Не так давно произошло одно событие:
Цитировать22.01.2009 / 15:30 РКК "Энергия" рассматривает проект создания туристического ракетоплана
Специалисты Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" и ОКБ "Туполева" рассматривают возможность создания ракетоплана для полетов космических туристов и ремонта спутников на орбите, объявил представитель корпорации в четверг на заседании одной из секций Международной ассоциации участников космической деятельности (МАКД).
"Технические показатели этой перспективной авиакосмической системы по своим показателям созвучны проекту, который предлагался ранее к реализации НПО "Молния", - заявил на заседании руководитель секции "Государственно-частное партнерство" при МАКД, сотрудник РКК "Энергия" Олег Парфенов.
Он рассказал, что ракетоплан вместе с тремя топливными баками устанавливаются на спину самолета-носителя. Самолет, взлетев с обычной взлетной полосы, выходит на высоту 10-15 км, а затем включает два жидкостных ракетных двигателя и поднимается еще на несколько километров. На необходимой высоте происходит отделение от самолета-носителя ракетоплана, включаются его двигатели, получающие топливо из баков с керосином, кислородом и водородом.
После выхода на орбиту космического корабля топливные баки отделяются от него и сгорают в плотных слоях атмосферы. Самолет-носитель садится на посадочную полосу аэродрома. Ракетоплан после выполнения целей полета входит в атмосферу и также садится по-самолетному на аэродроме.
"По предварительному мнению специалистов ОКБ имени Туполева, современные технологии позволяют обеспечить безопасность экипажа на всех этапах полета самолета-разгонщика", - отметил О.Парфенов. По его словам, себестоимость одного запуска, учитывая затраты на его страхование, составит $10 млн. Проектом предусматривается, что ракетоплан будет способен достигать высоты в 200 км над поверхностью Земли, что в два раза выше условной границы между атмосферой и космосом и чуть меньше чем в два раза ниже высоты орбиты Международной космической станции. К реализации проекта планируется привлечь частных инвесторов, а также государственные предприятия ракетно-космической отрасли.
Многоразовая авиакосмическая система даст возможность не только выводить космические аппараты на низкие орбиты, но и реализовать коммерческие полеты в космос, а также ремонт и модернизацию спутников прямо в космосе. "На первых этапах это будут суборбитальные пролеты, а затем и полноценные орбитальные полеты по цене значительно ниже той, которая озвучена потенциальными конкурентами", - сказал О.Парфенов.
В октябре прошлого года "Интерфакс-АВН" сообщал, что на Экспериментальном заводе имени Мясищева начата работа над аванпроектом ракетоплана для космического туризма. Финансировать проект взялся отечественный инвестор. Закончить работы по созданию системы планируется в 2011-2012 годах.
Кроме того, о своих разработках ракетоплана для суборбитальных полетов и космических ралли в ноябре 2007 года объявили сотрудники Московского авиационного института и МГТУ им. Баумана, сообщает "Интерфакс-АВН".[/size]
- К.И.
Цитировать(http://s41.radikal.ru/i094/0901/68/fb9473959561.jpg)
(http://i050.radikal.ru/0901/23/0e42111cabaf.jpg)
(http://i003.radikal.ru/0901/99/1cabea030f45.jpg)
(http://s49.radikal.ru/i125/0901/34/04b0142303e8.jpg)
ЦитироватьСпасиб за свежую инфу, Lin ! :)
Выглядит красиво... :roll: Жаль, ОХ на первой страничке почти не разобрать. Стартовая СР вроде как 305 т ? Довольно скромно...
Однако же назревают вопросы -
КТО СВАРГАНИТ ТАКОЙ САМОЛЕТ-РАЗГОНЩИК?
И во сколько он обойдется? :?
ЦитироватьНу, кстати, не сказать чтобы так уж дорого. Разгонщик - это две независимые части - крыло с топливом для ТРД и движками, и топливный бак с ЖРД. Грубо говоря, Зенит, встроенный в Ту-160 ;-D. Если бы, кстати, меня спросили (с), то я бы сказал, что движки лучше разместить не ПОД, а НАД крылом, и сделать схему низкоплана. Тогда взлет можно производить на динамической (экранной) подушке, что позволило бы резко сократить площадь крыла - т.е. оптимизировать самолет под сверхзвуковой полет. Ну, и шасси куда лучше скомпоновались бы.
Топливные баки водородные на 1 ступени - ф топку. Метан - самое то. Или керосин. Или пропан-бутан. Углеводород, в общем. И оптимизировать конфигурацию бака с учетом установки на носитель второй ступени.
Далее, вторую ступень лучше делать чисто водородной и полностью многоразовой. ИЛИ - полностью одноразовой. В первом случае экономия на многоразовости ступени, во втором - на росте ПН.
Ну, в общем, если все оптимизировать, то получится как раз HZ.
ЦитироватьЦитироватьтак это очередные картинки, или им кто-то денег даст?
А мне вот сейчас подумалось, что это конечно хитрый фокус, но может в этом что-то есть - вместо строительства новой ракеты с новым СК сделать этот воздушный старт с существующего аэродрома.
Кстати, расположение движков и тип топлива наверняка будет еще устаканиваться (и надеюсь, устаканится правильно), а вот схема "утка" это ИМХО правильно для самолета который должен "вставать на дыбы" (делать маневр отделения), потому что насколько мне известно, грамотно спроектированную "утку" почти невозможно свалить в штопор.
Так что ИМХО проект хорош, хорош именно тем что это настоящее серьезное дело, инновация и тп, и если Россия его сделает, мне будет очень приятно.
ЦитироватьВнимательно посмотрите на схему - там есть ЖРД на самом самолете-носителе. Т.е. отделение второй ступени происходит уже за атмосферой ;-)
ЦитироватьА сам самолет с крыльями и врд переходит на вертикальный полет на высоте 14км...
МАКС с тремя баками рассматривался. "Сиамский бак" назывался. По аэродинамике очень хорошо, но по массовым характеристикам был однозначно забракован. Что изменилось? Появились новые материалы? ЖРД на СР?
Ха! :D А вот Bell сказал, что туполевцы такой проект послали бы подальше!
ЦитироватьХа! :D А вот Bell сказал, что туполевцы такой проект послали бы подальше!
Не удивительно. И я их вполне понимаю. ;)
(http://s59.radikal.ru/i165/0902/a3/c16e102b673a.jpg)
(http://s54.radikal.ru/i143/0902/5a/e9213a4b9266.jpg)
(http://s39.radikal.ru/i083/0902/c2/adb592e524f3.jpg)
Цитировать(http://s41.radikal.ru/i094/0901/68/fb9473959561.jpg)
Скажите, если уж делать новый самолёт, то почему бы не сделать так, чтобы космический корабль не сверху на него ставить, а снизу подвешивать, как в М-52?
(http://traintospace.googlepages.com/1127.jpg)
(http://traintospace.googlepages.com/1130.jpg)
(http://traintospace.googlepages.com/1128.jpg)
http://www.popmech.ru/part/?articleid=313&rubricid=4
Ведь удобнее же отделяться будет. И подвешивать снизу удобнее, чем сверху ставить. Разве нет?
:shock:
Этот проект следует назвать УЛКН.
Ужас, Летящий на Крыльях Ночи.
Лин, а у тебя есть 2ой и 3ий слайды покрупнее (это Основные показатели системы Аврора и Кол-во пусков МАКС)?
А что там вопрос вызывает?
ЦитироватьА что там вопрос вызывает?
А какова длина взлетной полосы для этой .......... дуры?
Отмечу позитив в проекте, по сравнению с (поза?)прошлой версией:
0. Как основная конфигурация двигается грузовой вариант. Наконец-то.
1. Обеспечивается спасение экипажа самолёта-носителя и ПК (не надо катапультироваться сквозь бак).
2. Самолёт-разгонщик специально строится под задачу.
3. ЖРД на разгонщике / разделение около 3М + 15 км превращает его в полноценную ступень.
4. Обещанный темп полётов - вполне вменяемый (и с т.з. техники, и с т.з. потребностей заказчиков).
PS: Я не про то, что это всё вдруг реализуется. Но неадеквата стало гораздо меньше. Даже прожекты должны вменяемость демонстрировать, это правильно.
ЦитироватьPS: Я не про то, что это всё вдруг реализуется. Но неадеквата стало гораздо меньше. Даже прожекты должны вменяемость демонстрировать, это правильно.
Мне тоже оно понравилось.
Не знаю правда, согласятся ли конкуренты с внутреннего рынка отдать 20 пусков за 4 года.
А сейчас вот прочитал про среднюю з/п сотрудников не менее 3000$ в месяц и еще больше порадовался! :D
ЦитироватьЖРД на разгонщике / разделение около 3М
Крылья отвалятся на 3М, судя по выложенным чертежам. И на какой смысл ЖРД на разронщике, если ПВРД даёт те же 3-5М ?
ЦитироватьА что там вопрос вызывает?
Уже ничего - минут 10 поломал глаза, но всё прочитал :D
Новую разработку можно использовать и так:
ЦитироватьЦитата с AVIA.RU
http://www.avia.ru/press/9381/
По заданию ВВС активно разрабатывается малоразмерный воздушно-космический самолет. Будет ли он пилотируемым, или им придется управлять с земли, пока не совсем ясно. Но понятно одно: впервые в истории мировой космонавтики создается аппарат исключительно военного назначения. Его предполагается использовать для быстрого и эффективного уничтожения спутников и других космических объектов противника. Вместе с тем космоплан должен обеспечить защиту ИСЗ и прочих элементов американской инфраструктуры в околоземном пространстве...
Кроме того, подобные воздушно-космические самолеты смогут нести на борту ядерные и обычные средства для нанесения ударов по наземным целям. Подлетное время высокоточных ракет и бомб, сбрасываемых космопланами, будет исчисляться всего лишь минутами. Военные космические аппараты, согласно расчетам разработчиков, должны маневрировать на различных околоземных орбитах и удаляться на несколько сотен километров от поверхности нашей планеты. То есть для поражения космопланов понадобятся специальные средства.
Причем нужно обратить особое внимание на один очень существенный момент. Полет космоплана над любой страной сегодня совершенно законен. А определить истинную цель его перемещения в космосе над территорией какого-то государства - весьма не простая задача...
Серийное производство и развертывание подразделений боевых космопланов ожидается не ранее 2014 года...
ЦитироватьСамолет, взлетев с обычной взлетной полосы, выходит на высоту 10-15 км, а затем включает два жидкостных ракетных двигателя и поднимается еще на несколько километров.
Круто...
Ой не нравиться мне разгонщик, ой не нравиться :x
ЦитироватьОй не нравиться мне разгонщик, ой не нравиться :x
Это не разгонщик, это самолёт для сбрасывания РН. Выполняет задачу усложнения задачи. :twisted:
А ведь можно просто запускать с Куру.
ЦитироватьЦитироватьОй не нравиться мне разгонщик, ой не нравиться :x
Это не разгонщик, это самолёт для сбрасывания РН. Выполняет задачу усложнения задачи. :twisted:
А ведь можно просто запускать с Куру.
Суборбитальных туристов ? :lol:
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьОй не нравиться мне разгонщик, ой не нравиться :x
Это не разгонщик, это самолёт для сбрасывания РН. Выполняет задачу усложнения задачи. :twisted:
А ведь можно просто запускать с Куру.
Суборбитальных туристов ? :lol:
HET - PH. :wink:
ЦитироватьЦитироватьЖРД на разгонщике / разделение около 3М
Крылья отвалятся на 3М, судя по выложенным чертежам. И на какой смысл ЖРД на разронщике, если ПВРД даёт те же 3-5М ?
Не вижу чертежей. И по какой траектории оно будет забираться на пресловутые км и м/с - тоже не вижу.
Что до ЖРД - они есть "в ассортименте со склада в Москве", включаются хоть при 0.5М и работают пока керосин с кислородом есть. Строго говоря, ВРД (кроме минимума для возврата на аэродром) можно выкинуть на помойку и всё делать на ЖРД. А ПВРД потребной тяги - они в России вообще производятся (я не в курсе)?
ЦитироватьОтмечу позитив в проекте, по сравнению с (поза?)прошлой версией:
0. Как основная конфигурация двигается грузовой вариант. Наконец-то.
Полностью поддерживаю.
Цитировать1. Обеспечивается спасение экипажа самолёта-носителя и ПК (не надо катапультироваться сквозь бак).
А кому это раньше надо было катапультироваться
сквозь бак ? :shock:
Экипажу МАКСа ничего катапультироваться не мешало, а экипажу СР при покидании самолёта вообще нежелательно пролетать мимо наполненной водородом дуры с ЖРД. Можно катапультироваться вбок или вниз, или покинуть кабину ногами через боковую дверь. Так что здесь позитива нет.
Цитировать2. Самолёт-разгонщик специально строится под задачу.
А это так вообще не плюс, а
самый что ни на есть серьёзный минус, потому что резко увеличивает стоимость системы, лишая ее шансов окупиться в разумные сроки.
Вот если СР будет проектироваться как аппарат
двойного назначения, с шансом окупиться даже без эксплуатации в АКС, тогда я назову это плюсом.
Цитировать3. ЖРД на разгонщике / разделение около 3М + 15 км превращает его в полноценную ступень.
Согласен. Плюс.
Но реализация этой фичи дооорого обойдётся...
Цитировать4. Обещанный темп полётов - вполне вменяемый (и с т.з. техники, и с т.з. потребностей заказчиков).
Ну это имхо не позитив, а просто рост вменяемости. Но, подозреваю, что при таких темпах пуска об окупаемости начальных вложений придётся забыть.
Что же касается
общего позитива подобных проектов, что нового, что старого, так это сам факт и уровень его инновационности. То, что отмечено у
Lin'a на cамом первом плакатике.
Даже если значительная часть начальных вложений не окупится в разумные сроки
явно, она даёт возможности окупиться
неявно за счет разработки инноваций и повышения уровня НТР.
Тут, как и в любом деле, важно не перестараться...
Да, и ещё - относительно трёхцилиндровой компоновки основного бака.
Я в этом не вижу абсолютно никакого смысла.
Раз уж мы имеем в составе АКС самолёт, то проблема транспортировки негабаритного бака решается сама собой - на этом же самолёте его и возить.
И, кстати, не только его - имея такой самолёт, с его помощью можно решить проблему перевозки и прочих крупногабаритных элементов РКТ, стартующих с земли. А про "игольное ушко" ж.д.-транспортировки забыть как про страшный сон. :)
А что касается использования освоенных промышленностью диаметров - так я серьёзно сомневаюсь, что такое удешевление одноразовой серийной матчасти оправдает снижение массы полезного груза системы. А увеличение начальных затрат за счет обрудования для изготовления крупногабаритных баков - капля в море по сравнению со стоимостью СР.
ЦитироватьА какова длина взлетной полосы для этой .......... дуры?
Или 950м или 2500м, в зависимости от размаха крыла.