Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Пилотируемые полеты => Тема начата: Акуб от 20.04.2009 12:29:23

Название: Двустрочные элементы. Исторические TLE
Отправлено: Акуб от 20.04.2009 12:29:23
Уважаемые завсегдатаи!

Это моя первая реинкарнация (после почившей ФИДОшки). Однако, лучше поздно, чем никогда!

Предыстория вопроса.  Моя попытка анализа двустрочных элементов (TLE) для всех четырех Скайлабов приводит меня к заключению, что американцы указывают для них неправильные конечные количества совершённых витков вокруг земного шарика. То, что нумерация витков  в тлешках (особенно старых) велась через пень-колоду, есть факт общеизвестный.  Орбита Скайлаба-1 за время существования  после отстыковки последнего Скайлаба-4 не корректировалась, а только постепенно снижалась, что даже при отсутствии регулярных орбитальных элементов позволяет с достаточной достоверностью восстановить нумерацию витков. Что касается пилотируемых Скайлабов, то от пуска до стыковки по расчетным циклограммам проходило около 5 витков, а от расстыковки до тормозного импульса - около трёх.  Эти соображения дают мне возможность восстановления нумерации с точностью до одного витка и для них, несмотря на очевидную скудность имеющихся данных.

Теперь вопрос. Кто в состоянии грамотно обсудить со мной возникшую проблему и, возможно, указать мне мои ошибки при обработке тлешек?

Хотя, к слову сказать, мои собственные расчеты номеров витков для объектов обслуживания МКС и самой МКС совпадают с приводимыми на сайте ЦУПа данными, что говорит о невысокой вероятности грубых ошибок у меня.

При отсутствии широкого  интереса к теме  готов перейти в прямую переписку, тем более что придётся дополнительно обмениваться, скорее всего, эксел-файлами.

Некоторое время назад я в личной переписке начал обсуждение с ИЛ, но наше общение, к сожалению, постепенно свелось на нет...  Хотя в то время в процессе обсуждения я многому научился. И даже успел  за прошедшее время многое из обсуждённого забыть...   ;)
Название: Двустрочные элементы. Исторические TLE
Отправлено: bsdv от 20.04.2009 18:34:11
ЦитироватьУважаемые завсегдатаи!

Это моя первая реинкарнация (после почившей ФИДОшки). Однако, лучше поздно, чем никогда!

Предыстория вопроса.  Моя попытка анализа двустрочных элементов (TLE) для всех четырех Скайлабов приводит меня к заключению, что американцы указывают для них неправильные конечные количества совершённых витков вокруг земного шарика. То, что нумерация витков  в тлешках (особенно старых) велась через пень-колоду, есть факт общеизвестный.  Орбита Скайлаба-1 за время существования  после отстыковки последнего Скайлаба-4 не корректировалась, а только постепенно снижалась, что даже при отсутствии регулярных орбитальных элементов позволяет с достаточной достоверностью восстановить нумерацию витков. Что касается пилотируемых Скайлабов, то от пуска до стыковки по расчетным циклограммам проходило около 5 витков, а от расстыковки до тормозного импульса - около трёх.  Эти соображения дают мне возможность восстановления нумерации с точностью до одного витка и для них, несмотря на очевидную скудность имеющихся данных.

Теперь вопрос. Кто в состоянии грамотно обсудить со мной возникшую проблему и, возможно, указать мне мои ошибки при обработке тлешек?

Хотя, к слову сказать, мои собственные расчеты номеров витков для объектов обслуживания МКС и самой МКС совпадают с приводимыми на сайте ЦУПа данными, что говорит о невысокой вероятности грубых ошибок у меня.

При отсутствии широкого  интереса к теме  готов перейти в прямую переписку, тем более что придётся дополнительно обмениваться, скорее всего, эксел-файлами.

Некоторое время назад я в личной переписке начал обсуждение с ИЛ, но наше общение, к сожалению, постепенно свелось на нет...  Хотя в то время в процессе обсуждения я многому научился. И даже успел  за прошедшее время многое из обсуждённого забыть...   ;)

Первое, что приходит на ум, разный порядок учета начальных (незамкнутых) витков у NORAD и РВСН. Расхождения в 1, иногда 2 витка - вполне обычное дело.
Название: Двустрочные элементы. Исторические TLE
Отправлено: Акуб от 20.04.2009 22:27:51
ЦитироватьПервое, что приходит на ум, разный порядок учета начальных (незамкнутых) витков у NORAD и РВСН. Расхождения в 1, иногда 2 витка - вполне обычное дело.

Да нет, одним витком и не пахнет. Для Скайлаба-1 у меня получается, что нумерация по тлешкам ушла вперёд на 43(!) витка. Причем я могу показать места, где ниоткуда в нумерации НОРАД вдруг возникает очередной лишний виток, потом второй и т.д. У меня есть таблицы, в которых я веду параллельно НОРАД и свою нумерацию. И когда в интервале времени, скажем, в 12 часов вместо восьми очевидных  витков у НОРАД получается 9, у меня сразу возникают определенные сомнения... А именно так появляется первый лишний виток в "ихней" нумерации 28.05.1973 года.
Название: Двустрочные элементы. Исторические TLE
Отправлено: bsdv от 21.04.2009 17:36:39
ЦитироватьИ когда в интервале времени, скажем, в 12 часов вместо восьми очевидных  витков у НОРАД получается 9, у меня сразу возникают определенные сомнения...

Интересно, попробуйте построить график среднего движения. Вполне возможно, что была коррекция орбиты. Хотя, конечно великовато будет :roll:
Название: Двустрочные элементы. Исторические TLE
Отправлено: Акуб от 21.04.2009 20:08:33
ЦитироватьИнтересно, попробуйте построить график среднего движения. Вполне возможно, что была коррекция орбиты. Хотя, конечно великовато будет :roll:

Графики высоты орбиты я строил уже давно.  Кроме того, при подготовке эксел-таблиц я сразу же вывожу в том числе апогей, перигей (над сферой экваториального радиуса земли), период обращения. Не было там никаких коррекций. Всё в пределах разумного.
И за 12 часов набрать лишний виток - "меня терзают смутные сомнения".
Название: Двустрочные элементы. Исторические TLE
Отправлено: bsdv от 22.04.2009 18:31:14
Цитировать
ЦитироватьИнтересно, попробуйте построить график среднего движения. Вполне возможно, что была коррекция орбиты. Хотя, конечно великовато будет :roll:

Графики высоты орбиты я строил уже давно.  Кроме того, при подготовке эксел-таблиц я сразу же вывожу в том числе апогей, перигей (над сферой экваториального радиуса земли), период обращения. Не было там никаких коррекций. Всё в пределах разумного.
И за 12 часов набрать лишний виток - "меня терзают смутные сомнения".

А вот интересно, в 73 году TLE уже были доступны публике? Интернета как такового нет, разгар холодной войны... .

Слышал также (но не застал), что NORAD не всегда выдавал TLE в привязке к восходящему узлу. Если такой факт имеет место, то в ваших расчетах это надо будет учесть.
Название: Двустрочные элементы. Исторические TLE
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 22.04.2009 19:27:34
А что означают четыре Скайлэба???
Название: Двустрочные элементы. Исторические TLE
Отправлено: ratte07 от 22.04.2009 21:23:13
ЦитироватьА что означают четыре Скайлэба???

http://en.wikipedia.org/wiki/Skylab

Skylab-№ запуска по программе. 1- сама ОС, 2,3,4 - экспедиции.
Название: Двустрочные элементы. Исторические TLE
Отправлено: Акуб от 22.04.2009 23:07:13
ЦитироватьА вот интересно, в 73 году TLE уже были доступны публике? Интернета как такового нет, разгар холодной войны... .

Слышал также (но не застал), что NORAD не всегда выдавал TLE в привязке к восходящему узлу. Если такой факт имеет место, то в ваших расчетах это надо будет учесть.

Что касается архивов тлешек, то они достаточно полны и существуют практически для всех интересующих меня полетов.

Касательно восходящего узла. В старые времена практически всегда было именно так, с привязкой к восходящему узлу. А вот с мая 1993 привязки практически нет. Я столкнулся с этой проблемой при анализе тлешек Мира. И с той поры в необходимых случаях я ввожу коррекцию эпохи тлешки. :)

Так что пока холодно...
Название: Двустрочные элементы. Исторические TLE
Отправлено: Акуб от 27.04.2009 11:53:51
Я, как мне кажется, наконец-то разобрался с проблемой нумерации витков пилотируемых Скайлабов!

Результат моего исследования проблемы счёта витков для Скайлабов доступен по адресу:  http://space.kursknet.ru/astron/russian/tle_sky.sht .