ЦитироватьВт Ноя 07, 2006 19:49
Извиняюсь, джентльмены, а что это за РД-0155 такой о котором все говорят?
Цитироватьhttp://www.kbkha.ru/rus/24a.php ЦитироватьРД-0155.
В 1999 году КБХА совместно с ГП «Красмашзавод» (КМЗ) приступило к работам по созданию однокамерного кислородно-керосинового двигателя РД-0155 (ведущий конструктор И.И. Фукс).
При разработке двигателя предусматривается максимально использовать конструкторский и производственно-технологический задел, накопленный в процессе создания серийного двигателя-прототипа РД-0244.
Наличие значительного резерва мощности, подтвержденного доводочными испытаниями двигателя РД-0244, а также опыт, приобретенный при его изготовлении на КМЗ, позволяет ускорить разработку двигателя РД-0155.
В 1999 году проведено успешное огневое испытание двигателя-демонстратора РД-0244 КД на компонентах топлива керосин-кислород, подтвердившее возможность создания двигателя РД-0155 на экологически чистых компонентах топлива.
В настоящее время разработка двигателя находится на стадии огневых доводочных испытаний.
http://www.rosprom.gov.ru/dates.php?month=4&idate=8 ЦитироватьДень 8 апреля в истории
2003 г.
Испытание двигателя РД-0155 К на экономически чистых компонентах топлива кислород-киросин, изготовленного на базе серийного двигателя КБХА РД-0244
http://www.avias.com/news/2004/01/30/71103.html ЦитироватьПроект создания экологически чистого ракетного двигателя, осуществляемый красноярским заводом "Красмаш" и Воронежским КБ химической автоматики, включен в федеральную космическую программу на 2004 г
30.01.04
Источник: информационное агентство "Пресс-Лайн"
Проект создания экологически чистого ракетного двигателя, осуществляемый красноярским заводом "Красмаш" и Воронежским КБ химической автоматики, включен в федеральную космическую программу на 2004 год. Об этом "Пресс-Лайну" сообщили в дирекции Красноярского машиностроительного завода. Ранее - в течение последних нескольких лет - средства на реализацию уникального проекта изыскивали сами предприятия. Напомним, что совместная разработка - жидкостно-реактивный двигатель на базе элементов баллистической ракеты РСМ-54. РД-0155 будет работать на экологически чистых компонентах топлива. Впрочем, на "Красмаше" отмечают, что даже с учетом получения федеральных средств при нынешних темпах финансирования двигатель будет готов к производству только через 3,5 года. Если дополнительные средства удастся изыскать, сроки работ значительно сократятся.
ЦитироватьСр Ноя 08, 2006 09:36
О, нашел (хотя информация двухлетней давности, судя по данным на сайте - немножко устарела)
Тяга - 80 (нижняя) и 90 (вакуум) тс
УИ: земной - 297с, вакуумный - 333с, интегральный - 315с.
Давление в камере - 180 атм
Соотношение компонентов - 2,6
Масса сухая - 950кг
Габариты без рулевых агрегатов: высота - 1720мм, макс.диаметр - 1710мм
У сдвоенного все то же самое, кроме тяги (160/180), сухой массы (1900кг) и диаметра (2100мм)
ЦитироватьЦитироватьА на какой стадии сейчас находится разработка РД-0155? Он, я так помню, делается на базе камер сгорания от каких-то боевых ЖРД, что должно несколько облегчить начало его серийного производства, т. к. остнастка уже есть?
Как мы помним из публикаций в НК :wink: , ни о каком серийном производстве речи нет и быть не может - предполагается брать эти двигатели со списываемых гептильных ракет, и, меняя отдельные блоки (газогенератор, клапаны), делать из них кислород-керосиноые
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/184-185/28.shtml)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/184-185/Table-11.gif)
ЦитироватьБыла такая попытка у КБХА переделать двигатели с вонючки, на кислород-керосин. Такие работы делали с РД-0256, РД-0244, РД-0233. Но по слухам возникли проблемы с охлаждением КС и сопла. Планировали РД-0233 конвертировать в РД-0155. Но в последнее время тишина по этой теме. Были и попытки использовать сопло от двигателя на вонючке в комплекте с КС, ТНА, ГГ и арматурой керосинового двигателя.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/178/30.shtml
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/184-185/28.shtml
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/199/25.shtml
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/228/33.shtml
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=234783#234783
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьСр Авг 15, 2007 10:25Цитироватьбыло бы слишком сложно перевести на керосин - не переводили бы.
На самом деле - сложно. Как я понял из разговора с испытаетлем Энергомаша (пару месяцев назад), у них это направление считают малоперспективным. В КБХА перевод гептил->керосин идет с большим трудом; нередко они обращаются за помощью на Энергомаш (поэтому испытаетль и был в курсе). Но двигатели до сих пор прогорают на стенде.
О, вот так новость, значит сообщения об испытаниях были излишне оптимистичны. А что именно прогорает, не известно?
Камера.
Таки проблемы с охлаждением.
Если смотреть даже по-дилетантски, то проблемы будут такие:
1. Охлаждающие свойства НДМГ по способности воспринимать тепловой поток вдвое лучше, чем у керосина.
2. Керосина окажется по объёму на 20% меньше, чем НДМГ. Про вязкость этих в-в я сейчас сказать не могу, но если она одинакова, то, для того, чтобы пропустить через рубашку охлаждения 80% жидкости за то же время, потребуется снизить давление на входе раза в два или более.
3. Снижение скорости потока в рубашке охлаждения на 20%, а также изменение давления в ней не пройдут безболезненно для стабильности процесса охлаждения.
4. Температура сгорания керосина выше
ЦитироватьЕсли смотреть даже по-дилетантски, то проблемы будут такие:
1. Охлаждающие свойства НДМГ по способности воспринимать тепловой поток вдвое лучше, чем у керосина.
Это точно, а не на треть?
Цитировать2. Керосина окажется по объёму на 20% меньше, чем НДМГ. Про вязкость этих в-в я сейчас сказать не могу, но если она одинакова, то, для того, чтобы пропустить через рубашку охлаждения 80% жидкости за то же время, потребуется снизить давление на входе раза в два или более.
Почему на 20 %, всего процентов на 7, а давление как его понизить, тогда керосин в камеру не попадет.
Цитировать3. Снижение скорости потока в рубашке охлаждения на 20%, а также изменение давления в ней не пройдут безболезненно для стабильности процесса охлаждения.
Интенсивность теплообмена конечно ухудшится, хоть и не столь кардинально, плюс еще температура в КС у керосинки несколько выше.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьВо-первых. РД-0155 пока подобрали аферисты из "Воздушного старта", поскольку с НК-33 их проект выглядел менее реализуемым.
Откуда дровишки? :shock:
На воздушном старте планировался НК-43, а РД-0155 ему проигрывает по всем статьям.
Из интервью И.Афанасьева с руководителями "ВС" в НК №1 за 2008 г.
А по подробнее можно?
Я первый номер в лучшем случае в феврале получу. :(
Что касаемо ВС, то в 2-х словах:
- в качестве альтернативы НК-43 (на случай, если НК-33 и НК-43 разберут на новые носители) всерьез рассматривается РД-0155, причем ТЗ для КБХА на этот ЖРД выдал "ВС".
- по ряду параметров, в первую очередь, по габаритам РД-0155 устраивает разработчиков РН "Полет" даже больше, чем НК-43.
ЦитироватьРД-120 и РД-120К
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_006/images/NPO-ENERGOMASH-09.jpg)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_006/images/NPO-ENERGOMASH-11.jpg)
РД-0155
(http://i005.radikal.ru/0801/6f/a76529305e4c.jpg)
(http://photofile.ru/photo/salo1059/2981345/large/60987232.gif)
Я так понял - все долгие и многочисленные попытки сделать из вонючек керосинки окончились провалом?
ЦитироватьЯ так понял - все долгие и многочисленные попытки сделать из вонючек керосинки окончились провалом?
Скорее, отсутствием реальной потребности.
Цитироватьhttp://krasm.com/doc.php?id=766Цитировать14 декабря 2010 года Красноярский машиностроительный завод посетила делегация ведущих специалистов ОАО «РКК «Энергия» во главе с вице-президентом, первым заместителем генерального конструктора В.М. Филиным.
Целью визита руководителей российской космической Корпорации стало обсуждение вопросов по консолидации совместной деятельности в области разработки и создания нового экологически чистого многофункционального ракетного двигателя.
Для начала этой сложной и наукоемкой работы коллективу Красноярского машиностроительного завода, совместно со специалистами ОАО «РКК «Энергия», предстоит в ближайшее время создать эскизный проект двигателя; разработать конструкторскую и технологическую документацию оснащения основных агрегатов и всего проекта в целом.
Вице-президент ОАО «РКК «Энергия» В.М. Филин в ходе совещания отметил:
«Накопленный уникальный опыт, уровень применяемых на Красмаше технологий и производственных мощностей не вызывают сомнения в успешном достижении поставленных целей». По словам генерального директора Красноярского машиностроительного завода В.А. Колмыкова, работники предприятия с полной ответственностью готовы приступить к выполнению поставленных задач.
РД-0155К собираются ставить на Стриж?
Это будет реинкарнация Дианы из 90-х.
Хило, но хоть какой-то интерес.
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/184-185/Table-11.gif)
(http://photofile.ru/photo/salo1059/2981345/large/60987232.gif)
А что если скрестить ужа с ежом?
Взять серийно выпускаемый ТНА от РД-0244 и серийную КС от РД-120 :idea:
По параметрам подходит. Проблем с прогоранием КС не будет. Всё делается в России.
Гм... А запитывать ТНА вонючкой или как?
Все попытки сделать из движка МБР на вонючке гражданский на керосине чушь... А движки снимаемых МБР лучше перебирать, часть партии прожигать и ставить на новые МБР. НК-33 вон 30 лет ждал своего часа в хранилище.
Богу-богово, слесарю-слесарево... Никто в здравом уме не запустит дорогой спутник на ракете движки которой переделывали, да еще с малой серийностью...
И еще один момент: для серьезных носителей тяга движков с МБР маловата.
Проблем с переводом ТНА на ЖК-керосин не возникало. Проблемы были с охлаждением КС.
Сначала ведь пытались конвертировать родную КС РД-0244, но она видимо прогорала.
Поэтому видимо поставили две КС от РД-0233, попутно снизив давление с 235 атм до 180 атм и увеличив тягу с 70 до 90 тс. Но и это видимо не помогло.
КС от РД-120 должна решить проблему с охлаждением.
И я предлагаю не переделывать старые движки, а сделать новый, на базе серийно выпускаемых камеры и ТНА.
А зачем новый нужен в свете наличия РД-0124 и концептуального решения ставить 2-ю водородную ступень на перспективное семейство Русь? Союз модернизировать? Так потеряется его главный козырь-надежность...
ЦитироватьА зачем новый нужен в свете наличия РД-0124 и концептуального решения ставить 2-ю водородную ступень на перспективное семейство Русь? Союз модернизировать? Так потеряется его главный козырь-надежность...
Такой ЖРД:
1) может служить основой дальнейшего развития РН "семёрочного" семейства.
2)В случае необходимости, может использоваться в перспективных РН класса Зенита (на 2-й ступени).
1) А может и не служить... Ненапряженность ЖРД "семерочного семейства" один из козырей его надежности... Да и 1700+ пусков устоявшихся движков новодел из скрещения бульдога с носорогом не догонит...
2) Русь, насколько я понял, основное перспективное семейство и там 2 ступень( собственно я считаю что так и должно быть) водородная...
Диапазон нагрузок зенита захватывается "семерочным семейством" с 3 водородной ступенью и Зениту я прочу долгую агонию и тихий закат...
В обсчем лезть в движки Союза-потерять надежность и стоимость... А лезть в диапазон нагрузок Союза с вероятной водородной 3 ступенью-очень сильно потерять на вшивой размерности УРМ...
Семёрочное семейство с третьей водородной ступенью видимо будет в Ваших глазах эталоном надёжности?
И потом поставить напряжённый НК-33-1 на вторую ступень Вам религия позволяет, а на первую наложено табу? Предлагаю пока не поздно запретить Союз 2-1Б с напряжённым РД-0124 на блоке И. :wink:
Исходя из того что единственный реальный водородный ЖРД РД-0146 на "мятом" газе, то он таки ПМСМ будет надежным.
И в любом случае Союз с 3 водородной ступенью будет не менее надежен чем Зенит в ныненшнем виде и с нынешней серийностью...
НК-33 разрабатывался сразу на своем топливе, а не "менял пол":)
У меня большие сомнения в плане надежности движка который сменил топливо и КС... А вот РД-0124 сразу кислород-водородный.
ЦитироватьУ меня большие сомнения в плане надежности движка который сменил топливо и КС... А вот РД-0124 сразу кислород-водородный.
В смысле?
И какое это имеет отношение к напряжённости в сравнении с РД-107?
В одной из презентаций был ещё один вариант:
ЦитироватьДля выведения КК "Клипер" и грузовых контейнеров массой свыше 11 т предлагается использовать РН "Союз-2-3" повышенной энергетики, которая является дальнейшей модернизацией РН "Союз-2-3" грузоподъемностью 11 т.
1.На боковых блоках I ступени устанавливаются двухкамерные двигатели РД 0155 (с качающимися камерами) разработки КБХА. Кислородно–керосиновый двигатель РД 0155 разрабатывается на базе серийного кислотного двигателя РД0244. Двигатель РД 0155 имеет повышенные энергетические характеристики по сравнению с существующим двигателем 14Д22:
тяга в пустоте, тс 125,4 вместо 104,1
удельный импульс тяги
в пустоте, кгс с/кг 342 вместо 319,1.
Земная тяга у него 110,6 тс. Значит земной УИ 301,6 с.
Диапазон дросселирования 60-100%.
Судя по описанию это сдвоенный и конвертированный РД-0244:
(http://i033.radikal.ru/1003/ee/e79525d79e84.jpg)
Упоминается также ещё один вариант:
ЦитироватьРД0155В, работающий на компонентах топлива (кислород, керосин, водород) по безгазогенераторной схеме.
Параметры РД-0155В:
Пустотная тяга 112 тс, УИ 344с.
Земная тяга 94,82 тс; УИ 291,2 с.
Диапазон дросселирования 50-110%.
ЦитироватьЦитироватьhttp://krasm.com/doc.php?id=766Цитировать14 декабря 2010 года Красноярский машиностроительный завод посетила делегация ведущих специалистов ОАО «РКК «Энергия» во главе с вице-президентом, первым заместителем генерального конструктора В.М. Филиным.
Целью визита руководителей российской космической Корпорации стало обсуждение вопросов по консолидации совместной деятельности в области разработки и создания нового экологически чистого многофункционального ракетного двигателя.
Для начала этой сложной и наукоемкой работы коллективу Красноярского машиностроительного завода, совместно со специалистами ОАО «РКК «Энергия», предстоит в ближайшее время создать эскизный проект двигателя; разработать конструкторскую и технологическую документацию оснащения основных агрегатов и всего проекта в целом.
Вице-президент ОАО «РКК «Энергия» В.М. Филин в ходе совещания отметил:
«Накопленный уникальный опыт, уровень применяемых на Красмаше технологий и производственных мощностей не вызывают сомнения в успешном достижении поставленных целей». По словам генерального директора Красноярского машиностроительного завода В.А. Колмыкова, работники предприятия с полной ответственностью готовы приступить к выполнению поставленных задач.
РД-0155К собираются ставить на Стриж?
Это будет реинкарнация Дианы из 90-х.
Хило, но хоть какой-то интерес.
:shock: Ага, особенно учитываю дату посещения завода... :) :D
Вот интересно, почему этот двигатель среди продукции Красмаша? Его реально уже производят?
И фотография есть.
(http://s54.radikal.ru/i145/1110/2c/154dc4517caf.jpg)
http://krasm.com/doc.php?id=297
Насколько я знаю оба испытания закончились прогаром КС.
за прошедшие 2 года какие-то подвижки есть?
Ни гугу.
А теперь?
похоже, эта тема давно умерла. За ненадобностью.