Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Космонавтика - ее история, назначение и перспективы => Тема начата: Tiger от 17.11.2010 13:35:45

Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Tiger от 17.11.2010 13:35:45
40 лет, как-никак.  :)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Liss от 17.11.2010 14:11:03
Отлично!!!
С днем рожденья, "Луноход-1"! Ты был первым!
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: LRV_75 от 17.11.2010 14:18:00
Поздравляю всех сотрудников НПО им. С.А. Лавочкина!
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 17.11.2010 14:24:55
Ну, почему с днём рождением. С началом трудовой деятельности, открывшей Эру самоходного внеземного транспорта. С первой внеземной колеёй!
Выложил сегодня.
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/kras-zv/2010/17-10.html
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: sychbird от 17.11.2010 14:54:47
Мафусаил истинно библейский! Открыватель эры. :roll:

Однако апокрифы ныне не в моде. Мужики то и не знают!  :)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: АниКей от 17.11.2010 16:29:00
В музее в Пересвете есть макет тепловакуумной камеры ВК600/300.
Первым изделием, прошедшим испытания в условиях космического пространства в этой камере был "Луноход".
Как замечательно он в нее входит и выходит :wink:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13242.png) (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/183891/) (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13243.png) (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/183892/) (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13244.png) (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/183895/)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Луноход от 17.11.2010 17:23:32
И я себя поздравляю! :lol:
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Petrovich от 17.11.2010 22:05:16
У-ух летит время :cry:
Присоеденяюсь к поздравлениям ! (или воспоминаниям 8) )
Не забываем и первый недолетевший (февраль 69-го), хотя статистика
луночерпалок говорит не в пользу того, что долетел бы , если б
и РН не подвела...  :cry:
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Павел73 от 17.11.2010 19:12:08
Поздравляю! Эх, посмотреть бы на него... Не на наземного брательника, а на него самого.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Lev от 17.11.2010 21:23:22
Луноход-1 Начало пути
(http://news.students.ru/uploads/img/04/1272665604_293690.jpg)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: АниКей от 17.11.2010 22:31:09
(http://visualrian.ru/storage/PreviewWM/0158/55/015855.jpg) след Лунохода
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Salo от 17.11.2010 22:44:14
http://www.rian.ru/science/20101117/297239297.html
Цитировать"Луноходчики" спали по три часа в сутки и успевали играть в волейбол[/size]

02:20 17/11/2010

МОСКВА, 17 ноя - РИА Новости. Члены экипажа, управлявшие первым в мире луноходом, фамилии которых были засекречены в течение 23 лет, спали по три часа в сутки и при этом успевали находить время для игры в волейбол, рассказал в интервью РИА Новости водитель лунохода, заслуженный испытатель космической техники, профессор, генерал-майор Вячеслав Довгань.

Сорок лет назад, 17 ноября 1970 года на Луну была доставлена первая в мире самоходная лаборатория "Луноход-1". Проект, в основном, был разработан в ОКБ Машиностроительного завода имени Лавочкина (сейчас НПО имени Лавочкина). Главным конструктором ОКБ в то время был один из ведущих советских специалистов космической отрасли Георгий Бабакин. Связь с луноходом устанавливалась с помощью самой мощной на тот момент антенны. Для отработки методики управления луноходом в Крыму, под Симферополем, был создан специальный "лунодром".

Экипаж перед луноходом учился водить грузовики и тягачи

Довгань рассказал, что все будущие члены экипажа должны были в обязательном порядке владеть "делом вождения".

"Мы проходили автомобильное дело. И мы могли водить и водили любое транспортное средство - ГАЗы, УАЗики, ЗИЛы, легкие, средние, тяжелые тягачи", - сказал он.

По его словам, в экипаже было 11 человек.

"Были водитель, оператор антенны, штурман, бортинженер и командир. Тогда и появилось это слово - "экипаж". Каждые два часа они менялись, потому что зона радиовидимости над Симферополем - девять часов, это то время, когда мы видим Луну. Как только Луна уходила за горизонт, надо было переезжать на другую точку, например на Камчатку. Но там не было радиотехнической системы, надо было ставить антенны. Поэтому мы всегда базировались в одном месте", - рассказал Довгань.

"Оператор антенны и командир уходили со своих пунктов на время, а штурман и бортинженер менялись местами. Один отвечал в этом расчете за исполнение всей программы этого сеанса, а второй находился в "горячем" резерве", - отметил водитель лунохода.

Спали по три часа, еще и в волейбол успевали играть

По его словам, на объект приезжали 150 человек: вся экспедиция, ученые, конструкторы, разработчики с разных фирм, а экипаж - "это тот орган в системе, который осуществлял непосредственное движение и выдавал все команды".

"Рабочий день - зона радиовидимости, к примеру, начинается в 22 часа. Плюс девять часов - в семь утра все заканчивается. В рабочее время никакого питания, всем некогда. В восемь утра завтрак. Потом спать до 12 часов - три часа сна. Потом обед и идем на пункт, разбираем, что прошло за этот сеанс и готовимся к новому сеансу. Выдерживали нормально, рядом с нами всегда были медики. Восемь дней в режиме максимальной концентрации, но мы этого не замечали, были молодые, и еще после сна иногда выходили играть в волейбол", - рассказал Довгань.

По его словам, участники проекта периодически ездили в Евпаторию купаться, а потом садились в обычный поезд и ехали обратно на работу. "И все знали, кто ехал с нами в поезде, что это едут луноходчики", - отметил он.

Довгань также рассказал, что проект был абсолютно засекречен. "Секретность была огромная. Нас показывали по телевизору, но 23 года нас не называли по фамилиям, только по имени, например, "водитель Слава". Мои родители знали, чем я занимаюсь, но тоже молчали. А вот дочка мне писала в гостиницу: "Водителю лунохода Довганю Вячеславу Георгиевичу", - заключил генерал-майор.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Lev от 17.11.2010 23:05:28
http://www.laspace.ru/rus/lh.php
ЦитироватьК 40-летию посадки на Луну первого самоходного аппарата "Луноход 1"
(//%5Bimg%5Dhttp://www.laspace.ru/images/lh7.jpg)(http://www.laspace.ru/images/lh14.jpg)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: J.G. от 18.11.2010 12:40:18
ЦитироватьЛуноход-1 Начало пути
(http://news.students.ru/uploads/img/04/1272665604_293690.jpg)

О, нет, это снимок уже третьего лунного дня, январь 71-го. После завершения навигационного эксперимента.
Возвращение к ступени КТ.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: J.G. от 18.11.2010 12:40:56
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15255.jpg)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: J.G. от 18.11.2010 12:43:13
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15256.jpg)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: J.G. от 18.11.2010 12:46:26
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15257.jpg)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Anatoly Zak от 18.11.2010 21:13:34
Образец из музея в Ле–Бурже.

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15260.jpg)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Cherny от 19.11.2010 01:47:34
Почему-то никто не вспоминает, что Луноходы разрабатывались прежде всего как часть советской программы высадки человека на Луну. По этому проекту луноходы должны были сначала обследовать место предполагаемой посадки, затем на Луну в беспилотном режиме доставлялась резервная лунная кабина, к которой должны были подъехать луноходы и передать в ЦУП её изображение. Если с ней всё в порядке - стартовал лунный корабль (Л-3) с экипажем. После прилунения лунной кабины с космонавтом луноходы должны были передать в ЦУП её изображение, и, по результатам визуального осмотра, принималось решение о выходе на поверхность либо немедленного старта. В случае, если основная лунная кабина получит повреждения, делающие её старт невозможным, космонавт должен был воспользоваться резервной. Если она будет находиться на приличном расстоянии, космонавт мог воспользоваться одним из луноходов как транспортным средством, для этого там должна быть небольшая площадка спереди, и рычаги управления, как на электрокаре. Как-то так...
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 19.11.2010 09:11:54
ЦитироватьПочему-то никто не вспоминает

Наверное потому, что различают фантастические планы лунной программы, не пошедшие далее бумаги и реальные аппараты, ползущие со скоростью 1м/час и не предназначенные для перевозок.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Владимир Краснов от 19.11.2010 16:24:28
Все таки ответ Лунаходами Америке был классным. Поздравляю!

P.S. По Discovery Science показали фильм "Танк на Луне". Все му ли там можно верить? А то в последнее время знания от Discovery меня подводят.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 19.11.2010 16:32:00
Я не видел фильма. Но сам заголовок уже вызывает сомнение. Можно ли небоевую, колесную и небронированную машину обозвать танком?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: ZOOR от 19.11.2010 17:43:26
ЦитироватьОбразец из музея в Ле–Бурже.
До боли знакомые ШээРы на переднем плане. За 50 лет ничего не изменилось   :D
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Petrovich от 19.11.2010 22:10:58
ЦитироватьПосле прилунения лунной кабины с космонавтом луноходы должны были передать в ЦУП её изображение, и, по результатам визуального осмотра, принималось решение о выходе на поверхность ...
Так примерно  :) (про ,,долгий,, взгляд телефотометра знаю :) )

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15076.jpg)

Кстати в 11 номере ,,Вокруг Света,, тоже вспомнили про Луноход-1.
Публикация по материвлам бесед с конструктором Михаилом Маленковым
и вулканологом Генрихом Штейнбергом. Автор А.Сергеев.
Нормальная статья, правда уже ничего нового не узнал... , но
там и небольшая заметка. Что заинтересовало, подчеркнуто красным.
Насколько достоверно о шестиколесном варианте для космонавтов ? :roll:

(http://s011.radikal.ru/i317/1011/99/de6b038183fc.jpg)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 19.11.2010 20:27:31
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63450.jpg)
ЦитироватьШасси лунохода ВНИИ «Трансмаш» (1978 г.) с мотор-колесами из металлопластика.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 19.11.2010 20:30:37
ЦитироватьЛенинградский институт ВНИИ «Трансмаш» в 1978 году изготовил шасси планетохода для передвижения космонавтов по поверхности Луны. Если советский «Луноход-1» был четырехосным, а американский Rover LRV – двухосным, то в данной модели применена трехосная схема с равномерным распределением колес по длине машины. Изюминкой конструкции является то, что колеса, не­обычайно легкие и прочные, изготовлены из металлопластика. Подвеска – независимая, торсионная. Скорость передвижения лунохода – от 0,5 до 5 км/ч.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Штуцер от 19.11.2010 21:38:04
ЦитироватьПодвеска – независимая, торсионная.
Как на КВ. Ленинградские традиции!
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 19.11.2010 20:58:36
Этапы создания шасси:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80795.jpg)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Штуцер от 19.11.2010 22:08:12
Первый этап вообще один в один.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Petrovich от 19.11.2010 23:25:54
Цитировать
ЦитироватьШасси лунохода ВНИИ «Трансмаш» (1978 г.) с мотор-колесами из металлопластика.
Спасибо ! Особенно за фотку с этапами.
Правда вот год -78-й подсказывает, что журналист в ВС подтянул
факты под эпопею с Н-1. Впрочем для Глушко Луна всегда оставалась
целью, несмотря на потерю к ней интереса Политбюро...
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 19.11.2010 21:30:08
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьШасси лунохода ВНИИ «Трансмаш» (1978 г.) с мотор-колесами из металлопластика.
Спасибо ! Особенно за фотку с этапами.
Правда вот год -78-й подсказывает, что журналист в ВС подтянул
факты под эпопею с Н-1. Впрочем для Глушко Луна всегда оставалась
целью, несмотря на потерю к ней интереса Политбюро...
Есть и 76г.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 19.11.2010 22:47:08
В 60-70 гг много организаций с удовольствием создавали планетоходы. Даже на нашей кафедре Волгоградского политеха стояла большая 4-осная модель для жуткого внеземного бездорожья.
Но мне никогда не нравилась картина перевозки космонавта от негодного Л-3 к исправному. Да и осмотр внешний с лунохода - ненужная затея. Просто надо ж было оправдать разработку луноходов для пилотируемой флаговтыкательной акции.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Petrovich от 19.11.2010 23:47:15
ЦитироватьЕсть и 76г.
Понятно :) Работали на перспективу ( и это оплачивалось ! ).
А сейчас :twisted:   Чего один ФГ стоит. Как у Бендера со стульями...
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Petrovich от 20.11.2010 00:03:40
ЦитироватьНо мне никогда не нравилась картина перевозки космонавта от негодного Л-3 к исправному. Да и осмотр внешний с лунохода - ненужная затея. Просто надо ж было оправдать разработку луноходов для пилотируемой флаговтыкательной акции.
Не думаю... Цель перебдеть все и вся ! Ожегшись на Комарове.
Стоит только вспомнить идею  втягивания потерявшнго сознание
космонавта обратно в ЛК :shock: Технологию правда не описывали...
Да и первонначальная задумка осмотреть место посадки плюс
радиопривод для оной.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 19.11.2010 23:38:23
ЦитироватьЦель перебдеть все и вся !
Мне кажется, что, понимая ненадежность тогдашней техники предлагались самые безумные идеи с пометкой "голь на выдумки хитра". То же относится и к хула-хупу на Луне. Всё это бумажное, которое дойдя до металла, немедленно отправится в корзину. Нормальный инженер лучше доработает машину до приемлемой надежности, чем предложит пускать несколько ракет в надежде, что 1 уцелеет.
Множество безумных идей, вроде выращивания сотен тонн проса для испытания лунохода, убитые в зародыше здравым смыслом, поднимаются спустя годы журналистами как интересный факт и пример смекалки и подаются как почти осуществлённые задачи.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Petrovich от 20.11.2010 00:57:36
ЦитироватьНормальный инженер лучше доработает машину до приемлемой надежности, чем предложит пускать несколько ракет в надежде, что 1 уцелеет.
Этож кто у нас Е-6 на Луну сажал  :P
Да и сколько Л-1 отработали...
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 19.11.2010 22:58:27
Цитировать
ЦитироватьЦель перебдеть все и вся !
Мне кажется, что, понимая ненадежность тогдашней техники предлагались самые безумные идеи с пометкой "голь на выдумки хитра". То же относится и к хула-хупу на Луне. Всё это бумажное, которое дойдя до металла, немедленно отправится в корзину. Нормальный инженер лучше доработает машину до приемлемой надежности, чем предложит пускать несколько ракет в надежде, что 1 уцелеет.
Множество безумных идей, вроде выращивания сотен тонн проса для испытания лунохода, убитые в зародыше здравым смыслом, поднимаются спустя годы журналистами как интересный факт и пример смекалки и подаются как почти осуществлённые задачи.
Глупость сказали.
В 70-тых кроме натурных испытаний шасси использовать было просто НЕЧЕГО.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 00:10:29
Ничего подобного! Пускались по одной и дорабатывались. Максимум что - парные запуски АМС. Но с пилотируемыми запусками другое. Неприемлемо городить ненадежные примочки для якобы повышения надёжности вместо того, чтобы надежность просто повысить.
Речь идет, конечно, о новой технике, проектируемой. Осмотр шаттлов на орбите - тоже примочка - просто для успокоения экипажа. Ничего лучше сделать уже нельзя и не нужно.
Но изначально закладываться на то, что Л-3 на Луне разобьется, а космонавт уцелеет, сядет на Луноход и поедет в другой Л-3 - это ахинея.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 19.11.2010 23:14:55
ЦитироватьНичего подобного! Пускались по одной и дорабатывались. Максимум что - парные запуски АМС. Но с пилотируемыми запусками другое. Неприемлемо городить ненадежные примочки для якобы повышения надёжности вместо того, чтобы надежность просто повысить.
Речь идет, конечно, о новой технике, проектируемой. Осмотр шаттлов на орбите - тоже примочка - просто для успокоения экипажа. Ничего лучше сделать уже нельзя и не нужно.
Но изначально закладываться на то, что Л-3 на Луне разобьется, а космонавт уцелеет, сядет на Луноход и поедет в другой Л-3 - это ахинея.
Расход кислорода при ходьбе увеличивается более чем в четыре раза.
Все еще ахинея?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 00:15:23
ЦитироватьГлупость сказали.
В 70-тых кроме натурных испытаний шасси использовать было просто НЕЧЕГО.
Чего такого я сказал? Была идея сделать просяную пустыню, но плановики начали сильно возражать и их послушались. А теперь об этом пишут почти как об реальном проекте.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 00:34:18
ЦитироватьРасход кислорода при ходьбе увеличивается более чем в четыре раза.
Все еще ахинея?
Конечно. Во-первых, в 2 раза. Но - на Луне в скафандре - пускай даже в 5 раз. Согласен. Если дело только в этом, можно взять 5-кратный запас кислорода. И тележку какую. Вопрос в другом - с какой скоростью будет ехать луноход?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 08:58:05
ЦитироватьНо изначально закладываться на то, что Л-3 на Луне разобьется, а космонавт уцелеет, сядет на Луноход и поедет в другой Л-3 - это ахинея.
А мне кажется ахинеей идея уже о том что первый Л-3 будет дожидаться второго. Интересно, как он сможет длительное время просуществовать на Луне в исправном состоянии?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 09:00:57
Торсионная подвеска... Это для чего? Чтоб ползущий со скоростью метр в минуту агрегат не бросало на ухабах?
 Кстати, у LRV какая подвеска была?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 09:02:13
Цитировать(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63450.jpg)
ЦитироватьШасси лунохода ВНИИ «Трансмаш» (1978 г.) с мотор-колесами из металлопластика.
Ой! А что это там за многоножка на заднем плане?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 09:41:30
ЦитироватьА мне кажется ахинеей идея уже о том что первый Л-3 будет дожидаться второго. Интересно, как он сможет длительное время просуществовать на Луне в исправном состоянии?
Нет, главная ахинея - посадить второй Л-3 рядом с первым. Зная запас маневра наших Л-3 и автоматику вообще.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: instml от 20.11.2010 10:43:12
Цитировать
Цитировать(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63450.jpg)
ЦитироватьШасси лунохода ВНИИ «Трансмаш» (1978 г.) с мотор-колесами из металлопластика.
Ой! А что это там за многоножка на заднем плане?

http://www.youtube.com/watch?v=vMSHBRI3skQ :)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 09:44:57
ЦитироватьОй! А что это там за многоножка на заднем плане?
Мне эта штука больше напоминает стенд для имитации ухабов (задавание нагрузок с любой частотой и местоположению) У нас такой был. Конечно, могу и ошибаться - плохо видно.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Johannes от 20.11.2010 12:12:36
(http://img690.imageshack.us/img690/6370/pilotlunokhod.jpg)

From a poster in the IKI museum. Thanks to Lin!

Цитировать[...] Экспонаты, связанные с ракетно-космической техникой в музеях и организациях Санкт-Петербурга [...] III.   ВНИИтрансмаш. [...] 6. Ходовой макет шасси двухсекционного тяжелого лунохода ЛВ-15 для проекта лунной базы. [...][1] (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=8184#8184)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 11:38:41
Вобщем как оказалось этот луноход - совсем не тот луноход...
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 12:01:09
Конечно. Луноходы Лавочкина ничего общего не имеют со множеством систем множества организаций, у которых была цель другая: создать вездеход для зкстремальных условий с определенной грузоподъёмностью. Теория КГМ (колесно-гусеничных машин) у нас быда на мировом уровне и шасси наклепали много. Далее дело не пошло за ненадобностью и неразвитостью систем управления.
Проект с двумя Л-3 и луноходом - это миф. Конечно, кто-то такое предложил. Но всерьез такое не рассматривалось, а делалось в абсолютно нужном, копирующем американцев направлении: предельно повышалась надежность посадочно-взлетной кабины - запуски Т2К, стенды. И никаких запасных кораблей.
Но журналистам красивше мифы.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Petrovich от 20.11.2010 13:46:04
ЦитироватьПроект с двумя Л-3 и луноходом - это миф. Конечно, кто-то такое предложил. .
Так весь этот миф основан на реальном документе, с подписями  :wink:
В свое время выложеном Лантратовым, за что ему в НК
попеняли, поскольку МПК уже печаталась и ес-но уже не вставить.
ЦитироватьФрагмент документа инвентарный номер № 7537[/size]

Раздел:
Полет штатного комплекса Н1-Л3 осуществляется по следующей схеме


§1.1. Общая схема лунной экспедиции.
В состав лунной экспедиции входят:
- штатный РКК Н1-Л3;
- резервный РКК Н1-Л3;
- два самоходных лунных аппарата Е-8.

При обеспечении лунной экспедиции предусмотрено использование ИСЗ «Молния-1» и «Прогноз».

Программа осуществления лунной экспедиции:

I этап – доставка на поверхность Луны двух самоходных лунных аппаратов (Е-8а и Е-8б).

II этап – доставка на поверхность Луны резервного лунного корабля ЛК-Р.

III этап – посадка на поверхность Луны лунного корабля ЛК с космонавтом на борту, старт с Луны и возвращение экипажа на Землю.
Самоходный лунный аппарат Е-8 предназначен для обследования района посадки лунных кораблей, осмотра резервного корабля ЛК-Р, обеспечения (при необходимости) передвижения космонавта по поверхности Луны (от ЛК к ЛК-Р) и передачи ТВ-изображения на Землю на различных этапах экспедиции.

Запуск объектов Е-8а и Е-8б производится с интервалом 7 суток за 2-3 месяца до начала III этапа. Полет объектов к Луне и посадка на ее поверхность осуществляется по следующей схеме:
- ракетой 8К82К и ракетным блоком «Д» объект выводится на промежуточную орбиту ИСЗ с высотой около 200 км и наклонением 51.8°;
- вторым включением блока «Д» через
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 12:48:14
ЦитироватьТак весь этот миф основан на реальном документе, с подписями  :wink:
Дык собственно все и говорят что этот миф основан на данном бумажном прожекте.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 12:50:22
ЦитироватьКстати, не вариант ли это ЛК-Р с топливными элементами вместо штатных акоммуляторов ?
Нет. Данные цилиндры были прикручены к ЛК позже, непосредственно уже в МАИ.
 Так же как и серп и молот на корпусе под теплоизоляцией.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 12:16:40
Цитировать
ЦитироватьКстати, не вариант ли это ЛК-Р с топливными элементами вместо штатных акоммуляторов ?
Нет. Данные цилиндры были прикручены к ЛК позже, непосредственно уже в МАИ.
 Так же как и серп и молот на корпусе под теплоизоляцией.
Место по термогрелку нужно искать с другой стороны (из того же обсуждения :wink: ).
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Johannes от 20.11.2010 14:34:06
Цитировать
ЦитироватьШасси лунохода ВНИИ «Трансмаш» (1978 г.) с мотор-колесами из металлопластика.
(http://img821.imageshack.us/img821/4504/xmkpp1978.jpg)
http://automation.tkk.fi/attach/AS-84-3144/RCLslides.pdf[/size] (http://automation.tkk.fi/attach/AS-84-3144/RCLslides.pdf)

ЦитироватьЭтапы создания шасси:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80795.jpg)
(http://img535.imageshack.us/img535/7751/4gm1974.jpg)
http://automation.tkk.fi/attach/AS-84-3144/RCLslides.pdf[/size] (http://automation.tkk.fi/attach/AS-84-3144/RCLslides.pdf)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 13:36:26
ЦитироватьМесто по термогрелку нужно искать с другой стороны (из того же обсуждения :wink: ).
Нет там ни термогрелки ни места для неё. Ни запаса массы.
 Кстати, это сколько нужно тепла чтоб греть всю лунную ночь такую чуху включая двигатели? А электроэнергии чтоб питать системы?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 12:41:40
Цитировать
ЦитироватьРасход кислорода при ходьбе увеличивается более чем в четыре раза.
Все еще ахинея?
Конечно. Во-первых, в 2 раза. Но - на Луне в скафандре - пускай даже в 5 раз. Согласен. Если дело только в этом, можно взять 5-кратный запас кислорода. И тележку какую. Вопрос в другом - с какой скоростью будет ехать луноход?
Есть большая разница между прямым управлением и дистанционным с задержкой по времени. Эта разница очень сильно влияет на скорость.
 Тележка. Хорошая идея. Второй хорошей идеей будет сесть на эту тележку.
PS  С какой скоростью перемещался Л-1 (Л-2) и сколько скоростей было?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 12:47:43
Цитировать
ЦитироватьМесто по термогрелку нужно искать с другой стороны (из того же обсуждения :wink: ).
Нет там ни термогрелки ни места для неё. Ни запаса массы.
 Кстати, это сколько нужно тепла чтоб греть всю лунную ночь такую чуху включая двигатели? А электроэнергии чтоб питать системы?
Старый не будь так котегоричен. :lol:
С массой резервного корабля там тоже проблем (больших :oops: ) нет.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 15:05:01
ЦитироватьТак весь этот миф основан на реальном документе, с подписями

Это какая-то туфта. Я не собираюсь оспаривать подлинности документа. Я хочу отметить только:
1. Он написан после двух аварий Н-1 и целого ряда аварий "Протона". Ничего иного в свете надёжности, чтобы спасти программу, предоставить было нельзя. Вот если бы ракеты начали проявлять надёжность, то и штатный вариант сменился бы. Разве согласится Политбюро отправлять людей на верную гибель да еще после успехов американцев?
Мне кажется, на Луне уже был поставлен крест (Н-1 №3 и 4 даже к Луне не запускали) и это была отчаянная попытка Мишина уберечь программу от закрытия (луноход успешно отработает, разрешат Л-3Р пускать, а там, глядишь, и людей разрешат)
2. Луноход в данном виде уже существовал. В этом документе говорится, что он должен осматривать Л-3 и даже перевозить космонавта. Вопрос-1: мог ли луноход определить визуально исправность Л-3, кроме того факта, что он не лежит на боку?
Вопрос-2: как космонавт должен был ехать на луноходе Е-8? Рекорд дистанционного управления - сотни две метров, кажется. Никакого ручного управления не было и быть не могло.
Вообще, вряд ли он бы сдвинул с места лишних 200 кг массы.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 15:16:09
Ехать на Е-8 было невозможно т.к. он для этого не оборудован. Охотно допускаю что мог быть какойто другой луноход, но не Е-8. И вобще Е-8 это не луноход а лунная сттанция на базе ступени КТ.
 Так что фигурирование в документе Лунохода именно Е-8 указывает на то что документ как минимум отписка.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 14:38:20
ЦитироватьЕхать на Е-8 было невозможно т.к. он для этого не оборудован. Охотно допускаю что мог быть какойто другой луноход, но не Е-8. И вобще Е-8 это не луноход а лунная сттанция на базе ступени КТ.
 Так что фигурирование в документе Лунохода именно Е-8 указывает на то что документ как минимум отписка.
А "Л-0" 8)  :lol:
Могу утверждать точно что разъем для прямого управления при контрольных проверках существовал.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 15:39:41
ЦитироватьМогу утверждать точно что разъем для прямого управления при контрольных проверках существовал.
Вот на этом разъёме и будет сидеть космонаффт...
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 16:27:35
По поводу скорости:
http://rutube.ru/tracks/3111459.html
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 18:34:55
ЦитироватьПо поводу скорости:
Скорость Л-1 140м/час, Л-2 340 м/час. Якобы однажды на кратком участке на Л-2 удалось разогнаться до 2 км/ч
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 17:43:18
Цитировать
ЦитироватьПо поводу скорости:
Скорость Л-1 140м/час, Л-2 340 м/час. Якобы однажды на кратком участке на Л-2 удалось разогнаться до 2 км/ч
А теперь "сделайте" больше с кислородными баллонами в тележке, и по пересеченной лунной месности.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 19:00:24
Нет, без лунохода лучше, но без этих перебежек еще лучше. Если не удаётся дать космонавту надежную ракету - дайте хотя бы надежный пистолет.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 18:13:47
ЦитироватьНет, без лунохода лучше, но без этих перебежек еще лучше. Если не удаётся дать космонавту надежную ракету - дайте хотя бы надежный пистолет.
Понимаете, вы садитесь на поверхность изученную только дастанционно. Есть вещи не зависящие от коробля способного сесть на склон до 30гр и взлететь с него. А цена ошибки слишком велика.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 19:15:46
ЦитироватьЕсть вещи не зависящие от коробля способного сесть на склон до 30гр и взлететь с него. А цена ошибки слишком велика.
А как на Луне найти склон в 30 гр да ещё и заставить корабль попасть на него?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 18:19:50
Цитироватьдайте хотя бы надежный пистолет
Щас, когда в паре км стоит резерв.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 18:24:00
Цитировать
ЦитироватьЕсть вещи не зависящие от коробля способного сесть на склон до 30гр и взлететь с него. А цена ошибки слишком велика.
А как на Луне найти склон в 30 гр да ещё и заставить корабль попасть на него?
Это из требований к ЛПУ.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 19:24:54
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЕсть вещи не зависящие от коробля способного сесть на склон до 30гр и взлететь с него. А цена ошибки слишком велика.
А как на Луне найти склон в 30 гр да ещё и заставить корабль попасть на него?
Это из требований к ЛПУ.
Но вопрос то остаётся. :)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 18:40:10
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЕсть вещи не зависящие от коробля способного сесть на склон до 30гр и взлететь с него. А цена ошибки слишком велика.
А как на Луне найти склон в 30 гр да ещё и заставить корабль попасть на него?
Это из требований к ЛПУ.
Но вопрос то остаётся. :)
Ну если вопрос остается :lol: :
(http://i022.radikal.ru/1011/6c/d4acfaa62a6bt.jpg) (http://radikal.ru/F/i022.radikal.ru/1011/6c/d4acfaa62a6b.jpg.html)
ЗЫ К стати "о птичках" склон может быть близок к вершине, или с пролета вдоль склона. (Это относительно врожденной нелюбви авиаторов к, посадкам в склон или от склона :wink: )
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 19:40:36
Вместо 1-й простой задачи - определить, не слишком ли крутой склон (склоны крутизной более 30 гр занимают менее 1%, а в районе выбранной посадки еще меньше), надо решать кучу сложнейших задач. Если есть вопросы - как не попасть на крутой склон, то как можно сесть в 2 км от резервного корабля?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 18:46:45
ЦитироватьВместо 1-й простой задачи - определить, не слишком ли крутой склон (склоны крутизной более 30 гр занимают менее 1%, а в районе выбранной посадки еще меньше), надо решать кучу сложнейших задач. Если есть вопросы - как не попасть на крутой склон, то как можно сесть в 2 км от резервного корабля?
Это требование к ЛПУ, а так же местное визуальное обседование местности Е-8, как раз сокращало круг задач.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 20:23:09
Луноход вообще-то назывался 8ЕЛ...
Предположим, он обследовал место посадки (на это ушло бы несколько лет, но это мелочи). Это помогло бы Л-3 не попасть в кратер?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 20:24:24
ЦитироватьЛуноход вообще-то назывался 8ЕЛ...
О! А в документе Е-8. Что внушает сомнения.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Petrovich от 20.11.2010 21:25:22
Кстати на фотке, попадая одной ногой в вроде-бы небольшой
кратер, вот и наклон примерно 20 градусов. Это к требованиям
к ЛПУ. Отсюда и движки прижатия.
У американцев был случай посадки , что только после выхода
астронавты увидели, что у одной стойки крупная каменюка,
а недалеко от второй кратер... Номер экспедиции не назову... , склерос-с  :oops:
Вот что значит садится сквозь ,,быстролетящий туман,, как они
назвали поднятую пыль от струи...
P.S. Раз уж упомянул движки прижатия, то на некоторых фотках
они смотрят вверх, а на некоторых отклонены от центра...
Как на самом деле было бы ?

(http://s42.radikal.ru/i097/1011/54/812b95a55ddd.jpg)
(http://s14.radikal.ru/i187/1011/3f/a9810a72f1da.jpg)

Видео испытаний говорит в пользу наклоненных :wink:
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 19:28:36
ЦитироватьЛуноход вообще-то назывался 8ЕЛ...
Предположим, он обследовал место посадки (на это ушло бы несколько лет, но это мелочи). Это помогло бы Л-3 не попасть в кратер?
Не понял. Какие несколько лет. И в чем проблема "с кратером".
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 20:34:00
ЦитироватьКстати на фотке, попадая одной ногой в вроде-бы небольшой
кратер, вот и наклон примерно 20 градусов.
Это где ж найти такой кратер? И как в него прицелиться?

ЦитироватьЭто к требованиям
к ЛПУ. Отсюда и движки прижатия.
Движки прижатия для того чтоб аппарат не перевернулся при посадке с боковой скоростью. При посадке на крутой склон они никак не помогут.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 19:42:32
Цитировать
ЦитироватьКстати на фотке, попадая одной ногой в вроде-бы небольшой
кратер, вот и наклон примерно 20 градусов.
Это где ж найти такой кратер? И как в него прицелиться?

ЦитироватьЭто к требованиям
к ЛПУ. Отсюда и движки прижатия.
Движки прижатия для того чтоб аппарат не перевернулся при посадке с боковой скоростью. При посадке на крутой склон они никак не помогут.
И бок. скорость и наклон и кратер. Картинка с именно таких испатаний.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 20:51:53
ЦитироватьНе понял. Какие несколько лет. И в чем проблема "с кратером".
Вот у американцев без всяких луноходов были хорошие карты, но они промахивались на несколько километров. Зачем вообще обследовать местность? Достаточно выехать на ровную площадку и включить радиомаяк. При запасе маневра у Л-3 это всё равно бесполезно, но ничего лучше не придумать.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 20:56:36
ЦитироватьИ бок. скорость и наклон и кратер. Картинка с именно таких испатаний.
При недопустимом наклоне после окончания прижатия аппарат перевернётся.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 20:00:25
Цитировать
ЦитироватьИ бок. скорость и наклон и кратер. Картинка с именно таких испатаний.
При недопустимом наклоне после окончания прижатия аппарат перевернётся.
Только если ЦТ перевалит за базу.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 21:01:40
Интересный вопрос - как вобще точно садиться на радиомаяк? В авиации такого нет хотя очень нужно.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Petrovich от 20.11.2010 22:17:26
ЦитироватьИнтересный вопрос - как вобще точно садиться на радиомаяк? В авиации такого нет хотя очень нужно.
КК уже более 40 лет стыкуются, а тут частный случай стыковки
с Луноходом на поверхности :) Космонавт с ручным управлением,
чтоб трохи промахнутся :)
Ес-но идеология и ПО несколько иные...
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 21:20:35
ЦитироватьКК уже более 40 лет стыкуются, а тут частный случай стыковки
с Луноходом на поверхности :) Космонавт с ручным управлением,
чтоб трохи промахнутся :)
Ес-но идеология и ПО несколько иные...
Нет, стыковка не тот случай. Она требует несколько направленых антенн и вход в равносигнальную зону.
 Ну и чисто технически, если по оси диаграммы антенн работает тормозной двигатель тягой в тонны...
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 20:22:05
ЦитироватьИнтересный вопрос - как вобще точно садиться на радиомаяк? В авиации такого нет хотя очень нужно.
Ээ.. точно не хотелось бы  :lol:
Старый, РЛГСН тебе помогут (логика работы приемного тракта).
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Старый от 20.11.2010 21:24:10
ЦитироватьСтарый, РЛГСН тебе помогут (логика работы приемного тракта).
РЛГСН не годится т.к. требуется измерять и дальность и скорость.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 21:26:02
Если можно решить проблему точной посадки - на фига перевозка космонавта?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: hlynin от 20.11.2010 21:27:34
ЦитироватьРЛГСН не годится т.к. требуется измерять и дальность и скорость.
Но вертолёты-то могут сесть на радиомаяк?
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: m-s Gelezniak от 20.11.2010 20:32:48
Цитировать
ЦитироватьСтарый, РЛГСН тебе помогут (логика работы приемного тракта).
РЛГСН не годится т.к. требуется измерять и дальность и скорость.
Дальность тебе даст угол возвышения (понижения) и собственная высота. Скорость - изменение этого угла и чем ближе тем точнее. Доплер пока не рассматриваю.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Luboš Patek от 18.03.2013 01:50:32
ЦитироватьСтарый пишет:
Ехать на Е-8 было невозможно т.к. он для этого не оборудован. Охотно допускаю что мог быть какойто другой луноход, но не Е-8. И вобще Е-8 это не луноход а лунная сттанция на базе ступени КТ.
 Так что фигурирование в документе Лунохода именно Е-8 указывает на то что документ как минимум отписка.
Omlouvám se za to, že píši česky. Na: http://www.laspace.ru/rus/lh3.php (http://www.laspace.ru/rus/lh3.php) píší - cituji: В рамках первой советской пилотируемой лунной экспедиции по программе Л3 луноходу отводилось немаловажное место. Он не только должен был детально обследовать предполагаемый район посадки пилотируемой лунной кабины с космонавтом, но и играть роль радиомаяка. Запас топлива в лунной кабине комплекса Л3 был сильно ограничен, большие боковые маневры при выборе места посадки она выполнить не могла. Чтобы идти в заранее выбранное место и был нужен луноход. Предполагалось, что перед осуществлением высадки космонавта на Луну будут отправлены два лунохода для выбора основного и запасного района прилунения. В запасной район потом должна была сесть в автоматическом режиме резервная беспилотная лунная кабина ЛК-Р. Наконец в основном районе прилунилась бы лунная кабина с космонавтом. Основной режим посадки этой ЛК тоже был автоматический на радиомаяк лунохода. Космонавт, как и во всех других советских космических кораблях, был всего лишь пассажиром, который, правда, мог взять на себя управление в аварийной ситуации.
После завершения пилотируемой экспедиции планировалось использовать луноход для проведения научных исследований.
Bylo tedy plánováno použit Lunochod v programu N-1/L-3? Děkuji.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Павел73 от 18.03.2013 11:22:45
Здесь кое-что есть: http://kuasar.narod.ru/history/ussr-moon-program/n1-l3.htm .
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Salo от 19.03.2013 10:34:03
http://www.laspace.ru/upload/iblock/cad/cadb0819e741493c4a02d05218797c60.pdf
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: ЛюдмилаЛ от 19.03.2013 23:34:35
А я думала, в этой теме поздравляют... :|
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Petrovich от 20.03.2013 00:36:18
ЦитироватьПавел73 пишет:
Здесь кое-что есть: http://kuasar.narod.ru/history/ussr-moon-program/n1-l3.htm .
Ба-а , реплика почившего в бозе сайта Николая Тодорова, который я читал в 2000-м :)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: ОАЯ от 21.03.2013 13:18:33
ЦитироватьСтарый пишет:
Интересный вопрос - как вобще точно садиться на радиомаяк? В авиации такого нет хотя очень нужно.

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84814.svg)

Исходные данные: Высота 3 км, скорость 100 м/с, зона радиовидимости 20...30 км, зона посадки 200 метров, время облета зоны посадки (Б) 10 секунд, время нахождения в зоне посадки 20 секунд, начальный радиус траектории посадки 7 км.
Я бы сделал так:
- включен высотомер – выдерживается высота 3000 метров.
- включен активный ответчик: на посадочном модуле (ПМ) передатчик выдает импульсы, база принимает и отвечает. ПМ принимает ответ и рассчитывает расстояние. ПМ знает расстояние, но не знает направление. (Если дополнительно применен доплеровский измеритель скорости, то направление тоже вычисляется, но эти данные могут быть не достоверны из-за сложного рельефа.)
- По разности расстояния в наиболее удаленной точке измерения и расстояния измеренной  через время Т (около 2,,,3 секунд) вычисляется траектория прохода мимо базы. В этот момент расстояние 20...10 км до базы.
Возможны три варианта:
А. траектория не заходит внутрь зоны безопасной посадки (Зона А). Время для маневра слишком большое и точка приземления будет слишком далека от базы.  Решение на посадку не принимается.
Б. траектория проходит слишком близко от базы (С). В этом случае радиус маневра не позволит приземлиться вблизи от базы. Решение на посадку не принимается.
В. Траектория заходит в зону посадки (Б). На ПМ включается радиокомпас с остронаправленной антенной и вспомогательный радиокомпас с определителем стороны маяка на базе относительно направления движения ПМ. Двигатели начинают торможение и разворот направления движения в сторону базы. Возможны два варианта 1) перелет – тогда ПМ продолжает посадку по спирали. 2) недолет – тогда вспомогательный радиокомпас определяет смену направления и двигатели меняют направление движения по горизонтали на противоположенное.
Нужно учесть следующее: фиксировать последнее положение двигателей при потере радиосигнала радиокомпасами. При высоте не более 50 метров, включать режим стабилизации вертикального положения и мягкой посадки – после отключения радиокомпасов ПМ перестанет искать маяк и начнет стабилизироваться по вертикали.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: SFN от 21.03.2013 10:17:25
ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьИ бок. скорость и наклон и кратер. Картинка с именно таких испатаний.
При недопустимом наклоне после окончания прижатия аппарат перевернётся.

Для предотвращения переворота придумывали разные механизмы выдвижения "висячих" ног (рис 24). Потом выбрали самый надежный вариант: При снижении лунник сохраняет свою вертикаль. При касании одной ногой грунта другие ноги выезжают вниз и прижимаются к грунту, фиксируются храповиком и уже после этого начинают сминать демпферное устройство. В результате ЦТ не выходит за пределы квадрата опор.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84816.gif)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: che wi от 17.11.2015 13:07:58
45 лет с начала миссии "Лунохода-1"
http://www.energia.ru/ru/news/news-2015/news_11-17.html

Цитировать17 ноября 1970 года с помощью межпланетной станции "Луна-17" на поверхность Луны был доставлен первый в мире автоматический самоходный аппарат "Луноход-1".

Аппарат отработал 310 суток, пройдя более 10 километров и передав на Землю 20 тысяч снимков лунной поверхности, в том числе более 200 панорам.

Вопросами доставки малогабаритного аппарата на поверхность Луны с начала 60-х гг. начал заниматься проектный отдел ОКБ-1 (Опытное конструкторское бюро, ныне – РКК "Энергия"), которым руководил доктор технических наук, профессор М.К. Тихонравов. Аппарат получил название "луноход", был разработан его эскизный проект (с гусеничным движителем) и созданы восемь станций "Луна".

В апреле 1965 г. все работы по межпланетным космическим аппаратам, в том числе лунным, были переданы Машиностроительному заводу им. С.А. Лавочкина (ныне - НПО им. С.А. Лавочкина). Их возглавил главный конструктор Г.Н. Бабакин. После получения данных о характеристиках лунного грунта, оказавшимся достаточно твердым, было решено отказаться от гусеничного шасси лунохода в пользу более простого колесного. Самоходное шасси было разработано ленинградским ВНИИ 100 (ныне ВНИИтрансмаш, Санкт-Петербург).

На колёсной базе располагался герметичный приборный контейнер, внутри которого были размещены приборы телевизионного и радиокомплекса, телеметрии, системы управления луноходом, блоки автоматики. Электричество в течение лунного дня (около 14 земных суток) вырабатывала солнечная батарея с фотоэлементами, а во время лунной ночи питание систем лунохода обеспечивала аккумуляторная батарея.

Для получения панорамных изображений, не требующих высоких скоростей передачи изображения, на борту лунохода была установлена оптико-механическая система с панорамной разверткой, состоящая из четырех передающих камер.

Нужный тепловой режим внутри гермоконтейнера поддерживался радиоизотопным нагревателем, который содержал ампулы с полонием-210.

Общая масса "Лунохода-1" составляла почти 600 кг, запланированный срок работы аппарата на поверхности Луны был равен 3 месяцам.

Для доставки на "Лунохода-1" на поверхность Луны была предназначена автоматическая межпланетная станция "Луна-17". Её запуск с луноходом на борту состоялся 10 ноября 1970 г. с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон-К". 15 ноября станция вышла на орбиту искусственного спутника Луны, а 17 ноября совершила успешную посадку в Море Дождей.

Управление "Луноходом-1" осуществлялось с Земли из измерительного пункта под Симферополем. На борту аппарата имелась также автоматическая система безопасности, следившая за работой самоходного шасси и в случае нештатных ситуаций подававшая команду "стоп".

После выполнения запланированной трехмесячной программы было решено продолжить исследования Луны, поскольку бортовые системы лунохода функционировали нормально. В итоге луноход отработал десять с половиной месяцев - до сентября 1971 г., когда исчерпался ресурс радиоизотопного нагревателя. Всего за период, равный 301 суткам 6 часов 57 минутам, аппарат обследовал поверхность площадью 80 тыс. кв. м., передал на Землю 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения, а также информацию о химическом составе лунного грунта.
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: zandr от 27.12.2017 23:01:13
История и прожекты в ролике Телестудии Роскосмоса
«Луноход»: возвращение (http://www.tvroscosmos.ru/6026/)  https://youtu.be/pBJkDTt_bZQ
https://youtu.be/pBJkDTt_bZQ (https://youtu.be/pBJkDTt_bZQ)
Название: А не поздравить ли нам... Луноход? :)
Отправлено: Salo от 07.02.2018 01:49:49
http://sovet.cosmos.ru/sessions/2018-01-23
 Значение научных результатов «Лунохода-1 и 2» (http://sovet.cosmos.ru/sites/default/files/prez-p2.pptx)
Докладчик – д.г.-м.н. Базилевский А.Т. (Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН).