Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Пилотируемые полеты => Тема начата: sol от 02.03.2011 18:23:54

Название: Космический мотоцикл
Отправлено: sol от 02.03.2011 18:23:54
Насколько удалось выяснить после катастрофы шатла пересмотрены критерии безопасности и эксперименты с автономно управляемыми реактивными устройствами для перемещения космонавта в открытом космосе были прекращены.

Интересно бы почитать подборку достижений в этой области.

Особо интересно бы узнать о предельных достигнутых результатах (скорость, удаление от станции, время полета, в т.ч. время работы движков и тп)
Нарыл мрачнуюу фотку:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/EVAtion_-_GPN-2000-001087.jpg

Интересно - какие-то сценарии хотя бы попытаться спасти космонавта, если у него движки откажут (или взбесятся?) - есть?

К примеру - отправить за ним космонавта на выручку с длиннючим тросом и/или на втором кресле. Или быстренько отстыковать один из Союзов и ловить его на штырь стыковки - просто приблизиться и дать ему ухватиться..


Или - ННШ? Брр....

ЗЫ На шатле тогда, в 1984 г испытывали... Может могли бы в случае чего Шатлом ловить в грузовой отсек? Короче - прорабатывался ли сценарий спасения при нештатке?
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: instml от 02.03.2011 19:35:20
Роботы спасут человеков :)

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63863.jpg)
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: Boo от 02.03.2011 19:54:41
Цитироватьудаление от станции
100 метров от шаттла.
ЦитироватьНа шатле тогда, в 1984 г испытывали... Может могли бы в случае чего Шатлом ловить в грузовой отсек? Короче - прорабатывался ли сценарий спасения при нештатке?
Именно ввиду высокой маневренности Шаттлов при выходах в открытый космос НАСА не применяли фалы - астронавта можно подобрать манёвром корабля.
"Салют" и тем более "Мир" не смогли бы догнать улетающего космонавта - отсюда фалы.
ЗЫ. Советский "космический мотоцикл" почил в бозе за ненадобностью.
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: Потусторонний от 02.03.2011 17:38:34
ЦитироватьЗЫ. Советский "космический мотоцикл" почил в бозе за ненадобностью.
Американский тоже. The MMU was used on three Shuttle missions in 1984. И все.
Но вот САФЕР используют до сих пор. Но его нужно классифицировать как к.велосипед. :wink:  :lol:
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: Sonic от 02.03.2011 21:46:37
Зря бросили. Остались теперь без фоток на память...  :lol:
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: us2-star от 03.03.2011 00:28:14
ЦитироватьЗря бросили. Остались теперь без фоток на память...  :lol:
Совершенно верно, кстати!
фотки то ладно...
но теперь уже ждём китайцев... (лет 50...)
Великие космические державы расписались, что кроме короткой верёвки (страховочному фалу) ничему не доверяют...
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: Потусторонний от 03.03.2011 05:00:39
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=556759&sid=11e11233dc7130e3d1d489304f3ff315"Я понял, что отделился от станции и стал искусственным спутником Земли (или космическим мусором с радиопередатчиком — это уж как угодно)."
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: sol от 03.03.2011 10:11:20
А что есть САФЕР? Газовый пистолет + веревка?
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 03.03.2011 10:14:00
Жилетка :)
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: Потусторонний от 03.03.2011 10:28:12
ЦитироватьА что есть САФЕР? Газовый пистолет + веревка?
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=534625&sid=aef7bf624c77262b509094267cd27627
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/16653.gif)
Вот интересно: НАСАвскую телекамеру со светом на Орлан приспособили, а вот у этой "жилетки" размерчик не тот, не подходит  :lol:
http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2010/vesti30_01_10_3.php
Цитировать"Предполагалось, что космонавт будет садиться на него, как на коня, подлетать к вражеским спутникам и закладывать взрывчатку."
Так что СПК не мотоцикл, а конь :lol:
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: Потусторонний от 03.03.2011 11:12:24
Я понял почему на МКС не привезли УСК. Достаточно на него взглянуть. Наверное ТЗ составляли с аагроооомным запасом.
(http://s51.radikal.ru/i131/1103/ff/6fad7b65bfaft.jpg) (http://radikal.ru/F/s51.radikal.ru/i131/1103/ff/6fad7b65bfaf.jpg)
http://www.militarynews.ru/excl.asp?ex=44
Цитировать"В итоге "Звезда" создала несколько образцов системы спасения космонавта. Они прошли наземные испытания и были готовы к летным. Планировалось, что на станцию их доставит американский шаттл. Но все планы нарушила трагедия с "Колумбией" в 2003 году, которая привела к прекращению полетов "челноков" на два года. Программа испытаний системы в открытом космосе была свернута.
      С тех пор прошло уже пять лет, сроки гарантии на комплектующие системы истекли. Если и отправлять на МКС подобную систему, то необходимо делать новые образцы, а для этого нужны деньги. В сегодняшних экономических условиях вряд ли кто станет этим заниматься."
Вероятно УСК не проходил в Прогрессовский люк?
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: Сергей Георгиевич Петропавловский от 03.03.2011 21:38:10
Sol. Трос уже проходили, но надежность такова, что он и не нужен. Минимизировать СПК сейчас можно. БУСПО можно с кулак сделать вместо 20 кг ящика, БДУСы тоже вместо 7 кг поменьше раз в 10. Пультик на сейфере Поздняков (ген.конструктор) очень изящный сотворил. Вопрос только сколько берем "рабочего тела", на какую характеристическую скорость. А задач действительно под него нет, кроме экстренных спасательных. Смотрите канадский манипулятор шаттлов и манипуляторы МКС снимают все вопросы. Просто так кататся кругом? Это представляете, как все на "ушах будут стоять"? Вдруг один из движков начнет травить? С другой стороны Мы (земляне) чего в космос идем? Может и за такими операциями. А всего боятся будем -"дык" и на Луну еще раз не слетаем в этом веке. А там ведь выползают задачи астероидной опасности - 2014 года и 2019 года, да и Апофис заставляет думать...
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: us2-star от 03.03.2011 21:00:04
ЦитироватьSol. Трос уже проходили, но надежность такова, что он и не нужен. Минимизировать СПК сейчас можно. БУСПО можно с кулак сделать вместо 20 кг ящика, БДУСы тоже вместо 7 кг поменьше раз в 10. Пультик на сейфере Поздняков (ген.конструктор) очень изящный сотворил. Вопрос только сколько берем "рабочего тела", на какую характеристическую скорость. А задач действительно под него нет, кроме экстренных спасательных. Смотрите канадский манипулятор шаттлов и манипуляторы МКС снимают все вопросы. Просто так кататся кругом? Это представляете, как все на "ушах будут стоять"? Вдруг один из движков начнет травить? С другой стороны Мы (земляне) чего в космос идем? Может и за такими операциями. А всего боятся будем -"дык" и на Луну еще раз не слетаем в этом веке. А там ведь выползают задачи астероидной опасности - 2014 года и 2019 года, да и Апофис заставляет думать...

Это Вы совершенно правы!
Это Вам плохой сон приснился, забудьте этот бред... ;)
ИМХО...
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: SFN от 28.04.2014 11:25:35
Цитироватьanik пишет:
Десять лет назад "Звезда" по требованию NASA уже сделала три летных экземпляра устройства спасения космонавта для скафандров "Орлан", а теперь - по новой...
 
"Самоспасатель" для улетевших в открытый космос покорителей вселенной разрабатывается российскими инженерами

Москва. 28 апреля. ИНТЕРФАКС-АВН - Реактивный ранец, который поможет космонавтам свободно перемещаться и работать в открытом космосе, а в случае опасности вернуть их на борт космического корабля или станции, разрабатывается российскими инженерами, сообщил "Интерфаксу-АВН" генеральный директор - главный конструктор научно-производственного предприятия "Звезда" Сергей Поздняков.
"Научно-исследовательские работы по тематике отечественного "сейфера", то есть устройства, способного вернуть космонавта на космический корабль или станцию, в случае, если он во время выхода в открытый космос отдалился на опасное расстояние, ведутся нами в инициативном порядке", - сказал он.
Опытно-конструкторские работы по данному направлению стартовали в этом году, но уже к концу года планируется представить представителям российской пилотируемой космонавтики действующий прототип реактивного ранца с демонстрацией его работы на наземном стенде НПП "Звезда", пояснил С.Поздняков.
Устройство, которое пока не получило собственного названия и по аналогии с американской системой спасения SAFER (Simplified Aid for EVA Rescue) называемое отечественным "сейфером", должно быть способно в отличие от американской системы, управляемой вручную, в автоматическом режиме вернуть космонавта на станцию.
"В стрессовой ситуации, когда космонавт удаляется от станции, сложно рассчитывать, что он сможет оперативно сориентироваться в пространстве, правильно рассчитать траекторию полета и справиться со сложной системой управления "сейфером". Мы считаем, что спасти человека должна автоматика. Нажал на кнопку - устройство само привезло тебя к поручням станции", - сказал С.Поздняков.
Сейчас космонавты во время выходов в открытый космос пристегиваются к поручням на внешней поверхности МКС с помощью сразу двух карабинов, что с одной стороны гарантирует их безопасность, а с другой стороны замедляет передвижение по внешней поверхности станции.
было по теме
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum10/topic1374/
 http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum8/topic229/
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: SFN от 05.03.2015 03:23:17
"Реактивный ранец" для космонавтов изготовят в России до конца месяца
  http://tass.ru/kosmos/1807495
 4 марта
 Сейчас безопасное передвижение космонавтов по внешней поверхности МКС обеспечивают два страховочных фала с карабинами и специальные поручни
МОСКВА, 4 марта. /ТАСС/. НПП "Звезда" в марте изготовит демонстрационный образец "реактивного ранца" для космонавтов, сообщил ТАСС гендиректор предприятия Сергей Поздняков.
"В настоящее время мы завершаем работу по изготовлению демонстратора и планируем, что в марте он будет готов, что позволит провести его испытания на специальном стенде", - сказал Поздняков.
Он пояснил, что после испытания демонстратора планируется презентовать его представителям Роскосмоса, Центра подготовки космонавтов, РКК "Энергия" и других заинтересованных организаций. "Дальнейший шаг - изготовление опытных образцов", - уточнил собеседник агентства. По его словам, для этого потребуется уже другой уровень финансирования.
Инициативные опытно-конструкторские работы над "ранцем" стартовали в прошлом году. Устройство создается по аналогии с американской системой SAFER (Simplified Aid for EVA Rescue) и предназначается для автоматического возвращения космонавта, который удалился на опасное расстояние от космической станции. В американской системе используется ручное управление.
Сейчас безопасное передвижение космонавтов по внешней поверхности МКС обеспечивают два страховочных фала с карабинами и специальные поручни.
Советские и американские инженеры уже создавали несколько прототипов "реактивных ранцев", причем некоторые даже испытывались в открытом космосе. В Советском Союзе разрабатывалась установка 21 КС для станции "Мир" и кораблей "Буран". В 1990 году ее испытали в космосе Александр Серебров и Александр Викторенко. Устройство позволяло космонавтам маневрировать и отдаляться от станции на 60 метров.
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: SFN от 05.03.2015 03:33:34
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/53348)
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: tseytlin genrich от 05.03.2015 13:41:26
Ну сколько можно изобретать велосипед! Вот отрывок одного старого интервью, источник где - то на сайте.
"Звезда" создала несколько образцов системы спасения космонавта. Они прошли наземные испытания и были готовы к летным. Планировалось, что на станцию их доставит американский шаттл. Но все планы нарушила трагедия с "Колумбией" в 2003 году, которая привела к прекращению полетов "челноков" на два года. Программа испытаний системы в открытом космосе была свернута.
 
    С тех пор прошло уже пять лет, сроки гарантии на комплектующие системы истекли. Если и отправлять на МКС подобную систему, то необходимо делать новые образцы, а для этого нужны деньги. В сегодняшних экономических условиях вряд ли кто станет этим заниматься. 
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: SFN от 06.03.2015 12:32:19
Цитироватьtseytlin genrich пишет:
велосипед
устройство самоспасения космонавта УСК точно "велосипед", поскольку легче и медленнее средства передвижения космонавта СПК 12СК, которое Серебров прозвал "космическим мотоциклом"
 http://www.zvezda-npp.ru/ru/node/76
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: Dude от 06.03.2015 19:32:05
Это понятно, но видеокамеры на шлем и руки они свои когда соберутся делать\покупать? :)
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: SFN от 06.03.2015 16:02:10
На УСК лучше поставить отдельную экшнкамеру, по простому, видеорегистратор.  ;)  Китайские товарищи освоили выпуск таких камер.
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: Братушка от 07.03.2015 20:36:10
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/102318.jpg)
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: Floppy Disk от 07.04.2015 17:17:43
https://www.youtube.com/watch?v=QDmJYuEWzSs (https://www.youtube.com/watch?v=QDmJYuEWzSs)
Нашлось видео теста 21КС (СПК), смотреть с 5-й минуты (4:23), на станции мир поднят флаг СССР :cry:  
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/104441.jpg)
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: SFN от 22.04.2015 01:37:24
ЦитироватьStalky пишет:

О разработке и испытаниях НПП Звезда автоматизированной системы спасения космонавта.
 http://www.rg.ru/printable/2015/04/22/seyfer.html
 Скрытый текст

В России начались испытания уникального сейфера
космос

Текст: Наталия Ячменникова
Фото, видео: Виктор Васенин


На какое расстояние космонавту опасно удаляться от МКС? Зачем 16 микродвигателей уникальному реактивному ранцу для спасения космонавтов? Каким будет скафандр для нового российского пилотируемого корабля? Об этом корреспондент "РГ" беседует с генеральным директором - главным конструктором НПП "Звезда" Сергеем Поздняковым.

Сергей Сергеевич, что за космический "спасатель" вы разрабатываете?

Сергей Поздняков: Это устройство, которое гарантированно вернет на корабль или станцию космонавта, если тот во время выхода в открытый космос отдалился на опасное расстояние. Представьте: космонавт улетел, как в известном фильме, и ему надо спасаться. Счет идет на секунды. А тут: нажал кнопку - и спасательное устройство возвращает тебя .

Сейфер будет типа реактивного ранца, "встроенного" в скафандр?

Сергей Поздняков: Да. Мы хотим интегрировать систему спасения космонавтов прямо в скафандр "Орлан", который используется для работы в открытом космосе. У него жесткая кираса, которая позволяет это сделать. Такие проработки есть.

Системой спасения мы начали заниматься еще в начале 2000-х годов. И даже сделали образцы. Доставка планировалась на одном из американских шаттлов. Но тогда потерпела катастрофу "Колумбия", и полеты челноков остановились на два года. Грузопоток пошел только на наших "Прогрессах". Под лупой рассматривался каждый полезный грамм. В общем, образцы остались на Земле.

Та система была "ручная"?

Сергей Поздняков: Как и нынешняя у американцев. Надо извлечь пульт, включить систему, сориентироваться, застабилизироваться... В стрессовой ситуации все это сложно, а главное - долго. Наша концепция сейфера принципиально иная: все должен делать автомат. Как в катапульте для летчика. Сейчас мы испытываем прототип конструкции автоматизированной системы спасения космонавтов. Это оценка концепции, подходов. Испытания проходят на специальном стенде на воздушной подушке.

Принципы движения "спасателя" понятны. А вот за счет чего он сможет ориентироваться там, где все "верх тормашками"?..

Сергей Поздняков: Это самое сложное. Как сориентировать удаляющийся скафандр с космонавтом на станцию? В какой момент включить двигатели? Скорее всего, на станции надо будет установить определенные радиомаяки, которые бы по радиосигналу управляли системой спасения.

Сколько их должно быть?

Сергей Поздняков: Думаем. Сейфер точно будет иметь 16 микродвигателей, по четыре на угол. Чтобы и поворачиваться, и стабилизироваться, и перемещаться.

И какое топливо нужно для двигателей?

Сергей Поздняков: Отрабатывается сжатый воздух. Главное, чтобы была реактивная струя. Но в "Орлане" есть кислород в баллонах под высоким давлением. Конечно, кислород использовать менее эффективно, однако тоже можно.

С какой скоростью сейфер будет возвращать космонавта?

Сергей Поздняков: Тоже важный вопрос. Кстати, когда готовили к выходу в открытый космос Леонова, тщательно оценивали: какая может быть скорость, когда человек "принудительно" оттолкнется от корабля. Расчеты показали: примерно 1 метр в секунду.Все будет зависеть от расстояния, на которое улетел космонавт. Разгонять его слишком быстро нельзя, чтобы потом, перед подлетом к станции, не было необходимости долго тормозить. Это лишний расход топлива.

Сколько реактивный ранец может весить?

Сергей Поздняков: То, что мы делали раньше, весило где-то 30 кг. Сам скафандр - 100-110 кг, космонавт - примерно 100 кг. Так что общая масса будет около 220-230 кг. Перемещаясь по внешней поверхности станции, космонавты "ходят на руках". Это ощущение массы, это инерция. Вес важен.

А на какое расстояние вообще опасно удаляться от станции?

Сергей Поздняков: Более 100 метров. Дальше - сложности с точки зрения ориентации, возвращения, влияния орбит. Идея в том, чтобы автоматика понимала это удаление. Либо включалась с борта станции оставшимся там космонавтом. Есть разные варианты, но, повторю, главное - сделать автоматику, которая бы разворачивала, ориентировала и направляла.

Микроэлектронная начинка "спасателя" будет импортная?

Сергей Поздняков: Стоит задача - уйти от импортной зависимости. Могу сказать: гироскопические устройства, которые нужны для стабилизации, отечественные.

Сколько продлятся испытания?

Сергей Поздняков: Что касается прототипа, то в апреле - мае выполним программу, которую наметили. Пока мы занимаемся "спасателем" в инициативном порядке. Надеемся, разработка вызовет интерес у Роскосмоса.

Начальник ЦПК Юрий Лончаков говорил мне: подобную страховку очень ждут космонавты.

Сергей Поздняков: Да, они высказывают свои пожелания. Сейчас, работая в открытом космосе, космонавты пристегиваются к поручням станции с помощью двух карабинов. Надежно, но быстро передвигаться не очень удобно. Есть даже видео, снятое несколько лет назад: карабин плавает, не зацепившись, а космонавт выполняет какие-то движения.

Выходы за борт станции длятся до 8 часов. Это очень тяжелая работа. С одного конца сегмента дойти до другого, вскрыть обшивку, открутить гайки, установить или снять приборы... Это еще долго будет эксклюзивом, и точно никогда не станет буднями. И скафандр должен быть очень надежен: ничто, кроме него, не спасет космонавта, если что-то не так. Но это должна быть одежда, которая не мешает работе и о которой не нужно думать. А если скафандр еще будет "укреплен" системой спасения, то сами понимаете, что это значит.

На последнем МАКСе мы с вами говорили об "умных скафандрах", где есть даже климат-контроль. Они уже есть на МКС?

Сергей Поздняков: Пока нет. Скафандры "Орлан-МКС" пойдут на станцию на грузовых "Прогрессах" с середины года. По одному на корабль. Они действительно "умные", с автоматической системой терморегулирования. Ничего подобного у американцев нет. Еще одна серьезная новация: мы заменили резиновые оболочки скафандра на полиуретановые. Те скафандры, в которых сейчас работают космонавты, рассчитаны на 15 выходов в открытый космос. А "Орлан-МКС" - надеюсь, до 20 и больше.

Разрабатывается новый пилотируемый корабль. Какими там будут ложементы - индивидуальные кресла для космонавтов?

Сергей Поздняков: А ложементов как таковых не будет: у космонавта на корабле будет совершенно иная поза, нежели на "Союзе". Почему? Новый корабль больше: он рассчитан на 4-6 человек. В "Союзе", где помещаются только трое, все сжато до минимума. И сейчас поза летящего на орбиту напоминает эмбрион. Комфорта мало. В кресле нового корабля космонавт будет полулежать, то есть поза будет более естественной. Перед нами поставлена задача - сделать кресло без индивидуального ложемента. Но такое, чтобы, скажем, при жест-кой посадке оно могло надежно защитить от травм.

Хочу уточнить: кресла в новом корабле будут универсальные?

Сергей Поздняков: Да. Не нужно будет каждого из тех, кто готовится к полету, сажать в гипсовую ванну, а потом по слепку отливать "личный" ложемент из полиуретана. Не нужно будет, если космонавт летит на МКС на одном "Союзе", а спускается на другом, перетаскивать его ложемент из корабля в корабль.

Уже есть эргономический макет кресла для нового корабля. Мы выпустили документацию на него. Начинаем делать опытные образцы. Система регулировок позволяет подогнать все так называемые "поддерживающие поверхности" под космонавта абсолютно любой комплекции.

Но ограничения, допустим, по росту есть?

Сергей Поздняков: 190 сантиметров. Но это стандарт для космонавтов и у нас, и у американцев.

Может, для нового корабля и скафандры будут особые? Не такие, как "Соколы", в которых уже много лет наши космонавты летают на орбиту и обратно?

Сергей Поздняков: Действительно, конструкция скафандра для нового корабля предполагается иной. Скажем, в "Соколах" есть так называемый "аппендикс-распах": космонавт туда залезает, надевает штанины и т.д. При их изготовлении отдельно делается силовая оболочка из толстого капрона, отдельно - герметичная из прорезиненной ткани.

Новый скафандр сделаем по-другому. Никакого "аппендикса". Силовая герметичная оболочка - из прочной полиуретановой пленки. Космонавт надевает скафандр и застегивает гермомолнию. Все. Такая космическая форма проще, долговечнее. Это принципиальное отличие, но есть и еще одно: "Соколы" шьются для каждого космонавта персонально, и, естественно, одноразовые. А вот новый скафандр мы делаем тоже универсальным и многоразовым! У него большой диапазон регулировок, для космонавтов самой разной комплекции. Почувствуйте разницу.

В каких скафандрах полетим на Луну и Марс?

Сергей Поздняков: Наработки есть. Лунный скафандр можно создать на базе "Орлана", который, в свою очередь, вырос из "Кречета", разработанного еще для советской лунной экспедиции. Тот самый случай, когда технология оказалась настолько совершенной, что работает на перспективу. Но нужно изменить конструкцию оболочки ног "Орлана", чтобы в нем можно было удобно ходить по поверхности. Обязательно нужно делать съемную одежду от лунной пыли, чтобы не таскать ее за собой в корабль. Если получим задание, выполним его достаточно быстро.

А вот для экспедиции на Марс может понадобиться не один, а несколько типов скафандров: спасательный, для работы на поверхности планеты и специально для экстренного выхода в открытый космос. Мы склоняемся к необходимости использования универсального скафандра для всех этих задач, или скафандра модульного принципа. Такие научно-исследовательские работы, но тоже в инициативном порядке, уже идут. Западные коллеги тоже не стоят на месте. В США на уровне университетов ведутся разработки так называемой "второй кожи" - обтягивающего костюма для космонавтов. Когда нужен только шлем, куда подается кислород для дыхания. Сегодня это кажется фантастикой. Но и на Марс человек полетит через 20-30 лет.
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: SFN от 22.04.2015 01:42:08
ЦитироватьRegular пишет:
Нашлось видео теста 21КС
ЦитироватьSalo пишет:
http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2010/vesti30_01_10_3.php
ЦитироватьКосмические «байкеры»

1 февраля 1990 года от комплекса "Мир" отчалило необычное транспортное средство. Космонавты Викторенко и Серебров по очереди облетели на нем "Мир". Создатели аппарата назвали свой космический транспорт просто СПК (средство передвижения космонавтов). Журналисты окрестили его "космическим мотоциклом".

20 лет прошло с тех пор, как Александр Викторенко испытал космический мотоцикл на орбите. Сегодня он снова пришел посмотреть и потрогать это диковинное устройство.
"Это как родной братан. Поздороваться. Когда мы выходили в открытый космос, всегда за руку брали свой скафандр", - говорит он.
20 лет назад у экипажа Викторенко и Сереброва было особое задание - испытать в открытом космосе устройство для передвижения космонавтов. Тогда впервые разрешили оторваться от станции и даже отлететь на несколько метров. Без крепления человек впервые летал в космосе самостоятельно.
"Мы полностью имели возможность летать, как птица в облаках", - вспоминает Герой Советского Союза, летчик-космонавт Александр Викторенко.
По программе испытаний планировался всего один выход в открытый космос. Его удачно провел Александр Серебров. О втором не могло быть и речи. Но космонавты рискнули и упросили ЦУП разрешить второй выход. Теперь управлять мотоциклом предстояло Александру Викторенко. Картинку полной конфигурации орбитального комплекса на тот момент еще не получали. На Земле переполошились – откуда такая съемка?
"Видеокамеру мы веревочками прицепили", - объясняет Александр Викторенко.
Во времена холодной войны в секретных КБ конструкторы создавали боевой мотоцикл для космических войн. Предполагалось, что космонавт будет садиться на него, как на коня, подлетать к вражеским спутникам и закладывать взрывчатку.
36 двигателей давали импульс на движение. Срабатывал задний – космонавт летел вперед, передний – назад. К счастью, в 1965 году проект мотозвездных войн не понадобился. Однако в середине 80-х годов о космическом мотоцикле вспомнили и разработали новое средство передвижения под кодовым названием СПК.
С виду это обычный скафандр, сзади висит огромный ранец. Вес устройства - 400 килограммов. Строить, обслуживать станцию, переносить грузы с одной части в другую – для всего этого нужен аппарат для перемещения. Астронавты используют для таких действий специальные руки-манипуляторы. Но космонавты утверждают, что человеческая рука – всегда точнее.
Два выхода в открытый космос, несколько часов автономного полета и затопление вместе со станцией "Мир" - вот судьба космического мотоцикла.
1 февраля Александр Викторенко и Александр Серебров обязательно поздравляют друг друга. Ведь они единственные космические "байкеры".
отсюда http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic1374/message534601/#message534601

  http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum8/topic229/
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: SFN от 03.10.2015 05:28:46
Известия про ранец http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic9785/message1421172/#message1421172
Название: Космический мотоцикл
Отправлено: ken_park от 22.12.2016 14:22:01
Кто нибудь встречал, опять такт где нибудь, чертеж, схему или хотя бы просто l*b*h устройства? 
Спасибо!