Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Космонавтика - ее история, назначение и перспективы => Тема начата: max_schmurz от 13.02.2004 10:09:26

Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: max_schmurz от 13.02.2004 10:09:26
Не подскажите, где можно почитать про данный сабж?
Насколько мне известно, был испытан в космосе 2 раза - А.Серебровым и А.Викторенко во время ЭО-5 на ОКС "Мир". Несколько вопросов:
1. Из-за чего не используется на МКС (бесперспективность или банальная нехватка средств)?
2. Приспособлена ли сама МКС для использования данного устройства в плане возможности выхода из "Пирса"/"Квеста"?
3. Почему американы не изпользуют сейчас свой аналогичный "транспорт"?
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Andy_K64 от 13.02.2004 11:48:58
ЦитатаНе подскажите, где можно почитать про данный сабж?
Насколько мне известно, был испытан в космосе 2 раза - А.Серебровым и А.Викторенко во время ЭО-5 на ОКС "Мир". Несколько вопросов:
1. Из-за чего не используется на МКС (бесперспективность или банальная нехватка средств)?
2. Приспособлена ли сама МКС для использования данного устройства в плане возможности выхода из "Пирса"/"Квеста"?
3. Почему американы не изпользуют сейчас свой аналогичный "транспорт"?
1) Нет задач (IMHO)
2) Нет, но если потребуется, можно будет сделать (IMHO)
3) У американцев есть упрощенная система SAFER. Назначение - гарантированное возвращение астронавта к станции в случае отказа фала или чего-то в этом роде.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Старый от 13.02.2004 12:21:44
Цитата1. Из-за чего не используется на МКС (бесперспективность или банальная нехватка средств)?

 Опасность в использовании. В случае "улёта" должна иметься возможность "поимки" улетевшего космонавта космическим кораблём. Такая возможность была у Шаттла но нет у других аппаратов. (потому наш СПК был привязан тросиком) (это не имхо)

Цитата2. Приспособлена ли сама МКС для использования данного устройства в плане возможности выхода из "Пирса"/"Квеста"?

 Нет. По соображениям изложеным выше (имхо)

Цитата3. Почему американы не изпользуют сейчас свой аналогичный "транспорт"?

 Использование возможно только в автономном полёте шаттла, а таких задач нет.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Andy_K64 от 13.02.2004 13:34:38
На счет троса Старый прав, там действительно были и трос, и лебедка. Но вот на счет поимки улетевшего человека Шаттлом? Старый, а вы всерьёз верите, что можно, управляя 70-тонным кораблём, вручную, используя только визуальный контроль взаимного положения, "поймать" улетевшего? Это очень впечатляюще было показано в сериале The Cape (у нас шел как "Космодром"), но в реальной жизни мне это кажется в высшей степени сомнительным.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: X от 13.02.2004 14:05:05
Была информация, что для МКС "Звезда" делала некую установку "Сейфер", которая, если не ошибаюсь, должна была одеваться на шкаф СЖО "Орлана".

На последнем МАКСе стенде "Звезды" мне утверждали, что эта установка - ограниченный аналог СПК и что она "давно уже на орбите". Что из этого соответствует действительности?
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Andy_K64 от 13.02.2004 14:10:36
ЦитатаБыла информация, что для МКС "Звезда" делала некую установку "Сейфер", которая, если не ошибаюсь, должна была одеваться на шкаф СЖО "Орлана".

На последнем МАКСе стенде "Звезды" мне утверждали, что эта установка - ограниченный аналог СПК и что она "давно уже на орбите". Что из этого соответствует действительности?
SAFER - это у американцев. У "Звезды" - УСК (устройство спасения космонавта). Есть ли на борту не знаю. Все остальное правда.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Старый от 13.02.2004 14:12:27
ЦитатаНа счет троса Старый прав, там действительно были и трос, и лебедка. Но вот на счет поимки улетевшего человека Шаттлом? Старый, а вы всерьёз верите, что можно, управляя 70-тонным кораблём, вручную, используя только визуальный контроль взаимного положения, "поймать" улетевшего? Это очень впечатляюще было показано в сериале The Cape (у нас шел как "Космодром"), но в реальной жизни мне это кажется в высшей степени сомнительным.

 Из сериала видел только несколько фильмов.
 Всё что я пересказал - официальная информация НАСА. Если бы космонавт улетел, то Шаттл должен был догнать его, "прижать" к днищу грузового отсека и закрыть створки. А потом астронавты в скафандрах должны были затащить бедолагу внутрь. То есть грузовой отсек использовался как сачок. :)
 Когда чинили Солар Макс, то был отменён второй выход с ММУ какраз из-за того, что в первой попытке Шаттл израсходовал почти всё топливо для двигателей ориентации и его (топлива) не оставалось чтобы поймать астронавта если он улетит при второй попытке.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Andy_K64 от 13.02.2004 14:17:50
Цитата
ЦитатаНа счет троса Старый прав, там действительно были и трос, и лебедка. Но вот на счет поимки улетевшего человека Шаттлом? Старый, а вы всерьёз верите, что можно, управляя 70-тонным кораблём, вручную, используя только визуальный контроль взаимного положения, "поймать" улетевшего? Это очень впечатляюще было показано в сериале The Cape (у нас шел как "Космодром"), но в реальной жизни мне это кажется в высшей степени сомнительным.

 Из сериала видел только несколько фильмов.
 Всё что я пересказал - официальная информация НАСА. Если бы космонавт улетел, то Шаттл должен был догнать его, "прижать" к днищу грузового отсека и закрыть створки. А потом астронавты в скафандрах должны были затащить бедолагу внутрь. То есть грузовой отсек использовался как сачок. :)
 Когда чинили Солар Макс, то был отменён второй выход с ММУ какраз из-за того, что в первой попытке Шаттл израсходовал почти всё топливо для двигателей ориентации и его (топлива) не оставалось чтобы поймать астронавта если он улетит при второй попытке.
У меня почти весь записан, могу дать переписать (правда, качество не очень). А в остальном, в NASA немало фантазёров. На практике они ни разу это не пробовали хотя бы для экспериментальной отработки. А кстати, зачем створки закрывать? На случай потери сознания и невозможности зафиксироваться самому?
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Зануда от 13.02.2004 14:41:17
ЦитатаНа счет троса Старый прав, там действительно были и трос, и лебедка. Но вот на счет поимки улетевшего человека Шаттлом? Старый, а вы всерьёз верите, что можно, управляя 70-тонным кораблём, вручную, используя только визуальный контроль взаимного положения, "поймать" улетевшего? Это очень впечатляюще было показано в сериале The Cape (у нас шел как "Космодром"), но в реальной жизни мне это кажется в высшей степени сомнительным.

Ребят, поймать улетевшего космонавта шаттлом возможно! Надо вспомнить полет STS-41B в феврале 1984 г , то там во время выхода МакКендлесса и Стюарта (когда в СПК кончилось рабочее тело для двигателей) улетела довольно массивная платформа. на которой она могли крепиться ногами. Улетела довольно быстро и воспользоваться иманипулятором они не успели. Командир Венс Бранд рулил шаттлоам более получаса с такой точностью, что Мак смог поймать платформу руками.  и это при том, что было израсходовано больше половины топлива носовых двигателей маневрирования. Так что это вполне реально.
Правла Маку пришлось нводить Бранда, но с тех пор ввели в эксплуатацию боротоворй радиолокатор и с ним стало все прощще
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Andy_K64 от 13.02.2004 14:52:38
Ладно, убедили. Но при наличии топлива. А оно ограничено.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Зануда от 13.02.2004 15:20:16
Топлива там огромное количество. Во всяком случае STS-41С подлетел к спутнику на высоте 495 км. оченнь долго вокруг него маневрировал, пытаясь осуществить захват манипулятором, потом улетел километров на 100, потом опять вернулся. В общем полетал много и ничего...  Единственный недостаток шаттлов в этом смысле: отсутстивие объединенной двигательной установки, т.е. общих баков для всех видов двигателей.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Старый от 13.02.2004 18:10:59
ЦитатаА кстати, зачем створки закрывать? На случай потери сознания и невозможности зафиксироваться самому?

 Да, возможность потери сознания рассматривалась как наиболее вероятная причина улёта.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Andy_K64 от 13.02.2004 18:29:54
Цитата
ЦитатаА кстати, зачем створки закрывать? На случай потери сознания и невозможности зафиксироваться самому?

 Да, возможность потери сознания рассматривалась как наиболее вероятная причина улёта.
Конечно это жуткий форс-мажор, но они сварят его заживо в этом случае, пока будут на свету находиться. Даже при самом быстром выходе наружу от начала подготовки снаряжения до конца шлюзования пройдет не меньше часа. А скорее больше. Даже если подготовку к выходу проводить во время ловли. Как-то все это фантастично. Хотя, я верю, что такие варианты рассматриваются. От безысходности. Но вот что без Шаттла это не используется, вы не правы. SAFER предназначен для работы и с борта МКС, а там Шаттла может и не быть. Но это именно система аварийного спасения, а не штатное средство перемещения. Как и наше УСК.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Старый от 13.02.2004 20:26:43
ЦитатаКонечно это жуткий форс-мажор, но они сварят его заживо в этом случае, пока будут на свету находиться. Даже при самом быстром выходе наружу от начала подготовки снаряжения до конца шлюзования пройдет не меньше часа. А скорее больше. Даже если подготовку к выходу проводить во время ловли. Как-то все это фантастично. Хотя, я верю, что такие варианты рассматриваются. От безысходности.

 Почему сварят? Предполагается что СЖО скафандра работает. Вобщето когда я сказал "другие должны выйти и затащить" я немного намудрил. Выход осуществляется вдвоём, один летает на ММУ а второй сидит в грузоотсеке на страховке. Так что выходить не нужно, он уже там. При удаче может прямо руками схватить, и створки закрывать не надо.

ЦитатаНо вот что без Шаттла это не используется, вы не правы. SAFER предназначен для работы и с борта МКС, а там Шаттла может и не быть. Но это именно система аварийного спасения, а не штатное средство перемещения. Как и наше УСК.

 Э, не! САФЕР не предназначена для ПРЕДНАМЕРЕНЫХ полётов. Она сама по себе является страховкой. Если космонавт случайно сорвётся с привязи и улетит, тогда только она вступает в действие. Так что тут уж не до перестраховки. Если уж и оторвался да ещё и сознание потерял - тогда чтож, не повезло так не повезло.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Pavel от 14.02.2004 15:45:11
ЦитатаНе подскажите, где можно почитать про данный сабж?

http://ido.kemsu.ru/space/
Далее в раздел скафандры
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Gradient от 15.02.2004 07:23:40
http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=426279&PageNum=0
На Международную космическую станцию /МКС/ вскоре будет отправлен реактивный "ранец" для страховки экипажей при работе в открытом космосе. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщил начальник летно-испытательной службы Ракетно-космической корпорации "Энергия" космонавт Александр Александров. "В соответствии с нашими обязательствами по программе МКС создана система спасения космонавтов в случае несанкционированного отделения от станции", - сказал он.

По словам Александрова, система, обеспечивающая автономное передвижение в безвоздушном пространстве, разработана специалистами предприятия "Звезда", где изготавливаются космические скафандры "Орлан" для работы за бортом. Небольшой аппарат в виде ранца, в котором размещены газовые баллоны-двигатели и система управления и торможения, надевается на скафандр и закрепляется на спине космонавта перед выходом в открытый космос. "В случае, если тот забудет пристегнуться к внешним поручням и удалится от МКС, он сможет включить "ранец" и вернуться на борт", - пояснил Александров.

Новая система, по его словам, значительно отличается от "космического мотоцикла", который с начала 90-х годов использовался на орбитальном комплексе "Мир". "Там было тяжелое кресло, в котором человек мог перемещаться на расстоянии до 50 м от станции", - рассказал работавший на "Мире" космонавт. По его мнению, "ранец" выгодно отличается от "мотоцикла" минимальной массой и уникальной способностью быстро вернуть человека в заданную точку при экстремальной ситуации".
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Andy_K64 от 16.02.2004 11:21:27
Цитата
ЦитатаКонечно это жуткий форс-мажор, но они сварят его заживо в этом случае, пока будут на свету находиться. Даже при самом быстром выходе наружу от начала подготовки снаряжения до конца шлюзования пройдет не меньше часа. А скорее больше. Даже если подготовку к выходу проводить во время ловли. Как-то все это фантастично. Хотя, я верю, что такие варианты рассматриваются. От безысходности.

 Почему сварят? Предполагается что СЖО скафандра работает. Вобщето когда я сказал "другие должны выйти и затащить" я немного намудрил. Выход осуществляется вдвоём, один летает на ММУ а второй сидит в грузоотсеке на страховке. Так что выходить не нужно, он уже там. При удаче может прямо руками схватить, и створки закрывать не надо.

ЦитатаНо вот что без Шаттла это не используется, вы не правы. SAFER предназначен для работы и с борта МКС, а там Шаттла может и не быть. Но это именно система аварийного спасения, а не штатное средство перемещения. Как и наше УСК.

 Э, не! САФЕР не предназначена для ПРЕДНАМЕРЕНЫХ полётов. Она сама по себе является страховкой. Если космонавт случайно сорвётся с привязи и улетит, тогда только она вступает в действие. Так что тут уж не до перестраховки. Если уж и оторвался да ещё и сознание потерял - тогда чтож, не повезло так не повезло.
По первой цитате. Сварят ибо перегрев будет большой. К тепловыделению скафандра добавится тепловыделение Шаттла. Не уверен, что мощности скафандра хватит чтобы бороться с таким количеством тепла. Но утверждать не буду.

По второй цитате. Так я ж про то и говорю.  :)
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: ratman от 16.02.2004 18:49:18
ЦитатаПо первой цитате. Сварят ибо перегрев будет большой. К тепловыделению скафандра добавится тепловыделение Шаттла. Не уверен, что мощности скафандра хватит чтобы бороться с таким количеством тепла. Но утверждать не буду.
Неужели Шаттл так сильно светит ?... А как же они тогда вообще в космос выходят ?
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Andy_K64 от 17.02.2004 09:24:09
Цитата
ЦитатаПо первой цитате. Сварят ибо перегрев будет большой. К тепловыделению скафандра добавится тепловыделение Шаттла. Не уверен, что мощности скафандра хватит чтобы бороться с таким количеством тепла. Но утверждать не буду.
Неужели Шаттл так сильно светит ?... А как же они тогда вообще в космос выходят ?
Шаттл в орбитальной конфигурации летает с открытыми створками отсека полезного груза. На створках находятся радиаторы системы терморегулирования. Если створки закрыть, то тепло сбрасывать будет некуда, кроме внутреннего объема ОПГ. Снаружи-то он покрыт теплозащитой  :)
Вопрос, сколько времени он сможет так продержаться. Если это будет на свету, то IMHO недолго.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: ratman от 17.02.2004 09:32:12
Если я правильно понял, вы имеете в виду, что жарко будет внутри грузового отсека при закрытых створках ?
Ну так оно и так было непонятно - зачем их вообще закрывать. Это, кстати, совсем не быстро - закрывать створки. По-моему, за это время космонавта можно десять раз поймать и в шлюз засунуть...
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Andy_K64 от 17.02.2004 11:39:49
ЦитатаПо-моему, за это время космонавта можно десять раз поймать и в шлюз засунуть...
Это если он находится "в здравом уме и трезвой памяти", т.е. не потерял сознание и может сам зафиксироваться в ОПГ. А "ловля бабочки" предназначена именно для случая, когда астронавт потерял дееспособность, если верить утверждению Старого. А у меня нет оснований ему не верить.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: ratman от 17.02.2004 11:55:14
Да, но непонятно: как можно что-либо поймать, закрыв створки, если их закрытие занимает несколько минут:
http://spaceflight.nasa.gov/shuttle/reference/shutref/structure/baydoors.html

Далее. Ну, пусть мы поймали бесчувственного космонавта в грузовой отсек - что толку ? Во-первых, он будет стукаться об стенки. А во-вторых, все равно его надо там ловить и пихать в шлюз.

Впрочем, надеюсь, Старый появится - обьяснит.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Игорь Суслов от 17.02.2004 10:47:11
Цитата...как можно что-либо поймать, закрыв створки, если их закрытие занимает несколько минут:
...он будет стукаться об стенки. А во-вторых, все равно его надо там ловить и пихать в шлюз.

Если астронавт здоров и может совершать осмысленные :) движения, то - все ясно, можно обойтись без закрытия створок.
Если он без сознания, то без створок тоже можно обойтись. Я не уверен точно, но наверняка астронавты (те, что здоровы) могут находиться в ОПН при маневрах шаттла (если, конечно не используются движки орбитального маневрирования), а это значит, что "пойманного" астронавта, выходящие астронавты могут захватить либо "на лету", либо сразу после поимки в ОПН. Кроме того, даже если предположить, что выходящих астронавтов пока нет в ОПН, сам шаттл может "придавить" терпящего бедствие к дну ОПН постоянным и очень малым ускорением, создаваемым двигателями ориентации...

Впрочем, это имхо, навеянное чтение научно-популярной литературы, не подкрепленное соответствующими документами НАСА, описывающими эту процедуру.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Andy_K64 от 17.02.2004 13:29:13
ЦитатаВпрочем, это имхо, навеянное чтение научно-популярной литературы, не подкрепленное соответствующими документами НАСА, описывающими эту процедуру.
А вот это скорее всего!
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Игорь Суслов от 17.02.2004 11:46:03
ЦитатаА вот это скорее всего!

Положим, ерничать мы все умеем... Хотите и я что-нибудь "умное" напишу?

В чем я принципиально ошибся? Или даже непринципиально?
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Andy_K64 от 17.02.2004 14:56:43
Цитата
ЦитатаА вот это скорее всего!

Положим, ерничать мы все умеем... Хотите и я что-нибудь "умное" напишу?

В чем я принципиально ошибся? Или даже непринципиально?
А я ёрничаю?! Совсем даже наоборот. Я с вами соглашаюсь. Просто я не заметил, что это IMHO
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Игорь Суслов от 17.02.2004 13:09:16
Цитатая ёрничаю?! Совсем даже наоборот. Я с вами соглашаюсь. Просто я не заметил, что это IMHO

:) "Проехали"...
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Старый от 17.02.2004 17:00:28
Извиняюсь что отсутствовал.
 Значит так. Про разницу между ММУ/СПК и САФЕР. ММУ/СПК это штатные средства перемещения, на них космонавты летают намеренно. А значит могут быть проблемы и должны быть предусмотрены способы страховки. САФЕР это само по себе уже средство страховки, на нём намерено никто летать не собирается, можети даже за всю историю так никто ни разу и не слетает. Зачем ему страховка.
 Грубо говоря аналогия такая: когда парашютист прыгает с парашютом, то он имеет запасной. Когда лётчик летит в самолёте, он тоже снабжён парашютом, но запасного парашюта нет, потому что тот что есть и так уже запасной, а основным служит самолёт. :) Так и тут.
 Мне показалось что ктото не понял что такое СПК, что это якобы средство перемещения вокруг станции. Отнюдь. Это был аналог ММУ и предназначался он для Бурана, а на Мире были только испытания. Ни о каких свободных (без тросика) полётах на Мире не было и речи.

 Насчёт "сварит". Космонавт одет в скафандр который снабжён теплоизоляцией защищающей от прямого нагрева Солнцем, практически исключающей внешний теплообмен. От нагрева какими радиаторами Шаттла она спасёт 10 раз. :) Охлаждение скафандра (отвод выделяемого космонавтом тепла) осуществляется водно-испарительной системой. Она будет прекрасно работать и внутри закрытого отсека, ей лишь бы был вакуум. Не забывайте: в аналогичных скафандрах космонавты рассекали по раскалённой поверхности Луны под прямыми лучами солнца и ничего, не сварились. Вобщем не может быть и речи что космонавт внутри закрытого ОПН перегреется.
 Шаттл способен в течение нескольких часов летать с закрытыми створками отсека ПН, при этом отвод тепла осуществляется (если не ошибаюсь) также водно-испарительной системой.
 Ну и наконец о чём я уже говорил: когда один космонавт летает на ММУ, второй сидит в ОПН на страховке. Так что створки можно и не закрывать, второй космонавт может схватить "летуна" и руками. Опять же есть манипулятор. Закрывание створок это на совсем крайний случай, если иными способами загарпунить летуна не удастся.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: ааа от 17.02.2004 20:17:15
Закрывание створок это на совсем крайний случай, если иными способами загарпунить летуна не удастся.

Ага, гарпуном его! :)

Делюсь своими газетными вырезками.

В 33 метрах от станции.[/size]

Вчера состоялись первые испытания "космического мотоцикла".

...Медленно и плавно удаляется от орбитального дома Александр Серебров, облаченный в серебристый скафандр с темным забралом-светофильтром на гермошлеме. За спиной - "летающее кресло", или, если следовать официальному названию, средство для автономного передвижения космонавта (СПК). Руки бортинженера на пультах управления, вмонтированных в "подлокотники". Серебров летит спиной вперед, так как постоянно обращен лицом к станции, с которой его соединяет тонкая нить капронового троса. Трос кажется светлой паутинкой в лучах Солнца, изгибается дугой то вправо, то влево, пока небольшая лебедка, аккуратно подбирая, не натягивает его. Вверху, на спинке кресла, горят два сигнальных огня. Картина уплывающего космонавта на фоне космической бездны весьма впечатляет...
Командир экипажа Александр Викторенко, тоже в полном космическом облачении, стоит на специальной площадке снаружи комплекса.
Так начались вчера первые летные испытания советского "космического мотоцикла", за ходом которых мы наблюдали в Центре управления полетом. Вначале Серебров отошел на пять метров, осуществляя маневры, отклоняясь то вправо, то влево, то вверх, то вниз, переходил из линейного движения во вращательное, зависал...
Следующая серия маневров производилась уже при большем удалении от комплекса. Максимальное расстояние составило 33 метра. Однако космический дом был почти все время в поле зрения Сереброва.
Движение СПК осуществляется с помощью микродвигателей, работающих на сжатом воздухе, - шестнадцати основных и стольких же резервных, причем использовать их можно в любой комбинации. Вообще все системы управления, энергетики здесь полностью дублированы. Это обеспечивает высокую надежность "космического мотоцикла".
В перерыве между сеансами связи на вопросы журналистов ответил генеральный конструктор систем жизнеобеспечения и спасения, Герой Социалистического Труда Г.И.Северин.
- Автономный скафандр с системой перемещения и маневрирования, - сказал он, - позволяет вести вне орбитального комплекса монтажные и исследовательские работы. Представьте, что вы собираете в космосе большую конструкцию, надо постоянно перелетать от одного места к другому - здесь без новой системы не обойтись. Да и при обслуживании орбитального комплекса она тоже очень полезна. С помощью СПК можно перемещать грузы, можно даже вывести несколько управляемых по радио роботов, и под руководством бригадира-космонавта они будут выполнять необходимую работу. Наконец, СПК является и эффективным средством спасения в космосе. Подойдя к терпящему бедствие кораблю или станции, спасатель доставит доставит космонавта на другой корабль.
- Почему американские астронавты летали в космосе без страховочного троса, а у нас он есть?
- У "Шаттла" больше возможности маневрировать на орбите, отклоняться в сторону, то есть в случае необходимости совершить так называемый маневр подбора космонавта. Такие же возможности есть и у нашего "Бурана", а вот у орбитального комплекса их меньше. Поэтому и используется страховочный трос.
- А как будет на "Буране"?
- Там, по-видимому, трос не нужен. Кстати, на обном из наших многоразовых кораблей будет специальный "гараж" для СПК.
- Когда вы начали работу над установкой по перемещению космонавта?
 - Еще в 1965 году, в 1966-м она была готова. Но после смерти С.П.Королева планы изменились и наша программа поломалась. Только в 1985 году, почти через 20 лет, работы возобновились. Сейчас мы создали более совершенную конструкцию, хотя и первая была совсем неплохая, примерно с такими же параметрами.
Вчерашние испытания, прошедшие отлично, подтвердили высокие качества "космического мотоцикла".
(Спец. корр. "Труда").
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Игорь Суслов от 17.02.2004 18:24:03
ЦитатаИзвиняюсь что отсутствовал. и т.д.

Это и так понятно. ПРОЦЕДУРА СПАСЕНИЯ интересна.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: ааа от 17.02.2004 20:32:05
Вперед, космоцикл![/size]

Репортаж из Центра управления полетом.

А теперь в космосе будет работать... бригада роботов. Специальные средства передвижения СПК - космические "мотоциклы" - отвезут их в дальний угол орбитальной станции, где под началом космонавта-бригадира по "кирпичикам" они сложат новый отсек: вот только что это будет - сауна или компьютерный класс, - два Саши, Викторенко и Серебров, до сих пор не сговорились.
Эта фантастическая картинка совсем скоро станет реальностью. Потому что первый шаг вчера был сделан.
Впервые в истории советской космонавтики Александр Серебров, оседлав "мотоцикл" (пристегнулся к нему металлическим поясом), отчалил от орбитальной станции и слегка - для первого раза - покатался. Назад, вверх, вниз, вправо, влево, вперед... И еще, еще раз. Плавно так, на фоне черного космического неба.
Правда, пока на тросе - тоненькой, четырехмиллиметровой веревочке из очень прочного волокна. Страховка. Мало ли что, а станция наша упрямо идет по орбите, свернуть не может. Командир А.Викторенко рядом, в скафандре, подстраховывал, помогал.
- Над созданием такого аппарата мы работали давно, со дня выхода Алексея Леонова в космос, - рассказывает генеральный конструктор Герой Социалистического Труда Гай Ильич Северин. - И первая установка была готова и испытана в 1966 году. Но после смерти Сергея Павловича Королева эта программа завалилась - изменилась несколько точка зрения. Мы, наверное, опередили время. И пришлось забросить работу, но вот появились сообщения, что американцы испытали свой "мотоцикл", и в 1985 году мы снова приступили к работе. Конечно, теперь на новом уровне, чтобы сделать установку и прогрессивную, и компактную.
Живи мы в космосе, создателю автомобиля было бы много проще: не нужно никакого горючего - бензина или керосина, накачал в баллон сжатый воздух, сделал в крышке маленькую дырочку - вот тебе и тяга. И никаких конфликтов с экологией.
Конечно, это очень упрощенный рассказ о микродвигателях "мотоцикла" (американские, например, на азоте). Работать "мотоцикл" может до шести часов, отойти от станции на 46 метров - дальше пока трос не пустит. Есть у него и настоящие навигационные огоньки - как на крыльях самолета, зеленый и красный. А вдруг - чем черт не шутит - кто мимо пролетать будет?..
Случится такое, правда, не сегодня. Но и "мотоцикл" может показать себя в полной красе лишь завтра. Как вы уже поняли, при работах строительных, а также спасательных, исследовательских, да мало ли что еще. На "Буране", например, будет для него специальный гараж.
Прогулка продлилась шесть часов.
- Совсем как на подводной охоте, - еще на Земле, после испытаний на специальном стенде, говорил А.Серебров. Вчера, уже имея опыт, он подтвердил: испытания создавали полную имитацию работы в космосе.
"Витязям" до возвращения на Землю предстоит еще раз испытать "мотоцикл" - 5 февраля. После них работу продолжит новый экипаж - он уже на Байконуре и через 10 дней стартует к "Миру".

В.Умнов
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: ааа от 17.02.2004 20:51:51
Вести с орбиты.[/size]

ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ, 5 февраля (ТАСС).

Александр Викторенко и Александр Серебров продолжают работу на борту орбитального научно-исследовательского комплекса "Мир".
В соответствии с программой полета они осуществили пятый выход в открытое космическое пространство и завершили летные испытания установки для автономного передвижения космонавта, а также новой системы шлюзования и выхода специализированного модуля "Квант-2".
В открытый космос экипаж вышел в 09 часов 08 минут московского времени. Программа испытаний установки, которые сегодня проводил Александр Викторенко, включала в себя отработку средств управления движения при различных режимах и удалениях от орбитального комплексадо 45 метров. Командир экипажа дал высокую оценку эксплуатационным характеристикам установки передвижения космонавта.
В ходе перемещения в открытом космическом пространстве командиром экипажа выполнены эксперименты по исследованию радиационной обстановки вблизи орбитального комплекса.
После завершения запланированных работ экипаж возвратился в помещение станции. Время нахождения Александра Викторенко и Александра Сереброва в открытом космосе составило 3 часа 45 минут.
Программа работ в открытом космическом пространстве экипажа пятой основной экспедиции выполнена полностью. Успешные испытания скафандров новой модификации, установки для маневрирования и передвижения космонавта и нового шлюзового отсека открывают широкие возможности в создании и эксплуатации на околоземной орбите перспективных пилотируемых систем научного и народнохозяйственного назначения.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: ааа от 18.02.2004 22:02:32
Что с космическим мотоциклом?[/size]

Если память мне не изменяет, где-то в конце 1989 года на "Мире" проводились испытания космического мотоцикла. Тогда же писали, что его можно использовать для доставки грузов. Но с тех пор я что-то ничего не слышал, чтобы мотоцикл нашел практическое применение. Интересно знать, что с ним, а также как обстоят дела с подобным мотоциклом у американцев на "Шаттле"?
Е.Садырин.  Курск.[/size]

Выходу в открытый космос, состоявшемуся 15 июля, предшествовала большая и кропотливая работа экипажа "Мир". Космонавты А.Арцебарский и С.Крикалев в течение двух недель готовили скафандры, необходимую аппаратуру. Львиная доля времени ушла на подготовку и упаковку в контейнеры деталей, из которых предстояло собирать космическую башню. Их общий вес достигает 100 килограммов.
Изрядно пришлось повозиться и с космическим мотоциклом. Нужно было освободить шлюзовой отсек, чтобы приспособить его под временный склад для выносимого оборудования. Именно в шлюзовом отсеке, словно в теплом гараже, около полутора лет стоит на приколе космический мотоцикл.
К глубокому сожалению, после двух испытательных полетов, проведенных членами  пятой основной экспедиции А.Викторенко и А.Серебровым в феврале 1990 года, космический мотоцикл на "Мире" так и не нашел практического применения. Кстати, американцы свое летающее кресло, которое они назвали ранцевой реактивной установкой, испытывали также в феврале, но только шестью годами раньше.
Наши космонавты дали высокую оценку эксплуатационным характеристикам мотоцикла, подчеркнув его добротность и надежность, удобство в управлении, великолепные маневренные качества.
Тогда в газетах действительно писали, что мотоцикл на "Мире" может быть использован для проведения ремонтных и монтажных работ, доставки грузов или проведения инспекторского осмотра орбитального комплекса, ныне достигшего внушительных размеров.
На деле же, как это ни печально признавать, после испытаний ни одному из космонавтов последующих четырех экспедиций так и не довелось "выкатить" мотоцикл из гаража и попробовать его на деле. Почему же? Ответ прост: мотоцикл не приспособлен для перевозки грузов. В этом смысле конструкторам предстоит еще поработать.
В самом деле как, скажем, космонавту в скафандре, который прикреплен в трех точках к креслу, справиться с грузом в открытом пространстве? Тем паче, что руки у него лежат на подлокотниках, а пальцами он нажимает кнопки управления? Значит, нужно жесткое буксирное устройство. А как причаливать и швартоваться? Перечень вопросов, требующих глубокой проработки, можно продолжить. А вообще-то мотоцикл конструировался не для орбитальной станции, а для "Бурана". Сейчас же, как уже говорилось, космический мотоцикл разобрали на шесть частей и переместили в соседний приборно-научный отсек "Кванта-2".
Эксплуатируют ли свой мотоцикл на "Шаттле" американские астронавты? Да, они пользуются им при выполнении операций по возвращению на Землю для ремонта некоторых спутников. Делается это таким образом. "Шаттл" приближается к спутнику на расстояние 10-12 метров. Астронавт на мотоцикле "подъезжает" к спутнику, защелкивает замковое устройство, и манипулятор "Шаттла" водружает спутник в грузовой отсек корабля. С помощью мотоцикла проводился и осмотр плиточных покрытий "Шаттла".
Часто спрашивают, а когда состоится очередной старт нашего "Бурана"? Намечен он на конец этого года, а точнее - на декабрь. Как и в первый раз, в беспилотном варианте. Однако сведущие люди говорят, что в назначенный срок полет, видимо, не состоится.
Во втором, беспилотном полете планируется стыковка "Бурана-2" с орбитальным комплексом. Причаливать многоразовый корабль будет к стыковочному узлу, смонтированному на модуле "Кристалл". После более чем пятнадцатилетнего перерыва будет использован такой же агрегат стыковки, который применялся во время первого советско-американского полета по программе "Союз"-"Аполлон".
Особый интерес вызывает новая схема сближения. Так как на "Буране" разместить стыковочный агрегат в носовой части нельзя (во время полета в плотных слоях атмосферы он непременно сгорит), его установили в грузовом отсеке корабля. "Буран-2" будет стыковаться как-бы "со спины".
После беспилотного рейса, намеченного пока что на декабрь нынешнего года, в 1992 году планируется пилотируемый. Кандидатами в первый экипаж являются Игорь Волк и Александр Иванченков.

Б.Олесюк   [/size]
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Serg Ivanov от 03.03.2004 21:46:53
ЦитатаЗакрывание створок это на совсем крайний случай, если иными способами загарпунить летуна не удастся.

Ага, гарпуном его! :)

Делюсь своими газетными вырезками.

В 33 метрах от станции.[/size]

Вчера состоялись первые испытания "космического мотоцикла".

...Медленно и плавно удаляется от орбитального дома Александр Серебров, облаченный в серебристый скафандр с темным забралом-светофильтром на гермошлеме. За спиной - "летающее кресло", или, если следовать официальному названию, средство для автономного передвижения космонавта (СПК). Руки бортинженера на пультах управления, вмонтированных в "подлокотники". Серебров летит спиной вперед, так как постоянно обращен лицом к станции, с которой его соединяет тонкая нить капронового троса. Трос кажется светлой паутинкой в лучах Солнца, изгибается дугой то вправо, то влево, пока небольшая лебедка, аккуратно подбирая, не натягивает его. Вверху, на спинке кресла, горят два сигнальных огня. Картина уплывающего космонавта на фоне космической бездны весьма впечатляет...
Командир экипажа Александр Викторенко, тоже в полном космическом облачении, стоит на специальной площадке снаружи комплекса.
Так начались вчера первые летные испытания советского "космического мотоцикла", за ходом которых мы наблюдали в Центре управления полетом. Вначале Серебров отошел на пять метров, осуществляя маневры, отклоняясь то вправо, то влево, то вверх, то вниз, переходил из линейного движения во вращательное, зависал...
Следующая серия маневров производилась уже при большем удалении от комплекса. Максимальное расстояние составило 33 метра. Однако космический дом был почти все время в поле зрения Сереброва.
Движение СПК осуществляется с помощью микродвигателей, работающих на сжатом воздухе, - шестнадцати основных и стольких же резервных, причем использовать их можно в любой комбинации. Вообще все системы управления, энергетики здесь полностью дублированы. Это обеспечивает высокую надежность "космического мотоцикла".
В перерыве между сеансами связи на вопросы журналистов ответил генеральный конструктор систем жизнеобеспечения и спасения, Герой Социалистического Труда Г.И.Северин.
- Автономный скафандр с системой перемещения и маневрирования, - сказал он, - позволяет вести вне орбитального комплекса монтажные и исследовательские работы. Представьте, что вы собираете в космосе большую конструкцию, надо постоянно перелетать от одного места к другому - здесь без новой системы не обойтись. Да и при обслуживании орбитального комплекса она тоже очень полезна. С помощью СПК можно перемещать грузы, можно даже вывести несколько управляемых по радио роботов, и под руководством бригадира-космонавта они будут выполнять необходимую работу. Наконец, СПК является и эффективным средством спасения в космосе. Подойдя к терпящему бедствие кораблю или станции, спасатель доставит доставит космонавта на другой корабль.
- Почему американские астронавты летали в космосе без страховочного троса, а у нас он есть?
- У "Шаттла" больше возможности маневрировать на орбите, отклоняться в сторону, то есть в случае необходимости совершить так называемый маневр подбора космонавта. Такие же возможности есть и у нашего "Бурана", а вот у орбитального комплекса их меньше. Поэтому и используется страховочный трос.
- А как будет на "Буране"?
- Там, по-видимому, трос не нужен. Кстати, на обном из наших многоразовых кораблей будет специальный "гараж" для СПК.
- Когда вы начали работу над установкой по перемещению космонавта?
 - Еще в 1965 году, в 1966-м она была готова. Но после смерти С.П.Королева планы изменились и наша программа поломалась. Только в 1985 году, почти через 20 лет, работы возобновились. Сейчас мы создали более совершенную конструкцию, хотя и первая была совсем неплохая, примерно с такими же параметрами.
Вчерашние испытания, прошедшие отлично, подтвердили высокие качества "космического мотоцикла".
(Спец. корр. "Труда").

А почему космонавта на мотоцикле не может вернуть другой космонавт на другом мотоцикле?
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: ааа от 03.03.2004 23:03:57
А кто потом будет ловить этого второго космонавта? :)

А если серьезно, то двух "мотоциклов" одновременно ни на шаттле, ни тем более на "Мире". А если бы и были, то как Вы представляете себе транспортировку одним "мотоциклистом" другого?
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Serg Ivanov от 04.03.2004 11:59:10
ЦитатаА кто потом будет ловить этого второго космонавта? :)

А если серьезно, то двух "мотоциклов" одновременно ни на шаттле, ни тем более на "Мире". А если бы и были, то как Вы представляете себе транспортировку одним "мотоциклистом" другого?
Да хоть валетиком! :)  А почему небыло двух на "Мире"?
Согласитесь, комплект к мотоциклу в виде "Шаттла" или "Бурана" со стороны несколько странно смотрится... :shock:
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Serg Ivanov от 04.03.2004 14:22:37
Цитата: "ааа"Закрывание створок это на совсем крайний случай, если иными способами загарпунить летуна не удастся.

Ага, гарпуном его! :)

А если вместо гарпуна использовать самозакрывающуюся сеть "выстреливаемую" на тросе? Типа той которыми полиция невменяемых ловит.
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: ken_park от 22.12.2016 13:33:22
Кто нибудь встречал, опять такт где нибудь, чертеж, схему или хотя бы просто l*b*h устройства?
Спасибо! 
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: ken_park от 12.03.2020 12:32:01
Какими же бездарностями надо быть, чтоб "наклепать" такое:
https://youtu.be/RLTzVWg4qe8?t=691 (https://youtu.be/RLTzVWg4qe8?t=691)
Название: "космический мотоцикл" (СПК)
Отправлено: Старый от 12.03.2020 15:16:51
Цитатаken_park написал:
Какими же бездарностями надо быть, чтоб "наклепать" такое:
 https://youtu.be/RLTzVWg4qe8?t=691 (https://youtu.be/RLTzVWg4qe8?t=691)
Кстати, следующий сюжет как на МКС грузят бабу, из которого снимок в Ох, уморе.