Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Sharicoff от 19.12.2010 19:40:39

Название: К истории космодрома Цзюцюань
Отправлено: Sharicoff от 19.12.2010 19:40:39
Касательно полигонного ИПа Дунфэн. Возможно - это он?

40.970710°N 100.227682°E

http://commondatastorage.googleapis.com/static.panoramio.com/photos/original/4930935.jpg (http://commondatastorage.googleapis.com/static.panoramio.com/photos/original/4930935.jpg)

4930935.jpg

©Panoramio (http://www.panoramio.com/photo/4930935)

Там же на Цзюцюане имеются еще несколько объектов, с типовыми элементами наподобие небольших куполов (возможно, что-то типа кинотеодолитов?):

40.967406°N 100.247799°E
40.972060°N 100.229257°E
41.245933°N 100.339505°E
41.326107°N 100.365300°E
41.326272°N 100.364635°E
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 19.12.2010 20:27:35
На камне вроде написано 发射测试站 , что буквально должно означать "стартовая испытательная станция" (не измерительная)...
 Кстати сказать, данная точка называется -- 45-я площадка :-)
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Sharicoff от 19.12.2010 21:08:50
[quote:b89cb169d1="Liss"]На камне вроде написано 发射测试站 , что буквально должно означать "стартовая испытательная станция" (не измерительная)...
 Кстати сказать, данная точка называется -- 45-я площадка (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80751.gif)    [/quote]
 
 Мда. А антенна на заднем дворе у них хорошая стоит... Метров 12 в диаметре.
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Liss от 01.08.2011 00:21:26
В родственной теме http://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=26263 тов. BUAA (что предположительно расшифровывается как Пекинский институт аэронавтики и астронавтики...) выдал несколько новых официальных обозначений стартовых сооружений.

Цзюцюань:

Южный комплекс (1999):

Pad 921 (a.k.a. SLS-1) -- все запуски по проекту 921, то есть по пилотируемой программе
Pad 603 (a.k.a. SLS-2) -- для прочих пусков

Северный комплекс (1960?)
Pad 5020 -- DF-4/CZ-1
Pad 138 -- DF-5/CZ-2/CZ-2C/CZ-2D (до 1996)


Сичан
Pad 2
Pad 3


Тайюань
Launch Complex 7 - одна ПУ (1988?)
Launch Complex 9 - одна ПУ (2008)

Для меня новыми были номера 921, 603 и 9.
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Liss от 08.08.2011 22:52:57
Боюсь, что мы потеряли кусочек истории -- maps.google.com на масштабе 5 км более не дает номера площадок на Цзюцюане :-(
Хорошо хоть фрагмент карты сохранил...

(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/China/jiu-5.jpg)

Нынешний Космический город Дунфэн при рождении своем был площадкой №10 (на карте внизу слева). А первый китайский спутник был запущен с пусковой установки площадки №2 (на карте у верхнего обреза, выше площадки №4).

Кроме них, на приведенном фрагменте карты есть площадки №5, 6, 7, 9, 17, 26, 32, 45, 72. За пределами снимка -- №12, 22, 23, 34, 38.

Относится ли номер 45 к площадке с пусковыми установками №921 и №603, по приведенному фрагменту карты не очевидно.
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Sharicoff от 08.08.2011 23:51:01
На Google Earth все цифирки на месте:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/81049.webp)
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Sharicoff от 11.08.2011 18:05:26
[quote:5fce10d178="Liss"]
Северный комплекс (1960?)
Pad 5020 -- DF-4/CZ-1
Pad 138 -- DF-5/CZ-2/CZ-2C/CZ-2D (до 1996)
[/quote:5fce10d178]

[img:5fce10d178]http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/17509291.jpg[/img:5fce10d178]
酒泉基地5020工位(已退役)
 http://www.panoramio.com/photo/17509291
 
 (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/81050.jpg)
 酒泉基地138工位(已退役)
 ]http://www.panoramio.com/photo/17508622 (http://www.panoramio.com/photo/17508622%5B/url)
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Sharicoff от 21.10.2011 08:11:41
[quote:24e3517af3="Sharicoff"]http://newscontent.cctv.com/news.jsp?fileId=118767
[/quote:24e3517af3]

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/81183.jpg)
 
 (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/81184.jpg)

Сдается мне, что это здесь: 40.462161°N 99.895778°E
Уж больно эти две торчащие трубы характерные.
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Gert Meinl от 21.10.2011 17:04:22
The real position of Dashuli: 40.721876°N 99.992269°E
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Sharicoff от 21.10.2011 16:37:21
ЦитироватьThe real position of Dashuli:  40.721876°N 99.992269°E

It is like the truth. Thanks!
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Liss от 28.11.2011 00:02:43
Дорогие единочаятели, никто не хочет покрошить бред из статьи Википедии про Цзюцюань?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B7%D1%8E%D1%86%D1%8E%D0%B0%D0%BD%D1%8C_%28%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC%29
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Liss от 22.06.2012 23:12:43
С комментариями к запуску КА "Яогань вэйсин-15" внезапно выяснилось, что номер площадки Цзюцюаня с двумя ныне эксплуатируемыми пусковыми установками -- 45.
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Sharicoff от 22.06.2012 23:19:42
[quote:306f0ecc48="Liss"]С комментариями к запуску КА "Яогань вэйсин-15" внезапно выяснилось, что номер площадки Цзюцюаня с двумя ныне эксплуатируемыми пусковыми установками -- 45.[/quote:306f0ecc48]

Ну гугле под №45 проходит другой объект. :roll:

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/81049.webp)
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Liss от 22.06.2012 23:55:40
Ой, прошу прощения! Номер 43 :-)
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Liss от 16.09.2016 01:11:33
ЦитироватьLiss пишет:
В родственной теме http://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=26263 тов. BUAA (что предположительно расшифровывается как Пекинский институт аэронавтики и астронавтики...) выдал несколько новых официальных обозначений стартовых сооружений.

Цзюцюань:

Южный комплекс (1999):

Pad 921 (a.k.a. SLS-1) -- все запуски по проекту 921, то есть по пилотируемой программе
Pad 603 (a.k.a. SLS-2) -- для прочих пусков
Китайские коллеги сообщают, что тов. BUAA по части пусковой установки 603 был неправ и что такого номера нету.
Утверждается, что на 43-й площадке имеются пусковые установки 921 (под CZ-2F) и 9401 (под CZ-2D и иже с нею).

Ссылки ведут:
(1) На запись 2006 г. http://wlyz59.blog.163.com/blog/static/189072320068101055160/ , где говорится о пуске SJ-8 с ПУ 9401:
Цитировать下午[3时整],从[9401工位]传来惊天动地的声音,长征火箭携带"实践八号"科学试验卫星拔地而起,如同戈壁上盛开的沙漠玫瑰一样。
 At [exactly 3:00 pm], from [9401 station] came the shattering sound of the Long March rocket carrying the "Shijian 8" scientific experiment satellites where they stand, as the Gobi desert roses in full bloom.
(2) На публикации Шэньянского НИИ специального оборудования о последовательных инспекциях в 2014 и 2015 гг. взрывозащищенных подъемников в башнях обслуживания на пусковых установках 9401 и 921:
Цитировать近日,[中国人民解放军][某部队][装备部]致函[沈阳特种设备检测研究院],邀请该院派检验人员对[中船重工](沈阳)[辽海电梯有限公司]制造并安装在中国[酒泉卫星发射中心][9401脐带塔]的[防爆电梯][进行现场]监督检验。
 
Recently, the [People's Liberation Army] [a military unit] [Equipment Department] sent a letter [Shenyang Special Equipment Inspection and Research Institute], invited to send inspectors to the hospital [Shipbuilding Industry] (Shenyang) [Liaohai Elevator Co., Ltd.] and manufacturing installed in China [Jiuquan satellite launch Center] [9401 umbilical tower] of [explosion - proof elevator] [on site] supervision and inspection.
 
 2015年11月,我院继[2014年]之后,再次接到[中国人民解放军][63600部队][装备部]试验装备一处发出的邀请函,邀请我院派检验人员对中船重工(沈阳)辽海电梯有限公司制造并安装在中国·[酒泉卫星发射中心][921脐带塔]的防爆电梯进行现场监督检验工作。
In November 2015, our hospital following the [2014] Thereafter, Received again [People's Liberation Army] [military unit 63600] [Equipment Department] test equipment issued an invitation, invited me to the hospital to send inspectors to Shipbuilding Industry (Shenyang) Liaohai Elevator Co., manufactures and installs in China · [ Jiuquan satellite launch Center] [921 umbilical tower] explosion - proof elevator on site supervision and inspection work.

 接到邀请后,[院经院领导讨论后]决定派出在去年顺利完成酒泉卫星中心[9401脐带塔]防爆电梯检验的、我院电梯检验部具有较高检验水平和检验经验的三名检验师[黄宇]、[谢飞]和[尹明军]同志来完成这项光荣而神圣的委托检验任务。
After receiving the invitation, [the hospital after discussion by the House leadership] decided to send in the last year successfully completed the Jiuquan Satellite Centre [9401 umbilical tower] explosion - proof elevator inspection, elevator inspection unit of our hospital with a higher level of inspection and testing experience of three surveyors [ Huang Yu], [Xie Fei] and [Yin Mingjun] comrades to accomplish this glorious and sacred mission entrusted to inspection.
Да, упомянутая в тексте в/ч 63600 -- это сам Цзюцюань и есть.
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Liss от 16.09.2016 01:31:38
Занятно, что альтернативными названиями для них являются "91-я стартовая позиция" и "94-я стартовая позиция" (соответственно 91號發射陣地 и 94號發射陣地 в старой орфографии, 91号发射阵地 и 94号发射阵地 в новой орфографии). Тогда логично думать, что и 921 -- фикция, и на самом деле она 9101工位. Но такое обозначение не гуглится вообще.
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Liss от 16.09.2016 14:09:34
Народ утверждает, что и 43-я площадка может быть вовсе 90-я :-)
Цитировать陣地見過有說[43号] 也有說[90号]
Position seen speaking [43] have said [90]
 
90号是[技术][阵地]
No. 90 is a [technical] [position]
 91号是[载人航天发射工位]
No. 91 is a [manned space launch station]
 92,93号是[遥測站](東風站)
No. 92, 93 is [telemetry stations] (Dongfeng station)
 94号是[卫星发射工位]
No. 94 is a [satellite launch station]
Но здесь, скорее всего, проще ограничиться вышеприведенным списком.
90 -- техническая позиция
91 -- стартовая позиция проекта 921 (РН CZ-2F с пилотируемым кораблем)
92 и 93 -- телеметрические станции (к востоку от старта по трассе полета)
94 -- стартовая позиция беспилотных КА, известная также под именем "Цзяньбин"

(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/65491)

Схема полигона по состоянию на 1980 год. Самые старые площадки, от 1-й до 10-й, лежат вдоль северной дороги. 10-я, как и полагается, штаб и жилой городок. Далее добавлены площадки оптических наблюдений (19-27), 28-я, 29-я и внезапно 50-я.

 (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/65488)

 (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/65489)

Башня обслуживания пилотируемой программы построена по проекту 9100-1, что косвенно подтверждает номер 91 для данной стартовой позиции.

 (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/65490)

В правом верхнем углу фигурирует стартовая станция спутников "Цзяньбин" с башней обслуживания 9401.
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Liss от 16.09.2016 17:34:49
Касательно же номера 603, китайские коллеги напоминают, что базой 603 (603基地) именовалась площадка в провинции Аньхой (уезд Гуандэ, поселок Шицзе, деревня Маолинь), где начиная с 1960 г. запускались шанхайские высотные ракеты серии T-7.

Это здесь: https://www.google.ru/maps/@30.8840655,119.2026902,1546m/data=!3m1!1e3?hl=ru

И выглядит примерно так:

(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/65495)

 (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/65494)

 
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/65497)

(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/65496)
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Liss от 07.07.2021 15:26:09
Кстати, джентльмены, а кто дал коммерческим площадкам Цзюцюаня номера 95A и 95B?
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: Старый от 07.07.2021 16:31:17
Цитата: Liss от 07.07.2021 15:26:09Кстати, джентльмены, а кто дал коммерческим площадкам Цзюцюаня номера 95A и 95B?
Как обычно - дядюшка МакДи?  ??? ::) :-[ :-\
Название: Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Отправлено: anik от 12.07.2021 13:21:19
Цитата: Liss от 07.07.2021 15:26:09Кстати, джентльмены, а кто дал коммерческим площадкам Цзюцюаня номера 95A и 95B?
Для западной площадки номер взят с обозначения камеры во время пуска, но почему при этом сделан вывод, что восточная площадка, которая появилась раньше, имеет номер 95B, использующими эти номера не объясняется.
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 14.02.2022 13:42:26
Наконец-то устаканил для себя, что площадка ниже центра кадра -- это и есть НИП Дунфэн.
Правда, современный -- на спутниковом снимке 1977 года на этом месте еще пусто. Старый НИП времен "Дунфанхуна" был где-то по северному направлению.

10022-04091 DFMCS.jpg
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 23.02.2022 13:52:51
Цитата: Liss от 14.02.2022 13:42:26Старый НИП времен "Дунфанхуна" был где-то по северному направлению.
А вот не так!
Согласно http://news.sohu.com/20080929/n259813301.shtml , современная станция радиолокационных и оптических наблюдений Дашули была основана в октябре 1968 года в 35 км от жилого городка полигона (и это расстояние соответствует действительности). Мемуарные же источники говорят, что в Дашули был установлен радар типа 154, как и на НИП Сянси и в других местах. Похоже, тогда это и был НИП Дунфэн, а современный был построен уже к пилотируемой программе.

Снимок станции Дашули за 10.12.1969 (Corona Mission 1108):
DS1108-1087DF074_c-Dashuli.jpg

Гуглокарта станции Дашули сегодня:
2022 Dashuli.jpg
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 03.06.2022 13:57:13
Цитата: Liss от 14.02.2022 13:42:26Наконец-то устаканил для себя, что площадка ниже центра кадра -- это и есть НИП Дунфэн.
Правда, современный -- на спутниковом снимке 1977 года на этом месте еще пусто. Старый НИП времен "Дунфанхуна" был где-то по северному направлению.

Циншань, площадка 92

Ух, какие я чудные фотки этого объекта нашел...
Значит, так: это 92-я площадка, новый полигонный НИП, построенный под пилотируемую программу, позывной "Циншань" (青山, Qingshan). Его часто по привычке называют "Дунфэн", что очень запутывает.

Qingshan-92 20220528 0f1f83b5ba6a1ff4e883513e0de07d14.jpg

Вид с юго-запада. На дальнем плане большой МИК, правее два старта. На среднем плане слева новенький МИК РН ZQ-2, а справа ее стартовый комплекс.

Qingshan-92 20220528 252063cc6ba0d21f9687d20e6dab14e1.jpg


Соответственно вот это

Дашули

есть старый НИП Дунфэн, ныне станция радиолокационного и оптического сопровождения Дашули, в 35 км к юго-западу от стартового комплекса.
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 09.06.2022 16:06:54
Цитата: Sharicoff от 20.10.2011 05:09:52http://newscontent.cctv.com/news.jsp?fileId=117818

Цитата: undefinedChina - Sept 29, 2011

17. Wide of rocket, shot by ground station at Yabulai, which locates in north China's Inner Mongolia Autonomous Region, with caption reading (Chinese):"Yabulai GW-1208 Optical Image."
Все-таки "Yabulai GW-1201 Optical Image." При расшифровке видео наглючили.
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 17.06.2022 12:35:20
По ходу нашлась стартовая позиция №50, с которой 27.10.1966 была запущена DF-2A с реальным ядерным зарядом.

19661027 103.jpg

(Та, что у меня на аватарке.)

10027-04142 JN Position 50 2022s.jpg

Находится здесь: 
https://www.google.ru/maps/@41.4283617,100.275289,377m/data=!3m1!1e3

Ныне используется для воспитания личного состава в духе верности КПК и делу Си Цзиньпина.

20210320 103.jpg

Position 50 20210629 9e4a5a30-9831-4b64-b9d1-43d3cc865ac5_batchwm.jpg

Position 50 20210629 1b1fb75c-4c49-4b58-95b6-d236eba9c255_batchwm.jpg
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 19.06.2022 02:24:40
Забавно, что американская разведка отчиталась об обнаружении этой стартовой площадки ровно за день до пуска, 26 октября 1966 г.
И уже в феврале 1967 г. сообщила, что этот экстренно построенный Complex D является наилучшим кандидатом на место старта БР с ЯЗ, заявленного Китаем.
Молодцы, хорошо работали.
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 24.06.2022 23:57:35
Будущий космодром Цзюцюань, а тогда 20-я учебная база Народно-освободительной армии Китая, был обнаружен американцами в сентябре 1961 г. на снимках КА CORONA 9023. 13 января 1962 г. в рамках проекта CHURCH DOOR он был детально отснят тайваньским разведчиком U-2C (полет GRC 100, пилот Чэнь Хуай). В результате были выявлены два готовых и один недостроенный стартовый комплекс баллистических ракет в северной части полигона, район испытательных пусков зенитных ракет в восточной части, два полевых и один капитальный аэродром, основная база с электростанцией, главная техническая позиция и ряд других объектов.

19610910 CIA-RDP78T05164A000200010017-6 KH-4 9023.jpg
Самая первая схема полигона по данным CORONA 9023

Среди них были восемь измерительных пунктов для обеспечения пусков баллистических ракет, расположенные в виде буквы V с вершиной в стартовом районе. Американцы дали им условные номера от 1 до 8; на современной гуглокарте этим пунктам соответствуют номера площадок от 19 до 26. Пуски с северной части Цзюцюаня прекратились в 1996 году, так что все эти площадки, за исключением 23, 24 и 25, заброшены.
Отдельные обозначения у американских аналитиков получили измерительные пункты зоны зенитных ракет (для них известны три китайских номера площадок: 32, 34 и 35) и три южных пункта в форме большой буквы L (известны два номера из трех: 37 и 38).

19640100 NPIC-R-1065-64-002.jpg
Схема по состоянию на январь 1964

К январю 1964 г. были выявлены еще три пристартовых измерительных пункта с условными номерами 10, 11 и 12. Первой из них соответствует площадка 29, на которой помимо прочих базировалась бригада оптических измерений полигона. Пункт 13 был найден к августу 1964 г. восточнее стартовых комплексов, за рекой Эдзин-гол. К июню 1967 г. схема пополнилась номерами 14, 15 и 16, вновь в пристартовом районе. Два следующих пункта, 17 и 18, были построены в юго-западной части полигона к январю 1968 г. Последним в «доспутниковую» эру стал пункт 19 в пристартовом районе, зафиксированный в феврале 1969 г. Большая их часть сегодня предстает на гуглокарте в виде живописных развалин.
Это все была присказка, потому что нас интересуют объекты, построенные для обеспечения пуска первых китайских спутников. Мы ищем площадку 28, известную также как Дашули, три подчиненные ей станции с номерами 14, 37 и 45, известные по современным китайским публикациям, и объекты той же эпохи, сегодня не существующие.
В январе 1970 г. аналитики ЦРУ отметили, что пустыне северо-восточнее капитального аэродрома строятся три измерительных пункта, образующие треугольник со сторонами 12, 15.5 и 23.5 морских миль, на каждом по четыре здания, и уточнили, что один из пунктов, найденный ранее в поздней стадии строительства, находится рядом и западнее центра системы Big L, то есть площадки 37.
В августе 1970 г., то есть через четыре месяца после запуска спутника «Дунфанхун-1», при интерпретации снимков CORONA 1111 они отметили новый измерительный пункт с условным номером 24 в стадии строительства на конце короткого ж.-д. ответвления примерно в 5 морских милях юго-восточнее пункта 18, причем внешне он выглядел сходно с пунктами 21, 22, 23.
Через несколько дней вышла суммарная оценка всех новых объектов. Построены пять новых измерительных пунктов с номерами от 20 до 24 в пустыне между главной базой и капитальным аэродромом. График строительства названных объектов соответствовал графику строительства новой стартовой площадки B-2, которая близка к завершению и может служить космическим программам. (Все верно – с нее в 1971 запустили первую DF-5, а в 1972 начались пуски космических носителей «Фэнбао-1» и «Чанчжэн-2». Однако пункты, по крайней мере некоторые, успели поработать и по «Дунфанхуну».)

19700828 CIA-RDP78T04759A009700010070-4.jpg
Август 1970, южная часть полигона, пять новых пунктов

На пункте 20 аналитики увидели оптический инструмент и площадку для мобильного оборудования. На каждом из четырех остальных пунктов имелись две кирпичные башни и аппаратное здание с одним или несколькими куполами или местами под них, которые могли вмещать оптическое или электронное оборудование. Пункт 24, наиболее крупный и развитый, мог являться центром управления для остальных четырех.
При взгляде на приложенную схему почти все встает на свои места, не забывайте только, что шоссе от города Цзюцюаня до штаба и жилого городка на 10-й площадке в 1980 году еще не было. Ориентируйтесь по железной дороге. Итак, пункт 22 размещен чуть западнее 37-й площадки (там и сейчас видна на гуглокарте отдельная «точка»), пункт 23 находится севернее бывшего полевого аэродрома и совпадает с современной площадкой 45, пункт 21 соответствует 14-й площадке в районе капитального аэродрома (на гуглокарте этого номера нет, но известен дорожный указатель на повороте к ней, и он, как ни странно, вполне привязывается к местности). Наконец, пункт 24 точно ложится на станцию радиолокационного и оптического сопровождения Дашули – и она действительно была центром управления для остальных.

Dashuli A 20190425 vlcsnap-2022-06-15-21h41m44s354.png
Дашули

09999-04072 Dashuli.jpg
Дашули, вид из космоса

Substation 14 wKgBZ1mNXS-AErxOAAfXljWniKk87.jpg
Поворот на 14-ю площадку


09989-04046 Substation 14 2022.jpg
Площадка 14
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 25.06.2022 00:16:01
Substation 45 309c236f8da4218c7c282d.jpg
Площадка 45

10024-04096 JS Area 45 Obs 2022.jpg
Площадка 45 сегодня

Substation 37 20131029101017325524924.jpg
Площадка 37


10040-04062 JS03 Area 37.jpg
Площадка 37 сегодня

Точке с номером 20 на схеме 1970 года примерно соответствуют развалины в районе 40.6496°N, 100.0436°E. Существенно, что именно эта точка вместе с 21 и 22 образует треугольник, упомянутый в январе 1970 г. Таким образом, развалины надежно идентифицируются как бывший пункт оптических наблюдений.

10004-04065 JS Ruins.jpg
Таинственные руины сегодня

Как утверждается в китайских публикациях XXI века, станция Дашули в 35 км от штаба полигона была основана в октябре 1968 года и была не только головным НИПом командно-измерительного комплекса космических объектов, но и первым его временным центром, до оснащения постоянной базы в Цяонане. То, что в августе 1970 г. этот НИП все еще строился, не должно удивлять: под первый спутник открыли первую его очередь с РЛС проекта 154, а дальше дооснащали под обеспечение полета спутников-разведчиков «Цзяньбин» и «Чанкун».

Area 28X 19700000 20190425 vlcsnap-2022-06-15-21h15m08s989.png
Первый радиолокатор 28-й площадки

Dashuli-VT 20180602 104.png
Дашули, телескоп 1608

Соответствующий станции Дашули номер площадки 28 подтверждается историко- мемуарными источниками, но вполне надежно. На 28-й площадке не только был смонтирован и работал радар 154, но и находился пункт почтовой связи – один из пяти филиалов основного отделения на 10-й площадке, имевшего официальный адрес «Ланьчжоу-27».

Area 28 20210316 101.jpg
У памятного камня

И тем не менее в телерепортаже, прошедшем 25 апреля 2019 года, были показаны некие развалины и перед ними – памятный камень с надписью 28号站址 («местоположение» или «фундамент» 28-й станции). В другой версии репортажа говорилось, что это развалины оптического пункта, работавшего по проекту «Дунфанхун-1». Объединяло обе версии одно: к ним в День китайской космонавтики пришли сотрудники станции Дашули, чтобы приобщиться к деяниям предков и дать клятву верности.
Привязать съемку к местности не получается, и остается несколько вопросов. Действительно ли эти развалины соответствуют пункту 20 американской карты 1970 года? Кому принадлежит номер 28 – существующей станции Дашули или развалинам с памятным камнем? И если верно второе, то какой номер площадки у Дашули?

JSLC-Pad-Optical-xinsrc_2720903150815406230223.jpg JSLC-Pad-Optical-xinsrc_2820903150815109633825.jpg

Существуют еще два более давних, 2006 года, снимка развалин оптического пункта на полигоне Цзюцюань, в подписях к которым утверждалось, что он был оборудован в 1960 и закрыт в 1980. Неизвестно, тот ли это объект или другой – развалин оптических пунктов на Цзюцюане, увы, много.
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 29.06.2022 22:24:57
Цитата: Liss от 24.06.2022 23:57:35При взгляде на приложенную схему почти все встает на свои места, не забывайте только, что шоссе от города Цзюцюаня до штаба и жилого городка на 10-й площадке в 1980 году еще не было. Ориентируйтесь по железной дороге.
Ага, по железной дороге. Если получится :-)
Потому что, скажем, вот этот отмеченный на ЦРУшной карте мост через Жошуй (Эцзин-гол)

Ruoshui-1.jpg

уже не используется, хотя вроде еще стоит. Вместо него построен новый, немного севернее, наискосок через реку, чтобы спрямить линию и повысить разрешенную скорость.

Ruoshui-2.jpg

Да и вообще военной железной дороги Циншуй -- Дунфэн и далее на север уже не существует. Последний военный поезд 301/2 прошел по ней 15 декабря 2021 г. После этого южная часть от Циншуя до Шанъюаня была закрыта, а северная вошла в состав строящейся магистрали Цзюцюань -- Эцзинаци. И 26 декабря на станцию Дунфэн-южный прибыл уже первый гражданский поезд из Цзюцюаня.
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 01.07.2022 09:58:03
А вот история ведомственной ж.д. линии Циншуй -- Дунфэн более подробно...

15 декабря 2021 г. закончилась 63-летняя история ведомственной железной дороги Циншуй – Дунфэн, которая принадлежала МО КНР, эксплуатировалась железнодорожниками Центра космических запусков Цзюцюань и обеспечивала жизнедеятельность первого китайского ракетного полигона и космодрома.
В китайской Вики ( https://zh.wikipedia.org/清绿铁路 ) о ней написано мало и путанно – неясна протяженность, неточна история, нет карты. Можно зайти через статью о станции Дунфэн ( https://zh.wikipedia.org/zh-hans/东风站_(额济纳) ); это удобно, потому что по ссылкам влево и вправо можно найти описания остальных станций – тех, которые авторы статей сочли нужным включить.
Цзюцюань в начале своей жизни не был Цзюцюанем, так же как Байконур не был Байконуром. Советский космодром располагался в районе станции Тюратам и так же обозначался в документах и на картах ЦРУ; название Байконур присвоили ему в 1961 г. с целью запутать противника, что было абсолютно бессмысленно, так как полигон Тюратам был найден и заснят самолетами-разведчиками U-2 еще в августе 1957 г. Китайскому полигону, обнаруженному на спутниковых снимках от 30 августа 1961 г., в ЦРУ дали название Шуанчэнцзы (Shuangchengtzu) по имени ближайшего крупного населенного пункта. В Китае он проходил под именами «в/ч 0029» и «20-я учебная база»; открытое название Центр космических запусков Цзюцюань было присвоено в 1985 г. также по названию города, но более отдаленного. От города Цзюцюань до «столицы» космодрома города Дунфэн по прямой 202 км – поменьше, чем от реального казахского поселка Байконур до станции Тюратам, но не сильно.
Впрочем, советские проектировщики имени Дунфэн не знали и называли место расположения штаба полигона и жилого городка 10-й площадкой, как и в Тюратаме. И если посмотреть на гуглокарту, то и сейчас можно заметить явное сходство в планировке города на Сыр-Дарье и города на Эцзин-голе (в китайской версии – Жошуй). Примерно в том же месте карты можно найти китайский аналог платформы Городская, с которой в 1960-е и 1970-е годы наверняка ходили мотовозы до крайней северной площадки №1.
Самое главное отличие состояло в том, что у нас железная дорога Оренбург – Ташкент проходила рядом с городом, а у них от 10-й площадки до линии Ланьчжоу – Урумчи было более 200 км. Поэтому строительство китайского ракетного полигона началось с прокладки железнодорожной ветки от станции Циншуй.
Приказ о перебазировании был подписан в феврале 1958 г., и уже 23 марта передовой батальон 10-й дивизии железнодорожных войск прибыл в Циншуй. С апреля по июнь шли рекогносцировочные и проектные работы по всей трассе. К строительству приступили 23 мая, разбив трассу на четыре участка для 49-го, 47-го, 46-го и 48-го полков 10-й дивизии. Дополнительно в ее состав были переданы один транспортный полк и 6-й батальон дорожного строительства Добровольческой армии и 2-й батальон дорожного строительства Гуанчжоуского военного округа. Кроме того, 3-я и 6-я дивизии железнодорожных войск направили по одной роте земляных работ. В работах участвовало свыше 6300 военнослужащих, которые выполнили на 2.47 млн м3 земляных работ, построили семь мостов, уложили 74 водопропускные трубы, построили 14 станций и уложили 304 км пути.
Прошло меньше года, и 27 апреля 1959 г. по линии прошел первый поезд. 15 декабря 1959 г. ее приняли в эксплуатацию, которую с 16 января 1960 г. осуществляло Управление железнодорожных перевозок 20-й учебной базы.

20170114-818b4703b4ba.jpg
В городке железнодорожного батальона

20170114-d20a9636417f.jpg
Воинское приветствие спецпоезду

20170114-fc495b38ff25.jpg
Путевые обходчики

В китайской Вики линия проходит под именем Цинлю (清绿), где первый иероглиф взят от названия Циншуй (清水), а второй – от Лююань (绿园). Второе название не имеет прямого отношения к делу, так как осталось в стороне от дороги, но в то же время довольно точно указывает на ее протяженность и конечный пункт.
Построенная линия и сегодня прекрасно прослеживается на гуглокартах. На ней множество прямых как стрела участков и совсем мало кривых малого радиуса – только при пересечении гряды холмов Якоу на 68 км и у мостового перехода через Жошуй на 192 км. Станции посажены через 15-20 км и поименованы, но с названиями беда – я нашел уже три неполных списка, плохо стыкующихся между собой. Ясно лишь, что первоначальные «идеологические» названия были со временем заменены именами с естественной привязкой. Между станциями имеются посты без путевого развития, обозначенные километровой отметкой. С точки зрения военных на дороге было 35 «точек», из которых 14 имели статус станций. По карте я насчитал чуть меньше – 33 объекта.

QS-39157807.jpgСтанция Циншуй в июле 2010 г.

S 20190914 Shiquanzi 16d37f4067996218561244.jpg
Станция Шицюаньцзы на 53 км линии. Налево (на север) – станция Худунь, направо (на юг) – Ляньхуасы.

От Циншуя линия идет на северо-северо-восток и на отметке 113 км у станции Шанъюань (上元) переходит на восточный берег Эцзин-гола. На 147 км находится станция Хэдунли (河东里), рядом с которой к 1961 году был построен первоклассный военный аэродром Динсинь (鼎新) c 4100-метровой полосой; по сути это и есть «ворота» полигона – и воздушные, и железнодорожные. На 189 км расположена станция Дашули (大树里, буквально «большое дерево»), получившая свое имя по огромному евфратскому тополю и впоследствии передавшая его станции радиолокационных и оптических измерений. Интересная деталь: последний слог «ли» в оба названия привнесли вернувшиеся из Кореи добровольцы, привыкшие, что название любой деревни кончается на «ли». В китайском у 里 такое значение тоже есть, но не является основным.
Сразу после Дашули линия вновь переходит на западный берег реки и на отметке 228 км достигает 10-й площадки – сегодня это станция Дунфэн. Обходя город с севера, дорога далее минует 9-ю площадку и приходит на 7-ю площадку в 4 км от Лююаня. Конечную станцию Хэпинли (和平里, Мирная) сделали здесь в 1959 г. не случайно: на 7-й площадке строились монтажно-испытательные корпуса для ракет всех классов – баллистических, зенитных, противокорабельных – которые предстояло испытывать на полигоне.
Есть еще фотография с названием тупиковой станции Хантянь (航天), то есть Космос, в 8 км от Дунфэна. Вероятно, она была построена на ветке на 9-ю площадку.

S 20201215 Hagntian v2-75da4c0d986912f9c8c598ef2a4be85d.jpg
Тупиковая станция Хантянь -- вероятно, на 9-й площадке

Опубликованная протяженность линии – 240.4 км; промер линейкой по Яндекс-карте от Циншуя до 7-й площадки дает 241.3 км. Подъездной путь тянулся отсюда чуть дальше, до 6-й и 13-й площадок. Конец линии хорошо виден на американских спутниковых снимках 1961 года и на схемах до февраля 1966 г. включительно; приписанные более северным станциям даты открытия в 1959 году являются результатом заблуждения. С другой стороны, еще в августе 1961 г. было найдено ответвление от 10-й площадки на юго-восток, которое в 1962 г. протянулось на 90 км и дошло до края песчаных дюн. Станций на нем никогда не было, зачем оно было построено и почему заброшено – не вполне понятно.
Лишь в 1966 году, когда развернулось строительство стартового комплекса для ракет типа DF-3/DF-4 на 2-й площадке, железную дорогу протянули еще на 30 км на север – добавились пост 250 км, станция у 4-й площадки (она же – Цзинганшань) и станция у 1-й площадки. На самом деле линия пошла и дальше, в сторону монгольской границы, достигнув станции Сайхан Таолай (赛汉陶来), которая в то время официально называлась Фаньсю (反修), что означало «борьба с ревизионизмом». Но этот участок уже не имеет смысла обсуждать в контексте истории космодрома. В апреле 2004 г. конечным пунктом 356-километровой дороги стала станция Цзянгоин в месте примыкания к вновь построенной обходной линии Цзяюйгуань – Цекэ.
В течение многих десятилетий линия Цинлю была единственным средством снабжения полигона и его объектов, а также транспортировки на космодром ракет и спутников. Для пассажирского движения служил военный поезд 301/2, который уходил с 10-й площадки ежедневно в 07:30 и спустя пять часов, в 12:30, прибывал в Циншуй, а вечером возвращался на космодром. Расписание это не менялось более полувека, однако с постройкой в рамках программы «Шэньчжоу» шоссе от города Цзюцюань до Дунфэна значение железной дороги снизилось, и в последние годы поезд 301/2 проходил по ней лишь три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу.

20170114-c3e6967fcdf3.jpg
Станция Дунфэн ночью

20170114-c4399712f3bc.jpg

20170114-274d8338516a.jpg
Посадка в военный поезд

36.jpg
И вот такие мотрисы тут тоже использовались

20211221 746.jpg
Название: Объекты космической инфраструктуры КНР - на карте
Отправлено: Liss от 01.07.2022 10:06:20
В июне 2019 г. началось строительство новой магистрали Цзю'э (酒额), название которой составили из первых иероглифов в именах конечных пунктов – Цзюцюань и Эцзинаци. Ее первый пусковой участок от станции Цзюцюань до вновь построенной станции Дунфэн-Южный имеет длину 241.68 км, из которых первые 9.94 км перестроены из подъездного пути электростанции Хуанэн, 122.58 км построены заново и 109.15 км приходится на реконструированную часть линии Цинлю.
Вновь построенная часть начинается на станции Цзюцюань и идет через пост Маоаньхэ и станции Сучжоу, Цзиньта, Дачжуанцзы и Шанъюань. Сразу после нее она выходит на трассу старой линии Цинлю и, миновав станции Хэдунли и Дашули, приходит на Дунфэн-Южный. Дорога классифицируется как государственная неэлектрифицированная линия 2-го класса с проектной скоростью движения 120 км/ч.

JQ-38998251.jpg
Станция Цзюцюань в июле 2010 г.

20211226 71087e817fa2f6844d6a7277c1cd833d.jpg

20211226 c7105e4f7be900526fbdc51fbbf6b43a.jpg

20211226 86e8f756090c1b461e233feca6540e51.jpg
Новый мост через Эцзин-гол (Жошуй)

Qinglu.jpg
На карте показаны:
Черным – старая магистральная дорога Ланьчжоу – Урумчи от станции Линьцзэ справа до станции Цзяюйгуань;
Красным – новая магистральная линия Ланьчжоу – Урумчи, проложенная параллельно существующей;
Зеленым – военная дорога Цинлю от Циншуя до 7-й площадки;
Бурым – ее продление в 1966 г.;
Синим – новый участок дороги Цзю'э от Цзюцюаня до станции Шанъюань и новая станция Дунфэн-Южный.

В девять часов утра 15 декабря 2021 г. последний поезд отправился со станции Дунфэн по линии Цинлю. На обратном пути из Циншуя он останавливался на каждой станции и у каждого поста, собирая служивших на них военных железнодорожников. В 22:30 все они прибыли в Дунфэн.
26 декабря специальный поезд №57001 проследовал по новой линии от Сучжоу до Дунфэна, а 28 и 29 декабря были запущены два регулярных пассажирских маршрута: от Ланьчжоу до Дунфэна и от Цзяюйгуаня до Дунфэна.

20211227 e2e0ded05edd4c918a5c46cf9eeb4800.jpg
Первый поезд отправляется из Сучжоу

20211227 1794723657fc4b5abdda7afa3f5fc128.jpg
Первый поезд из Сучжоу прибыл

Timetable K9671.jpg Timetable 7566.jpg Timetable K9672.jpg

Судя по расписанию, ночной поезд K9671 отправляется с вокзала Ланьчжоу-Западный в 19:39, приходит в Цзюцюань в 04:33 и прибывает на станцию Дунфэн-Южный в 08:00 следующего дня. Вечером ему идти в обратный рейс, но зачем же время зря терять? Сменив номер на 7566/7, этот же поезд в 08:45 уходит в обратном направлении, проходит Цзюцюань и в 12:36 прибывает в Цзяюйгуань. В 13:15 он отправляется оттуда под номером 7568/5 и в 16:59 возвращается в Дунфэн-Южный. Наконец, в 19:20 под номером K9672 он уходит ночным рейсом через Цзюцюань на Ланьчжоу, куда прибывает на третий день в 08:01. В Ланьчжоу моется и экипируется в течение дня и вечером вновь принимает пассажиров. Два состава обеспечивают ежесуточное движение, причем на участке Цзюцюань – Дунфэн проходит две пары в сутки. Странно, однако, что даже в местном рейсе поезд делает только одну промежуточную остановку на станции Цзиньта; для кого же, спрашивается, строили и реконструировали остальные?!

20211226 d8b9f55e143d8977087186214517cefc.jpg
Станция Цзиньта
Название: К истории космодрома Цзюцюань
Отправлено: Liss от 05.07.2022 21:20:20
И да, это не шутка: кладбище Дунфэна с могилой маршала Не Жунчжэня находится на площадке номер девять с половиной (9号半).
Название: К истории космодрома Цзюцюань
Отправлено: Liss от 05.09.2022 21:14:36
Интересный фрагмент воспоминаний об отладке кода для сопровождения спутника на головной станции КИК на 28-й площадке в Цзюцюане...
 
Цитировать19687天文台陆本魁、顾继明等与西北计算所的三位同志奉命结伴同行踏上赴酒泉卫星发射中心的旅程。到了神秘的发射中心后,先在10号大本营,住进了当年供苏联专家住宿的招待所。我们和发射中心的同志为着一个共同的目标很快投入繁忙的工作由发射中心王方德等编制数据传输、接收和总联程序。
В июле 1968 г. Лу Бэнькуй, Гу Цзимин и еще несколько человек из нашей обсерватории, а также трое товарищей из Северо-Западного вычислительного института получили приказ выехать вместе в Центр запусков спутников Цзюцюань. После прибытия в таинственный Центр запусков мы сначала заселились в гостиницу на основной площадке №10, в которой когда-то имели обыкновение жить советские специалисты. Имея общую цель, мы и товарищи из Центра запусков быстро погрузились в напряженную работу. Ван Фандэ и другие сотрудники Центра запусков собирали процедуры передачи данных, приема и связи в целом.
在大本营工作一段时间后,就去28号发射第一颗卫星用的中心测通站,在108乙机上通程序。我们住在28号帐篷里,很拥挤,睡觉时人挨人,吃的差不多总是白菜、粗粉丝、土豆加点卤肉,周围一片沙漠,风沙很厉害,过着艰苦的军营生活,但我们苦中有乐,盼望着祖国卫星上天。这里的工作就是从实战出发完成既定任务。
Проработав довольно долго на основной площадке, мы отправились на 28-ю площадку, на центральную станцию измерений и связи первого спутника, чтобы перенести программу на компьютер 108B. На 28-й мы жили в палатке, очень тесной. Когда мы спали, люди лежали лицом друг к другу. Ели мы почти всегда капусту, лапшу из крахмала, картошку и немного тушенки. Вокруг была пустыня, ветер и песок доставали очень сильно. Мы жили трудной жизнью военного лагеря, но мы находили радость в тяготах и мечтали о спутнике для нашей страны. Мы должны были вступить в бой и выполнить поставленные задачи.
Название: К истории космодрома Цзюцюань
Отправлено: Liss от 25.11.2022 11:30:05
Нашел детальное описание объектов 28-й площадки в 1968 году.

Цитировать28号测量站位于10号基地司令部西南43km,2号发射阵地西南77km处,建有一个连续波雷达主站、两个副站以及一个单脉冲雷达站。副站1和副站2分别在主站北面和西面2km的地方,单脉冲雷达站几乎处在主站和二个副站夹角的角平分线上,距离主站3km。每个站点都由测绘部门进行过认真的精确测量,保证准确的大地坐标。
Измерительная станция 28-й площадки была расположена в 43 км к юго-западу от базы на 10-й площадке и в 77 км к юго-западу от стартовой позиции на 2-й площадке. Она имела в своем составе основную станцию с РЛС непрерывного излучения, две вспомогательные станции и станцию импульсной РЛС. Вспомогательные станции 1 и 2 находились соответственно в 2 км к северу и в 2 км к западу от основной станции. Позиция импульсной РЛС находилась почти на биссектрисе угла, образованного основной станцией и двумя вспомогательными, в 3 км от основной. Каждую позицию тщательно и аккуратно промерила служба геодезии и картографии, чтобы получить точные геодезические координаты.

43 км вызывают законные сомнения, да и остальное на карту ложится так себе. Разве что развалины в 3 км на запад о Дашули, на берегу Эдзин-гола (Жошуй, Хэйхэ) могут тянуть на 2-ю вспомогательную станцию.
Название: К истории космодрома Цзюцюань
Отправлено: Liss от 25.11.2022 12:13:29
Цитата: Liss от 25.11.2022 11:30:05Нашел детальное описание объектов 28-й площадки в 1968 году.

Цитировать28号测量站位于10号基地司令部西南43km,2号发射阵地西南77km处,建有一个连续波雷达主站、两个副站以及一个单脉冲雷达站。副站1和副站2分别在主站北面和西面2km的地方,单脉冲雷达站几乎处在主站和二个副站夹角的角平分线上,距离主站3km。每个站点都由测绘部门进行过认真的精确测量,保证准确的大地坐标。
Измерительная станция 28-й площадки была расположена в 43 км к юго-западу от базы на 10-й площадке и в 77 км к юго-западу от стартовой позиции на 2-й площадке. Она имела в своем составе основную станцию с РЛС непрерывного излучения, две вспомогательные станции и станцию импульсной РЛС. Вспомогательные станции 1 и 2 находились соответственно в 2 км к северу и в 2 км к западу от основной станции. Позиция импульсной РЛС находилась почти на биссектрисе угла, образованного основной станцией и двумя вспомогательными, в 3 км от основной. Каждую позицию тщательно и аккуратно промерила служба геодезии и картографии, чтобы получить точные геодезические координаты.

43 км вызывают законные сомнения, да и остальное на карту ложится так себе.

Потому что все не так!!!
Потому что приведенное описание точно ложится на объект с центром в 40.7610°с.ш., 99.9054°в.д. западнее реки Эдзин-Гол, который на карте ЦРУ 1980 года имеет номер 18, а на современной гуглокарте идентифицируется как площадка 23. По сей день видны траншеи длиной по 2 км к выносным позициям на запад и север, видна площадка под импульсную РЛС на северо-западе, каменный выступ рядом с ней, где стояла калибровочная башня, видимая на космическом снимке 1969 года...

DS1108-1087DF074_c Station 28 of 1968 (small).jpg
Фрагмент снимка DS1108-1087DF074_c от 10.12.1969, уменьшено в три раза

При этом современная станция Дашули на том же снимке также присутствует.
Вот и разбери их теперь...
Название: К истории космодрома Цзюцюань
Отправлено: Liss от 05.07.2023 20:51:37
А слабо привязать к местности вот этот кадр из видео?

Area 28 20210315 Video 02.png

А он привязывается :-)
Название: К истории космодрома Цзюцюань
Отправлено: Liss от 06.07.2023 11:44:21
28-я площадка к западу от станции Дашули и реки Эдзин-Гол (Жошуй).

Area 28 20110122 BW.jpg

Стрелкой отмечено место установки памятного камня. Согласно ЦРУшному описанию 1969 года, на площадке было два оптических телескопа (буквы O), так что описание ее как оптического пункта по программе "Дунфанхун" также корректно. 

А на выносной позиции в 3 км к северо-западу был установлен импульсный радиолокатор 154-IIB (буква R на снимке).

Area 28X 20110122 BW.jpg

Вот этот:

Area 28X 19700000 v2-255944aaf5287d8bdf73e0b55fe91cbe.jpg
Название: К истории космодрома Цзюцюань
Отправлено: Liss от 07.07.2023 15:15:32
Проблема с ЦРУшной схемой 28-й площадки и ее выносных позиций в интерпретации некоторых сооружений.

Area 28 19690400 CIA 18.jpg
На северо-западной позиции Optical Tracking Device в действительности представлял собой импульсный радиолокатор 154-IIB, а Water Tank -- калибровочную башню.
Северная и западная позиции образовывали с центральной фазовый интерферометр, в траншеи был уложен соответствующий кабель. Как следствие, и на них вместо Optical Tracking Device следует читать РЛС. 
На центральной, вероятно, тоже, так как траншеи с кабелями аккурат к этому зданию и сходятся. Так что если здесь и размещалась оптика, то на каких-то других сооружениях.
Название: К истории космодрома Цзюцюань
Отправлено: Liss от 11.07.2023 13:51:47
Схема части площадок полигона Цзюцюань с указанием назначения.
На площадке 28 размещалась станция радиоизмерений этапа 154-I, а на объекте Дашули -- этапа 154-II.
Направление пуска обозначено стрелкой.

Map v20201117 0824.jpg

Фрагмент схемы полигона с 28-й площадкой, объектом Дашули и подчиненными площадками 14, 37 и 45.
К этому моменту в Дашули имеется уже три РЛС с обозначением 154 с разными дополнительными знаками, в которых пока не разобрался.

Map v20201117 0807.jpg
Название: К истории космодрома Цзюцюань
Отправлено: Liss от 24.10.2023 15:55:00
Статью http://www.biia.org.cn/biia/gfdetails.asp?newsid=3167 (http://www.biia.org.cn/biia/gfdetails.asp?newsid=3167) подготовил компьютерщик Лю Чанци из НИИ-15 10-й академии, но выглядит она очень адекватно. Имеет смысл дать краткий обзор.
Создание наземной системы измерений и управления китайскими БР большой дальности и первыми спутниками имело шифр «Проект 154». Система включала шесть основных компонентов: сопровождение и определение орбиты, телеметрия, система единого времени, обработка данных, связь, контрольно-вычислительный центр.
Проект реализовывался в два этапа: первый – обеспечение летных испытаний БРСД DF-4 и запуска первого спутника, второй – обеспечение летных испытаний МБР DF-5 и реализации проекта 651. (Если это не ошибка, то первый спутник в итоге был реализован вне рамок проекта 651, который ради него и был начат...)
Средства сопровождения объекта по проекту включали импульсные радары 154-IIB (на станциях Дунфэн и Сянси) и радары пассивного наведения 701-5, доплеровские скоростемеры (на трех южных станциях и в Кашгаре), фазовые интерферометры (в Кашгаре и Наньнине), широкопольные телескопы и теодолиты. (В оригинале именно 154-IIB, но подозреваю, что имелись в виду 154-IIA.)
Первую фазу проекта обеспечивал полупроводниковый компьютер 108B разработки НИИ-15 с реализацией системы прерываний для обмена информацией с измерительным и управляющим оборудованием. Компьютер размещался в Контрольно-измерительном центре на площадке 28 полигона Цзюцюань в нескольких километрах от современной станции Дашули, но на западном берегу Эдзин-гола. На этой же площадке размещались аппаратура мониторинга и представления, связное оборудование и аппаратура системы единого времени. За программы для машины 108B, как управляющую, так и рабочие, отвечал Дэн Айго (邓爱国).
На станциях Сянси и Кашгар были установлены компьютеры 717 Вычислительного института Китайской АН, которые использовались для предварительной обработки в реальном времени измерительной информации и управления работой измерительного оборудования.
Установка и отладка рабочих программ для компьютеров 108B и 717 была закончена в сентябре 1969 г., были проведены совместные испытания работы центральной станции на 28-й площадке и станций Сянси и Кашгар.
При первом аварийном пуске ракеты DF-4 16 ноября 1969 г. расчетом на компьютере 108B была точно определена точка падения головной части.
Во время запуска КА «Дунфанхун» 24 апреля 1970 г. Шестое испытательное управление использовало 28-ю площадку как временный центр управления командно-измерительного комплекса. Окончательная обработка собранных данных, определение параметров орбиты и расчет условий видимости спутника выполнялись на компьютере 108B.
В рамках второй фазы проекта был построен новый полигонный центр управления в горной долине к северу от 9-й площадки. По сравнению с полевыми условиями 28-й площадки это был курорт. Там был установлен компьютер 320, за программу управления которым отвечал Лю Чанци (刘昌其).
(В статье этого нет, но добавлю. Под вторую фазу проекта 154 была построена существующая станция Дашули и три подчиненных станции на площадках 14, 37 и 45. На Дашули поставили две РЛС 154-IIA и одну 154-IIB, причем они создавали помехи друг другу, и пришлось построить кирпичную трубу, которая бы экранировала первые от второй.
Средства первой фазы проекта 154 после запуска КА «Шицзянь-1» в 1971 г. были демонтированы и перевезены в Чанчунь, где обеспечивали заключительный этап испытаний DF-4 при пусках с полигона Цзинъюй.)
 
 
 
 
Название: К истории космодрома Цзюцюань
Отправлено: Liss от 15.11.2023 15:58:48
Судя по табличке, эта РЛС проекта 154 была установлена в ноябре 1969 на площадке 28 и использовалась для сопровождения пусков ракет DF-4, DF-5, FB-1, DF-2A и запусков спутников DFH-1, SJ-1, CK-1 и JB-1.

s20230517 15.jpg

s20230517 30.jpg