Был ли у сабжа канал управления по вращению (вроде был)? если да, то где находились двигатели ориентации по ращению?
Где можна найти эту http://88.210.62.157/content/photogallery/gallery_053/pages/IMG_8557.html (или аналогичную, можно схему) фотку с более высоким качеством, чтобы прочесть надписи.
Позвольте встрять (возможно, как всегда не к месту) - двигатели (сопла на сжатом газе - воздухе?) управления по крену, несомненно, были, но вот мог ли космонавт ДИСКРЕТНО управлять креном - понятия не имею. Сопла стояли в зоне максимального диаметра ПАО (где два конуса сходятся основаниями). Требуемую фотку пульта с большим разрешением можно, вероятно, добыть, если сделать запрос господину Главному редактору НК с обоснованием необходимости в таком фото.
ЦитироватьПозвольте встрять (возможно, как всегда не к месту) - двигатели (сопла на сжатом газе - воздухе?) управления по крену, несомненно, были, но вот мог ли космонавт ДИСКРЕТНО управлять креном - понятия не имею. Сопла стояли в зоне максимального диаметра ПАО (где два конуса сходятся основаниями). Требуемую фотку пульта с большим разрешением можно, вероятно, добыть, если сделать запрос господину Главному редактору НК с обоснованием необходимости в таком фото.
Ух спасибо! за инфу по двигателям! кстати на сжатом газе - это на азоте. А фото нужно для создания приборной панели для аддона к симулятору Орбитер http://www.orbiter.uaone.com/ .
Фото кстати и необязательно. можно просто написать - где и какие надписи на индикаторах.
А что, пульт управления нужен для симулятора? Тогда, воспользовавшись шпионскими каналами, найдем соответствующие фотки - после праздника. Последующие сообщения в ЛС
Это устроит?
(http://88.210.62.157/content/photogallery/gallery_105/images/Img_075.jpg)
Там же есть еще...
Наверное, для симулятора нужна не фотка пульта (доски) управления, а фотка ручки управления - она немного в стороне. А на пульте ничего такого, связанного с ориентацией, наверняка не индицировалось. Для ручной ориентации нужен был глобус - чтобы понять, в какой момент начинать ориентацию, и визир-ориентатор на иллюминаторе, чтобы строить ориентацию. Потом, конечно, какая-то волшебная комбинация тумблеров на пульте, чтобы зафиксировать нужную ориентацию гироскопами. Короче, для "Востока " все очень условно и надо серьезно знать матчасть и алгоритмы управления, чтобы о чем-то говорить. Может, космонавты первого отряда что-нибудь скажут?
Странно что на фотографии низкого разрешения на транспарантах ксп можно рассмотреть буквочки (хотя и непонятно какие), а на подробной фотографии отлично видно что никаких буквочек нет. Где подвох?
вот и проблема в том что невозможно прочесть надписи на транспарантах :( а алгоритм работы Гранита - более менее ясен (описывалс в одном из номеров НК)... а симулятор может и без панелей работать :), там есть свой набор достаточно высокоуровневых функций, в том числе и для построения ориентации... но вот просто хочется сделать чего-то советского... Ведь америкосы сделали свой Апполон и Меркурий, причем у них там даже родной софт (!) на виртуалке гоняется.
На IMG8557, я купил эту фотографию в высокой разрешающей способности. Сигнальное Правление было изменено в музее от ярлыков сигнального правления кк"Союз" !
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_053/pages/IMG_8557.html
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?index_tg.html
где и какие и Цвет (Красный, Желтый, Зеленый) надписи на индикаторах из сигнальное правление из приборная доска (ПД) к к «Восток» СИС-1-3КА фактически ? несколько ярлыков известны... Запрет ТДУ, Спуск-I, Индекс ПКРС пошел, приготовиться к катапультированию, Спуск-II, Газа на один спуск, 24 всего.
Kyra,
Даже с цветами не всё понятно.
Если считать IMG_8557 бутафорией, то на других, например на
http://web.mit.edu/slava/space/essays/essay-tiapchenko1.htm и
http://web.mit.edu/slava/space/essays/essay-tiapchenko2.htm
тоже не совпадают цвета.
Остаётся надеяться что когда-нибудь пункт второй с
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?index_tg.html
всё-таки будет опубликован.
I'll try same in English:
Just figuring out colors is not trivial. Even if you consider IMG_8557 fake, then pictures from
http://web.mit.edu/slava/space/essays/essay-tiapchenko1.htm and
http://web.mit.edu/slava/space/essays/essay-tiapchenko2.htm
also disagree on what color is where.
Our only hope so far is that item 2 from
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?index_tg.html
will ever be published.
On a side note mentioned by you in different thread, I do not think that writing Tiapchenko would achieve anything. He is big guy and I am sure he is pretty busy. It is kind of like writing e-mail to Barb J. Samardzich, Ford Powertrain Vice President and asking him some questions on design of a fuel pump in 1959 Ford Mustang.
Thanks for the reply NSR.
I did find a "logic" to the color madness.
The 14 reds later became 8 reds and 6 yellows.
And 10 greens is consistent. (One had 11 but it looked replaced)
There was more than one version and perhaps Vostok -1 СИС-1-3КА was red/green and later Vostok 2 red/yellow/green.
The colors in IMG_8557 were probably accurate around the time of Vostok 3 though 6. The Vostok 3 in the Chuvash is very similar if you compare the tablos on them. But what happened is the Museum recieved them without the clear overlays with typing on them. At the time they revealed pieces of hardware (PKRS) and were a severe secret - so they removed the transparent overlays. Very early on to make an attractive display with the colors nicely grouped. Since no one knew what the labels were anymore they made them up from a Soyuz.....I'll assume museum in St. Petersburg recieved this in late 80's early 90's.
The good folks at NK are not at fault, they didn't know what the real labels were either, or even that the ones in the picture were wrong.
Yuri Tiapchenko might not have this information or even the time to share it, you're probably true on this idea. However as much as he is a designer he is also a scholar and respects the importance of Vostok as being the groundwork for all future piloted spacecraft - else he would not author papers and pay respect in them to Mr. Davreskiy, the original designer who left us in 2001. In fact I can in fact help Mr. Tiapchenko finish a scheme in one of his papers on the Soyuz tablo ! Information can move two ways.
The place where this information would exist would be at RGANDT archives and the archives of Energia, and at Star City's archives.
I asked Alexi Leonov and Valentina Tereshkova what the configuration was on color and neither remembered. Mr. Leonov held his head and went "Ahhw, Its been 40 years. If you knew the labels I could tell you what they meant." [/img]
ЦитироватьKyra,
Даже с цветами не всё понятно.
Если считать IMG_8557 бутафорией, то на других, например на
http://web.mit.edu/slava/space/essays/essay-tiapchenko1.htm и
http://web.mit.edu/slava/space/essays/essay-tiapchenko2.htm
тоже не совпадают цвета.
Остаётся надеяться что когда-нибудь пункт второй с
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?index_tg.html
всё-таки будет опубликован.
I'll try same in English:
... !! СКИП !! ...
On a side note mentioned by you in different thread, I do not think that writing Tiapchenko would achieve anything. He is big guy and I am sure he is pretty busy. It is kind of like writing e-mail to Barb J. Samardzich, Ford Powertrain Vice President and asking him some questions on design of a fuel pump in 1959 Ford Mustang.
Да я вот уже 2 года жду :) когда же он опубликует...
Вот что есть в музее РКК "Энергия":
(http://88.210.62.157/nk/forum-pic/Energia-IMG_0873.jpg)
(http://88.210.62.157/nk/forum-pic/Energia-IMG_0872.jpg)
Вот индикаторы, но почти ничего не видно:
(http://88.210.62.157/nk/forum-pic/Energia-zoom.jpg)
А вот что есть в музее "Звезды", но это тренажер "Восхода-2":
(http://88.210.62.157/nk/forum-pic/Zvezda-Voskhod-2.jpg)
(http://88.210.62.157/nk/forum-pic/Zvezda-Voskhod-2-zoom.jpg)
Фотки из музея "Энергии" - это реально летавший СА КК «Восток» 3КА №3.
Причем фотография в Можайке - это, скорей всего, пульт от "Восхода", судя по фотографиям в "Энергии".
А в макете на "Звезде" пульт взят от "Востока", IMHO
Спасибо и на этом!! А в музей РКК Энергия надо наверное кого-то заслать :) Если там непротив. Кстати интересно, проектная документация по Востокам досихпор засекречена? Вон ведь Амеры даже софт БЦВМ выкладывают, а фоток панелей итак у них хватает, и нетолько фоток. А тут - как всегда - информационный голод... Это же ведь история!
Спасибо! Это - начало.
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/vostok_voshod.pdf
Спасибо ОГРОМНОЕ! Будете в Киеве - напою пивом как бубу :)
Цитироватьhttp://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/vostok_voshod.pdf
Вот и дождались. А надписи на транспарантах так и не видны, а то и вовсе закрашены.
http://88.210.62.157/content/photogallery/gallery_061/pages/IMG_0332.html
Это случаем не ДО?
Похоже, однако я не вижу подводку сжатого газа - только электропровода
Дык вот и я к томуже. просто в БСЭ написано:
ЦитироватьСнаружи ПО установлены шаровые баллоны с азотом системы ориентации КК с управляющими соплами (2 секции по 8 сопел в каждой с тягой одного сопла 14,7 Н), датчик солнечной ориентации, датчики системы телеметрии, радиационная поверхность системы терморегулирования с жалюзи и их приводами, баллоны с кислородом для системы жизнеобеспечения.
Получается подходит, если 2 таких девайса стоит. т.е. управление по вращению и тангаду. для таго чтобы управлятся по рысканъю - надо наверное развернутся на 90 градусов.
З.Ы. Может ктото все-таки подскажет. ибо это стало основным препятствием при создании аддона к Орбитеру...
Try:
http://aca2004.aanet.ru/001.pdf
page 2, schema/fig 1.
http://web.mit.edu/slava/space/documents/doc-komarov39.pdf
8 sopla ?
ЦитироватьTry:
http://aca2004.aanet.ru/001.pdf
page 2, schema/fig 1.
http://web.mit.edu/slava/space/documents/doc-komarov39.pdf
I have all this documents? finded in 2005...
Цитировать8 sopla ?
two sections with eight nozzles/
P.S. sorry for my "english" :)
Система отображения информации ПКК Восток:
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?index_tg.html
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/vostok_voshod.pdf
http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article130.htm?reload_coolmenus
Смежная тема по пультам:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=5239&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=
[quote:b257adbd19="Salo"]http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_105/pages/Img_073.html
(http://88.210.62.157/content/photogallery/gallery_105/images/Img_073.jpg)
[/quote:b257adbd19]
Пристальное разглядывание приводит к ощущению, что часть тумблеров здесь двухпозиционные, а часть - трёхпозиционные. Например, "шторки" - типа "закрыть-нейтраль-открыть". Похоже, что стоят на нейтрали.
Ы?
This is a great idea to model the entire flight in 3D, Konstantin. I've noticed you want to have accurate instrumentation on the interior of the spacecraft. While the links just provided are of great help, the actual configuration of the instrumant panel signal table has not been resolved.
At the end of the post, I place what I have so far, and also ideas on how to once and for all complete this area.
About solutions to this question:
1)the most intact Signal Table is on the Instrument panel at the Central Armed Forces Museum in Moscow. The lighting there is not good for photography, so detailed note taking and multiple photographs are recommended.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Vostokpanel.JPG
2) Close up views of the tranparansies on the right side of the panel in this photo may be of help.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_030/pages/IMG_3519.html
The Administrators may be able to help here, пожалуйста :)
For other aspects of modeling these panels here is my website, where I have published dimensions of the panels:
http://vostoksupersite.weebly.com/
It turns out the circut breaker above the manual control handle is for arming the Catapult Armchair ! And the two handles on the left side of the armchair are for adjusting the pendant system harness.
Regarding having a 3-state or 3-pole switches with a neutral position or state on the instrument panel for the shutters of the VZOR optical device this would seem to be true.
(http://farm6.static.flickr.com/5284/5276136344_b2e4f9c072.jpg) (http://www.flickr.com/photos/36096857@N04/5276136344/)
Tablo (http://www.flickr.com/photos/36096857@N04/5276136344/) by AmyKat26 (http://www.flickr.com/people/36096857@N04/), on Flickr
ЦитироватьПро отображение здесь есть. Если не видели:
http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article130.htm?reload_coolmenus#01
Эту статью видел, пользовался ей при моделировании приборной доски.
ЦитироватьСтенограмма полета есть, скажем, здесь
http://militera.lib.ru/memo/russian/kamanin_np/32.html
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/stati/peregovory-gag.html
Они немного дополняют друг друга.
При желании, думаю, можно найти телеметрию с медицинских датчиков :D
Одну из этих статей тоже видел, обязательно ещё раз изучу и сопоставлю новыми для меня данными. Спасибо!
Цитировать"Взор" в разрезе имеется в дом-музее Гагарина в одноимённом городе.
Пульт с надписями на табло имеется кажись в Политехническом музее.
К сожалению, не имею возможности в ближайшее время этот музей посетить.
Salo, спасибо за большое количество фотографий, очень мне помогли разобраться в деталях.
Petrovich, спасибо за уточнения и фотографии.
ЦитироватьThis is a great idea to model the entire flight in 3D, Konstantin. I've noticed you want to have accurate instrumentation on the interior of the spacecraft. While the links just provided are of great help, the actual configuration of the instrumant panel signal table has not been resolved.
At the end of the post, I place what I have so far, and also ideas on how to once and for all complete this area.
About solutions to this question:
1)the most intact Signal Table is on the Instrument panel at the Central Armed Forces Museum in Moscow. The lighting there is not good for photography, so detailed note taking and multiple photographs are recommended.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Vostokpanel.JPG
2) Close up views of the tranparansies on the right side of the panel in this photo may be of help.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_030/pages/IMG_3519.html
The Administrators may be able to help here, пожалуйста :)
For other aspects of modeling these panels here is my website, where I have published dimensions of the panels:
http://vostoksupersite.weebly.com/
It turns out the circut breaker above the manual control handle is for arming the Catapult Armchair ! And the two handles on the left side of the armchair are for adjusting the pendant system harness.
Regarding having a 3-state or 3-pole switches with a neutral position or state on the instrument panel for the shutters of the VZOR optical device this would seem to be true.
(http://farm6.static.flickr.com/5284/5276136344_b2e4f9c072.jpg) (http://www.flickr.com/photos/36096857@N04/5276136344/)
Tablo (http://www.flickr.com/photos/36096857@N04/5276136344/) by AmyKat26 (http://www.flickr.com/people/36096857@N04/), on Flickr
Thank you very much for your support. Info links and images that you posted helped me a lot.
Ещё раз спасибо всем! У меня не всегда получается активно участвовать в обсуждении, приношу извинения за большие задержки в ответах. В настоящее время решил немного отвлечься от Востока, собрать побольше данных, принять решения, как что-делать в случае сложноразрешимых неясностей. Делаю пока 3д-портрет Гагарина:
(http://dl.dropbox.com/u/4364378/V_clip/img/topology3.jpg)
Сильно не пинайте - очень сырое, буду долго и старательно дорабатывать. :)
С уважением, К.
С викисклада:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Vostokpanel.JPG
http://www.buran-energia.com/blog/polytechnical-museum-of-moscow/
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15866.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15867.jpg)
http://www.buran-energia.com/blog/central-house-of-aviation-and-cosmonautic-%D1%86%D0%B4%D0%B0-%D0%B8-%D0%BA/
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15878.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15879.jpg)
ПУ-1-3КА рендер Константина
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17076.jpg)
кто может проконсультировать по положению тумлеров?
хотя бы в виде ссылок на описания.
Наверняка поправят, но мое мнение:
Когда-то было простое правило:
Все тумблеры в одну сторону – это не должно нарушать нормальную работу аппарата. Будет лишнее потребление питания, произойдет быстрая разрядка батарей, но жить можно. В кабинах самолетов есть даже объединенные механические планки для переброски тумблеров в одно положение для быстрого приведения самолета в состояние готовности.
Затем уже переключаются отдельные тумблеры в обратную сторону для оптимизации работы, или для отключения отдельных приборов (например, освещение для телекиносъемки, шторки).
Мое мнение – все вверх, не будет неправильным. За исключением тумблера под колпаком.
Маленький вопрос: ручки потенциометров не имеют ни белых точек, ни треугольных выступов и под ними нет точек разделения уровней? Наверное это не правильно. Взгляда должно быть достаточно, для определения положения ручки переменного резистора.
ЦитироватьНаверняка поправят, но мое мнение:
Когда-то было простое правило:
Все тумблеры в одну сторону – это не должно нарушать нормальную работу аппарата. Будет лишнее потребление питания, произойдет быстрая разрядка батарей, но жить можно. В кабинах самолетов есть даже объединенные механические планки для переброски тумблеров в одно положение для быстрого приведения самолета в состояние готовности.
Затем уже переключаются отдельные тумблеры в обратную сторону для оптимизации работы, или для отключения отдельных приборов (например, освещение для телекиносъемки, шторки).
Мое мнение – все вверх, не будет неправильным. За исключением тумблера под колпаком.
Маленький вопрос: ручки потенциометров не имеют ни белых точек, ни треугольных выступов и под ними нет точек разделения уровней? Наверное это не правильно. Взгляда должно быть достаточно, для определения положения ручки переменного резистора.
Спасибо за подсказки. Точки действительно пока отсутствуют.
Еще небольшой вопрос - что ха индикатор располагается между телеграфным ключом и ручкой управления?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17092.jpg)
на альтиметр непохоже - шкала разбита на 12 делений.
Точно ли хронометр? Заранее благодарю за ответы.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17095.jpg)
Не тот ли приборчик, что справа наверху? Как бы только две единицы измерения не указываются на приборе - время, угол. Не так?
Жаль, что только я отвечаю. Не самый знающий.
ЦитироватьЕще небольшой вопрос - что ха индикатор располагается между телеграфным ключом и ручкой управления?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17092.jpg)
на альтиметр непохоже - шкала разбита на 12 делений.
Точно ли хронометр? Заранее благодарю за ответы.
Часы. Вероятно АЧС-1.
АЧС-1:
(http://s53.radikal.ru/i140/0906/12/157c2a8c52a7.jpg)
У меня дома такие.
ЦитироватьУ меня дома такие.
И у меня. Я то со списаного самолёта свинтил, а ты где спёр? ;)
Только без Артура Саркисяна. :wink:
Там, где на рисунке АЧС-1 должно быть "2 суток", а справа, вместо МИГ - инд. номер. На правой ручке "Пуск" и стрелка.
ЦитироватьТолько без Артура Саркисяна. :wink:
Там, где на рисунке АЧС-1 должно быть "2 суток", а справа, вместо МИГ - инд. номер. На правой ручке "Пуск" и стрелка.
А с недельным заводом ?
Ну это, наверно, не АЧС-1.
ЦитироватьАЧС-1:
(http://s53.radikal.ru/i140/0906/12/157c2a8c52a7.jpg)
У меня дома такие.
И у меня есть.
ЦитироватьЧасы. Вероятно АЧС-1.
Благодарю всех за подсказку.
Весьма похоже на субж (но с надписью "2 суток" а не МИГ-29)
http://www.avsim.su/wiki/%D0%90%D0%A7%D0%A1-1
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17102.jpg)
под часами и справа от них видны тумблеры - кто-нибудь знает их назначение? (интересно, что в предидущем КК они отсутствуют)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17103.jpg)
ЦитироватьЦитироватьУ меня дома такие.
И у меня. Я то со списаного самолёта свинтил, а ты где спёр? ;)
Володь, ты конечно не обязан знать, но у меня отец начал летать штурманом Пе-2 в 44-м, потом служил в Дальнем (Даляне), в Домне под Читой, учился в академии в Москве, служил в ГСВГ (Рансдорф под Берлином) где и был комисован досрочно "по здоровью" в 1966 в звании майора. Где именно он "свинтил" свой экземпляр я не знаю, но точно не спёр.
Оффтоп конечно, но тоже не удержусь :oops:
Мои ходики:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/320079.jpg)
Только без "аляповотостей".
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьУ меня дома такие.
И у меня. Я то со списаного самолёта свинтил, а ты где спёр? ;)
Володь, ты конечно не обязан знать, но у меня отец начал летать штурманом Пе-2 в 44-м, потом служил в Дальнем (Даляне), в Домне под Читой, учился в академии в Москве, служил в ГСВГ (Рансдорф под Берлином) где и был комисован досрочно "по здоровью" в 1966 в звании майора. Где именно он "свинтил" свой экземпляр я не знаю, но точно не спёр.
Из моей практики. В некоторых ав. полках была традиция, после определенного налета, командиру экипажа, техниками дарились приборные бортовые часы. Иногда с самодельным сувенирным корпусом. Из ЗИПа.
ЦитироватьОффтоп конечно, но тоже не удержусь :oops:
Мои ходики:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/320079.jpg)
Только без "аляповотостей".
А почему не с 24 часовым циферблатом? :wink:
ЦитироватьЦитироватьОффтоп конечно, но тоже не удержусь :oops:
Мои ходики:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/320079.jpg)
Только без "аляповотостей".
А почему не с 24 часовым циферблатом? :wink:
Они же не штурманские.
Есть экземпляры и с добавочной "шкалой".
ЦитироватьВолодь, ты конечно не обязан знать, но у меня отец начал летать штурманом Пе-2 в 44-м, потом служил в Дальнем (Даляне), в Домне под Читой, учился в академии в Москве, служил в ГСВГ (Рансдорф под Берлином) где и был комисован досрочно "по здоровью" в 1966 в звании майора. Где именно он "свинтил" свой экземпляр я не знаю, но точно не спёр.
Во времена были! Даже лётчики часы тырили... В наше время это была уже прерогатива только техников... :) А компас КИ-13 у него есть? Вот это была прерогатива лётчиков.
Три тумблера, вероятно, это автоматы защиты сети от перегрузки по току.
- По «идеологии» по правую сторону идет управление электрооборудованием, связь, навигация. По левую руку управление топливом, механизмами.
- По расстоянию между тумблерами угадывается длинный корпус АЗС.
- По ручке с блокировкой от случайного перемещения. Обычно ручки АЗС защищены или корпусом, или колпаком.
- По истории – в американском корабле насчитывалось свыше 70 тумблеров. Повод увеличить число тумблеров был. И в продолжительном полете возрастала вероятность выхода из строя предохранителя от броска тока. Замена предохранителя была трудоемкой, длительной операцией.
Надписи могли быть «отопление», «радио», цепь «103», «104»
Тумблер под часами, видимо, освещение, т.к. лампочка была отдельно от часов и входила в туннель сзади корпуса.
ЦитироватьТри тумблера, вероятно, это автоматы защиты сети от перегрузки по току.
- По «идеологии» по правую сторону идет управление электрооборудованием, связь, навигация. По левую руку управление топливом, механизмами.
- По расстоянию между тумблерами угадывается длинный корпус АЗС.
- По ручке с блокировкой от случайного перемещения. Обычно ручки АЗС защищены или корпусом, или колпаком.
- По истории – в американском корабле насчитывалось свыше 70 тумблеров. Повод увеличить число тумблеров был. И в продолжительном полете возрастала вероятность выхода из строя предохранителя от броска тока. Замена предохранителя была трудоемкой, длительной операцией.
Надписи могли быть «отопление», «радио», цепь «103», «104»
Тумблер под часами, видимо, освещение, т.к. лампочка была отдельно от часов и входила в туннель сзади корпуса.
Большое спасибо за консультацию.
Еще вопрос по приемнику
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17106.jpg)
согласно http://kik-sssr.narod.ru/Vostok.htm
Цитировать- Космонавт имел возможность поддерживать двустороннюю радиосвязь с Землей по одной УКВ и по двум КВ-радиолиниям (система «Заря», разработка НИИ-695, Л.И.Гусев).
Где можно найти более подробные фото?
Цитировать-Первая радиостанция «Заря» для космического корабля «Восток», на котором Ю.А. Гагарин совершил первый полет в космос, была разработана в НИИ-695 (впоследствии Московский НИИ радиосвязи, генеральный директор — Герой Социалистического Труда Ю.С. Быков).
ЦитироватьЦитироватьВолодь, ты конечно не обязан знать, но у меня отец начал летать штурманом Пе-2 в 44-м, потом служил в Дальнем (Даляне), в Домне под Читой, учился в академии в Москве, служил в ГСВГ (Рансдорф под Берлином) где и был комисован досрочно "по здоровью" в 1966 в звании майора. Где именно он "свинтил" свой экземпляр я не знаю, но точно не спёр.
Во времена были! Даже лётчики часы тырили... В наше время это была уже прерогатива только техников... :) А компас КИ-13 у него есть? Вот это была прерогатива лётчиков.
Пульт системы управления стартовым оборудованием СК Зенит с часами АЧС-1
(http://s52.radikal.ru/i137/1103/3d/0642fb503ce1.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://s011.radikal.ru/i317/1103/5f/e8f8d2e3b89e.jpg) (http://www.radikal.ru)
Учитывая время изготовления, пропорции шкалы лицевой панели и расстояние между органами управления приемника можно предположить, что приемник взят отсюда:
http://www.mbzponton.org/valueadded/other/radios.htm
«Becker and Telefunken were approved suppliers of Mercedes-Benz radios and the Becker "Mexico" was the top of the line radio for the Ponton passenger cars of the 1953-1962 period (Job No. 82-20). In addition to the radios made by Becker, the factory also approved the subsequent dealership installation of radios made by Blaupunkt and Philips.»
«The barrels of the early radio knobs were metal with a set screw to lock them in place on the shafts of the on/off switch and the tuning dial. The knurled thumbwheel portion of the knob was chromed and finished with a brown Bakelite cap.»
Каталог http://www.airfxairbrush.com/airfx/vw+car+radio+blaupunkt.aspx приводит различные варианты оформления лицевой панели.
Поставка приемников шла в разные страны с самыми разными переделками: изменение диапазонов, блоки питания (причем самые передовые с п/п преобразованием).
Наиболее близкая модель радиоприемника из найденного здесь (http://www.google.ru/imglanding?q=Blaupunkt+-Becker+Mercedes&um=1&hl=ru&newwindow=1&gbv=2&tbs=isch:1&tbnid=xTZoYWODBWDKtM:&imgrefurl=http://pandik.wordpress.com/2010/10/07/abandoned-or-find-your-way-to-hell/&imgurl=http://pandik.files.wordpress.com/2010/10/blaupunkt.jpg&ei=y9t1TcGJLM_wsgbVqsz1BA&zoom=1&w=804&h=603&biw=1024&bih=604)
Вероятно, для КА переделка не коснулась механики и электроники. Очевидно была заменена шкала настройки и возможно лицевое стекло.
Но этот приемник вряд ли входил в число каналов для связи с руководством. Где-то читал, что у космонавта была одна из первых носимая УКВ радиостанция. Верится с трудом, но возможно.
ЦитироватьУчитывая время изготовления, пропорции шкалы лицевой панели и расстояние между органами управления приемника можно предположить, что приемник взят отсюда:
http://www.mbzponton.org/valueadded/other/radios.htm
«Becker and Telefunken were approved suppliers of Mercedes-Benz radios and the Becker "Mexico" was the top of the line radio for the Ponton passenger cars of the 1953-1962 period (Job No. 82-20). In addition to the radios made by Becker, the factory also approved the subsequent dealership installation of radios made by Blaupunkt and Philips.»
«The barrels of the early radio knobs were metal with a set screw to lock them in place on the shafts of the on/off switch and the tuning dial. The knurled thumbwheel portion of the knob was chromed and finished with a brown Bakelite cap.»
Каталог http://www.airfxairbrush.com/airfx/vw+car+radio+blaupunkt.aspx приводит различные варианты оформления лицевой панели.
Поставка приемников шла в разные страны с самыми разными переделками: изменение диапазонов, блоки питания (причем самые передовые с п/п преобразованием).
Наиболее близкая модель радиоприемника из найденного здесь (http://www.google.ru/imglanding?q=Blaupunkt+-Becker+Mercedes&um=1&hl=ru&newwindow=1&gbv=2&tbs=isch:1&tbnid=xTZoYWODBWDKtM:&imgrefurl=http://pandik.wordpress.com/2010/10/07/abandoned-or-find-your-way-to-hell/&imgurl=http://pandik.files.wordpress.com/2010/10/blaupunkt.jpg&ei=y9t1TcGJLM_wsgbVqsz1BA&zoom=1&w=804&h=603&biw=1024&bih=604)
Вероятно, для КА переделка не коснулась механики и электроники. Очевидно была заменена шкала настройки и возможно лицевое стекло.
Но этот приемник вряд ли входил в число каналов для связи с руководством.
интересное предположение :idea: :!:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17106.jpg)
(http://pandik.files.wordpress.com/2010/10/blaupunkt.jpg)
ЦитироватьКосмонавт имел возможность поддерживать двустороннюю радиосвязь с Землей по одной УКВ и по двум КВ-радиолиниям (система «Заря», разработка НИИ-695, Л.И.Гусев)...На борту имелся широковещательный радиоприемник.
Заря, как понимаю, переключается на ПУ-1-3КА
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17118.jpg)
ЦитироватьГде-то читал, что у космонавта была одна из первых носимая УКВ радиостанция. Верится с трудом, но возможно.
http://www.youtube.com/watch?v=RmjIya-kH2I 38-17
Цитироватьносимая радиостанция в кармане
на мой взгляд самый детальный фильм о том полете
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьУ меня дома такие.
И у меня. Я то со списаного самолёта свинтил, а ты где спёр? ;)
Володь, ты конечно не обязан знать, но у меня отец начал летать штурманом Пе-2 в 44-м, потом служил в Дальнем (Даляне), в Домне под Читой, учился в академии в Москве, служил в ГСВГ (Рансдорф под Берлином) где и был комисован досрочно "по здоровью" в 1966 в звании майора. Где именно он "свинтил" свой экземпляр я не знаю, но точно не спёр.
Из моей практики. В некоторых ав. полках была традиция, после определенного налета, командиру экипажа, техниками дарились приборные бортовые часы. Иногда с самодельным сувенирным корпусом. Из ЗИПа.
Так и было при увольнении в запас.
Коллеги,
может быть у кого-нибудь фото чертежа компоновки СА Восток с большим разрешением? На другие подобные чертежи даже и не надеюсь :roll:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17170.jpg)
(порадовала надпись http://rgantd.ru/vzal/korolev/razdel6.htm - чинють :twisted: )
Андрей,
я имею лучше "компоновки СА Восток", оно 2.25MB от Телевидение
"Screenshot" фото. Однако, я могу посылать фото по электронной почте.
1) On The Right side panel to the right of the Ручка управления, тумблер для включения Один из трёх углов (рыскание, тангажа, крена). Only two axis manual control was availble on the first Vostok, but Vostok-2 though Vostok-6 included all 3 axis. In the Vostok-3 interior picture the absence of these switches is due to "remodeling" or "beautifying" the interior – Not consistent with history.
2) I do not know the function of switches below Часы АЧС-1.
3) Радиоприемник на панели - ЗБ-17 широковещательный радиоприемник –ШВРП) used for receiving ШВРС (broadcast stations) in an experiment about radio wave propagation and to provide entertainment for the cosmonaut. It was built by НИИ-695 now МНИИРС «Московский научно-исследовательский институт радиосвязи».
http://www.mniirs.org/
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/618bbe9d-2200-461c-b4dc-238ecf5a677e/RadiopriemnikOrbitalnogoKorabljaVostok-1-opis.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57fbed62-64b4-454b-9df8-e33e2c224821/RadiopriemnikOrbitalnogoKorabljaVostok-1.jpg
Интересно! , электричество от батареи радиоизотопа !
4) Большой тумблер над радиоприемником - тумблер кресла катапульты. It would have been included in the final minutes of readiness and turned off somewhere between the 70th second of flight and entering orbit. Again it would be armed after retrofire ( and before reaching 7000m in altitude.
ЦитироватьАндрей,
я имею лучше "компоновки СА Восток", оно 2.25MB от Телевидение
"Screenshot" фото. Однако, я могу посылать фото по электронной почте.
1) On The Right side panel to the right of the Ручка управления, тумблер для включения Один из трёх углов (рыскание, тангажа, крена). Only two axis manual control was availble on the first Vostok, but Vostok-2 though Vostok-6 included all 3 axis. In the Vostok-3 interior picture the absence of these switches is due to "remodeling" or "beautifying" the interior – Not consistent with history.
2) I do not know the function of switches below Часы АЧС-1.
3) Радиоприемник на панели - ЗБ-17 широковещательный радиоприемник –ШВРП) used for receiving ШВРС (broadcast stations) in an experiment about radio wave propagation and to provide entertainment for the cosmonaut. It was built by НИИ-695 now МНИИРС «Московский научно-исследовательский институт радиосвязи».
http://www.mniirs.org/
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/618bbe9d-2200-461c-b4dc-238ecf5a677e/RadiopriemnikOrbitalnogoKorabljaVostok-1-opis.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57fbed62-64b4-454b-9df8-e33e2c224821/RadiopriemnikOrbitalnogoKorabljaVostok-1.jpg
Интересно! , электричество от батареи радиоизотопа !
4) Большой тумблер над радиоприемником - тумблер кресла катапульты. It would have been included in the final minutes of readiness and turned off somewhere between the 70th second of flight and entering orbit. Again it would be armed after retrofire ( and before reaching 7000m in altitude.
Kyra Спасибо Вам, особенно за радиоприемник!
(как-то мы его и не нашли).
Надеюсь, что информация пригодится и разработчикам аддона к Орбитеру: http://orbithangar.com/searchid.php?ID=5126 (very Cool :D )
Буду признателен за интересные кадры - можно по почте
andy.klimenko - at - gmail.com
ЦитироватьЦитироватьЕще небольшой вопрос - что ха индикатор располагается между телеграфным ключом и ручкой управления?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17092.jpg)
на альтиметр непохоже - шкала разбита на 12 делений.
Точно ли хронометр? Заранее благодарю за ответы.
Часы. Вероятно АЧС-1.
Более вероятно, что АЧХО. Их было решено установить после тренировки космонавтов на объекте №2, проведенной 21 марта 1961 г. В перечне замечаний, утвержденном С.П.Королевым, значилось:
Цитироватьтт. Ивановскому О.Г., Белоусову Н.П. Установить в удобном для обозрения месте кабины часы АЧХО.
[quote:97ceadbea7="Salo"]Можайка: (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_053/index.shtml)
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_053/pages/IMG_8557.html
(http://88.210.62.157/content/photogallery/gallery_053/images/IMG_8557.jpg)
Пульт космического корабля «Восток». [/quote:97ceadbea7]
Это не пульт, это приборная доска.
По состоянию на октябрь 1961 г. на сигнальных табло ТС-1, ТС-2 и ТС-3 приборной доски значилось 5 аварийных, 6 предупреждающих и 13 информационных сигналов. Известны только списки аварийных и предкпреждающих сигналов:
Аварийные (красные): "Давление мало", "Углекислый газ", "Приготовиться к катапультированию", "Газа на 1 спуск", "Запусти ТДУ или отмени спуск".
Предупреждающие (желтые): "Включи звук", "Авария передается", "Управляй вручную", "Ориентация на Солнце", "Идет передача", "Вызов на связь".
Большая часть из них угадывается на фотографии.
ЦитироватьЦитироватьМожайка: (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_053/index.shtml)
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_053/pages/IMG_8557.html
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_053/images/IMG_8557.jpg)
Пульт космического корабля «Восток».
Это не пульт, это приборная доска.
По состоянию на октябрь 1961 г. на сигнальных табло ТС-1, ТС-2 и ТС-3 приборной доски значилось 5 аварийных, 6 предупреждающих и 13 информационных сигналов. Известны только списки аварийных и предкпреждающих сигналов:
Аварийные (красные): "Давление мало", "Углекислый газ", "Приготовиться к катапультированию", "Газа на 1 спуск", "Запусти ТДУ или отмени спуск".
Предупреждающие (желтые): "Включи звук", "Авария передается", "Управляй вручную", "Ориентация на Солнце", "Идет передача", "Вызов на связь".
Большая часть из них угадывается на фотографии.
Дважды ха-ха.
На этой доске из музея Можайки типа ИМП3 с заводским номером N 21546 сигналы на табло ТС никакого отношения к "Востоку" не имеют!
ТС-1:
Измеряй (нрзб)
негерметич.
Разгерм Состав
(нрзб) воздуха
(нрзб) (нрзб)
СКДУ Блокировки
включена КСЧ сняты
(нрзб) (нрзб)
ТС-2:
Режим Ориентация
инерц. есть
ориентации
Управляй Контролир.
по крену ориентацию
Баллист. Высота
спуск 5.5 км
Посадка Режим АПСС
выполнен
(нрзб) (нрзб)
ТС-3:
Вызов КВ переда-
на связь ча
(нрзб) УКВ переда-
передача ча
Цитироватьhttp://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_061/pages/IMG_0291.html
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_061/images/IMG_0291.jpg)
И никто не заметил пульт катапультирования (над радиоприемником). Кстати, в гагаринском "Востоке" его нет.
Пожалуйста посетите мой вебсайт (в английском с русской терминологией):
http://vostoksupersite.weebly.com/
3 зеленых света табло, котор нужно добавить " Спуск I" " Спуск II" и " Спуск III"
См. также:
http://www.flickr.com/photos/40123241@N04/4069698058/sizes/l/in/photostream/
Предупреждающие (желтые): "УКВ ПЕРЕДАЧА" и "КВ ПЕРЕДАЧА" на ТС-2.
ЦитироватьПожалуйста посетите мой вебсайт (в английском с русской терминологией):
http://vostoksupersite.weebly.com/
3 зеленых света табло, котор нужно добавить " Спуск I" " Спуск II" и " Спуск III"
См. также:
http://www.flickr.com/photos/40123241@N04/4069698058/sizes/l/in/photostream/
Предупреждающие (желтые): "УКВ ПЕРЕДАЧА" и "КВ ПЕРЕДАЧА" на ТС-2.
Dear Kira!
Thank You for the support.
We got all answers directly NIIAO.ru (developers of whole Vostok management display systems)
Respected Forum Members!
Can anybody tell me what is written in the twenty four windows located on the three Signal Tables located on the right side of this Vostok Control Panel:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_053/images/IMG_8557.jpg)
I found this image, but the colors and writings seem to be different than the image shown above:
(http://farm8.staticflickr.com/7160/6675317605_46549dbedb_b.jpg)
Many "Thanks" in advance,
David L. Rickman
549 Caribou Road
Asheville, NC 28803
USA
"Запусти ТДУ или отмени спуск"
"Приготовиться к катапультированию"
Остальное без сокращений и нормально читается.
David, in the first image labels are faked, mostly from Soyuz.
There still is no reliable photo or decription of all signals of three signal panels of Vostok. But the current understanding is that they were located from top to bottom in color rows: four red, three yellow (amber) and four green ones for accidents, warnings and normal event respectively.
See also http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=11417&postdays=0&postorder=asc&start=15 and the follow-on pages.
Добавлю несколько снимков с блоггерского похода в Академию РВСН имени Петра Великого в декабре:
http://mmet.livejournal.com/71462.html
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/22102.jpg)
http://moya-moskva.livejournal.com/3113946.html
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/65214.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/65215.jpg)
David, I made the second image based on what is currently known of these labels. It likely is not 100% accurate with regard to positions or colors of one or two lights. "Приготовиться к катапультированию" or "Prepare to Catapult" may have been located in the red section. However, I have seen evidence that a red or amber light transparency was located here in at least one instance, and by logic, this light serves a second purpose as a sequential light as it is included after PO/SA separation. The ordering and placement of the red lights is uncertain, but the yellow ones the most reliable. The existing labels are all supported by solid documentary evidence.
Цитировать"Приготовиться к катапультированию" or "Prepare to Catapult"
Или всётаки "Prepare to Eject"? ;)
Цитироватьmay have been located in the red section.
Это не аварийная а штатная операция, поэтому должна быть на оранжевом.
Старый, Thank you. I will correct my site and diagram.
Here, sometimes we refer to the rocket portion of an ejection seat as a catapult. This sounds very medieval with contrast to space technology :D You are correct.
[quote:068a415ad3="Liss"]David, in the first image labels are faked, mostly from Soyuz.
There still is no reliable photo or decription of all signals of three signal panels of Vostok. But the current understanding is that they were located from top to bottom in color rows: four red, three yellow (amber) and four green ones for accidents, warnings and normal event respectively.
See also http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=11417&postdays=0&postorder=asc&start=15 and the follow-on pages.[/quote:068a415ad3]
My colleague is thrilled with the amount of information found on these forum topics, and is grateful for posting this link.
However, he has asked if it is possible to get an enlargement of the three Signal Tables from this Novosti Kosmonavtiki photo:
(http://88.210.62.157/content/photogallery/gallery_053/images/IMG_8557.jpg)
He is trying to determine what is written on all the remaining Vostok Panels, even if it is incorrect. I suspect he is as much of a geek as I am. :lol:
Many thanks for all your efforts!!!
My Best Regards,
David L. Rickman
549 caribou Road
Asheville, NC 28803
USA
there was NO longitude/latitude indicator at the top
it was signal "посадка" instead
ЦитироватьRespected Forum Members!
Can anybody tell me what is written in the twenty four windows located on the three Signal Tables located on the right side of this Vostok Control Panel:
David L. Rickman
549 Caribou Road
Asheville, NC 28803
USA
Dear Capt!
You could find the answer for Vostok Panel at this document, that was written by Stanislav Marchenko from NII AO (originally engineer of the device):
https://docs.google.com/open?id=1hD8_Gy4j-KP0YYBfI357zGgYtcFBZwWxkzZ3Ul-2rjVaoc4u1XfNERVHyHjw
and comments on lights operation (on russian):
https://docs.google.com/open?id=1Eza4u4-tekYhrC3xRJ857RzCsp5OfDwYLXepyD4NoLb7d1xGAx8ujQiZSOzV
Regards,
Andy
Классно. А я такой наверно видел. В музее космонавтики, но мелкий был не помню не чего толком. А клавиши без слов с прочерками это что за команды?
ЦитироватьКлассно. А я такой наверно видел. В музее космонавтики, но мелкий был не помню не чего толком. А клавиши без слов с прочерками это что за команды?
пустые транспаранты (резерв на будущее)
(https://fbcdn-sphotos-e-a.akamaihd.net/hphotos-ak-xpf1/t31.0-8/10498148_911609075540064_7283151465146761756_o.jpg)
Уважаемые Коллеги!
наша команда возобновила работы по фильму о полете Ю.А. Гагарина в формате 4K (UltraWide) - надеемся поспеть к 55-летию события. За развитием событий следите в ветке: http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum14/topic14728/ , и на public page проекта: https://www.facebook.com/Gagarin4K
Желающие поучаствовать - Willkommen в рабочую группу проекта: https://www.facebook.com/groups/gagarin.cinema/
Kyra давно уже имеет у себя на сайте ( http://vostoksupersite.weebly.com/signal-table.html ) окончательный вариант сигнального табло:
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/68314)
Положение сигналов "Спуск I", "Спуск II", "Спуск III" в документальном фильме «В космосе «Восход»» другое.
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/92469)
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/92468)
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/92470)
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/92467)
Закономерно, потому что катапультирование отменено, зато введена вторая ТДУ с возможностью выбора между ними.
Однако на табло корабля Быковского в ГМИК (Калуга) на ТС-2 второй сигнал во втором столбце также зеленый.
В гагаринском "Востоке" в музее РКК "Энергия" в составе приборной доски стоит индикатор местоположения ИМП-2 №11053, хотя летал Гагарин с индикатором типа ИМП-1.
Музейный образец:
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/93132)
Реальный ИМП-1 до старта (3КА №2) и после посадки (3КА №3):
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/93134).(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/93133)
Интересно, что у Титова был уже ИМП-2.
Не видел ли кто фотографий пульта НАЗЕМНОЙ части аппаратуры связи "Заря"?
в Калуге в музее тоже есть,
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/95233) (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/95234) (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/95235)
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/95237)
ЦитироватьСашаН пишет:
Спасибо большое.
Я почему интересуюсь - когда делали центр управления для досаафовских спутников, то из МНИИРСа туда отдали некие пульты.
По воспоминаниям некоторых участников событий, это были списанные МАКЕТНЫЕ образцы аппаратуры "Заря".
Но как-то ничего общего не просматривается.
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/95239)
Спутники "Радио" - это вторая половина 70-х, "Заря" - конец 50-х, это пульты от какой-нибудь другой "Зари"... "А был ли мальчик?"
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/95248)
http://kik-sssr.ru/0_Moscow.htm
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/95249)
http://kik-sssr.ru/09_Leningrad.htm
ЦитироватьСашаН пишет:
Спутники "Радио" - это вторая половина 70-х, "Заря" - конец 50-х, это пульты от какой-нибудь другой "Зари"... "А был ли мальчик?"
Это звучало довольно определенно:
ЦитироватьБ.М.Лебедев привез из МНИИРС макет пульта от гагаринского полета на "Востоке", разработанного по теме "Заря"
А что такая большая разница по времени, так ведь надо было дождаться снятия грифа, прежде чем дарить.
Скорее всего, просто ошибка в воспоминаниях.
Цитироватьааа пишет:
макет пульта от гагаринского полета на "Востоке",
М.б. это был пульт, использовавшийся при отработке как бортовая часть "Зари", который в "боевом" варианте был выполнен внедренным в пульт управления СОИ на "Востоке".
Цитироватьааа пишет:
Я почему интересуюсь - когда делали центр управления для досаафовских спутников, то из МНИИРСа туда отдали некие пульты.
По воспоминаниям некоторых участников событий, это были списанные МАКЕТНЫЕ образцы аппаратуры "Заря".
По внешнему виду это не соответствует "духу" 50-х гг. Вот то что выложил выше СашаН - соответствует.
Цитата: undefinedLiss написал:
В гагаринском "Востоке" в музее РКК "Энергия" в составе приборной доски стоит индикатор местоположения ИМП-2 №11053, хотя летал Гагарин с индикатором типа ИМП-1.
Проектный облик кабины "Востока" (аналогичное изображение опубликовано в газете "Правда" 25 апреля 1961 г.).
02_19.jpg
Индикатор -- ИМП-1.
Часы -- справа от ручки управления РУ-1.
Ниже часов два тумблера.
СА "Востока" в музее ЦКБЭМ (фотографии Александра Моклецова, 1970-1971 гг., архив РИА Новости).
19710000-498665_preview.jpg
Пульт ИМП-1.
Часы правее и ниже РУ-1.
Двух тумблеров нет.
Тот же самый "Восток" в музее РКК "Энергия", февраль 2005, фотография И.Маринина.
20050210-IMG_0871s.jpg
Пульт ИМП-2.
Часы отсутствуют.
Есть два тумблера на том месте, где должны были быть часы.
А самая первая публикация с описанием сигнального табло "Востока" принадлежит Ольге Апенченко, и состоялась она в "Комсомольской правде" за 16.04.1961 в форме репортажа о работе Гагарина в наземном тренажере ЦПК...
Репортаж Ольги Апенченко был воспроизведен с сокращениями в книге «Труден путь до тебя, небо!» ( https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/apenchenko/02.html ). Привожу восстановленный по газетной публикации текст; исключенные или искаженные фрагменты отмечены красным.
Внимание!.. Старт!
В кабину врывается плотный, как вода, грохот двигателей. Тяжелая сила вдавливает космонавта в кресло... «Раз, два, три...» – считает он про себя. Хочется считать быстрей, но космонавт подавляет это желание.
– Двадцатая секунда! – доносится в наушники сквозь грохот. И сразу становится легко. Уф!
– Земля! Я – «Шар один». Отделилась первая ступень!
И опять невидимый богатырь сжал грудь, дышать очень трудно, сами собой закрываются отяжелевшие веки, невозможно пошевелить даже пальцем...
Как медленно тянутся секунды!
– Земля! Я – «Шар один». Отделилась последняя ступень. Чувствую невесомость. Настроение отличное, самочувствие тоже! Приборы работают нормально.
– «Шар один»! Я – Земля. Вас понял. Продолжайте полет по орбите.
Неяркий луч переносной лампы освещает кабину. Стенки, покрытые белым паролоном, искрятся; кажется, будто они в инее. И по соседству с инеем – ярко-оранжевый скафандр космонавта да два черных приборных щита.
Не терпится открыть «Взор» – какое оно, небо в космосе? Какова Земля отсюда, с высоты трехсот километров? Сначала шторку... – он нажимает тумблер, – потом... светофильтр.
– Земля! Я – «Шар один»! Во «Взор» вижу небо! Звезды! Совсем близко! Вот показалась Земля! Можно различить материки, горы! Перехожу к работе с приборами.
Приборов здесь немного, но каждый стоит нескольких, каждый – своего рода чудо портативности и универсальности. Слева – пульт управления. Он невелик, всего со спортивный чемодан, но на нем множество кнопок, тумблеров. На боковинке «чемодана» отдельно от всех, под прозрачной пластмассовой крышкой – кнопки и тумблеры ручного управления. Справа на уступе – рукоятка ручной ориентации. Сегодня все эти кнопки и тумблеры не потребуются – посадка автоматическая. Космонавт работает с приборами.
– Земля! Я – «Шар один»! Передаю показания приборов. Температура в кабине – двадцать градусов, влажность – пятьдесят пять процентов, кислорода – двадцать процентов...
Все идет нормально, пробую принимать пищу.
Он открывает дверцу, достает из маленького шкафа в стенке позолоченную тубу и кладет ее в специальную печку.
– «Шар один»! Я – Земля! Доложите о работе световых табло.
Юрий нажимает кнопку, под которой надпись: «Контроль ламп». Правый край приборной доски вспыхивает иллюминацией. Вверху тревожно мигают красные табло: «Углекислый газ», «Давление мало». Под ними спокойнее горят желтые: «Включи звук», «Ориентация по Солнцу». И совсем безмятежно поблескивают внизу зеленые: «Ручная ориентация», «Запуск ТДУ разрешен».
И снова он посылает на Землю отчетные сообщения, в которых говорит обо всем до мельчайших подробностей: как себя чувствует, как работают в космосе приборы, что видит во «Взор», – Земле все важно знать.
На приборной доске чуть заметно крутится глобус. Космонавт следит, как круг с перекрестьем в середине ползет по глобусу, — он все может сказать, этот круг. Переключи тумблер вниз – круг быстро скользнет, и перекрестье станет над той точкой глобуса, над которой ты летишь; нажимаешь тумблер вверх – круг уже показывает тебе место посадки.
– «Шар один»! Я – Земля. Корректируем орбиту.
– Вас понял.
– «Шар один»! Я — Земля. Приготовиться к спуску!
– Есть приготовиться к спуску!
Он потуже затягивает привязные ремни, защелкивает замок на груди и ложится в позу готовности. Спокойно горит желтый сигнал «Ориентация по Солнцу». Сейчас приборы автоматически сориентируют объект. А потом с Земли подадут команду на спуск... Вдруг погасли табло «Ориентация по Солнцу» и «Спуск V». Что случилось?
– «Шар один»! Я – Земля. Спуск по первому циклу отменяю, переходите на ручной спуск!
Щелкает пластмассовая шторка, и космонавт нажимает тумблеры. «Ручная ориентация», «Спуск IX» – загораются табло. На часах побежал вокруг циферблата белый треугольник, отсчитывая команды тормозной двигательной установки.
Рука космонавта ложится на рукоятку ручной ориентации, мягко склоняет ее вправо, и тут же вокруг иллюминатора вспыхивает огненная стрелка – она показывает, что корабль вращается вправо.
Надо найти Землю. Инструктор говорил, что лучше начинать искать по крену. И снова ручка идет вправо. Но Земли пока не видно. Терпение, мой друг, терпение! Здесь космос, и найти даже такую огромную планету, как Земля, не так просто. Чуткий к малейшему движению руки космонавта, корабль поворачивается. Человек ищет Землю.
Вот она задела только краем «Взор», а космонавт уже спешит передать:
– Земля! Я – «Шар один»! Справа внизу во «Взоре» появилась Земля!
– Вас понял. Продолжайте ориентацию объекта. Следите за направлением движения Земли.
Следить за направлением.. Вспомнились слова инструктора: «Запомни! Земля должна «бежать» у тебя из-под ног... и вверх по «Взору».
– Направление движения Земли правильное! – передал он в эфир.
Теперь осталось вогнать ее точно в центр «Взора». Совсем легко нажимает он на рукоятку еще вправо, а потом поворачивает ее на шарнире на сбея. И Земля, повинуясь космонавту, послушно пошла в круг.
На часах белый треугольник поровнялся с желтой светящейся щелью и погасил ее. Это уже погасла вторая. Значит, тормозной двигательной установке подана вторая команда. После третьей надо будет тут же нажать красную кнопку «Запуск ТДУ» и пойти на снижение. Космонавт смотрит, как белый треугольник четко и мерно шагает к красной светящейся щели, слушает, как в такт его «шагам» поскрипывает часовой механизм...
– Земля! Я – "Шар один»! Объект сориентирован прави...
И тут он увидел, как Земля пошла и пошла из «Взора».
– Земля уходит из «Взора»!
Он перебросил ручку влево. Медленно, как-то нехотя Земля поползла обратно. И вдруг, будто одумавшись, рванулась в сторону. Ручку на себя. Чуть правее. Идет, послушно идет в круг. И... проходит его сквозь...
А белый треугольник на циферблате четко и мерно отсчитывает последнюю минуту, и с каждым ударом он все ближе к горящей красной черте.
Спокойно. Теперь надо очень спокойно заставить Землю войти во «Взор». Космонавт делает едва уловимые движения рукой и ждет. Через десять секунд она должна появиться внизу слева. Тогда ее надо будет провести немного правее и – вверх, вверх! Но Земля не появляется. Он подал ручку еще больше от себя. Ждет. Проходит много секунд – не задело даже краем «Взор»...
Белому треугольнику на часах осталось пройти два шага. Тревожно горит красная щель. И опять вспомнились слова инструктора: «Если даже непрерывно искать по крену – найдешь».
«Искать только по крену!» – принимает решение космонавт. И снова склоняет ручку вправо. Космонавт ждет. Земля должна показаться. Он, не отрываясь, смотрит во «Взор», который поможет ему найти Землю. Это не простой иллюминатор – волшебный: он видит на две тысячи километров с помощью зеркал. Две тысячи километров – это 154 градуса, диаметр Земли – 145. Значит, с высоты 300 километров можно увидеть и не только Землю... Во «Взоре» мелькают тысячи звезд, проходят мимо знакомые планеты... Но человек ищет Землю.
Вспыхнуло табло: «Газа на 1 спуск». Космонавт не пошевелил рукой, только крепче сжал рукоятку. Она должна появиться! Крен — верный. Загорелось и бешено заколотило второе красное табло: «Запусти ТДУ или отбей цикл». Она должна появиться... Космонавт ждет.
– Земля!.. Земля! Я – «Шар один». Во «Взор» вижу Землю! Она появилась внизу слева и движется вверх по иллюминатору. Продолжаю ориентацию по крену.
И вот она снова покорно стоит в центре «Взора», большая, огромная Земля! А Юрий продолжает с ней разговор:
– Земля! Я – «Шар один»! Объект сориентирован правильно!
– Земля! Я – «Шар один»! Повторяю: объект сориентирован правильно! Как слышите?
В наушниках тихо, будто ни души во Вселенной.
– Земля! Я – «Шар один»! Связь, видимо, повреждена. Принимаю самостоятельное решение...
Космонавт поднимается с кресла, крепко хватается за дужку, выпрыгивает из кабины. Потянувшись, выходит в коридор и открывает дверь в соседнюю комнату.
Там сидит за пультом инструктор и, ничего не замечая вокруг, нажимает подряд все рычаги: «Крен», «Курс», «Тангаж». Он уводит из «Взора» Землю...
– Эмиль! Брось хулиганить, я уже сориентировал!..
Это было за несколько месяцев до полета, потрясшего земной шар. Шла обычная тренировка. Юрий Гагарин учился приземляться...
У Андрея Бодрова на панораме https://www.360cities.net/image/vostok-1-spacecraft-first-human-flight-by-yuri-gagarin-russia табло сигнальное полностью читается:
TS-BodrovA.jpg
Вопрос закрыт, у Киры все правильно было до последней буквы.
Цитата: Liss от 25.12.2019 10:34:38Цитата: undefinedLiss написал:
В гагаринском "Востоке" в музее РКК "Энергия" в составе приборной доски стоит индикатор местоположения ИМП-2 №11053, хотя летал Гагарин с индикатором типа ИМП-1.
Проектный облик кабины "Востока" (аналогичное изображение опубликовано в газете "Правда" 25 апреля 1961 г.).
02_19.jpg (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?action=dlattach;attach=9308;type=preview;file)
Индикатор -- ИМП-1.
Органы индикации и управления в кабине тренажера ЦПК (документальный фильм чехословацкого телевидения, октябрь 1965 г.):
v-19651000-ctv-2745.jpg v-19651000-ctv-2748.jpg
Оба кадра в действительности были заимствованы чехами из фильма "Звездные братья" по итогам полета Николаева и Поповича:
IMP1A TsPK Sim v-19620600-zvbr-1007-Sim.png IMP1A TsPK Sim v-19620600-zvbr-1002-Sim.png
Мда...
В стране три музейных "Востока" -- в Калуге СА Быковского, в Подлипках -- Гагарина и Терешковой.
У Гагарина в корабле стоит сейчас индикатор местоположения ("Глобус") ИМП2 №11053.
При том, что летал он достоверно с ИМП1, есть кинокадры с места посадки.
У Быковского стоит сейчас ИМП1 №03003.
У Терешковой стоит сейчас ИМП1 №02683.
При том что начиная с Титова и до Терешковой все летали с ИМП2 со счетчиком витков правее и ниже "Глобуса". По Титову опять же есть кинокадры из корабля.
То есть ни один из трех музейных "Востоков" не имеет своей подлинной приборной доски с полетным комплектом приборов.
Печально.
Цитата: Liss от 08.09.2023 14:28:47То есть ни один из трех музейных "Востоков" не имеет своей подлинной приборной доски с полетным комплектом приборов.
А почему так могло получиться?
Ну, про гагаринский известно, что он переделывался под имитацию Восхода. А потом, вероятно, вернули те приборы, которые нашли.
Но получается, что и В-5 и В-6 тоже разбирали? Сохранила ли история причины и года этих переделок?
А могли пульты использоваться повторно?
Может быть, их поэтому снимали.