В сегодняшних новостях ( Выпуск № 452, текущий (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/news.shtml) ) сообщается о том, что в "России разработана реактивная система для спасения космонавтов при работе в открытом космосе" (с, А.Ж., со ссылкой на ИТАР-ТАСС (http://www.itar-tass.com/).
Насколько я понимаю, это средство (УСК) - аналог давно используемого в США средства SAFER (The Simplified Aid For EVA Rescue)...
Еще, насколько я помню, использовалось несколько средств для автономного передвижения астронавтов/космонавтов в безопорном пространстве - еще в программе Gemini хотели испытать (а может быть и испытали?) некий "пистолет" для перемещения астронавтов, потом был MMU, наш "космический мотоцикл", вот сейчас - УСК.
Прижился только SAFER.
В чем причина, на ваш взгляд?
И что это за чудо (Skylab, вроде?):
ЦитироватьИ что это за чудо (Skylab, вроде?):
Это ранцевая установка ASMU – усовершенствованный вариант установки AMU с корабля «Джемини-9». Она крепится на спине астронавта с помощью ремней с быстро раскрывающимися замками и имеет 14 сопел. Два пульта управления встроены в подлокотники.
"Скайлэб" конечно.
А известны подробности про УСК? Почему американцы "бросили" использовать MMU?
MMU не используется с 1991 года. Тогдашний директор программа "Спейс шаттл" Криппен запретил ее использование. Почему? Не знаю. Надо завтра у Лисова спросить. А вообще, я думаю, актуальность MMU резко упала после 51L, когда спутники перестали запускать и снимать шаттлами.
ЦитироватьА известны подробности про УСК? Почему американцы "бросили" использовать MMU?
Как-то не нужен оказался.
Здесь есть описание систем летавших в космосе.
http://ido.kemsu.ru/space/skaf.htm
(Вспомогательные средства)
Давно же я их готовил...
Вообще то про готовность УСК говорилось довольно давно. Основная причина появления, кажется, требование США о реализации возможности возвращения на МКС в случае отрыва. В общем нужно было бы поднять безопасность Орлана по требованию США. Чтоб астронавты могли без волнений выходить в космос. :)
Вообще, давно подмечено, что в США очень часто подменяют реальную безопасность разговорами о безопасности. Что и неудивительно, так как США - страна, где любые правила исполняют буквально. Рай для всякой бюрократии :-) "Улет" космонавта во время ВКД имеет не нулевую вероятность, это естественно. Но вот вероятность его спасения с помощью SAFER или УСК в реальных условиях лично мне представляется еще меньшей. Сплошной Голливуд.
Цитировать... "Улет" космонавта во время ВКД имеет не нулевую вероятность, ... но вот вероятность его спасения с помощью SAFER или УСК ... мне представляется еще меньшей.
Очевидно, что SAFER ни разу не использовался по прямому назначению, не считая летных испытаний в "привязанном" состоянии?
MMU летал на:
1. STS-41B, когда Richard L. Stewart, Bruce McCandless II впервые его опробовали;
2. STS-41C, когда James D.A. Van Hoften, George D. Nelson "летали" с MMU к Solar Maximum Mission для его восстановления;
3. STS-51A, когда Joseph P. Allen IV, Dale A. Gardner (?) пользовались (?) MMU, "летая" (?) к Palapa B2 и WESTAR 6, неудачно запущенным экипажем STS-41B
http://www.promtehsnab-chel.ru/files/misc/ShuttleFlight.htm
Насколько я понимаю, MMU больше не использовалась. А летала ли?
Еще раз спрошу:
1. В скольких полетах на борту шаттла была MMU? Есть данные?
2. Что такое AMU и "летали" ли на нем во время полета Gemini-9?
Цитировать1. В скольких полетах на борту шаттла была MMU? Есть данные?
Лисов говорит, что только в этих рех полетах и были.
Т.е. Серебров с Викторенко чуть до рекорда не дотянули? :)
ЦитироватьЕще раз спрошу:
1. В скольких полетах на борту шаттла была MMU? Есть данные?
2. Что такое AMU и "летали" ли на нем во время полета Gemini-9?
1. В трех. Масса и место!
2. Astronaut Maneuvering Unit, далекий предок MMU. Размещалась "в заднице" агрегатного отсека Gemini. Планировалась на Gemini 9 и Gemini 12 (соответственно испытания и съем аппаратуры со спутника Pegasus 3). В полете Gemini 9 Сернан сел в AMU, проверил его системы и кажется (не помню, а в верстку лезть нет времени) перешел на питание от AMU. Отделение и полет были отменены, так как стекло шлема запотело и Сернан ничего не видел.
На Gemini 12 успели даже установить AMU, но программу переиграли -- все выходы проходили с диким перерасходом времени и сил, и задачу испытания MMU заменили на чисто учебно-тренировочный выход.
Ясно. А на Skylab'e выходить в космос планировали или только внутри "летали"?
ЦитироватьЯсно. А на Skylab'e выходить в космос планировали или только внутри "летали"?
С реактивными установками не планировали, а без них вылазили неоднократно :-)
ЦитироватьЦитироватьЯсно. А на Skylab'e выходить в космос планировали или только внутри "летали"?
С реактивными установками не планировали, а без них вылазили неоднократно :-)
Ну, само-собой, EVA были :)
Это был я, igor_suslov
ЦитироватьЕще раз спрошу:
2. Что такое AMU и "летали" ли на нем во время полета Gemini-9?
Тяжелый случай.....
ЦитироватьЦитироватьЕще раз спрошу:
2. Что такое AMU и "летали" ли на нем во время полета Gemini-9?
Тяжелый случай.....
Умный ты наш :) В какой последовательности посты читаешь?
Это был я - igor_suslov
ЦитироватьУмный ты наш :) В какой последовательности посты читаешь?
Обычно по порядку. Обратный порядок сообщений исчез с этого форума наверно года 4 назад....
И перед этим сообщением есть мое ссылкой на подробное описание AMU.....
Или это отличие ума не смотреть ссылки которые люди бросают исключительно для того чтоб помочь человеку разобраться? :cry:
Спасибо за ссылки. Вместо "тяжелого случая" можно было бы дать ЕЩЕ раз ссылку: http://ido.kemsu.ru/space/skaf/amu.htm
Извиняюсь за "тыканье".
Инцидент исчерпан, надеюсь? :)
Исчерпан! :) :)
НПП "Звезда" разработало реактивную систему для спасения космонавтов при работе в открытом космосе.
РБК. 11.02.2005, Москва 12:11:07
ОАО "Научно-производственное предприятие "Звезда" (НПП "Звезда", Московская область) разработало реактивную систему для спасения при работе в открытом космосе, сообщает пресс-служба Федерального космического агентства (Роскосмос), в структуру которого входит предприятие. Данное устройство для спасения космонавтов предназначено для модифицированных российских скафандров "Орлан-М", использующихся в настоящее время на Международной космической станции (МКС). Первое устройство спасения было испытано еще 15 лет назад на станции "Мир". Из-за громоздкости конструкции его тогда прозвали "космическим мотоциклом". На нем можно было свободно облететь орбитальный комплекс "Мир" и перемещать грузы в открытом космосе.
Новое устройство спасения космонавтов предназначено только для ориентации человека в открытом космическом пространстве и возвращения на станцию. Два работающих на сжиженном газе реактивных двигателя закрепляются по обе стороны ранца скафандра "Орлан-М". В зоне обозрения космонавта расположен дисплей, на котором находится пульт управления, если космонавт, по какой-либо причине не пристегнется карабином к внешним поручням и отлетит от станции, то с помощью устройства спасения он может, включив двигатели, сориентироваться в пространстве и вернуться на станцию. Как отметили в пресс-службе, устройство для спасения космонавтов будет доставлено на орбиту только после возобновления полетов кораблей многоразового использования системы Space Shuttle в мае 2005г.
НПП "Звезда" специализируется на создании и производстве индивидуальных систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов, средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов, систем дозаправки самолетов топливом в полете.
Цитировать...устройство для спасения космонавтов будет доставлено на орбиту только после возобновления полетов кораблей многоразового использования системы Space Shuttle в мае 2005г.
В каком полете числится эта полезная нагрузка? Думаю, менять будут вместе со скафандрами?
... а если к этой фигне прицепить еще НТУ и укладку с АКМ/РПГ - получим космодесантные войска :-)
Возвращаясь к старинной теме...
А сейчас ВКД осуществляются с УСК?
ЦитироватьА сейчас ВКД осуществляются с УСК?
Я чё-то не припомню, чтоб ее даже привозили на МКС
А SAFER на американских скафандрах?
http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2010/vesti30_01_10_3.php
ЦитироватьКосмические «байкеры»
1 февраля 1990 года от комплекса "Мир" отчалило необычное транспортное средство. Космонавты Викторенко и Серебров по очереди облетели на нем "Мир". Создатели аппарата назвали свой космический транспорт просто СПК (средство передвижения космонавтов). Журналисты окрестили его "космическим мотоциклом".
20 лет прошло с тех пор, как Александр Викторенко испытал космический мотоцикл на орбите. Сегодня он снова пришел посмотреть и потрогать это диковинное устройство.
"Это как родной братан. Поздороваться. Когда мы выходили в открытый космос, всегда за руку брали свой скафандр", - говорит он.
20 лет назад у экипажа Викторенко и Сереброва было особое задание - испытать в открытом космосе устройство для передвижения космонавтов. Тогда впервые разрешили оторваться от станции и даже отлететь на несколько метров. Без крепления человек впервые летал в космосе самостоятельно.
"Мы полностью имели возможность летать, как птица в облаках", - вспоминает Герой Советского Союза, летчик-космонавт Александр Викторенко.
По программе испытаний планировался всего один выход в открытый космос. Его удачно провел Александр Серебров. О втором не могло быть и речи. Но космонавты рискнули и упросили ЦУП разрешить второй выход. Теперь управлять мотоциклом предстояло Александру Викторенко. Картинку полной конфигурации орбитального комплекса на тот момент еще не получали. На Земле переполошились – откуда такая съемка?
"Видеокамеру мы веревочками прицепили", - объясняет Александр Викторенко.
Во времена холодной войны в секретных КБ конструкторы создавали боевой мотоцикл для космических войн. Предполагалось, что космонавт будет садиться на него, как на коня, подлетать к вражеским спутникам и закладывать взрывчатку.
36 двигателей давали импульс на движение. Срабатывал задний – космонавт летел вперед, передний – назад. К счастью, в 1965 году проект мотозвездных войн не понадобился. Однако в середине 80-х годов о космическом мотоцикле вспомнили и разработали новое средство передвижения под кодовым названием СПК.
С виду это обычный скафандр, сзади висит огромный ранец. Вес устройства - 400 килограммов. Строить, обслуживать станцию, переносить грузы с одной части в другую – для всего этого нужен аппарат для перемещения. Астронавты используют для таких действий специальные руки-манипуляторы. Но космонавты утверждают, что человеческая рука – всегда точнее.
Два выхода в открытый космос, несколько часов автономного полета и затопление вместе со станцией "Мир" - вот судьба космического мотоцикла.
1 февраля Александр Викторенко и Александр Серебров обязательно поздравляют друг друга. Ведь они единственные космические "байкеры".
ЦитироватьВо времена холодной войны в секретных КБ конструкторы создавали боевой мотоцикл для космических войн.
Чего-то сразу представляется немецко-фашистский мотоцикл с пулеметчиком в коляске. :)
Цитировать1 февраля Александр Викторенко и Александр Серебров обязательно поздравляют друг друга. Ведь они единственные космические "байкеры".
Да уж! Американцы куда круче рассекали. Помнится, спутники за сопла хватали.
Да уж, как водится, забыли сказать, что не первые и, тем более, не единственные "байкеры". Как будто бы это умалило труд конструкторов и космонавтов.