For heavy payload, low earth orbit missions, Centaur will use two RL10 engines to maximize boost phase mission performance.
Больше подойдет вариант 17 КРБ, что соответствует второй ступени Аtlas-IIIA.
http://www.astronautix.com/lvs/atlsiiia.htm
ЦитироватьStage Number: 2. 1 x Stage: Centaur IIIA. Gross Mass: 18,710 kg (41,240 lb). Empty Mass: 1,905 kg (4,199 lb). Thrust (vac): 99.155 kN (22,291 lbf). Isp: 451 sec. Burn time: 738 sec. Isp(sl): 0 sec. Diameter: 3.05 m (10.00 ft). Span: 3.05 m (10.00 ft). Length: 10.00 m (32.00 ft). Propellants: Lox/LH2. No Engines: 1. Engine: RL-10A-4-1. Status: Out of production. Single-engine Centaur for Atlas IIIA. The Lockheed Martin manufactured Centaur IIIA upper stage is powered by one Pratt & Whitney RL10A-4-1 turbopump-fed engine burning liquid oxygen and liquid hydrogen. Using the proven flight design of the Centaur IIAS stage, the only changes to Centaur for IIIA are in the aft region of the stage. For Centaur IIIA, one of Centaur IIAS's two RL10 engines is removed. The remaining engine is re-positioned to a center-mount, and electro-mechanical thrust vector control actuators replace the hydraulically actuated system previously in use.
Можно выполнить в диаметре 2,95 м с двигателем РД0146 тягой 10 тс.
ЦитироватьЦитироватьВ определённых кругах и ссать под забором принято :) .
Нет, Авмич, не наш вы человек, хоть и клепаете ракету. :)
Ну, может, и не Ваш :) , если Вы не хотите иметь отношения к космосу ;) . Я не настаиваю... После заявлений на трезвом глазу, что УИ не зависит от молярной массы, можно уже не беспокоиться :) .
ЦитироватьНу, может, и не Ваш :) , если Вы не хотите иметь отношения к космосу ;) . Я не настаиваю... После заявлений на трезвом глазу, что УИ не зависит от молярной массы, можно уже не беспокоиться :) .
Не, к космосу не имеют отношения товарищи с "грамотной" речью, а про УИ до вас так и не дошло, о чем шла речь.
Дело вот в чем. 20КРБ АКА КВРБ, имеет массу 22 тонны, из них 20 тонн заправки. А-1 его потянет с большим скрипом, кроме того на верхней ступени будет низкая тяговооруженность - 0.4 всего. Для Протона он тоже велик. Я тек понимаю, это задел для А-5, с ее 24 тоннами ПН 20КРБ в самый раз чтобы спутники по 5-6 тонн на ГПО пулять. Но все равно великоват чуток - но это можно списать на довыведение.
Если бы тяга движка была хотя бы тонн 15 - то да, можно было бы как вторую ступень использовать. Или 20. Если 20 - это чистый Центавр получается.
ЦитироватьПо моему, КРБ-15 можно применить двояко - можно для запуска на ГПО на Протоне или Ангаре, а можно в качестве второй ступени на А1.3. Последняя в данном случае выведет 4 тонны с Байкалом и 5.5 без Байкала - и порядка 2 тонн на ГПО вторым включением блока.
Ставить блок на Союз - думаю, неинтересно. Как разгонник он велик, а как третья ступень - мал. Разве что на Союз 2.3
Первоначально на блок УРМов Ангары хотели ставить Блок И Союза 2-1б. Но этот блок И преобразовался в УРМ-2 с тем же РД, но с большей заправкой.
Почему же с 15КРБ не произойдет аналогичная история?
Не вижу проблем для двух предприятий, особенно если Роскосмос и/или Минобороны проявят заинтересованность, договориться о развитии 15КРБ под Союз-2 (в блок ИВ – будем так его называть), и его производстве, совместном или в Самаре.
Союз 2-1 с ИВ в качестве 3-й ст. и РБ одновременно будет использоваться вместо Союз 2-1а/б с Фрегатом в тех случаях, когда их применение невозможно или малоэффективно.
То есть ИВ предназначен для создания НОВЫХ применений для Союз-2. Естественно, Союз 2-1а/б с Фрегатом остаются для СТАРЫХ, существующих применений.
Кстати, блок ИВ может получиться очень похожим на КВРБ J
Кстати, почему такие проблемы с созданием КВРБ?
Я думал, что он отличается от 12КРБ только увеличенной заправкой, РД тот же ... Как 15КРБ от 12КРБ.
ЦитироватьЦитироватьНу, может, и не Ваш :) , если Вы не хотите иметь отношения к космосу ;) . Я не настаиваю... После заявлений на трезвом глазу, что УИ не зависит от молярной массы, можно уже не беспокоиться :) .
Не, к космосу не имеют отношения товарищи с "грамотной" речью, а про УИ до вас так и не дошло, о чем шла речь.
Я всё чаще замечаю, что неграмотные в одном часто неграмотны и в другом ;) .
При выведении КА на ГСО, для Союз-2-1Б оптимальным является КВРБ:
- при использовании 1*КВД-1М (тяга 7,5 тс, УИ 455 с) - с заправкой 10400 кг
- при использовании 1*КВД-1М3 (тяга 10,5 тс, УИ 461 с) - с заправкой 12600 кг.
ЦитироватьЯ всё чаще замечаю, что неграмотные в одном часто неграмотны и в другом ;) .
Ваша любовь к необоснованному поучительству и наездам не менее заметна.
ЦитироватьРазные вещи :) . Не будет грамотности - не будет достижений. А колесо - это исключение, в отличие от заборов.
А говорить "крайний" вместо "последний" это тоже исключение.
ЦитироватьПри выведении КА на ГСО, для Союз-2-1Б оптимальным является КВРБ:
- при использовании 1*КВД-1М (тяга 7,5 тс, УИ 455 с) - с заправкой 10400 кг
- при использовании 1*КВД-1М3 (тяга 10,5 тс, УИ 461 с) - с заправкой 12600 кг.
Т.е. 12КРБ, но с КВД1М3 или РД0146. :D
Дмитрий, а какая ПН будет на ГСО и ГПО из Куру?
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВ определённых кругах и ссать под забором принято :) .
А в других определённых - на колесо :)
Разные вещи :) . Не будет грамотности - не будет достижений. А колесо - это исключение, в отличие от заборов.
Это система. Космонавты - на колесо, главный - на ракету.
ЦитироватьЦитироватьРазные вещи :) . Не будет грамотности - не будет достижений. А колесо - это исключение, в отличие от заборов.
А говорить "крайний" вместо "последний" это тоже исключение.
А ходить пьяным мужикам в день воздушно-десантных войск по метро и приставать к девушкам - это тоже исключение? :) Где-то должна быть граница. Так вот, от того, что все неучи на форуме будут коверкать язык, ближе к космонавтике они не станут :) .
ЦитироватьЦитироватьПри выведении КА на ГСО, для Союз-2-1Б оптимальным является КВРБ:
- при использовании 1*КВД-1М (тяга 7,5 тс, УИ 455 с) - с заправкой 10400 кг
- при использовании 1*КВД-1М3 (тяга 10,5 тс, УИ 461 с) - с заправкой 12600 кг.
Т.е. 12КРБ, но с КВД1М3 или РД0146. :D
Дмитрий, а какая ПН будет на ГСО и ГПО из Куру?
Из Куру:
-на ГСО при заправке 12800 кг - 1750 кг
-на ГПО (200*36000 км, наклонение 7 град) при заправке 11572 кг- 3459 кг.
ЦитироватьТак вот, от того, что все неучи на форуме будут коверкать язык, ближе к космонавтике они не станут :) .
Неужели слово "крайний" это коверкание языка? Я так подозревал что вполне себе обычное русское слово...
И так ли уж плохо если неучи будут использовать принятую среди профессионалов терминологию?
Да что ему доказывать, он принял меня за опровергателя физических законов и, не разобравшись в сути вопроса, принялся поучать, а теперь занимается оскорблениями, это конечно проще, чем немного подумать.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьПри выведении КА на ГСО, для Союз-2-1Б оптимальным является КВРБ:
- при использовании 1*КВД-1М (тяга 7,5 тс, УИ 455 с) - с заправкой 10400 кг
- при использовании 1*КВД-1М3 (тяга 10,5 тс, УИ 461 с) - с заправкой 12600 кг.
Т.е. 12КРБ, но с КВД1М3 или РД0146. :D
Дмитрий, а какая ПН будет на ГСО и ГПО из Куру?
Из Куру:
-на ГСО при заправке 12800 кг - 1750 кг
-на ГПО (200*36000 км, наклонение 7 град) при заправке 11572 кг- 3459 кг.
Дмитрий, если я правильно понял КВРБ используется в качестве четвёртой ступени поверх Блока И с РД0124?
А что получится на Союзе 2-3 на 11т с КВРБ из Куру?
ЦитироватьДмитрий, если я правильно понял КВРБ используется в качестве четвёртой ступени поверх Блока И с РД0124?
А что получится на Союзе 2-3 на 11т с КВРБ из Куру?
Не-не-не! КВРБ используется ВМЕСТО блока И.
Вы меня сбили с толку упоминая Союз 2-1б, а значит Блок И. :(
ЦитироватьВы меня сбили с толку упоминая Союз 2-1б, а значит Блок И. :(
Каюсь :oops: Сам еще вчера об этом вспомнил, но редактировать пост было лень :oops: :oops: :oops:
ЦитироватьНеужели слово "крайний" это коверкание языка? Я так подозревал что вполне себе обычное русское слово...
Слова нужно применять к месту, а не абы как.
ЦитироватьИ так ли уж плохо если неучи будут использовать принятую среди профессионалов терминологию?
Это не терминология, а в лучшем случае сленг. И если вы начнете пользоваться сленгом, профессионалом вы от этого не станете, а останетесь все тем же неучем. Профессионал от ламера отнюдь не сленгом отличается.
ЦитироватьЦитироватьВы меня сбили с толку упоминая Союз 2-1б, а значит Блок И. :(
Каюсь :oops: Сам еще вчера об этом вспомнил, но редактировать пост было лень :oops: :oops: :oops:
Получается Союз-2 с 12 КРБ с РД0146 это прямой конкурент индийской GSLV.
Тогда Союз 2-3 с КВРБ с заправкой 19т должен видимо составить конкуренцию Зениту-3SL Sealaunch.
ЦБ будет от Союза 2-3 на 16-17 т, боковушки от Союза-2, а КВРБ можно сделать в диаметре 3,44 м ( как новый блок И) с РД0146. :D
Или в диаметре 3,7 м как РБ ДМ. А потом его можно ставить и на Зенит. :D
В качестве третьей ступени? Длинный выйдет Зенит, не поломается ли?..
Ну на 5м будет длиннее. :)
ЦитироватьЭто не терминология, а в лучшем случае сленг. И если вы начнете пользоваться сленгом, профессионалом вы от этого не станете, а останетесь все тем же неучем. Профессионал от ламера отнюдь не сленгом отличается.
А если вы говорите "последний полёт" и вас за это высаживают из самолёта, это что?
Ребята, а нельзя открыть отдельную тему и вдоволь в ней ругаться.
А то в этой теме ссут, в соседней дрочат. :(
ЦитироватьРебята, а нельзя открыть отдельную тему и вдоволь в ней ругаться.
А то в этой теме ссут, в соседней дрочат. :(
Просрали все полимеры (с) :mrgreen:
ЦитироватьЦитироватьТак вот, от того, что все неучи на форуме будут коверкать язык, ближе к космонавтике они не станут :) .
Неужели слово "крайний" это коверкание языка? Я так подозревал что вполне себе обычное русское слово...
И так ли уж плохо если неучи будут использовать принятую среди профессионалов терминологию?
Думаю, хватит на эту тему.
ЦитироватьДумаю, хватит на эту тему.
А неча было начинать! :P :)
Я думаю , что 12КРБ на Союзе не имеет никаких шансов. :(
Может быть РБ типа 12КРБ, но изготовленный в Самаре или Красноярске. И дело не только в отношениях между ЦИХом и РККЭ.
На третьей ступени должна стоять цифровая СУ Союза 2, а это потянет за собой вопросы привязки к первым двум ступеням (хотя на 12КРБ СУ индийская).
Кроме того 12КРБ отделяется от второй ступени пироболтами , а на Союзе горячая схема разделения.
Он рассчитан на ПН 5т на НОО и 2,5 т на ГПО и ГО диаметром 3,4м и длиной 7,8 м. Т.е. ПН в 3750кг на ГПО с ГО диаметром 4,11м длиной 11,4м и весом 1500-1700 кг могут оказаться тяжелыми.
Видимо придётся делать блок заново. :)
Не следует делать из Союза геостационарный носитель. Это тупиковый путь.
Ну под GSLV нагрузки есть. :)
ЦитироватьНу под GSLV нагрузки есть. :)
Специфические индийские. И то грузоподъёмность GSLV постоянно наращивают.
У Союза-2 с 12КРБ из Куру ПН примерно в 1,5 раза выше. :)
А по GSLV была информация о контрактах на выведение европейских спутников. :)
http://www.space.com.ua/gateway/news.nsf/d24648715d5b1dbdc3256ab4002b5cec/9f21743848958102c22571730026d56d!OpenDocument&Highlight=0,ISRO
http://www.space.com.ua/gateway/news.nsf/NewsALLR/98DB9C548EE59CA5C22572C3002ADFBF!open
Ну уж для Союза 2-3 на 11т с КВРБ и ПН около 6т на ГПО нагрузки точно есть. :)
Цитировать12КРБ и Союз-2
Только что индийцы запустили спутник на ГПО своим носителем, в состав которого входил наш водородный 12КРБ. Спутник был выведен не совсем точно и, кажется, в этом "виноват" именно 12КРБ ...
Тем не менее, это единственный наш летающий водородный РБ, но его использование прекращается – в марте-апреле индийцы проведут первый запуск со своим водородным РБ. Впрочем, возможно, еще состоится 1-2 запуска с 12КРБ. И на этом его история закончится?
Насколько сложно и дорого создание инфраструктуры для использования 12 КРБ с российским РН в Плесецке/Байконуре? Игра стоит свеч?
В дальнейшем я предполагаю, что да, стоит. Сколько водорода в 12КРБ? 1,5-2,5 тонны?
Мне кажется, что для такого количества не нужна инфраструктура масштаба той, что была создана для РН Энергия ...
Я полагаю, что 12 КРБ очень хорошо подошел бы Ангаре 1+ (c ТТУ) и через ILS имел бы хорошие шансы на международном рынке.
Но про Ангару 1 + ничего не известно ...
Но, возможно, 12КРБ подойдет Ангаре 1.1 вместо Бриз-КМ?
Или Ангаре 1.2 в качестве РБ?
Но заказчиками Ангары 1 являются военные, а они страдают водородобоязнью, да и нужные им КА заказаны под существующие или объявленные РН/РБ.
Единственной другой РН для 12КРБ является, очевидно, Союз 2-1б. Возможно, он слишком великоват для этой РН. Тогда его надо не дозаправлять на 1-2-3 тонны или сделать 10КРБ ...
Для каких запусков мог бы использоваться Союз 2 с 12 КРБ?
Насчет запусков из Куру ... Не знаю, не уверен, что французы согласятся на такой вариант.
Байконур. Союз 2 с 12 КРБ мог бы использоваться для внутренних гражданских запусков.
Каких? Сейчас, наверное, таких и нет. Или есть?
Международные запуски – через Starsem, который теперь ориентируется на Куру.
Но, мне кажется, есть ниша, в которой Союз 2 с 12КРБ из Байконура предпочтилен, чем Союз 2 с Фрегатом из Куру – это запуски тяжелого (для Куру слишком тяжелого) спутника (или группы спутников) на орбиты с наклонением 51,6 градусов и выше.
Есть еще другие ниши?
И самое сложное – наши фирмы. 12КРБ от Цих, Союз 2 от Самары.
Способны или они договориться?
Если да, и конфигурация Союз 2 с 12 КРБ будет официально признана, то для нее появятся, но это нескоро, отечественные КА.
Так есть ли шансы у Союз 2 с 12КРБ?
Тактико-технические характеристики кислородно-водородного разгонного блока 12 КРБ (http://www.khrunichev.ru/khrunichev/live/full_razg.asp?id=13183):
- Заправляемый запас топлива маршевого двигателя (О2 +Н2), 12.6 т
- соотношение компонентов, O2/H2 6:1
итого:
масса,O2 - 10.800 т
масса,H2 - 1.8 т
Вообще-то, если уж используется водород, то лучшим апгрейдом будет третья водородная ступень (скажем, на 11Д57 и 40 тонн веса) в дополнение к 12КРБ. С ними Союз будет класть на ГПО ПН Протона - порядка 6 тонн - даже без апгрейда исходного пакета Р-7.
Из статьи И.Чёрного "Наши незлобливые соседи" в НК №1 2008 год:
ЦитироватьЛюбопытно, что верхняя ступень с Vinci является "любимым сценарием" не только для Ariane 5 и Vega, но и для РН Союз ST
Вот будет прикольно если французы сделают водородный Союз. :wink:
Тяга у Vinci 18 тс, значит водородной будет видимо третья ступень массой тонн 15-20.
ЦитироватьИз статьи И.Чёрного "Наши незлобливые соседи" в НК №1 2008 год:
ЦитироватьЛюбопытно, что верхняя ступень с Vinci является "любимым сценарием" не только для Ariane 5 и Vega, но и для РН Союз ST
Вот будет прикольно если французы сделают водородный Союз. :wink:
Тяга у Vinci 18 тс, значит водородной будет видимо третья ступень массой тонн 15-20.
Что-то вроде. РЗТ 16,3-16,4 т, масса ПГ на ГПО (200*36000 км, наклонение 7 град) 4,0-4,3 т.
Прямой конкурент Зенита-3SLБ. :wink:
ЦитироватьПрямой конкурент Зенита-3SLБ. :wink:
А, вот если поставить Vinci на Зенит, то.... У-у-у!!! Что будет! :shock:
А если поставить Vinci на Союз 2-3 на 11т да из Куру?
Sealaunch отдыхает? :wink:
ЦитироватьЦитироватьПрямой конкурент Зенита-3SLБ. :wink:
А, вот если поставить Vinci на Зенит, то.... У-у-у!!! Что будет! :shock:
А как же его заправить ? :shock:
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьПрямой конкурент Зенита-3SLБ. :wink:
А, вот если поставить Vinci на Зенит, то.... У-у-у!!! Что будет! :shock:
А как же его заправить ? :shock:
Как заправляют во всем мире? Очевидно, на СК.
только наверное проще будет энергиевский СК с переходником задействовать, потому как проложить водород к зенитовскому будет наверное значительно дороже
Цитироватьтолько наверное проще будет энергиевский СК с переходником задействовать, потому как проложить водород к зенитовскому будет наверное значительно дороже
Да там водорода и надо то тонны 3. На автомобиле в дьюаре привезти можно. Коммуникации, конечно проложить придется (не, ну можно конечно насыпать из земли наклонную плоскость, чтоб авттомобиль к самому головному блоку подъезжал :shock: Но эт уж совсем изврат :oops: ).
ЦитироватьЦитироватьтолько наверное проще будет энергиевский СК с переходником задействовать, потому как проложить водород к зенитовскому будет наверное значительно дороже
Да там водорода и надо то тонны 3. На автомобиле в дьюаре привезти можно. Коммуникации, конечно проложить придется (не, ну можно конечно насыпать из земли наклонную плоскость, чтоб авттомобиль к самому головному блоку подъезжал :shock: Но эт уж совсем изврат :oops: ).
Действительно 3 ? Я думаю значительно больше
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьтолько наверное проще будет энергиевский СК с переходником задействовать, потому как проложить водород к зенитовскому будет наверное значительно дороже
Да там водорода и надо то тонны 3. На автомобиле в дьюаре привезти можно. Коммуникации, конечно проложить придется (не, ну можно конечно насыпать из земли наклонную плоскость, чтоб авттомобиль к самому головному блоку подъезжал :shock: Но эт уж совсем изврат :oops: ).
Действительно 3 ? Я думаю значительно больше
Ну, может и 4. Это картину меняет не сильно.
Чисто ламерский вопрос - до какой степени можно модернизировать Союз в рамках существующего СК?
ЦитироватьЧисто ламерский вопрос - до какой степени можно модернизировать Союз в рамках существующего СК?
Считается, что до стартовой массы 400 т.
ЦитироватьА если поставить Vinci на Союз 2-3 на 11т да из Куру?
Sealaunch отдыхает? :wink:
Дык, в любом случае из Куру - европейцы, думаю, просто так на наши ракеты двигатель не дадут. :roll:
ЦитироватьИз статьи И.Чёрного "Наши незлобливые соседи" в НК №1 2008 год:
ЦитироватьЛюбопытно, что верхняя ступень с Vinci является "любимым сценарием" не только для Ariane 5 и Vega, но и для РН Союз ST
Вот будет прикольно если французы сделают водородный Союз. :wink:
Тяга у Vinci 18 тс, значит водородной будет видимо третья ступень массой тонн 15-20.
Дмитрий, дело в том, что они сами его и предлагают, правда только из Куру.
ЦитироватьЦитироватьЧисто ламерский вопрос - до какой степени можно модернизировать Союз в рамках существующего СК?
Считается, что до стартовой массы 400 т.
До 397 :) Три тонны зарезервированы на погрешности :) типа неисправностей расходомеров заправочных...
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЧисто ламерский вопрос - до какой степени можно модернизировать Союз в рамках существующего СК?
Считается, что до стартовой массы 400 т.
До 397 :) Три тонны зарезервированы на погрешности :) типа неисправностей расходомеров заправочных...
Ну, да, а при 401 тонне СК должен мгновенно развалиться? :roll:
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьЧисто ламерский вопрос - до какой степени можно модернизировать Союз в рамках существующего СК?
Считается, что до стартовой массы 400 т.
До 397 :) Три тонны зарезервированы на погрешности :) типа неисправностей расходомеров заправочных...
Ну, да, а при 401 тонне СК должен мгновенно развалиться? :roll:
Конечно, не мгновенно, а, скажем, ракете так на десятой :) но от этого мало радости :)
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьЧисто ламерский вопрос - до какой степени можно модернизировать Союз в рамках существующего СК?
Считается, что до стартовой массы 400 т.
До 397 :) Три тонны зарезервированы на погрешности :) типа неисправностей расходомеров заправочных...
Ну, да, а при 401 тонне СК должен мгновенно развалиться? :roll:
Конечно, не мгновенно, а, скажем, ракете так на десятой :) но от этого мало радости :)
Меня всегда удивляло это ограничение :lol: Как будто не существует абсолютно никаких способов усиления опорных конструкций! Или инженеры о них просто забыли, или заранее знают, что денег на это усиление не дадут :roll:
Там надо стол снимать и переделывать основание поворотного круга... Естественно, не дадут. Конструкции над поворотным кругом усилить несложно...
ЦитироватьТам надо стол снимать и переделывать основание поворотного круга... Естественно, не дадут. Конструкции над поворотным кругом усилить несложно...
Основание можно зафиксировать жестко. При современных цифровых СУ развернуть ракету по крену сразу после старта - не проблема.
ЦитироватьТам надо стол снимать и переделывать основание поворотного круга... Естественно, не дадут. Конструкции над поворотным кругом усилить несложно...
При современных системах управления ракета сама доворачивается на азимут и поворотный круг вращать не надо. Можно заварить всю эту механику начисто и залить бетоном, а поддерживающие рычаги тюльпана усилить.
Вроде ведь в Куру поворотного круга не будет?
Был разговор, что там и старт на большую нагрузку расчитан. :wink:
Да, проскакивала такая инфа. ЕМНИП, даже шла речь о 500-600 тоннах, ибо на тот момент проекты РН "Ямал", "Аврора" и "Онега" уже были просчитаны и довольно широко распиарены.
Правда, я сомневаюсь, что 400-тонную РН можно будет поставить на Куровский СК без его доработки.
Да и не в размере бочки для хранения суть проблемы заправки верхней ступени водородом.
Как его безопасно слить, если отмена пуска?
Не уверен, что примененная на Ариане-4 схема заправки-слива применима и для "Союза"...
ЦитироватьДа и не в размере бочки для хранения суть проблемы заправки верхней ступени водородом.
Как его безопасно слить, если отмена пуска?
Ну, например, поставить нагреватель-газификатор и стравить в атмосферу :)
ЦитироватьЦитироватьДа и не в размере бочки для хранения суть проблемы заправки верхней ступени водородом.
Как его безопасно слить, если отмена пуска?
Ну, например, поставить нагреватель-газификатор и стравить в атмосферу :)
Ага, прямо на летной части РН :D А заодно и поджечь, чтоб не накапливался и испарялся побыстрее :D
Будет тюменьский пейзаж напоминать ;)
ЦитироватьКак его безопасно слить, если отмена пуска?
Не уверен, что примененная на Ариане-4 схема заправки-слива применима и для "Союза"...
Наверняка должна быть предусмотрена система циркуляции для термостатирования ЖВ. Вот через не и слить. СК надо будет, конечно, сильно дорабатывать.
ЦитироватьЦитироватьИз статьи И.Чёрного "Наши незлобливые соседи" в НК №1 2008 год:
ЦитироватьЛюбопытно, что верхняя ступень с Vinci является "любимым сценарием" не только для Ariane 5 и Vega, но и для РН Союз ST
Вот будет прикольно если французы сделают водородный Союз. :wink:
Тяга у Vinci 18 тс, значит водородной будет видимо третья ступень массой тонн 15-20.
Дмитрий, дело в том, что они сами его и предлагают, правда только из Куру.
Итак, я вновь предлагаю к теме водородной 3-й ст., она же РБ на Союз-2.
Но на другой основе - не от 12КРБ, а от 2-й ст. новой РН для нового КК с 4 РД-146.
Например, в первом приближении это и есть эта 2-я ступень, но укороченная, и c 2-мя, а не 4-мя РД-146 ...
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьДа и не в размере бочки для хранения суть проблемы заправки верхней ступени водородом.
Как его безопасно слить, если отмена пуска?
Ну, например, поставить нагреватель-газификатор и стравить в атмосферу :)
Ага, прямо на летной части РН :D А заодно и поджечь, чтоб не накапливался и испарялся побыстрее :D
Будет тюменьский пейзаж напоминать ;)
Водород горит бесцветным пламенем. А реально, если не будет линии циркуляции водорода, то его действительно лучше выжигать, только подальше от ракеты.Придётся делать отсечной трубопровод от клапана сброса давления бака ЖВ, да он наверняка и так будет, вопрос в сбрасываемых объёмах.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьИз статьи И.Чёрного "Наши незлобливые соседи" в НК №1 2008 год:
ЦитироватьЛюбопытно, что верхняя ступень с Vinci является "любимым сценарием" не только для Ariane 5 и Vega, но и для РН Союз ST
Вот будет прикольно если французы сделают водородный Союз. :wink:
Тяга у Vinci 18 тс, значит водородной будет видимо третья ступень массой тонн 15-20.
Дмитрий, дело в том, что они сами его и предлагают, правда только из Куру.
Итак, я вновь предлагаю к теме водородной 3-й ст., она же РБ на Союз-2.
Но на другой основе - не от 12КРБ, а от 2-й ст. новой РН для нового КК с 4 РД-146.
Например, в первом приближении это и есть эта 2-я ступень, но укороченная, и c 2-мя, а не 4-мя РД-146 ...
Аналогичная ступень, слегка укороченная, предлагалась для "Онеги" ("Союз-3").
Правда, там все равно было 4 РД-0146, т.к. РН предназначалась для выведения Клипера. В случае использования в качестве универсальной ступени (выведение на низкую опорную орбиту + функции РБ) 2 двигателя, возможно, будут лучше.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьИз статьи И.Чёрного "Наши незлобливые соседи" в НК №1 2008 год:
ЦитироватьЛюбопытно, что верхняя ступень с Vinci является "любимым сценарием" не только для Ariane 5 и Vega, но и для РН Союз ST
Вот будет прикольно если французы сделают водородный Союз. :wink:
Тяга у Vinci 18 тс, значит водородной будет видимо третья ступень массой тонн 15-20.
Дмитрий, дело в том, что они сами его и предлагают, правда только из Куру.
Итак, я вновь предлагаю к теме водородной 3-й ст., она же РБ на Союз-2.
Но на другой основе - не от 12КРБ, а от 2-й ст. новой РН для нового КК с 4 РД-146.
Например, в первом приближении это и есть эта 2-я ступень, но укороченная, и c 2-мя, а не 4-мя РД-146 ...
Аналогичная ступень, слегка укороченная, предлагалась для "Онеги" ("Союз-3").
Все возвращается на круги своя :)
Думаю, Что когда дойдет дело до выделения реальных денег, и Восточный как космодром для пилотируемых запусков, и новый КК и РН для него будут сначала отложены, а потом и похерены.
Но какие-то деньги все-таки выделят и имеет смысл тратить их прежде всего на 2-ю ступень, имея в виду ее использование как 3-й ступени для союз-2.
С поганой овцы хоть клок шерсти ...
(http://s42.radikal.ru/i098/0906/aa/f05e36ea65a3.jpg)
Цитировать(http://s42.radikal.ru/i098/0906/aa/f05e36ea65a3.jpg)
А стартовая масса какая?
Цитировать(http://s42.radikal.ru/i098/0906/aa/f05e36ea65a3.jpg)
Фу! И вообще, эта гадость с керосином! :twisted:
Да, и думаю, стартовая масса тонн 415-420 ... :roll:
Цитировать(http://s42.radikal.ru/i098/0906/aa/f05e36ea65a3.jpg)
Так будет лучше... Для 3-й ступени и для нас. :lol: :
(http://i075.radikal.ru/0906/fb/9397eee193ea.jpg) (http://www.radikal.ru)
ИМХО второй предельный вариант РН Союз (на сколько я понимаю)
(http://s59.radikal.ru/i163/0906/67/3b71446045ce.jpg)
Как основа - РН Союз Вариант 2
(http://s51.radikal.ru/i131/0906/7b/57fb3db7d967.jpg)
Lev, thank you 8)
ЦитироватьДа, и думаю, стартовая масса тонн 415-420 ... :roll:
Кстати, а каковы характеристики 2-й ступени новой РН для нового КК?
Масса топлива, общая масса?
ЦитироватьЦитироватьДа, и думаю, стартовая масса тонн 415-420 ... :roll:
Кстати, а каковы характеристики 2-й ступени новой РН для нового КК?
Масса топлива, общая масса?
Цифры официально не озвучивались, но по прикидкам РЗТ 2-й ступени РН для ПТК НП может составить 45-50 т.
Lev, а где РН Союз 2-3 Вариант 1? :(
ЦитироватьLev, а где РН Союз 2-3 Вариант 1? :(
Здесь:
http://www.samspace.ru/RN/souz_2-3.htm
:lol:
http://www.samspace.ru/News/foto.htm
(http://www.samspace.ru/photogallery/Paris%202009/IMG_4705.jpg)
(http://www.samspace.ru/photogallery/Paris%202009/IMG_4501.jpg)
На этих фото хорошо видно, что Блоки А у Союза-1 и союза 2-3 разные.
А вот по табличкам получается, что одинаковые.
ЦитироватьКому таблички от Союзов....
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60887.jpg) (http://photofile.ru/users/bezmetly/96077941/108301267/)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60888.jpg) (http://photofile.ru/users/bezmetly/96077941/108301154/)
Цитировать12КРБ и Союз-2
Только что индийцы запустили спутник на ГПО своим носителем, в состав которого входил наш водородный 12КРБ. Спутник был выведен не совсем точно и, кажется, в этом "виноват" именно 12КРБ ...
Тем не менее, это единственный наш летающий водородный РБ, но его использование прекращается – в марте-апреле индийцы проведут первый запуск со своим водородным РБ. Впрочем, возможно, еще состоится 1-2 запуска с 12КРБ. И на этом его история закончится?
А состоялся ли к настоящему времени первый запуск с индийским водородным РБ?
ЦитироватьЦитировать12КРБ и Союз-2
Только что индийцы запустили спутник на ГПО своим носителем, в состав которого входил наш водородный 12КРБ. Спутник был выведен не совсем точно и, кажется, в этом "виноват" именно 12КРБ ...
Тем не менее, это единственный наш летающий водородный РБ, но его использование прекращается – в марте-апреле индийцы проведут первый запуск со своим водородным РБ. Впрочем, возможно, еще состоится 1-2 запуска с 12КРБ. И на этом его история закончится?
А состоялся ли к настоящему времени первый запуск с индийским водородным РБ?
Нет, ждем-с! Должен состояться в этом году.
Статья в журнале "Двигатель"
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТНОЙ КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
Алексей Геннадиевич Яковлев, главный специалист КБХМ - филиала ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
http://engine.aviaport.ru/issues/62/page42.html
Гость 22, спасибо огромное - я вообще не в курсе был что КВД1 модернизиривали (за индийские рупии), да ещё и пустят в 2009 году перед тем как индийцы свой
indigenous криогенный РБ поставят.
Вообще то интересная каша заваривается, у "американизированного" КБХА РД-0146Д тяга была понижена с 10 тонн до 7.5 (минус 25%) а Исаевцы умудрились на двигателе, созданным во времена Н-1 увеличить тягу с 7.5 до 9.5 тонн (плюс 16.8%).
С сайта КБХА:
ЦитироватьПо своим удельным параметрам РД0146/ 0148 превосходят большинство зарубежных ЖРД аналогичной тяги. Тем не менее на сайте ЦиХ перспективные криогенные разгонные блоки фигурируют с двигателем КВД-1МЗ разработки КБХМ (на базе "старичка" ИД56).
Kак насчёт удельного импульса :?: что-то изавестно? РБ будет называться 12КРБА или "бис с педалью"? :roll:
КВД-1МЗ - речь идёт о том же самом двигателе что Хруничев собирался ставить на КРВБ, Если это так, то тяга уменьшилась с 10.5 тонн до 9.5. Тенденция, однако (С)
С индийского сайта: (http://www.bharat-rakshak.com/SPACE/space-launchers-gslv.html#gslvmk3)
ЦитироватьGSLV- Mk-2 will be an improved version with greater payload capability (upto 2,250 Kg [78]) on the fourth flight due in 2005 :oops: [79]that will use:
Indigenous CUSP (cryogenic upper stage program) with larger fuel capacity (variously reported from 15 tonne[80] to 25 tonne [81 ,82]) and uprated thrust of 9.5 tonne [83] instead of Russian 12KRB's 12.5 tonne propellant and 7.5 tonne thrust. For the 15 tonne stage increased thrust shall be applied during initial 300 seconds after which thrust will revert back to standard 7.5 tonne [84](the last two KRB stages procured from Russia will likely be such 15 tonne stage, that would be approx 1.3m longer). The Indian CUSP reached a milestone when it successfully ran for 1000 seconds [85] on September 14, 2002 at full 9.5 tonne thrust [86], indicating ISRO's CUSP program is geared to realize C20 stage.
Короче - подстраховывая индийцев, Хруничев поставит поледние 2 криогенных блока:
- с тягой маршевого двигетеля 9.5 тонн (Точно такая же как у индийского "самостийного" РБ :idea:);
- РЗТ 15 тонн :!: ;
- Длина РБ будет ~ на 1.3 м больше (У 12КРБ длина 8.7 м и диаметр 2.8 м);
- По моим прикидочным расчетам :roll: (У 12КРБ начальная масса 15,1 тонн):
- начальная масса РБ 18,000 кг
- конечная масса РБ 3,000 кг
Похоже это изделие должно называться
15КРБ, а не 12КРБ 8)
Ну, про 15КРБ уже был разговор здесь когда-то. Индусы очень давно хотели удлинить его, наши не соглашались, говорили, что проблемы с жёсткостью и собственными резонансными частотами...
Да, про 15КРБ тут на форуме пару лет назад уже заикались - и вот, наконец-то, он и "всплыл". :)
Спасибо за инфу, Frigate! ;)
Цитироватьhttp://www.samspace.ru/News/foto.htm
[img http://www.samspace.ru/photogallery/Paris%202009/IMG_4705.jpg /img]
[img http://www.samspace.ru/photogallery/Paris%202009/IMG_4501.jpg /img]
На этих фото хорошо видно, что Блоки А у Союза-1 и союза 2-3 разные.
А вот по табличкам получается, что одинаковые.
Подозреваю, всё же одинаковые - как у "Союза-1".
А ларчик открывается просто - на этих картинках же не ракеты, а
макеты для выставок.
Но они тоже денег стоят. И поскольку макет РН "Союз-2-3" уже был готов, с переделкой ЦБ решили просто не заморачиваться. :)
Да, и вообще-то это правильно - не делать такие макеты по штатной документации.
ЦитироватьНу, про 15КРБ уже был разговор здесь когда-то. Индусы очень давно хотели удлинить его, наши не соглашались, говорили, что проблемы с жёсткостью и собственными резонансными частотами...
Российско-индийские работы по носителю GSLV И.Черный. "Новости космонавтики" 2002 N11:
ЦитироватьПараллельно ISRO обратилось к российской стороне с просьбой провести модернизацию двух блоков 12КРБ, находящихся в производстве в Центре Хруничева и готовящихся к поставкам в Индию, с целью увеличения массы ПГ, выводимого на геопереходную орбиту (ГПО) (с 1500 кг у существующего варианта GSLV Mk I до 2200 кг). По расчетам специалистов Центра, это можно сделать путем форсирования двигателя КВД-1 с 7.5 до 9.5 тс, увеличения массы заправляемых компонентов топлива 12КРБ с 12.5 до 15 т при параллельной плановой модернизации первой и второй ступеней носителя и его навесных жидкостных стартовых ускорителей, проводимой силами ISRO. После серии переговоров стороны подписали документы на модернизацию двух КРБ, и в январе 2002 г. ISRO выдало исходные данные для проведения работ.
Для сохранения надежности разгонного блока российские специалисты предлагают три основополагающих принципа доработок: запуск на ГПО должен осуществляться по одноимпульсной схеме (т.е. при однократном включении ЖРД); форсированный уровень тяги намечается использовать только в первые 300 сек полета при общей продолжительности работы двигателя 790 сек; массовое соотношение компонентов топлива блока необходимо понизить с 6.23 до 5.15, чтобы при форсировании ЖРД не повышать температуру в его камере сгорания и газогенераторе (форсирование достигается за счет повышения давления в камере сгорания путем замены регулятора тяги без существенных изменений уровней давлений в топливных баках).
Модернизация 12КРБ не должна привести к существенным изменениям компоновки: удлинятся баки (горючего - на 1005 мм, окислителя - на 325 мм), увеличится длина магистралей ПГС, гаргротов и БКС. Необходимо будет доработать наземное оборудование технического и стартового комплексов, транспортно-технологический контейнер, механическое оборудование, средства обеспечения заправки и эксплуатационную документацию. Поскольку длина 12КРБ возрастет, будет модернизирован блок отрывных разъемов, через который осуществляются все связи разгонного блока с наземным оборудованием. Кроме того, потребуется доработка программного обеспечения автоматизированного комплекса управления подготовкой и заправкой 12КРБ.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьhttp://www.samspace.ru/News/foto.htm
[img http://www.samspace.ru/photogallery/Paris%202009/IMG_4705.jpg /img]
[img http://www.samspace.ru/photogallery/Paris%202009/IMG_4501.jpg /img]
На этих фото хорошо видно, что Блоки А у Союза-1 и союза 2-3 разные.
А вот по табличкам получается, что одинаковые.
Подозреваю, всё же одинаковые - как у "Союза-1".
А ларчик открывается просто - на этих картинках же не ракеты, а макеты для выставок.
Но они тоже денег стоят. И поскольку макет РН "Союз-2-3" уже был готов, с переделкой ЦБ решили просто не заморачиваться. :)
Да, и вообще-то это правильно - не делать такие макеты по штатной документации.
Всё правильно. Макет переделывать лень. Только вот ведь незадача, чертёж на сайте тоже лень переделывать: http://www.samspace.ru/RN/souz_2-3.htm
(http://i002.radikal.ru/0907/3f/dd69da393abc.jpg)(http://i058.radikal.ru/0907/f9/e1314050cfc3.jpg)
ЦитироватьВсё правильно. Макет переделывать лень. Только вот ведь незадача, чертёж на сайте тоже лень переделывать: http://www.samspace.ru/RN/souz_2-3.htm
Подозреваю что и тут именно так, лень переделывать. В таких вещах гос.предприятия нередко пренебрегают контролем достоверности данных, публикуемых в интернете.
А вы считаете, что "Прогресс" всерьёз рассчитывает выбить финансирование на 2 разных по конструкции ЦБ ? ;)
ЦитироватьЦитироватьВсё правильно. Макет переделывать лень. Только вот ведь незадача, чертёж на сайте тоже лень переделывать: http://www.samspace.ru/RN/souz_2-3.htm
Подозреваю что и тут именно так, лень переделывать. В таких вещах гос.предприятия нередко пренебрегают контролем достоверности данных, публикуемых в интернете.
А вы считаете, что "Прогресс" всерьёз рассчитывает выбить финансирование на 2 разных по конструкции ЦБ ? ;)
Союз-1 ЦСКБ-Прогресс делает за свой счет. А вот насчет союз-2-3 не знаю. Так что вполне могут сделать и два ЦБ.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВсё правильно. Макет переделывать лень. Только вот ведь незадача, чертёж на сайте тоже лень переделывать: http://www.samspace.ru/RN/souz_2-3.htm
Подозреваю что и тут именно так, лень переделывать. В таких вещах гос.предприятия нередко пренебрегают контролем достоверности данных, публикуемых в интернете.
А вы считаете, что "Прогресс" всерьёз рассчитывает выбить финансирование на 2 разных по конструкции ЦБ ? ;)
Союз-1 ЦСКБ-Прогресс делает за свой счет. А вот насчет союз-2-3 не знаю. Так что вполне могут сделать и два ЦБ.
а потом унифицировать ЦБ и выпускать один и тот же при оплаченных двух? :idea:
ЦитироватьЦитироватьА вы считаете, что "Прогресс" всерьёз рассчитывает выбить финансирование на 2 разных по конструкции ЦБ ? ;)
Союз-1 ЦСКБ-Прогресс делает за свой счет. А вот насчет союз-2-3 не знаю. Так что вполне могут сделать и два ЦБ.
Не вижу смысла.
ЦитироватьНе вижу смысла.
Я тоже. Но сделать в принципе могут.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьА вы считаете, что "Прогресс" всерьёз рассчитывает выбить финансирование на 2 разных по конструкции ЦБ ? ;)
Союз-1 ЦСКБ-Прогресс делает за свой счет. А вот насчет союз-2-3 не знаю. Так что вполне могут сделать и два ЦБ.
Не вижу смысла.
Все делается более грамотно. Сначало дорабатывается ЦБ только в нижней части с сохранением верхней части бака О. отрабатывается ЦБ под Союз-1. Затем для Союза-2-3 увеличивается диаметр верхней части бака О. А при неизменной длине ЦБ - необходимы ли ОСИ ЦБ? Т.е - минимум затрат. К стасти: - об этом уже писалось.
Но данные по стартовой массе Союза 2-3 приведены именно для ЦБ с неизменной верхней частью, а значит с изменёнными боковушками. :roll:
(http://s58.radikal.ru/i161/0908/ad/30a94f6cd4f2.jpg)
(http://i077.radikal.ru/0908/5f/f0f31a3d2ef9.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/9014.jpg)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/61214.jpg)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/188-189/India2.jpg)
http://www.b14643.de/Spacerockets_1/India/GSLV/Description/Frame.htm
(http://www.b14643.de/Spacerockets_1/Pictures/gslv_6.jpg)
(http://www.b14643.de/Spacerockets_1/Pictures/gslv_12.jpg)
(http://www.b14643.de/Spacerockets_1/Pictures/gslv_21.jpg)
(http://www.b14643.de/Spacerockets_1/Pictures/gslv_25.jpg)
(http://www.b14643.de/Spacerockets_1/Pictures/gslv_8.jpg)
(http://www.b14643.de/Spacerockets_1/Pictures/gslv_15.jpg)
Flight-Testing Of Cryogenic Stage Of GSLV In April (http://www.space-travel.com/reports/Flight_Testing_Of_Cryogenic_Stage_Of_GSLV_In_April_999.html)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10685.jpg)
ЦитироватьIndian Space Research Organisation Chairman K. Radhakrishnan has said the flight- testing of the indigenous cryogenic stage of the GSLV D3 would be conducted in April.
Talking to reporters after receiving the Doctor of Science (Honoris Causa) at the fifth convocation of SRM University here, Radhakrishnan said: The vehicle would carry GAST-4, a communication satellite. Though we had several GSLV flights, we were using the Russian cryogenic stages."
"As far as cryogenic engine and stages were concerned, ISRO had tested engines for 7,500 seconds," he added.
The country's first unmanned lunar mission, Chandrayaan, was launched in late October, 2008.
The second unmanned project, Chandrayaan-II, will be launched in the first quarter of 2013 - a prelude to the manned space mission.
India is emerging as a major player in the multi-billion dollar space research and space missions.
Цитировать12КРБ и Союз-2
Только что индийцы запустили спутник на ГПО своим носителем, в состав которого входил наш водородный 12КРБ. Спутник был выведен не совсем точно и, кажется, в этом "виноват" именно 12КРБ ...
Тем не менее, это единственный наш летающий водородный РБ, но его использование прекращается – в марте-апреле индийцы проведут первый запуск со своим водородным РБ. Впрочем, возможно, еще состоится 1-2 запуска с 12КРБ. И на этом его история закончится?
Насколько сложно и дорого создание инфраструктуры для использования 12 КРБ с российским РН в Плесецке/Байконуре? Игра стоит свеч?
В дальнейшем я предполагаю, что да, стоит. Сколько водорода в 12КРБ? 1,5-2,5 тонны?
Мне кажется, что для такого количества не нужна инфраструктура масштаба той, что была создана для РН Энергия ...
Я полагаю, что 12 КРБ очень хорошо подошел бы Ангаре 1+ (c ТТУ) и через ILS имел бы хорошие шансы на международном рынке.
Но про Ангару 1 + ничего не известно ...
Но, возможно, 12КРБ подойдет Ангаре 1.1 вместо Бриз-КМ?
Или Ангаре 1.2 в качестве РБ?
Но заказчиками Ангары 1 являются военные, а они страдают водородобоязнью, да и нужные им КА заказаны под существующие или объявленные РН/РБ.
Единственной другой РН для 12КРБ является, очевидно, Союз 2-1б. Возможно, он слишком великоват для этой РН. Тогда его надо не дозаправлять на 1-2-3 тонны или сделать 10КРБ ...
Для каких запусков мог бы использоваться Союз 2 с 12 КРБ?
Насчет запусков из Куру ... Не знаю, не уверен, что французы согласятся на такой вариант.
Байконур. Союз 2 с 12 КРБ мог бы использоваться для внутренних гражданских запусков.
Каких? Сейчас, наверное, таких и нет. Или есть?
Международные запуски – через Starsem, который теперь ориентируется на Куру.
Но, мне кажется, есть ниша, в которой Союз 2 с 12КРБ из Байконура предпочтилен, чем Союз 2 с Фрегатом из Куру – это запуски тяжелого (для Куру слишком тяжелого) спутника (или группы спутников) на орбиты с наклонением 51,6 градусов и выше.
Есть еще другие ниши?
И самое сложное – наши фирмы. 12КРБ от Цих, Союз 2 от Самары.
Способны или они договориться?
Если да, и конфигурация Союз 2 с 12 КРБ будет официально признана, то для нее появятся, но это нескоро, отечественные КА.
Так есть ли шансы у Союз 2 с 12КРБ?
Я думаю, имеет смысл вернуться к обсуждению РН Союз-2 с водородной 3-й ст/РБ.
И прежде все РН Союз-2 из Куру.
Один участник форума заметил, что наши внутренние проекты вялотекущи и бесконечны, а проекты с/для иностранцев хотя и задерживаются, все-таки завершаются ... Союз-2 из Куру как раз пример.
А пример вялотекущего и бесконечного проекта - создание системы КВРБ Цихом для Ангары. Этот проект можно ускорить, если для одного из блоков этой системы появится другой заказчик/лоббист, которому этот блок нужен будет быстро.
Другой заказчик/лоббист в данном случае - это Arianspace и российские партнеры по проекту Союз-2 из Куру. Сейчас для Arianspace сложно подбирать пары спутников для РН Ariane-5, а рассчитывать на Ariane-6 ...
В общем, если бы через 2-3 года появился бы вариант РН Союз-2
с 3-й водородной ст/РБ, то на 4-5- лет он очень бы устроил Arianspace ...
Ладно, оставим пока в стороне политические и экономические аспекты.
Рассмотрим технические. Мне кажется, что для Союз-2 лучше всего подошел бы КВРБ для А7 с двумя РД-0146 ...
Ваше мнение?
Мое мнение - НННШ[/size]:
1. Опыт Руси-М показывает: ставить Хруничевский РБ на самарскую РН чревато откровеным саботажем с московской стороны,
2. Если доверить Хруничеву третью ступень, то они в лучшем случае будут разрабатывать ее десятилетиями, в худшем - не будут вовсе;
3. А вам не кажется, что КВТК-А7 несколько тяжеловат для Союза-2?
4. Прежде чем вариант Союза-2 с водородной третьей ступенью устроил бы Арианэспас, он должен сначала полететь с территории РФ либо Казахстана. А для этого на разработку большие люди наверху должны выделить длинные деньги, а сейчас очередная "вторая волна" перманентного кризиса, и отмазка звучит, что инвестиции в "железо" невыгодны, а выгодней покупать ценные бумаги с низкой волатильностью.
Не стоит обсуждать малореальные проекты.
Не великоват ли для Союза-2 :?:
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьИз статьи И.Чёрного "Наши незлобливые соседи" в НК №1 2008 год:
ЦитироватьЛюбопытно, что верхняя ступень с Vinci является "любимым сценарием" не только для Ariane 5 и Vega, но и для РН Союз ST
Вот будет прикольно если французы сделают водородный Союз. :wink:
Тяга у Vinci 18 тс, значит водородной будет видимо третья ступень массой тонн 15-20.
Дмитрий, дело в том, что они сами его и предлагают, правда только из Куру.
Итак, я вновь предлагаю к теме водородной 3-й ст., она же РБ на Союз-2.
Но на другой основе - не от 12КРБ, а от 2-й ст. новой РН для нового КК с 4 РД-146.
Например, в первом приближении это и есть эта 2-я ступень, но укороченная, и c 2-мя, а не 4-мя РД-146 ...
Аналогичная ступень, слегка укороченная, предлагалась для "Онеги" ("Союз-3").
Вообще-то технические аспекты водородной 3ст/РБ для Союз-2 были вполне рассмотрены несколько лет назад в этой ветке ...
Если идти от линейки водородных РБ ЦиХа, то 3ст/РБ для Союз-2
- это базовый КВТК, но с 2 РД ...
Кстати, реально работа идет только над этим базовым КВТК.
Когда я говорил о КВТК-А7 для Союз-2 я упустил смайлик ...
У Союза -2.1Б у 3-й ступени следуюшие ТТХ:
- Масса заправленной ступени 27755 кг
- Сухая масса 2355 кг
- Масса окислителя 17800 кг
- Масса горючего 7600 кг
- Диаметр 2.66 м
- Длина 6.7 м
По массе вроде бы базовый КВТК криогенный РБ от Хруничева вроде бы подходит (23530 кг заправленный
без проставок), Но вот как вписать 2 РД-0146Д с ВСН в диаметр 2.66 м :?:
Наверное так же, как Кириллин собирался вписать: значительно больше диаметр сделать. См. макет на МАКС-е 2011.
ЦитироватьНаверное так же, как Кириллин собирался вписать: значительно больше диаметр сделать. См. макет на МАКС-е 2011.
2 РД-0146Д по 1950 мм каждый с зазором - это выливается в 4 метровый диаметр ступени :!:
Плюс 2263 мм в длину в сложенном положении.
Може быть всё таки 2 х РД-0146, или еше ЛУЧШЕЕ 2 х РД-0148 (которых увы нет). :idea:
Цитировать2 РД-0146Д по 1950 мм каждый с зазором - это выливается в 4 метровый диаметр ступени :!:
При 4-метровом же обтекателе - не такая уж и проблема
Цитировать2 РД-0146Д по 1950 мм каждый с зазором - это выливается в 4 метровый диаметр ступени :!:
Ну и что?
Ведь на Союзе-2 предусмотрен головной обтекатель диаметром 4,11 м.
Навскидку:
(http://s017.radikal.ru/i436/1112/2e/b96496f16d9bt.jpg) (http://radikal.ru/F/s017.radikal.ru/i436/1112/2e/b96496f16d9b.jpg.html)
ЦитироватьНо вот как вписать 2 РД-0146Д с ВСН в диаметр 2.66 м :?:
Дмитрий В. рисовал. Получилась "рыпка" ;)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/21799.jpg)
ЦитироватьЦитироватьНо вот как вписать 2 РД-0146Д с ВСН в диаметр 2.66 м :?:
Дмитрий В. рисовал. Получилась "рыпка" ;)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/21799.jpg)
Правда, в "рыбке" был нарисован 1х11Д57М. Но и 4хРД-0146 (без выдвижного насадка) прекрасно вписываются в диаметр 3,8-3,9 м.
ЦитироватьДмитрий В. рисовал. Получилась "рыпка" ;)
Дмитрий, а 3-ю ступень по массе ПГ оптимизировали?
Я конечно понимаю, что водородный бак поболе керосина, но как-то она чересчур большой выглядит :roll:
ЦитироватьЦитироватьДмитрий В. рисовал. Получилась "рыпка" ;)
Дмитрий, а 3-ю ступень по массе ПГ оптимизировали?
Я конечно понимаю, что водородный бак поболе керосина, но как-то она чересчур большой выглядит :roll:
Там исходно была водородная ступень под Протон. У меня выходило:
ЦитироватьПерегрузки то уменьшатся, но у меня выходит, что падает и общая ХС более чем на тысячу, при ПН 7,8т.
Гм... чего-то у меня выходит, что лучше всего будет третья ступень около 35т (недолив), а ПН при этом 8,4т.
А вот ежели сделать ступень под Союз (33т заправленная, 6,1т "сухая"), то ПН 10,1т.
Возникает вопрос: зачем нам такая унификация? :F
PS Запуск с 46 градуса ;)
ЦитироватьЦитироватьДмитрий В. рисовал. Получилась "рыпка" ;)
Дмитрий, а 3-ю ступень по массе ПГ оптимизировали?
Я конечно понимаю, что водородный бак поболе керосина, но как-то она чересчур большой выглядит :roll:
Ну, не больше чем на Союз-2-3В, я думаю :wink:
Водородный РБ для Союза должен разрабатываться и изготавливаться не на Филях. Там бы хватило мощностей на собственные изделия. А их лет на 20 более чем достаточно.
ЦитироватьУ Союза -2.1Б у 3-й ступени следуюшие ТТХ:
- Масса заправленной ступени 27755 кг
- Сухая масса 2355 кг
- Масса окислителя 17800 кг
- Масса горючего 7600 кг
- Диаметр 2.66 м
- Длина 6.7 м
По массе вроде бы базовый КВТК криогенный РБ от Хруничева вроде бы подходит (23530 кг заправленный
без проставок), Но вот как вписать 2 РД-0146Д с ВСН в диаметр 2.66 м :?:
Добавление 2-го РД увеличит его массу. Пусть на 1000 кг.
И сколько Союз-2 с такой 3-й ступенью выведет на
а) на нижнюю орбиту?
б) на ГПО из Куру?
ЦитироватьПравда, там все равно было 4 РД-0146, т.к. РН предназначалась для выведения Клипера. В случае использования в качестве универсальной ступени (выведение на низкую опорную орбиту + функции РБ) 2 двигателя, возможно, будут лучше.
Универсальная верхняя ступень для российских РН
3-я водородная ступень для Союз-2 на базе КВТК (с 2 РД) может послужить и 2-й ступенью для РН, меньших, чем Союз-2.
А именно, для Ангары-1 и Союз 2-1в.
Сколько ПН эти РН с такой 2-й ступенью могут вывести из Плесецка на нижнюю орбиту, на ССО высотой 700 км?
Причем изменяя длину цилиндрической части баков КВТК можно, очевидно, подстроить его под каждую из них.
А вот для РН больших, чем Союз-2, надо брать, очевидно, КВТК2 для А7 ...
Ну как вы не поймёте, никаких универсальных ступеней быть не может. Никаких разработок на базе КВТК для носителей сторонних для ГКНПЦ производителей тоже не будет. Производство у Центра не резиновое, а собственные программы достаточно масштабны, чтобы загрузить его полностью.
ЦитироватьВодородный РБ для Союза должен разрабатываться и изготавливаться не на Филях.
Естественно. Их надо делать в Самаре, где собственно и предполагалось производить водородный блок для "Русь-М". Благо площадей после 11К25Ц осталось достаточно.
Только вот кто его будет разрабатывать? Самара?
ЦитироватьТолько вот кто его будет разрабатывать? Самара?
Вообще-то, ЦСКБ было головным исполнителем не только по РН СКПГ, но и по ее второй ступени. Что логично, потому что ЦСКБ достались "остатки" кадрового потенциала ВКБ НПО Энергия. После закрытия темы этот персонал надо задействовать. В этом смысле "утилизация" наработок по 2-й ступени "Руси-М" в проекте "Союз-2-3В" выглядит логичным шагом.
Ваши бы мысли, да в голову руководству Роскосмоса. Хотя... тем прожекты, наверно, больше по душе - впрерёд, на Марс! На Альфу Центавра! В Чёрную дыру, в конце концов...
ЦитироватьВаши бы мысли, да в голову руководству Роскосмоса. Хотя... тем прожекты, наверно, больше по душе - впрерёд, на Марс! На Альфу Центавра! В Чёрную дыру, в конце концов...
Кстати в части производства КВТК можно было бы скооперироваться с той же Самарой. Все же "Прогресс" был рассчитан на ежегодное производство до 60 "семёрок", 5-6 блоков 11К25Ц и до полусотни спутников ежегодно. Площади есть, наверное что-то из оборудования осталось от "Энергии" :roll:
Если машина пойдёт без излишних трудностей, то я не вижу проблемы в том, чтобы позже передать её серийное производство в ту же Самару. Ведь предполагается целая гамма РБ различной грузоподъёмности - работы на несколько фирм хватит.
Не забываем, что существует 2 двигателя разработанных в Конструкторское бюро химавтоматики (ОАО КБХА):
- РД-0146 оптимизирован для верхних ступеней РН (с однократным включением в полете)
- РД-0146Д с ВСН оптимизирован для РБ (многократное вклвключением в полете - до 5 раз).
ЦитироватьЦитироватьПравда, там все равно было 4 РД-0146, т.к. РН предназначалась для выведения Клипера. В случае использования в качестве универсальной ступени (выведение на низкую опорную орбиту + функции РБ) 2 двигателя, возможно, будут лучше.
Универсальная верхняя ступень для российских РН
3-я водородная ступень для Союз-2 на базе КВТК (с 2 РД) может послужить и 2-й ступенью для РН, меньших, чем Союз-2.
А именно, для Ангары-1 и Союз 2-1в.
Сколько ПН эти РН с такой 2-й ступенью могут вывести из Плесецка на нижнюю орбиту, на ССО высотой 700 км?
Причем изменяя длину цилиндрической части баков КВТК можно, очевидно, подстроить его под каждую из них.
А вот для РН больших, чем Союз-2, надо брать, очевидно, КВТК2 для А7 ...
Может кто-то все-таки посчитает (см цитату)?
Нужность универсальных ступеней, похоже, не надо доказывать, раз пошло горячее обсуждение, кто их должен делать ...
В связи с этим отмечу только, что надо избежать ситуации
"безумное разнообразие РБ" (zaitcev), имеющей место с недоводородными РБ.
ЦитироватьВаши бы мысли, да в голову руководству Роскосмоса.
Что ж. Подождем тридцатых чисел июля. И будем надеяться на лучшее.