При стыковке "Прогресса" с МКС произошла нештатная ситуация
При стыковке "Прогресса" с МКС произошла нештатная ситуация
Сегодня около 04:40 мск прошла стыковка транспортного грузового корабля "Прогресс М-53" с Международной космической станцией (МКС). Предполагалось, что она произойдет в полностью автоматическом режиме. Однако на завершающей стадии случилась внештатная ситуация.
По словам руководителя полетов Владимира Соловьева, на последних минутах причаливания оборвался канал связи. Экипажу МКС было рекомендовано перейти на ручной режим стыковки. Ее осуществил российский космонавт Сергей Крикалев, который и "довел" процесс.
Грузовик был выведен на орбиту 17 июня ракетой-носителем "Союз", стартовавшей с космодрома "Байконур". Он доставил на МКС более 2,5 т различных грузов. Это продукты и подарки для участников 11-й экспедиции - Сергея Крикалева и Джона Филлипса, вода, топливо и новое научное оборудование для следующей экспедиции на МКС. Стыковка "Прогресса" с МКС прошла в автоматическом режиме, передает АР.
Прошлый "грузовик" "Прогресс М-52", который выработал свой ресурс и 16 июня был отстыкован от МКС. Затем он вошел в плотные слои атмосферы, его остатки затоплены в Тихом океане.
Экипаж одиннадцатой экспедиции к МКС состоит из двух человек - российского космонавта Сергея Крикалева (командир МКС-11, командир "Союз ТМА") и астронавта NASA Джона Филлипса (бортинженер "Союз ТМА", бортинженер МКС-11). Экипаж МКС-11 прибыл на станцию на корабле "Союз ТМА-6" 17 апреля 2005г. Запланированный срок пребывания на станции - 175 суток. Программа научно-прикладных исследований на этапе МКС-11 включает выполнение около 40 экспериментов.
19.06.2005
Из-за потери связи между Центром управления полетами в подмосковном Королеве и наземной станицей космической связи в Щелкове стыковка грузового космического корабля "Прогресс М-53" с Международной космической станцией прошла в ручном режиме.
Как сообщил журналистам вице-президент РКК "Энергия", руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев, на этапе причаливания грузовика к МКС из-за обесточивания части аппаратуры произошел "обрыв канала связи и специалисты потеряли возможность контролировать полет".
"Была дана команда Сергею Крикалеву осуществлять стыковку грузовика в ручном режиме. Он профессионально выполнил поставленную задачу", - отметил Соловьев. По его словам, во второй половине дня после отдыха космонавты МКС начнут разгрузку "Прогресса". //Интерфакс
Но для CNN - усе под контролем :)
The unmanned Progress M-53 spacecraft, which took off from the Baikonur cosmodrome in Kazakhstan on Friday, hooked up with the station at 4:41 a.m. Sunday (7:41 p.m. ET Saturday) without incident, Mission Control spokesman Valery Lyndin said.
"The docking was conducted in automatic mode without a hitch," Lyndin said by telephone from Mission Control in Korolyov, just outside Moscow.
http://www.cnn.com/2005/TECH/space/06/18/russia.space.station.ap/index.html
Krikalev, one of the most experienced space fliers in the world, promptly took over manual control using a backup system known as TORU and guided the craft to a linkup at the aft end of the Zvezda command module at 8:42 p.m. EDT (0042 GMT).
"I would like to congratulate you on the successful docking," a Russian flight controller radioed the station. "I am proud of you."
"I tried to do my best. Thank you very much," Krikalev replied. "I think it was very helpful to have all the TORU training. Say thank you to my TORU instructor."
"Yes, he is here, he is getting ready for receiving a medal for this wonderful job."
С "Пргрессом" ничего не случилось, шел без особых замечаний. А вот наземный комплекс управления в полной з-це :evil: Слов нет!
ЦитироватьС "Пргрессом" ничего не случилось, шел без особых замечаний. А вот наземный комплекс управления в полной з-це :evil: Слов нет!
Наземный комплекс управления перенести в Хьюстон!
ЦитироватьЦитироватьС "Пргрессом" ничего не случилось, шел без особых замечаний. А вот наземный комплекс управления в полной з-це :evil: Слов нет!
Наземный комплекс управления перенести в Хьюстон!
Думаете, у них нет проблем?
Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. -
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
(c) Иван Андреевич Крылов
Что-то я не пойму, это демонстрация учености или злорадство?
нет, это насчёт переноса наземного комплекса управления в Хьюстон
а вообще, понимайте как хотите... дело ваше
Цитироватьнет, это насчёт переноса наземного комплекса управления в Хьюстон
а вообще, понимайте как хотите... дело ваше
Понятно. Мелкое злорадство. Между прочим, ирония и намеки на басни дедушки Крылова неуместны. Дело мы сделали, причем сделали хорошо. Так что не надо умничать.
Уважаемый Andy_K64, это не злорадство и не умничание...
ЧЕСТНОЕ СЛОВО!!![/size]
просто коллега ( Гость - Вс Июн 19, 2005 13:20 ) высказал не совсем здравую идею...
связь прерваться может у кого угодно никто не застрахован, в том числе и мы с вами...
ИЗВИНИТЕ ВСЕ КОГО ЗАДЕЛ-ОБИДЕЛ !!![/size]
Это Вы меня извините за наезд. Видимо, сказыввается бессонная ночь :(
Мир. :)
А такой вопрос. Что бы произошло при условии необитаемой станции?
Ничего страшного не произошло бы. В худшем случае - перенос стыковки на резервные сутки. В лучшем - перенос на следующий виток. То, что произошло - это лишь одна из многих расчетных нештатных ситуаций. Для нее предусмотрено несколько резервных вариантов управления. Переход в ТОРУ - один из них.
А может пора запускать спутники-ретрансляторы?
ЗЫ. Забавно - Севастьянов сразу стал предлагать услуги Ямалов :lol:
ЦитироватьА может пора запускать спутники-ретрансляторы?
ЗЫ. Забавно - Севастьянов сразу стал предлагать услуги Ямалов :lol:
Я думаю, он имел в виду то, что давно существует в виде проекта "Пассат", а раньше называлось "Ямал-300". Давно пора делать группировку хотя бы из 2, лучше 3 таких спутников. Но здесь есть немало спорных вопросов, связанных с использованием системы ретрансляции.
для начала пускай организуют хотя бы ретрансляцию телеметрии через TDRSS . Чтоб дублирование было.
Цитироватьдля начала пускай организуют хотя бы ретрансляцию телеметрии через TDRSS . Чтоб дублирование было.
Вы меня умиляете :)
Думаете, это не сделано? Сделано для станции. И уже давно.
Для корабля нет, так как у него несовместимый с TDRSS радиокомплекс. Да и нет у НАСА обязательств обеспечивать связь с кораблем.
ЦитироватьЦитироватьА может пора запускать спутники-ретрансляторы?
ЗЫ. Забавно - Севастьянов сразу стал предлагать услуги Ямалов :lol:
Я думаю, он имел в виду то, что давно существует в виде проекта "Пассат", а раньше называлось "Ямал-300". Давно пора делать группировку хотя бы из 2, лучше 3 таких спутников. Но здесь есть немало спорных вопросов, связанных с использованием системы ретрансляции.
Конкретно он сказал следующее:
Цитировать"Мы проведем расследование ситуации и подумаем об использовании резервных каналов связи. Ситуация позволяет использовать возможности спутников серии "Ямал". Мы проработаем схему и предложим ее Роскосмосу в качестве резервной", - заявляет президент и генеральный конструктор РКК "Энергия" Николай Севастьянов
То же самое я лично слушал по ТВ. Сложно превратить "возможности спутников серии "Ямал"" в "проект "Пассат""...
Имхо, все-таки лоббирует Газком :roll:
Возможно. Надо всего лишь разместить на наземных пунктах земные станции системы спутниковой связи "Ямал" и совместить их с системами, принадлежащими одному министерству, которое очень не любит сопряжения со своими объектами. Технически нет никаких проблем. А вот организационных - великое множество.
"Или я дурак или лыжи не едут"
При чем здесь "Ямалы"?
Проблема с энергетикой на станйии Щелеково. За такие вещи надо одно место отрывать. Это либо неграмотное проектирование ( во что вериться слабо ), либо полный 3-ц в эксплуатации, что более похоже.
А что такое грамотная эксплуатация рассказывать мне надо, сам не один год эксплуатировал ЗССС.
И на сколько я знаю НАЗЕМНЫХ каналов связи между Королевым и Щелеково достаточно, и организовать новые по цене на два порядка ниже цен через спутник, проблем никаких нет.
А кто сказал о каналах между Королевым и Щелковым? Обесточилась командная система в Щелково. И станция спутниковой связи. Или Вы думаете, что управление кораблем ведется через один пункт?
PS
А в остальном - спорить трудно.
Если не секрет, на каком расстоянии был "Прогресс" от станции, во время обрыва связи?
Какова была скорость сближения в этот момент и насколько было вероятно неконтролируемое
столкновение ( как в 1997 с "Миром" )... Насколько автоматическая стыковка вообще является
автоматической, т.е. без вмешательства человека?
Во всем виноват Чубайс. :roll:
ЦитироватьЕсли не секрет, на каком расстоянии был "Прогресс" от станции, во время обрыва связи?
Какова была скорость сближения в этот момент и насколько было вероятно неконтролируемое
столкновение ( как в 1997 с "Миром" )... Насколько автоматическая стыковка вообще является
автоматической, т.е. без вмешательства человека?
По цифрам точно сказать не могу. Думаю, меньше 100 метров. Скорость малая, в пределах нормы.
Стыковку можно сделать полностью автоматической, собственно, так она и идет. Но обычно ЦУП контролирует весь процесс, чтобы иметь возможность вмешаться в любой момент времени. На случай отказов аппаратуры. Окончательное решение о начале причаливания принимает Руководитель полета.
ЦитироватьА кто сказал о каналах между Королевым и Щелковым? Обесточилась командная система в Щелково. И станция спутниковой связи. Или Вы думаете, что управление кораблем ведется через один пункт?
PS
А в остальном - спорить трудно.
Правильно. Каналы связи здесь ни при чем. И я не думаю, что управление ведется через один пункт. Если в настоящий момент это так, то это полный ..-ц.
Качество начинается с хорошей энергетики. Если она грамотно сделана и эксплуатируется, то таких сбоев не может быть в принципе. Просто для самообразования - имеется несколько категорий по энергоснабжению. Объекты такого рода относятся к ОСОБОЙ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ. Это значит - ДВА независимых фидра питания от разных подстанций + два ДГА + бесперебойники. Все это должно быть. Это закон. Если это нет - виновато проектирование. Если это было, но не работает - эксплуатация. В любом случае виноват ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР.
Какую бы современную систему связи вы бы не наворотили, энергетика это аксиома.
Спасибо Гостю, что просвятил :)
Пусть теперь расскажет, как это реализовать в современной российской армии, где солдаты считают дни до дембеля, а остальное их не интересует в принципе.
2 Andy
Sorry вверху был я. К стати, написал про энергетику а сам забыл что сижу на батарейке. Вот комп и сбойнул.
Объяснять почему это не работает я не буду и не хочу. Не мое это дело. Но будучи Главным инженером и имея сбой обычной гражданской связи продолжительность несколько минут, при грамонтных действиях со стороны персонала по ликвидации, подлучил таких ---ей, что до сих икается.
ЦитироватьСтыковку можно сделать полностью автоматической, собственно, так она и идет.
Тогда непонятно почему Крикалёву пришлось стыковать "Прогресс" вручную? Что из себя
вообще представляет это действо? Можно ли где посмотреть на пульт управления?
А ещё лучше было бы почитать поподробней на эту тему...
В двух словах это не скажешь. Почитайте для начала вот эту книгу, там есть описание процесса сближения с точки зрения баллистики.
http://space.org.ru/Media/Books/DPKA
ЦитироватьОбесточилась командная система в Щелково. И станция спутниковой связи.
Интересно, при чём здесь Ямал? Как бы он в этой ситуации мог помочь?
Поделюсь опытом энергоснабжения VIP - систем.
В системе ПРО - СПРН была разработана система бесперебойного энергоснабжения. Энергопитание осуществляется от двух независимых источников по двум линиям. В случае отключения одновременно двух линий включается (за доли секунды) генератор от аккумуляторных батарей, поддерживающий жизненно важные функции. Батарей хватает на несколько минут, за это время включается резервный источник - дизельгенератор; он, конечно, не обеспечивает работу РЛС, но сохраняет все данные командного пункта, связи и ЭВМ до восстановления энергопитания. Странно, что такая система не применяется на ЦУПе и НИПах. Я был знаком с работой одного из НИПов, там был резервный источник питания, но он включался вручную, с потерей данных.
Цитироватьнеконтролируемое столкновение ( как в 1997 с "Миром" )...
Столкновение 1997 года было "контролируемое", во время проверки системы ручного управления:(
ЦитироватьПоделюсь опытом энергоснабжения VIP - систем.
В системе ПРО - СПРН была разработана система бесперебойного энергоснабжения. Энергопитание осуществляется от двух независимых источников по двум линиям. В случае отключения одновременно двух линий включается (за доли секунды) генератор от аккумуляторных батарей, поддерживающий жизненно важные функции. Батарей хватает на несколько минут, за это время включается резервный источник - дизельгенератор; он, конечно, не обеспечивает работу РЛС, но сохраняет все данные командного пункта, связи и ЭВМ до восстановления энергопитания. Странно, что такая система не применяется на ЦУПе и НИПах. Я был знаком с работой одного из НИПов, там был резервный источник питания, но он включался вручную, с потерей данных.
Все верно. Именно так и устроена система аварийного электроснабжения ЦУП-М. И она реально работает. На моей памяти было несколько случаев перехода на питание от дизелей. Могу сказать, что мы даже не чувствовали этих переходов, кроме одного случая, когда дизель-генератор перегрелся из-за неправильного включения ряда систем. На НИПах не знаю как устроено это дело, думаю, что должно быть так же, но там командуют военные. А как финансируются объекты МО сами знаете.
ЦитироватьЦитироватьОбесточилась командная система в Щелково. И станция спутниковой связи.
Интересно, при чём здесь Ямал? Как бы он в этой ситуации мог помочь?
Теоретически ССС "Ямал" может быть использована для связи с восточными НИПами вместо используемой сейчас другой ССС, весьма архаичной и ненадежной. Но для этого нужна доработка НИПов (установка ЗС, сопряжение их с радиокомплексами НИПов и т.д.). Впрочем, обесточивание этой самой ЗС на центральном пункте привело бы к тем же результатам.
ЦитироватьНичего страшного не произошло бы. В худшем случае - перенос стыковки на резервные сутки. В лучшем - перенос на следующий виток. То, что произошло - это лишь одна из многих расчетных нештатных ситуаций. Для нее предусмотрено несколько резервных вариантов управления. Переход в ТОРУ - один из них.
А как?
Как дать команду на отмену стыковки, если связи нет?
Кстати - а сейчас как дали команду? Связь со станцией была? Или космонавты сами решили?
ЦитироватьЭнергопитание осуществляется от двух независимых источников по двум линиям. В случае отключения одновременно двух линий включается (за доли секунды) генератор от аккумуляторных батарей, поддерживающий жизненно важные функции. Батарей хватает на несколько минут, за это время включается резервный источник - дизельгенератор; он, конечно, не обеспечивает работу РЛС, но сохраняет все данные командного пункта, связи и ЭВМ до восстановления энергопитания.
Вы будете удивлены, но сейчас практически каждый Интернет провайдер в Европе и США использует такую схему.
ЦитироватьЦитироватьЭнергопитание осуществляется от двух независимых источников по двум линиям. В случае отключения одновременно двух линий включается (за доли секунды) генератор от аккумуляторных батарей, поддерживающий жизненно важные функции. Батарей хватает на несколько минут, за это время включается резервный источник - дизельгенератор; он, конечно, не обеспечивает работу РЛС, но сохраняет все данные командного пункта, связи и ЭВМ до восстановления энергопитания.
Вы будете удивлены, но сейчас практически каждый Интернет провайдер в Европе и США использует такую схему.
Дык у них же нету Крикалева, который бы в ручном режиме! Ёлы-палы. :lol:
ЦитироватьЭнергопитание осуществляется от двух независимых источников по двум линиям. ...
Это все хорошо но не достаточно. Это спасает только от внешних проблем. А если в сортире трубу прорвет, щиток зальет или какой умник воткнет электрочайник не в ту розетку и вышибет пробки? Или в самом приборе коротнет?
Реально от всех бед может спасти только полное горячее резервирование всего с автоматическим переходом, причем узлы желательно разнести географически. Видел я такое, стоит это кучу денег, морока со всем этим делом страшная и главное проверить толком как все это хозяйство себя поведет когда непредвиденное все же случится нет никакой возможности.
Поэтому лучше дублировать функции разнородными системами что и сработало в случае Прогресса.
А действительно интересно, как передали команду перейти на ТОРУ если связь накрылась? Через американские средства? Энди, не просветите?
ЦитироватьЦитироватьЭнергопитание осуществляется от двух независимых источников по двум линиям. В случае отключения одновременно двух линий включается (за доли секунды) генератор от аккумуляторных батарей, поддерживающий жизненно важные функции. Батарей хватает на несколько минут, за это время включается резервный источник - дизельгенератор; он, конечно, не обеспечивает работу РЛС, но сохраняет все данные командного пункта, связи и ЭВМ до восстановления энергопитания.
Вы будете удивлены, но сейчас практически каждый Интернет провайдер в Европе и США использует такую схему.
У нас тоже используют в солидных учреждениях, небедных. :)
Эта аппаратура резервирования питания весьма дорогая. :)
ЦитироватьА действительно интересно, как передали команду перейти на ТОРУ если связь накрылась? Через американские средства? Энди, не просветите?
Я не Энди, но IMHO, товарищи на МКС могли заметить что наземный центр отвалился и что на них автоматично как торпеда прет "Прогресс" и что оно конечно, может так статься, что "Прогресс" сам-то ситуацию контролирует, только вот никто об этом наверняка не знает :) Я думаю, было бы логично если космонавты перехватывали инициативу в свои руки в такой ситуации. Хотя на самом деле, все наверно, сложнее. Ну да подождем чего скажет Энди...
А что говорить-то? Состыковались? Состыковались. Дело сделано.
А обсуждать здесь схему связи и каналы связи незачем. Одно только скажу. Есть много вариантов резервирования. И был использован только один из них. Далеко не последний.
ЦитироватьА что говорить-то? Состыковались? Состыковались. Дело сделано.
А обсуждать здесь схему связи и каналы связи незачем. Одно только скажу. Есть много вариантов резервирования. И был использован только один из них. Далеко не последний.
Andy_K64, вы не обижайтесь, но это в духе отрасли. ;) :D
На самом деле любая нештатная ситуация, в любом месте - бардак и кому-то надо надавать по шапке. :)
Цитироватьа=-"]ЦитироватьА что говорить-то? Состыковались? Состыковались. Дело сделано.
А обсуждать здесь схему связи и каналы связи незачем. Одно только скажу. Есть много вариантов резервирования. И был использован только один из них. Далеко не последний.
Andy_K64, вы не обижайтесь, но это в духе отрасли. ;) :D
На самом деле любая нештатная ситуация, в любом месте - бардак и кому-то надо надавать по шапке. :)
Непременно! И я даже уверен, что надают. И за дело. Но не здесь.
ЦитироватьА что говорить-то? Состыковались? Состыковались. Дело сделано.
А обсуждать здесь схему связи и каналы связи незачем. Одно только скажу. Есть много вариантов резервирования. И был использован только один из них. Далеко не последний.
А все-таки не стоит ли добвить к этим вариантам еще и спутники-ретрансляторы?
ЦитироватьЯ не Энди, но IMHO, товарищи на МКС могли заметить что наземный центр отвалился и что на них автоматично как торпеда прет "Прогресс" и что оно конечно, может так статься, что "Прогресс" сам-то ситуацию контролирует, только вот никто об этом наверняка не знает :)
Я думаю Прогресс-то процесс сближения автономно осуществляет, без вмешательства зеили (земля только контролирует) и если связь пропадёт то это вовсе не значит что он ломанётся вперёд как торпеда. Очевидно он должен был по нормальному продолжать сближение и стыковку. Ну а если там есть блокировка типа "без контроля с земли ни-ни!" то очевидно должна была включиться циклограмма увода.
ЦитироватьЯ думаю, было бы логично если космонавты перехватывали инициативу в свои руки в такой ситуации.
Я думаю тоже но
1. Как космонавты узнали что связь с землёй пропала и чтото идёт не так?
2. В сообщении вроде говорится что они взяли управление на себя ПО КОМАНДЕ С ЗЕМЛИ?
С МКС связь была. И голосовая, и видео, и командная. И КОМАНДА была дана экипажу голосом.
ДАЁШЬ ПРЕМИЮ КРИКАЛЁВУ !!![/size]
:D :D :D
Кстати о столкновении 97 года "Прогресса" с "Миром".Смотрел "Дисскавери"-там Циблеев все на "Пргресс" валит - корабль не слушался его команд(жаловался ,что всю вину на него спихнули).Так что же было на самом деле - "человеческий фактор" или реальный отказ техники???
ЦитироватьСпасибо Гостю, что просвятил :)
Пусть теперь расскажет, как это реализовать в современной российской армии, где солдаты считают дни до дембеля, а остальное их не интересует в принципе.
Nuzhno ih otpustit' na etot samyu' dembel'. I nabrat' vmesto nih praporov. Na den'gi stabilizasionnogo fonda. 8)
Солдаты теперь большой дифицит, им не до управления, они территорию убирают, прапоров вы не наберете, на сегодняшний оклад в 5-6 тыс. Здесь нужны люди с высшим образованием, а офицеры получающие 7-10 тыс и снимающие квартиры за 200 у.е. думают не о КА а о том как прожить на эти деньги. Плюс изношенность оборудования, советсий запас прочности заканчивается, все новое стоит огромных денег, которых никто не дает. Вот и результат, будет еще хуже, и виноват не главный инженер а кое-кто поглавнее.
ЦитироватьКстати о столкновении 97 года "Прогресса" с "Миром".Смотрел "Дисскавери"-там Циблеев все на "Пргресс" валит - корабль не слушался его команд(жаловался ,что всю вину на него спихнули).Так что же было на самом деле - "человеческий фактор" или реальный отказ техники???
Э, Циблиеву ли жаловаться?!..
Он и так вошел в историю, как космонавт, дважды долбанувший кораблем орбитальную станцию. И ничего -- генерал-лейтенант, начальник ЦПК. :?
Цитироватьи виноват не главный инженер а кое-кто поглавнее...
уж не имеете-ли Вы ввиду Самого... ? :shock: :shock: :shock:
:twisted: :twisted: :twisted:
Цитировать... прапоров вы не наберете, на сегодняшний оклад в 5-6 тыс. Здесь нужны люди с высшим образованием, а офицеры получающие 7-10 тыс и снимающие квартиры за 200 у.е. думают не о КА а о том как прожить на эти деньги. Плюс изношенность оборудования, советсий запас прочности заканчивается, все новое стоит огромных денег, которых никто не дает.
Nu, da ya i govoryu: "na dengi stabilizasionnogo fonda". :idea: