24 ноября 2003 года были запущены два аппарата серии Ямал-200.
Тут в соседней веточке, осуждая практически монополизм ИСС, вспоминали про них недавно.
А ведь неплохая серия получилась - по 10 лет САС отрабатывают.
Почему все-же развития РРКЭшные КА не получили? (интересуют технические подробности, если есть таковые)
А кто может рассказать, по какой причине РКК в лице президента отказалась от дальнейшего производства Ямалов? Вроде ИСС использовала ПН энергетиков при создании своих Ямалов. А ведь аппараты не самые плохие...
1) Патамушта! Энергетики вдрызг разругались с ГКСом , последним ничего не осталось, как ползти к ИСС, и просить использовать имеющееся оборудование ПН, чего и було отображЕно в контакте. Тот ещё гемм делать платформу под непонятно что ...
2) В ветке про спутниковый завод ГКС есть фича: обе организации претендуют на право собственности на КД платформы Я-200.
А заказчик-то после "развода" с Газпромом был? Не уверен :)
ЦитироватьMekhatronik пишет:
... обе организации претендуют на право собственности на КД платформы Я-200.
Платформа уже устарела по сравнению с молодыми спутниками ИСС. Вряд ли на новом заводе они ее будут выпускать. А спутники получились действительно хорошие, работают себе и работают.
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/26218)
ЦитироватьLL* пишет:
24 ноября 2003 года были запущены два аппарата серии Ямал-200.
:) помним. Когда отработал Я-100 10лет, даже чегой то получили в виде грамоты.
Правда Я-100 кривой сильно оказался, но вродь 10 лет свои как то отработал, первенец всёж, спустя 40летия отсутствия на спутниковом направлении.
Я-200 получше, с учетом косяков Я-100. И свои 12 лет отработает, а то и дольше.
ЦитироватьZOOR пишет:
Почему все-же развития РРКЭшные КА не получили? (интересуют технические подробности, если есть таковые)
ЕМНИП, главная причина - лунатизм. Да еще в неправильном банке.
Ради борьбы с лунатизмом можно и хорошие спутники под нож пустить.
ЦитироватьZOOR пишет:
Почему все-же развития РРКЭшные КА не получили? (интересуют технические подробности, если есть таковые)
ГПКС вполне мог бы выступить заказчиком на Экспресс - Я, даже название примерно такое было, не выступил. Основная причина, люди в ГПКСе, отвечающие за развитие ОГ были из НПО ПМ. ГПКС попробовал проехать на тройке, потом свалился на серию АМов, очень неудачную, до сих мучается. Если бы пошли Экспрессы-Я, не было бы таких глобальных проблем с Российской ОГ.
ЦитироватьМагадан пишет:
Ямалы доказали, что бывает.
А почти мгновенная смерть одного из первой пары не в счет?
ЦитироватьSOE пишет:
А почти мгновенная смерть одного из первой пары не в счет?
Там была не мгновенная смерть а не рождение. Он просто не включился. Причина этого не может быть принципиальной. Может быть только банальное разгильдяйство типа не подключили концевик.
ЦитироватьСтарый пишет:
Может быть только банальное разгильдяйство типа не подключили концевик.
Вообще-то были другие версии. И даже несколько :) больше, чем версии.
ЦитироватьSOE пишет:
Вообще-то были другие версии. И даже несколько больше, чем версии.
Так, так, и что там?
Что-то вроде нарушения теплового режима...относительно того, который предполагался при проектировании. Где и как, думаю, напишет кто-то точнее, если я не путаю что-то, но проблема уж точно не в "концевике".
Впрочем. если аппарат теряется из-за того, что "не подключен концевик", это означает ошибку на этапах проектирования и аппарата, и операций с ним.
ЦитироватьSOE пишет:
Что-то вроде нарушения теплового режима...относительно того, который предполагался при проектировании. Где и как, думаю, напишет кто-то точнее, если я не путаю что-то, но проблема уж точно не в "концевике".
А! Типа "из-за непланового теплового расширения концевик перекосило и зажало"? Так это отмазка.
ЦитироватьВпрочем. если аппарат теряется из-за того, что "не подключен концевик", это означает ошибку на этапах проектирования и аппарата, и операций с ним.
Это означает принципиальную проблему с качеством выполнения работ на данном предприятии. Но не означает принципиальной проблемы конструкции самого КА.
Понятен уровень аргументации, более комментариев нет.
Уже можно поздравлять? С юбилеем! :)
ЦитироватьSOE пишет:
Понятен уровень аргументации, более комментариев нет.
И это правильно!
Жаль только что я вообще ничего не аргументировал. :)
ЦитироватьLL* пишет:
Уже можно поздравлять? С юбилеем! (http://novosti-kosmonavtiki.ru/bitrix/images/forum/smile/icon_smile.gif)
Можно, ща отметим.
https://www.energia.ru/ru/news/news-2018/news_11-26.html
Цитировать«Ямалы-200» – на орбите «Энергии»
Исполнилось пятнадцать лет со дня запуска двух российских телекоммуникационных спутников «Ямал-200». Они были созданы и изготовлены в корпорации «Энергия» на базе универсальной космической платформы собственной разработки по заказу Газкома.
Космический аппарат «Ямал-200» – более мощная модификация космических аппаратов (КА), вошедших в состав системы спутниковой связи и вещания «Ямал», чем КА «Ямал-100», который в это время уже работал на геостационарной орбите.
«Ямалы-200», предназначенные для передачи больших объемов данных, стали обеспечивать современными видами связи предприятия российской газовой промышленности, предоставлять телекоммуникационные услуги российским и зарубежным пользователям. В том числе благодаря им появилась возможность пользоваться качественной телефонной и факсимильной связью, видеоконференц-связью, передавать цифровые данные, программы телевидения, подключаться к интернету.
Не случайно на возрастающий спрос мирового рынка на качественные телекоммуникационные услуги ответила корпорация «Энергия». Еще во времена С.П. Королёва именно здесь был создан первый советский спутник связи «Молния». Работа над «Ямалами» восстановила направление деятельности Корпорации в области автоматических КА различного назначения.
Для изготовления «Ямалов» была проведена работа по подготовке производства, отвечающего международным требованиям и стандартам. Работали сборочно-испытательный центр, цех повышенной промышленной чистоты (не имевший аналогов в отечественной ракетно-космической промышленности). Экспериментальная база позволяла проводить все виды испытаний собранных космических аппаратов: прочностные, вибрационные, акустические, термовакуумные, комплексные электрические и т.д.
При проведении работ по КА «Ямал-200» максимально был учтен опыт создания и эксплуатации «Ямала-100», но применены и новые технические решения, благодаря которым были обеспечены более высокая надежность и живучесть КА.
Оценку работе коллектива корпорации «Энергия» по этому направлению поставило само время. КА «Ямал-100» находился на орбите с 6 сентября 1999 года по август 2011 года, впервые превысив десятилетний проектный ресурс активной работы на ГСО. Расчетный полетный ресурс превысил и один из КА «Ямал-200» («Ямал-202»), до сих пор работающий на орбите. По сообщению Газкома, резервы оборудования и запасы топлива позволят «Ямалу-202» проработать в стабильном состоянии до середины 2019 года, когда ему на смену придет новый спутник «Ямал-601».
Космические аппараты серии «Ямал», созданные в «Энергии», – яркий пример реализации передовых наукоёмких космических технологий XXI века.
Запуск спутников «Ямал-200» осуществлен 24 ноября 2003 года в 9 ч 22 мин по московскому времени. Ракета-носитель «Протон-К» вывела космическую головную часть на опорную орбиту. Доставка блока из двух космических аппаратов с опорной орбиты на целевую осуществлялась космическим разгонным блоком типа ДМ (11С861-01). После разделения блока космических аппаратов «Ямал-200» на КА-1 и КА-2 был осуществлен переход космических аппаратов с целевой орбиты в рабочие точки стояния на ГСО, выполненный автономно. Контроль работоспособности систем КА осуществлялся ЦУПом. Масса КА-1 – 1360 кг, масса КА-2 – 1320 кг. Расчетный полетный ресурс спутников – чуть более 12 лет.
Если КА запущен в 2003 году, то о каких технологиях 21 века идёт речь?
ЦитироватьSergH пишет:
Если КА запущен в 2003 году, то о каких технологиях 21 века идёт речь?
Видимо негерметичная платформа... Для России это как раз технология 21 века...
ЦитироватьSergH пишет:
...
Полагаю, что речь идет о тех подходах к проектированию платформы КА и ПН, которые до этого не не применялись (читай стали ноу-хау), а впоследствии стали повсеместно внедряться в т.ч зарубежными коллегами. Например полностью "электрическая" платформа (ЭРДУ), и что-то там в целевой аппаратуре, чего не вспомнить сейчас уже.
ЦитироватьSergH пишет:
Если КА запущен в 2003 году, то о каких технологиях 21 века идёт речь?
Тут история непростая. Ямалы, пожалуй, самый удачный продукт государственно-частного партнерства в высоких технологиях. В 1999 г. были запущены 2 КА связи Ямал-101 и 102 на ГСО с негерметичной платформой ( один,101, правда, после запуска так и не ожил). Аппараты изготовила РКК "Энергия" по заказу Газкома.
В 1998 г ? в России был объявлен первый публичный тендер на поставку КА связи для ГПКС.
Итоги подвели, победителями объявили Энергию -Газком с КА Ямал и НПО ПМ (Решетневцы) с КА Экспресс с герметичной платформой. Потом, без какой-либо информации о пересмотре итогов тендера,заказ КА по факту переиграли в пользу Экспрессов ( технологии прошлого века).
То ли воспользовались тем, что Энергия была сильно загружена стартом программы МКС, то ли Решетневцы имели особый подход к нужным людям... то ли. Тогдашний Генеральный Энергии имел удельный вес на порядок выше всей Решетневской конторы, но заказ на КА уплыл к Решетневцам.
Следующие Ямалы (201 и 202, виновник торжества) опять заказал Газком, будь заказ от ГПКС, КА пошли бы в серию. А страну лет на 15-20 отбросили назад в области КА связи на ГСО.
Думаю, что под "технологиями 21 века" подразумевался КА с негерметичной платформой
ЦитироватьХунвэйбин пишет:
Следующие Ямалы (201 и 202, виновник торжества) опять заказал Газком, будь заказ от ГПКС, КА пошли бы в серию. А страну лет на 15-20 отбросили назад в области КА связи на ГСО.
Ну да, МСС767 с 4,5кВт по сранению с 2кВт Я202 отбросило то прямо в 19й век.
А серийных телекоммуникационных аппаратов не может быть по определению, ибо частотные планы и зоны покрытия разные.
Цитироватьthunder26 пишет:
ЦитироватьХунвэйбин пишет:
Следующие Ямалы (201 и 202, виновник торжества) опять заказал Газком, будь заказ от ГПКС, КА пошли бы в серию. А страну лет на 15-20 отбросили назад в области КА связи на ГСО.
Ну да, МСС767 с 4,5кВт по сранению с 2кВт Я202 отбросило то прямо в 19й век.
А серийных телекоммуникационных аппаратов не может быть по определению, ибо частотные планы и зоны покрытия разные.
Ну, имеется ввиду "серийная" платформа. Ямалы, лично по моему мнению, были очень удачны. Я бы даже сказал, что "со всех сторон хороши". :-) На момент начала 2000-х 2кВт было вполне достаточно. Тогда в стране спутниковое телевидение массово только начиналось. Даже еще в 2010-х годах ГПКС заказывал у Хруничева их Экспрессы-МД с тоже на самой выдающейся энергетикой.
Цитироватьthunder26 пишет:
Ну да, МСС767 с 4,5кВт по сранению с 2кВт Я202 отбросило то прямо в 19й век.
А серийных телекоммуникационных аппаратов не может быть по определению, ибо частотные планы и зоны покрытия разные.
19-й-! Именно 19-й. Платформа герметичная. Один Экспресс тогдашний весил как два Ямала!
ЦитироватьХунвэйбин пишет:
Один Экспресс тогдашний весил как два Ямала!
А по энергетике превышал два Ямала. Но это же не важно.
Цитироватьthunder26 пишет:
А по энергетике превышал два Ямала. Но это же не важно.
Платформа негерметичная её, мощность, и кушала. Отдаваемая ПН мощность у двух Ямалов примерно такая же.
А вот два КА вместо одного- это и гибкость, и надежность и еще множество плюсов, наверное. Специалисты, думаю, подтвердят.
ЦитироватьХунвэйбин пишет:
А вот два КА вместо одного- это и гибкость, и надежность и еще множество плюсов, наверное.
И двойная цена.
ЦитироватьСпециалисты, думаю, подтвердят.
Специалисты всё более и более увеличивают массу и энергетику спутников. Спутник массой и мощностью с Ямал-200 в наше время ещё поискать.
ЦитироватьСпутник массой и мощностью с Ямал-200 в наше время ещё поискать
Ангосат
ЦитироватьХунвэйбин пишет:
Платформа негерметичная её, мощность, и кушала.
Потребление МСС767 и 1000Н номинально одинаковое. На негерметичной нужно тратиться на электрообогрев приборов, чего не требуется в «бочке». Плюсы негерметичной платформы, в основном: масса, габариты, технологичность.
Цитироватьthunder26 пишет:
На негерметичной нужно тратиться на электрообогрев приборов, чего не требуется в «бочке»
Странно. Разве на негерметичной платформе недостаточно избыточного тепла?
Цитироватьthunder26 пишет:
ЦитироватьСпутник массой и мощностью с Ямал-200 в наше время ещё поискать
Ангосат
Хорошая иллюстрация. :)
ЦитироватьСтарый пишет:
Цитироватьthunder26 пишет:
На негерметичной нужно тратиться на электрообогрев приборов, чего не требуется в «бочке»
Странно. Разве на негерметичной платформе недостаточно избыточного тепла?
Зависит от периода и режимов работы аппарата. Режим АБ вообще только электрообогревом обеспечивается.
На конкретно этих аппаратах на обогрев ужодит 100-400 Ватт в зависимости от сезона и других обстоятельств. Несмотря на то, что ПН выделяет почти на порядок больше.
ЦитироватьPIN пишет:
На конкретно этих аппаратах...
Которых, из упомянутых на этой странице?
Или к сабжу вернулись?
Аппараты РКК