Навеяло страничкой в Интернете (http://www.smad.com/scorpius/lowcost/tanks.html), а также проектом движка (http://kluz.airbase.ru/minimorum/index.html).
Оказывается, что можно - в Штатах - сделать лёгкие и относительно дешёвые композитные баки на довольно высокое давление - по приведённой ссылке, на 40 атмосфер. У того бака удельная масса - до 2 кг на, эээ, кубический фут, то есть, примерно 28 литров, и удельная стоимость - до 200 долларов за тот же кубический фут.
Получается, что с такими параметрами можно сделать - опять же, в Штатах - бак одновременно и лёгкий, и дешёвый. Относительно, конечно: скажем, бак на 280 литров на 40 атмосфер будет весить 20 килограмм и стоить 2000 долларов.
Вопрос, могут ли такие изделия - с такими параметрами :) - сделать в России?
avmich, офтоп конечно, но когда же будете обновлять страничку ваших достижений в двигателестроении?
Хочется посмотреть на новые картинки :)
ЦитироватьХочется посмотреть на новые картинки :)
Кстати, я и старых не видел.
Судя по приспособлениям, в которых зажаты изображеные баки (http://www.smad.com/scorpius/lowcost/tanks.html):
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/58384.jpg)
сильно мне кажется, что товарищи американцы не включили в 200 баксов за кубофут, цену тех самых приспособ и прочего оборудования...
Сдается мне, дешевле будет заказать у "Скорпиуса" готовый бак, чем заморачиваться на его изготовление.
ЦитироватьНавеяло страничкой в Интернете (http://www.smad.com/scorpius/lowcost/tanks.html), а также проектом движка (http://kluz.airbase.ru/minimorum/index.html).
Оказывается, что можно - в Штатах - сделать лёгкие и относительно дешёвые композитные баки на довольно высокое давление - по приведённой ссылке, на 40 атмосфер. У того бака удельная масса - до 2 кг на, эээ, кубический фут, то есть, примерно 28 литров, и удельная стоимость - до 200 долларов за тот же кубический фут.
Получается, что с такими параметрами можно сделать - опять же, в Штатах - бак одновременно и лёгкий, и дешёвый. Относительно, конечно: скажем, бак на 280 литров на 40 атмосфер будет весить 20 килограмм и стоить 2000 долларов.
Вопрос, могут ли такие изделия - с такими параметрами :) - сделать в России?
Есть у меня знакомый оболочечник, из МВТУ. Они именно этим занимались - баллонами высокого давления из композитов, спрошу.
:)
По поводу двигателя - трубки для рубашки уже отформованы, но фото пока нет. Поскольку нет времени сделать. Старое фото доступно вверху темы "Смотреть всем".
По поводу цены - я так понимаю, либо фирма сделала баки для себя - и оказалось, что потратили 200/кф за всё - либо где-то что-то заказала (в данном случае, конечно, первый вариант), и с неё взяли такие деньги.
Заметим, что это цена - в Америке... Неужели и вправду дешевле там такие вещи делать :( . Вроде бы методы, применённые Микрокосмом - низкотехнологические. Жаль... хотя, конечно, возможно.
А какую цену называют здесь, в России?
ЦитироватьА какую цену называют здесь, в России?
Ну ты же слышал :) Говорят, в России такого сделать НЕЛЬЗЯ. :)
Вопрос, ПОЧЁМ.
Или ты хочешь сказать, что ВООБЩЕ нельзя, принципиально? Технически?
Мда :) ... Что-то как-то это...
ЦитироватьВопрос, ПОЧЁМ.
В российских условиях, ответ на этот вопрос приравнивается к "ВООБЩЕ НЕЛЬЗЯ".
ЦитироватьИли ты хочешь сказать, что ВООБЩЕ нельзя, принципиально?
Я хочу сказать, что у нас это будет стоить далеко за 200 долларов за кубофут.
Кстати, я не увидел у Скорпиуса, при какой серийности достигается такая цена?
Подозреваю, при одиночном изготовлении. Не думаю, что они большую серию сделали.
А чем в России мотивируют невозможность? Особенно при взгляде на достижения американцев?
ЦитироватьА чем в России мотивируют невозможность?
Пока ничем. Я еще не доехал до них. У нас природный катаклизм - снегопад безумный :) гололед, соответсвенно.
Ничего себе :) . Ух, октябрь...
Ну, интересно будет узнать, что скажут.
Подолью ложку дегтя, как всегда :(. А почему вы уверены, что получите разрешение на экспорт из США подобных предметов?
ЦитироватьНичего себе :)
Урал. Хоть и южный...
ЦитироватьНу, интересно будет узнать, что скажут.
Мне тоже.[/quote]
Насчёт разрешения на экспорт я пока не думал :) . Как и насчёт самого экспорта. Пока интересно узнать, как у нас здесь с этим. Неужели это такие высокие технологии?..
Тогда можно объяснить, что именно сложно? Пределы прочности известны. Известно, что не весь поперечный срез при намотке равнопрочен - поскольку не всю площадь среза занимает силовая нить, например :) . Ну, это на пальцах, наверное... Сложность в равномерности свойств?.. Или что?..
ЦитироватьСложность в равномерности свойств?.. Или что?..
Сложность в ненужности, наверное, этого. Скорпиус, например, имел заказчика. Баки делались под конкретное изделие.
Как ты понимаешь, если ты объявишь тендер и щедро все оплатишь, появятся много контор, жаждущих размещения твоего заказа. Потом, когда они останутся без твоего "жирного" заказа, они начнут искать рынок сбыта, вот тогда, наверное, можно будет говорить о двух сотнях долларов ...
Известны отечественные баки из _металла_ и в добавок УСИЛЕННЫЕ композитами. Думаю -это даже лучше именно так - тонкий цельнотянутая металлическая колба и сверху намотка.
2avmich - Ты такой сам видел :P
Но это технологии "древние" - конец 80-х...
Сейчас такое может и сделают, но ... думаю что только за большие деньги и для каких-то "серьезных" организаций.
Что-то похожее может сделать ЗиХ.
ЦитироватьИзвестны отечественные баки из _металла_ и в добавок УСИЛЕННЫЕ композитами. ...
Но это технологии "древние" - конец 80-х...
...
древние технологии давно ушедших расс :roll:
Ну, я не знаю, какой такой заказ недавно кончился у тех ребят, что бак сделали. Может и так, конечно.
Окончательного результата, конечно, это не меняет :( . Так, а теперь насчёт "вообще нельзя" - за 10 тысяч долларов бак на полкуба можно сделать? На 40 атмосфер? Или погнушаются отвечать на теоретические вопросы?..
ЦитироватьНу, я не знаю, какой такой заказ недавно кончился у тех ребят, что бак сделали. Может и так, конечно.
Окончательного результата, конечно, это не меняет :( . Так, а теперь насчёт "вообще нельзя" - за 10 тысяч долларов бак на полкуба можно сделать? На 40 атмосфер? Или погнушаются отвечать на теоретические вопросы?..
Я думаю скажут, точнее уже говорили, я уже спрашивал раз про баки высокого давления.
Речь шла о баке на 200 атмосфер для заправки вертолёта попутным газом.
Причём тогда мне сказали, что есть разные исполнения, одно легче, но значительно дороже.
Цитировать...за 10 тысяч долларов бак на полкуба можно сделать? На 40 атмосфер? Или погнушаются отвечать на теоретические вопросы?..
Расклад такой. Для того, чтобы НАЧАТЬ отвечать на твой вопрос уже нужны деньги.
Те, с кем я имел дело, на ХОРОШЕМ ОБОРУДОВАНИИ при ГОСУДАРСТВЕННОМ (а значит - нелимитированном) финансировании, делали и более "крутые" вещи. Будучи уже самостоятельными (в финансовом плане) они не занимались оболочками под давлением, да еще и герметичными.
А под давлением, но негерметичными?..
Хорошо :) . Тогда вопрос следующего уровня :) - сколько нужно денег, чтобы ответить на вопрос, сколько будет стоить, скажем, шаровой бак на 80 атмосфер с диаметром 60 см?
На маленький - проверочный - проект деньги могут и найтись.
ЦитироватьА под давлением, но негерметичными?..
Хорошо :) . Тогда вопрос следующего уровня :) - сколько нужно денег, чтобы ответить на вопрос, сколько будет стоить, скажем, шаровой бак на 80 атмосфер с диаметром 60 см?
На маленький - проверочный - проект деньги могут и найтись.
Я вам дам ответ, скорее всего вечером, давление в 200 атмосфер вас устроит?
:)
Нам избыточное давление интересно, если не повышает цену..
ЦитироватьНам избыточное давление интересно, если не повышает цену..
Есть готовая разработка под попутный газ для вертолётов и разработка какого-то бака под гелий, он легче.
Вообще разговор был такой - я спросил, можно ли сделать бак для давления 1000 атмосфер рабочего при 2000 разрушающем.
Ответ был, что примерно до 500 получается.
Хорошо, жду новостей.
ЦитироватьХорошо, жду новостей.
К сожалению огорчу вас (пока), человек мой в отпуске до 22-го октября и уехал "в края чужедальние".
Но после 22-го я с ним свяжусь обязательно.
:)
Хорошо.
На сайте Микрокосма есть кое-какие материалы по их разработкам... в PDF.
ЦитироватьДля того, чтобы НАЧАТЬ отвечать на твой вопрос уже нужны деньги.
ЦитироватьТогда вопрос следующего уровня :) - сколько нужно денег, чтобы ответить на вопрос
В статье http://www.smad.com/scorpius/9005p.pdf немного говорится о баке Микрокосма.
The composite tank manufacturing technology pioneered by Microcosm does not require an autoclave, thus offering significant cost savings. These cost savings are also valid over conventional metallic tanks that require costly and timeconsuming processes such as tooling for spinning the domes, welding of tank sections, and autofrettage. Autofrettage is also required for cryogenic tanks that have metallic liners and composite overwrap.Microcosm's tank has been developed for cryogenic application and the materials used in its construction have been chosen for LOX compatibility.
Microcosm's extensive experience in all-composite tank technology evolved with support from a number of sources, i.e., Internal Research and Development (IRAD), SBIR programs, and AFRL contract funds.
То есть, верно, что технологию они разрабатывали на заказ. Конкретно, вероятно, были использованы приспособления... А они много стоят?
Интересно бы узнать :) . А если, скажем, давление не 80 атмосфер, а 5?..
ЦитироватьТо есть, верно, что технологию они разрабатывали на заказ.
А как же :)
Двести долларов, которые фигурируют на указанном тобой сайте сразу меня насторожили. Я так думаю, это цена материалов only. Даже без трудозатрат, не говоря о технологии, оборудовании и прочих сопутствующих тратах.
ЦитироватьА они много стоят?
Ну, как тебе сказать? Сколько могут стоить вот эти вещи:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/79915.jpg)
(http://www.geocities.com/igor_suslov/Tools_2.jpg)
Я еще не доехал. Сегодня а/м совсем не брал:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/79916.jpg)
Да, круто у вас с погодой. Сочувствую.
Не думаю, что американцы забыли трудозатраты и сопутствующие - не такие они люди (насколько, конечно, мне известно). Но стоимость самой технологии, вероятно, и вправду сильно выше - включая, наверное, приспособления.
Оборудование, которое на картинках, стоит, по среднепотолочным оценкам, так: токарный станок - от полутора до трёх тысяч долларов, пресс - думаю, до тысячи. Может, и больше, но вряд ли ошибся на порядок... Но, если оборудование стоит, скажем, 5000 долларов, а бак - 200 долларов за 28 литров (кубофут), и в баке, скажем, 280 литров (всего - это не так много, как раз на 100 секунд работы Миниморума, полторы бензиновых бочки...), т.е. 2000 долларов - то уже три бака стоят больше оборудования. То есть оборудование отбивается довольно быстро. Или я ошибаюсь?
Насколько я успел понять, цена сильно растёт с давлением. А баки на малое давление, в таком случае, сколько могут стоить? Скажем, 2,5 - 5 атмосфер?
2,5-5 атмосфер? ... ;)
Вас устроит автомобильная камера?
:D
Институт композитных технологий
http://www.composites.ru/project.html
Что значит автомобильная камера? :) Нужен лёгкий бак цилиндрической формы.
ЦитироватьЧто значит автомобильная камера? :) Нужен лёгкий бак цилиндрической формы.
Вообще автомобильную камеру можно надуть до 6 атмосфер. При этом она Раздуется До Большого Объёма.
:)
А до 80 атмосфер?
Хочется знать о разных вариантах. И малые, и большие давления. Интересно, можно ли задавать определённое внутренне покрытие, или основу, скажем, полиэтилен или алюминий. Интересует масса, стоимость... Объёмы - от литров до сотен литров.
ЦитироватьА до 80 атмосфер?
Хочется знать о разных вариантах. И малые, и большие давления. Интересно, можно ли задавать определённое внутренне покрытие, или основу, скажем, полиэтилен или алюминий. Интересует масса, стоимость... Объёмы - от литров до сотен литров.
Подождите 22-го. Человек с которым я свяжусь настоящий профессионал.
Он с диплома занимается проектированием композитных оболочек уже 25 лет.
Всякие звания и степени тоже наличиствуют, естественно.
:)
ЦитироватьПодождите 22-го. Человек с которым я свяжусь настоящий профессионал.:)
Да, авмич, придется тебе ждать Бродяга'вского спеца.
Сегодня у меня был лэнч (так сказать) с моим ВУЗовским однокашником из Полидора. Он, по-крайней мере, вменяемый, в отличии от КБМ'овских технологов, с которыми ты общался. Он сказал примерно, так: "Приноси нам заказ на пару-тройку сотен килобаксов - будем думать. Иначе - будем говорить :)
На данную тобой ссылку реакция была мгновенной - "у них и заказывай".
Принципиальных (технических и технологических) сложностей он не видит в создании таких конструкций. Но на энтузиазме он работать не готов.
Такие дела :)
ЗЫ: Кстати, автомобиль я разбил (см. если еще не видел: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=543&start=90 ) не сегодня. Так что себя можешь не казнить :) :)
Понятно. Сочувствую насчёт автомобиля.
Будем смотреть другие варианты :) .
ЦитироватьОн сказал примерно, так: "Приноси нам заказ на пару-тройку сотен килобаксов - будем думать. Иначе - будем говорить :)
Вот именно - говорить могут все. А думать согласны только за деньги. К сожалению, это не означает, что они СМОГУТ придумать. Боюсь, что ваши деньги на этом
думании и закончатся. :D Композитные баки - это вещь, на которой многие обломались. Теория простая, а вот практика - то бишь, технология, - ой-ё-ёй... Особенно, если будете платить деньги, задайтесь вопросом про стабильность технологии. Оч-чень интересный прикольчик, я вам скажу... :D
А за пару килобаксов и я готов подумать! :D
Говорю Вам (в который раз) - Есть Такие Баки!
:)
Да есть, есть :) никто не спорит. Вопрос, где именно и как их взять. Вот на Урале вроде пока нет.
Цитировать
Говорю Вам (в который раз) - Есть Такие Баки!
:)
Целая ...э... партия? :mrgreen:
ЦитироватьЦитировать
Говорю Вам (в который раз) - Есть Такие Баки!
:)
Целая ...э... партия? :mrgreen:
Пока небольшая.
;)
Кстати. Если кому интересно. Посмотрел сегодня на своём корыте кислородные баллоны. Объём 25 литров, вес 14 кг, рабочее давление 150 атм, проверочное - 250 атм. Сделаны кажись из латуни. Изготовлены в 1974 году с тех пор вроде живы.
Так что в одноразовом варианте полкило на литр под давлением 300 атм вероятно получить легко.
Если сравнить с характеристиками из первого поста этого топика то получается что наше медное чудо времён 30-летной давности находится на уровне упомянутого там образца.
Старый, но там-то 28 литров на 2 кило весу, а не на 14? У них же кубофут.
Нам давление 150 атм - перебор. А вот массу на единицу объёма хочется поменьше.
ЦитироватьСтарый, но там-то 28 литров на 2 кило весу, а не на 14? У них же кубофут.
Ну дык у них давление 40 атмосфер а у нас под 280. Разница в 7 раз - удельная масса в расчёте на массу запасённого газа одинакова.
ЦитироватьНам давление 150 атм - перебор. А вот массу на единицу объёма хочется поменьше.
Редуктор надо ставить.
Но баллон я всё равно не продам, они числятся. :)
Я это к тому привёл, что приведённые в первом топике удельные характеристики слишком уж низкие. Нет ли там ошибки?
Так баки-то не для газа, а для жидкости нужны.
Не, на баллоны мы не покушаемся :) ни в коем случае.
А характеристики низкие, подозреваю, чтобы коррелировать с невысокой ценой.
1. Лично видел серийно выпускаемые композитные баллоны на 200 и 600 атмосфер под водород ( для мащин на топливных эдементах). Насколько я знаю, цена их значительно ниже $200 за фут (баллон на 40л. стоит, по моему, порядка $2000).
2. Для криогенных жидкостей композиты вроде не очень годятся...
40 литров - это меньше 2 кубофутов. По меркам Микрокосма, это должно стоить меньше $400.
Опять же, у Микрокосма баки - жидкостные. То есть, нельзя увеличить давление и этим скомпенсировать уменьшение объёма. Давление слишком большое не нужно, а вот цена и вес за единицу объёма - существенны.
Композиты для криогеники, может, и не очень, но вот у Микрокосма того же вроде работают. Так что можно рассматривать...
Для криогеники уже работают. Нортроп свои испытывает 40-цикловыми сериями.
http://www.spacedaily.com/news/fuel-04e.html
"Each cycle in our test program consisted of filling the tank with liquid hydrogen, pressurizing to an internal pressure of 113 pounds per square inch, then subjecting it an axial load to simulate the stresses experienced by a rocket during launch,"
И это все без автоклава. Сумма контрактов на разработку и подготовку производства баков (8.4м диаметра (!) и 24м длиной) - около 30 мегабаков.
Цитировать40 литров - это меньше 2 кубофутов. По меркам Микрокосма, это должно стоить меньше $400.
...
Вообще-то я имел в виду баллон размером 0.7х1.5м. Почему я решил что в нем 40л. не знаю...
ЦитироватьПонятно. Сочувствую насчёт автомобиля.
Ничего. Уже отремонтировано :)
ЦитироватьК сожалению, это не означает, что они СМОГУТ придумать. ... Композитные баки - это вещь, на которой многие обломались. Теория простая, а вот практика - то бишь, технология, - ой-ё-ёй...
ИМ придумывать не надо. Если вы не заметили - они с КБМ'а - это там, где в т.ч. и твердотопливные ракеты морские делали с корпусами из стеклопластика.
Конечно, есть некоторые различия между корпусом РДТТ диаметром в 2 м, длиной в 6 м и давлением наддува в 50 атмосфер (плюс бронировка, ТЗП, само твердое топливо) и баком, который хочет авмич.
Но различия не смертельные.
Цитироватьзадайтесь вопросом про стабильность технологии. Оч-чень интересный прикольчик, я вам скажу...
Если полностью соблюдать все пункты техпроцесса, то результат будет одинаков. Однако, я знаю, как малые флуктуации, например, силы прижима (или натяжения препрега) при намотке, дают поразительный эффект - например, расслаивание... То же и с термообработкой...
ЦитироватьЕсли полностью соблюдать все пункты техпроцесса, то результат будет одинаков.
Вот я и говорю - В ТЕОРИИ!
ЦитироватьОднако, я знаю, как малые флуктуации, например, силы прижима (или натяжения препрега) при намотке, дают поразительный эффект - например, расслаивание... То же и с термообработкой...
Вот и я про то же! А также разброс характеристик препрега, точность выдерживания углов укладки/намотки, и т.д. и т.п., и еще всякие барабашкины влияния.
Мужики! А композитные баки от X-34 не подойдут? :D :D
(http://www.lockheedmartin.com/michoud/gallery/lo_res/x_34_tank_lo.jpg)
(http://www.lockheedmartin.com/michoud/gallery/lo_res/x_34_lo2_tank_lo.jpg)
ЦитироватьМужики! А композитные баки от X-34 не подойдут? :D :D
(http://www.lockheedmartin.com/michoud/gallery/lo_res/x_34_tank_lo.jpg)
(http://www.lockheedmartin.com/michoud/gallery/lo_res/x_34_lo2_tank_lo.jpg)
Почём отдашь?
ЦитироватьПочём отдашь?
Это у Локхида спросите :)
ЦитироватьМужики! А композитные баки от X-34 не подойдут? :D :D
Дык, с ними, вроде, проблемы...
И цена.
ЦитироватьЦитироватьЕсли полностью соблюдать все пункты техпроцесса, то результат будет одинаков.
Вот я и говорю - В ТЕОРИИ!
Скорее, это не теория, а "трезвость исполнителя"...
avmich в общем приехал человек, баки эти есть и вроде купить можно, только человек мой отложил разговор до понедельника по не зависящим ни от кого причинам.
Хорошо. Могу в МАИ в понедельник зайти.
ЦитироватьХорошо. Могу в МАИ в понедельник зайти.
Нет, в понедельник меня там не будет, к сожалению. Я попробую переговорить раньше.
Тут есть не зависящие ни от меня, ни от этого человека обстоятельства. (Как всегда, когда Реально Надо.)
:)
Ок, в среду :) .
Никаких новостей нет?
ЦитироватьНикаких новостей нет?
avmich прошу прощения, в воскресенье срочно отпавили в Ульяновск, только приехал обратно.
Сегодня переговорю.
:)
Итак, узнал что есть.
Есть бак "автомобильный" - 45 литров массой 30 килограммов, рабочее давление 200 атмосфер, разрушающее примерно в два раза больше.
Себестоимость примерно 500 долларов. Бак сейчас проходит сертификацию.
Есть "космический" вариант, он дороже, точно мне не сказали сколько, но значительно. 20 литров массой 7 килограммов, рабочее давление 300 атмосфер, разрушающее, соответственно, тоже в два раза больше.
Готовы сделать "что угодно", но надо говорить предметно. То что перечислено выше - уже разработано.
ЦитироватьИтак, узнал что есть.
Есть бак "автомобильный" - 45 литров массой 30 килограммов, рабочее давление 200 атмосфер, разрушающее примерно в два раза больше.
Себестоимость примерно 500 долларов. Готовы сделать "что угодно", но надо говорить предметно. То что перечислено выше - уже разработано.
Нам нужны - для керосина примерно 65 литров, сферический, для перекиси, примерно 260 литров, цилиндрический со сферическими днищами, рабочее давление - 80 атмосфер, диаметр такой же, как у бака керосина.
при этом соревнование идет с шар-баллонами ёмкостью 36 литров при весе 19 килограмм на давление 330 атмосфер рабочее, 495 - испытательное. Т.е. я прикидывал ракету с шестью такими шар-баллонами, в одном - жидкий азот с испарителем для наддува, еще в одном - керосин, и в четырёх оставшихся - перекись водорода. Т.е. баки должны выиграть по отношению вес/объем у этих баллонов, притом, значительно, чтобы имело смысл за них платить. Правда, 6 ШБ меньше оптимума для нашего двигателя, это только 36 литров керосина (реально - еще меньше, т.к. часть уйдет на газовую подушку) и 144 литра перекиси (аналогично). Но ведь они весят всего 19 кг при объеме 36 литров и испытательном (а не разрушающем) давлении 495 атмосфер!
Ну что есть, если нужно нечто другое я в личном сообщении дал свои координаты avmich-у.
:)
ЦитироватьНам нужны - для керосина примерно 65 литров, сферический, для перекиси, примерно 260 литров, цилиндрический со сферическими днищами, рабочее давление - 80 атмосфер, диаметр такой же, как у бака керосина.
при этом соревнование идет с шар-баллонами ёмкостью 36 литров при весе 19 килограмм на давление 330 атмосфер рабочее, 495 - испытательное. Т.е. я прикидывал ракету с шестью такими шар-баллонами, в одном - жидкий азот с испарителем для наддува, еще в одном - керосин, и в четырёх оставшихся - перекись водорода. Т.е. баки должны выиграть по отношению вес/объем у этих баллонов, притом, значительно, чтобы имело смысл за них платить. Правда, 6 ШБ меньше оптимума для нашего двигателя, это только 36 литров керосина (реально - еще меньше, т.к. часть уйдет на газовую подушку) и 144 литра перекиси (аналогично). Но ведь они весят всего 19 кг при объеме 36 литров и испытательном (а не разрушающем) давлении 495 атмосфер!
А стоимость, у этих шар-баллонов какова?
Да, насколько я понимаю, делается что-то вроде вытеснительной системы подачи топлива?
ЦитироватьА стоимость, у этих шар-баллонов какова?
Она высока. Но они нам достаются на халяву, благодаря личным связям. Вопрос - удастся ли собрать шесть штук? Про три известно точно, но этого мало для полёта.
Цитировать
Да, насколько я понимаю, делается что-то вроде вытеснительной системы подачи топлива?
Почему "что-то вроде"? Она и делается! В дальнейших планах - пневмонасос. Но сначала - вытесниловка.
Да, а почему вас интересует масса баков?
Оно в любом случае летать не будет у вас.
А если будет летать, такая система подачи топлива - Бред Сивой Кобылы. Топливный насос будет весить на порядок, если не на два меньше, чем оболочка, которая держит давление в 200 атмосфер.
;)
Не будут они летать :) .
Масса нас интересует из соображений удобства их таскания...
Вобщето ракеты с вытеснительной подачей на 1-й ступени выводили спутники и не раз.
ЦитироватьВобщето ракеты с вытеснительной подачей на 1-й ступени выводили спутники и не раз.
С давлением в баке 200 атмосфер?
:shock:
ЦитироватьС давлением в баке 200 атмосфер?:shock:
Да не. Это у них давление в баллоне наддува. А давление в баке у них вроде 40 атм. В смысле у Авмича и Ко.
А у тех давление в камере было 20 атм.
ЦитироватьЦитироватьС давлением в баке 200 атмосфер?:shock:
Да не. Это у них давление в баллоне наддува. А давление в баке у них вроде 40 атм. В смысле у Авмича и Ко.
А у тех давление в камере было 20 атм.
Ну 20 это тудым-судым.
Но в любом случае это "есть плохо", зачем "держать большое давление в большом объёме"?
Если есть возможность его создать, почему не создать в Малом Объёме?
:)
ЦитироватьНу 20 это тудым-судым.
Но в любом случае это "есть плохо", зачем "держать большое давление в большом объёме"?
Если есть возможность его создать, почему не создать в Малом Объёме? :)
Ну дык слабо было ТНА сделать. Вот и дули. А ТНА приделали потом, через 10 лет.
Но что смешно до сих пор летает довольно массовая и заслуженная РН с вытеснительной подачей на второй ступени.
Ну и само собой 3-я ступень (разгонный блок) Арианы-5.
Диамант-А - вот пример истинно любительской ракеты :)
У неё вытеснительная подача на первых двух ступенях и ПАДы прямо в баках. Третья твердотопливная.
Блэк Эрроу в этом смысле - более "классическая" ракета, у неё насосная подача на первых двух ступенях, но меньше полезная нагрузка при близкой стартовой массе...
ЦитироватьДиамант-А - вот пример истинно любительской ракеты :)
У неё вытеснительная подача на первых двух ступенях и ПАДы прямо в баках. Третья твердотопливная.
Про неё я и имел в виду. Впрочем про Диамант-Б тоже. :) Но только чтото подсказывает что вторые ступени у них твердотопливные...
Очередной вопрос уважаемому собранию :) по той же теме.
Можно ли увеличить давление, которое выдерживает бак? Существуют ли какие-либо методы усиления бака? Насколько это может быть дорого - усиливать существующий бак, по сравнению с непосредственным изготовлением бака высокого давления?
напряжение в циллиндрической части бака pr/h, в сферическом днище pr/2h, где p - давление, r- радиус бака, h- толщина стенки, так что усилить бак можно увеличивая толщину стенки или уменьшая радиус.
Вопрос ставится так - есть подходящий бак, но на меньшее, чем нужно, давление. Хочется его усилить - намотать снаружи силовой слой композита. Спрашивается, выгоднее ли усилить, или проще сделать с нуля.
"С нуля" композитный бак будет легче. Если вес не столь критичен то проще усилить, если форма бака это позволит.
В данном случае "выгоднее" имеется в виду по деньгам.
Ладно. Излишне строгая постановка выхолащивает задачу... кому надо, тот понял, кто не понял, тот не хотел.
ЦитироватьВ данном случае "выгоднее" имеется в виду по деньгам.
Ладно. Излишне строгая постановка выхолащивает задачу... кому надо, тот понял, кто не понял, тот не хотел.
Авмич, ты бы сказал какой бак есть и скока из него надо выжать. Тогда можно думать. Но сразу скажу что мотать надо с натягом поэтому койкакую оснастку делать придется в любом случае.
Бак есть подходящих размеров - литров на 300, держит 5 атм. А хочется 80.
Конечно проще усилить, по крайней мере не надо делать болванку, на которую мотать.
ЦитироватьБак есть подходящих размеров - литров на 300, держит 5 атм. А хочется 80.
Ну с таким раскладом это фактически новый бак делать. У тебя есть металлический лейнер для него. Мотать надо по взрослому, т.е. предварительный натяг, оптимизация слоев и т.д.
Вопрос вот еще в чем. А что у этого бака на выходе ? Это место усилить нормально не удастся. Там, поди, тонкий патрубок на резьбе ?
Там ещё хуже, резьба в горловине от 5 до 15 см...
КОМПОЗИТНЫЕ БАЛЛОНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Технические характеристики:
Объем (емкость), л до 400
Рабочее давление, МПа до 25
Коэффициент запаса прочности 2,6
Температура эксплуатации, °С -50...+50
Габариты: - макс. наружный диаметр, мм 500 - макс.
длина, мм 2000
Материал силовой оболочки стеклопластик
Материал лейнера полимер
Данные баллоны серийно выпускаются ДАО "ОРГЭНЕРГОГАЗ"
http://www.orgenergogaz.ru/
Приценитесь. Стоит ли самодеятельностью заниматься, если можно купить?
У этих баллоны на 50 л есть - а больше нужно разрабатывать, не меньше полугода займёт.
Не думаю, что из-за 400-500 уе за такой бак стоит заниматься самоделкой, дороже выйдет. Наверняка что-то готовое найдется в томилинской "Звезде", всетаки всю авиа-космическую технику этим обеспечивают, или в петербургском "Поиске", что нибудь жутко дорогое из углепластика.
Мы пока не нашли достаточно дешёвых вариантов для того, что нужно. У Вас ссылки есть?
http://www.composites.ru/
А эта с сылка Вас не устроила ? ( я давал ее несколько страниц назад)
--------------------------------------------------------------------------------------
ОАО "Научно-Производственное Предприятие Звезда"
Телефон 557-30-65
Факс 557-33-88
Адрес почтовый:
140070 Россия, Московская область, Люберецкий район, пос.Томилино, ул.Гоголя, д.39
-------------------------------------------------------------------------------------
ООО НПО "Поиск"
http://ad.adriver.ru/cgi-bin/erle.cgi?sid=12123&target=blank&bt=1&pz=0&rnd=476623535
-------------------------------------------------------------------------------------
Пишите, звоните . Они точно знают, где Вам сделают, то что Вам нужно.
Спасибо, попробуем связаться...