Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: kulch от 13.03.2009 14:08:28

Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: kulch от 13.03.2009 14:08:28
Предусмотрено ли в каких-то штатных или нештатных ситуациях включение в атмосфере основных двигателей орбитального маневрирования на Шаттле или на Буране?
Например (фантазирую), неудачная траектория подхода к посадочному комплексу после аварийного прекращения старта. Включение двигателей OMS могло бы дать дополнительную (небольшую, конечно) прибавку в скорости одновременно уменьшая вес корабля за счет расхода топлива.
И с технической точки зрения - насколько возможна нормальная работа этих двигателей в нижних слоях атмосферы?

(мне нужно для моделирования в Орбитере автомата посадки бурано-подобного корабля)
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: kulch от 13.03.2009 14:09:58
[deleted]
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: Salo от 13.03.2009 17:53:02
Пока никто не ответил в дублирующей теме удалите первый пост и тема уйдёт.
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: kulch от 13.03.2009 17:55:29
спасибо, что-то я сам не догадался :)
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: Salo от 13.03.2009 17:56:13
http://www.buran.ru/htm/homepage.htm
ЦитироватьВ нештатных ситуациях, т.е. при авариях на активном участке, двигатели ОДУ используются в первую очередь для ускоренной выработки топлива перед отделением от РН (скорость до 70 кг/с) с целью восстановления необходимой центровки ОК (топливо может вырабатываться и после отделения от РН).
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: kulch от 13.03.2009 17:59:57
угу. понял
Ну мне главное знать - можно ли в систему управления вводить алгоритм, при котором в случае надобности используется тяга основных ЖРД. Они ж высотные... Нет ли технических противопоказаний.
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: Salo от 13.03.2009 18:07:53
На Буран.Ру есть фото наземны испытаний. Но двигатели с укороченными соплами. Впрочем на высоте больше 10 км проблем быть не должно. А на меньшей высоте видимо сильно упадёт тяга и могут быть проблемы с радиационно-охлаждаемым насадком.
В цитате ещё упоминается нарушение  центровки из-за невыработанного топлива. Это тоже может быть проблемой.
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: kulch от 13.03.2009 18:17:54
ЦитироватьВ цитате ещё упоминается нарушение  центровки из-за невыработанного топлива. Это тоже может быть проблемой.
Понимаю. К счастью в моей модели не будет изменяемой центровки, так что и проблема такая не появится. Приятно, когда можно самому устанавливать граничные условия :)
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: Волк от 13.03.2009 23:01:52
Насколько помню (простите мой склероз) в книженции "Space Shuttle Operator's Manual" описывалась процедура аварийного разделения. Там было предусмотрено включение двигателей ОМС. Найду книжку - уточню.
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: m-s Gelezniak от 13.03.2009 22:39:50
Остатка топлива не хватит для захода на второй круг. Поэтому утюжком на пузо недалеко от ВВП. Пожарные и медики рядом.
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 14.03.2009 00:39:55
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60590.jpg)


Надеюсь, из этой картинки всё понятно.

http://www.aerospaceweb.org/question/spacecraft/q0278.shtml
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: kulch от 14.03.2009 05:32:24
ЦитироватьНадеюсь, из этой картинки всё понятно.
Да, спасибо большое. Space Shuttle Operator's Manual я читал в детстве, мне 15 лет было, все забыл уже...

Получается, что включений на малой высоте не предусмотрено.
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: kulch от 14.03.2009 05:35:55
ЦитироватьОстатка топлива не хватит для захода на второй круг. Поэтому утюжком на пузо недалеко от ВВП. Пожарные и медики рядом.
я имел в виду не уход на второй круг, а, скорее, проблему недолета. Но смысл ясен. БОльшая часть абортных циклограмм лежит в области посадки на запасные аэродромы, посадка  в районе старта - случай с маленьким окошком.
Название: Вопрос про Шаттл (Буран) включение OMS в атмосфере
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 14.03.2009 13:06:00
Я вообще не уверен, что гидразиновая OMS могла бы безаварийно работать в тропосфере.