Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Олигарх от 27.12.2011 15:30:26

Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Олигарх от 27.12.2011 15:30:26
Минимизация последствий нештатного пуска РН

1. Авария РН при работе первых ступеней

Французы потребовали реализаации возможности подрыва РН Союз по команде оператора при нештатном пуске.
Лет 8 назад при пуске РН Союз из Плесецка почти сразу после старта отвалилась одна боковушка и РН рухнула на ПУ. ПУ была разрушена, были раненые, погиб один солдатик ...
Очевидно, из-за этого эпизода французы и потребовали реализовать подрыв РН в воздухе, чтобы минимизировать последствия.
В целом, какие меры предпринимаются для минимизации последствий нештатного пуска РН при работе нижних ступеней?
скорость
2. Авария РН при работе верхней ступени

Это как раз случай с Меридианом. Когда работала 3-я ступень, то РН летела уже высоко (сколько?)  со скоростью несколько км/сек (кажется 7 км/сек.?).
Как я понимаю, при возникновении этой нештатной ситуации РД был отключен и РН не сразу развалилась, а начала терять скорость и снижаться ... Очевидно, если бы разрушение РН произошло сразу же после возникновения нештатной ситуации, до поверхности дошло значительно мнеьше обломков ...
Имеет смысл устанавливать на верхней ступени (и РБ!) )систему подрыва?
Какие другие меры можно предпринять для минимизации последствий аварии верхней ступени?
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Дем от 01.01.2012 21:45:08
ЦитироватьОчевидно, если бы разрушение РН произошло сразу же после возникновения нештатной ситуации, до поверхности дошло значительно мнеьше обломков ...
Совсем неочевидно. Они бы разлетелись бы по большей площади, да - но с чего их стало бы меньше?
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: G.K. от 01.01.2012 21:52:31
Цитировать
ЦитироватьОчевидно, если бы разрушение РН произошло сразу же после возникновения нештатной ситуации, до поверхности дошло значительно мнеьше обломков ...
Совсем неочевидно. Они бы разлетелись бы по большей площади, да - но с чего их стало бы меньше?
может быть имеется ввиду, что если авария "наверху" то часть сгорит?  :roll:
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: ZOOR от 01.01.2012 22:14:59
ЦитироватьМинимизация последствий нештатного пуска РН

1. Авария РН при работе первых ступеней
http://mai.ru/upload/iblock/cb8/cb875c083d5050ac0d975fc2eb365107.pdf
стр. 74
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: SpaceR от 03.01.2012 17:17:29
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьОчевидно, если бы разрушение РН произошло сразу же после возникновения нештатной ситуации, до поверхности дошло значительно мнеьше обломков ...
Совсем неочевидно. Они бы разлетелись бы по большей площади, да - но с чего их стало бы меньше?
может быть имеется ввиду, что если авария "наверху" то часть сгорит?  :roll:
Да.
Если РН падает "одним куском", то часть её конструкции в полете экранируется соседними элементами сборки, и поэтому имеет больше шансов не сгореть полностью.
Примерно это происходит при падении на землю шаробаллонов наддува - они внутри баков, и тепловой поток до них доходит не сразу.
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Lamort от 03.01.2012 17:26:42
Моё личное мнение таково, что глупость всё это, надо делать надёжные ракеты.
 Если мы делаем ненадёжную ракету, то можем сделать и ненадёжную систему подрыва ракеты, которая взорвёт ракету именно там, где этого не следует делать, например сразу после старта.
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: LG от 03.01.2012 19:18:30
Цитировать1. Авария РН при работе первых ступеней

Французы потребовали реализаации возможности подрыва РН Союз по команде оператора при нештатном пуске.
Может я не прав - но у Союза при отказе любого движка на участке работы боковушек 1 ст пакет просто разваливается и неуправляемо рушится. Подрывай или нет - без толку. Или я не прав?
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: LG от 03.01.2012 19:27:50
Еще читал про Сатурн-5 (может не прав):
В первые 10-14 сек работы РН при отказе одного движка из пяти тяги оставшихся четырех не хватало для отвода РН от СК.
После 14 сек при отказе одного из пяти движков тяги остальных хватало и для вывода ПК на штатную орбиту.
Было показано в фильме "Аполлон-13"
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: ZOOR от 03.01.2012 19:55:37
ЦитироватьМожет я не прав - но у Союза при отказе любого движка на участке работы боковушек 1 ст пакет просто разваливается и неуправляемо рушится. Подрывай или нет - без толку. Или я не прав?
При отказе ББ - да, есть пример
http://88.210.62.157/content/numbers/239/15.shtml

При отказе ЦБ не скажу, должно быть 20 сек увода ИМХО
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Lamort от 03.01.2012 23:08:54
При отказе центрального блока с пакетом ракеты Союз ничего, разумеется, не делается, но нет никакого смысла продолжать полёт. :)
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: ZOOR от 03.01.2012 23:11:36
ЦитироватьПри отказе центрального блока с пакетом ракеты Союз ничего, разумеется, не делается, но нет никакого смысла продолжать полёт. :)
Напишите письмо Кирилину с предложением убрать 20-и секундную блокировку АВД от КП,предназначенную  для увода аварийной РКН от СК  :twisted:
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Lamort от 03.01.2012 23:20:33
Цитировать
ЦитироватьПри отказе центрального блока с пакетом ракеты Союз ничего, разумеется, не делается, но нет никакого смысла продолжать полёт. :)
Напишите письмо Кирилину с предложением убрать 20-и секундную блокировку АВД от КП,предназначенную  для увода аварийной РКН от СК  :twisted:
Вы меня не поняли, я говорю о том, что технически возможно лететь хоть до полной выработки топлива боковых блоков, но в этом уже нет никакого смысла. :)
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: G.K. от 03.01.2012 23:29:00
Цитироватьно в этом уже нет никакого смысла. :)
Мне думается, что шансов полетать мало.
Отказ двигателя--->обломки--->попадание в один их блоков пакета--->усё, развал пакета, привет ракета...
P.S.
Привет, ракета, давай давай,
Давай ракета, давай давай,
Давай красиво, давай давай,
Давай красиво, в болото отпадай  :)
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Lamort от 03.01.2012 23:35:49
Цитировать
Цитироватьно в этом уже нет никакого смысла. :)
Мне думается, что шансов полетать мало.
Отказ двигателя--->обломки--->попадание в один их блоков пакета--->усё, развал пакета, привет ракета...
P.S.
Привет, ракета, давай давай,
Давай ракета, давай давай,
Давай красиво, давай давай,
Давай красиво, в болото отпадай  :)
Вашу ситуацию я бы назвал "катастрофическое разрушение двигателя", а не "отказ двигателя".
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Вован от 03.01.2012 23:53:09
Правильно будет переименовать тему в "Минимизация последствий нештатного полета РКН"
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: G.K. от 04.01.2012 00:00:00
ЦитироватьВашу ситуацию я бы назвал "катастрофическое разрушение двигателя", а не "отказ двигателя".
Катастрофические последствия отказа двигателя.
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Олигарх от 23.01.2012 17:11:54
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьОчевидно, если бы разрушение РН произошло сразу же после возникновения нештатной ситуации, до поверхности дошло значительно мнеьше обломков ...
Совсем неочевидно. Они бы разлетелись бы по большей площади, да - но с чего их стало бы меньше?
может быть имеется ввиду, что если авария "наверху" то часть сгорит?  :roll:
Да.
Если РН падает "одним куском", то часть её конструкции в полете экранируется соседними элементами сборки, и поэтому имеет больше шансов не сгореть полностью.
Примерно это происходит при падении на землю шаробаллонов наддува - они внутри баков, и тепловой поток до них доходит не сразу.

Предположим, подрывное устройство расположено между баками компонентов ...
Нужно максимальное энерговыделение в результате подрыва, а это результат взаимодействия компонентов топлива между собой и с атмосферой.
С этой точки зрения  какое топливо оптимально:
керосин+кислород?
Водород+кислород?
топливо Протона/Бриза М?
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: LG от 09.03.2012 16:28:12
Габариты Тополей в принципе мало отличаются от габаритов стандартных фур которыми всегда забиты все трассы.
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Bell от 09.03.2012 15:34:59
А как был решен вопрос с затоплением упавших ББ?
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Lamort от 09.03.2012 16:45:46
ЦитироватьА как был решен вопрос с затоплением упавших ББ?
Зачем, чтобы враги на металлолом не украли? :)
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Bell от 09.03.2012 15:50:04
Чтоб не плавало бесконтрольно по акватории Атлантики. А вообще это дело заказчиков. Заказали - значит надо.
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Lamort от 09.03.2012 16:57:55
ЦитироватьЧтоб не плавало бесконтрольно по акватории Атлантики. А вообще это дело заказчиков. Заказали - значит надо.
Я думаю, что причина такого заказа скорее политически-публицистическая, а не устранение реальной опасности.
 Если прикинуть сколько "всякой дряни" бесконтрольно плавает по Мировому океану годами, а в некоторых случаях и десятилетиями, то можно считать, что "ракет нет". :)
Название: Минимизация последствий нештатного пуска РН
Отправлено: Bell от 09.03.2012 16:26:02
Меня не интересует причина. Меня интересует результат.