30 июня 1971 года
«Заря»: «Янтарям» -- всем; от расстыковки до посадки обязательно непрерывно ведите репортаж о самочувствии и о результатах наблюдений. Непрерывно -- репортаж. Поняли?
«Янтарь-2» (В. Волков): Поняли, поняли... Вижу дождь, дождь вижу! Отлично видел. Блестит.
«Заря»: Запишите время -- 01.47.27.
«Янтарь-2»: Пока Земли не видно, пока не видно.
«Заря»: Как идет ориентация?
«Янтарь-2»: Мы увидели Землю, увидели!
«Заря»: Хорошо, не торопись.
«Янтарь-2»: «Заря», я «Янтарь-2». Начали ориентацию. Справа висит дождь.
«Янтарь-2»: Здорово летит, красиво!
«Янтарь-3» (В. Пацаев): «Заря», я -- третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.
«Заря»: «Янтарь», еще раз напоминаю ориентацию -- ноль -- сто восемьдесят градусов.
«Янтарь-2»: Ноль -- сто восемьдесят градусов.
«Заря»: Правильно поняли.
«Янтарь-2»: Горит транспарант «Спуск».
«Заря»: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!»
«Вижу! Сопровождаю!» - и взрыв голосов в эфире. Всех голосов, кроме... Да, точно: удивляло одно - никто из экипажей поисковой службы не мог связаться с космонавтами. Мы еще тогда подумали: наверно, строповая антенна не работает, а поэтому и невозможно установить связь с экипажем «Союза - 11».
В первые мгновения ничего не понятно; быстрый осмотр тоже не позволил сразу дать заключение о состоянии экипажа: что произошло за секунды радиомолчания, пока спускаемый аппарат прошивал атмосферу?! У всех космонавтов практически нормальная температура тела.
Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.
«Это необходимо для доклада правительству!»
«Передайте, что экипаж... что экипаж приземлился без признаков жизни!»
Анализ записей автономного регистратора системы бортовых измерений показал, что с момента отделения бытового отсека - на высоте более 150 километров - давление в спускаемом аппарате стало падать и через 30-40 секунд стало практически нулевым. Спустя 42 секунды после разгерметизации сердца космонавтов остановились.
А.А.Леонов
«Ошибка была заложена в конструкции. Произошла разгерметизация кабины во время отстрела орбитального отсека. При монтаже шариковых клапанов монтажники вместо усилия 90 кг закрутили с усилием 60-65 кг. При отстреле орбитального отсека произошла большая перегрузка, которая заставила сработать эти клапаны, и они рассыпались. Обнаружилась дырка диаметром 20 мм. Через 22 секунды космонавты потеряли сознание».
Вместе с Рукавишниковым Леонов участвовал в имитации приземления. В барокамере были промоделированы все условия. Оказалось: чтобы отстегнуть ремни и закрыть дырку размером с пятикопеечную монету советских времен, космонавтам понадобилось бы больше тридцати секунд. Сознание они потеряли намного раньше и уже ничего не могли сделать. Добровольский, видимо, что-то пытался предпринять - он успел сдернуть с себя пристежные ремни; увы, на большее времени не хватило.
Вечная память Героям !
Командир Добровольский Георгий Тимофеевич
ЭО-1/СЛТ
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3605/gremlins2009.2/0_cbab_a4537429_M.jpg)
Борт Инженер Владислав Николаевич Волков
ЭО-1/СЛТ
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3503/gremlins2009.2/0_cbaa_ddc4f4c9_M.jpg)
Инженер Исследователь Пацаев Виктор Иванович
ЭО-1/СЛТ
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3503/gremlins2009.2/0_cbac_ad818ecb_M.jpg)
ЦитироватьСтрана скорбит
Вчера после завершения программы полета первой пилотируемой орбитальной станции "Салют" при возвращении на Землю погибли командир корабля "Союз -11" Георгий Тимофеевич Добровольский, бортинженер Владислав Николаевич Волков инженер-испытатель Виктор Иванович Пацаев.
Весь советский народ, все прогрессивное человечество глубоко скорбят в связи с безвременной утратой героев-космонавтов, внесших своей отважной творческой работой крупный вклад в развитие исследований звездного океана.
P.S. Кажется это писали в субботу (или четверг). Помню, что приехали дядя и мой двоюродный брат из деревни и читали эту газету, поджидая нас на лавочке возле подъезда. Дядя сказал: "Вот, погибли герои..."
А я помню только трансляцию по ТВ похорон...
Светлая память...
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/A0001A43.jpg)
И еще в 1977 году писал о них сочинение в школе. Эпиграф до сих пор помню:
Беда предстала мне воочию,
И слезы горя навернулись,
Когда назад, на Землю отчую
Вы трое мертвыми вернулись...
Кажется, автор Расул Гамзатов.
Мое детство прошло на улице имени космонавта Волкова. Его книги "Шагаем в небо" (два издания - 1971 и 1973) знал почти наизусть, и сегодня стоят дома на полке.
А вот интересно, были ли сегодня какие-нибудь памятные мероприятия в МАИ? Там недалеко от института есть памятник Владиславу Волкову.
ВО ИМЯ БУДУЩЕГО (c) "Правда" №183 (19326), 02.07.1971 (http://www.oldgazette.ru/pravda/02071971/index1.html)
ЦитироватьИ еще в 1977 году писал о них сочинение в школе. Эпиграф до сих пор помню:
Беда предстала мне воочию,
И слезы горя навернулись,
Когда назад, на Землю отчую
Вы трое мертвыми вернулись...
Кажется, автор Расул Гамзатов.
Да, Гамзатов. Я эти строки тоже брал за эпиграф однажды:
Беда предстала мне воочию,
И слезы скорби навернулись,
Когда они на землю отчую
Все трое мертвыми вернулись.
Вошли в пределы вечной повести,
И до конца чиста их совесть,
И горечь не скрывает доблести,
Ко взлетам будущим готовясь.
Я узнал в тот же день. Жил в военном городке при аэродроме где стоял полк ВТА. Ребята участвовали в поисково-спасательных работах и горькую весть я узнал раньше, чем об этом сообщили официально. :(
Было мне тогда 12 лет, но космонавтикой уже интересовался. Было очень больно.
Потом у друга читал книгу о Салюте-1. Больше она мне в руки не попадала.
Печальная дата. В тот день в городе Калининграде (ныне Королев) многие люди плакали. Скорбим.
Светлая память! А ведь так и не объяснили, что за причина с этим клапаном. Слышал версию, что было несоответствие бортовой документации реальному положению клапана с точностью до наоборот. Т.е. закрывая клапан, его на самом деле открывали.
Насчёт причины.
Практически наверняка клапан подорвали на земле при подготовке корабля на космодроме. И или не заметили, пустили так и внешнее отверстие обнажилось при разделении отсеков, или зафиксировали в закрытом положении нештатным образом и при разделении отсеков он сорвался с фиксатора. Но то что корабль улетел со сработавшим клапаном это практически наверняка. Кто хочет знать в чём было дело на самом деле может знать так.
А он никак не мог сработать на участке выведения? Или только при расстыковке это становилось критичным?
(http://s52.radikal.ru/i138/0907/42/66463e2f7bcet.jpg) (http://radikal.ru/F/s52.radikal.ru/i138/0907/42/66463e2f7bce.jpg.html)
ЦитироватьА он никак не мог сработать на участке выведения? Или только при расстыковке это становилось критичным?
Пиропатрон не может сработать просто так, сам по себе. Было точно установлено что его срабатывание произошло в атмосфере.
Отверстие клапана закрыто бытовым отсеком и обнажается при отстреле БО.
Разумеется, срабатывание произошло во время разделения отсеков. Вопрос был, могло ли по какой-то причине оно произойти без этого.
Сыромятников тоже , правда глухо, писал, что пиропатрон сработал при прозвоне в МИКе. А при разделении отсеков отверстие открылось.
В дальнейших пусках пиропатроны данной серии заменили и поставили быстро закрывающийся вручную вентиль.
ЦитироватьРазумеется, срабатывание произошло во время разделения отсеков. Вопрос был, могло ли по какой-то причине оно произойти без этого.
Нет. Срабатывание произошло на земле до запуска. Разделение отсеков только открыло уже открытое ранее отверстие. Или сорвало фиксатор удерживавший в закрытом положении уже сработаный клапан.
Я, наверное один из немногих, кто видел лично спуск корабля. Пролетел прямо над головой (Иловля, приток Дона, но близ Волги). Хорошо помню что взрывов слышалось 3 или 4. Возле главного объета было 2-3 поменьше. Вообще я думал, что метеорит.
Наш класс отмечал выпусной на природе.
Сыромятников В.С. "Сто рассказов о стыковке" т.1 стр.332:
ЦитироватьКомиссия рассматривала несколько версий аварии, несколько причин срабатывания дыхательного клапана. Наиболее вероятной признали самопроизвольный подрыв пиропатрона клапана от перегрузок, сопровождающих подрыв пироболтов для отстрела бытового отсека. Было много разговоров и спекуляций по поводу этой и других причин. Возможность такого подрыва обсуждалась ещё на Земле при проверках электрической цепи пиропатрона, при так называемом обтекании цепи малым, безопасным (в части подрыва) электрическим током. Обычно проверяется каждый пиропатрон, каждый пироболт ракеты и космического корабля, а их на борту несколько десятков. Критерием проверки является целостность электрической цепи. Предполагалось, что при подрыве цепь разрушается; так обычно и происходило. Говорилось, что пиропатрон применённый в клапане, иногда не обнаруживал подобного свойства. Вероятность, что его подорвало при обтекании, а цепь при этом осталась целой, была небольшой. Однако спустя несколько месяцев данный тип пиропатрона заменили другим, на всякий случай.
Если пиропатрон был подорван в МИКе, то при проверке на обтекание его цепь была бы разорвана, а подрыв был бы слышен всем испытателям. Пороховые газы завоняли бы все помещение.
ЦитироватьРазумеется, срабатывание произошло во время разделения отсеков.
Но при этом разделение отсеков произошло ВНЕ атмосферы, на высоте 150 км.
ЦитироватьЕсли пиропатрон был подорван в МИКе, то при проверке на обтекание его цепь была бы разорвана, а подрыв был бы слышен всем испытателям. Порозовые газы завоняли бы все помещение.
Что такое "проверка на обтекание"?
ЦитироватьЦитироватьЕсли пиропатрон был подорван в МИКе, то при проверке на обтекание его цепь была бы разорвана, а подрыв был бы слышен всем испытателям. Пороховые газы завоняли бы все помещение.
Что такое "проверка на обтекание"?
(http://s47.radikal.ru/i117/0907/90/407b55899fa5.jpg) (http://www.radikal.ru)
R мостика = 0,8–1,2 Ом.
I срабатывания каждого мостика = 1,5–15 А.
Время подачи гарантийного тока срабатывания больше или равно 0,01 с.
I безопасный проверки каждого мостика = 50 мА в течение 30 мин.
От наземного проверочного пульта по двум цепям зажигания подается проверочный ток, который должен пройти и на выходе показать на пульте зажженной лампочкой целостность цепей.
А почему этот клапан открывается не в момент приземления, а на высоте несколько км?
ЦитироватьА почему этот клапан открывается не в момент приземления, а на высоте несколько км?
Для уравнивания давления в СА с атмосферным.
ЦитироватьЕсли пиропатрон был подорван в МИКе, то при проверке на обтекание его цепь была бы разорвана,
Какраз при этой проверке его и подорвали.
Цитироватьа подрыв был бы слышен всем испытателям. Пороховые газы завоняли бы все помещение.
А патрон этого клапана достаточно велик?
Скажите лучше: этот клапан можно заменить без снятия пульта космонавтов?
ЦитироватьЦитироватьРазумеется, срабатывание произошло во время разделения отсеков.
Но при этом разделение отсеков произошло ВНЕ атмосферы, на высоте 150 км.
И последующим исследованием было установлено что пиропатрон кланана сработал в условиях нормального окружающего давления воздуха.
Кто-нибудь покажет чертеж этого клапана? Объясняемся на пальцах. :evil:
ЦитироватьЦитироватьА почему этот клапан открывается не в момент приземления, а на высоте несколько км?
Для уравнивания давления в СА с атмосферным.
Я понимаю, для чего. Я не понимаю, почему на относительно большой высоте?
Или в тот момент, когда давление внутри СА равно внешнему?
Вроде бы для выравнивания давления на высоте в несколько километров.
ЦитироватьВроде бы для выравнивания давления на высоте в несколько километров.
Т.е. в СА давление, как на 5 км?
После вскрытия клапана на этой высоте, да. :wink:
ключевые слова - для выравнивания давления.
ЦитироватьПосле вскрытия клапана на этой высоте, да. :wink:
ключевые слова - для выравнивания давления.
А до вскрытия какое давление?
http://www.erlib.com/Борис_Черток/Ракеты_и_люди._Лунная_гонка/27/
ЦитироватьГрушин перебил Мишина, пытаясь понять, зачем вообще нужен этот дыхательный клапан.
— На старте клапан закрыт? Закрыт. В течение всего полета закрыт? Закрыт. При спуске закрыт? Закрыт. И только на высоте двух или трех километров над Землей вы его открываете. Сразу после посадки все равно люки открываете. Что-то вы здесь перемудрили.
Начались невразумительные объяснения, зачем нужен этот клапан. Прямо скажу, они были очень неубедительны и противоречивы. Начавшаяся дискуссия осложнилась еще больше после того, как выяснилось, что кроме этого автоматически открываемого взрывом пиропатрона клапана есть еще ручная заслонка. Она предусмотрена на случай посадки на воду. Вращая рукоятку привода этой заслонки, можно перекрыть отверстие, образованное злосчастным дыхательным клапаном, чтобы в СА не поступала вода.
Это, конечно, хорошо. Единственное, что мне приходит в голову, что этот клапан облегчает открытие люка. Но все равно непонятно, почему его не открывать после контакта с поверхностью?
ЦитироватьЦитироватьПосле вскрытия клапана на этой высоте, да. :wink:
ключевые слова - для выравнивания давления.
А до вскрытия какое давление?
А это постоянаая величина как внутри так и снаружи? Поэтому перепад неизбежен в любом случае. А значит люк невозможно будет открыть. Вот видимо его и поставили на случай недееспособности экипажа.
ЦитироватьЭто, конечно, хорошо. Единственное, что мне приходит в голову, что этот клапан облегчает открытие люка. Но все равно непонятно, почему его не открывать после контакта с поверхностью?
Выравнивать давление надо еще и для того, чтобы внутреннее давление не сжимало парашютный контейнер и не мешало выходу парашютов.
ЦитироватьЦитироватьЭто, конечно, хорошо. Единственное, что мне приходит в голову, что этот клапан облегчает открытие люка. Но все равно непонятно, почему его не открывать после контакта с поверхностью?
Выравнивать давление надо еще и для того, чтобы внутреннее давление не сжимало парашютный контейнер и не мешало выходу парашютов.
Т.е. это доработка после Союза-1?
Что мне непонятно, так это влияние на экипаж (без скафандров) этих перепадов давления. Неужели сброс до уровня нескольких км, а потом относительно быстрый подъем давления безопасен?
После взведения кресел неплохо выпустить пороховые газы наружу. :D
ЦитироватьПосле взведения кресел неплохо выпустить пороховые газы наружу. :D
Это :D , или на самом деле поэтому? Много лет мучаюсь этим вопросом.
ЦитироватьКто-нибудь покажет чертеж этого клапана? Объясняемся на пальцах. :evil:
Я бы дал бутылку за то чтоб его увидеть... :(
ЦитироватьВыравнивать давление надо еще и для того, чтобы внутреннее давление не сжимало парашютный контейнер и не мешало выходу парашютов.
Но клапан срабатывает после выхода парашюта.
ЦитироватьПосле взведения кресел неплохо выпустить пороховые газы наружу. :D
Хммм.. Клапан както избирательно выпускает газы отделяя их от воздуха?
Вобщем насколько я понимаю клапан называется "дыхательный" и предназначен для того чтоб экипаж не задохнулся если не сможет открыть люк а помощь запоздает.
На Союзе-23 клапан пришлось закрыть и экипаж чуть не задохнулся.
Открытие клапана на высоте 5 км по моему равноценно разгерметизации, очевидно он открывается на более низкой высоте.
Схему клапана я не видел, но заранее уверен что он никак, принципиально не может открыться от "ударной волны передаваемой по металлу".
Из Мемориального музея (Москва, арх. № 31862): " Нештатное вскрытие второго пироклапана системы вентиляции спускаемого аппарата произошло в результате открытия шарикового замка клапана из-за воздействия повышенных ударных перегрузок при разделении бытового отсека (БО) и спускаемого аппарата(СА), о чем свидетельствует значительная деформация прокладки 1271-37 АЗ/0.5-0.6 мм/ и которое ранее, при летных испытаниях кораблей 11Ф615 №№ 15 и 31, не наблюдалось. Причиной преждевременного, самопроизвольного вскрытия второго пироклапана системы вентиляции спускаемого аппарата явилось несовершенство его конструкции, допускающей открытие шарикового замка клапана при воздействии повышенных ударных нагрузок в пределах возможного их разброса в момент разделения БО И СА. При проектировании пироклапана не была проведена в достаточной мере оценка возможных разбросов динамических нагрузок, возникающих от срабатывания пироболтов в момент разделения БО и СА. В связи с этим также не была обоснована нижняя граница срабатывания пироклапана при заводских контрольных испытаниях. Преждевременному самопроизвольному открытию шарикового замка второго пироклапана системы дыхательной вентиляции спускаемого аппарата корабля "Союз-11" способствовали допущенные нарушения технологической дисциплины при изготовлении, сборке, монтаже и контроле пироклапана." ["Человек и космос". Материалы МРК музеев космонавтики. РИГЛ – "Ленск". 1993].
Цитироватьспособствовали допущенные нарушения технологической дисциплины при изготовлении, сборке, монтаже и контроле пироклапана.
Вот и возникают всякие подозрения...
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьРазумеется, срабатывание произошло во время разделения отсеков.
Но при этом разделение отсеков произошло ВНЕ атмосферы, на высоте 150 км.
И последующим исследованием было установлено что пиропатрон кланана сработал в условиях нормального окружающего давления воздуха.
Мнэ... поскольку весь полет клапан находился головой в БО, то можно по-спекулировать на тему срабатывания еще до физического разделения и разгерметизации БО... :roll:
Читал у кого-то (или у Шаталова, или у Леонова), что клапан был перетянут при установке ключом, а потому разрушился при разделении отсеков.
ЦитироватьЧитал у кого-то (или у Шаталова, или у Леонова), что клапан был перетянут при установке ключом, а потому разрушился при разделении отсеков.
Разрушение шарика представить себе не могу. :shock:
А прокладка 1271-37 АЗ/0.5-0.6 мм/ - это и есть шарик?
ЦитироватьВобщем насколько я понимаю клапан называется "дыхательный" и предназначен для того чтоб экипаж не задохнулся если не сможет открыть люк а помощь запоздает.
На Союзе-23 клапан пришлось закрыть и экипаж чуть не задохнулся.
Открытие клапана на высоте 5 км по моему равноценно разгерметизации, очевидно он открывается на более низкой высоте.
Вот я тоже не понимаю. Кстати, сейчас этот клапан существует?
Как я понимаю , поскольку при возгорании травы его приходилось закрывать.
ЦитироватьКак я понимаю , поскольку при возгорании травы его приходилось закрывать.
Точнее, он все еще открывается на высоте?
Говорят, клапан с Союза-11 хранится в 13-м НИИ МО РФ. Есть у кого реквизиты, эл. адрес?
ЦитироватьГоворят, клапан с Союза-11 хранится в 13-м НИИ МО РФ. Есть у кого реквизиты, эл. адрес?
Боюсь что при обращении туда нас далеко пошлют... :(
А неужели нет данных о конструкции клапана непосредственно с Байконура?
ЦитироватьА прокладка 1271-37 АЗ/0.5-0.6 мм/ - это и есть шарик?
У Союза-11 скорее всего от внешнего удара сдвинулся шток пироклапана, который должен сдвигаться газами пиропатрона.
ЦитироватьЦитироватьГоворят, клапан с Союза-11 хранится в 13-м НИИ МО РФ. Есть у кого реквизиты, эл. адрес?
Боюсь что при обращении туда нас далеко пошлют... :(
А неужели нет данных о конструкции клапана непосредственно с Байконура?
Попробовать надо. Может на Байконуре про клапан что и есть, но не в моей сфере деятельности.
Цитировать[У Союза-11 скорее всего от внешнего удара сдвинулся шток пироклапана, который должен сдвигаться газами пиропатрона.
А такое вообще возможно?
Созерцание этого клапана хранящегося в НИИ нам ничего не даст. Надо схему.
Насколько я понимаю клапаны специально проектируют такими чтоб они не открывались от удара, даже от удара который плющит космический аппарат в лепёшку. Потому как если клапан открывается от удара то от вибраций при старте РН он точно откроется.
ЦитироватьЦитировать[У Союза-11 скорее всего от внешнего удара сдвинулся шток пироклапана, который должен сдвигаться газами пиропатрона.
А такое вообще возможно?
Почему бы нет, если он для этого и предназначен. Шток далее сдвигал шарик, который открывал закрытое отверстие вентиляции.
ЦитироватьНасколько я понимаю клапаны специально проектируют такими чтоб они не открывались от удара, даже от удара который плющит космический аппарат в лепёшку. Потому как если клапан открывается от удара то от вибраций при старте РН он точно откроется.
"... не была обоснована нижняя граница срабатывания пироклапана при заводских контрольных испытаниях."
ЦитироватьЦитироватьЦитировать[У Союза-11 скорее всего от внешнего удара сдвинулся шток пироклапана, который должен сдвигаться газами пиропатрона.
А такое вообще возможно?
Почему бы нет, если он для этого и предназначен. Шток далее сдвигал шарик, который открывал закрытое отверстие вентиляции.
Клапан предназначен для несанкционированного открытия от внешних механических воздействий? Сомневаюсь. Полагаю что наоборот.
Цитировать"... не была обоснована нижняя граница срабатывания пироклапана при заводских контрольных испытаниях."
Но это классическая отмазка.
Если бы реально клапан открывался при какихто перегрузках то было бы написано: "установлено что при ударе с ускорением превышающим такоето клапан самопроизвольно открывается"
А вобще о какой нижней границе речь? Уж не о минимальном ли токе достаточном для срабатывания?
Клапан в исходном положении выглядел как-то так.
(http://i021.radikal.ru/0907/b8/3865c0cb7432.jpg) (http://www.radikal.ru)
ЦитироватьКлапан в исходном положении выглядел как-то так.
Нееет! Во первых так вобще не бывает, нафига в этом чертеже шарик и пружина? Дырки в штоке будет вполне достаточно.
А во вторых известно как было там. Там была пробка по периметру фиксированная шариками. Снаружи шарики обжимались обоймой. Взрыв пиропатрона сдвигал обойму, шарики выскакивали наружу и пробка освобождалась.
В целом в таких клапанах все подвижные детали фиксируются прочными штифтами которые срезаются только порщнем толкаемым давлением пороховых газов. Срезание штифтов и перемещение деталей под влиянием внешних воздействий исключено.
А могло ли произойти соударение СА и БО сразу после разделения?
ЦитироватьА могло ли произойти соударение СА и БО сразу после разделения?
Врядли. По крайней мере ничего не слышно о каких-либо повреждениях на СА.