Существует мнение (небезосновательное очевидно), что срок хранения твердотопливных ракет ограничен. В связи с этим интересная новость
http://spaceflightnow.com/minotaur/xss11/
Первая ступень запущенного вчера Минотавра была сделана в 1967 году. :shock:
насколько помню , ограничение срока хранения связано с тем , что с течением времени ТТ заряд трескается , соответственно при запуске резко увеличивается площадь горения и все взрывается. Растрескивание в свою очередь связано с тем , что в составе заряда намешана куча металлизирующих примесей , чтоб получить мало-мальски приемлемый импульс.
Ступени Минотавера изготовлены в 67-м , на самой заре эры твердотопливных ракет , когда только начали осваивать всякие добавки , и вероятно тогда не очень мудрили с этим делом , клали по минимуму , поэтому ступень и работоспособна 40 лет спустя. Зато пришлось ракету делать аж 4-х ступенчатой , чтобы вытащить даже небольшой спутник .
Ну четырехступенчатая она потому, что слепили из того, что было. А был "Минитмен" и "Пегас" двухступенчатый. "Старт" так и вовсе пятиступенчатый.
Ну, пятиступенчатый-то так и не полетел. Летает Старт-1 в 4 ступени. Все-таки увеличение числа последовательно работающих элементов (систем разделения) снижает надежность чуть ли не экспоненциально.
Мне тут пришла в голову одна идея. Двухступенчатая моноблочная РН. Первая ступень - твердотопливная, созданная на базе первой ступени "Тополя". Вторая - ГРД /перекись водорода и резина/. Стартовый вес - 200-300 т. Так вот, может удастся создать простой и дешёвый носитель, например для запуска капсулы а-ля Джемини с туристами?
А вот такое Вы видели???
http://www.kerc.msk.ru/ipg/development/hre.shtml
Кстати о сроках хранения .Именно из-за них и сминается с вооружения уникальный РТ-23УТТХ "Молодец" (15Ж61).Он же БЖРК.
http://www.worldweapon.ru/tank/bzlrk.php
ЦитироватьА вот такое Вы видели???
http://www.kerc.msk.ru/ipg/development/hre.shtml
Угу. Радует, что подобные идей видят перспективными и люди, которые разбираются в космонавтике получше меня. Меня на эту мысль навёл проект запуска американского CEV с использованием шаттловского ускорителя. Но делая вторую ступень кислородно-водородной, они делают, как мне кажется ошибку: специфика криогенной /и особенно водородной/ техники такова, что получившийся носитель по стоимости эксплуатации будет мало отличаться от систем на базе Дельты и Атласа. Если бы они поставили гибридную /или жидкую, но какую-нибудь примитивную ступень, допустим, на самовоспламеняющихся компонентах с вытеснительной подачей/, то, возможно, у них бы получился носитель, выгодно отличающийся от предложений Боинга и Локхида в части стоимости. Может быть, даже дешевле нашего Союза.
Хм. Интересно, а что Старый на это думает. :roll: Ведь такая балда была бы проще его любимого трёхзенита. И, вероятно, ещё менее энергетически эффективна. :lol: