The following quotation is taken from IKI's 40th anniversary book "Обратный отсчет времени" (http://www.iki.rssi.ru/books/2006obratn.pdf) [pdf, 6.3MB]
[...]
Ю.К. Ходарев, всегда наполненный новыми идеями, прекрасно и заразительно умел начинать новые темы и работы. С окончанием их всё обстояло сложнее, но он дружелюбно поддерживал дальнейшую работу «исполнителей». Благодаря этому и с помощью ОКБ ИКИ (г. Фрунзе), нам удалось, в сложнейших условиях строительства института, начать и закончить создание и испытания лунных исследовательских капсул (ЛИК), которые готовились по программе Л-3 (запуск не состоялся из-за неудач с ракетой-носителем); разработать и ввести в действие до сих пор живущую единую международную телеметрическую систему (ЕТМС) по программе «Интеркосмоса», возглавлявшегося тогда академиком Б.Н. Петровым; разработать и защитить проект государственной программы дистанционного зондирования Земли. [...][стр.88-89][/list]
Что такое лунные исследовательские капсулы (ЛИК)? I surmise that these Lunar research capsules [ЛИК] are the analogue to the ALSEP (http://en.wikipedia.org/wiki/ALSEP) [Apollo Lunar Surface Experiments Package] of the Apollo program. Does anyone have information about the purpose and characteristics of the LIK?
Интересно. Не исключено, что это были субспутники, похожие на те, которые оставляли на лунной орбите последние Аполлоны.
ЦитироватьI этап – пуски РКК Н1-Л3 для летной отработки нового трехступенчатого носителя, ракетных блоков и систем комплекса с ГВМ головного блока Л3 (объект Л3 №6);
II этап – комплексная отработка РКК Н1-Л3, включающая:
- дальнейшую натурную отработку трехступенчатого носителя, а также ракетных блоков и систем РКК Л3;
- осуществление полета РКК Л3 с беспилотным ЛОК и макетом ЛК к Луне, включая переход ЛОК и ЛК на орбиту ИСЛ, отделение ЛОК от ЛК и возвращение ЛОК к Земле с посадкой СА в заданной точке земной поверхности (объект Л3 №7);
- осуществление полета РКК Л3 с беспилотными кораблями ЛОК и ЛК, включая полет к Луне, переход ЛОК и ЛК на орбиту ИСЛ, посадку ЛК на поверхность Луны, исследования Луны с помощью научной аппаратуры, осуществление попытки взлета ЛК с поверхности Луны до израсходования топлива или потери устойчивости, возвращение ЛОК к Земле с посадкой СА в заданном районе земной поверхности (объекты Л3 №8, 9);
- осуществление отработки РКК Л3 с пилотируемым ЛОК и беспилотным ЛК, включая отработку ракетных блоков комплекса Л3 при полете к Луне, вывод кораблей на орбиту ИСЛ, проверку перехода космонавта из ЛОК в ЛК и обратно, посадку ЛК на поверхность Луны, исследование поверхности Луны с помощью научной аппаратуры, взлет ЛК, стыковка ЛОК и ЛК на орбите ИСЛ и последующее возвращение СА с экипажем на борту на Землю (объекты Л3 №10, 11, 12);
- картографирование лунной поверхности с целью выбора района посадки ЛК лунной экспедиции.
Как мне кажется, это может быть оно:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13496.jpg)
Источник - старый слайд, видимо, с плаката для доклада.
И возникает вопрос - делалось ли что-то по этому маленькому луноходу?
А что там еще на этих слайдах ? :wink:
ЦитироватьА что там еще на этих слайдах ? :wink:
К сожалению, только это.
Есть еще пара фотографий ГО:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13501.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13502.jpg)
Но, наверное, они известны и так.
ЦитироватьНо, наверное, они известны и так.
Угу, но только от утилизированой Н-1 по фото от Антипьева :wink:
Таких не встречал :cry:
Давай есчо ! :D
Покопаюсь, но не раньше понедельника.
ЦитироватьЕсть еще пара фотографий ГО:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13502.jpg)
Но, наверное, они известны и так.
Как-то он "неправильно" на ложементах лежит :shock:
Не зафиксирован ли здесь процесс демонтажа "8Л" :roll:
ЦитироватьКак мне кажется, это может быть оно:
Schwalbe, большое спасибо! :wink: But can you please post a larger segment of the slide? I am curious, what the contents are of the table, just visible on the right side of the photo, and it seems that some information is cut off by the lower edge of the photo too.
Ага, что там на обрезаном ?
ЦитироватьЦитироватьКак мне кажется, это может быть оно:
Schwalbe, большое спасибо! :wink: But can you please post a larger segment of the slide? I am curious, what the contents are of the table, just visible on the right side of the photo, and it seems that some information is cut off by the lower edge of the photo too.
Это снимок на 35 мм пленке. К сожалению, снято именно так.
Впрочем:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13525.jpg)
Еще два фото головного блока:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13526.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13527.jpg)
Схемы:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13528.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13529.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13530.jpg)
ЛК:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13531.jpg)
НК:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13532.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13533.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13534.jpg)
Н1:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13536.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13537.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13538.jpg)
Спасибо огромное !!!
Больше ничего не завалялось ?
Оч-оч-оч интересно. Счас приду домой и начну сравнивать ХО. По некоторым признакам тут не конечный вариант, но очень интересно...
Спасибо!
ЦитироватьЭто снимок на 35 мм пленке. К сожалению, снято именно так.
Впрочем:
Thank you for the explanation. I already suspected that this could be the case. Also, thank you very much for your effort to squeeze out the last bit of information from the slide.
ЦитироватьЦитироватьЭто снимок на 35 мм пленке. К сожалению, снято именно так.
Впрочем:
Thank you for the explanation. I already suspected that this could be the case. Also, thank you very much for your effort to squeeze out the last bit of information from the slide.
Пожалуйста.
Все же интересно, делалось ли что-то по малому луноходу?
ЦитироватьЦитироватьI этап – пуски РКК Н1-Л3 для летной отработки нового трехступенчатого носителя, ракетных блоков и систем комплекса с ГВМ головного блока Л3 (объект Л3 №6);
II этап – комплексная отработка РКК Н1-Л3, включающая:
- дальнейшую натурную отработку трехступенчатого носителя, а также ракетных блоков и систем РКК Л3;
- осуществление полета РКК Л3 с беспилотным ЛОК и макетом ЛК к Луне, включая переход ЛОК и ЛК на орбиту ИСЛ, отделение ЛОК от ЛК и возвращение ЛОК к Земле с посадкой СА в заданной точке земной поверхности (объект Л3 №7);
- осуществление полета РКК Л3 с беспилотными кораблями ЛОК и ЛК, включая полет к Луне, переход ЛОК и ЛК на орбиту ИСЛ, посадку ЛК на поверхность Луны, исследования Луны с помощью научной аппаратуры, осуществление попытки взлета ЛК с поверхности Луны до израсходования топлива или потери устойчивости, возвращение ЛОК к Земле с посадкой СА в заданном районе земной поверхности (объекты Л3 №8, 9);
- осуществление отработки РКК Л3 с пилотируемым ЛОК и беспилотным ЛК, включая отработку ракетных блоков комплекса Л3 при полете к Луне, вывод кораблей на орбиту ИСЛ, проверку перехода космонавта из ЛОК в ЛК и обратно, посадку ЛК на поверхность Луны, исследование поверхности Луны с помощью научной аппаратуры, взлет ЛК, стыковка ЛОК и ЛК на орбите ИСЛ и последующее возвращение СА с экипажем на борту на Землю (объекты Л3 №10, 11, 12);
- картографирование лунной поверхности с целью выбора района посадки ЛК лунной экспедиции.
Как мне кажется, это может быть оно:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13496.jpg)
Источник - старый слайд, видимо, с плаката для доклада.
Почему эти блоки красного цвета?
(http://i073.radikal.ru/1008/f7/77eb5fe5a804.jpg) (http://www.radikal.ru)
А это летная машина?
Суда по рисунку с плаката, ЛИКи должны были стоять на ЛПУ, а не на взлетной ступени.
ЦитироватьА это летная машина?
Суда по рисунку с плаката, ЛИКи должны были стоять на ЛПУ, а не на взлетной ступени.
1. Нет.
2. На ЛПУ есть два симпатичных полусферических гнезда.
Цитировать2. На ЛПУ есть два симпатичных полусферических гнезда.
Одно видно на фотке.
Оно же крупнее. Кстати, кто знает - что это ?
(http://s59.radikal.ru/i166/1008/4c/5f26cf4efbfa.jpg)
(http://img827.imageshack.us/img827/987/lpulik.jpg) (http://img690.imageshack.us/img690/1024/likpn.jpg)
Баллон и капсула?
Интересно, отделение ЛИК возможно было только после посадки (что весьма ограничивает удаление от ЛК), или же и на некоторой высоте, когда скорость снижения ЛК в пределах 30 м/с?
Просто если падение с высоты 1,5 м, несколько странным выглядит применение мешка.
Цитировать(http://img827.imageshack.us/img827/987/lpulik.jpg) (http://img690.imageshack.us/img690/1024/likpn.jpg)
По–моему, красная стрелка на фото указывает на посадочный радар, зеленая на баллон наддува посадочного шасси. Станций не видно.
http://www.russianspaceweb.com/lk.html
Согласно рисунку, станции должны находиться выше, у кромки посадочной платоформы, в районе верхней точки крепления посадoчных опор.
ЦитироватьПо–моему, красная стрелка на фото указывает на посадочный радар, зеленая на баллон наддува посадочного шасси. Станций не видно.
А разве шасси ЛПУ пневматические? Там же вроде сотовые поглотители?
ЦитироватьПо–моему, красная стрелка на фото указывает на посадочный радар, зеленая на баллон наддува посадочного шасси. Станций не видно.
I think that this cyan-colored object represents the "Planeta" landing radar.
(http://img137.imageshack.us/img137/6074/nkgallery.jpg) (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_031/pages/IMG_2741.html) (http://img814.imageshack.us/img814/987/lpulik.jpg) (http://cosmopark.ru/lk.htm)
ЦитироватьЦитироватьПо–моему, красная стрелка на фото указывает на посадочный радар, зеленая на баллон наддува посадочного шасси. Станций не видно.
А разве шасси ЛПУ пневматические? Там же вроде сотовые поглотители?
Это начинка стойки, а подкосы?
The geometrical shape of the mysterious white object (red arrow) corresponds perfectly with the drawing (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=621870#621870).
(http://img208.imageshack.us/img208/346/78849469.jpg) (http://www.astronautix.com/craft/lk.htm)
ЦитироватьThe geometrical shape of the mysterious white object (red arrow) corresponds perfectly with the drawing (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=621870#621870).
(http://img208.imageshack.us/img208/346/78849469.jpg) (http://www.astronautix.com/craft/lk.htm)
Да понятно :) Спасибо.
Но тут больше интересовались машинкой для перемещения аппаратуры гео.. (блин :roll: ) селеносканирования.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЭто снимок на 35 мм пленке. К сожалению, снято именно так.
Впрочем:
Thank you for the explanation. I already suspected that this could be the case. Also, thank you very much for your effort to squeeze out the last bit of information from the slide.
Пожалуйста.
Все же интересно, делалось ли что-то по малому луноходу?
Будете смеяться, но:
http://www.popmech.ru/images/upload/article/selenohod_4_1254131919_full.jpg
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьЭто снимок на 35 мм пленке. К сожалению, снято именно так.
Впрочем:
Thank you for the explanation. I already suspected that this could be the case. Also, thank you very much for your effort to squeeze out the last bit of information from the slide.
Пожалуйста.
Все же интересно, делалось ли что-то по малому луноходу?
Будете смеяться, но:
http://www.popmech.ru/images/upload/article/selenohod_4_1254131919_full.jpg
Не смешно.
У малого лунохода подвеска другая. Если посмотреть доступную информацию о советских планетоходах, то такой нет ни у одного.
From the failing memory of David L. Rickman:
Some time in the last year or so somebody posted an image of the LK engine. It was a cross section diagram of the engine and fuel tanks which (if I remember correctly) was from a book on engines. I can't find this anymore. Can someone repost that image here?
Thanks,
David L. Rickman
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьЭто снимок на 35 мм пленке. К сожалению, снято именно так.
Впрочем:
Thank you for the explanation. I already suspected that this could be the case. Also, thank you very much for your effort to squeeze out the last bit of information from the slide.
Пожалуйста.
Все же интересно, делалось ли что-то по малому луноходу?
Будете смеяться, но:
http://www.popmech.ru/images/upload/article/selenohod_4_1254131919_full.jpg
Не смешно.
Возможно кто то ребят консультировал.
ЦитироватьУ малого лунохода подвеска другая. Если посмотреть доступную информацию о советских планетоходах, то такой нет ни у одного.
Подвеска ли это? Может решение по увеличению колесной базы.
ЦитироватьFrom the failing memory of David L. Rickman:
Some time in the last year or so somebody posted an image of the LK engine. It was a cross section diagram of the engine and fuel tanks which (if I remember correctly) was from a book on engines. I can't find this anymore. Can someone repost that image here?
Thanks,
David L. Rickman
Постил Петрович из книги КБ Южное.
ЦитироватьЕще насчет ЭВТИ ЛК :wink:
- взято с ,,Ракеты и космические аппараты КБЮ,, - спасибо Salo :wink:
(http://s57.radikal.ru/i155/0903/81/d522b6149a2f.jpg)
ЦитироватьОбеспечение требуемых температурных режимов
С точки зрения температурных режимов к конструкции блока Е предъявлялись
черезвычайно высокие требования.
Это связано с продолжительностью нахождения блока Е в условиях
космического пространства (до 4 суток ), при котором температура
компонентов топлива должна находится в узком диапазоне. Поэтому в
конструкции блока Е был реализован целый ряд мероприятий по обеспечению
температурных режимов:
- наружная поверхность блока закрыта многослойной ЭВТИ. Количество слоев доходило до 90. Для повышения термического сопротивления изоляции была разработана специальная полиэтилентерефтэлатная пленка с рифленой поверхностью, что уменьшало площадь контакта слоев пленки друг с другом.
- для теплоизоляции блока Е в зависимости от температуры, действующей на ЭВТИ при эксплуатации, применялись несколько разновидностей пленок, ПЭТФ, тонкая алюминиевая фольга, никелевая фольга.
- незакрытые ЭВТИ части поверхности блока Е в районе, например, стыковочных шпангоутов полировались для уменьшения поглощения тепла. Суммарная площадь незакрытых ЭВТИ участков не должна была превышать 5% от всей поверхности блока.- нижняя часть блока Е защищена от воздействия факела двигателей донным экраном торосферической формы, центр сферы которого находился в районе центра масс ЛК в момент старта с поверхности Луны для уменьшения угловых возмущений, действующих на ЛК со стороны отраженных от ЛПУ и неровностей поверхности Луны струй. Экран выполнялся из тонколистовой титановой обшивки, подкрепленной титановыми кольцевыми шпангоутами.
- для улучшения тепловых режимов двигателей они полностью заглублены
в блок Е, а срезы сопел до первого запуска заклеены заглужками из ЭВТИ.
Через 4 часа после посадки на поверхность Луны срез сопла основного
двигателя закрывался специальной теплоизолируещей крышкой, которая
сбрасывалась в момент старта с Луны.
- кроме пассивных средств было предусмотрено активное термостатирование
компонентов топлива, для чего в баках установлены трубопроводы системы
термостатирования, связанные с системой жизнеобеспечения лунной кабины.
(http://s57.radikal.ru/i157/0903/87/f342e208e77f.jpg)
Последний раз упоминалось здесь:
Цитироватьhttp://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=10723&postdays=0&postorder=asc&start=30
А как вам такое шасси (Размером пока пренебрегаем):
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63004.jpg)
Масса шасси с полезной нагрузкой, кг -180
Масса полезной нагрузки, кг -60
Габаритные размеры, мм -1200
Это, кажется, по контракту с ЕКА. Т.е. значительно позже. Хотя в основе мог лежать и старый проект.
ЦитироватьЭто, кажется, по контракту с ЕКА. Т.е. значительно позже. Хотя в основе мог лежать и старый проект.
В точку.
ЦитироватьОсновными вехами в деятельности этого коллектива являлись: создание и успешная эксплуатация на Луне самоходных шасси луноходов — «Луноход-1» (1970 г.) и «Луноход-2» (1973 г.), создание и поставка заказчику подвижных приборов для исследования поверхности Луны, Марса и Венеры. При этом отличительной чертой школы А.Л.Кемурджиана является реализация новых научных идей и технических решений, в виде физических моделей, опытных образцов и ходовых макетов транспортных роботов высокой проходимости с различными вариантами колесного, гусеничного, шагающего и колесно-шагающего движителей. Одновременно с этим разрабатывались методы испытаний этих макетов, узлов и систем космической техники с имитацией реальных условий эксплуатации (вакуум, гравитация, температура) на искусственном полигоне ВНИИтрансмаш, на естественных полигонах Камчатки и Средней Азии. В 1971 г. А.Л.Кемурджиан защитил докторскую диссертацию по результатам исследований, выполненных при создании и эксплуатации «Лунохода-1».
И возможный :roll: ЛИКовский внучек:
(http://s001.radikal.ru/i195/1008/fb/576016331f61t.jpg) (http://radikal.ru/F/s001.radikal.ru/i195/1008/fb/576016331f61.jpg.html)
(http://s55.radikal.ru/i147/1008/df/3257d9e045e5t.jpg) (http://radikal.ru/F/s55.radikal.ru/i147/1008/df/3257d9e045e5.jpg.html)
У меня сложилось ощущение, что на картинке про ЛИК пятна под ними - это сдутый мешок.
ЦитироватьFrom the failing memory of David L. Rickman:
Some time in the last year or so somebody posted an image of the LK engine. It was a cross section diagram of the engine and fuel tanks which (if I remember correctly) was from a book on engines. I can't find this anymore. Can someone repost that image here?
Thanks,
David L. Rickman
Есть фото в разрезе:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13846.jpg)
ЦитироватьУ меня сложилось ощущение, что на картинке про ЛИК пятна под ними - это сдутый мешок.
Посадочное оборудование моги заменить.
ЦитироватьЕсть фото в разрезе:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13846.jpg)
This is a FANTASTIC photo!!! Thank you! I've been toying around with the idea of a 1:5 scale model of the LK, museum quality but very detailed, with certain areas visible. With photos like this, this could be one of those areas!
Best!
David L. Rickman
ЦитироватьЛК:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13846.jpg)
The photo below shows this same area of this LK sometime after the first MIT visit, but before it's display at EuroDisney.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13959.jpg)
You can see how the area previously cut out was covered and "dressed up" to look more "soviet". The question I have is about the two cylinders next to the ladder. Were these ever a part of this LK, or just something placed there to fill the spot were the batteries originally were located? These don't seem to appear in any official drawings or any of the other remaining models.
Thanks,
David L. Rickman
"Сylinders " have been added by preparation LK for an exhibition workers from Lavochkin.
Интересно, все-таки, зачем прицепили дефицитный "огурец"? Он вроде каким-то шлангом через клапан обвязан...
Причем снят он с ЛОКа, судя по маркировке.
Не похоже. Неужели это такая старая конструкция? Их всегда забирали решетневцы через КБХМ для своих дел. Вот, например, его штатное место хорошо видно:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=9898&postdays=0&postorder=asc&start=255
Да и крепление и обвязка явно "левые". Ну, хоть металлическая труба вместо шланга должна быть... Только - зачем прилепили-то?
Цитировать"Сylinders " have been added by preparation LK for an exhibition workers from Lavochkin.
ЦитироватьНе похоже. Неужели это такая старая конструкция? Их всегда забирали решетневцы через КБХМ для своих дел. Вот, например, его штатное место хорошо видно:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=9898&postdays=0&postorder=asc&start=255
Да и крепление и обвязка явно "левые". Ну, хоть металлическая труба вместо шланга должна быть... Только - зачем прилепили-то?
Thank you, Gentlemen! That answes that question.
Now, another question about the LK: On the LOK there are visible hand-rails from the hatch to the docking mechanism. But, from there how does the cosmonaut get to the hatch of the LK? There is only one image I've found which show any kind of hand-rail on the LK, but they seem insufficient for the task...
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14012.jpg)
Does anyone in this forum know how the task of maneuvering to the LK hatch was to be performed? Was there a mechanism on the LOK which a cosmonaut would use to reach the LK hatch?
Many Thanks,
David L. Rickman
ЦитироватьНе похоже. Неужели это такая старая конструкция? Их всегда забирали решетневцы через КБХМ для своих дел. Вот, например, его штатное место хорошо видно:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=9898&postdays=0&postorder=asc&start=255
Да и крепление и обвязка явно "левые". Ну, хоть металлическая труба вместо шланга должна быть... Только - зачем прилепили-то?
Прилепили вместо штатных батарей.
ЛКР? 8) (Сколько он должен был "продежурить"?).
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14154.jpg)
ЦитироватьЛКР? 8) (Сколько он должен был "продежурить"?).
Да вроде
ЦитироватьЗапуск штатного РКК Н1-Л3 производится не менее, чем через 20-30 суток после пуска РКК Н1-Л3Р с ЛК-Р.
2 Schwalbe - это шо ? Не опознал :oops:
Уф-ф, дошло :) - тарелка посадочной опоры ?
Да, тарелка.
ЛК-Р, ИМХО, если речь о 30 сутках, должен был подогреваться, как луноходы.
Цитировать(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14154.jpg)
Thank you VERY much, Schwalbe!!! This is amazingly helpful! I am especially grateful for scaling and aligning both images.
The bottom appears to have been cut or ground down from its original appearance. Was this to make it easier to display At EuroDisney??? And what was the bottom portion composed of? It appears to have been some sort of phenolic resin.
Again, enormous thanks! Both photos are excellent for refining dimensions and construction details. :D :D :D
My Best Regards!
David L. Rickman
ЦитироватьДа, тарелка.
Без сминаемой подушки.
ЦитироватьЛК-Р, ИМХО, если речь о 30 сутках, должен был подогреваться, как луноходы.
О том и речь. А крепление действительно нештатное.
Если посмотреть на раму справа и слева, то видно, что она родная.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14159.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14160.jpg)
А на серых блоках даже маркировка не соответствует:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14161.jpg)
ЦитироватьА на серых блоках даже маркировка не соответствует:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14161.jpg)
(http://gazetakoroleva.ru/graphics2008/124_197.jpg)
gazetakoroleva.ru: Энергоустановка лунного орбитального корабля (http://gazetakoroleva.ru/?number=2008124&&st=190)[/size]
The first two digits of both serial numbers [87XX-XX] are identical. Does this mean that the cylinder was originally part of the LOK fuel cell system?
ЦитироватьЕсли посмотреть на раму справа и слева, то видно, что она родная.
...
Для крепления батарей она да, родная:
(http://s03.radikal.ru/i176/1009/22/3530fe018b41.jpg) (http://www.radikal.ru)
ЦитироватьЭХГ "Волна"
(http://i015.radikal.ru/0905/9f/c5fdd0db1297.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://s59.radikal.ru/i166/0905/dc/4a915fee9126.jpg) (http://www.radikal.ru)
Для сранения.
ЦитироватьПохоже, но не очень. :cry:
(http://s45.radikal.ru/i109/0905/fc/227320552a12.jpg) (http://www.radikal.ru)
вот она какая - гравицапа
Кстати, греть на ЛК-Р нужно было приборные отсеки, и, может быть, кабину. Они на другой стороне.
Может быть все таки грелся контур охлаждения. Он ведь общий для ЛК.
ЦитироватьБаллон и капсула?
Интересно, отделение ЛИК возможно было только после посадки (что весьма ограничивает удаление от ЛК), или же и на некоторой высоте, когда скорость снижения ЛК в пределах 30 м/с?
Просто если падение с высоты 1,5 м, несколько странным выглядит применение мешка.
(http://s002.radikal.ru/i199/1009/70/59358f147c5a.jpg) (http://www.radikal.ru)
Это, судя по всему, ручное управление разделением с Блоком Д, переходником и взводом ЛПУ.
Или Вы имеете в виду, что эти каналы СУ можно было задействовать на беспилотном ЛК для сброса ЛИК? Схема спуска предполагала зависание?
ЦитироватьЭто, судя по всему, ручное управление разделением с Блоком Д, переходником и взводом ЛПУ.
Или Вы имеете в виду, что эти каналы СУ можно было задействовать на беспилотном ЛК для сброса ЛИК? Схема спуска предполагала зависание?
нет конечно :lol: , постил для пилотируемого варианта. 20 с (по памяти, могу ошыбаться) на выбор места и решения садится дают один вариант - на сброс автоматом.
PS А маркировка правого " огурца" известна?
У меня есть ощущение, что в автоматическом режиме место посадки не выбирается. А ЛИКи на пилотируемом варианте могли и не стоять. Там скорее должны были быть приборы для ручной установки, если вообще масса позволяла. И место рядом с лестницей для ручного инвентаря самое подходящее.
(http://img208.imageshack.us/img208/346/78849469.jpg)
Зачем тогда на ЛК-Ре остронаправленные антенны с кронштейнами, которые, в развернутом положении слабоваты для посадочных режимов, и посадочный иллюминатор?
Место у трапа "камод" :) только под батареи (центровка). Ну а то что вместо них прилепили абсолютно "левое". Особенно "правый огурец".
Для сравнения:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63165.jpg)
PS Так что Анатолию, скорее всего, придется переделывать размещенную у него на сайте модель.
Hello,
Does anyone here know the purpose or function of the white bar pointed out in the images below...
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14232.jpg)
It seems to connect from one of the two high gain antennae to the other, wrapping around the back and right side of the LPU. It seems rather complex to be just for stabilization of the antennae, but what is its purpose???
Thanks in advance!
David L. Rickman
Здраствуйте, Девид.
Указанная вами, белая полоса, это волновод прямоугольного сечения.
Антенный фидер.
(http://s57.radikal.ru/i156/1009/d3/fbb834035f8bt.jpg) (http://radikal.ru/F/s57.radikal.ru/i156/1009/d3/fbb834035f8b.jpg.html)
Цитировать(http://img208.imageshack.us/img208/346/78849469.jpg)
Зачем тогда на ЛК-Ре остронаправленные антенны с кронштейнами, которые, в развернутом положении слабоваты для посадочных режимов, и посадочный иллюминатор?
Место у трапа "камод" :) только под батареи (центровка).
А вообще откуда известно, что это ЛК-Р? Красная стрелка показывает на приборный отсек, а центровка обеспечивалась, насколько я понимаю, установкой верхнего блока ДУ.
Приборный отсек на приведенном выше ракурсе не виден. Он (приб. отс.) несколько дальше (за передней стойкой):
(http://s55.radikal.ru/i147/1009/51/26f834818ccft.jpg) (http://radikal.ru/F/s55.radikal.ru/i147/1009/51/26f834818ccf.jpg.html)
Кстати, хорошо видна трубка системы терморегулирования.
ЦитироватьЗдраствуйте, Девид.
Указанная вами, белая полоса, это волновод прямоугольного сечения.
Антенный фидер.
(http://s57.radikal.ru/i156/1009/d3/fbb834035f8bt.jpg) (http://radikal.ru/F/s57.radikal.ru/i156/1009/d3/fbb834035f8b.jpg.html)
Excellent! Большое спасибо!!!
David L. Rickman
ЦитироватьЦитировать(http://img208.imageshack.us/img208/346/78849469.jpg)
Зачем тогда на ЛК-Ре остронаправленные антенны с кронштейнами, которые, в развернутом положении слабоваты для посадочных режимов, и посадочный иллюминатор?
Место у трапа "камод" :) только под батареи (центровка).
А вообще откуда известно, что это ЛК-Р? Красная стрелка показывает на приборный отсек, а центровка обеспечивалась, насколько я понимаю, установкой верхнего блока ДУ.
The red arrows indicate what I believe to be the LIK.
(http://img827.imageshack.us/img827/987/lpulik.jpg) (http://cosmopark.ru/lk.htm) (http://img690.imageshack.us/img690/1024/likpn.jpg) (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=619996#619996)
Where are you get this pictures?
I ask because this little rover looks modern.
ЦитироватьWhere are you get this pictures?
I ask because this little rover looks modern.
Click on the image! :wink:
Цитировать...
А вообще откуда известно, что это ЛК-Р? Красная стрелка показывает на приборный отсек, а центровка обеспечивалась, насколько я понимаю, установкой верхнего блока ДУ.
Это конечно не ЛК-Р. Но ЛИКи на этом экземпляре присутствуют.
Так же, наличие этого оборудования на обоих вариантах ЛК, свидетельствует из сквозной нумерации на вашем слайде.
Кусочек приборного отсека все же виден:
(http://s45.radikal.ru/i109/1009/67/d80c827de8a5.jpg) (http://www.radikal.ru)
One thing that is becoming apparent...
This LK:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14309.jpg)
is the same LK seen in this series:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14310.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14311.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14312.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14313.jpg)
So, does anyone have any films footage which has these scenes in a higher resolution? This is the LK model I am constructing.
Thanks in advance,
David L. Rickman
By the way, does anyone know something about the television equipment developed for the N1-L3 program?
(http://img203.imageshack.us/img203/4609/lktelevision01.jpg) (http://img837.imageshack.us/img837/6638/lktelevision02.jpg)
Some years ago there was apparently a presentation on this subject organized by the
Department of History of Space Explorations and Rocketry, St. Petersburg (http://cosmosravelin.narod.ru/) of the Federation of Astronautics of Russia:
Молодцов В.В.: О подготовке телевизионной аппаратуры для полета человека на Луну.[/list]
Unfortunately, no details of the report are given on the website. :(
Цитировать---
Unfortunately, no details of the report are given on the website. :(
Разработка Ленинградского НИИ Телевидения (НИИТ).
Можно поспрашивать Александра Шлядинского
Может сгодится чего:
ЦитироватьКафедра №601 МАИ — «Космические системы и ракетостроение» (http://russos.livejournal.com/742445.html)
37 фотографий
Цитировать(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14154.jpg)
From the report on lab 601 I found this image which adds the additional question of the LK landing "foot" original look...
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14489.jpg)
What was the form before it was "whittled" away?
Best Regards,
David L. Rickman
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_031/images/IMG_2731.jpg)
Цитировать(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_031/images/IMG_2731.jpg)
Isn't this the foot with a protective cover over it?
David L. Rickman
Это сотовые амортизаторы.
ЦитироватьЭто сотовые амортизаторы.
Thank you, but here is what confuses me:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14512.jpg)
In this photo Mishin is showing the bottom of the same foot which was later altered to remove this pattern on the bottom. Is this the cellular shock absorber? Is this how it would have appeared when landing on the moon? And if so, does anyone know how such a pattern was achieved?
I realize this may seem trivial, but when creating such a large scale model accuracy is desirable!
Best Regards,
David L. Rickman
Эти сминаемые подушки-амортизаторры, предназначались для исключения пиковой перегрузки самой стойки, при касании каменистого грунта. В результате некоторый выйгрыш по массе.
ЦитироватьВсе же интересно, делалось ли что-то по малому луноходу?
Цитировать- [/size]
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14513.jpg)[/url]
Вариант шасси марсохода
Это тоже шасси для марсохода. Гусеничный вариант разрабатывался ИКИ РАН в начале семидесятых годов прошлого века. Экспериментальный образец до Камчатки не добрался, а испытывался на территории института. До Марса тоже не долетел, а в итоге прижился в музее ИКИ. [url=http://arm-ann.ru/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%BD-2010136.html][1][/url]
(http://arm-ann.ru/wp-content/images/iki_museum/iki_07.jpg)
This is obviously not the chassis of the small lunokhod, as it is shown in the drawing (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=619996#619996). However, it indicates that IKI was involved in the design of planetokhods around that time period.
ЦитироватьЦитироватьВсе же интересно, делалось ли что-то по малому луноходу?
Цитировать- [/size]
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14513.jpg)[/url]
Вариант шасси марсохода
Это тоже шасси для марсохода. Гусеничный вариант разрабатывался ИКИ РАН в начале семидесятых годов прошлого века. Экспериментальный образец до Камчатки не добрался, а испытывался на территории института. До Марса тоже не долетел, а в итоге прижился в музее ИКИ. [url=http://arm-ann.ru/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%BD-2010136.html][1][/url]
(http://arm-ann.ru/wp-content/images/iki_museum/iki_07.jpg)
This is obviously not the chassis of the small lunokhod, as it is shown in the drawing (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=619996#619996). However, it indicates that IKI was involved in the design of planetokhods around that time period.
Сыровата тележка, в том числе и по отказоустойчивости. потому и не пошла.
Весьма интересен экземпляр ЛК находящийся в Королевском колледже:
(http://s015.radikal.ru/i331/1011/0d/6e56dcd57179.jpg) (http://www.radikal.ru)(http://www.gazetakoroleva.ru/graphics2008/122_51.jpg)
Много весьма интересных деталей :wink: . Но ничего лучшего чем это фото у меня нет.
It took a while to find a copy of the BBC's Horizon: Red Star in Orbit, Part 2: Dark Side of the Moon. But, I did, and now I have a ":stereoscopish" view of the bottom of the LK landing pad...
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15582.jpg)
You have to cross your eyes and adjust a little to see it (and it's a little rough), but you get the 3-D effect. According to Filin this pattern is caused from "imperfections" which naturally occur when trying to layer thin sheets of hexagon stamped foil on top of each other. You can get an idea of what each layer looked like from this shot...
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15583.jpg)
The center was left blank so the "anchoring" point would be unobstructed, once the foil was crushed on impact.
And finally, what's seen in the left part of this photo is the remains of the glue used to hold the foil pads in place...
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/14154.jpg)
These foil pads cushioned the additional thrust caused when the four solid propellant engines attached to the legs fired to anchor the LK in place to prevent tipping. This was all pretty ingenious!
Thanks to everyone who helped me understand this feature of the Lunniy Korabl.
Best regards!
David L. Rickman
P. S. Next question: Has anyone seen any images or schematics of the gyroscope used on the LK???
Цитировать...
... Has anyone seen any images or schematics of the gyroscope used on the LK???
По данному вопросу могу только предположить:
(http://i005.radikal.ru/1012/5c/8b69f224661d.jpg) (http://www.radikal.ru)
ЦитироватьПо данному вопросу могу только предположить:
(http://i005.radikal.ru/1012/5c/8b69f224661d.jpg) (http://www.radikal.ru)
I think you are correct. Unfortunately, this is the only image I have seen which shows any part of the instrument section. I also assume the gyroscope is placed here, and this may be it (or the end part of it).
My good friend , Sergey Andreev has posted a photo from Jakob Terwei which shows part of the instrumentation located here:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15584.jpg)
I am hoping more photos of the MAI lab 601 LK (prior to its' "questionable" restoration) will be posted which reveal more of this section.
The gyroscope is one of the necessary details I will need to show in my display of the LK.
Best!
David L. Rickman
Another picky question which relates to this diagram:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/15586.jpg)
At what point was the "Docking Periscope" deleted from the plans? It is shown in the drawings, but no remaining LK show any signs of a periscope, and no evidence that there was ever one attached. I can only assume that it was deemed unnecessary since the LK would be completely passive during the docking procedure, and removing it reduced the overall weight of the LK. But does anyone have any reference on the periscope and why it was seemingly removed from the plans?
Thanks again!
David L. Rickman
ЦитироватьAnother picky question which relates to this diagram:
...
At what point was the "Docking Periscope" deleted from the plans? It is shown in the drawings, but no remaining LK show any signs of a periscope, and no evidence that there was ever one attached. I can only assume that it was deemed unnecessary since the LK would be completely passive during the docking procedure, and removing it reduced the overall weight of the LK. But does anyone have any reference on the periscope and why it was seemingly removed from the plans?
Thanks again!
David L. Rickman
Полностью пассивным ЛК не мог быть. Поддерживать ориентацию оси стыковочого узла на ЛОК (подобное решение на системе Игла) ЛК должен был. Косвеным признаком этого, является наличие антенн (6 шт.) аналогичных системе "Куб-Контур" ОС дающих информацию с какой стороны подходит корабль. Одна из этих антенн на схеме под номером 19.
А Контакт работал по принципу Иглы или Курса? И если как Игла, почему им собирались одно время ее менять на ОС?
http://www.proza.ru/2012/12/16/996
ЦитироватьКогда Г.И. Величко предложил мне перейти в ОКБ ИКИ, на должность ведущего инженера одной из систем ЛИКа, (лунного измерительного комплекса), я работал в Ядерно-геофизической партии Киргизской геофизической экспедиции и занимался разработкой спектрометров для ядерно-физического каротажа горизонтальных и вертикальных скважин в подземных выработках. В памяти не сохранилась детальная информация лунного проекта, но помню только, что требовался экономичный, высоковольтный генератор пилообразного напряжения. До меня, эту тему вел Маяцкий Владимир, мой давний хороший знакомый. Мы с ним пять лет занимались авиамодельным спортом в лаборатории Фрунзенского аэроклуба ДОСААФ. [...] Володя уходил из ОКБ, поэтому появилась вакансия, которую мною и заполнили. Он сдал мне дела и группу, состоящую из четырех человек: Хамуло Владимир Григорьевич, выпускник ЛИАП, Коваленко Владимир Акимович, выпускник КГУ и еще двух человек, которые не оставили о себе памяти. В это время, даже не время, а момент, до ОКБ ИКИ докатилась волна крушения советской лунной программы. Вся группа осталась без работы, чтобы мы не скучали нас, временно, переквалифицировали в технологи.
http://www.proza.ru/2012/12/18/1581
ЦитироватьВ соответствии с этими работами в Советском Союзе разрабатывались, и начали реализоваться, долгосрочные программы исследований естественного спутника Земли. Нашлась, в этих программах, небольшая ниша и для ОКБ ИКИ АН СССР. Его коллективу было выдано Техническое задание на создание Долговременно функционирующей автоматической лунной станции (ДАЛС). [...] Вот это самый космонавт и должен был разместить на Луне создаваемые в ОКБ ИКИ станции ДАЛС. В их состав входили приборы для регистрации температуры на поверхности Луны, лунотрясений и радиометр для измерения интенсивности ионизирующих излучений. Были изготовлены опытные образцы этих станций. [...] Впоследствии, чудом сохранившийся опытный образец был водружен на специальную подставку из толстого органического стекла и много лет простоял в углу кабинета директора ОКБ ИКИ Курманалиева Т.И..
Folks!
Here is A question Answered Which needs. This logo can be found on The Orientation Block for the Lunniy Korabl, and the Starter Motor for the Block D.
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/38461)
I know it's in here somewhere, but I can not Find it! PLEASE HELP!!!
ЦитироватьDavid Rickman пишет:
Folks!
Here is A question Answered Which needs. This logo can be found on The Orientation Block for the Lunniy Korabl, and the Starter Motor for the Block D.
I know it's in here somewhere, but I can not Find it! PLEASE HELP!!!
David, i'm afraid i didn't understand you, pls specify your question. Would you like to find perfect places of that logo application? Or something else?
It's a pleasure to see again my own picture here:)!
Цитироватьluft67 writes:
ЦитироватьDavid, i'm afraid i didn't understand you, pls specify your question. Would you like to find perfect places of that logo application? Or something else?
It's a pleasure to see again my own picture here:)!
It is the logo Which is found in Upper left...
Цитировать(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/136909.jpg)
Here is a better view of this symbol:
(https://scontent-b-iad.xx.fbcdn.net/hphotos-prn1/t1.0-9/p480x480/10305058_10203109729036835_3476832862620641571_n.jpg)
David, i'm so sorry but again i didn't catch you.
As i can see, you know some perfect places at the spacecraft where logos were applied, right?
And you have the sketch with that logo drawn by me about 20 or 25 years ago.
So, what's the problem?
One questions is what the purpose of this logo? Is this the logo for an industry, and if not why did you put it on the blocks? Were you a student studying at the time, or did you work at KB Arsenal when you put this logo on the Orientation Block?
ЦитироватьDavid Rickman пишет:
One questions is what the purpose of this logo? Is this the logo for an industry, and if not why did you put it on the blocks? Were you a student studying at the time, or did you work at KB Arsenal when you put this logo on the Orientation Block?
It's OK now. Yes, I was a student at that moment and some such a logos were seen in Laboratory 601 and re-drawn in private notebook. and a couple of years later in sketch with three launchers. Honestly i thought that was Logo for L3 programm.
But your first question was my one! Some years (probably say five or six) ago this logo was re-discovered and question was asked at this Forum.
Вопрос к тем, кто помнит/знает:
Лет пять-шесть назад здесь на форуме был помещен подписанный В.П.Мишиным рисунок с тремя ракетами и логотипом. Тогда у меня, а сейчас
у Дэвида возник вопрос по логотипу - интересовали любые подробности про него. У меня в институтские годы вообще была мысль, что это - логотип нашей программы Л3.
ЦитироватьSchwalbe writes:
Quote Stage I - RSC launches N1-L3 for flight Testing A New Three-stage carrier Rocket Complex Systems and units with an ORM headunit A3 (A3 to number 6);
Stage II - working out RSC Complex N1-L3 Comprising:
- A full-scale further Testing of A Three-stage carrier and Missile Systems RSC units and A3;
- Implementation of the flight RSC A3 Unmanned LOC LC and layout to the Moon, Including the Transition and LOC LC orbit ISL, Department of LOC LOC LC and return to Earth with a landing in SA given location on earth (L3 to number 7),
- Implementation of the flight RSC A3 Unmanned ships and LOC LC, Including flight to the moon, and the Transition LOC LC orbit ISL, LK landing on the moon, lunar exploration using scientific equipment, the implementation attempts takeoff with LK lunar surface to fuel consumed, or buckling, LOC return to Earth with a landing CA in a given area of the earth (L3 objects number 8, 9)
- Implementation of mining RSC L3 manned and unmanned LOC LC, including testing of rocket units L3 complex during flight to the moon, the output of ships in orbit LIS, check the transition of the astronaut in the LOC LC and back, LK landing on the lunar surface , the study of the lunar surface with the help of scientific equipment off LK, LK and LOK docking in orbit ISL and subsequent return to the CA with the crew board to Earth (L3 objects number 10, 11, 12)
- mapping of the Lunar surface in order to Select the LK Lunar landing mission. I think this May be it: Source - Slide old, Apparently, with A Poster for the Report.
https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13496.jpg(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13496.jpg)
Schwalbe! I have with A Colleague Questions About this Image (and A few others You've posted ;) ). Could you contact me off-forum DavidLRickman@gmail.com???
The engine installations were produced at MZ "Arsenal", so I think it's not by chance that the logo in question is very similar to the modern company logo of MZ "Arsenal" (http://www.makd.ru/members/id6). (see the posting from 2010 (http://88.210.62.157/phpBB2/viewtopic.php?p=646994&sid=33017bbada91b25ab3dee7ac224bdd83#646994)).
Here's a snippet of information I was able to locate regarding the cameras designed for use in the Soviet Manned Lunar Program. From V.V. Molodtsov:
Четвертый этап - космическая экспедиция с высадкой космонавтов на лунную поверхность. Для выполнения этой задачи ВНИИТ разработал два комплекса ТВ-аппаратуры «Лунь». (Гл. конструктор - П.Ф. Брацлавец, зам. гл. конструктора - М.Н. Цаплин). Первый ТВ комплекс - КР-60 предназначался для космического корабля (КК) 11Ф93 для облета Луны с двумя космонавтами, второй - КР-120 для КК 11Ф94 с посадочным модулем ТВ-2, в котором размещался один космонавт. Он должен был выйти на лунную поверхность, а затем вернуться на космический корабль.
ВНИИТ разработал: репортажные ТВ-камеры КР-81-А, КР-81-Д, стационарную ТВ-камеру - КР-81Е на вещательный стандарт, аппаратуру контроля ориентации остронаправленной антенны на Землю, контроля параметров траектории спуска, другое оборудование, а также черно-белую стереотелевизионную камеру (КР- 814) для ведения репортажей с поверхности Луны. Были начаты работы по созданию цветной репортажной стереотелевизионной камеры, но, к сожалению, эти работы, не имеющие аналогов в
мировой практике, были прекращены. Решением правительства советская лунная программа была закрыта, поскольку американские астронавты опередили нас. Они первыми высадились на лунную поверхность.
Little by little we're getting detailed information that will help preserve the history of this program!
P.S. Shcwalbe: You've provided the best information so far! When you get a chance, would you contact me at DavidLRickman@gmail.com