Уважаемые форумчане, может кто-нибудь сможет рассказать поподробнее об этой спутниковой платформе? Нигде не могу найти даже толкового изображения "Горизонта" или "Радуги". В интернете публикуют малюсенькие снимочки и схемочки, по которым нельзя ничего разобрать. В фотоархиве НК опубликованы фотографии "Радуги" из музея Академии им. Можайского. Но и по ним очень тяжело понять что есть что в нагромождении трубопроводов, антенн и проводов.
Особенно интересно, как выглядит та часть этих спутников, которая закрыта от наблюдателя радиатором СТР. Покрываются ли эти спутники в реальности ЭВТИ. Как выглядят двигатели ориентации. Ну, и ещё - миллион вопросов.
Может, у кого-нибудь есть нормальные схемы (или чертежи) КА "Горизонт", "Радуга" или "Экран"? Буду крайне признателен.
Секретность же.
ЦитироватьМожет, у кого-нибудь есть нормальные схемы (или чертежи) КА "Горизонт", "Радуга" или "Экран"? Буду крайне признателен.
Есть. Встречаемся как обычно, в кафе, в квартале от консульства. Не забудьте крайнюю признательность - времена сейчас трудные.
ЦитироватьМожет, у кого-нибудь есть нормальные схемы (или чертежи) КА "Горизонт", "Радуга" или "Экран"? Буду крайне признателен.
"Экран" в свое время открыто стоял на ВДНХ в павильоне "Космос", так что ищите открытки тех лет или машину времени :-)
ЦитироватьСекретность же.
Это Вы пошутили? Я ведь спрашиваю даже не о "Экспрессах", а о "Горизонтах", "Радугах" и "Экранах".
Цитировать"Экран" в свое время открыто стоял на ВДНХ в павильоне "Космос", так что ищите открытки тех лет или машину времени :-)
К сожалению, на фотографиях и на открытках, запечатлевших павильон "Космос" ВДНХ, тоже ничего путного разобрать невозможно.
Может, кто-нибудь ответит хоть на такой вопрос: какие двигатели применялись на "Горизонте"? Перерыв уйму интернет-сайтов нашёл информацию о том, что на "Горизонтах" использовались двигатели СПД-70. Подскажите, пожалуйста, где они располагались? Как выглядели?
ЦитироватьПерерыв уйму интернет-сайтов нашёл информацию о том, что на "Горизонтах" использовались двигатели СПД-70.
Это врядли.
Цитировать... двигатели СПД-70. ... Как выглядели?
А Гугль? :)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/198/spd1.jpg)
Электроракетные двигатели, разработанные в ОКБ «Факел» (слева направо): СПД-70, СПД-100 и СПД-200. Фото И.Маринина
Спасибо!
Прошу прощения, но я не совсем верно сформулировал вопрос. Как сами по себе выглядят двигателии СПД, я знаю. Меня же интересует, как они, так сказать, выглядят на КА "Горизонт", "Радуга" или "Экран": в каком месте расположены, сколько их, какие к ним подходят коммуникации и так далее. Фотографий двигателей СПД на КА серии "Экспресс" достаточно много, а вот по поводу "Горизонтов" мне пока ничего не удалось найти.
И ещё. По обоим бортам КА серии КАУР-3, параллельно его продольной оси, расположены небольшие цилиндрические устройства, опутанные трубками и проводами. На некоторых снимках КА "Экран" эти устройства закрыты коробчатыми экранами. На одном из рисунков КА "Горизонт" эти устройства названы "двигателями". Но где же тогда сопла? Пожалуйста, расскажите, что это за устройства? Если это двигатели, то где расположены сопла и сколько их?
Raduga-1 (Globus, 17F15) (http://space.skyrocket.de/index_frame.htm?http://space.skyrocket.de/doc_sdat/raduga-1.htm)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10772.jpg)
Ekran-M (11F647M) (http://space.skyrocket.de/index_frame.htm?http://space.skyrocket.de/doc_sdat/ekran-m.htm)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10773.jpg)
Gorizont 1 - 33 (11F662) (http://space.skyrocket.de/index_frame.htm?http://space.skyrocket.de/doc_sdat/gorizont.htm)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10774.jpg)
Все картинки - с одного сайта. Достоверность - не известная.
ЦитироватьСпасибо!
Прошу прощения, но я не совсем верно сформулировал вопрос. Как сами по себе выглядят двигателии СПД, я знаю. Меня же интересует, как они, так сказать, выглядят на КА "Горизонт", "Радуга" или "Экран": в каком месте расположены, сколько их, какие к ним подходят коммуникации и так далее.
Говорю же вам: на Горизонтах, Радугах и Экранах не было двигателей СПД.
ЦитироватьГоворю же вам: на Горизонтах, Радугах и Экранах не было двигателей СПД.
Пожалуйста, расскажите, какие же двигатели применялись (или применяются) на КАУР-3? Вот те цилиндрические устройства по бортам аппаратов, случайно, не двигатели? А где же, в таком случае, сопла?
Поделитесь, пожалуйста, той информацией, которая у Вас есть. Буду очень признателен.
Цитировать...Все картинки - с одного сайта. Достоверность - не известная.
Спасибо, конечно, но по этим картинкам невозможно ничего понять :(.
ЦитироватьПожалуйста, расскажите, какие же двигатели применялись (или применяются) на КАУР-3?
Попросите Сала, у него все ссылки под рукой.
ЦитироватьВот те цилиндрические устройства по бортам аппаратов, случайно, не двигатели?
Случайно двигатели.
ЦитироватьА где же, в таком случае, сопла?
Там по центру цилиндров такая квадратная выпуклость, из неё торчат сопла.
ЦитироватьПоделитесь, пожалуйста, той информацией, которая у Вас есть. Буду очень признателен.
Сало попросите. Или найдите тему "двигатели ТМКБ Союз", там он выкладывал.
ЦитироватьПопросите Сала, у него все ссылки под рукой.
Cпасибо!
Только... только как мне выйти на связь с Salo? Как его найти? И где можно найти Тему про двигатели?
А что это за тип двигателей на КАУР-3, про которые Вы так скромно рассказали
ЦитироватьЦитироватьПопросите Сала, у него все ссылки под рукой.
Cпасибо!
Только... только как мне выйти на связь с Salo? Как его найти? И где можно найти Тему про двигатели?
А что это за тип двигателей на КАУР-3, про которые Вы так скромно рассказали
Да он тут третий по количеству сообщений. Вот толькочто: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=543059#543059
Видите какие у него материалы? Он вам всё выложит.
Кому нужно Сала? :wink:
По КАУР-3:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/201/52.shtml
http://rocketpolk44.narod.ru/voenye.htm
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=464699#464699
(http://s46.radikal.ru/i113/0909/47/d63756c348d1.jpg)
Двигатель 11Д444. ДУ 11Д78.
http://s-tv.com.ua/4-istorija-sputnikovykh-sistem-svjazi.html
(http://s-tv.com.ua/uploads/posts/2008-12/1228297586_ekran.jpg)
(http://s-tv.com.ua/uploads/posts/2008-12/1228297573_gorizont.jpg)
ЦитироватьКому нужно Сала? :wink:
Salo, судя по всему, Вы нужны мне. Старый пишет, что у Вас есть информация по КАУР-3. Не могли бы поделиться?
Правда, информацию по тем ссылкам, которые Вы сообщили выше, я уже видел. Честно говоря, всё - очень поверхностно, без подробностей. Фотографии и схемы - маленькие, по ним почти невозможно разобраться что к чему. Может быть, у Вас есть более подробная информация по конструкции КАУР-3? Например, как устроены двигатели 11Д444 и 11Д78, что из себя представляет та часть КАУР-3, которая скрыта от взгляда радиатором СТР, как крепился антенный комплекс, покрывались ли "Горизонты" ЭВТИ и так далее? Пожалуйста, расскажите и, если возможно, покажите. Заранее благодарен!
Насколько я понял, два цилиндрических устройства по бокам КАУР-3 - это двигатели коррекции и довыведения. Судя по всему, они применялись для вывода КА в точку стояния, но в процессе стабиллизации уже в точке стояния эти двигатели участия не принимали или принимали крайне редко. В точке же стояния, в основном, использовались маленькие двигатели (сопла), работающие на сжатом газе, например, азоте, запас которого хранился, по всей видимости, в шар-баллонах, которые также видны по бортам КАУР-3. Возможно, именно запасом рабочего сжатого газа и определялся довольно небольшой срок активного существования КАУР-3 на орбите: официально - 3 года.
Уважаемые форумчане, может кто-нибудь подтвердить или опровергнуть высказанные здесь мысли? Пожалуйста.
А вот ещё интересно: покрывались ли КАУР-3 изоляционной тканью наподобие КАУР-4?
ЦитироватьСудя по всему, они применялись для вывода КА в точку стояния, но в процессе стабиллизации уже в точке стояния эти двигатели участия не принимали или принимали крайне редко.
НЕт, собственно какраз для корекции точки стояния они и предназначались и применялись.
Для чего баллоны с газом не знаю, но подозреваю что для разгрузки маховиков.
Что касается деталей внешнего вида антенного комплекса то вам не повезло. Если вы не успели увидеть это на ВДНХ то всё, даже приблизительного представления по картинкам вы не получите. Ибо там такое хитросплетение разных агрегатов, ферм, волноводов, проводов и др. и пр. что описать это словами невозможно.
http://rocketpolk44.narod.ru/voenye.htm
ЦитироватьАктивный ретранслятор «Грань» разрабатывался для передачи телефонно-телеграфной
информации в основном для стратегической и оперативной связи в интересах Генерального штаба Министерства обороны, видов Вооруженных Сил, правительственной связи, а также передачи телевизионных программ. На КА были установлены два трехствольных ретранслятора: «Дельта-1» и «Дельта-2». Ретрансляторы «Дельта-1» служат для обеспечения правительственной и военной связи. Эти ретрансляторы получили открытое название «Галс». Ретрансляторы «Дельта-2» получили названия «Стационар». Они служат для непрерывной передачи на сеть станций «Орбита» цветных и черно-белых телевизионных программ.
Кроме того, на КА «Грань» размещаются ретрансляторы «Волна» для связи с воздушными и наземными транспортными средствами.
Масса КА составляет 1965кг. Основой КА служит цилиндрический герметичный приборный отсек длиной 5,5м. и максимальным диаметром 2,5м. Размах двух одноосно ориентируемых солнечных батарей составляет 9,5м. В дополнение к ним вокруг нижней части
цилиндрического гермоотсека расположена жестко закрепленная солнечная батарея. Суммарная площадь СБ – 25кв.м.
Аппарат на орбите имеет трехосную ориентацию, для поддержания которой используются силовой гироскоп и двигатели малой тяги. Эти же двигатели применяются для привода КА в точку «стояния». Гарантийный ресурс КА составляет 3 года.
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/nk/1999/10/1999-10d.html
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10864.jpg)
Спутник непосредственного телевещания «Экран». Фото С.Голотюк
Ой, на этом сайте столько лажи...
Вот кстати фотография Радуги есть, Она же из НК:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10865.jpg)
"Кольцевая солнечная батарея у основанеия" умилила. :)
У них и КАУР-3 с СПД и гидразиновыми ЖРД МТ. :roll:
Вот ещё у Вэйда
http://www.astronautix.com/craft/ekran.htm
http://www.astronautix.com/craft/ekranm.htm
Это радиатор с ОСО газожидкостной системы терморегулирования, батареи на фото демонтированы. Только привода стоят.
Цитироватьhttp://www.astronautix.com/craft/ekranm.htm
О! И тот же снимок Экрана с ВДНХ только вверх ногами!
https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10866.jpg
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10866.jpg)
ЦитироватьЭто радиатор с ОСО газожидкостной системы терморегулирования...
Мы в курсе. А что это за две перфорированные трубы из него торчат в стороны?
Цитироватьбатареи на фото демонтированы.
И висят сзади на стене?
11Ф647 Экран Стационар Т:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8821.jpg)(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8824.jpg)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8822.jpg)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8825.jpg)
Баллон со сжатым газом:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8823.jpg)
11Ф638 №10х Грань Радуга:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8826.jpg)(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8827.jpg)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8828.jpg)(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8829.jpg)
А вот и ДУ 11Д78:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8830.jpg)
Блок двигателей ориентации:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8831.jpg)
Антенный блок:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8832.jpg)
ЦитироватьНет, собственно как раз, для корекции точки стояния они и предназначались и применялись.
Для чего баллоны с газом не знаю, но подозреваю что для разгрузки маховиков.
Насколько я понял, вот эти два цилиндрических устройства по бортам КАУР-3 являются газогенераторами. На них же я разглядел по одному соплу (микро ЖРД?). А где же располагались остальные сопла или микро ЖРД? И как, собственно, газ из этих газогенераторов подавался в сопловые блоки (микро ЖРД)?
На снимках из архива НК (к сожалению, не знаю, как разместить здесь фотографии) показан какой-то сопловой блок от КАУР-3. Там из одного места торчат пять маленьких сопел, причём, на блоке имеется крышка - кто её открывал и когда? Вот только где располагался этот (или эти) сопловой блок, из фотографий НК непонятно. Никто не знает?
Что касается шар-балонов, размещавшихся, опять таки, по бортам КАУР-3, то, мне кажется, что запасённый в них газ (азот?) использовался или для вытеснительной системы подачи топлива в газогенераторы, или непосредственно подавался в сопловые блоки для создания реактивных моментов. Кто-нибудь знает точно?
ЦитироватьЧто касается деталей внешнего вида антенного комплекса то вам не повезло. Если вы не успели увидеть это на ВДНХ то всё, даже приблизительного представления по картинкам вы не получите. Ибо там такое хитросплетение разных агрегатов, ферм, волноводов, проводов и др. и пр. что описать это словами невозможно.
Да уж, это точно - не повезло. Разобраться в том, где там и что, особенно у "Горизонта", очень трудно. Вот я и спрашивал: может, кто-нибудь из форумчан просвятит по антенному комплексу?
Цитировать"Кольцевая солнечная батарея у основания" умилила. :)
По-моему, это не солнечная батарея, а кольцевой радиатор СТР. Остатки "блёсток" же на нём - это, скорее всего, отражающие элементы - для снижения теплового воздействия солнечных лучей. НО! Но это - всего лишь моё мнений. Кто-нибудь знает точно?
ЦитироватьЦитироватьбатареи на фото демонтированы.
И висят сзади на стене?
Ой, нет, это от Метеора краешек залез.
ЦитироватьБлок двигателей ориентации:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8831.jpg)
Извиняюсь за ненаблюдательность, а где это расположено на спутнике?
ЦитироватьБлок двигателей ориентации:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8831.jpg)
А где, ГДЕ именно(!), этот блок располагался на КАУР-3? Пожалуйста, просветите.
И ещё. Это микро ЖРД или сопловой блок работал просто на сжатом азоте? Как подавался газ к блоку? Пожалуйста!!!
Это газовые двигатели. Это видно и по конструкции и по количеству.
ЦитироватьЦитировать"Кольцевая солнечная батарея у основания" умилила. :)
По-моему, это не солнечная батарея, а кольцевой радиатор СТР. Остатки "блёсток" же на нём - это, скорее всего, отражающие элементы - для снижения теплового воздействия солнечных лучей. НО! Но это - всего лишь моё мнений. Кто-нибудь знает точно?
Старый как раз над этим и смеялся.
Цитироватьhttp://s-tv.com.ua/4-istorija-sputnikovykh-sistem-svjazi.html
(http://s-tv.com.ua/uploads/posts/2008-12/1228297586_ekran.jpg)
(http://s-tv.com.ua/uploads/posts/2008-12/1228297573_gorizont.jpg)
ЦитироватьЭто газовые двигатели. Это видно и по конструкции и по количеству.
Уважаемый Salo, пожалуйста, объясните, где же располагался этот блок (или ЭТИ блоки) на КАУР-3 - в каком месте? Каким образом к сопловому блоку подавался газогенераторный газ? И каким образом открывалась-закрывалась крышка блока?
ЦитироватьНасколько я понял, вот эти два цилиндрических устройства по бортам КАУР-3 являются газогенераторами. На них же я разглядел по одному соплу (микро ЖРД?).
Чтото вы никак не поймёте. Нет там никаких газогенераторов. Обычная двухкомпонентная жидкостная двигательная установка 11Д78, это не сопла а двигатели двухкомпонентные, направлены в стороны для удержания точки стояния (корекции восток-запад). Корекция наклонения (север-юг) не производится. Ориентация на электромеханических маховиках, двигатели ориентации не нажны. Сопла ориентации только для разгрузки маховиков поэтому большую часть времени закрыты крышкой. На чём они работают счас попробуем разобраться.
Цитировать... большую часть времени закрыты крышкой.
А как крышка открывалась-закрывалась в космосе? Давайте тоже разберёмся. На фотографии не видно никакого привода для открытия-закрытия. Пружина видна. Но она же работает лишь в одну сторону. А в другую как?
-Вы суслика видите?
-Нет...
-И я не вижу. А он есть! :)
(с)
ЦитироватьЭто газовые двигатели. Это видно и по конструкции и по количеству.
Ещё раз простите за тупость, но что значит "газовые двигатели"? Газовые - работающие на запасённом в шар-балонах газе (азоте) или газовые - работающие на газогенераторном газе?
Цитировать-Вы суслика видите?
-Нет...
-И я не вижу. А он есть! :)
(с)
Вообще-то, странно: зачем крышка? Её же надо открывать или закрывать, устанавливать привод и так далее... Это же усложняет конструкцию. Неужели нельзя было оставить сопла открытыми, как на многих других аппаратах?
И всё-таки, где же этот "суслик" (или "суслики") располагались-то на самом аппарате? Какие-нибудь соображения есть?
ЦитироватьВообще-то, странно: зачем крышка? Её же надо открывать или закрывать, устанавливать привод и так далее... Это же усложняет конструкцию. Неужели нельзя было оставить сопла открытыми, как на многих других аппаратах?
Вы не поверите - даже на корабле Союз основной двигатель закрыт крышкой. Это необходимо для обеспечения теплового режима.
Газовые двигатели, это двигатели работающие на холодном газе, обычно азоте, запасённом в баллонах.
Думаю находятся они здесь:
(http://i073.radikal.ru/1002/97/4a251e2d2f15.jpg)
ЦитироватьА как крышка открывалась-закрывалась в космосе? Давайте тоже разберёмся. На фотографии не видно никакого привода для открытия-закрытия.
Там ещё тросики такие хитрые...
ЦитироватьГазовые двигатели, это двигатели работающие на холодном газе, обычно азоте, запасённом в баллонах.
Спасибо! Теперь более-менее ясно.
ЦитироватьДумаю находятся они здесь:
(http://i073.radikal.ru/1002/97/4a251e2d2f15.jpg)
А уменя "radikal" заблокирован :cry: Уважаемый Salo, а не могли бы разместить так же, как предыдущие рисунки, а?
ЦитироватьЦитироватьЭто газовые двигатели. Это видно и по конструкции и по количеству.
Ещё раз простите за тупость, но что значит "газовые двигатели"? Газовые - работающие на запасённом в шар-балонах газе (азоте) или газовые - работающие на газогенераторном газе?
ЦитироватьЦитироватьНасколько я понял, вот эти два цилиндрических устройства по бортам КАУР-3 являются газогенераторами. На них же я разглядел по одному соплу (микро ЖРД?).
Чтото вы никак не поймёте. Нет там никаких газогенераторов. Обычная двухкомпонентная жидкостная двигательная установка 11Д78, это не сопла а двигатели двухкомпонентные, направлены в стороны для удержания точки стояния (корекции восток-запад). Корекция наклонения (север-юг) не производится. Ориентация на электромеханических маховиках, двигатели ориентации не нажны. Сопла ориентации только для разгрузки маховиков поэтому большую часть времени закрыты крышкой. На чём они работают счас попробуем разобраться.
Старый совершенно прав:
(http://s46.radikal.ru/i113/0909/47/d63756c348d1.jpg)
По бокам стоят две ДУ показанные на схеме.
На каждой по одному двухкомпонентному ЖРД МТ 11Д444 тягой 0,4 Н с вытеснительной подачей.
Газ и оба компонента топлива находятся в ДУ. Видимо две полости и в каждой из них по гибкой мембране.
ЦитироватьТам ещё тросики такие хитрые...
Тросик-то я заметил, да уж больно не солидно всё это выглядит... Тем более, обратите внимание, как тросик проходит к крышке: просто через отверстие в какой-то детальке, а деталька развёрнтута. Мне кажется, если бы крышка приводилась бы тросиком, то его - тросик - пропустили бы как-нибудь более "красиво".
ЦитироватьДумаю находятся они здесь:
(http://i073.radikal.ru/1002/97/4a251e2d2f15.jpg)
А уменя "radikal" заблокирован :cry: Уважаемый Salo, а не могли бы разместить так же, как предыдущие рисунки, а?[/quote]На кольцевом радиаторе СОТР находятся два "рога" белого цвета. Вот на их концах видимо и расположены.
Ёлки-палки! :twisted: Никак не удаётся посмотреть рисунки. Я - сейчас в командировке и выход в Интернет - у меня ведомственный, выход на "radikal" заблокирован :cry:
Salo, а сколько времени Ваши рисунки (или фотографии) будут ещё размещены в "radikal"?
ЦитироватьНа кольцевом радиаторе СОТР находятся два "рога" белого цвета. Вот на их концах видимо и расположены.
Спасибо! Но... пардон, эти самые "рога" на радиаторе СОТР, по-моему, были только на "Радуге". Насколько я помню, на "Горизонтах" и "Экранах" этих самых "рогов" не было. Где ж у них-то располагались сопловые блоки?... Или я опять не заметил...
ЦитироватьЦитироватьТам ещё тросики такие хитрые...
Тросик-то я заметил, да уж больно не солидно всё это выглядит... Тем более, обратите внимание, как тросик проходит к крышке: просто через отверстие в какой-то детальке, а деталька развёрнтута. Мне кажется, если бы крышка приводилась бы тросиком, то его - тросик - пропустили бы как-нибудь более "красиво".
А я не говорю, что это штатный механизм открытия-закрытия - справа за пружиной видится что-то ещё. Но imho должен быть разовый механизм принудительного раскрыва при отказе основной (э.-м.?) системы.
А какие сопловые блоки на Экране мы не знаем. :wink:
ЦитироватьА я не говорю, что это штатный механизм открытия-закрытия - справа за пружиной видится что-то ещё. Но imho должен быть разовый механизм принудительного раскрыва при отказе основной (э.-м.?) системы.
Может быть, Вы и правы, но, мне кажется, что этот тросик приделали уже в Академии им. Можайского для того, чтобы зафиксировать крышку в открытом состоянии - для обозрения курсантов.
ЦитироватьА какие сопловые блоки на Экране мы не знаем. :wink:
А на "Горизонте"? Тоже не знаем? "Горизонты", по-моему, очень похожи на "Радуги".
И вообще, это же КАУР, то есть Космический Аппарат Унифицированного Ряда. Почему ж такие серьёзные отличия? Ну, я понимаю там антенный комплекс разный, но сопловые блоки-то, вроде, должны быть одинаковы... :?
ЦитироватьА уменя "radikal" заблокирован :cry: Уважаемый Salo, а не могли бы разместить так же, как предыдущие рисунки, а?
Он имеет в виду какраз на концах тех перфорированных труб которые торчат из радиатора СТР.
ЦитироватьЦитироватьА какие сопловые блоки на Экране мы не знаем. :wink:
А на "Горизонте"? Тоже не знаем? "Горизонты", по-моему, очень похожи на "Радуги".
И вообще, это же КАУР, то есть Космический Аппарат Унифицированного Ряда. Почему ж такие серьёзные отличия? Ну, я понимаю там антенный комплекс разный, но сопловые блоки-то, вроде, должны быть одинаковы... :?
А Вы уверены, что на Горизонте их нет. :wink:
Чтобы убедиться нужно иметь фото.
ЦитироватьНа каждой по одному двухкомпонентному ЖРД МТ 11Д444 тягой 0,4 Н с вытеснительной подачей.
По два.
ЦитироватьГаз и оба компонента топлива находятся в ДУ. Видимо две полости и в каждой из них по гибкой мембране.
Да.
Ну и можно добавить что после сборки и испытаний вся ДУ заливается таким пенорезиновым герметиком для теплоизоляции. Поэтому на спутнике всё это нагромождение труб по центру ДУ выглядит прямоугольным блоком на котором видны только отверстия сопел ЖРД запдлицо с поверхностью блока.
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8830.jpg)
ЦитироватьМожет быть, Вы и правы, но, мне кажется, что этот тросик приделали уже в Академии им. Можайского для того, чтобы зафиксировать крышку в открытом состоянии - для обозрения курсантов.
Счаааз! В академии её бы привинтили шурупчиком.
ЦитироватьИ вообще, это же КАУР, то есть Космический Аппарат Унифицированного Ряда. Почему ж такие серьёзные отличия?
Потому что "унифицированный" не значит "универсальный". Посмотрите хотя бы на различие в установке привода солнечных батарей.
http://www.astronautix.com/craft/gorizont.htm
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/61910.jpg)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/61911.jpg)
Второй снимок тоже вверх ногами.
http://www.iss-reshetnev.ru/?cid=geoca&caid=16
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/320001.gif)
Думаю сопла в этом выступе на радиаторе СОТР.
Радуга для сравнения:
http://www.iss-reshetnev.ru/?cid=geoca&caid=12
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/61912.gif)
По идее да. А у Экрана там тоже палка какаято торчит.
http://www.astronautix.com/craft/ekran.htm
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/310098.jpg)
http://www.astronautix.com/craft/ekranm.htm
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/310097.jpg)
Судя по всему здесь "рога" с белыми набалдашниками переместились поближе к антенне.
Хрен его знает... Возможно и передвинули т.к. солнечные батареи сзади.
Как и на Радуге рога на Экране размещены в одной плоскости с 11Д78. Это за.
Но.
На схеме эти рога подписаны как "солнечные датчики"
А на Экране из можайки я их чтото совсем не вижу.
http://www.telesputnik.ru/archive/133/article/70.html
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/61913.gif)
ЦитироватьОй, на этом сайте столько лажи...
"Кольцевая солнечная батарея у основанеия" умилила. :)
Копия статьи из НК:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/200/17.shtml
ЦитироватьЦитироватьНа каждой по одному двухкомпонентному ЖРД МТ 11Д444 тягой 0,4 Н с вытеснительной подачей.
По два.
Сопло одного ЖРД МТ я, вроде, на снимке нашёл. А вот второго что-то не видно. Старый, подскажите, пожалуйста, оба ЖРД МТ рядом находятся или разнесены?
Цитировать...после сборки и испытаний вся ДУ заливается таким пенорезиновым герметиком для теплоизоляции. Поэтому на спутнике всё это нагромождение труб по центру ДУ выглядит прямоугольным блоком на котором видны только отверстия сопел ЖРД запдлицо с поверхностью блока.
Пожалуйста, уточните: блок двигателей полностью заливается снаружи герметиком? То есть на реальной машине в космосе все трубочки и провода спрятаны в герметике и их не видно?
Кстати, вот ещё интересный вопрос: закрывались ли поверхности реальных КАУР-3 матами экранно-вакуумной теплоизоляции (ЭВТИ)? Особенно интересно по поводу первых "Радуг" и "Горизонтов".
Эх, вот бы ещё узнать, как выглядит та часть КАУР-3, которая обычно скрывается за радиатором СОТР. Что там - на том конце гермокорпуса? Например, для "Экрана", наверное, должен быть гермовывод привода солнечных батарей. А что там было у "Горизонтов", как думаете?
ЦитироватьЦитироватьОй, на этом сайте столько лажи...
"Кольцевая солнечная батарея у основанеия" умилила. :)
Копия статьи из НК:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/200/17.shtml
А действительно, это "Просто радиатор СОТР" или "Радиатор СОТР с солнечной батареей на внешней поверхности"?
Если это "Радиатор СОТР с солнечной батареей на внешней поверхности", то большая часть такой СБ, по-моему, не будет освещена солнечными лучами при реальном положении КА на орбите. Так что же это на самом деле?
Только СОТР, никаких фотоэлементов.
ЦитироватьТолько СОТР, никаких фотоэлементов.
Так что же, В. Мохов в своей статье в НК №9.1999 ошибся? Вот цитата оттуда: "...вокруг нижней части цилиндрического гермоотсека расположена жестко закрепленная солнечная батарея".
Мне кажется, мы всё время оптом говорим о разных аппаратах. Их надо разбирать по отдельности.
Хорошо, давайте говорить отдельно по каждой модификации КАУР-3.
В статье НК рассказывалось о КА "Радуга" и о том, что на этом аппарате имелась дополнительная солнечная батарея, по всей видимости, размещённая на внешней стороне радиатора СОТР. Вы согласны с автором этой статьи по поводу "Радуги"?
Если можно, то прокомментируйте идею о дополнительной солнечной батарее на внешней стороне радиатора СОТР в отношении к КА "Горизонт" и "Экран": на этих аппаратах применялась дополнительная СБ?
ЦитироватьСопло одного ЖРД МТ я, вроде, на снимке нашёл. А вот второго что-то не видно. Старый, подскажите, пожалуйста, оба ЖРД МТ рядом находятся или разнесены?
На снимке установок на стенде хорошо видно.
ЦитироватьПожалуйста, уточните: блок двигателей полностью заливается снаружи герметиком? То есть на реальной машине в космосе все трубочки и провода спрятаны в герметике и их не видно?
Полностью. Никаких трубочек.
ЦитироватьКстати, вот ещё интересный вопрос: закрывались ли поверхности реальных КАУР-3 матами экранно-вакуумной теплоизоляции (ЭВТИ)? Особенно интересно по поводу первых "Радуг" и "Горизонтов".
Вот это не знаю. Думаю что закрывались. Посмотрите как выглядят Экспрессы.
ЦитироватьЦитироватьТолько СОТР, никаких фотоэлементов.
Так что же, В. Мохов в своей статье в НК №9.1999 ошибся? Вот цитата оттуда: "...вокруг нижней части цилиндрического гермоотсека расположена жестко закрепленная солнечная батарея".
Ошибся, ошибся.
http://www.iss-reshetnev.ru/?cid=news&nid=428
(http://www.iss-reshetnev.ru/images/Image/news_npopm/271207.jpg)
Экран-М.
ЦитироватьЦитировать...закрывались ли поверхности реальных КАУР-3 матами экранно-вакуумной теплоизоляции (ЭВТИ)? Особенно интересно по поводу первых "Радуг" и "Горизонтов".
Вот это не знаю. Думаю что закрывались. Посмотрите как выглядят Экспрессы.
"Экспрессы"-то покрывались ЭВТИ. Но они, насколько я знаю, относятся к КАУР-4. По поводу же КАУР-3 всё не так однозначно. На всех опубликованных фотографиях "Радуг" и "Горизонтов" они - без ЭВТИ. "Чистых" "Экранов" покрытых ЭВТИ я тоже не видел. Во всяком случае, "Экран", экспонировавшийся на ВДНХ, был без ЭВТИ.
А вот "Экран-М" уже покрыт теплоизоляцией. Честно говоря, я не знаю, доказывает ли это что
ВСЕ КАУРы-3 покрывались теплоизоляцией.
ЦитироватьЦитироватьПожалуйста, уточните: блок двигателей полностью заливается снаружи герметиком? То есть на реальной машине в космосе все трубочки и провода спрятаны в герметике и их не видно?
Полностью. Никаких трубочек.
Старый, пожалуйста, ответьте: перфорированное коробчатое устройство на фотографии "Экран-М", любезно размещённой Salo, и есть тот самый 11Д78, залитый герметиком?
Если да, то что это за вырезы на поверхности герметика?
Рискну предположить, что всю красноту перед стартом сняли. А вот остался ли ребристый короб, увы не знаю.
Да, там видимо 11Д78.
То что все "красные заглушки" снимают, понятно. А вот этот коробчатый короб над 11Д78, по всей видимости, пошёл таки в полёт.
Но что-то этот перфорированный короб не похож на "глыбу" герметика. Скорее, он напоминает тонкостенный перфорированный коробчатый экран над 11Д78. Только как такой ПЕРФОРИРОВАННЫЙ экран обеспечивал теплозащиту двигателя?
Это вряд ли.
ЦитироватьЭто вряд ли.
Простите, не понял, к чему относится Ваша реплика: к тому, что "короб" не похож на "глыбу" герметика или к тому, что этот "короб", скорее всего, тонкостенный и перфорированный?
Если не затруднит, поясните, пожалуйста.
К тому, что обеспечивал теплозащиту. :wink:
Эти слишком мелкие. :(
http://www.telesputnik.ru/archive/68/article/36.html
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/61929.gif)
http://www.telesputnik.ru/archive/60/article/36.html
(http://www.telesputnik.ru/images/n60/ekr1copy.gif)
ЦитироватьВряд ли... обеспечивал теплозащиту. :wink:
О том, что 11Д78 на КАУР-3, якобы, полностью заливали герметиком - для обеспечения температурного режима, - писал Старый. Возможно, и даже скорее всего, так оно и было, например, на "Радугах" и "Горизонтах". Но вот на фотографии "Экран-М" двигатель явно закрыт не герметиком, а - корбчатым кожухом. Я думаю, это было сделано для защиты арматуры двигателя от различных внешних воздействий, например, при отделении КА от носителя.
Вообще, коробчатые кожухи на двигателях довольно часто можно разглядеть на фотографиях КАУР-3 - в основном, на "Экранах". А вот двигателей, сплошь покрытых герметиком, я что-то на фотографиях КАУР-3 не видел. Может, Старому повезло, и он лицезрел "живой" КАУР-3, например, на ВДНХ?
ЦитироватьЭти слишком мелкие. :(
http://www.telesputnik.ru/archive/68/article/36.html
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/61929.gif)
http://www.telesputnik.ru/archive/60/article/36.html
(http://www.telesputnik.ru/images/n60/ekr1copy.gif)
Да, увы, хороших фотографий КАУР-3 в Интернете не найти. Даже в интернет-изданиях НПО ПМ приводятся всего лишь малюсенькие схемки и снимочки, на которых кроме СБ ничего толком не разобрать. Да и информации о КАУР-3 - "кот наплакал". Обидно за машину!
8К99, короб вокруг ДУ это транспортировочная защита. Перед стартом снимается.
Цитировать8К99, короб вокруг ДУ это транспортировочная защита. Перед стартом снимается.
Спасибо.
Но, вообще-то, странно... Мне представлялось, что все временные заглушки, защитные кожуха и всё остальное "хозяйство", которое необходимо снять с КА перед запуском, окрашено в красный цвет. На размещённой выше фотографии "Экран-М" это хорошо видно. А вот корбчатый кожух над 11Д78 окрашен в тёмно-серый, почти чёрный цвет.... Почему же, в данном случае, технология подготовки КА к полёту нарушена?
В седьмом номере журнала "ИСС" с сайта ИСС(сейчас сайт лежит):
(http://s44.radikal.ru/i105/1002/31/6840fe0da35ft.jpg) (http://radikal.ru/F/s44.radikal.ru/i105/1002/31/6840fe0da35f.jpg.html)(http://s53.radikal.ru/i142/1002/fe/e9d8ccf91edat.jpg) (http://radikal.ru/F/s53.radikal.ru/i142/1002/fe/e9d8ccf91eda.jpg.html)
Подобные решётчатые короба устанавливались и на ДУ Молнии и скорее всего служили для защиты арматуры ДУ от повреждений при отделении КА и раскрытии его элементов.
Газета НПО ПМ №12 за 2007 год:
(http://s53.radikal.ru/i142/1002/fe/48a44f746756t.jpg) (http://radikal.ru/F/s53.radikal.ru/i142/1002/fe/48a44f746756.jpg.html)(http://s001.radikal.ru/i195/1002/f5/549df12962e5t.jpg) (http://radikal.ru/F/s001.radikal.ru/i195/1002/f5/549df12962e5.jpg.html)
ЦитироватьПодобные решётчатые короба устанавливались и на ДУ Молнии и скорее всего служили для защиты арматуры ДУ от повреждений при отделении КА и раскрытии его элементов.
Не надо путать исаевские и тураевские ДУ.
Я не думаю, что наличие такого короба объясняется фирменным стилем. :wink:
Газета "Сибирский спутник" №7 за 2009 год.
(http://s003.radikal.ru/i201/1002/ee/1eac76bf4238t.jpg) (http://radikal.ru/F/s003.radikal.ru/i201/1002/ee/1eac76bf4238.jpg.html)
Я думаю это обычная транспортировочная защита.
Вообще-то, насколько я знаю, все "транспортировочные защиты" обычно окрашены в красный цвет - чтобы не забыли снять перед пуском. Получается, если коробчатый кожух окрашен или просто имеет отличный от красного цвет, то он (коробчатый кожух) перед стартом не снимался и шёл в полёт. Значит, кожух защищал арматуру 11Д78 от чего-то уже в космосе? От чего?
Salo, большое спасибо за фотографии "Экрана"! Этот номер журнала НПО ПМ мне не попадался... к сожалению.
Кстати, а с чего это, собственно, журнал НПО ПМ разместил фотографии "Экрана"?
ЦитироватьВообще-то, насколько я знаю, все "транспортировочные защиты" обычно окрашены в красный цвет - чтобы не забыли снять перед пуском. Получается, если коробчатый кожух окрашен или просто имеет отличный от красного цвет, то он (коробчатый кожух) перед стартом не снимался и шёл в полёт. Значит, кожух защищал арматуру 11Д78 от чего-то уже в космосе? От чего?
А подставка того же цвета что и кожух. Значит её тоже отправят в полёт чтото защищать. Осталось обсудить что и от чего...
ЦитироватьКстати, а с чего это, собственно, журнал НПО ПМ разместил фотографии "Экрана"?
Ой, это долго объяснять... :cry:
ЦитироватьА подставка того же цвета что и кожух....
А какая подставка-то?
ЦитироватьА какая подставка-то?
На которой он стоит.
ЦитироватьSalo, большое спасибо за фотографии "Экрана"! Этот номер журнала НПО ПМ мне не попадался... к сожалению.
Кстати, а с чего это, собственно, журнал НПО ПМ разместил фотографии "Экрана"?
http://www.iss-reshetnev.ru/?cid=iss_magazine
http://www.iss-reshetnev.ru/?cid=newspaper
ЦитироватьЦитироватьА какая подставка-то?
На которой он стоит.
Да нет. Кантователь или, как Вы его назвали, "подставка", имеет определённо иной цвет нежели кожух, закрывающий 11Д78.
По-моему, Salo, был прав, когда сравнил перфорированный кожух над 11Д78 с коническим (тоже перфорированным) кожухом над двигателем коррекции КА серии "Молния". Видимо, это традиционный приём НПО ПМ, берущий начало ещё из ОКБ Королёва - закрывать арматуру ДУ перфорированными защитными экранами.
Salo, огромное спасибо!
А вот ещё интересный вопрос. На "Горизонтах" и "Радугах" имелась "ферменные" конструкции, к которым, судя по фотографиям, крепились СБ в стартовой конфигурации. Так вот, на некоторых фотографиях (в том числе и из музея им. Жуковского) видно, что эти "ферменные" конструкции оставались прикреплёнными к КА и после раскрытия СБ. Неужели, нельзя было найти иное решени крепления СБ - чтобы не "таскать" потом ставшие ненужными кронштейны предстартового крепления?