Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: zandr от 10.12.2018 19:40:38

Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: zandr от 10.12.2018 19:40:38
https://www.roscosmos.ru/25838/
ЦитироватьЗапуск «Союз МС-11» подтвердил эффективность новой модульной системы телеметрии «Астра»
Комплект системы «Астра-06», созданной специалистами холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), впервые использован в качестве дополнительной телеметрической аппаратуры на борту пилотируемого космического корабля «Союз МС-11», запущенного 3 декабря 2018 года. Во время полета корабля «Астра» проходила летные испытания, измеряя быстроменяющиеся параметры. После завершения испытаний и подтверждения характеристик новую систему телеметрии планируется использовать на перспективных изделиях ракетно-космической техники.
«Астра» максимально адаптивна к требованиям по формированию телеметрического кадра (пакета телеметрической информации), а модульная конфигурация обеспечивает системе дополнительную гибкость для установки на существующие и перспективные средства выведения. Такая универсальность стала возможной благодаря технологии сборки изделия из модулей (ячеек) в зависимости от технического задания.
Главный конструктор по измерениям НПО ИТ Евгений Бродин: «Конструкция ,,Астры" позволяет устанавливать ее на борту ракет-носителей и прочих изделий ракетно-космической техники. Такая унификация позволит российской космической промышленности перейти к серийному производству систем телеметрии, что повысит их надежность и снизит себестоимость».
В отличие от систем предыдущего поколения в «Астре» применяются специально созданная математическая часть и вычислительный комплекс, которые обрабатывают часть информации еще до передачи на Землю. Сжатие информации и спектральный анализ проводятся на борту космического аппарата, что существенно снижает нагрузку на линии связи.
Ранее «Астра» уже прошла испытания при работе на борту ракеты-носителя. 28 ноября 2017 года система успешно отработала в ходе пуска ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космодрома Восточный, а 16 ноября 2018 года на транспортном грузовом корабле «Прогресс МС-10». Система также должна была работать в ходе пуска к МКС пилотируемого корабля «Союз МС-10» 11 октября, но из-за возникновения нештатной ситуации, автоматика прекратила подъем через две минуты после старта и система «Астра» не была задействована.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: PIN от 10.12.2018 20:51:20
Кто-нибудь из производителей КА за пределами РФ еще использует "телеметрическую аппаратуру" как отдельную подсистему, а не как базовую функцию БЦВК интегрированную с другими, требующими те же измеряемые на борту параметры. На современных автономных КА наборы таких параметров перекрываются примерно на 80%

Возможно, заблуждаюсь, но подозреваю, что "там" это все осталось в конце 80х-начале 90х. Я, по крайней мере, за последние 10 лет и 12 разных аппаратов такого уже не встречал.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Старый от 10.12.2018 22:16:03
Подозреваю что основой "телеметрической аппаратуры" служит передатчик. 
Специфические датчики которые нужны только для телеметрирования вероятно тоже есть. 
 А бортовой компьютер если он владеет всеми функциями космического аппарата то сам бог велел ему всё что он знает посылать на землю в виде телеметрии. 
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Владимир Шпирько от 11.12.2018 00:07:57
ЦитироватьСтарый пишет:

Подозреваю что основой "телеметрической аппаратуры" служит передатчик.
Специфические датчики которые нужны только для телеметрирования вероятно тоже есть.
 А бортовой компьютер если он владеет всеми функциями космического аппарата то сам бог велел ему всё что он знает посылать на землю в виде телеметрии
+ А также, что кой-кому важнее - наличие отдельной (явновыделенной или распределенной) системы позволяет иметь в штате должность "Ведущий по системе... и далее название системы"/ руководитель группы. Как минимум, а то руководитель отделения....
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: thunder26 от 11.12.2018 01:35:54
ЦитироватьPIN пишет:
Кто-нибудь из производителей КА за пределами РФ еще использует "телеметрическую аппаратуру" как отдельную подсистему, а не как базовую функцию БЦВК интегрированную с другими, требующими те же измеряемые на борту параметры. На современных автономных КА наборы таких параметров перекрываются примерно на 80%

Возможно, заблуждаюсь, но подозреваю, что "там" это все осталось в конце 80х-начале 90х. Я, по крайней мере, за последние 10 лет и 12 разных аппаратов такого уже не встречал.
Суть информационного сообщения: измерение быстроменяющихся параметров и предварительная обработка на борту. Для КА это не актуально (с оговорками).
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Старый от 11.12.2018 08:31:49
Ну а так как бортовой компьютер Союза не универсальный, то "всей информацией" он не владеет и приходится делать отдельную систему сбора телеметрии.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Штуцер от 14.12.2018 21:21:28
ТЛМ всегда была обособленной системой. И основой в ней конечно не передатчик.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: sychbird от 15.12.2018 00:08:20
БЦВК это машина реального времени. работающая под ОС реального времени. Архитектура и производительность заточены под задачи выведения.
 
Наверняка в системе ТМИ есть параметры не требующиеся для задач гарантированного выведения. Прежде всего по КГЧ И ПН. 

Их обработка требует потребует от БЦВК большей производительности. Большей величины оперативной памяти. Многозадачность ОС увеличиться. Число портов увеличиться.

С учетом резервирования вырастет масса Ну и есно снизиться надежность БЦВК.
Да еще при любом сбое БЦВК будет потерян критический объем телеметрической информации.

Для передатчика нужен сигнальный процессор.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: tnt22 от 28.03.2019 12:17:26
https://www.roscosmos.ru/26241/
Цитировать28.03.2019 10:50
Разработки в области видеотелеметрии

Специалисты холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») представили новейшие разработки в области термо-видеотелеметрии на проходящем в Москве международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2019». Это новая технология, которая увеличит надежность ракет-носителей и космических аппаратов, а также поможет решить различные практические задачи на Земле.

Разрабатываемая в РКС термо-видеотелеметрическая система позволит определять состояние наблюдаемого объекта по яркости излучения или цветности спектра, которые выделяются из изображения, фиксируемого фоторегистрирующими приборами (преимущественно прибором с зарядовой связью) соответствующих спектральных диапазонов. Такой метод обеспечивает контроль температуры крупных узлов и приборов, разогревающихся во время работы до высоких температур.

Директор проектов по созданию телеметрических систем и комплексов – заместитель генерального конструктора РКС, кандидат технических наук Олег Хромов: «Наши специалисты разработали и запатентовали методики применения систем на основе технологий видеотелеметрии. Это очень перспективное направление – предстоит еще много работы, но уже сегодня мы уверены, что можем получить высокоэффективный инструмент контроля ситуации на борту космических аппаратов, в том числе в рамках больших научных проектов по изучению Луны и планет Солнечной системы».

Системы видеоконтроля, устанавливаемые на борту космических аппаратов, позволяют фиксировать положения различных объектов и агрегатов, пространственное и временное развитие ситуации во время полета. В дополнение предлагается устанавливать аппаратуру, которая может с высокой точностью фиксировать изменения температуры в разных частях объекта.

Инженер-исследователь РКС, кандидат технических наук Дмитрий Климов: «Термо-видеотелеметрическая информация, передаваемая разрабатываемой нами системой, позволит более полно отражать процессы на борту, оценить термонагруженность узлов и агрегатов аппарата, предотвратить возможное развитие нештатной ситуации. Принятая на Земле термо-видеоинформация в цветном виде отображается на визуальной модели наблюдаемого объекта, к примеру, двигателя».

Предполагается, что эта технология может быть использована при создании межорбитальных буксиров, перспективных ракет-носителей и разгонных блоков. Кроме того, на ее базе предполагается развитие линейки систем для контроля сложных и потенциально опасных процессов в промышленности, энергетике, авиации и других отраслях – для контроля утечки радиации, мониторинга состояния газопроводов, турбин и т.д.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: zandr от 28.03.2019 20:58:47
Цитировать...Олег Хромов: «Наши специалисты разработали и запатентовали методики применения систем на основе технологий видеотелеметрии. Это очень перспективное направление – предстоит еще много работы...
Особенно по расширению канала связи!
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: zandr от 03.08.2020 23:14:49
http://russianspacesystems.ru/2020/08/03/orbita-angara/
ЦитироватьВ РКС создана информационно-телеметрическая система для «Ангары-1.2»
В холдинге «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») создана информационно-телеметрическая система (ИТС) «Орбита IV АН 1.2» для новой ракеты-носителя легкого класса «Ангара-1.2». Система обеспечит измерения и контроль параметров при отработке и эксплуатации ракеты.

Производимая специалистами АО «Научно-производственное объединение измерительной техники» (НПО ИТ, входит в холдинг РКС) ИТС «Орбита IV АН 1.2» – высокоинформативная телеметрическая система, обладающая гибкостью конфигурирования. Ее функциональные аналоги многократно использовались при отработке изделий ракетно-космической техники, что подтверждает ее высокую эксплуатационную надежность. Технические принципы, заложенные в системе, предусматривают большой потенциал для модернизации и увеличения информативности.

Начальник Конструкторского бюро–главный конструктор производства НПО ИТ Василий КОЧЕМАСОВ: «Система «Орбита» разработана специально для легкого носителя «Ангара-1.2». Это серьезная цифровая система, которая охватывает весь набор измерений на борту ракеты-носителя. Конфигурация аппаратуры каждой информационно-телеметрической системы «Орбита» зависит от состава измерений для конкретной ступени».

По договору с филиалом АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» производственным объединением «Полет» (Омск) НПО ИТ изготовит три комплекта «Орбиты» для трех ракет. Комплекты уже находятся в стадии производства.

Новейший российский космический ракетный комплекс (КРК) «Ангара» включает в свой состав семейство экологически чистых ракет-носителей различных классов. Создание КРК «Ангара» является задачей особой государственной важности. Ввод КРК «Ангара» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос. Головным предприятием-разработчиком комплекса является АО «ГКНПЦ имени Хруничева». Новый КРК создается кооперацией российских промышленных предприятий и строительных организаций с применением исключительно отечественной элементной базы.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: zandr от 31.08.2020 23:50:05
https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-310820-2
ЦитироватьРешетнёвцы усовершенствовали энергопреобразующую аппаратуру
Специалисты компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» снизили на треть массу бортового энергопреобразующего комплекса.
Масса нового энергопреобразующего комплекса (КЭП) составила около 33 кг, что на 15 кг меньше массы прибора предыдущего поколения. «Успешно решить задачу по снижению массы позволили принципиально новые схемотехнические и конструктивно-компоновочные решения», – отметил заместитель начальника отделения проектирования и испытаний радиоэлектронной аппаратуры Евгений Крутских.
Ещё одной особенностью нового энергопреобразующего комплекса является впервые применённое в его составе вычислительное устройство с цифровым каналом связи. Это позволяет значительно увеличить объём телеметрической информации для оценки состояния комплекса и реализовать возможность исследования изменений характеристик солнечной батареи при штатной эксплуатации.
Модернизированный КЭП предполагается к использованию на космических аппаратах, создаваемых в компании «ИСС» на базе платформы среднего класса «Экспресс-1000» собственной разработки.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: zandr от 16.10.2020 21:34:16
https://www.youtube.com/watch?v=7RbHoUXIhy8Бегущая строка:
ЦитироватьВ фирме Решетнёва завершились предварительные испытания модернизированного энергопреобразующего комплекса (КЭП) собственной разработки. По завершении предварительных испытаний принято решение об изготовлении лётных образцов КЭП для применения на спутниках «ИСС». Впервые в составе КЭП решетнёвцы использовали цифровой канал связи, что повысит качество и объём принимаемых телеметрических данных.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: ZOOR от 09.11.2020 20:39:46
https://www.akm.ru/press/npo_it_razrabatyvaet_stendovuyu_sistemu_izmereniy_dlya_mchs/


ЦитироватьНПО ИТ разрабатывает стендовую систему измерений для МЧС

Входящее в холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») АО «Научно-производственное объединение измерительной техники» (НПО ИТ) в рамках диверсификации производства приступило к работе по разработке, изготовлению и монтажу стендовой системы измерений (ССИ) для проведения испытаний при изготовлении спецодежды. Работа выполняется в интересах МЧС России, а ее результатом станет создание термоманекена для испытания эффективности защиты человека от воздействия огня.

Сегодня специалисты НПО ИТ завершают первый этап опытно-конструкторской работы по разработке, изготовлению и монтажу системы. Итогом станет создание системы измерения и оценки эффективности защиты участков тела человека при воздействии открытого пламени или теплового потока с диапазоном входных воздействий до 224 кВт/м2.

Ведущий инженер АО «НПО ИТ» Андрей СОЛОВЬЕВ: «Основными составляющими создаваемой системы измерений являются блоки сбора и преобразования температурных параметров, диагностическое программное обеспечение, комплекты штатных и технологических кабелей, контрольно-проверочная аппаратура. Чтобы посчитать вероятность получения и степень ожоговой травмы для человека, система будет собирать данные со всех датчиков, установленных внутри манекена, преобразовывать их в показания теплового потока, которые затем будут обрабатываться специально разработанным программным обеспечением».

В термоманекене будут установлены около сотни датчиков и восемь блоков сбора и преобразования температурных параметров, при высокой точности измерений они будут обладать минимально возможными масса-габаритными характеристиками. Уже выполнен рабочий макетный образец блока. Следующим этапом станет изготовление опытного образца стендовой системы измерений тепловых параметров.

Пресс-релиз подготовлен на основании материала, предоставленного организацией. Информационное агентство AK&M не несет ответственности за содержание пресс-релиза, правовые и иные последствия его опубликования.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: zandr от 27.01.2021 19:31:30
http://russianspacesystems.ru/2021/01/27/rks-sozdaet-integrirovannuyu-apparaturu/
ЦитироватьРКС создает универсальную интегрированную аппаратуру для спутников будущего
Специалисты холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию РОСКОСМОС) в рамках работы по созданию унифицированной бортовой аппаратуры для перспективных космических аппаратов разработали интегрированный декодер командно-программной и телеметрической информации. Универсальное устройство обеспечит высокие качество и стабильность доставки управляющих команд от наземного сегмента до бортового комплекса космического аппарата и передачу информации о состоянии спутника на Землю.
Разработка объединяет функции различных бортовых узлов обработки командно-программной и телеметрической информации в одной микросхеме. Устройство входит в состав и повышает надежность командно-измерительной системы, которая управляет космическим аппаратом, ретранслирует текущие навигационные параметры и агрегирует телеметрическую информацию.
Заместитель руководителя отделения создания бортовой аппаратуры командно-измерительных систем Виталий КРАСКОВ: «Декодер является воплощением ряда высокотехнологичных разработок РКС. В основе – уникальная микросхема со встроенными алгоритмами помехоустойчивого кодирования и декодирования командно-программной, телеметрической информации и функцией резервирования выполнения критических временных программ, гарантирующей защиту от непредвиденных сбоев аппаратуры управления спутником».
Эта разработка – очередной шаг РКС в работе по созданию интегрированного бортового комплекса командно-информационных систем, объединяющего командно-измерительные и вычислительные функции, обрабатывающего телеметрическую информацию, обеспечивающего защищенное управление и резервирование критических функций бортового комплекса управления.
Интеграционные решения и унификация аппаратуры в ближайшем будущем позволят поставить «на поток» производство надежных бортовых систем, сократить стоимость и значительно ускорить производство спутников, масштабировать бортовую аппаратуру под конкретный тип космического аппарата – от малых спутников связи и научного назначения до сложных многофункциональных аппаратов. Перспективные разработки РКС в этом направлении обеспечат максимальную долговечность и стабильность работы спутниковых группировок различного назначения, что повлечет рост качества услуг в области навигации, цифрового телевидения, телефонии и интернета.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: zandr от 30.01.2021 13:08:18
https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-509.pdf
ЦитироватьПопутчик с особой миссией
Спойлер
Когда американский писатель Айзек Азимов творил свои произведения в жан­ре научной фантастики, он вряд ли думал, что имя его персонажа, маленького ро­бота Норби, появится в летописи освоения космоса. А сегодня сверхмалый спутник NORBY, названный в честь литературного героя, приходит на помощь специалистам по созданию информационных космических технологий.
Спутник формата cubesat запущен 28 сентября 2020 года. В качестве основной полезной нагрузки ракета «Союз-2» вывела на орбиту три аппарата персональной связи «Гонец-М» производства компании «ИСС». Сопутствующим грузом стал клас-тер из 19 малых спутников, в их числе
[свернуть]
аппарат NORBY для изучения космической погоды, созданный в рамках программы «Универсат», реализуемой ГК «РОСКОС­МОС».
Платформу спутника разработали учёные Новосибирского государственного университета. В экспериментальной полезной нагрузке отражены перспективные разработки отраслевых предприятий, в том числе, сверхбольшие интегральные схемы (СБИС) с портами стандарта SpaceFiber, созданные НПЦ «ЭЛВИС» и универ­ситетом Санкт-Петербурга. Лётная квалификация и опытная эксплуатация сетевого транспортного протокола STP-ISS стала одной из задач, которые фирма Решетнёва решала своим участием в проекте.
В ходе опытной эксплуатации спутника NORBY с 1 ноября по 25 декабря полу­чено около 7000 телеметрических кадров с результатами орбитальных испытаний интерфейса SpaceFiber и сетевого транспортного протокола STP-ISS. Итогом орби­тального эксперимента стало подтверждение надёжности работы российской электронной компонентной базы, протокола STP-ISS и возможности их использования в бортовых космических сетях SpaceWire и SpaceFiber.
Ресурс малого спутника NORBY оказался весьма надёжным, и, выполнив целе­вую задачу, аппарат продолжает работать на высоте 500 км над Землёй. А специалисты пополняют статистику телеметрических данных, которые послужат для дальней­ших исследований в части создания и внедрения перспективных информационных технологий SpaceWire и SpaceFiber.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Штуцер от 30.01.2021 20:26:47
Цитата: PIN от 10.12.2018 20:51:20Кто-нибудь из производителей КА за пределами РФ еще использует "телеметрическую аппаратуру" как отдельную подсистему, а не как базовую функцию БЦВК интегрированную с другими, требующими те же измеряемые на борту параметры. На современных автономных КА наборы таких параметров перекрываются примерно на 80%

Возможно, заблуждаюсь, но подозреваю, что "там" это все осталось в конце 80х-начале 90х. Я, по крайней мере, за последние 10 лет и 12 разных аппаратов такого уже не встречал.
То есть , если бцвк накрывается, ТМИ не будет?
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: ZOOR от 30.01.2021 20:52:53
Цитата: Штуцер от 30.01.2021 20:26:47
Цитата: PIN от 10.12.2018 20:51:20Кто-нибудь из производителей КА за пределами РФ еще использует "телеметрическую аппаратуру" как отдельную подсистему, а не как базовую функцию БЦВК интегрированную с другими, требующими те же измеряемые на борту параметры. На современных автономных КА наборы таких параметров перекрываются примерно на 80%

Возможно, заблуждаюсь, но подозреваю, что "там" это все осталось в конце 80х-начале 90х. Я, по крайней мере, за последние 10 лет и 12 разных аппаратов такого уже не встречал.
То есть , если бцвк накрывается, ТМИ не будет?
Вообще-то на РН система ТМИ и нужна как независимая, чтоб определиться, что же случилось.

Пример - забугорная Вега
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Штуцер от 30.01.2021 21:04:34
Цитата: ZOOR от 30.01.2021 20:52:53чтоб определиться, что же случилось
И я об этом.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: PIN от 30.01.2021 23:08:43
Я писал про КА, а вы мне про РН...
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Штуцер от 30.01.2021 23:51:54
Цитата: PIN от 30.01.2021 23:08:43Я писал про КА, а вы мне про РН...
А в чем разница?
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: sychbird от 31.01.2021 00:11:00
История потери Фобос-грунта, хотя там и главное -слабость наземной инфраструктуры, заставляет задуматься.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: thunder26 от 31.01.2021 03:04:49
Цитата: Штуцер от 30.01.2021 23:51:54
Цитата: PIN от 30.01.2021 23:08:43Я писал про КА, а вы мне про РН...
А в чем разница?
На КА действительно нет телеметрической системы.
Но исходное сообщение в теме все же про РН и пилотажку.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Штуцер от 31.01.2021 19:54:42
Цитата: thunder26 от 31.01.2021 03:04:49На КА действительно нет телеметрической системы.
Вот это новость. А куда делась?
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Serge V Iz от 31.01.2021 23:31:13
А что такое "телеметрическая система"? В смысле, речь идет о том, что в РН часто имеется относительно независимая группа приборов, датчиков и кабелей, работа которой достаточно автономна, и мало зависит от состояния БЦВК? Так там таких и не одна может быть: та же аппаратура безопасности во французских ракетах, САС в пилотируемых комплексах, и тому подобные штуки.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: thunder26 от 01.02.2021 03:27:04
Цитата: Штуцер от 31.01.2021 19:54:42
Цитата: thunder26 от 31.01.2021 03:04:49На КА действительно нет телеметрической системы.
Вот это новость. А куда делась?
Системы с таким названием в составе нет. Ее функции делят КИС и приборы БКУ.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Штуцер от 01.02.2021 14:44:21
Цитата: thunder26 от 01.02.2021 03:27:04Ее функции делят КИС и приборы БКУ.
Это общая практика или, как мне думается, касаемая небольших КА для высоких орбит?
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: ZOOR от 01.02.2021 19:14:40
Цитата: Штуцер от 01.02.2021 14:44:21
Цитата: thunder26 от 01.02.2021 03:27:04Ее функции делят КИС и приборы БКУ.
Это общая практика или, как мне думается, касаемая небольших КА для высоких орбит?
Во всяком случае согласно ВИКИ, на Навигаторе выделенная ТМИ-система
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_(%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0)#%D0%97%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5

ЗЫ За што купил (ц)
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Штуцер от 01.02.2021 21:52:55
Мне, честно, идеологически непонятно, как тми может быть интегрирована в любую систему, о работе которой обязана информировать. И еще вопрос делится на СТИ во время испытаний и СТИ изделия, сданного в штатную эксплуатацию.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: thunder26 от 02.02.2021 04:50:33
Цитата: Штуцер от 01.02.2021 14:44:21
Цитата: thunder26 от 01.02.2021 03:27:04Ее функции делят КИС и приборы БКУ.
Это общая практика или, как мне думается, касаемая небольших КА для высоких орбит?
Это общий принцип построения любых наших КА. За других не ручаюсь, но не думаю, что там что то принципиально другое.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: thunder26 от 02.02.2021 05:05:40
Цитата: Штуцер от 01.02.2021 21:52:55Мне, честно, идеологически непонятно, как тми может быть интегрирована в любую систему, о работе которой обязана информировать
Не в любую, а в БКУ. 21 век на дворе, большинство параметров программные и передаются в БЦВК
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Serge V Iz от 02.02.2021 06:56:46
А чего там сложного? Если телеметрическая информация такая же цифровая, как и полезная, передающаяся по каналу, то она может передаваться вместе с полезной.
Э
то "аналоговую"  ТМИ, с ИКМ и сеткой частот туда сложно запихивать )
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: thunder26 от 02.02.2021 07:52:42
Цитата: Serge V Iz от 02.02.2021 06:56:46Это "аналоговую"  ТМИ, с ИКМ и сеткой частот туда сложно запихивать )
Аналоговая то оцифрована )
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: thunder26 от 02.02.2021 07:55:23
Цитата: Serge V Iz от 02.02.2021 06:56:46А чего там сложного? Если телеметрическая информация такая же цифровая, как и полезная, передающаяся по каналу, то она может передаваться вместе с полезной.
Иногда так и делается, называется «канал оперативного управления».
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: PIN от 02.02.2021 11:33:40
Цитата: thunder26 от 02.02.2021 04:50:33Это общий принцип построения любых наших КА. За других не ручаюсь, но не думаю, что там что то принципиально другое.
На "Навигаторе" КИС есть, но, по сути, выполняет то же, что и на других платформах

https://elibrary.ru/item.asp?id=24113628
https://elibrary.ru/item.asp?id=30083836
Полагаю, пртичины чисто исторические, наследие "Фрегата".
По сути, это выделенные в отдельную подсистему набор интерфейсов для сбора телеметрических параметров (состояния, аналоговых параметров), контроллера и массового ЗУ, которые на других КА - в составе БЦВК


Цитата: thunder26 от 02.02.2021 07:55:23Иногда так и делается, называется «канал оперативного управления».
На КИС "Навигатора" это режим "НП-В"


Добавлю, что для большинства "Сентинелов" получение ТМИ через канал передачи ЦИ стало обычным делом. Это тупо дешевле и удобнее.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: PIN от 02.02.2021 11:43:45
Цитата: thunder26 от 02.02.2021 04:50:33Это общий принцип построения любых наших КА. За других не ручаюсь, но не думаю, что там что то принципиально другое.
На аппаратах европейских производителей то же самое. И уже много десятилетий, это плод эволюции и унификации, которыми и должны заниматься космические агенства. 

"Железная" телеметрия сохранилась как функция, некоторые миссии её используют. Набор параметров там, впрочем минимально необходимый, позволяющий увидеть состояние всех ключевых блоков БЦВК и их питания в случае, если бортовое ПО либо не функционирует, либо от него ТМИ не "идёт" (как было на GOCE, например https://earth.esa.int/web/guest/content/-/article/contingency-in-goce-telemetry-reception-7120) Этот пример очень показателен с точки зрения возможностей реконфигурации и гибкости современных БЦВК. После того, как на одном полукомплекте умер процессор, а на втором - интерфейс с блоком формирования кадров телеметрии, удалось продолжить миссию вплоть до исчерпания рабочего тела ДУ
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: thunder26 от 02.02.2021 18:13:54
Цитата: PIN от 02.02.2021 11:33:40На "Навигаторе" КИС есть, но, по сути, выполняет то же, что и на других платформах

https://elibrary.ru/item.asp?id=24113628 (https://elibrary.ru/item.asp?id=24113628)
https://elibrary.ru/item.asp?id=30083836 (https://elibrary.ru/item.asp?id=30083836)
Бегло просмотрел. Судя по децимальному индексу, ТМС тоже от ИРЗ, но логическая связь с приборами БКУ несколько другая (в части КПИ). 

Основное отличие - у НПОЛ БКУ разрабатывает сторонняя организация, в то время как у нас все системы (и БКУ в частности) собственной разработки (привет И. Моисееву). Это качественно влияет на сроки комплексной отработки борта (мнение коллеги из НПОМаш, у которых тоже БКУ на стороне).

Глянул ТЗ на телекомандную систему для Канопуса. Там радиолиния и сбор аппаратных параметров объединены в одном приборе. Прям классическая телеметрическая система.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: thunder26 от 02.02.2021 18:20:46
Цитата: PIN от 02.02.2021 11:33:40
Цитата: undefinedИногда так и делается, называется «канал оперативного управления».
На КИС "Навигатора" это режим "НП-В"
Лить в ВИРК телеметрию, особенно где нибудь в точке Лагранжа сам бог велел. У КОУ другая суть - дать пользователю спецкомплекса управлять его параметрами и следить за состоянием не прибегая к помощи НКУ. Но Serge имел ввиду конечно же режим НП-В.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: PIN от 02.02.2021 18:49:34
Цитата: thunder26 от 02.02.2021 18:13:54Глянул ТЗ на телекомандную систему для Канопуса. Там радиолиния и сбор аппаратных параметров объединены в одном приборе. Прям классическая телеметрическая система.
А она своя или наследие SSTL? В последнем случае мне должна быть хорошо знакома, местами до сигналов и регистров....
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: thunder26 от 02.02.2021 19:03:43
Цитата: PIN от 02.02.2021 18:49:34А она своя или наследие SSTL?
Судя по всему, наследие РКС.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: zandr от 22.04.2021 23:56:52
https://www.youtube.com/watch?v=5ZFO9wOrzgY
ЦитироватьВ компании «ИСС» начались стыковочные испытания приборов, которые составят первую бортовую командно-измерительную систему собственного производства. В ходе стыковочных испытаний специалисты проверяют правильность взаимодействия приборов в составе командно-измерительной системы спутника. Командно-измерительная система в составе космического аппарата обеспечит передачу на Землю телеметрической информации и приём управляющих команд. 
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: zandr от 26.08.2021 00:46:31
https://www.roscosmos.ru/32317/
ЦитироватьСпутники OneWeb — в зоне видимости ГРЦ
С космодрома Байконур 22 августа 2021 года состоялся пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и 34 космическими аппаратами OneWeb. Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») обеспечивал прием телеметрической информации пуска и полета посредством комплекса технических средств (КТС) «Миасс».

Как сообщил генеральный директор, генеральный конструктор ГРЦ Макеева, академик РАН Владимир Дегтярь, траектория полета ракеты-носителя простиралась вдоль Уральского хребта. Зона видимости КТС «Миасс» начиналась со 192 секунды (на удалении 900 км) и продолжалась до 627 секунды (на удалении 1300 км). Основная задача миасских специалистов — обеспечение дублирования телеметрической информации на активном участке для Байконура — успешно выполнена.

В зоне видимости КТС «Миасс» был также второй виток для проверки возможности приема на дальности 2200 км. На такой дальности телеметрическая информация принималась впервые, в экспериментальном порядке. Таким образом, данные были приняты в полном объеме отличного качества на обоих витках задействования.

Во временном промежутке между витками для космодрома Байконур также транслировалась запись, принятая на первом витке. По оценке специалистов холдинга «Российские космические системы» (входит в Роскосмос), задействование КТС «Миасс» показало себя с положительной стороны, и такие работы будут планироваться в дальнейшем.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Дем от 26.08.2021 08:55:55
Цитата: Штуцер от 30.01.2021 20:26:47То есть , если бцвк накрывается, ТМИ не будет?
Он же резервированный, чтобы сразу все каналы накрылись - маловероятно.
Цитата: Штуцер от 01.02.2021 21:52:55Мне, честно, идеологически непонятно, как тми может быть интегрирована в любую систему, о работе которой обязана информировать.
Большая часть телеметрии - не о работе бцвк, а о работе того чем бцвк управляет. Тут вполне логично использовать одни и те же датчики и для управления и для телеметрии.

Ну и конкретный канал вполне может мониторить паралелльные, сдохнут - успеет передать почему.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: zandr от 08.03.2023 08:07:30
https://russianspacesystems.ru/2023/03/06/kak-nastoyashhiy-3d-tekhnologiya-rks-budet-upravlayt/
ЦитироватьКак настоящий: 3D-технология РКС будет управлять спутниками на орбите
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/340989.jpg)
Специалисты холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») создали инновационное программное решение – цифровой двойник космического аппарата. Разработка на стыке технологий дополненной реальности и 3D-моделирования выводит управление космической техникой на новый уровень, делает этот процесс интерактивным и, таким образом, снижает затраты на персонал и аппаратную инфраструктуру центров управления полетами.
Визуальный осмотр любой техники – один из важнейших этапов при анализе ее текущего состояния. Однако такой подход неприменим к космическим аппаратам на орбитах над Землей. Сейчас в центрах управления полетами мониторинг состояния космической техники происходит, в основном, по так называемым мнемосхемам: на мониторе оператора отображается двухмерная картинка с электрическими схемами блоков аппаратуры, а цветовая индикация – подсвечивание или мигание на том или ином элементе – информирует, какой процесс сейчас происходит.
Новая технология РКС в режиме реального времени на основе данных телеметрических датчиков ракет-носителей, разгонных блоков и спутников проецирует на экран оператора центра управления полетами их цифровые двойники. Цифровая 3D-модель является абсолютной копией настоящего аппарата. В ней учтены все элементы, из которых собран живой оригинал, она обеспечивает мониторинг состояния объекта в подробностях буквально на одном экране: отображаются подсистемы аппарата, углы поворота солнечных батарей, температурные карты узлов, состояние включения бортовых приборов и другие параметры.
Элементы цифрового двойника – блоки аппаратуры, агрегаты, двигатель и его навесное оборудование, топливные баки, солнечные батареи, аккумуляторы – изменяют свои размеры, положение и цвет в соответствии с реальными показателями включения-отключения, давления, температуры, наполненности, режимов работы, положения спутника относительно Земли и других космических аппаратов. Все это напоминает компьютерный авиасимулятор – только модель РКС проецирует настоящий спутник в конкретной точке орбиты с абсолютной точностью всех параметров.
При оценке состояния аппаратов по мнемосхемам данные от каждого датчика поступают обособленно. Чтобы свести их воедино и рассчитать отклонения от эталонных параметров запуска и перелета на рабочую орбиту, нужно время и дополнительные усилия. Цифровой же двойник позволяет вживую наблюдать любые отклонения и нивелировать их последствия «здесь и сейчас» командами управления с Земли.
Инновационное решение уже опробовано на недавних запусках с космодрома «Восточный» и вскоре будет использовано при запуске спутника «Кондор-ФКА». Программный продукт стал частью стратегической работы холдинга «Российские космические системы» по унификации космической бортовой и наземной аппаратуры – он позволит привести к «единому знаменателю» разрозненные подходы к строительству и эксплуатации космической техники и ускорит переход к потоковому производству спутников.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Arzach от 08.03.2023 12:25:28
Цитата: zandr от 08.03.2023 08:07:30Визуальный осмотр любой техники – один из важнейших этапов при анализе ее текущего состояния.

...
При оценке состояния аппаратов по мнемосхемам данные от каждого датчика поступают обособленно. Чтобы свести их воедино и рассчитать отклонения от эталонных параметров запуска и перелета на рабочую орбиту, нужно время и дополнительные усилия. Цифровой же двойник позволяет вживую наблюдать любые отклонения и нивелировать их последствия «здесь и сейчас» командами управления с Земли.
Какое-то надуманное отличие от мнемосхем. Так описано, будто в ЦУПе сидит оператор за пультом со штурвалом и рычагами, и по мнемосхемам ему сложно было управлять, а вот по такой 3D-модели - в самый раз: по ней сразу видно, что аппарат, например, поворачивается не той стороной к Солнцу, и оператор твердой рукой немедленно нивелирует это отклонение "здесь и сейчас".

И есть подозрение, что "цифровым двойником" здесь называют обычную 3D-модель внешнего облика, обновляемую по ТМИ (ЕМНИП, это еще в конце 80-х - начале 90-х научились делать с появлением первых ПК с приличными графическими дисплеями). По крайней мере такое впечатление складывается из описания. Но ведь сейчас это понятие скорее относится к матмодели аппарата, его подсистем и протекающих в них процессов, позволяющей анализировать и прогнозировать состояние КА, а не рисовать красивые картинки.

Ну и связь завершающей фразы с описанным не очень понятна - как эта 3D-модель "ускорит переход к потоковому производству спутников"?
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Serge V Iz от 08.03.2023 12:56:46
Вот мы иногда работаем с техникой, у которой есть подвижные органы. Даже очень подвижные, со многими степенями свободы. Зачастую гораздо удобне видеть положение орган на 3д картинке, чем воспринимать его показометром или графиком.

Точное значение в показометре, или историю параметра на графике эта штука, разумеется, не заменит. И вряд ли поможет лучшему восприятию параметра типа "напряжение на зажимах АБ". Но иногда может быть очень удобным дополнением.

А что там с производством, могу только предположить -- эти 3д-модели, сиречь электронная КД, могут идти через весь ЖЦ изделия насквозь. Конструктора их любят, они им удобны.
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Arzach от 08.03.2023 13:21:36
Цитата: Serge V Iz от 08.03.2023 12:56:46Вот мы иногда работаем с техникой, у которой есть подвижные органы. Даже очень подвижные, со многими степенями свободы. Зачастую гораздо удобне видеть положение орган на 3д картинке, чем воспринимать его показометром или графиком.

Точное значение в показометре, или историю параметра на графике эта штука, разумеется, не заменит. И вряд ли поможет лучшему восприятию параметра типа "напряжение на зажимах АБ". Но иногда может быть очень удобным дополнением.

А что там с производством, могу только предположить -- эти 3д-модели, сиречь электронная КД, могут идти через весь ЖЦ изделия насквозь. Конструктора их любят, они им удобны.
Так речь тут не о технике с подвижными органами (включая АМС с манипуляторами и планетоходы), и не о производстве (где 3D/VR/AR/XR вполне уместны), а об "управлении спутниками на орбите".
Название: Телеметрия в космической технике
Отправлено: Serge V Iz от 08.03.2023 13:26:15
Цитата: Arzach от 08.03.2023 13:21:36Так речь ... ... об "управлении спутниками на орбите".
Всякая штуковина, для которой имеют смысл эйлеровы углы и чтотоцентричесеие координаты может быть изображена картинкой )

А если у неё есть ещё и особенности строения есть, лопухи солнечных панелей или зеркальные антенны, например - тем более. )

Но, не буду настаивать. Здесь первое слово - за эксплуатантами этой техники. )