Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Пилотируемые полеты => Тема начата: Серёга от 10.10.2006 18:49:32

Название: Перегрузки
Отправлено: Серёга от 10.10.2006 18:49:32
Интересно человек переживёт 225 g в течении 0,07 секунд????  :?:
Название: Перегрузки
Отправлено: RadioactiveRainbow от 10.10.2006 19:10:58
Хм-м-м...
Попробую угадать... - Нет, не переживёт.
Название: Перегрузки
Отправлено: Artemkad от 10.10.2006 19:15:13
ЦитироватьИнтересно человек переживёт 225 g в течении 0,07 секунд????  :?:
А что тут гадать. Ситуация - человек летящий со скоростью 55 км/ч встречается с асфальтом. Насколько я понимаю это падение без аммортизации (плашмя) с высоты 4-5-го этажа...
Название: Перегрузки
Отправлено: vjick от 10.10.2006 23:15:43
Уважаемые, а не поможете уточнить: каковы перегрузки при старте "Союза" и "Шаттла" и при их посадке. И, может кто знает, какими были эти величины на "Аполлонах" и предполагаются на "Орионах"?
Название: Перегрузки
Отправлено: К.А. от 11.10.2006 08:23:40
Насколько я помню предел ударной перегрузки для человека 16 единиц в голом виде и 32 единицы в скафандре и ложементе используемым сейчас на КК "Союз". Когда то книгу такую читал.
Могу ошибаться, но цифры по перегрузкам:
Союз старт до 3 единиц, штатная посадка до 4 единиц,
Аполлон старт около3 единиц, торможение в атмосфере при возвращении с Луны 12 единиц,
Шаттл старт около 2-3 единиц, посадка около 1.5.
Название: Перегрузки
Отправлено: avmich от 11.10.2006 19:34:54
http://www.ejectionsite.com/stapp.htm - 46,2 "жэ". Кто больше? :)
Название: Перегрузки
Отправлено: Игорь Суслов от 11.10.2006 07:38:58
ЦитироватьУважаемые, а не поможете уточнить: каковы перегрузки при старте "Союза" и "Шаттла" и при их посадке. И, может кто знает, какими были эти величины на "Аполлонах" и предполагаются на "Орионах"?
ЕМНИП:
Союз - 6 / 5 (старт/посадка)
Шаттл - 3 / 2
Аполло - примерно, как на Союзе, наверное, чуть меньше...
Название: Перегрузки
Отправлено: AB57 от 11.10.2006 10:13:23
ЦитироватьИнтересно человек переживёт 225 g в течении 0,07 секунд????  :?:

Помнится много-много лет назад Василий Александрович Ярошевский (он занимался в ЦАГИ проблемами динамики спуска КА в 50-60 годы) во время чтения своего спецкурса в МФТИ упоминал максимальное значение интеграла перегрузки по времени, которое может выдержать человеческий организм как 170. Понятно, что цифра очень приблизительная и усредненная и не учитывает некоторых особенностей и характера перегрузок, но именно ее брали за основу при проектировании "Востока".
Название: Перегрузки
Отправлено: vjick от 11.10.2006 14:17:25
Спасибо К.А. и Игорю Суслову за ответ.

Кажется, мне приходилось слышать, что из-за использования ТТУ на шаттле там скорость нарастания перегрузок при старте более резкая. Так ли это? И в связи с этим, почему-то запомнилось, что старт на "Союзе" переносится легче, а, вот, посадка - наоборот. Я ошибаюсь?
Название: Перегрузки
Отправлено: Игорь Суслов от 11.10.2006 12:27:07
ЦитироватьКажется, мне приходилось слышать, что из-за использования ТТУ на шаттле там скорость нарастания перегрузок при старте более резкая. Так ли это?
Не так. Сильная там вибрация, посмотрите видео внутри верхней палубы... амплитуда колебаний шлемов пилотов сантиметра 3-4... Нарастание - обычное, несмотря на переменную тягу SRB.
Название: Перегрузки
Отправлено: Dr. Alex от 11.10.2006 14:52:16
насчет Аполлона (при возврате с Луны) - не знаю,
Союз - старт - 3, посадка (управляемая с орбиты) - 3-4 (при суборбитальном полете в 1975 - было до 16-ти),
Space Shuttle - старт до 3-х, посадка - менее 2-х
Название: Перегрузки
Отправлено: нейромантик от 11.10.2006 16:20:43
Так... Значит "выстрел" из ядерной катапульты - тоже выдержит. Судя по тому, что я читал, перегрузка во время старта не должна превышать 100G.

Надо будет срочно сваять какой-нибудь антигуманный проект им. Дарта Вейдера.
 :twisted:
Название: Перегрузки
Отправлено: Серёга от 11.10.2006 17:32:00
Можно на обезьянке испытать. Только от Гринписа попадёт.
Название: Перегрузки
Отправлено: Dr. Alex от 12.10.2006 12:58:02
при 16g в 1975 капли крови из капиляров наружу вышли. Похоже, что это максимум, что может выдержать человек. По крайней мере, чтобы не стать инвалидом (а участники того неудачного пуска потом в космом летали).
Не стоит такие эксперименты (про 100g) на людях ставить - явно долетит "котлета".
3-4g - это уже не сахар (про 8-9g при баллистическом сходе с орбиты на "Востоках"/"Восходах" лучше и не вспоминать..)
Название: Перегрузки
Отправлено: К.А. от 12.10.2006 12:19:11
В НК проходила информация, что в результате балистического спуска экипаж Союза-18-1 подвергся  перегрузке в 21.3 единици.

Вот воспоминание участника событий.

А.Глушко "Новости космонавтики" №6 за 2000г.

ТРЕТИЙ СУБОРБИТАЛЬНЫЙ.  

О том, как это было, рассказывает бортинженер корабля Олега Макарова.

_ Предстартовая подготовка прошла спокойно, и даже теплая погода в день старта была хорошим предзнаменованием. Вопреки ожиданию, неприятностей, возникавших перед всеми предыдущими полетами, не было, и все шло даже слишком гладко. Для нас старт был вторым. Мы были значительно спокойнее, чем при первом, и знали, что ожидать и к чему готовиться. Перед стартом и в первые минуты выхода на орбиту экипаж думал только о предстоящей работе на новой и сложной станции, которую он знал не так хорошо, как того хотелось... Хотя до стыковки оставались всего сутки.
Как было принято, во время выведения связь с экипажем поддерживал командир дублирующего экипажа (в данном случае П.Климук), он же следил за прохождением команд. Бортинженер (В.Севастьянов) был в постоянном контакте с телеметристами и стартовиками, чтобы в случае сбоев принять участие в их устранении. Мы слышали голос Климука.
Итак, старт_ Шум_ вибрации_ все штатно, как в прошлый раз. Мы в предвкушении будущих интересных событий ждем выключения второй и запуска третьей ступени. Но_ неожиданно двигатель смолк. Взвыл гудок, машина крутанулась, и по кабине метнулся солнечный зайчик... Вначале мы ничего не поняли. Даже Василий, удивительно правильно устроенный человек, молчал. Да и говорить по делу было нечего. Мы не готовились к такому повороту событий и ничего не могли предпринять, но все же попытались вспомнить, что в такой ситуации надо делать. Правда, так толком и не вспомнили, поскольку ракета управляется автоматикой. Если машина определила, что авария, значит, дальше все просто _ надо спасаться. Затем было тягучее ожидание... Непонятно, почему, но попытки связаться с Землей окончились ничем. При последующем анализе выяснилось, что связь в тот момент работала нормально. Земля хорошо слышала экипаж, и техника корабля была исправна. Это навело на мысль, что была человеческая ошибка, которую не обнаружили, да особо и не искали. Дело было уже сделано.
Мы попытались сообразить, чем все закончится. Обсуждали три возможных варианта: падение в море возле Японии, в Китай и в горы. Потом сообразили, что Японии не будет, там уже ночь, а здесь, как мы видели в иллюминаторы, еще день, значит, корабль упадет ближе. Если бы мы заранее посмотрели на зависимость места падения от секунды аварии, то все стало бы ясно, но мы этого не делали: такого быть не может и не для нас это писано. Как выяснилось позже, П.Климук высчитал вероятное место посадки секунд через 20_30 после аварии и кричал об этом в микрофон, но мы его не слышали. После аварии было около 400 сек невесомости, однако мы все время потратили на выяснение места падения и забыли про неизбежную перегрузку, которая вскоре наступила. Мы не предполагали, что перегрузка будет такой большой. Известно, что человеку становится невыносимо тяжело при 10 g. Первым симптомом этого является уход зрения, и оно стало уходить. Сначала изображение стало черно-белым, потом сужался угол, но зрения окончательно не теряли (хотя могли, о чем узнали только после посадки). Могли потерять сознание, но тоже не теряли (только после приземления были совершенно мокрые). Пока давит, думаешь только о том, что надо сопротивляться, и мы сопротивлялись. Когда же будет очень тяжело _ рекомендовали орать, и мы орали. Все наши действия _ сочетание школы и стресса. Знания _ сила! Они дают приказ мозгу _ и организм работает как по инструкции, плюс его естественное стремление к самосохранению.
Все длилось не больше пяти минут. Перегрузка медленно началась, быстро росла, остановилась на одной величине, а потом стала падать. Мы начали что-то соображать. Первым желанием после спада перегрузки было вздохнуть, так как она не дает дышать. Когда вздохнули, уже сработала парашютная система.
Парашюты раскрылись почти на пределе расчетных перегрузок, что не было нормой, хотя и предвиделось как аварийный ввод парашюта.
Первым делом мы посмотрели в окно, чтобы определить, куда же все-таки шлепнемся. Убедились, что падаем в горы, и стало противно... Я подумал о том, сколь сильна  же мать-природа и как хорошо нас жахнуло. Подумалось, какие молодцы те, кто все это предвидел, ведь благодаря им ничего не надо делать, все само собой работает. Удивительное чувство, порой посещающее космонавтов... Это похоже на сказку: ты вернулся с того света с помощью каких-то парней, которые об этом ничего не знают. Это потрясающее ощущение чуда...
Мы вспомнили, что есть несколько возможностей дальнейших отношений с парашютом: не отстреливать, что глупо, так как обычно аппарат потом волочет ветром; отстрелить совсем, тогда аппарат будет сам по себе, а парашют сам по себе; и кто-то еще предусмотрел возможность для отстрела только одной стеньги, так что половина парашюта освободится, а вторая может помочь, зацепившись за что-нибудь и сыграв роль якоря. Остановились на последнем варианте.
Сразу после касания В.Лазарев отстрелил одну стеньгу. Аппарат немного покачался и остановился. Ветер положил парашют на склон, а аппарат, наклонившись, не покатился, а привык и улежался в снегу. После этого мы с удовольствием вылезли наружу и обнаружили, что на улице не +25, как в было Казахстане, а -7 и снег глубиной 1.5 метра. Мы сразу договорились, что раз живы, то не будем больше рисковать, а этот день будем отмечать впредь как второй день рождения. Так было каждый год, пока был жив Василий Лазарев.
Для установления связи с поисковиками нам пришлось залезть в аппарат. Мы слышали их голоса_ нас искали_. Потом мы развели костер. Все делали ползком, так как ходить из-за глубокого снега было невозможно. Но это были приятные хлопоты, как в походе. Огонь был. Ведь В.Лазарев _ сибиряк, он быстро завалил пару сосен, зажег их _ и все было хорошо.
Очень организованно вели себя военные. Они прилетели через полчаса и определили место посадки. Мы с ними постоянно вели переговоры. Сначала они хотели сбросить десантников, но горы были плохие и они решили не создавать себе лишних трудностей. Потом они улетели, а эвакуировать нас смогли только на следующий день.
Первое, что мы спросили, когда вышли с поисковиками на связь, _ где мы находимся? Нам объяснили, что сели мы севернее на столько-то километров от такого-то населенного пункта. Но карты у нас не было, и сообразить, где находимся, мы так и не смогли. Поняли только, что аппарат приземлился в Советском Союзе на Алтае. До границы с Китаем было недалеко, и если бы авария случилась парой десятков секунд позже, то мы приземлились бы именно там.
В программе полета для Василия был предусмотрен какой-то военный, видимо, тривиальный, но совершенно секретный эксперимент (такой, что даже я, бортинженер, о нем ничего не знал). Наверное, он исследовал разрешающую способность глаза с целью разведки с орбиты невооруженным глазом. После посадки, предполагая, что мы могли сесть в Китае, Лазарев сжег какие-то листочки и таблички...
Еще интересный фрагмент тех событий. Авария пришлась на период сотрудничества с американцами (работавшими на недоверии) по ЭПАСу. Они стали кричать, что экипаж погиб. Понимая всю важность ситуации, мы получили указание от руководства сходить в спортзал, где были американцы, чтобы те не особо выступали. И мы играли в футбол и общались с партнерами в объеме своего незнания английского языка.
Как ни странно, никаких последствий на наши организмы перегрузки не оказали. И послеполетное обследование не обнаружило никаких кровоизлияний на спине, хотя на центрифуге они появлялись после 8 g, а увеличивались с ростом перегрузки.
Ранее, во время предстартовой подготовки, место, послужившее причиной аварии, не проверялось. С этой неисправностью летали и раньше, но именно сейчас она проявилась. После того, как на Земле сымитировали ситуацию и разобрались в чем дело, то поняли, что эту неисправность исправить на старте было невозможно. Ее можно было обнаружить только при сборке пакета во время подготовки третьей ступени...
Таким образом, полет космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова на КК Союз-18-1 5 апреля 1975 г. стал первым в нашей стране  и третьим в мире пилотируемым полетом по суборбитальной траектории.

PS Макаров после этого полета еще дважды поднимался на орбиту, а Лазарев дублировал в 1980 году Кизима на СоюзеТ-3.
Название: Перегрузки
Отправлено: avmich от 12.10.2006 23:31:04
http://www.ejectionsite.com/stapp.htm

for 0.6 seconds, Stapp endured 15 Gs

Пиковые нагрузки были побольше, но, конечно, на меньшем времени...
Название: Перегрузки
Отправлено: Серёга от 12.10.2006 14:13:58
ЦитироватьВсе длилось не больше пяти минут.
А я говорю о перегрузке в сотые доли секунд, пусть и 225 g. Проводились ли исследования кратковременных перегрузок, если кто-то знает где можно найти что-нибудь, оставте ссылку. Плиииссс!!
Название: Перегрузки
Отправлено: vjick от 12.10.2006 14:46:53
Понял, всем спасибо.
Понятно, что нештатные полеты прроисходят с существенно большими перегрузками, меня интересовали именно штатные варианты.
Название: Перегрузки
Отправлено: Дмитрий В. от 12.10.2006 14:08:35
Кое что о зависимости величины физиологически допустимой перегрузки от времени ее действия можно посмотреть на: http://extreme-studio.kiev.ua/publik/52.shtml
Там же есть и соответствующий график. С уважением, Дмитрий В.
Название: Перегрузки
Отправлено: ДмитрийК от 12.10.2006 16:03:34
ЦитироватьА я говорю о перегрузке в сотые доли секунд, пусть и 225 g.
Тело движущееся равноускоренно с ускорением 225g за 0.01 секунды пройдет путь примерно 11 см. На этот случай можно и амортизатор под кресло поставить (и ставят) :)
Название: Перегрузки
Отправлено: Серёга от 12.10.2006 16:53:19
Цитировать
ЦитироватьА я говорю о перегрузке в сотые доли секунд, пусть и 225 g.
Тело движущееся равноускоренно с ускорением 225g за 0.01 секунды пройдет путь примерно 11 см. На этот случай можно и амортизатор под кресло поставить (и ставят) :)
Да.  А нужно 0.07 сек. Тогда уже не 11см, а 5 метров получится. :shock:  Ну и засунь под кресло такой амортизатор.  :lol:
Название: Перегрузки
Отправлено: avmich от 13.10.2006 03:08:06
Цитировать
ЦитироватьВсе длилось не больше пяти минут.
А я говорю о перегрузке в сотые доли секунд, пусть и 225 g. Проводились ли исследования кратковременных перегрузок, если кто-то знает где можно найти что-нибудь, оставте ссылку. Плиииссс!!

Серёга, тебе ссылки приводимые информации не добавляют?
Название: Перегрузки
Отправлено: К.А. от 12.10.2006 16:25:12
Когдато 100 лет назад я читал, что если поместить человека в капсуле в жидкостную ванну то можно выдержать до 2000 g ударной перегрузки.
Название: Перегрузки
Отправлено: ДмитрийК от 12.10.2006 19:57:26
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА я говорю о перегрузке в сотые доли секунд, пусть и 225 g.
Тело движущееся равноускоренно с ускорением 225g за 0.01 секунды пройдет путь примерно 11 см. На этот случай можно и амортизатор под кресло поставить (и ставят) :)
Да.  А нужно 0.07 сек. Тогда уже не 11см, а 5 метров получится. :shock:  Ну и засунь под кресло такой амортизатор.  :lol:
Дык ведь уже засунули ... РДТТ мягкой посадки :) За сколько метров от земли он там срабатывает?
Название: Перегрузки
Отправлено: Dr. Alex от 13.10.2006 17:21:48
вот данные о перегрузках на "Аполлонах" - рассчетные - менее 7g

В А-7 и А-9  (с орбиты Земли)- были соответсвенно 3,33 и 3,35g.

при полете с Луны - от 5,56 (в А-13, что мягко говоря удивляет, учитывая ручной управление для входа в "коридор"), до 7,19 (в А-16).
(В остальных посадках было 6.2-6.8g)
Название: Перегрузки
Отправлено: Kotov от 20.06.2009 12:08:29
Цитироватьвот данные о перегрузках на "Аполлонах" - рассчетные - менее 7g

В А-7 и А-9  (с орбиты Земли)- были соответсвенно 3,33 и 3,35g.

при полете с Луны - от 5,56 (в А-13, что мягко говоря удивляет, учитывая ручной управление для входа в "коридор"), до 7,19 (в А-16).
(В остальных посадках было 6.2-6.8g)

С перегрузками Аполлонов возрвращающихся с Луны какие-то нестыковки.

Изначально американцы отсчитывали свои высоты "входа в атмосферу" от 300тыс.фут или ~90км.

А  потом в отчетности по Аполлону резко перешли на отсчет от отметки 400тыс.фут или ~120км.

Хотя, сама постановка вопроса про "вход" в атмосферу на высоте 120км просто бессмысленна, ибо акселерометры капсулы Аполлона регистрируют наличие торможения в воздухе при ускорениях не менее 0.05g, что имеет место на высоте ~89...90км.

Имея угол входа  -6,5° на высоте 90км при скорости 11025м/с. - максимальная перегрузка достигает 13,5g...

Можно попробовать посчитать самостоятельно -
http://www.geocities.com/levinkirill/SpaceModel/ReentryModel.zip

Vehicle
       m (kg)        5560
       S (m2)       11,9
       Cx             0,85
       K              0,152
 Initial conditions      
    H (km)     120
    V (m/s)    11030
    a              -6,5
 Constants      
  g (stand)               9,8068                
  g (polar)                9,8322                
  Earth radius (km)   6378          

  m          4,0E+14    
  Air density            1,29            

Simulation parameters
  Dt                                1    

Landing
Time (s)                  9,02
Range (km))            2251
 
Даже при 120 км, согласно данных текстового транскрипта, на 81-й секунде отмечено прохождение максимума перегрузки а=99м/с
Название: Перегрузки
Отправлено: Дмитрий В. от 20.06.2009 11:15:55
Цитировать
Цитироватьвот данные о перегрузках на "Аполлонах" - рассчетные - менее 7g

В А-7 и А-9  (с орбиты Земли)- были соответсвенно 3,33 и 3,35g.

при полете с Луны - от 5,56 (в А-13, что мягко говоря удивляет, учитывая ручной управление для входа в "коридор"), до 7,19 (в А-16).
(В остальных посадках было 6.2-6.8g)

С перегрузками Аполлонов возрвращающихся с Луны какие-то нестыковки.


А график высогты от вроемени можно? Что-то мне кажется угол входа великоват.
Название: Перегрузки
Отправлено: Братушка от 20.06.2009 16:05:57
Давно похожую тему обсуждали.Не помню кто приводил эти графики.
Шаттл
(http://s56.radikal.ru/i151/0906/67/68226e6f3442t.jpg) (http://radikal.ru/F/s56.radikal.ru/i151/0906/67/68226e6f3442.jpg.html)
Союз
(http://s47.radikal.ru/i117/0906/21/5e2a7796240et.jpg) (http://radikal.ru/F/s47.radikal.ru/i117/0906/21/5e2a7796240e.jpg.html)
Наложение графиков.
(http://s57.radikal.ru/i158/0906/08/b6453215f27ct.jpg) (http://radikal.ru/F/s57.radikal.ru/i158/0906/08/b6453215f27c.jpg.html)
Название: Перегрузки
Отправлено: Rakanishu от 20.06.2009 17:19:56
ЦитироватьКое что о зависимости величины физиологически допустимой перегрузки от времени ее действия можно посмотреть на: http://extreme-studio.kiev.ua/publik/52.shtml
Там же есть и соответствующий график. С уважением, Дмитрий В.

Кстати, сама статья уж очень интересная. Так и подталкивает к мысли об использовании "двуступенчатого" парашюта. Который сначала тормозит падение в верхних слоях атмосферы, потом отстреливается (или разрушается) и дальнейший спуск производится стандартным методом.
Название: Перегрузки
Отправлено: Дем от 21.06.2009 00:52:55
ЦитироватьДык ведь уже засунули ... РДТТ мягкой посадки :) За сколько метров от земли он там срабатывает?
Кстати, тут вопрос возник. При какой-то посадке они не сработали - какая там перегрузка была?
Название: Перегрузки
Отправлено: Сергей Георгиевич Петропавловский от 21.06.2009 06:48:12
Сереге. Увидел вопрос и туд же достал книгу с полки: Б.А. Рабинович-"Безопасность человека при ускорениях" (Биомеханический анализ) 2007 год. Доктор технических наук, профессор работал у Северина до 1991 года. Вся наука по перегрузкам прошла через его руки. Когда я был там, мне ребята под большим секретом сообщили,  что он (Борис Абрамович) занимался испытаниями 99% биоманекена (сами гадайте, что это, больше ничего не скажу). И вся книга построена на данных этих испытаний. Не знаю есть в электронном виде. Он человек современный и этого не должен допустить бы этого.  По поводу перегрузок. По молодости теперешний Генеральный конструктор проходил как раз испытания на специальной пороховой катапульте по направляющим с длинной метров 10 вверх. Вот ждет очереди, а перед ним Володя Кричевский. А роста он небольшого, соответственно и веса тоже. Старт и уже его снимают с компрессионной травмой позвоночника. А следующий Сергей Сергеевич. Ну у него обошлось. Это как раз и были критичные цифры по перегрузкам. Так что выстрелить человеком или взорвать ядреную бомбу для ускорения в космосе не получится. Теперь о взлете и посадке космонавтов. Самое главное-это ложемент. Он делается индивидуально по каждого космонавта. Процедура получения профиля  сами понимаете-после отливки можит происходить местная эпиляция. Но не об этом в книгах-воспоминаниях прочел-самое неприятное не старт, а срабатывание двигателей посадки.Тогда очень сильно пиковая перегрузка ощущается. Я сейчас всетаки перелистаю книгу Рабиновича (давно пора, а то уменя там дарственная надпись Сергею Георгиевичу .....в  день 60-летия). А у него я целое лето 2008 года проработал по теме  безопасности на атракционах. Есть такая ассоциация производителей атракционов, где он давно и успешно трудится-РАППА.
Название: Перегрузки
Отправлено: Брабонт от 21.06.2009 13:08:36
ЦитироватьКогда я был там, мне ребята под большим секретом сообщили,  что он (Борис Абрамович) занимался испытаниями 99% биоманекена (сами гадайте, что это, больше ничего не скажу).
Кадавр, вестимо?
Название: Перегрузки
Отправлено: Salo от 21.06.2009 18:03:20
А что в один процент попало? Душа?
Название: Перегрузки
Отправлено: P.Fisho от 22.06.2009 14:02:19
Простите мою неосведомлённось, но объясните, что это за биоманекен. Кто использовался в роли манекена?
Название: Перегрузки
Отправлено: Eraser от 22.06.2009 13:11:54
Биоманекеном или кадавром называют труп взятый из морга для исследований.
Название: Перегрузки
Отправлено: C-300 от 22.06.2009 16:51:46
Цитироватьесли хотите я раскажу записанный с тех времен эпизод как проходило это испытание?
Спрашиваете! Конечно, хотим.
Название: Перегрузки
Отправлено: Сергей Георгиевич Петропавловский от 22.06.2009 20:16:03
Помню два  случая. Первый когда на специальной вышке имитировалось покидание из кабины СУ-29 при помощи катапультного кресла сделанного по тянущей схеме. С макетом все прошло удачно хотя и не столь эффектно- при помощи различных страховочных тросов изделие и макет не падали на землю. А дальше должен был катапультироваться испытатель, сын Генерального конструктора-Владимир Северин. У меня не выдержали нервы и я ушел по двум причинам. Во первых я знал насколько это опасно, а во вторых от праздно глядящих все таки идет волна генеральского эффекта. В дальнейшем прошло все благополучно и кресло было испытано им же в "живую" в полете. Все было хорошо за исключением приземления – испытатель с парашютом попал в неглубокую ирригационную канаву, которые окружали летное поле   ЛИИ и довольно прилично нахлебался воды. Впрочем я там сам не был. Но звание Героя России за цикл испытаний он получил. А между ними было катапультирование с манекеном из кабины СУ-29 спарки, перемещаемой с максимальной скоростью на грузовике. В одном из кресел находился оператор. Команда на катапультирование - и всех наблюдавших поразил очень громкий, неестественный хлопок при катапультировании манекена. Запрашивают оператора- все в порядке. Потом оказалось, при подрыве пиропатрона вся труба около ступицы кресла разлетелась как шрапнель. Хорошо это шрапнель ушла в сторону. Оказалось была неправильная закалка
 А второй случай когда предприятие занимающееся разработкой кресел принимало делегацию специалистов из США с перспективой установки кресел на  F-18 морского базирования. Для испытания они привезли  уникальный   маникен,   который  они называли   Адам.    Стоимостью    порядка
1 000 000 долларов США. Выполнен с тканью имитации кожи на молнии и прочими приближениями к телу человека и нашпигован баснословным количеством датчиков, тензометрических и прочих. И привезли  его в  термостатическом металлическом саркофаге.  Накануне, в установке обдувающей кресло потоком со скоростью  1100 км/час был испытано кресло с  нашим  маникеном. Из–за  несовершенства маникена результат был с поломанной «ногой». Тогда американцы попросили провести испытания с «Адамом» на скорости 1200 км/час. Я, хоть и не участвовал в подготовке, но прорвался на стенд посмотреть. Там было два довольно больших бронированных окна. У одного столпились все ведущие специалисты завода человек 25-30, у другого американские летчики и инженеры человек 15, наш Генеральный и дама из Англии - посредник. Даме было лет от 35 до 55, прекрасно одета, дорогая косметика и ведущая себя очень непосредственно. Прямо перед глазам находился стенд с люком, через который в набегающий  поток выставлялся кресло с маникеном. И вот сирена, поднимается кресло, я гляжу на манекен, и вижу, как он как бы сжимается под набегающим потоком. Ни руки, ни ноги, ни голова даже не шелохнулись. Полнейший успех. Американцы аплодисментами и возгласами выражали свое одобрение, а дама даже запрыгала на месте, хлопая в ладоши, как школьница. А что же наши? Наши просто повернулись в их сторону смотрели и ... молчали. Что дальше ? В прессе проскочило сообщение, что ВМС США приняли все таки решение установить его на F-18 морского базирования. А после чудесного спасения летчиков на спарке СУ-35 в Ля –Бурже по моему все сомнения отпали. Я крутил  видеопленку с кадрами аварии и катапультирования, которую можно купить теперь в любом специализированном магазине и взад и вперед. Клас-си-ка !!!
Название: Перегрузки
Отправлено: А.Коваленко от 22.06.2009 21:00:27
А разве на Су-29 может быть установлено катапультируемое кресло? Это же поршневой пилотажник. Может быть, речь все-таки о Су-27?
Название: Перегрузки
Отправлено: Дмитрий В. от 22.06.2009 20:01:54
ЦитироватьА разве на Су-29 может быть установлено катапультируемое кресло? Это же поршневой пилотажник. Может быть, речь все-таки о Су-27?

Для Су-29 было разработано специальное легкое КС.
Название: Перегрузки
Отправлено: Дмитрий В. от 22.06.2009 20:03:53
ЦитироватьА разве на Су-29 может быть установлено катапультируемое кресло? Это же поршневой пилотажник. Может быть, речь все-таки о Су-27?
http://www.zvezda-npp.ru/sks94.html
Название: Перегрузки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 22.06.2009 21:05:46
Наверное, все же Су-27 :D  С трудом представляю Су-29 не спарку :)
А в Ле-Бурже разбился Су-30МК. Су-35, слава КПСС, в Ле-Бурже не бился.
Название: Перегрузки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 22.06.2009 21:38:22
А почему бы Вам перед размещением поста не проверять в поисковике названия? Ведь это не мелочи, на которые можно не обращать внимания. И тем самым не снижать доверия к излагаемым фактам.
Название: Перегрузки
Отправлено: А.Коваленко от 22.06.2009 21:44:45
Цитировать
ЦитироватьА разве на Су-29 может быть установлено катапультируемое кресло? Это же поршневой пилотажник. Может быть, речь все-таки о Су-27?
http://www.zvezda-npp.ru/sks94.html
Спасибо! Не знал.
Название: Перегрузки
Отправлено: Kotov от 23.06.2009 00:41:46
Цитировать
Цитировать
Цитироватьвот данные о перегрузках на "Аполлонах" - рассчетные - менее 7g

В А-7 и А-9  (с орбиты Земли)- были соответсвенно 3,33 и 3,35g.

при полете с Луны - от 5,56 (в А-13, что мягко говоря удивляет, учитывая ручной управление для входа в "коридор"), до 7,19 (в А-16).
(В остальных посадках было 6.2-6.8g)

С перегрузками Аполлонов возрвращающихся с Луны какие-то нестыковки.


А график высогты от вроемени можно? Что-то мне кажется угол входа великоват.

Если пройдёте по ссылке и изучите данные текстового транскрипта, то найдёте в таблицезависимость высоты от времени. Графика, к сожалению нет.