Недавно на форуме был поднят вопрос о дальнейших модернизациях корабля «Союз-ТМА» (ранее назывались ТММ и ТМС).
По информации из РККЭ, сейчас ситуация выглядит следующим образом. Модернизация корабля будет проводиться, но так сказать мелкими шагами (в виду малого уровня финансирования). Поэтому о какой-либо новой крупной модификации (ТММ или ТМС), которая сразу придет на смену ТМА, говорить уже не приходится.
По планам РККЭ, «Союз-ТМА» будет модернизироваться в течение долгого времени отдельными поэтапными шагами. Причем, нововведения сначала будут отрабатываться в нескольких полетах Прогрессов, а уже потом внедряться на ТМА.
На первом этапе предполагается: модернизировать систему управления движением (с введением новой БЦВМ на новой элементной базе), установить новый измеритель угловых скоростей, а также частично обновить гироскопические приборы. Отработка этих новых систем на Прогрессах планируется на 2005 год, но скорее всего, это будет в 2006 г.
После этого предполагается модернизировать датчиковую аппаратуру, систему управления спуском, бортовой радиокомплекс, систему телеметрии (будет полностью цифровой).
Так что летать Союзу-ТМА еще долго-долго, было бы куда.
А как насчет более вместительного корабля, человек на 6? Или нет таких задач? Опять же - туристы, экспедиции посещения на МКС.
ЦитироватьМодернизация корабля будет проводиться, но так сказать мелкими шагами (в виду малого уровня финансирования). Поэтому о какой-либо новой крупной модификации (ТММ или ТМС), которая сразу придет на смену ТМА, говорить уже не приходится.
"Я так и знал" (С) :( . Хорошо, что хоть что то делается. Спасибо за информацию.
ЦитироватьТак что летать Союзу-ТМА еще долго-долго, было бы куда.
Откуда такой не проходящий писсимизм, ведь давление на МКС нормализовалось и причину вроде обнаружили. :)
2 Шамс :
Кстати, весьма интересная информация. :wink: Кратко и по существу...
ЦитироватьТак что летать Союзу-ТМА еще долго-долго, было бы куда.
Ободряет оптимизм в словах после запятой. Что касается сути - о модернизациях на Союзе-ТМА, так ведь надо вспомнить, что начиная с Союза-С (7К-С) как был 11Ф732, так и остается 11Ф732.
Не нашлось в РККЭ бюрократа, который бы с каждым нововведением требовал изменения индекса, или хотя бы добавления буковки после 732.
Кстати, Союз-ТМА - это обозначение РККЭ, а 11Ф732 - индекс, присвоенный 11-м заказывающим управлением МО (так, кажется?). Не следует ли отсюда, что 11-е управление потеряло интерес к Союзам, или что оно просто перестало мышей ловить? :?
ЦитироватьЦитироватьТак что летать Союзу-ТМА еще долго-долго, было бы куда.
Ободряет оптимизм в словах после запятой. Что касается сути - о модернизациях на Союзе-ТМА, так ведь надо вспомнить, что начиная с Союза-С (7К-С) как был 11Ф732, так и остается 11Ф732.
Не нашлось в РККЭ бюрократа, который бы с каждым нововведением требовал изменения индекса, или хотя бы добавления буковки после 732.
Кстати, Союз-ТМА - это обозначение РККЭ, а 11Ф732 - индекс, присвоенный 11-м заказывающим управлением МО (так, кажется?). Не следует ли отсюда, что 11-е управление потеряло интерес к Союзам, или что оно просто перестало мышей ловить? :?
Ну дык, единственный заказчик сейчас - РАКА, а там наверное уже и забыли про 11-е управление. Да и есть ли оно сейчас? Меня тоже удивляет, что индексы не меняются. Раньше хоть номер варианта добавляли, помните? Кстати, на "Прогрессах" так и делают сейчас. Например 11Ф615 вар. А55, до того был вар. А15
ЦитироватьА как насчет более вместительного корабля, человек на 6? Или нет таких задач? Опять же - туристы, экспедиции посещения на МКС.
Уже говорилось, будет заказчик - будет корабль. Ну не заказыввает никто 6-местный корабль! Сейчас проходят времена, когда сначала делали, а потом придумывали, для чего бы его приспособить.
Нет ли экономической целесообразности сделать Прогресс побольше и пустить его Зенитом? Типа, два пуска вместо 4-х дешевле. Проработки большого грузовика были. Нет ли мысли у РКА сэкономить копейку и развить новую технику.
Цитировать[Откуда такой не проходящий писсимизм, ведь давление на МКС нормализовалось и причину вроде обнаружили. :)
Давление продолжает падать, причина неизвестна.
ЦитироватьНет ли экономической целесообразности сделать Прогресс побольше и пустить его Зенитом? Типа, два пуска вместо 4-х дешевле. Проработки большого грузовика были. Нет ли мысли у РКА сэкономить копейку и развить новую технику.
Дешевле не будет, тут в другом дело. Более тяжелый грузовик нужен для относительно редких полетов в дополнение к существующему кораблю. "Длинный" Прогресс на "Зените" нужен для редких полетов. Но опять же дело упирается в бюджет РКА, по всей видимости.
ЦитироватьЦитировать[Откуда такой не проходящий писсимизм, ведь давление на МКС нормализовалось и причину вроде обнаружили. :)
Давление продолжает падать, причина неизвестна.
HRENOVO... :cry:
ЦитироватьЦитироватьЦитировать[Откуда такой не проходящий писсимизм, ведь давление на МКС нормализовалось и причину вроде обнаружили. :)
Давление продолжает падать, причина неизвестна.
HRENOVO... :cry:
Даааа, заразил Шамс своим пессимизмом народ... :wink:
Я думаю, что через 1-2 недели утечку найдут и ликвидируют (если вообще есть утечка, это тоже еще вопрос, может быть методика оценки измененеия давления неважная, ведь все на уровне погрешности измерений), и все про это забудут.
ЦитироватьДешевле не будет, тут в другом дело. Более тяжелый грузовик нужен для относительно редких полетов в дополнение к существующему кораблю.
На мой некопенгагенский взгляд, системы большого Прогресса равны малому, разница в стоимости удлиненного копруса и другом ПМО. Основная разница в деньгах - Зенит против семерки. Не приценивался, но что, семерка более чем в два раза дешевле?
Цитата: "sas"ЦитироватьДешевле не будет, тут в другом дело. Более тяжелый грузовик нужен для относительно редких полетов в дополнение к существующему кораблю.
ЦитироватьНа мой некопенгагенский взгляд, системы большого Прогресса равны малому, разница в стоимости удлиненного копруса и другом ПМО. Основная разница в деньгах - Зенит против семерки. Не приценивался, но что, семерка более чем в два раза дешевле?
И так, и не так. Новая конфигурация и вес корабля - это и новая разработка проекта, и полный цикл экспериментальной отработки, и много чего еще. А возьмите производство. Там тоже много чего надо делать. Так что это тоже деньги. А стоимость носителей мне трудно оценивать. Тем более, что "Зенит" делается на Украине. Это не упрощает ситуацию с его использованием. Ведь когда его делают для СиЛонча, то там не по-политиканствуешь. А когда речь идет о государственном заказе России, то не грех и в политику поиграть при случае. Вы думаете от хорошей жизни производство комплектующих для "Союза" и "Прогресса" переносится в Россию?
А нельзя ли вместо "Зенита" использовать "Молнию" так, чтобы все 4 ступени выводили ПН на орбиту? Сколько тонн так можно вывести на LEO?
Можно ли вообще такое сделать? И стоит ли это делать? А если и можно, то опять нужны деньги на расчет РН, на переделку старта и т.д. ...
Или это вообще ерунда?
ЦитироватьА нельзя ли вместо "Зенита" использовать "Молнию" так, чтобы все 4 ступени выводили ПН на орбиту? Сколько тонн так можно вывести на LEO?
Можно ли вообще такое сделать? И стоит ли это делать? А если и можно, то опять нужны деньги на расчет РН, на переделку старта и т.д. ...
Или это вообще ерунда?
Без денег точно ничего сделать нельзя. И без заказчика, готового эти деньги потратить. На счет "Молнии" вопрос интересный. Мне это как-то в голову не приходило. Там стоит разгонный блок Л, может ли он выводить тяжелый корабль на низкую орбиту? Не думаю. Он для другого предназначен. Да и вкладывать деньги в старую ракету... Сомнительно. А вот интересно, что об этом думают те, кто умеет считать массы, выводимые разными ракетами на разные орбиты?
ЦитироватьКстати, Союз-ТМА - это обозначение РККЭ, а 11Ф732 - индекс, присвоенный 11-м заказывающим управлением МО (так, кажется?). Не следует ли отсюда, что 11-е управление потеряло интерес к Союзам
Цифра "11" в обозначение космической техники это уже прошлое, я бы присвоил "Союзу-ТМА" индекс 17Фхх 8)
ЦитироватьКстати, на "Прогрессах" так и делают сейчас. Например 11Ф615 вар. А55, до того был вар. А15
Опять же, не ДЕЛАЮТ, а ДЕЛАЛИ. Прогресс-М - 11Ф615А55. Прогресс-М1 - опять 11Ф615А55. Даже Прогресс-СО1 - со стыковочным отсеком вместо грузового ящика, - и то тот же 11Ф615А55. В общем, надоело народу номера отслеживать. Понятно, так проще, в КД напишут: "С изд. № такого-то", или "На изд. № такой-то" - и нет проблем с переизданием комплекта документации. Нет, заказчик мышей не ловит, точно.
ЦитироватьЦитироватьКстати, на "Прогрессах" так и делают сейчас. Например 11Ф615 вар. А55, до того был вар. А15
Понятно, так проще, в КД напишут: "С изд. № такого-то", или "На изд. № такой-то" - и нет проблем с переизданием комплекта документации. Нет, заказчик мышей не ловит, точно.
Думаю, здесь корень "проблемы". Кому охота каждый раз перевыпускать полный комплект документации за те же деньги?
ЦитироватьЦитироватьКстати, Союз-ТМА - это обозначение РККЭ, а 11Ф732 - индекс, присвоенный 11-м заказывающим управлением МО (так, кажется?). Не следует ли отсюда, что 11-е управление потеряло интерес к Союзам
Цифра "11" в обозначение космической техники это уже прошлое, я бы присвоил "Союзу-ТМА" индекс 17Фхх 8)
Скорее уж 14Фxx...
11, 17, 14
А в чем разница?
Знаю только 2а232, 2а332 и 17ц12 :(
ЦитироватьСкорее уж 14Фxx...
А уже былочто то 14Фхх? Мне напамять что то ничего не приходит... Я думал 14 это пока только одни РН и РБ.
Цитировать11, 17, 14
А в чем разница?
Топик по системам обозначения умер со старым форумом... Если кратко, то разные заказывающие управления в разное время :) Еще добавьте сюда 8 (мы про ракетно-космическую технику)
ЦитироватьА уже былочто то 14Фхх? Мне напамять что то ничего не приходит... Я думал 14 это пока только одни РН и РБ.
14Ф70 - многоразовый корабль "Заря".