Собирается прога (скорее - экселевский файл или комплект файлов) для расчета охлаждения ЖРД.
Для контроля результата нужно посчитать какой-нибудь известный двигатель на предмет "сходится-не сходится".
Понятно, что высокой точности на первых порах ждать не приходится, и все же...
Собственно, вопрос. Подскажите какой-нибудь ЖРД (отечественный или буржуинский - не суть) БЕЗ завесного охлаждения (Это самое важное! Только из за этого требования тему и создаю) - чисто регенеративное.
И на каких-нибудь стандартных компонентах.
Требуется:
- компоненты
- соотношение компонентов
- давление в камере и на срезе
- тяга
Что-то я на припомню таких. Вот наоборот (с завесой без проточного) - помню :)
Если найдете, сообщите здесь. Мне тоже интересно.
Формально можно ОРМ-65 отнести - специально у него завеса не организовывалась... правда, сдается мне - там все равно было горячее ядро и холодная переферия.
А подскажите, что за двигатель - наоборот? :) Оффтоп, но интересно )
Без завесного охлаждения - только проточное - работал двигатель Гамма, стоявший в ракетах Блэк Найт и Блэк Эрроу. Пара - перекись водорода 82% и керосин. Охлаждался перекисью. Соотношение компонентов по массе - 1:8,2. Какой при этом альфа, навскидку не скажу, но, по идее, в районе 0,87. Давление в камере - 36-41 атмосфера. Тяга с одной камеры порядка 2,5 тонн.
Спасибо!!! :)
Пошел копать инфу по нему.
В плане беззавесного двиагеля интересно проработать использование в качестве горючего спиртов - этилового, пропилового, изопропилового и может даже циклогептанола. Спирты могут быть эффективными охладителями, поэтому отпадает необходимость завесы как таковой. Более того, воникает возможность создания двигателей большой тяги с тарельчаты соплом, в т.ч. пригодных для использования на первой ступени - со всеми их достоинствами.
Спирты, конечно, имеют меньший удельный импульс относитеьно керосина, но исключение потерь на завесу во многом, если не полностью, компенсирует это.
На всякий случай оговорюсь, что описанная концепция - не моя и я ни на что не претендую :)
ЦитироватьВ плане беззавесного двиагеля интересно проработать использование в качестве горючего спиртов - этилового, пропилового, изопропилового и может даже циклогептанола.
Вот ведь! А мы на фирме изопропиловый спирт для протирки термоголовок принтеров применяем! :shock: И даже не знаем, что это отличное ракетное горючее!
А этиловый лучше. :wink:
ЦитироватьА этиловый лучше. :wink:
Да, но у него больше "потери" во время хранения! :lol:
Я бы даже сказал, что он имеет свойство непостижимо испаряться из герметичной тары вопреки закону сохранения вещества. И при этом ещё оказывать токсическое воздействие на печень персонала.
Смех смехом, а приятель мой по универу утверждает, что в каком-то справочнике или учебнике (не помню уже) среди недостатков этилового спирта указана "Социальная опасность" :D
ЦитироватьСпирты могут быть эффективными охладителями
http://www.xumuk.ru/
У гидразина теплоемкость 98.8 Дж/(М*К) или 3087.5 дж/(кг*К)
У метанола 44.1 Дж/(М*К) или 1378 дж/(кг*К)
У этанола 2428 дж/(кг*к)
У изопропанола 2-3 кдж/(кг*К) (в зав. от Т)
у бутанолов теже 2-3 кдж/(кг*К)
у вторамилового 3.395 кдж/(кг*К)
В общем, не на сильно лучше гидразина - в жидком состоянии. Или там предполагается из испарять?
Там сравнение было с керосином, причем важна не только теплоемкость, но и теплопроводность и вязкость. При этом эффективнее керосина спирты только при разбавлении водой. Но у спиртового двигателя еще и температура в КС меньше, поэтому охлаждать такой двигатель проще. Испарять спирт не предлагается, поскольку при кипении в рубашке охлаждение существенно ухудшается, хотя при давлении выше критического можно его греть до любых температур, выдерживаемых стенкой КС.
ЦитироватьТам сравнение было с керосином,
Сравнение с керосином - это, в общем, ни о чём. У него состав переменный, поэтому свойства от марки к марке могут плыть. у циклогексана, который можно принять как оч. грубое приближение теплоёмкость в районt 1800 дж/кг*К, т. е. опять же величины сопоставимые.
Цитироватьпричем важна не только теплоемкость, но и теплопроводность и вязкость.
Вязкость - понятно...
Теплопроводность - не до конца.
ЦитироватьЦитироватьВ плане беззавесного двиагеля интересно проработать использование в качестве горючего спиртов - этилового, пропилового, изопропилового и может даже циклогептанола.
Вот ведь! А мы на фирме изопропиловый спирт для протирки термоголовок принтеров применяем! :shock: И даже не знаем, что это отличное ракетное горючее!
Кстати я недавно сделал для себя открытие: я всегда идеализировал этиловый спирт, как лучшего друга любой электроники - универсальный растворитель всего что не нужно и при этом не повреждает что нужно, ну плюс помогает снять стресс у электронщиков :lol:
Так оказалось, уже давно не так - этиловый спирт растворяет современные пластики и покрытия на ЖКИ экранах, реагирует с современной химией и оставляет на плате матовый налет и современные электронщики тоже предпочитают другие продукты - сам проверял все его свойства :D
А вот как раз изопропиловый якобы все моет отлично и вроде ничего лишнего не растворяет, только внутрь его употреблять не стоит..
Самый существенный минус изопропилового спирта - цена - у нас он выходит раза в полтора дороже нормальной водки (этиловый хоть и сложнее купить но он все-же заметно дешевле).
ЦитироватьСравнение с керосином - это, в общем, ни о чём. У него состав переменный, поэтому свойства от марки к марке могут плыть. у циклогексана, который можно принять как оч. грубое приближение теплоёмкость в районt 1800 дж/кг*К, т. е. опять же величины сопоставимые.
С керосином вполне корректное сравнение, поскольку различия между марками невелики, к тому же в ЖРД используется весьма ограниченное их число.
ЦитироватьВязкость - понятно...
Теплопроводность - не до конца.
Чем выше теплопроводность, тем выше коэффициент теплоотдачи.
ЦитироватьВязкость - понятно...
Теплопроводность - не до конца.
Чем выше теплопроводность, тем выше коэффициент теплоотдачи.[/quote]
Коэффециэнт пропорциональности какой?
У спиртов бОльшая теплоемкость относительно керосина из-за наличия водородных связей OH--H. Аналогично причине аномально высокой теплоемкости воды.
Поиграл немного с Пропепом.
Жаль там нет циклогексанола. Для изопропанола вышло 295 сек при соотношении 2. RP-1 при соотношении 2,7 там же дает 290 сек. Давление в камере 150 атм, 1 атм за бортом.
Теплоемкость изопропилового спитра в диапазоне Т 30-50 гр. С - 3000 Дж/г*К - на 70% больше, чем у керосина
Что-то здесь с УИ не то.
Дык я сам удивляюсь...
Забивал так:
1. Изопропанол 80 гр.
2. Кислород (жидкий) 160 гр.
Темп. топлива 298 К
Даление в камере 1500 psi
Давление наружное 14,7 psi
Дальше - сингл ран...
Аналогично с керосином:
1. RP-1 172 гр.
2. Кислород (жидкий) 464 гр.
остальное - так же.
ЗЫ. Считал в GUIPEP
ЦитироватьУ спиртов бОльшая теплоемкость относительно керосина из-за наличия водородных связей OH--H. Аналогично причине аномально высокой теплоемкости воды.
Дык у гидразина ещё выше. За счёт того же самого.
А у перекиси водорода так вообще ^^
ЦитироватьА подскажите, что за двигатель - наоборот? :) Оффтоп, но интересно )
Например, французские Викинги. У них камера из жаропрочного сплава охлаждается внутренней завесой горючего от смесительной головки.
В этих двигателях вообще много чего не "как у людей" сделано :) Радиальный ввод горючего в камеру и композитная вставка в критическом сечении, к примеру...
А уж апогейники и прочие мелкодвигатели так вообще классика жанра. :)