Вот собственно, тема давно назрела.
Понятно что у американцев наклонение меньше, поэтому им легче на ГПО летать.
Дмитрий В. приводил данные две ступени vs три ступени на НОО. В том случае три ступени дают выигрыш в 10%. А на ГПО сколько? А надежность?
Вторая ступень, естественно, водородная.
ЦитироватьВот собственно, тема давно назрела.
Понятно что у американцев наклонение меньше, поэтому им легче на ГПО летать.
Дмитрий В. приводил данные две ступени vs три ступени на НОО. В том случае три ступени дают выигрыш в 10%. А на ГПО сколько? А надежность?
Вторая ступень, естественно, водородная.
Yegor, Вы этот вопрос несколько месяцев назад уже поднимали (к сожалению не помню, в какой теме), я тогда сделал кое-какие расчеты, которые показывают полный проигрыш двух ступеней против трех при запусках на ГПО или ГСО с территории России.
ЦитироватьДмитрий В. приводил данные две ступени vs три ступени на НОО. В том случае три ступени дают выигрыш в 10%. А на ГПО сколько? А надежность?
Если керосин то три ступени дают радикальную разницу.
ЦитироватьВторая ступень, естественно, водородная.
Счаззз!
Это было в октябре 2008 г. В общем при выведении на ГПО 200*35900 км с наклонением 51,6 град, двухступенчатая схема типа Атлас-5 проигрывает схеме с РБ примерно в 1,5 раза по массе ПГ. Никакого смысла.
Да, обсуждали. Только пойди теперь найди где это. :(
То есть, если скажем 2-х ступенчатая РН 660 тонн:
1 ст. 600 тонн, керосин.
2 ст. 60 тонн, водород.
а 3-х ступенчатая РН 660 тонн:
1 ст. 500 тонн, керосин.
2 ст. 100 тонн, керосин.
3 ст. 60 тонн, водород.
То 3-х ступенчатая РН выведет в 1.5 раза больше на ГПО?
Как то очень сомнительно. :roll:
Эта?
Две ступени vs три ступени – «наш ответ» hcube . (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3219&postdays=0&postorder=asc&highlight=%E3%EF%EE&start=240)
Salo, да не вроде не эта - там расчетов на ГПО нету. Но все равно большое спасибо! :D
Дмитрий вот у вас замечательная табличка для НОО есть:
(http://s51.radikal.ru/i132/0811/de/e9c301dae08e.jpg)
Ам можно такую же, но на ГПО из Восточного сделать, скажем 8 тонн на ГПО:
2-х ступенчатая РН:
1 ст. керосин (УИ 311, 337).
2 ст. водород (УИ 460).
3-х ступенчатая РН:
1 ст. керосин (УИ 311, 337).
2 ст. керосин (УИ 359).
3 ст. водород (УИ 460).
Я расчеты проводил при равных стартовых массах, параметрах ДУ и массового совершенства. То, что двухступ для выведения на ГПО (не говоря уже про ГСО) при старте с территории России, "дохлый номер" - очевидно. Чем больше потребная ХС, тем больше выгода от увеличения количества ступеней. Если бы речь шла о 10-25% проигрыша двухступа, то еще имело бы смысл его применять для ГПО из-за более простой конструкции. Но проигрыш в 40-50%... :roll:
ЦитироватьЯ расчеты проводил при равных стартовых массах, параметрах ДУ и массового совершенства. То, что двухступ для выведения на ГПО (не говоря уже про ГСО) при старте с территории России, "дохлый номер" - очевидно. Чем больше потребная ХС, тем больше выгода от увеличения количества ступеней. Если бы речь шла о 10-25% проигрыша двухступа, то еще имело бы смысл его применять для ГПО из-за более простой конструкции. Но проигрыш в 40-50%... :roll:
И это с водородом на последней ступене?
ЦитироватьЦитироватьЯ расчеты проводил при равных стартовых массах, параметрах ДУ и массового совершенства. То, что двухступ для выведения на ГПО (не говоря уже про ГСО) при старте с территории России, "дохлый номер" - очевидно. Чем больше потребная ХС, тем больше выгода от увеличения количества ступеней. Если бы речь шла о 10-25% проигрыша двухступа, то еще имело бы смысл его применять для ГПО из-за более простой конструкции. Но проигрыш в 40-50%... :roll:
И это с водородом на последней ступене?
Да, конечно. Первая ступень - ЖК+керосин, вторая - ЖК+ЖВ. РБ для второго варианта - тоже кислородно-водородный.
ЦитироватьНо проигрыш в 40-50%... :roll:
50% это же в 2 раза меньше? :shock:
ЦитироватьДа, конечно. Первая ступень - ЖК+керосин, вторая - ЖК+ЖВ. РБ для второго варианта - тоже кислородно-водородный.
Вот есть сомнения по поводу, того что вторая ступень в трехступенчатом варианте будет на водороде.
Возьмем реальный пример - "Русь-М" РН для ПТК НП (крайний левый вариант):
(http://s40.radikal.ru/i088/0905/32/773957fe5ecd.jpg)
Что-то я не представляю можно ли там ещё поставить водородный РБ? Что-то она очень длинной получается тогда, под 70м?
ЦитироватьЦитироватьНо проигрыш в 40-50%... :roll:
50% это же в 2 раза меньше? :shock:
Смотря от чего считать проценты! :wink: Грубо говоря, двухступ выводит на ГПО 200*35800 км наклонением 51,6 град около 7290 кг, а трехступ (двухступ +КРБ) 10900 кг
Дмитрий, ещё раз большое спасибо за расчёты! :D
А вот можно рассмотреть и сравнить реальный вариант 3.8м РН для ПТК НП (Русь-М)?
Трехступ (вообще она не слишком длинная с водородом на 2-ой ступени будет?):
1-ая ст.: керосин, общая масса 600 тонн (3 РД-180)
2-ая ст.: водород, общая масса 40 тонн (4 РД-0146)
3-ая ст.: водород, общая масса 20 тонн (1 РД-0146)
Двухступ:
1-ая ст.: керосин, общая масса 620 тонн (3 РД-180)
2-ая ст.: водород, общая масса 40 тонн (1 РД-0146)
Тоже в трухступ 1.5 раза больше даст на ГПО?
ЦитироватьДмитрий, ещё раз большое спасибо за расчёты! :D
А вот можно рассмотреть и сравнить реальный вариант 3.8м РН для ПТК НП (Русь-М)?
Трехступ (вообще она не слишком длинная с водородом на 2-ой ступени будет?):
1-ая ст.: керосин, общая масса 600 тонн (3 РД-180)
2-ая ст.: водород, общая масса 40 тонн (4 РД-0146)
3-ая ст.: водород, общая масса 20 тонн (1 РД-0146)
Двухступ:
1-ая ст.: керосин, общая масса 620 тонн (3 РД-180)
2-ая ст.: водород, общая масса 40 тонн (1РД-0146 )
Тоже в трухступ 1.5 раза больше даст на ГПО?
2-ая ст.: водород, общая масса 40 тонн (
1РД-0146 )
T/W 0.25 :oops: :?: :roll:
Цитировать2-ая ст.: водород, общая масса 40 тонн (1РД-0146 )
T/W 0.25 :oops: :?: :roll:
Да, пожалуй вы правы, тогда два РД-0146.
Не получается в 1.5 раза больше для трех ступеней против двух ступеней, если использовать только РД-180 и РД-0146. Получается только где-то 15%.
Атлас-5-Этап-2 выводит 29 тонн на НОО - самое большое из того что видел (шесть РЛ-10 и 77 т Центавр):
(http://i017.radikal.ru/0905/a7/ccf790a04db6.jpg)
При этом на отлётную траекторию от Земли Атлас-5-Этап-2 выводит 9.6т (С3=0)
(http://s58.radikal.ru/i160/0905/01/0018858e2d74.jpg)
Это значит что к Луне будет где то 10 тонн (С3=-2)
Теперь предположим, что мы добавили третью ступень.
Табличка "Frigate" ПН к Луне с различными РБ:
(http://s42.radikal.ru/i098/0809/b5/d4f47b2f0d53.jpg)
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8622&postdays=0&postorder=asc&start=45
Если 21-тонник выводит где-то 8 тонн к Луне (КВСК), а 39-тонник выводит где-то 16 тонн к Луне (КВТК), то соотвественно 29-тонник с третьей ступенью будет выводить где 11.5 тонн к Луне.
Получается, что третья ступень добавит всего 15%.
Всё правильно?
ИМХО А в случае использования 3.8м баков выигрыша от использования трех ступеней будет ещё меньше (если использовать только РД-180 и РД-0146).
Так как вторая водородная 3.8м ступень может поместить всего четыре РД-0146 и соотвественно её общая масса должна быть всего где-то не более 45 тонн.
ЦитироватьИМХО А в случае использования 3.8м баков выигрыша от использования трех ступеней будет ещё меньше (если использовать только РД-180 и РД-0146).
Так как вторая водородная 3.8м ступень может поместить всего четыре РД-0146 и соотвественно её общая масса должна быть всего где-то не более 45 тонн.
А ктож Вас заставляет ограничиваться этим набором двигателей? :D
ЦитироватьНе получается в 1.5 раза больше для трех ступеней против двух ступеней, если использовать только РД-180 и РД-0146. Получается только где-то 15%.
А разве я где-то говорил, что это соотношение - 150% - выполняется при всех условиях? Я рассмотрел ситуацию для РН равной Мст, с одинаковой тяговооруженностью 1-й ступени и равным УИ на 1-й и 2-й ступенях. В других ситуациях соотношение может быть иным. Но в любом случае, с ростом потребной ХС, выгодность увеличения количества ступеней возрастает.
ЦитироватьЦитироватьИМХО А в случае использования 3.8м баков выигрыша от использования трех ступеней будет ещё меньше (если использовать только РД-180 и РД-0146).
Так как вторая водородная 3.8м ступень может поместить всего четыре РД-0146 и соотвественно её общая масса должна быть всего где-то не более 45 тонн.
А ктож Вас заставляет ограничиваться этим набором двигателей? :D
Экономическая целесообразность :roll:
У того же Протона на второй и третьей ступени один и тот же двигатель. И у Сатурна-5 тоже. ИМХО ещё один тип двигателей значительно увеличит стоиомсть РН - в данном случа понадобится РД-0120. Да и большая вторая водородная ступень будет стоить как первая ступень - тогда стоимость РН выростет больше чем на 50%. А надежность у трехступенчатой РН ниже. Не, не случайно американцы даже на ГСО летают в две ступени. :roll:
Вот только у "Протона" двигатель первой ступени - 60 т тяги...
А тут всего 10.
Остро, остро не хватает движка в диапазоне 50-100 тонн...
ЦитироватьВот только у "Протона" двигатель первой ступени - 60 т тяги...
А тут всего 10.
Остро, остро не хватает движка в диапазоне 50-100 тонн...
:shock:
Вероятно, имелась в виду ТРЕТЬЯ ступень? ;)
ЦитироватьОстро, остро не хватает движка в диапазоне 50-100 тонн...
Да нет тут никакой остроты. И вообще нехватки нет - по причине отсутствия реальной потребности в такой РН. (Уточняю -
реальной - это исходя из того, какой будет её
фактическая себестоимость и какой объём
финансовых затрат потребуется на создание
всей цепочки, где искомый ЖРД - только одно из звеньев.)
Увы, такого скакуна России пока не прокормить - несмотря на всю его красоту и резвость.
Пока же (ИМХО) - не хватает сейчас
хоть одного практически эксплуатируемого КВРБ - с соответствующей инфраструктурой и специалистами, разумеется.
Когда это появится, можно будет уже говорить и о водородниках средней мощности.
Да, естественно, третьей ступени, впрочем, и втоой тоже (4х60)
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьИМХО А в случае использования 3.8м баков выигрыша от использования трех ступеней будет ещё меньше (если использовать только РД-180 и РД-0146).
Так как вторая водородная 3.8м ступень может поместить всего четыре РД-0146 и соотвественно её общая масса должна быть всего где-то не более 45 тонн.
А ктож Вас заставляет ограничиваться этим набором двигателей? :D
Экономическая целесообразность :roll:
У того же Протона на второй и третьей ступени один и тот же двигатель. И у Сатурна-5 тоже. ИМХО ещё один тип двигателей значительно увеличит стоиомсть РН - в данном случа понадобится РД-0120. Да и большая вторая водородная ступень будет стоить как первая ступень - тогда стоимость РН выростет больше чем на 50%. А надежность у трехступенчатой РН ниже. Не, не случайно американцы даже на ГСО летают в две ступени. :roll:
Никто не запрещает в КРБ использовать тот же РД-0146. И зачем РД-0120, если мы ведем речь об исходном 23-тоннике? Тут все просто, пусть вместо корабля в головной части установлен КРБ, масса которого вместе с КА составляет 23 тонны. Тогда на ГПО будет выведен ПГ примерно на 30% более тяжелый, чем та же ракета выводит на 200*35800 км (наклонение 51,6 град). Это, конечно, не 50%, но прилично. Потом. Конечная цель ведь ГСО, а не ГПО. С водородным КРБ на ГСО выходит почти половина от того, что выведено на ГПО. Без разгонного блока чем будем довыводиться на ГСО? Правильно, с помощью собственного запаса КА. В результате, до ГСО дойдет масса, в несколько раз меньшая, чем выведенная с помощью КРБ. Простая арифметика. Американцы могут себе позволить полеты на ГПО в две ступени - у них широта старта кораздо меньше.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
То, что двухступ для выведения на ГПО (не говоря уже про ГСО) при старте с территории России, "дохлый номер" - очевидно.
Не факт. Трёхступенчатая полностью водородная РН выигрывает у двухступенчатой полностью водородной РН 15-20% по массе ПН на ГПО-1800 при запуске с Восточного/Байконура. Т.е. проигрыш невелик. Это важнейший плюс водородных РН.
ловите наркомана
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
То, что двухступ для выведения на ГПО (не говоря уже про ГСО) при старте с территории России, "дохлый номер" - очевидно.
Не факт. Трёхступенчатая полностью водородная РН выигрывает у двухступенчатой полностью водородной РН 15-20% по массе ПН на ГПО-1800 при запуске с Восточного/Байконура. Т.е. проигрыш невелик. Это важнейший плюс водородных РН.
Не совсем так (точнее, совсем не так). Если брать две водородные РН стартовой массой, например, 500 т с одинаковыми удельными и относительными параметрами (УИ, коэф-ты весового совершенства ДУ и отсеков), то картина следующая (старт из Байконура, выведение на ГПО 200х35780 кмх25 град):
- 2-хступенчатая РН с мнгогократным включением ДУ 2-й ступени выведет примерно
5,3 т
- 2-хступенчатая РН + КВРБ выведет
12,9 т.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Не совсем так (точнее, совсем не так). Если брать две водородные РН стартовой массой, например, 500 т с одинаковыми удельными и относительными параметрами (УИ, коэф-ты весового совершенства ДУ и отсеков), то картина следующая (старт из Байконура, выведение на ГПО 200х35780 кмх25 град):
- 2-хступенчатая РН с мнгогократным включением ДУ 2-й ступени выведет примерно 5,3 т
- 2-хступенчатая РН + КВРБ выведет 12,9 т.
Ну, что ж, «приступим, помолясь»!
Масса ПН на ГПО-1800 у обоих РН = 7 т.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Двухступенчатая РН:
Начальная масса 2 ступени: 35.762 т
Конечная масса 2 ступени: 3.218 т
УИ: 470 сек
Массовое совершенство: 0.09
deltaV: 6600 м/с
+ ГО (2000 кг, сброс одновременно с 1 ступенью)
Начальная масса 1 ступени: 180.460 т
Конечная масса 1 ступени: 18.046 т
УИ: 455 сек
Массовое совершенство: 0.1
deltaV: 5700 м/с
Стартовая масса : 225.222 т, суммарная deltaV = 12300 м/с------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Трехступенчатая РН: Начальная масса 3 ступени: 15.645 т
Конечная масса 3 ступени: 1.720 т
УИ: 470 сек
Массовое совершенство: 0.11
deltaV: 4400 м/с
Начальная масса 2 ступени: 53.190 т
Конечная масса 2 ступени: 5.319 т
УИ: 470 сек
Массовое совершенство: 0.1
deltaV: 4600 м/с
+ ГО (2000 кг, сброс одновременно с 1 ступенью)
Начальная масса 1 ступени: 113.110 т
Конечная масса 1 ступени: 11.311 т
УИ: 455 сек
Массовое совершенство: 0.1
deltaV: 3400 м/с
Стартовая масса: 190.945 т, суммарная deltaV = 12400 м/с.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Как видим, трехступенчатая РН выигрывает по стартовой массе всего лишь на ((225.222/190.945)-1)*100% = 17.95%.
При расчётах были использованы данные об массовом совершенстве существующих водородных ступеней и разгонных блоков.
С уважением, Комодский Варан.
Попытки расчета на пальцах, нередко приводят к неправильным результатам.
В качестве основы взяты:
- для 1-й ступени ДУ с удельными показателями близкими к РД0120 (удельная масса ДУ около 0,035, УИ 375/450 с
- для 2-й ступени и РБ ДУ с удельными параметрами близкими к РД0146 (удельная масса 0,05, УИ=462 с).
В результате расчета получены следующие оптимальные проектные параметры:
Вариант 2-хступенчатой РН с ДУ-2 многократного включения. Стартовая тяговооруженность: 1,48 для 1-й и 0,31 - для 2-й ступени, относительные конечные массы ступеней: 0,2 и 0,66 (выведение на НОО) соответственно . На НОО высотой 200х200х51,6 град выведен головной блок массой 28517 кг. На ГПО выведена масса 5329 кг. Расход топлива на выведение на ГПО 18927 кг (затраты ХС 3200 м/с).
Параметры Варианта 1 при выведении на НОО:
| Launch mass | | 500000,0 | |
| Payload | | 28517,3 | |
| | | |
| | I | II |
| Full mass | | 453819,4 | 15163,3 |
| Empty mass | | 55085,06633 | 0 |
| Isp (atm) (s) | | 375 | 300 |
| Isp (vac) (s) | | 450 | 462 |
| Thrust (vac) (t) | 889,7978719 | 13,61342 |
| Fuel consumption | 1977,328604 | 29,46627 |
| Throttle |
|
| |
| | | |
| | | |
| | | |
| Fairing mass | | 2500 | |
| Fairing jettison (s) | 200 | |
| | | |
| Sx | | 40 | 40 |
| Sy | | 420 | 150 |
Вариант 2. Оптимальные проектные параметры: тяговооруженность 1,45 и 0,74 - для 1-й и 2-й ступени соответственно, относительные конечные массы ступеней 0,305 и 0,426.
На орбиту выводится головной блок (КА+КВРБ) массой 32591 кг. На ГПО выводится ПГ массой 12960 кг при расходе топлива 12625 кг (ХС=3234 м/с). Конечная масса КВРБ 3010 кг.
Параметры варианта 2 при выведении на НОО:
| Launch mass | | 500000,0 | |
| Payload | | 32591,8336 | |
| | | |
| | I | II |
| Full mass | | 398204,4586 | 66703,71 |
| Empty mass | | 50503,55332 | 9752,03 |
| Isp (atm) (s) | | 375 | 300 |
| Isp (vac) (s) | | 450 | 462 |
| Thrust (vac) (t) | 868,6587025 | 73,33561 |
| Fuel consumption | 1930,352672 | 158,7351 |
| Throttle | - | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| Fairing mass | | 2500 | |
| Fairing jettison (s) | 200 | |
| | | |
| Sx | | 40 | 40 |
| Sy | | 420 | 150 |
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Попытки расчета на пальцах, нередко приводят к неправильным результатам.
В качестве основы взяты:
- для 1-й ступени ДУ с удельными показателями близкими к РД0120 (удельная масса ДУ около 0,035, УИ 375/450 с
- для 2-й ступени и РБ ДУ с удельными параметрами близкими к РД0146 (удельная масса 0,05, УИ=462 с).
В результате расчета получены следующие оптимальные проектные параметры:
Вариант 2-хступенчатой РН с ДУ-2 многократного включения. Стартовая тяговооруженность: 1,48 для 1-й и 0,31 - для 2-й ступени, относительные конечные массы ступеней: 0,2 и 0,66 (выведение на НОО) соответственно . На НОО высотой 200х200х51,6 град выведен головной блок массой 28517 кг. На ГПО выведена масса 5329 кг. Расход топлива на выведение на ГПО 18927 кг (затраты ХС 3200 м/с).
Параметры Варианта 1 при выведении на НОО:| Launch mass | | 500000,0 | |
| Payload | | 28517,3 | |
| | | |
| | I | II |
| Full mass | | 453819,4 | 15163,3 |
| Empty mass | | 55085,06633 | 0 |
| Isp (atm) (s) | | 375 | 300 |
| Isp (vac) (s) | | 450 | 462 |
| Thrust (vac) (t) | 889,7978719 | 13,61342 |
| Fuel consumption | 1977,328604 | 29,46627 |
| Throttle |
|
| |
| | | |
| | | |
| | | |
| Fairing mass | | 2500 | |
| Fairing jettison (s) | 200 | |
| | | |
| Sx | | 40 | 40 |
| Sy | | 420 | 150 |
Вариант 2. Оптимальные проектные параметры: тяговооруженность 1,45 и 0,74 - для 1-й и 2-й ступени соответственно, относительные конечные массы ступеней 0,305 и 0,426.
На орбиту выводится головной блок (КА+КВРБ) массой 32591 кг. На ГПО выводится ПГ массой 12960 кг при расходе топлива 12625 кг (ХС=3234 м/с). Конечная масса КВРБ 3010 кг.
Параметры варианта 2 при выведении на НОО:| Launch mass | | 500000,0 | |
| Payload | | 32591,8336 | |
| | | |
| | I | II |
| Full mass | | 398204,4586 | 66703,71 |
| Empty mass | | 50503,55332 | 9752,03 |
| Isp (atm) (s) | | 375 | 300 |
| Isp (vac) (s) | | 450 | 462 |
| Thrust (vac) (t) | 868,6587025 | 73,33561 |
| Fuel consumption | 1930,352672 | 158,7351 |
| Throttle | - | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| Fairing mass | | 2500 | |
| Fairing jettison (s) | 200 | |
| | | |
| Sx | | 40 | 40 |
| Sy | | 420 | 150 |
1. У РД-0120 УИ = 455 сек.
2. У РД-0146Д УИ = 470 сек.
3. ХС на ГПО составляет 3000 м/с, а не 3200 м/с.
4. Массовое совершенство ступеней взято с потолка и занижено почти в 2 раза. РН делают не хруники, примите при расчётах нормальные значения массового совершенства. Посчитайте РН с параметрами, указанными мною выше.
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Попытки расчета на пальцах, нередко приводят к неправильным результатам.
В качестве основы взяты:
- для 1-й ступени ДУ с удельными показателями близкими к РД0120 (удельная масса ДУ около 0,035, УИ 375/450 с
- для 2-й ступени и РБ ДУ с удельными параметрами близкими к РД0146 (удельная масса 0,05, УИ=462 с).
В результате расчета получены следующие оптимальные проектные параметры:
Вариант 2-хступенчатой РН с ДУ-2 многократного включения. Стартовая тяговооруженность: 1,48 для 1-й и 0,31 - для 2-й ступени, относительные конечные массы ступеней: 0,2 и 0,66 (выведение на НОО) соответственно . На НОО высотой 200х200х51,6 град выведен головной блок массой 28517 кг. На ГПО выведена масса 5329 кг. Расход топлива на выведение на ГПО 18927 кг (затраты ХС 3200 м/с).
Параметры Варианта 1 при выведении на НОО:| Launch mass | | 500000,0 | |
| Payload | | 28517,3 | |
| | | |
| | I | II |
| Full mass | | 453819,4 | 15163,3 |
| Empty mass | | 55085,06633 | 0 |
| Isp (atm) (s) | | 375 | 300 |
| Isp (vac) (s) | | 450 | 462 |
| Thrust (vac) (t) | 889,7978719 | 13,61342 |
| Fuel consumption | 1977,328604 | 29,46627 |
| Throttle |
|
| |
| | | |
| | | |
| | | |
| Fairing mass | | 2500 | |
| Fairing jettison (s) | 200 | |
| | | |
| Sx | | 40 | 40 |
| Sy | | 420 | 150Вариант 2. Оптимальные проектные параметры: тяговооруженность 1,45 и 0,74 - для 1-й и 2-й ступени соответственно, относительные конечные массы ступеней 0,305 и 0,426. На орбиту выводится головной блок (КА+КВРБ) массой 32591 кг. На ГПО выводится ПГ массой 12960 кг при расходе топлива 12625 кг (ХС=3234 м/с). Конечная масса КВРБ 3010 кг. Параметры варианта 2 при выведении на НОО:| Launch mass | | 500000,0 | | | Payload | | 32591,8336 | | | | | | | | I | II | | Full mass | | 398204,4586 | 66703,71 | | Empty mass | | 50503,55332 | 9752,03 | | Isp (atm) (s) | | 375 | 300 | | Isp (vac) (s) | | 450 | 462 | | Thrust (vac) (t) | 868,6587025 | 73,33561 | | Fuel consumption | 1930,352672 | 158,7351 | | Throttle | - | | | | | | | | | | | | | | | | Fairing mass | | 2500 | | | Fairing jettison (s) | 200 | | | | | | | Sx | | 40 | 40 | | Sy | | 420 | 150 |
|
1. У РД-0120 УИ = 455 сек.
2. У РД-0146Д УИ = 470 сек.
3. ХС на ГПО составляет 3000 м/с, а не 3200 м/с.
4. Массовое совершенство ступеней взято с потолка и занижено почти в 2 раза. РН делают не хруники, примите при расчётах нормальные значения массового совершенства. Посчитайте РН с параметрами, указанными мною выше.
1)РД0120 заточен под работу в составе ЦБ пакета, и имеет коэффициент высотности сопла 1,288 (большие потери н статическое противодавление). А я взял ЖРД с высотностью 1,2 - считайте, что "обрезанный" РД0120 с уменьшенным УИ в пустоте и повышенным УИ у земли.
2)А у РД0146 порядк 462-466 с. Но это принципиально ничего не меняет.
3)Да какая разница? Пусть 3000 м/с: получается 6044 против 13747 кг.
4)Массовое совершенство от балды взято у Вас, а у меня - из статистики наших отечественных изделий. Хотите поспорить? Вот Вам пример реальности: масса группы "двигательная установка" для блока Ц составляла примерно 24 тонны. При тяге у земли 590 тс это соответствует удельной массе ДУ 0,04. Я взял 0,035 с учетом укорочения сопла.
Интересно, что Маск выводит на ГПО 2-ступенчатой ракетой, причем на керосине! Он считать не умеет?
ЦитироватьДимитър пишет:
Интересно, что Маск выводит на ГПО 2-ступенчатой ракетой, причем на керосине! Он считать не умеет?
С какой широты он стартует? ;)
ЦитироватьДимитър пишет:
Интересно, что Маск выводит на ГПО 2-ступенчатой ракетой, причем на керосине! Он считать не умеет?
Просто у Фалькона-9 нормальное массовое совершенство. Не такое, как у " наших отечественных изделий".
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДимитър пишет:
Интересно, что Маск выводит на ГПО 2-ступенчатой ракетой, причем на керосине! Он считать не умеет?
Просто у Фалькона-9 нормальное массовое совершенство. Не такое, как у " наших отечественных изделий".
И это тоже, конечно. Только "массовое совершенство Фалькона" мало кому известно в точности.
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДимитър пишет:
Интересно, что Маск выводит на ГПО 2-ступенчатой ракетой, причем на керосине! Он считать не умеет?
Просто у Фалькона-9 нормальное массовое совершенство. Не такое, как у " наших отечественных изделий".
Ну, и при бесконечно высоком массовом совершенстве можно вообще все делать одноступом :D
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
4)Массовое совершенство от балды взято у Вас, а у меня - из статистики наших отечественных изделий. Хотите поспорить? Вот Вам пример реальности: масса группы "двигательная установка" для блока Ц составляла примерно 24 тонны. При тяге у земли 590 тс это соответствует удельной массе ДУ 0,04. Я взял 0,035 с учетом укорочения сопла.
Не напомните, сколько десятилетий назад летало последнее "наше отечественное изделие" на водороде?
Хорошо, смотрим первую ступень:
ЦитироватьStage 1. 1 x Ariane 5 EPC. Gross Mass: 186,000 kg (410,000 lb). Empty Mass: 12,700 kg (27,900 lb). Thrust (vac): 1,114.000 kN (250,437 lbf). Isp: 434 sec. Burn time: 650 sec. Isp(sl): 335 sec. Diameter: 5.46 m (17.91 ft). Span: 5.46 m (17.91 ft). Length: 30.50 m (100.00 ft). Propellants: Lox/LH2. No Engines: 1. Engine: Vulcain 2. Other designations: H173. Status: In Production.
Выкидываем Вулкан нахрен, ставим модификацию RS-25 с тягой на уровне моря 250 тс и массой 4300 кг. Полная масса увеличивается до 188500 кг, пустая масса - до 15200 кг. Массу недозабора оценим в 2300 кг. Ещё 1300 кг пойдут на усиление конструкции из-за увеличения нагрузки. Итого массовое совершенство = (15200+2300+1300)/188500 = 0.1, о чём я и говорил.
Массовое совершенство второй ступени чуть лучше, чем у Центавра благодаря большему РЗТ.
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
4)Массовое совершенство от балды взято у Вас, а у меня - из статистики наших отечественных изделий. Хотите поспорить? Вот Вам пример реальности: масса группы "двигательная установка" для блока Ц составляла примерно 24 тонны. При тяге у земли 590 тс это соответствует удельной массе ДУ 0,04. Я взял 0,035 с учетом укорочения сопла.
Не напомните, сколько десятилетий назад летало последнее "наше отечественное изделие" на водороде?
Хорошо, смотрим первую ступень:
ЦитироватьStage 1. 1 x Ariane 5 EPC. Gross Mass : 186,000 kg (410,000 lb). Empty Mass : 12,700 kg (27,900 lb). Thrust (vac) : 1,114.000 kN (250,437 lbf). Isp : 434 sec. Burn time : 650 sec. Isp(sl) : 335 sec. Diameter : 5.46 m (17.91 ft). Span : 5.46 m (17.91 ft). Length : 30.50 m (100.00 ft). Propellants : Lox/LH2 . No Engines : 1. Engine : Vulcain 2 . Other designations : H173. Status : In Production.
Выкидываем Вулкан нахрен, ставим модификацию RS-25 с тягой на уровне моря 250 тс и массой 4300 кг. Полная масса увеличивается до 188500 кг, пустая масса - до 15200 кг. Массу недозабора оценим в 2300 кг. Ещё 1300 кг пойдут на усиление конструкции из-за увеличения нагрузки. Итого массовое совершенство = (15200+2300+1300)/188500 = 0.1, о чём я и говорил.
Массовое совершенство второй ступени чуть лучше, чем у Центавра благодаря большему РЗТ.
Эххх, Варан, Вам бы профильное образование получить и хоть чуть-чуть опыта реальной работы..
Во-первых, ЕРС - это вторая ступень Ариан-5, первая - это два СТУ.
Во-вторых, ЕРС - это ЦБ пакета, у которого обычно конструктивная характеристика выше, чем у блока 1-й ступени близкой размерности тандема по 2-м причинам: залито больше топлива (та часть что расходуется на АУТ 1-й ступени), во-вторых из-за меньшей тяговооруженности.
В-третьих, ДУ состоит не только из двигателя, но и кучи всяких подсистем: узлов крепления двигателя, трубопроводов, арматуры, системы УВТ, системы аварийной защиты), поэтому Массу РС-25 надо брать не 4300 кг, а как минимум 5000 кг (с учетом залитого двигателя). Остатки незабора и газов наддува как минимум. А поскольку по условиям задачи Вы еще и ГО скинули вместе с 1-й ступенью, извольте приплюсовать к конечной массе блока его массу, а также массу межступенчатого переходника. И что там у Вас от того "массового совершенства" останется? :D
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Как видим, трехступенчатая РН выигрывает по стартовой массе всего лишь на ((225.222/190.945)-1)*100% = 17.95%.
А по цене она будет минимум на 20-25% дороже.
А если посчитать вариант со сбрасываемым баком второй ступени?
Да ещё разместить этот бак спереди, вместо обтекателя.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Во-первых, ЕРС - это вторая ступень Ариан-5, первая - это два СТУ.
Зажигание СТУ происходит одновременно с EPC. Поэтому СТУ+EPC можно считать за 1.5 ступени (как у Союза), либо можно считать СТУ за 0 ступень, а EPC за 1 ступень.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Во-вторых, ЕРС - это ЦБ пакета, у которого обычно конструктивная характеристика выше, чем у блока 1-й ступени близкой размерности тандема по 2-м причинам: залито больше топлива (та часть что расходуется на АУТ 1-й ступени), во-вторых из-за меньшей тяговооруженности.
Уменьшенную тяговооружённость я парировал установкой более мощного двигателя.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
В-третьих, ДУ состоит не только из двигателя, но и кучи всяких подсистем: узлов крепления двигателя, трубопроводов, арматуры, системы УВТ, системы аварийной защиты), поэтому Массу РС-25 надо брать не 4300 кг, а как минимум 5000 кг (с учетом залитого двигателя).
Хорошо, пусть будет так.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: Остатки незабора и газов наддува как минимум.
Недозабор учтён (2300 кг), масса газа наддува 164 кг.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: А поскольку по условиям задачи Вы еще и ГО скинули вместе с 1-й ступенью, извольте приплюсовать к конечной массе блока его массу, а также массу межступенчатого переходника.
Масса ГО учтена отдельно, он конструктивно не относится к 1 ступени. Массу переходника оценим в 1200 кг.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: И что там у Вас от того "массового совершенства" останется? :D
0.1-0.11. Для хруников недостижимо?
ЦитироватьДем пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Как видим, трехступенчатая РН выигрывает по стартовой массе всего лишь на ((225.222/190.945)-1)*100% = 17.95%.
А по цене она будет минимум на 20-25% дороже.
А если посчитать вариант со сбрасываемым баком второй ступени?
Да ещё разместить этот бак спереди, вместо обтекателя.
Масса топливного бака 2 ступени - около тонны. В лучшем случае получим +500 кг к ПН на ГПО. Овчинка выделки не стоит, ИМХО.
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Во-первых, ЕРС - это вторая ступень Ариан-5, первая - это два СТУ.
Зажигание СТУ происходит одновременно с EPC. Поэтому СТУ+EPC можно считать за 1.5 ступени (как у Союза), либо можно считать СТУ за 0 ступень, а EPC за 1 ступень.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Во-вторых, ЕРС - это ЦБ пакета, у которого обычно конструктивная характеристика выше, чем у блока 1-й ступени близкой размерности тандема по 2-м причинам: залито больше топлива (та часть что расходуется на АУТ 1-й ступени), во-вторых из-за меньшей тяговооруженности.
Уменьшенную тяговооружённость я парировал установкой более мощного двигателя.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
В-третьих, ДУ состоит не только из двигателя, но и кучи всяких подсистем: узлов крепления двигателя, трубопроводов, арматуры, системы УВТ, системы аварийной защиты), поэтому Массу РС-25 надо брать не 4300 кг, а как минимум 5000 кг (с учетом залитого двигателя).
Хорошо, пусть будет так.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: Остатки незабора и газов наддува как минимум.
Недозабор учтён (2300 кг), масса газа наддува 164 кг.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: А поскольку по условиям задачи Вы еще и ГО скинули вместе с 1-й ступенью, извольте приплюсовать к конечной массе блока его массу, а также массу межступенчатого переходника.
Масса ГО учтена отдельно, он конструктивно не относится к 1 ступени. Массу переходника оценим в 1200 кг.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: И что там у Вас от того "массового совершенства" останется? :D
0.1-0.11. Для хруников недостижимо?
Варан, Вы меня пугаете! Количество ступеней - всегда число натуральное, т.е. (если Вы забыли) целое и положительное. Поэтому Ариан-5 вполне себе двухступенчатая РН пакетной схемы с параллельной работой ступеней и разгонным блоком. Кстати, заметьте, что даже при пуске почти с экватора французы выбрали именно такую схему.
ГО конструктивно да, выполнен отдельно, но при расчете энергетики должен быть отнесен к конечной массе 1-й ступени. Равно как и межступенчатый переходник.
0,1-0,11 малодостижимо для первых водородных ступеней вообще, а не для "хруников", "энергетиков", макеевцев и т.п. Гораздо реальнее цифры 0,16-0,12
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Варан, Вы меня пугаете! Количество ступеней - всегда число натуральное, т.е. (если Вы забыли) целое и положительное.
Объясните это Старому. Ускорители работают параллельно с ЦБ, поэтому их можно считать за 0.5 ступени.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: Поэтому Ариан-5 вполне себе двухступенчатая РН пакетной схемы с параллельной работой ступеней и разгонным блоком.
Верхнюю ступень Ариана-5 корректнее называть просто ступенью, а не РБ, ибо у неё всего лишь одно включение.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: Кстати, заметьте, что даже при пуске почти с экватора французы выбрали именно такую схему.
Ну выбрали, и что? А у нас вон Ангару выбрали, всё никак не нарадуемся.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ГО конструктивно да, выполнен отдельно, но при расчете энергетики должен быть отнесен к конечной массе 1-й ступени. Равно как и межступенчатый переходник.
Я так и сделал.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
0,1-0,11 малодостижимо для первых водородных ступеней вообще, а не для "хруников", "энергетиков", макеевцев и т.п. Гораздо реальнее цифры 0,16-0,12
Вполне достижимо. ЦБ Энергии с шестью двигателями вместо четырёх (теоретически), а также с коэффициентом безопасности 1.3 вместо 1.4 имел бы массовое совершенство примерно 0.1
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Варан, Вы меня пугаете! Количество ступеней - всегда число натуральное, т.е. (если Вы забыли) целое и положительное.
Объясните это Старому. Ускорители работают параллельно с ЦБ, поэтому их можно считать за 0.5 ступени.
И как Вы это учтёте в Формуле Циолковского, например? :D
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Верхнюю ступень Ариана-5 корректнее называть просто ступенью, а не РБ, ибо у неё всего лишь одно включение.
отнесение ступени к РБ не зависит от количества включений.
ЦитироватьКомодский Варан пишет: Вполне достижимо. ЦБ Энергии с шестью двигателями вместо четырёх (теоретически), а также с коэффициентом безопасности 1.3 вместо 1.4 имел бы массовое совершенство примерно 0.1
Для Блока "Ц" - да, вполне реально, а для -1й - не вполне. 6 двигателей - это масса ДУ примерно 36 т. Масса сухих баков (пусть та же проектная) - 20 т, масса ХО - 8 т, масса МБО - 2500 кг, масса ПхО 2500 кг, остатки топлива и газов 10 т. Итого конечная масса блока 79 т. Масса ГО - ну, пусть 5 т Итого 84 т. Масса топлива710 т. Итого масса блока 794 т. 84/794=0,106. Уже не дотягиваем. А что с тягой? Тяга 6 РД0120 в номинале 885 тс. Явно маловато, если учесть, что только блок 1-й ступени тянет почти на 800 т. Так что надо еще 1-2 двигателя накинуть, и... прощай 0,1!
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Варан, Вы меня пугаете! Количество ступеней - всегда число натуральное, т.е. (если Вы забыли) целое и положительное.
Объясните это Старому. Ускорители работают параллельно с ЦБ, поэтому их можно считать за 0.5 ступени.
И как Вы это учтёте в Формуле Циолковского, например? :D
Строительством заборов занимаются хруники. А у нас тут моноблок.
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Варан, Вы меня пугаете! Количество ступеней - всегда число натуральное, т.е. (если Вы забыли) целое и положительное.
Объясните это Старому. Ускорители работают параллельно с ЦБ, поэтому их можно считать за 0.5 ступени.
И как Вы это учтёте в Формуле Циолковского, например? :D
Строительством заборов занимаются хруники. А у нас тут моноблок.
Ладно, замнём для ясности. Но минусик напротив пункта "знание терминологии" я поставил.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Верхнюю ступень Ариана-5 корректнее называть просто ступенью, а не РБ, ибо у неё всего лишь одно включение.
отнесение ступени к РБ не зависит от количества включений.
Ну пускай будет РБ, если Вам так легче.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: ЦитироватьКомодский Варан пишет: Вполне достижимо. ЦБ Энергии с шестью двигателями вместо четырёх (теоретически), а также с коэффициентом безопасности 1.3 вместо 1.4 имел бы массовое совершенство примерно 0.1
Для Блока "Ц" - да, вполне реально, а для -1й - нет.
Я и предложил сделать блок Ц первой ступенью, не уменьшая РЗТ.
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Верхнюю ступень Ариана-5 корректнее называть просто ступенью, а не РБ, ибо у неё всего лишь одно включение.
отнесение ступени к РБ не зависит от количества включений.
Ну пускай будет РБ, если Вам так легче.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: ЦитироватьКомодский Варан пишет: Вполне достижимо. ЦБ Энергии с шестью двигателями вместо четырёх (теоретически), а также с коэффициентом безопасности 1.3 вместо 1.4 имел бы массовое совершенство примерно 0.1
Для Блока "Ц" - да, вполне реально, а для -1й - нет.
Я и предложил сделать блок Ц первой ступенью, не уменьшая РЗТ.
Только 0,1 никак не получается, вот беда :D
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Только 0,1 никак не получается, вот беда :D
Вполне получается.
ЦитироватьStage 1. 1 x Energia Core. Gross Mass: 905,000 kg (1,995,000 lb). Empty Mass: 85,000 kg (187,000 lb). Thrust (vac): 7,848.124 kN (1,764,328 lbf). Isp: 453 sec. Burn time: 480 sec. Isp(sl): 354 sec. Diameter: 7.75 m (25.42 ft). Span: 7.75 m (25.42 ft). Length: 58.77 m (192.80 ft). Propellants: Lox/LH2. No Engines: 4. Engine: RD-0120. Status: Out of Production.
Масса блока Ц без двигателей - около 70 тонн. Снижаем коэффициент безопасности с 1.4 до 1.3 - масса падает на 5 тонн, до 65 тонн. Изготавливаем блок Ц из алюминий-литиевого сплава 2014 или 2024. Масса упадёт на 12-15%, до 55-57 тонн. Масса залитого РД-0120 = 3.7 т, масса семи РД-0120 = 26 тонн. Недозабор+газ наддува = 10 тонн.
(55+26+10)/901 = 0.101. Так что, массовое совершенство 0.1 вполне достижимо, даже для ЦБ Энергии.
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Только 0,1 никак не получается, вот беда :D
Вполне получается.ЦитироватьStage 1. 1 x Energia Core. Gross Mass : 905,000 kg (1,995,000 lb). Empty Mass : 85,000 kg (187,000 lb). Thrust (vac) : 7,848.124 kN (1,764,328 lbf). Isp : 453 sec. Burn time : 480 sec. Isp(sl) : 354 sec. Diameter : 7.75 m (25.42 ft). Span : 7.75 m (25.42 ft). Length : 58.77 m (192.80 ft). Propellants : Lox/LH2 . No Engines : 4. Engine : RD-0120 . Status : Out of Production.
Масса блока Ц без двигателей - около 70 тонн. Снижаем коэффициент безопасности с 1.4 до 1.3 - масса падает на 5 тонн, до 65 тонн. Изготавливаем блок Ц из алюминий-литиевого сплава 2014 или 2024. Масса упадёт на 12-15%, до 55-57 тонн. Масса залитого РД-0120 = 3.7 т, масса семи РД-0120 = 26 тонн. Недозабор+газ наддува = 10 тонн.
(55+26+10)/901 = 0.101. Так что, массовое совершенство 0.1 вполне достижимо, даже для ЦБ Энергии.
Замечу, что сплавы 2014 и 2024 - не российские. 2024 применить не получится, т.к. его российский аналог Д16 не предназначен для соединения сваркой. Речь можно вести о сплавах серии 0146Х.
Потом: Вы снова путаете блок Ц Энергии (где в принципе реально получить 0,0825-0,1) и блок 1-й ступени гипотетического тандема, в конечную массу которого надо включать массу межступенчатого ПхО и т.д.
Вы снва неверно считаете массу ДУ. Я уже писал, что масса ДУ блока Ц составляла около 24 т. Для ЦБ Энергии-М масса ДУ составляла 6700 кг (один РД0120). Т.е. ДУ из 7 РД0120 будет иметь массу порядка 40 т.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Замечу, что сплавы 2014 и 2024 - не российские.
И шо? Может тогда вообще из стали делать будем?
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Потом: Вы снова путаете блок Ц Энергии (где в принципе реально получить 0,0825-0,1) и блок 1-й ступени гипотетического тандема, в конечную массу которого надо включать массу межступенчатого ПхО и т.д.
ЦитироватьМасса четырех залитых ЖРД составит 4*3,7 т = 14,8 т. Но ДУ, кроме двигателей, включает в себя различные трубопроводы, систему аварийной защиты, элементы крепления к корпусу и т.п. Примем, что масса этих элементов составляет 30% от массы залитых ЖРД.
0.3*(3*3.7)=3,33 т. Массу ПхО оценим в 1 т.
(55+26+10+3.33+1)/(901+3.33+1) = 0.105. А если компоненты переохладить?
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Замечу, что сплавы 2014 и 2024 - не российские.
И шо? Может тогда вообще из стали делать будем?
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Потом: Вы снова путаете блок Ц Энергии (где в принципе реально получить 0,0825-0,1) и блок 1-й ступени гипотетического тандема, в конечную массу которого надо включать массу межступенчатого ПхО и т.д.
ЦитироватьМасса четырех залитых ЖРД составит 4*3,7 т = 14,8 т. Но ДУ, кроме двигателей, включает в себя различные трубопроводы, систему аварийной защиты, элементы крепления к корпусу и т.п. Примем, что масса этих элементов составляет 30% от массы залитых ЖРД.
0.3*(3*3.7)=3,33 т. Массу ПхО оценим в 1 т.
(55+26+10+3.33+1)/(901+3.33+1) = 0.105. А если компоненты переохладить?
Я Вам уже сказал:
- из чего делать баки (для юлока Ц планировалось перейти на 01460, а не на 2014.
- сколько на самом деле весит двигательная установка отечественной водородной ступени: ДУ из 7 двигателей - около 40 т
- массу ПхО для ступени такой размерности можно оценить по поверхностной плотности порядка 13-15 кг/кв. м.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Замечу, что сплавы 2014 и 2024 - не российские.
И шо? Может тогда вообще из стали делать будем?
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Потом: Вы снова путаете блок Ц Энергии (где в принципе реально получить 0,0825-0,1) и блок 1-й ступени гипотетического тандема, в конечную массу которого надо включать массу межступенчатого ПхО и т.д.
ЦитироватьМасса четырех залитых ЖРД составит 4*3,7 т = 14,8 т. Но ДУ, кроме двигателей, включает в себя различные трубопроводы, систему аварийной защиты, элементы крепления к корпусу и т.п. Примем, что масса этих элементов составляет 30% от массы залитых ЖРД.
0.3*(3*3.7)=3,33 т. Массу ПхО оценим в 1 т.
(55+26+10+3.33+1)/(901+3.33+1) = 0.105. А если компоненты переохладить?
Я Вам уже сказал:
- из чего делать баки (для юлока Ц планировалось перейти на 01460, а не на 2014.
- сколько на самом деле весит двигательная установка отечественной водородной ступени: ДУ из 7 двигателей - около 40 т
- массу ПхО для ступени такой размерности можно оценить по поверхностной плотности порядка 13-15 кг/кв. м.
Хорошо, пусть будет так. Согласны на массовое совершенство водородной первой ступени 0.12?
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Хорошо, пусть будет так. Согласны на массовое совершенство водородной первой ступени 0.12?
Канэшна! Но мы ушли от главного: ракета с РБ по грузоподъемности на ГПО/ГСО кроет как бык овцу аналогичную РН но без РБ.
ЗЫ, Я о пусках с территории России, ессно.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Хорошо, пусть будет так. Согласны на массовое совершенство водородной первой ступени 0.12?
Канэшна! Но мы ушли от главного: ракета с РБ по грузоподъемности на ГПО/ГСО кроет как бык овцу аналогичную РН но без РБ.
ЗЫ, Я р пусках с территории России, ессно.
Далеко не факт. Посчитайте двухступенчатую РН, на первой ступени 14Д12 (УИ = 462 сек, Мсов = 0.12), на второй РД-0146Д (УИ = 470 сек, Мсов = 0.1). Естественно с нормальной тяговооружённостью.
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Хорошо, пусть будет так. Согласны на массовое совершенство водородной первой ступени 0.12?
Канэшна! Но мы ушли от главного: ракета с РБ по грузоподъемности на ГПО/ГСО кроет как бык овцу аналогичную РН но без РБ.
ЗЫ, Я р пусках с территории России, ессно.
Далеко не факт. Посчитайте двухступенчатую РН, на первой ступени 14Д12 (УИ = 462 сек, Мсов = 0.12), на второй РД-0146Д (УИ = 470 сек, Мсов = 0.1). Естественно с нормальной тяговооружённостью.
Я нормальную тяговооруженность уже подсчитал - оптимальная для схемы с повторным запуском 0,3-0,4 (понятно почему такая низкая?). Но и потом, распространив эти параметры на двухступенчатую РН с КРБ, результат будет примерно тот же: превосходство схемы с РБ в разы.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: превосходство схемы с РБ в разы.
Отнюдь. Даже при массовом совершенстве первой ступени 0.12 двухступенчатая РН проигрывает трехступенчатой по массе ПН примерно на 25%. Кстати, РЗТ 3 ступени водородной РН с массой ПН на ГПО-1800 = 7 тонн составляет примерно 13 тонн. Массовое совершенство ступени будет плохим, не забудьте это учесть.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: оптимальная для схемы с повторным запуском 0,3-0,4 (понятно почему такая низкая?)
Из-за большой скорости в момент разделения нету потребности в большой тяге, увеличение массы ДУ не компенсируется увеличением массы ПН.
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет: превосходство схемы с РБ в разы.
Отнюдь. Даже при массовом совершенстве первой ступени 0.12 двухступенчатая РН проигрывает трехступенчатой по массе ПН примерно на 25%. Кстати, РЗТ 3 ступени водородной РН с массой ПН на ГПО-1800 = 7 тонн составляет примерно 13 тонн. Массовое совершенство ступени будет плохим, не забудьте это учесть.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: оптимальная для схемы с повторным запуском 0,3-0,4 (понятно почему такая низкая?)
Из-за большой скорости в момент разделения нету потребности в большой тяге, увеличение массы ДУ не компенсируется увеличением массы ПН.
Я Вам вчера уже привел расчет: 6 против 14 т, и при улучшении массовых характеристик соотношение измениться слабо.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет: превосходство схемы с РБ в разы.
Отнюдь. Даже при массовом совершенстве первой ступени 0.12 двухступенчатая РН проигрывает трехступенчатой по массе ПН примерно на 25%. Кстати, РЗТ 3 ступени водородной РН с массой ПН на ГПО-1800 = 7 тонн составляет примерно 13 тонн. Массовое совершенство ступени будет плохим, не забудьте это учесть.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: оптимальная для схемы с повторным запуском 0,3-0,4 (понятно почему такая низкая?)
Из-за большой скорости в момент разделения нету потребности в большой тяге, увеличение массы ДУ не компенсируется увеличением массы ПН.
Я Вам вчера уже привел расчет: 6 против 14 т, и при улучшении массовых характеристик соотношение измениться слабо.
Я тоже Вам вчера приводил расчет: 225 тонн против 191 тонны.
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет: превосходство схемы с РБ в разы.
Отнюдь. Даже при массовом совершенстве первой ступени 0.12 двухступенчатая РН проигрывает трехступенчатой по массе ПН примерно на 25%. Кстати, РЗТ 3 ступени водородной РН с массой ПН на ГПО-1800 = 7 тонн составляет примерно 13 тонн. Массовое совершенство ступени будет плохим, не забудьте это учесть.
ЦитироватьДмитрий В. пишет: оптимальная для схемы с повторным запуском 0,3-0,4 (понятно почему такая низкая?)
Из-за большой скорости в момент разделения нету потребности в большой тяге, увеличение массы ДУ не компенсируется увеличением массы ПН.
Я Вам вчера уже привел расчет: 6 против 14 т, и при улучшении массовых характеристик соотношение измениться слабо.
Я тоже Вам вчера приводил расчет: 225 тонн против 191 тонны.
Ну, между Вашим и моим расчетами есть некоторая "разница": я решение получаю путем интегрирования уравнений движения с оптимизацией проектных параметров. А Вы, судя по всему, пользуетесь, дай Бог, формулой Циолковского.
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Из-за большой скорости в момент разделения нету потребности в большой тяге, увеличение массы ДУ не компенсируется увеличением массы ПН.
Да, нет, проще все: тащить тяжелый двигатель аж на ГПО/ГСО - накладно.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Ну, между Вашим и моим расчетами есть некоторая "разница": я решение получаю путем интегрирования уравнений движения с оптимизацией проектных параметров. А Вы, судя по всему, пользуетесь, дай Бог, формулой Циолковского.
А что, формула Циолковского даёт огромную погрешность? Залейте вашу программу на файлообменник, посмотрю на ваши проектные параметры.
Что Варан, носишся со своими еб...ми проверками, как наркоман с коноплей, а тяжелую тяжелую артиллерию в кустах и не заметил. Вот досада...
Ну и что ты понял из этой проверки? Что ты дятел?
Итак, сравниваем две РН: http://silverbirdastronautics.com/LVperform.html
Cтартовые массы обоих = 191.5 тонны. На переход с ГПО-2400 до ГПО-1800 нужно 600 м/с. Переход уменьшит массу ПН+ступени в 1.139 раза.
Двухступенчатая РН:
(http://meson.ad-l.ink/8YkCK9tZH/image.png)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/121229.jpg)
Масса на ГПО-2400 = 5549+4150 = 9699 кг.
(9699/1.139)-4150 = 4365 кг на ГПО-1800.
Трехступенчатая РН:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/121225.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/121231.jpg)
Масса на ГПО-2400 = 6760+1400 = 8160 кг.
(8160/1.139)-1400 = 5764 кг на ГПО-1800.
Разница = (5764/4365) = 32%. Ни о каких "разах" речи не идёт.
Вот обновление с улучшенными параметрами ДУ (УИ на 1-й ступени повышен до 462 с, на 2-й и РБ - до 470 с, уменьшены удельные массы ДУ).
Разница почти не изменилась:
- 2-хступенчатая выводит на ГПО (недобор 1800 м/с) 8134 кг
- РН с РБ выводит 16270 кг.
С преимуществом 2:1 выигрывает традиционная схема с РБ. Недомерок с повторным включением ДУ 2-й ступени перемещается в дворовую лигу.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Вот обновление с улучшенными параметрами ДУ (УИ на 1-й ступени повышен до 462 с, на 2-й и РБ - до 470 с, уменьшены удельные массы ДУ).
Разница почти не изменилась:
- 2-хступенчатая выводит на ГПО (недобор 1800 м/с) 8134 кг
- РН с РБ выводит 16270 кг.
С преимуществом 2:1 выигрывает традиционная схема с РБ. Недомерок с повторным включением ДУ 2-й ступени перемещается в дворовую лигу.
500 тонник так 500 тонник, хорошо.
(http://polariton.ad-l.ink/7Xfyc6qkV/image.png)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/122972.jpg)
Двухступенчатый 500-тонник выводит на ГПО-2400 19977 кг (14977 кг ПН + 5000 кг 2-я ступень). На ГПО-1800 будет выведено (19977/1.139)-5000 = 12540 кг.