Минимизация последствий нештатного пуска РН
1. Авария РН при работе первых ступеней
Французы потребовали реализаации возможности подрыва РН Союз по команде оператора при нештатном пуске.
Лет 8 назад при пуске РН Союз из Плесецка почти сразу после старта отвалилась одна боковушка и РН рухнула на ПУ. ПУ была разрушена, были раненые, погиб один солдатик ...
Очевидно, из-за этого эпизода французы и потребовали реализовать подрыв РН в воздухе, чтобы минимизировать последствия.
В целом, какие меры предпринимаются для минимизации последствий нештатного пуска РН при работе нижних ступеней?
скорость
2. Авария РН при работе верхней ступени
Это как раз случай с Меридианом. Когда работала 3-я ступень, то РН летела уже высоко (сколько?) со скоростью несколько км/сек (кажется 7 км/сек.?).
Как я понимаю, при возникновении этой нештатной ситуации РД был отключен и РН не сразу развалилась, а начала терять скорость и снижаться ... Очевидно, если бы разрушение РН произошло сразу же после возникновения нештатной ситуации, до поверхности дошло значительно мнеьше обломков ...
Имеет смысл устанавливать на верхней ступени (и РБ!) )систему подрыва?
Какие другие меры можно предпринять для минимизации последствий аварии верхней ступени?
ЦитироватьОчевидно, если бы разрушение РН произошло сразу же после возникновения нештатной ситуации, до поверхности дошло значительно мнеьше обломков ...
Совсем неочевидно. Они бы разлетелись бы по большей площади, да - но с чего их стало бы меньше?
ЦитироватьЦитироватьОчевидно, если бы разрушение РН произошло сразу же после возникновения нештатной ситуации, до поверхности дошло значительно мнеьше обломков ...
Совсем неочевидно. Они бы разлетелись бы по большей площади, да - но с чего их стало бы меньше?
может быть имеется ввиду, что если авария "наверху" то часть сгорит? :roll:
ЦитироватьМинимизация последствий нештатного пуска РН
1. Авария РН при работе первых ступеней
http://mai.ru/upload/iblock/cb8/cb875c083d5050ac0d975fc2eb365107.pdf
стр. 74
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьОчевидно, если бы разрушение РН произошло сразу же после возникновения нештатной ситуации, до поверхности дошло значительно мнеьше обломков ...
Совсем неочевидно. Они бы разлетелись бы по большей площади, да - но с чего их стало бы меньше?
может быть имеется ввиду, что если авария "наверху" то часть сгорит? :roll:
Да.
Если РН падает "одним куском", то часть её конструкции в полете экранируется соседними элементами сборки, и поэтому имеет больше шансов не сгореть полностью.
Примерно это происходит при падении на землю шаробаллонов наддува - они внутри баков, и тепловой поток до них доходит не сразу.
Моё личное мнение таково, что глупость всё это, надо делать надёжные ракеты.
Если мы делаем ненадёжную ракету, то можем сделать и ненадёжную систему подрыва ракеты, которая взорвёт ракету именно там, где этого не следует делать, например сразу после старта.
Цитировать1. Авария РН при работе первых ступеней
Французы потребовали реализаации возможности подрыва РН Союз по команде оператора при нештатном пуске.
Может я не прав - но у Союза при отказе любого движка на участке работы боковушек 1 ст пакет просто разваливается и неуправляемо рушится. Подрывай или нет - без толку. Или я не прав?
Еще читал про Сатурн-5 (может не прав):
В первые 10-14 сек работы РН при отказе одного движка из пяти тяги оставшихся четырех не хватало для отвода РН от СК.
После 14 сек при отказе одного из пяти движков тяги остальных хватало и для вывода ПК на штатную орбиту.
Было показано в фильме "Аполлон-13"
ЦитироватьМожет я не прав - но у Союза при отказе любого движка на участке работы боковушек 1 ст пакет просто разваливается и неуправляемо рушится. Подрывай или нет - без толку. Или я не прав?
При отказе ББ - да, есть пример
http://88.210.62.157/content/numbers/239/15.shtml
При отказе ЦБ не скажу, должно быть 20 сек увода ИМХО
При отказе центрального блока с пакетом ракеты Союз ничего, разумеется, не делается, но нет никакого смысла продолжать полёт. :)
ЦитироватьПри отказе центрального блока с пакетом ракеты Союз ничего, разумеется, не делается, но нет никакого смысла продолжать полёт. :)
Напишите письмо Кирилину с предложением убрать 20-и секундную блокировку АВД от КП,предназначенную для увода аварийной РКН от СК :twisted:
ЦитироватьЦитироватьПри отказе центрального блока с пакетом ракеты Союз ничего, разумеется, не делается, но нет никакого смысла продолжать полёт. :)
Напишите письмо Кирилину с предложением убрать 20-и секундную блокировку АВД от КП,предназначенную для увода аварийной РКН от СК :twisted:
Вы меня не поняли, я говорю о том, что технически возможно лететь хоть до полной выработки топлива боковых блоков, но в этом уже нет никакого смысла. :)
Цитироватьно в этом уже нет никакого смысла. :)
Мне думается, что шансов полетать мало.
Отказ двигателя--->обломки--->попадание в один их блоков пакета--->усё, развал пакета, привет ракета...
P.S.
Привет, ракета, давай давай,
Давай ракета, давай давай,
Давай красиво, давай давай,
Давай красиво, в болото отпадай :)
ЦитироватьЦитироватьно в этом уже нет никакого смысла. :)
Мне думается, что шансов полетать мало.
Отказ двигателя--->обломки--->попадание в один их блоков пакета--->усё, развал пакета, привет ракета...
P.S.
Привет, ракета, давай давай,
Давай ракета, давай давай,
Давай красиво, давай давай,
Давай красиво, в болото отпадай :)
Вашу ситуацию я бы назвал "катастрофическое разрушение двигателя", а не "отказ двигателя".
Правильно будет переименовать тему в "Минимизация последствий нештатного полета РКН"
ЦитироватьВашу ситуацию я бы назвал "катастрофическое разрушение двигателя", а не "отказ двигателя".
Катастрофические последствия отказа двигателя.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьОчевидно, если бы разрушение РН произошло сразу же после возникновения нештатной ситуации, до поверхности дошло значительно мнеьше обломков ...
Совсем неочевидно. Они бы разлетелись бы по большей площади, да - но с чего их стало бы меньше?
может быть имеется ввиду, что если авария "наверху" то часть сгорит? :roll:
Да.
Если РН падает "одним куском", то часть её конструкции в полете экранируется соседними элементами сборки, и поэтому имеет больше шансов не сгореть полностью.
Примерно это происходит при падении на землю шаробаллонов наддува - они внутри баков, и тепловой поток до них доходит не сразу.
Предположим, подрывное устройство расположено между баками компонентов ...
Нужно максимальное энерговыделение в результате подрыва, а это результат взаимодействия компонентов топлива между собой и с атмосферой.
С этой точки зрения какое топливо оптимально:
керосин+кислород?
Водород+кислород?
топливо Протона/Бриза М?
Габариты Тополей в принципе мало отличаются от габаритов стандартных фур которыми всегда забиты все трассы.
А как был решен вопрос с затоплением упавших ББ?
ЦитироватьА как был решен вопрос с затоплением упавших ББ?
Зачем, чтобы враги на металлолом не украли? :)
Чтоб не плавало бесконтрольно по акватории Атлантики. А вообще это дело заказчиков. Заказали - значит надо.
ЦитироватьЧтоб не плавало бесконтрольно по акватории Атлантики. А вообще это дело заказчиков. Заказали - значит надо.
Я думаю, что причина такого заказа скорее политически-публицистическая, а не устранение реальной опасности.
Если прикинуть сколько "всякой дряни" бесконтрольно плавает по Мировому океану годами, а в некоторых случаях и десятилетиями, то можно считать, что "ракет нет". :)
Меня не интересует причина. Меня интересует результат.