Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Гусев_А от 13.03.2009 09:57:53

Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Гусев_А от 13.03.2009 09:57:53
Начну с "серьезного" опыта с ширпотребовской китайской сковородкой. Раз при температуре около -10 градусов,  на балконе на холодную сковородку капнул несколько капель воды, через полчаса перевернул сковородку и льдинки выпали. То есть они не примерзли к покрытию.

А корпус Союза, вроде перед стартом весь покрыт инеем. Или нет смысла, чтоб лед не налипал, или иней служит бесплатной теплоизоляцией? :P

Ладно кроме шуток, используется ли на каких нибудь РН, на их криогенных баках какое нибудь специальное покрытие. Вроде на чем то теплоизоляцию делают.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Nikopol от 13.03.2009 13:58:35
ЦитироватьЛадно кроме шуток, используется ли на каких нибудь РН, на их криогенных баках какое нибудь специальное покрытие.
Знаменитая пена на внешнем баке Шаттла.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 13.03.2009 13:59:49
А Вы причину катастрофы Колумбии помните? :roll:
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 13.03.2009 14:03:47
Баки ЖВ всегда с термоизоляцией.
На ЖК обычно экономят.
Однако у Союза в Куру бак ЖК будут оклеивать К-Flex. поскольку в условиях 100% влажности намерзание льда уже опасно.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Гусев_А от 13.03.2009 12:08:56
Да  про теплоизоляцию, это есть, я имел ввиду еще внешне покрытие, к которому не происходит примерзание (прилипание).

К-Flex -- это теплоизоляция, или и есть подобное покрытие.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Peter от 13.03.2009 14:34:30
А у Энергии? Вроде и на баках ЖВ не было...
(хотя мне и кажется это дикостью)
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Дмитрий В. от 13.03.2009 13:43:43
ЦитироватьА у Энергии? Вроде и на баках ЖВ не было...
(хотя мне и кажется это дикостью)

Все баки блока Ц Энергии были покрыты пенопластовой теплоизоляцией, которая практически исключала образование льда.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 13.03.2009 15:46:56
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТам просто нет пенопласта. Нечему отрываться.
А как же сделана теплоизоляция?
Не знаю, интересно? Посмотри на Буран.ру Но я что-то не помню, чтобы блок Ц обклеивали пенопластом.
В книге В.М. Филина (Путь к "Энергии", М., Логос, 2001, с. 69-70) утверждается, что водородный бак покрывался теплоизоляцией из специально созданного материала "Рипор". Толщина 30 мм, допуск по толщине 1 мм. На "Прогрессе" был создан специальный станок для нанесения теплоизоляции на собранный бак. Тем же составом теплоизолировались трубопроводы. Эти - вручную.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Peter от 13.03.2009 16:42:21
Дмитрий В.

Спасибо :) А не можете подсказать толщину того пенопласта? Что-то мне подсказывает, что не более одного сантиметра. И за время заправки должно хорошо проморозится. Хотя, конечно, Тюратам - не Флорида, влажность меньше....
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Дмитрий В. от 13.03.2009 16:19:18
ЦитироватьДмитрий В.

Спасибо :) А не можете подсказать толщину того пенопласта? Что-то мне подсказывает, что не более одного сантиметра. И за время заправки должно хорошо проморозится. Хотя, конечно, Тюратам - не Флорида, влажность меньше....

Около 30 мм.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 13.03.2009 17:35:51
Не пенопласт (пенополистирол), а пенополиуретан.

http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/filin/put-k-en2001/01.html
ЦитироватьОсобое внимание, как у нас в ГКБ, так и в Волжском филиале, и на заводе «Прогресс», уделялось теплоизоляции баков и трубопроводов. Какой ее состав, как наносить? Все это было новым. В.И. Рыжикову пришлось попотеть не один месяц в цехах завода.

Это была одна из самых серьезных проблем. Ее суть заключается в том, что температура жидкого водорода — 253°С, на 60° ниже температуры жидкого воздуха. Это значит, что если в бак заливается жидкий водород, то по стенкам его снаружи будет стекать жидкий воздух, который через некоторое время превратится в лед. А что будет твориться внутри сосуда? К налитому в бак жидкому водороду пойдут мощные тепловые потоки. Это все равно, что плотно закрытую кастрюлю с водой обернуть разогретой спиралью. Начнется кипение, поднимется давление, и сосуд разорвет.

А теперь представим наш водородный бак из вафельных тонкостенных обечаек. Его диаметр около 8 м (это на 2 м больше диаметра тоннеля в метро), а еще длина около 40 м. В такой бак можно залить столько жидкости, что на каждого жителя Москвы хватит по стакану. Заполненый жидким водородом, бак представляет огромную опасность. Если он взорвется, то это будет эквивалентно взрыву 300 т тринитротолуола — пять железнодорожных вагонов!

Безусловно, первое, что здесь просится, — это изолировать бак от внешней среды, да так, чтобы теплопритоки были минимальными. Однако большая толщина, а следовательно, и масса теплоизоляции сокращает выводимый полезный груз на орбиту. Значит, материал теплоизоляции должен быть таким, чтобы обеспечить ее высокую эффективность при небольших толщинах. Теплоизоляция должна хорошо приклеиваться к баку, быть эластичной, т. е. вместе с металлом бака растягиваться и сжиматься, ведь при заправке от температурных перепадов водородный бак изменяет свои размеры по длине почти на 0,5 м. Необходимо также, чтобы нанесенная теплоизоляция выдерживала несколько циклов заправки и слива водорода из бака.

Существующих материалов для изоляции подобрать не удалось. Вот и поставили перед химиками задачу — создать нужный материал. Он существовал у американцев — на Шаттле аналогичная картина. Но система создавалась у нас в стране, и, как всегда в ракетной технике, основное условие — в разрабатываемой системе должны применяться только отечественные материалы. А это приводило к тому, что надо не только изобрести состав теплоизоляционного материала с нужными свойствами, но и организовать его промышленное производство.

Состав был найден, довольно легкий, в меру эластичный, технологичный. Он получил название «Рипор». Достаточно было нанести на поверхность бака слой в 30 мм, как достигались необходимые условия хранения. Но как его нанести на поверхность бака?

Создан ряд специальных экспериментальных установок, от отдельного образца до моделирующего бака, на которых проведены сотни экспериментов по нанесению теплоизоляции. Даны также рекомендации по ремонту и дефектации изоляции. А как наносить такую изоляцию на реальный громадный бак? Ведь толщина ее должна составлять всего 30 мм, а допуск в 1 мм, заложенный нашими проектантами, был достаточно жестким.

Вначале попытались клеить теплоизоляцию в виде отдельных матов, но получалось неровно, коряво и со щелями между плит. Пришлось на заводе «Прогресс» создать специальный станок. В него устанавливали полностью собранный бак и вращали. Вдоль бака двигалась каретка, напылявшая теплоизоляцию, следом двигалась вторая — с резцом, который протачивал это 8-метровое «бревно» длиной 40 м до заданных размеров. Так смогли выполнить нужные требования.

Сложнее было с нанесением теплоизоляции на трубопроводы. Механизировать этот процесс не удалось, поэтому пришлось создавать специальные бригады, которые вручную наносили изоляцию, срезая лишнее обыкновенными большими ножами.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: avmich от 14.03.2009 06:08:27
ЦитироватьНе пенопласт (пенополистирол), а пенополиуретан.

http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/filin/put-k-en2001/01.html
Цитировать...специальный станок. В него устанавливали полностью собранный бак и вращали. Вдоль бака двигалась каретка, напылявшая теплоизоляцию, следом двигалась вторая — с резцом, который протачивал это 8-метровое «бревно» длиной 40 м до заданных размеров. Так смогли выполнить нужные требования.

Технология супер...
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Bell от 14.03.2009 15:14:44
ЦитироватьТехнология супер...

http://www.monolit-ripor.ru/ru/info/instr/
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Theoristos от 14.03.2009 18:13:31
На Зените при пуске двигателей эта шуба кусками осыпается
... и не долетев до земли испаряется в струях от двигателей.
На замедленной съемке красиво.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: KBOB от 14.03.2009 14:29:29
Цитировать
ЦитироватьДмитрий В.

Спасибо :) А не можете подсказать толщину того пенопласта? Что-то мне подсказывает, что не более одного сантиметра. И за время заправки должно хорошо проморозится. Хотя, конечно, Тюратам - не Флорида, влажность меньше....

Около 30 мм.

А во Флориде толщина теплоизоляции 1 дюйм.
http://www.nasa.gov/centers/marshall/pdf/114022main_TPS_FS.pdf
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: vekazak от 14.03.2009 19:26:59
Теплозащита в основном от аэродинамического разогрева кислорода и естенственно препятствует льдообразованию. Для Юга и Севера  нет необходимостьи в теплозащите Семерки, а вот в Куру после отвода закрытой фермы обслуживания (1 -2 ч) при тропическом ливне возможно образование льда, до 8 мм, но конструкция РН сделана так. что при его сбрасывании во время запуска ДУ, не приводит к нехорошим последствиям.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 15.03.2009 09:17:48
Про ливень я не подумал. Тогда вопрос: оклеивают баки ЖК для Куру или нет?
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: vekazak от 15.03.2009 11:29:53
НЕТ
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 15.03.2009 12:56:37
Спасибо! :wink:
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Вован от 16.03.2009 00:20:00
ЦитироватьПро ливень я не подумал. Тогда вопрос: оклеивают баки ЖК для Куру или нет?

Скорее ДА, чем НЕТ. :wink: Для Байконура уже оклеивают.

(http://s58.radikal.ru/i160/0903/7b/4c1b233006ac.jpg) (http://www.radikal.ru)
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 16.03.2009 01:08:49
Ну тут ХО оклеили и не теплоизоляцией. :wink:
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Вован от 16.03.2009 01:19:35
ЦитироватьНу тут ХО оклеили и не теплоизоляцией. :wink:

Пенополиуретан скорее всего на баке ЖК блока И. :roll:
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: SpaceR от 16.03.2009 04:19:39
Криогенные баки Дельты-4 тоже покрывают теплоизоляцией, скорее всего такой же, как и ВТБ Шаттла - у неё характерный красно-оранжевый цвет.
Цитировать(http://s54.radikal.ru/i145/0901/16/f38e17f13577.jpg)
А вот на этом снимке хорошо видно, что происходит с такой теплоизоляцией от высоких температур - при запуске Дельты-4 она окутывается огненным шаром (от сгорания водорода, испарившегося при запуске ЖРД):
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/76904.jpg)

ЕМНИП, сейчас такой же оранжевой пеной покрывают и "Центавры" Локхид-Мартина.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: SpaceR от 16.03.2009 04:39:20
Кстати, наличие такой изоляции даёт ступени шанс уцелеть после отделения и падения в океан. Дмитрий В. вспоминал о "расстреле" бака Ц Энергии, плававшего в Тихом океане после её первого пуска.
А вот этот снимок, возможно, показывает уцелевшую 1ю ступень после пуска Дельты-4:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60593.jpg)
Взят отсюда - http://kevinforsyth.net/delta/delta4.htm
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 16.03.2009 09:10:29
Цитировать
ЦитироватьНу тут ХО оклеили и не теплоизоляцией. :wink:
Пенополиуретан скорее всего на баке ЖК блока И. :roll:
(http://s58.radikal.ru/i160/0903/7b/4c1b233006ac.jpg)
(http://s52.radikal.ru/i136/0903/cc/c97e929b14e8.jpg)

А разве бак ЖК на Блоке И не снизу возле ХО? Утолщение вижу там где по идее должен быть межбаковый отсек.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Вован от 16.03.2009 17:12:44
(http://s40.radikal.ru/i088/0903/2e/bc381fc8b7cb.jpg) (http://www.radikal.ru)

Даже если на бак ЖК не попала теплоизоляция, то намерзание инея на межбаке прекратилось. И то хорошо.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 16.03.2009 18:58:53
Интересно, а почему не нанесли на наружную стенку бака ЖК?
Или там иней не мешает?
Т.е. таким образом защищают аппаратуру в межбаковом отсеке?
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: vekazak от 16.03.2009 17:58:59
ХСИ
(http://s42.radikal.ru/i095/0903/a8/3455b48d6963.jpg)
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 16.03.2009 20:55:11
А что вообще на холодных стендовых испытаниях проверяют? Только заправку и слив компонентов?
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Вован от 16.03.2009 22:50:42
ЦитироватьА что вообще на холодных стендовых испытаниях проверяют? Только заправку и слив компонентов?

Еще должны проверять стоянку в заправленном состоянии на случай отмены или задержки пуска.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Туман Андромедов от 16.03.2009 22:53:11
ЦитироватьА что вообще на холодных стендовых испытаниях проверяют? Только заправку и слив компонентов?
Если совсем коротко и наброском, то проверяют (или определяют) гидравлические и рабочие характеристики многочисленных контуров и их составных частей.
Некоторые полётные состояния можно смоделировать.
Заправка, слив-это комплексные операции в которых применяются многочисленные системы заправочной станции и стартового комплекса. На ХСИ, всё-таки, как правило, отрабатывают, в основном, борт.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 16.03.2009 23:20:30
Т.е. всё кроме запуска двигателя и его работы по циклограмме полёта?
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Туман Андромедов от 16.03.2009 23:45:13
ЦитироватьТ.е. всё кроме запуска двигателя и его работы по циклограмме полёта?

Кроме алгоритмов работы, у систем (в данном случае - гидро-пневмо-контуров) есть ещё и собственные характеристики - в данном случае расходы, сопротивления, давления и т.д. Контуры, зачастую, очень сложные, с большим числом возможных состояний. Вот на ХСИ и проверяются расчёты.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: Salo от 17.03.2009 00:56:39
Спасибо! :wink:
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: zyxman от 19.03.2009 18:43:31
Цитировать
ЦитироватьНе пенопласт (пенополистирол), а пенополиуретан.

http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/filin/put-k-en2001/01.html
Цитировать...специальный станок. В него устанавливали полностью собранный бак и вращали. Вдоль бака двигалась каретка, напылявшая теплоизоляцию, следом двигалась вторая — с резцом, который протачивал это 8-метровое «бревно» длиной 40 м до заданных размеров. Так смогли выполнить нужные требования.

Технология супер...
Это действительно супер-технология!
Немножко оффтоп, но реально именно так можно добиться очень дешевого мелкосерийного производства изделий сложной формы - грубо напылять материал а затем фрезой (резцом) точно срезать излишки.
- если просто изготовлять болванку из материала а потом фрезеровать, то в общем случае получается очень много материала вылетает в отходы и большой бесполезный расход фрезы.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: vekazak от 19.03.2009 18:32:16
ЦитироватьЭто действительно супер-технология!
Немножко оффтоп, но реально именно так можно добиться очень
Сначало надо суперточно изготовить бак. Т.е не супер технология, а суперглупость при толшине изоляции 20 мм.
Название: Наружное покрытие криогенных баков. На сколько опасен лёд.
Отправлено: zyxman от 19.03.2009 20:40:41
Цитировать
Поясните, что вы хотели сказать.