Расскажите, пожалуйста, или - дайте ссылку, где почитать.
Меня интересуют варианты устройства многоголовых БЧ. Я смутно помню, что есть два основных варианта:
1. каждый блок имеет полностью свое наведение
2. есть блок-платформа, совершающий маневры наведения и выстреливающий боевые блоки индивидуально (кажется, это называется "автобус"?)
Интересуют технические подробности. Без цифирей, конечно, просто "на пальцах".
Спасибо :)
В книге Гончара, некдавно размещенной на сайте buran.ru в разделе, посвященом разработке ракет с касетными боеголовками. Ссылка на книгу должна быть в теме новости сайта buran.ru
ЦитироватьВ книге Гончара...
Прочитал, спасибо :)
маловато...
ЦитироватьЦитироватьВ книге Гончара...
Прочитал, спасибо :)
маловато...
Там ни одной фотографии или рисунка "автобуса" нет. :(
ЦитироватьТам ни одной фотографии или рисунка "автобуса" нет. :(
Наслаждаемся... :D
Ракета МХ
(http://s57.radikal.ru/i156/0902/68/f53150b5c440.jpg) (http://www.radikal.ru)
Р-39
(http://i064.radikal.ru/0902/20/c69ca2f3c37f.jpg) (http://www.radikal.ru)
Трайдент-2
(http://i069.radikal.ru/0902/6a/417c24f2129b.jpg) (http://www.radikal.ru)
Поларис-А3
(http://s47.radikal.ru/i117/0902/2e/3a64cdaf7118.jpg) (http://www.radikal.ru)
Можно вопрос не совсем по теме? На ракете Р-27У головная часть MRV или MIRV? Т. е. индивдуального наведения блоки или нацеливаемые на одну цель?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/7118.jpg)
ГЧ рассеивающегося типа.
ЦитироватьГЧ рассеивающегося типа.
Понятно. Спасибо.
Р-29РМ:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/7119.jpg)[/quote]
Ух ты, сколько секретных картинок :)
Большое спасибо!
ЦитироватьMRV или MIRV?
Объясните, плиз, подробнее - в чем разница?
И еще. Правильно ли я понимаю, что боевые блоки сами по себе пассивные? То есть автобус их запускает, а они уже двигателей не имеют?
ЦитироватьОбъясните, плиз, подробнее - в чем разница?
С сайта http://rau-rostov.narod.ru/01/bb.htm
ЦитироватьМногоблочные ГЧ в зависимости от принципа разведения ББ могут быть подразделены на следующие характерные группы (в скобках дается американская индексация ГЧ):
- многоблочные ГЧ с простым одновременным разведением («разбросом») неуправляемых ББ (ГЧ типа MRV);
- многоблочные ГЧ с последовательным прицельным разведением неуправляемых ББ (ГЧ типа MIRV);
- многоблочные ГЧ с последовательным или с последовательно-параллельным разведением управляемых ББ (ГЧ типа MARV).
До освоения систем управления с БЦВМ многоблочные ГЧ выполнялись в виде разделяющихся (кассетных) ГЧ с одновременным разбросом ББ в конце активного участка траектории (типа MRV). Для разброса ББ использовались пиротехнические и пружинные толкатели, силы инерции и т.д. Такими устройствами и способами боевым блокам придавались дополнительные скорости в соответствующем направлении, что обеспечивало их конечное разведение, характеризуемое расстояниями между точками падения ББ в несколько километров или соответствующими интервалами следования в одну точку прицеливания. Головные части типа MRV были в свое время разработаны для советских МБР PC-10 и Р-36, а также для американской ракеты морского базирования «Поларис».
Спасибо, С-300!
Жаль только, что про MARV тут ничего нету. Это и есть пресловутые маневрирующие головки?
Они самые - будущее МБР! :)
Хороши помимо прочего и тем, что позволяют использовать настильные высокоэнергетические траектории с малым подлетым временем и глобальные частично-орбитальные траектории неограниченной дальности. При такой траектории боеголовка на конечном участке траектории проходит через атмосферу полого, и относительно длительное время подвергается её дестабилизирущему воздействию. У неуправляемых боеголовок при этом слишком возрастает КВО для надежного поражения сильнозащищенных целей.
(http://s42.radikal.ru/i098/0902/6f/7b5ee2a42e40.jpg) (http://www.radikal.ru)
ЦитироватьСпасибо, С-300!
Жаль только, что про MARV тут ничего нету. Это и есть пресловутые маневрирующие головки?
Изображение 042.jpg (http://narod.ru/disk/5610986000/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20042.jpg.html)
Изображение 043.jpg (http://narod.ru/disk/5611072000/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20043.jpg.html)
Изображение 044.jpg (http://narod.ru/disk/5611094000/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20044.jpg.html)
Изображение 045.jpg (http://narod.ru/disk/5611119000/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20045.jpg.html)
Немного здесь:
Призваны временем (http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/kb-ujn/03.html#05)
ЦитироватьПЕРВАЯ В СТРАНЕ РГЧ
В середине 60-х гг. в США начались работы по созданию нового класса ракет — с разделяющимися головными частями. Первой ракетой с РГЧ стала американская БРПЛ "Поларис". Она могла оснащаться разделяющейся головной частью, состоящей из трех неуправляемых боевых блоков. Следующим шагом стала разработка межконтинентальной ракеты "Минитмен-3" с прицельным разведением трех боевых блоков. Это существенно повышало эффективность ракетных комплексов, и естественно, что в Советском Союзе обратили на это самое серьезное внимание.
Отечественные военно-технические исследования того времени уже показывали перспективность и преимущества РГЧ по сравнению с моноблочными ГЧ при поражении площадных, а при достаточной точности стрельбы — и защищенных малоразмерных целей в условиях преодоления ПРО. КБ "Южное" принимало участие в этих исследованиях.
Проводились собственные проектно-конструкторские разработки по созданию трехблочной ядерной РГЧ применительно к ракете 8К64 и по многоблочной фугасно-зажигательной РГЧ ракеты 8К67 для применения в локальных конфликтах. Поэтому поставленная перед КБ "Южное" приказом министра С. А Афанасьева № 484 от 8 декабря 1967 г. задача срочно разработать, изготовить и испытать разделяющуюся головную часть не стала особой неожиданностью. Было очевидно, что при существовавших технических возможностях второго поколения ракет реализовать в полной мере необходимые тактико-технические требования к РГЧ не удастся. Главными были политические цели: нужно было продемонстрировать наличие РГЧ на вооружении РВСН одновременно с созданием первой американской ракеты с РГЧ — "Минитмен-3".
В это время М. К Янгель принимает решение о создании из существовавших комплексов 1, 2, 3 мощного проектного КБ-1 во главе со своим заместителем В. С. Будником и о переводе в это КБ части сотрудников проектных подразделений космического КБ-3. 2 января 1968 г. был подписан приказ об образовании КБ-1 в составе четырех групп подразделений, возглавляемых заместителями главного конструктора КБ-1:
Э. М. Кашановым — отделы 103 (проектный), 121 (научно-технической информации), 123 (пневмогидросистем),
Ю. А. Сметаниным — отделы 111 (боевые блоки), 122 (аэрогазодинамика), 133 (тепломассообмен),
Н. Ф. Герасютой — отделы 113 (баллистика и динамика переходных процессов), 125 (куратор смежных организаций — разработчиков СУ), 126 (вычислительный центр и куратор смежных организаций — разработчиков СП ПРО),
П. И. Никитиным — отделы 104 (статическая прочность), 134 (расчетно-теоретический по прочности), 136 (динамические испытания).
Опытную РГЧ было решено испытывать на самой мощной ракете — Р-36 (8К67), энергетические возможности которой позволяли использовать в качестве блока РГЧ уже разработанный и проверенный в летных условиях боевой блок 8Ф673 от ракеты 8К69 мощностью 2,3 Мт.
Разработка РГЧ была поручена только что организованному проектно-конструкторскому отделу 111 боевого оснащения ракет во главе с В. А Пащенко. Первоначальные задержки в разработке были связаны с поиском конструктивной идеи отделения боевых блоков от ракеты со строго определенной боковой скоростью, чтобы ББ к моменту приближения к цели разошлись относительно друг друга на требуемые расстояния. Многочисленные варианты, перепробованные проектантами, использовавшими в основном традиционные "ракетные" способы решения задачи, оказались неэффективными. Блестящая идея, пришедшая "со стороны" — от начальника отдела прочности В. А. Серенко — использовать тягу маршевого двигателя ступени для скатывания ББ по наклонным направляющим — была принята к реализации и утверждена на совещании у Главного конструктора. Для отработки принятого варианта создавалась опытная конструкция РГЧ под индексом ОК-6500, причем для сокращения сроков в обход обычному порядку было принято нестандартное решение — все работы по РГЧ поручить одному подразделению — отделу 111, а в нем — сектору В. Г. Гудима, который, кроме проектной документации, выпустил рабочую КД, согласовав её с заводскими технологическими службами, осуществил авторский надзор за изготовлением её в производстве, организовал необходимую экспериментальную отработку, а также подготовку и проведение летных испытаний.
Немало сложностей было и с аэродинамическим обтекателем. Первоначально предполагалось им защитить всю РГЧ. Но в результате детальных проработок выяснилось, что это чрезвычайно невыгодно в массовом отношении. В конечном счете, учитывая мощную теплозащиту на ББ, рассчитанную на прохождение плотных слоев атмосферы при спуске на пассивном участке полета, было принято решение закрыть лишь центральную часть РГЧ местным "зонтиком", опирающимся на центральную стойку, а также на наконечники ББ через специальные резиновые прокладки.
Проведенные аэродинамические продувки окончательного варианта компоновки РГЧ показали, что срыв потока с выступающих за диаметр ракеты торцов ББ может возбуждать интенсивные вибрации оболочки приборного отсека ракеты, что могло быть опасным для приборов СУ. Аэродинамики нашли способ парирования этого явления путем установки под задними торцами ББ цилиндрических перфорированных экранов.
Конструкция РГЧ состояла из трех боевых блоков, размещенных на силовой платформе, которая крепилась к приборному отсеку ракеты. В наклонных направляющих швеллерах размещались на направляющих каретках установочные кольца для боевых блоков. Для уменьшения аэродинамического сопротивления ББ наклонялись к продольной оси РГЧ под небольшим углом, закрываясь местным коническим обтекателем.
В полете по достижении заданной скорости подрывались болты крепления установочных колец к платформе, и боевые блоки под действием силы ускорения на каретках скатывались по направляющим, получая необходимую боковую скорость для разведения. После схода блоков с платформы по срабатыванию концевого датчика двигатель второй ступени ракеты выключался и через гибкий кабель-фал подрывались болты крепления ББ к установочным кольцам, которые затем отделялись при помощи пружинных толкателей.
С самого начала конструкция РГЧ разрабатывалась с учетом возможности переоснащения штатных ракет 8К67, находящихся на боевом дежурстве, без извлечения их из шахтных ПУ и с минимумом доработок ШПУ и наземного проверочно-пускового оборудования.
Первый пуск ракеты 8К67 с опытной конструкцией РГЧ (ОК-6500) был успешно проведен в августе 1968 г., всего неделю спустя после испытания американцами своей первой РГЧ МК-12.
Свидетельствует очевидец:
"Принимающие боевые блоки подразделения на Камчатке привыкли к приему обычных боеголовок ракет стратегического назначения и знали, как это обычно выглядит. В небе появляется яркая светящаяся точка, "звездочка", стремительно несущаяся к Земле, затем падение блока. 23 августа все было совсем по-другому. Такого обширного фейерверка никто не ожидал увидеть, и то, что предстало перед глазами, превзошло все ожидания. Это было незабываемое зрелище как для специалистов КБ "Южное", так и для военнослужащих — хозяев приемных полей падения".
После этого последовали ещё три успешных экспериментальных пуска, и 18 декабря 1968 г. было принято постановление правительства о создании по образцу ОК-6500 штатной РГЧ, получившей индекс 8Ф676.
Эскизный проект ракеты 8К67 с РГЧ, получившей индекс 8К67П, был разработан в марте 1969 г. В конструкцию разделяющейся головной части по результатам экспериментальных пусков были внесены некоторые улучшения. В частности, коническая форма головного обтекателя была заменена трехволновым обводом с поверхностями двойной кривизны. Боевой блок 8Ф673 был упрочнен к воздействию механического импульса ядерного взрыва, получив новый индекс 8Ф677. В дополнение к штатной системе "Лист" в состав самой РГЧ были введены элементы комплекса средств преодоления ПРО, а установочные кольца под боевые блоки были превращены в дополнительные ложные цели. Отработка улучшенной конструкции РГЧ проводилась на площадках Павлоградского механического завода (скатывание ББ, отстрел ложных целей, отделение колец и т. д.).
Летные испытания штатной РГЧ 8Ф676 проводились в 1969-1970 гг. под руководством Государственной комиссии, председателем которой был назначен инженер-полковник Александр Сергеевич Матренин, начальник испытательного управления НИИП-5. Техническим руководителем испытаний был В. А. Пащенко. Летные испытания, включая пуски ракет на предельную дальность в акваторию Тихого океана, прошли успешно. Постановлением правительства от 26 октября 1970 г. ракета 8К67П с РГЧ 8Ф676 и боевыми блоками 8Ф677 была принята на вооружение РВСН.
Ракета 8К67П с первой в стране РГЧ еще не обеспечивала индивидуального наведения на цель каждого из трех блоков. Прицелить можно было один из блоков, либо центр их группировки. Тем не менее, применение такой РГЧ в условиях противодействия системы противоракетной обороны повысило боевую эффективность ракеты 8К67П по сравнению с ракетой 8К67 примерно вдвое.
Развертывание МБР 8К67П началось в 1971 г. К 1977 г. на боевом дежурстве находилось около 100 МБР 8К67П. Последние ракеты этого типа сняты с боевого дежурства в 1979 г.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/7122.gif)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/7123.gif)
РСД-10 "Пионер"
Спасибо, очень интересно!
Вот бы еще более-менее правдоподобные цифры по массе отдельного ББ и массе топлива, отводимого на маневры автобуса и сухой массе самого автобуса...
Наверное, я много прошу :roll: :shock:
Цифры ищите и обрящете. Хотя могу немного напЕйсать...
В общем 500-550 кт блок без сильных наворотов можно в 210-250 кг уместить со всем "мясокомбинатом". При этом термоядерный заряд может весить 180 кг. Боеголовка 1000-1100 кг уже может дать 5 Мт.
Горох по 100 кг даст 100-150 кт мощности.
На вес боеголовок сильно влияют усиление термозащиты от лазеров, внутренняя теплозащита "ядра" от пожара как на МХ, меры по радиационной защите электроники, само собой устройства маневрирования. "Дешевые" боеголовки без излишних количеств плутония/урана/трития дают удельную мощность 2-2,2 кт/кг.
"Автобус" + средства преодоления ПРО скорее всего занимают 40-50-60% от забрасываемого веса, хотя тут еще зависит сильно от возможностей автобуса по разведению боеголовок.
По слухам недобоеголовки Булавы весят 90-95 кг и дают 100-150 кт, хотя в 150 верится что-то слабо.
Самый навороченный автобус, LGM-118A "Peacekeeper"
(http://letanthanh.com/the%20gioi%20cua%20rieng%20toi/hntt07/vanhocnghethuat/TruyenVanXuoi/dientich/images/W87_MIRV.jpg)
(http://www.new-factoria.ru/missile/wobb/mx/mx_bus.jpg)
(http://www.new-factoria.ru/missile/wobb/mx/rv.jpg)
Этот попроще, LGM-30G "Minuteman-III"
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60510.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80419.jpg)
(http://www.new-factoria.ru/missile/wobb/minuteman_3/mm3_bus_with_mk12.jpg)
Боевая ступень "Пионера"
(http://img18.imageshack.us/img18/1527/27130919iv8.jpg)
Тоже в общем-то автобус, третья ступень Р-29РМ
(http://www.new-factoria.ru/missile/wobb/r29pm/du.jpg)
Спасибо!
У меня еще вопрос.
Существуют ли решения, когда на одном носителе несколько автобусов?
ЦитироватьГорох по 100 кг даст 100-150 кт мощности.
По слухам недобоеголовки Булавы весят 90-95 кг и дают 100-150 кт, хотя в 150 верится что-то слабо.
Чисто теоретически. Не рассматриваем эффективность/стоимость.
Можно ли сделать боевой блок еще меньше :?:
Какой может быть самый минимальный боевой блок :?:
ЦитироватьСуществуют ли решения, когда на одном носителе несколько автобусов?
Хотя для преодоления ПРО оно и лучше, но из-за большей стоимости и снижения ПН такая конструкция на практике не применялась.
ЦитироватьЧисто теоретически. Не рассматриваем эффективность/стоимость.
Можно ли сделать боевой блок еще меньше :?:
Какой может быть самый минимальный боевой блок :?:
Можно из 152 или 155 мм снаряда. Если облегчить корпус и нанести ТЗП, получится скорее всего менее 50 кг, но там и мощность единицы кт.
На базе артснаряда 152 мм можно... ТЗП думаю не будет весить более 5-7 кг. Так что в 60-65 кг можно уложиться. Мощность при этом 2 кт.
Вообще-то стоит поискать инфу по боеголовкам поларисов, они как раз были вшивые по 50 Кт.
Из артснаряда еще легче будет, поскольку боеголовке такой тяжелый корпус не нужен.
ЦитироватьСпасибо! Только Изображение 044.jpg нечитаебельно
К сожалению, лучшего нет. Этой книги даже в продаже не было, я перефотографировал то, что смог.
В принципе, если сильно поднапрячься, то слова при увеличении различить можно.
ЦитироватьЧисто теоретически. Не рассматриваем эффективность/стоимость.
Можно ли сделать боевой блок еще меньше :?:
Какой может быть самый минимальный боевой блок :?:
Ну если не рассматривать такую не применимую на практике экзотику, как заряды на Калифорнии (он очень дорог и нестабилен), то минимально возможный размер боевого блока - примерно как заряд Дэви Крокет (23 кг) плюс теплозащита.
http://nuclear-weapons.nm.ru/usa/weapons/davy/davy_crocket.htm
ЦитироватьСпасибо, очень интересно!
Вот бы еще более-менее правдоподобные цифры по массе отдельного ББ и массе топлива, отводимого на маневры автобуса и сухой массе самого автобуса...
Наверное, я много прошу :roll: :shock:
Вот некоторые данные по автобусу МХ:
http://nuclear-weapons.nm.ru/delivery/usa/missiles/peacekeeper.htm
Масса боевой части 3 950 кг:
масса шины 1365 кг
масса боеголовок 2585 кг
Боеголовки весят примерно 2/3 от массы ГЧ, автобус с топливом и системой управления - 1/3.
У кого есть подробная информация по проекту Мобайлмен? Слышал, что это должен был быть утяжеленный вариант Миджитмена с двумя ББ.
А "Сатану" можно считать "автобусом"?
В смысле?
ЦитироватьА "Сатану" можно считать "автобусом"?
У "Воеводы" есть ступень разведения, конечно (как вариант, кажется большой моноблок тоже был?). Но сама МБР -- не "автобус".
Совсем ламерский вопрос. :)
Почему блок разведения головных частей называется "автобус"? :)
Потому что поочередно нацеливает и выпускает каждую боеголовку в БЧ типа МИРВ - как пассажира из автобуса на каждой остановке. :)
А, случайно, ещё не потому, что аналогичная деталь на английском называется "bus"?
Вопрос - Когда появятся автобусы, которые с начало будут разделываться с выпущенными противоракетами, а потом выполнять
боевую задачу, с помощью маневрирующих боеголовок.
ЦитироватьВопрос - Когда появятся автобусы, которые с начало будут разделываться с выпущенными противоракетами, а потом выполнять
боевую задачу, с помощью маневрирующих боеголовок.
:shock:
Вряд ли вообще появятся. Тут наземными-то средствами, то есть комплексом с условно неограниченной массой и энергетикой, крайне сложно сбить такой автобус (или отдельную голову МБР). А Вы хотите более крутую задачу (скорость противоракеты выше, да и географическое положение места перехвата далеко от наших радаров) решить средствами, засунутыми в летящую МБР? И еще на боевой блок хотя бы 100 кг оставить? Да Вы, батенька, оптимистищще... :D
ЦитироватьВопрос - Когда появятся автобусы, которые с начало будут разделываться с выпущенными противоракетами, а потом выполнять
боевую задачу, с помощью маневрирующих боеголовок.
Насколько я понял, автобус делает свою работу сразу после активного участка, еще на восходящей части траектории, то есть за пределами действия противоракет.
Это смотря где противоракеты находятся, не зря же их стремятся подтянуть к нашим границам.
ЦитироватьЭто смотря где противоракеты находятся, не зря же их стремятся подтянуть к нашим границам.
Или вывести на орбиту целую кучу ракетных платформ, как Кенгуру предложил. ;) :D
Ну эта идея тоже далеко не первой свежести. :)
Автобус можно защищать по типу активной защиты танка.
То есть разбрасывание боеголовок, идет после прорыва зоны ПРО.
Расстояния обнаружения противоракет допустим около 1 км - радар маленкий.
Противо-противо-ракета, должна просто отклонить цель от траектории автобуса, запас топлива на расстояние 50 м.
ЦитироватьВ смысле?
В смысле 15A18
ЦитироватьАвтобус можно защищать по типу активной защиты танка.
То есть разбрасывание боеголовок, идет после прорыва зоны ПРО.
Расстояния обнаружения противоракет допустим около 1 км - радар маленкий.
Противо-противо-ракета, должна просто отклонить цель от траектории автобуса, запас топлива на расстояние 50 м.
Как вы себе представляете быстродействие этой системы на таких скоростях? Пока что разбрасывание ББ и ложных целей и есть наиболее эффективный способ преодоления ПРО.
ЦитироватьЦитироватьВопрос - Когда появятся автобусы, которые с начало будут разделываться с выпущенными противоракетами, а потом выполнять
боевую задачу, с помощью маневрирующих боеголовок.
Насколько я понял, автобус делает свою работу сразу после активного участка, еще на восходящей части траектории, то есть за пределами действия противоракет.
Причем чем раньше разведем боеголовки - тем дальше можно разнести точки их попаданий при заданной энергетике ДУ автобуса.
Ещё одно преимущество управляемых боеголовок - возможность параллельного разведения. При этом почти всю скорость набираем на ракете с её сверхточной (и сверхдорогой) инерциалкой. А 100-200 м/c добирает на своей ДУ каждая боеголовка, пользуясь собственной малогабаритной инерциалкой подешевле (например на лазерных гироскопах).
При этом продолжительность этапа разведения боеголовок резко сокращается - это очень важно при прорыве ПРО передового и космического базирования, как и сокращение АУТ.
ЦитироватьАвтобус можно защищать по типу активной защиты танка.
То есть разбрасывание боеголовок, идет после прорыва зоны ПРО.
Расстояния обнаружения противоракет допустим около 1 км - радар маленкий.
Противо-противо-ракета, должна просто отклонить цель от траектории автобуса, запас топлива на расстояние 50 м.
Да, и системе наведения противоракет сраааазу станет ясно —
"вот она, НАСТОЯЩАЯ ЦЕЛЬ!" :D
ЦитироватьЕщё одно преимущество управляемых боеголовок - возможность параллельного разведения. При этом почти всю скорость набираем на ракете с её сверхточной (и сверхдорогой) инерциалкой. А 100-200 м/c добирает на своей ДУ каждая боеголовка, пользуясь собственной малогабаритной инерциалкой подешевле (например на лазерных гироскопах).
При этом продолжительность этапа разведения боеголовок резко сокращается - это очень важно при прорыве ПРО передового и космического базирования, как и сокращение АУТ.
И точность попадания боеголовок станет как точность инерциальной системы боеголовки. :D
ЦитироватьИ точность попадания боеголовок станет как точность инерциальной системы боеголовки. :D
За счет парирования атмосферных возмущений на конечном этапе полета - повысится по сравнению с неуправляемыми ББ.
ЦитироватьДа, и системе наведения противоракет сраааазу станет ясно — "вот она, НАСТОЯЩАЯ ЦЕЛЬ!" :D
На ловца и зверь бежит - она то не знает, что мы её заманиваем.
ЦитироватьКак вы себе представляете быстродействие этой системы на таких скоростях? Пока что разбрасывание ББ и ложных целей и есть наиболее эффективный способ преодоления ПРО.
Ну анти-анти стартует же с автобуса, не с земли.
Потом радар можно оптикой заменить, она наверное быстрее.
В конце концов скорость детонации тоже немаленькая, нам всего-то.
метров 50 проскочить надо.
Если скорость сближения 10 км/сек получаем 0,005 сек.
Неужели не хватит.
ЦитироватьНасколько я понял, автобус делает свою работу сразу после активного участка, еще на восходящей части траектории, то есть за пределами действия противоракет.
А те которые, в Польше - предназначены, чтоб сбивать автобусы?
ЦитироватьНу анти-анти стартует же с автобуса, не с земли.
Потом радар можно оптикой заменить, она наверное быстрее.
В конце концов скорость детонации тоже немаленькая, нам всего-то.
метров 50 проскочить надо.
Если скорость сближения 10 км/сек получаем 0,005 сек.
Неужели не хватит.
Если в 50 метрах от боеголовки в вакумме столкнуть со скоростью 10 км/c два тела массой минимум по несколько кг - велик риск, что высокоскоростные осколки повредят теплозащитное покрытие боеголовки и она развалится в атмосфере. Боеголовка - всё-таки не танк.
Это помимо того, что малоразмерный перехватчик надо обнаружить действительно на дистанции ~ 1 км, чтобы система с быстродействием как у танковых КАЗ успела его перехватить. А для этого понадобится достаточно габаритная РЛС (дальность обнаружения на порядок-два больше, чем у различных танковых КАЗ), электронный блок, питание, защитный боеприпас...
В лучшем случае около 100 кг, а скорее больше.
В такую же массу можно поместить несколько ложных целей, в результате защищаться ими будет более эффективно.
ЦитироватьАвтобус можно защищать по типу активной защиты танка.
То есть разбрасывание боеголовок, идет после прорыва зоны ПРО.
Расстояния обнаружения противоракет допустим около 1 км - радар маленкий.
Противо-противо-ракета, должна просто отклонить цель от траектории автобуса, запас топлива на расстояние 50 м.
А не слишком ли дорогое и сложное решение? Может, лучше создать малогабаритную, скоростную ракету, пускающую ББ по настильным траекториям? Как "Тополь"? :)
ЦитироватьРасстояния обнаружения противоракет допустим около 1 км - радар маленкий.
Радар? это через плазму-то? :shock:
ЦитироватьРадар? это через плазму-то? :shock:
А мы что уже вошли в атмосферу с автобусом?
Высота то какая разбрасывания боеголовок?
И я уже предлагал оптику для обнаружения антиракет.
Думаю не сложно будет засеч на расстоянии 1 км. антиракету.
ЦитироватьНу анти-анти стартует же с автобуса, не с земли.
Потом радар можно оптикой заменить, она наверное быстрее.
В конце концов скорость детонации тоже немаленькая, нам всего-то.
метров 50 проскочить надо.
Если скорость сближения 10 км/сек получаем 0,005 сек.
Неужели не хватит.
Не хватит, причем по принципиальным соображениям. Динамическая защита танка не наводится точно на подлетающий боеприпас. Это взрыв, направленный в определенный сектор, откуда (приблизительно) снаряд подлетает. Главный эффект ДЗ в том, чтобы либо повредить боеприпас, либо заставить его сработать чуть раньше, чем надо. Ведь струя кумулятивного заряда фокусируется примерно как свет, прошедший через оптическую линзу. Если точка фокуса кумулятивной струи придется на броню - пробитие состоится. Если взрыв чуть раньше, по фронту ударной волны от заряда ДЗ, - струя расфокусируется еще на подлете и прожечь броню не сможет. Поэтому рабочее расстояние ДЗ танка - метры, а то и доли метра от брони.
В космосе, где нет ударной волны (воздуха нет!), заряд ДЗ может как-то воздействовать на противоракету только продуктами взрывного превращения ВВ (это десятки см - метр), да еще осколками. Массивной кинетической противоракете, летящей, ЕМНИП, под 5 км/с, этот легкий "пух" - что слону дробина. Дальше единиц метров неприцельная ДЗ неэффективна.
Отсюда мораль - надо работать по антиракете на гораздо большей дистанции. Придется выпустить и точно навести анти-анти-ракету, достаточно массивную, чтобы при столкновении отклонить вражину на достаточный угол (набрать большую скорость наша анти-анти не успеет).
А после слов "точно навести" сразу возникает радар с довольно большой антенной, вычислитель с каналом цели и с каналом изделия, задача распознавания антиракеты на фоне помех, фиксация многих точек ее траектории, итд. Если не боитесь "немножко математики", поищите "методы наведения ЗУР", например, в "Справочнике офицера ПВО".
В общем, все эти калькуляции и манипуляции в 0,005 с никак не укладываются. Может, в 5 - 10 с получится. А это 25-50 км min. Антенну для "МИГа" или "Су" видели? Наша будет поменьше, но ненамного, и ее придется возить с собой. И массивную (см. выше) антиракету возить. Да, может, не одну.
Такое даже "Воевода" не потянет. Про деньги я вообще молчу.
До внедрения каких-нибудь "новых физических принципов", ИМХО, безнадежно.
ЦитироватьИ я уже предлагал оптику для обнаружения антиракет.
Думаю не сложно будет засеч на расстоянии 1 км. антиракету.
Оптика или радар - не столь важно. Главное - обнаружить не за 1 км, а хотя бы за 50 км, тогда можно что-то успеть. Радар гораздо лучше отработан в бортовом исполнении. Сможет ли оптика "углядеть" антиракету за 50 км - не знаю. Радар точно сможет.
Чуть-чуть не в тему - у меня в жизни был эпизод, когда прямо надо мной (на полигоне) летели боевые 122-мм артснаряды. Стреляли издалека сзади, а рвались далеко впереди. Я смотрел во все глаза в небо, и НИХРЕНА НЕ УВИДЕЛ. Только звук слышал. Скорость снаряда - ну грубо около 1 км/с. Дистанция от меня (высота) - 2-3 км (оценочно), размер цели - "чуть меньше" нашей. Конечно, глаз - не объектив, но на размышления наводит. Лучше радар.
Ark во-первых, перехватчик всегда будет иметь преимущество перед вашим антиперехватчиком по ресурсу манёвра, это довольно просто, ему не надо лететь на дальность 10000 и тащить с собой массивные боеголовки, да и точную инерциальную систему наведения, перехватчик вполне можно корректировать с земли или со спутников слежения.
Во-вторых, вам надо будет "портативными" средствами решить задачу наведения на что-то, что сближается с вами со скоростью >10 км/с, а может и >14 км/с.
Сложность этой задачи состоит в том, что если, например, вы используете обычное ВВ, то взрыв в метре сбоку от противоракеты вам ничем не поможет, потому что она за время разлёта продуктов взрыва улетит из зоны досягаемости этих продуктов взрыва.
Вам нужно будет постоянно вычислять тот сектор пространства куда надо попасть и время когда туда надо попасть. Если при этом перехватчик маневрирует, то простенькой системкой наведения не обойтись.
ЦитироватьОптика или радар - не столь важно. Главное - обнаружить не за 1 км, а хотя бы за 50 км, тогда можно что-то успеть. Радар гораздо лучше отработан в бортовом исполнении. Сможет ли оптика "углядеть" антиракету за 50 км - не знаю. Радар точно сможет.
Чуть-чуть не в тему - у меня в жизни был эпизод, когда прямо надо мной (на полигоне) летели боевые 122-мм артснаряды. Стреляли издалека сзади, а рвались далеко впереди. Я смотрел во все глаза в небо, и НИХРЕНА НЕ УВИДЕЛ. Только звук слышал. Скорость снаряда - ну грубо около 1 км/с. Дистанция от меня (высота) - 2-3 км (оценочно), размер цели - "чуть меньше" нашей. Конечно, глаз - не объектив, но на размышления наводит. Лучше радар.
Вы оптимист, 50 километров. :)
Это надо секунды за 4 успеть "сообразить", стартовать, выйти на нужную точку, да ещё по ходу дела отслеживать потенциальные манёвры перехватчика.
Противоракету, по-хорошему, точно так же надо вести со старта. :)
Цитировать... А Вы хотите более крутую задачу (скорость противоракеты выше, да и географическое положение места перехвата далеко от наших радаров) решить средствами, засунутыми в летящую МБР? И еще на боевой блок хотя бы 100 кг оставить? Да Вы, батенька, оптимистищще... :D
ЦитироватьВы оптимист, 50 километров.
Да, я оптимист. Но ведь не оптимистищще же. :wink: :D :D
ЦитироватьЦитироватьРадар? это через плазму-то? :shock:
А мы что уже вошли в атмосферу с автобусом?
Высота то какая разбрасывания боеголовок?
А.., сначала подумал, что это ББ будут отстреливаться от антиракет :)
Эх... Господа, я тоже хочу вкурить то что Вы курили:) Скажите адрес барыги:)
По теме: пытаться перехватить перехватчик летящий со скоростью 12-14 км/с наверное не стоит. А вот помехи ставить ему сам Бог велел. Поскольку на перехватчике оптика с большими апертурами, то лазерные системы поиска этой оптики и следом ее подавления думаю сделать можно и нужно. Летит себе отдельная(ые) игрушка(и) в окружающем пространстве и засвечивает лазером оптику атакующих перехватчиков.
Ну и еще один вариант, мой любимый,: перехватчик по определению уязвим для поражающих факторов ядерного взрыва. Берем артснаряд 152 мм ядерный и пуляем их 2-4-6 шт на расстояние которое выдержит автобус с боеголовками и подрываем по мере подлета перехватчиков.
Засветка оптики гарантирована, а время релаксации и перезахвата оптичекой системой будет такое что не попадет.
На высоте 20км говорят темно, так что оптикой засечь будет проще.
Да и интерфейс с вычислителями думаю проще будет построить.
Задаче распознавания образов проще получать и обрабатывать данные.
На Искандерах кажется оптика стоит.
Может время принятия решений сократиться, если использовать
управляемые артснаряды.
Совместить операцию с маневрами самого автобуса.
ЦитироватьА вот помехи ставить ему сам Бог велел. Поскольку на перехватчике оптика с большими апертурами, то лазерные системы поиска этой оптики и следом ее подавления думаю сделать можно и нужно. Летит себе отдельная(ые) игрушка(и) в окружающем пространстве и засвечивает лазером оптику атакующих перехватчиков.
Если окончательное наведение кинетического перехватчика на цель происходит с помощью оптики, можно установить на "автобус" (или на отдельную платформу) аппаратуру активной защиты.
Аппаратура активной защиты работает по тому же принципу, как Nemesis и Quardian, которые предназначены для защиты самолетов от ПЗРК.
Миниатюрный радар обнаруживает подлетающую цель. Лазерный луч ослепляет оптику подлетающей цели. Точное наведение срывается, цель промахивается.
http://www.membrana.ru/articles/technic/2007/01/18/163200.html
Конечно с кинетическим перехватчиком совершенно другая скорость встречи, чем у самолета с ПЗРК.
Главные недостатки:
1. Большое время разворота башенки
2. Даже небольшой радиолокатор демаскирует
3. Забрасываемый вес возрастает на несколько сотен килограммов
Все так, но непосредственно на автобус это ставить не стоит. Оптика загрязнится от работающих двигателей разведения.
Господа, а как вам идея надувать вокруг боеголовок дополнительную термостойкую оболочку, при этом размещая боеголовку в произвольном месте внутри? Кинетические перехватчики при этом будут просто прошивать внешнюю мягкую оболочку насквозь не задевая при этом саму боеголовку. Непосредственно перед входом в атмосферу внешняя оболочка сбрасывается. :D
Какой может быть максимальный размер оболочки :?:
KrMolot
Это уже есть, но как мера маскировки боеголовок. Американцы по мурзиллкам заморачивались с выявлением нормальных боеголовок замаскированных под ложные цели.
ЦитироватьНу и еще один вариант, мой любимый,: перехватчик по определению уязвим для поражающих факторов ядерного взрыва. Берем артснаряд 152 мм ядерный и пуляем их 2-4-6 шт на расстояние которое выдержит автобус с боеголовками и подрываем по мере подлета перехватчиков. Засветка оптики гарантирована, а время релаксации и перезахвата оптичекой системой будет такое что не попадет.
После такого гарантированного уничтожения, можно самим пострадать.
Особенно от ПРО в Польше. Радиоактивное облако нас самих и накроет.
ЦитироватьГоспода, а как вам идея надувать вокруг боеголовок дополнительную термостойкую оболочку, при этом размещая боеголовку в произвольном месте внутри? Кинетические перехватчики при этом будут просто прошивать внешнюю мягкую оболочку насквозь не задевая при этом саму боеголовку. Непосредственно перед входом в атмосферу внешняя оболочка сбрасывается. :D
Ха. :)
Так того, что перехватчик "прошивает" оболочку вполне хватит. :)
Боеголовка и полетит "неведомо куды" после этого события вместе с оболочкой. :)
Помимо этого, оболочку ту надо как-то ещё и сбросить перед атмосферой, что точности не прибавит.
ЦитироватьНу и еще один вариант, мой любимый,: перехватчик по определению уязвим для поражающих факторов ядерного взрыва. Берем артснаряд 152 мм ядерный и пуляем их 2-4-6 шт на расстояние которое выдержит автобус с боеголовками и подрываем по мере подлета перехватчиков.
Засветка оптики гарантирована, а время релаксации и перезахвата оптичекой системой будет такое что не попадет.
А зачем на перехватчике оптика? :)
Он вообще может быть "аццки тупой" в плане средств обнаружения цели, ему цель подсвечивают радаром с земли или со спутников обеспечивающих работу ПРО, или он может вообще лететь по радиокомандам, как было сделано здесь:
http://www.new-factoria.ru/missile/wobb/spartan/spartan.shtml
http://www.new-factoria.ru/missile/wobb/sprint/sprint.shtml
ЦитироватьПосле такого гарантированного уничтожения, можно самим пострадать.
Особенно от ПРО в Польше. Радиоактивное облако нас самих и накроет.
Откуда радиоактивное облако? как я понимаю, речь идет о перехвате на высотах порядка 100-200 км, то есть уже в космосе. Оттуда радиоактивные осадки вряд ли ожидаются. Разве что "Булава" залетает со своей, по слухам, "настильной" траектории, и ее будут перехватывать где-то низко.
К тому же, по определению, все попытки перехвата ББ на атмосферном участке нисходящей ветви траектории будут где-то в районе целей. То есть далеко от нас, и явно не над Польшей.
И вообще, если обмен ударами состоится, то на общем фоне (в том числе радиоактивном :twisted: ) ядерный взрыв анти-анти будет уже мелочью... :cry:
ЦитироватьЦитироватьНу и еще один вариант, мой любимый,: перехватчик по определению уязвим для поражающих факторов ядерного взрыва. Берем артснаряд 152 мм ядерный и пуляем их 2-4-6 шт на расстояние которое выдержит автобус с боеголовками и подрываем по мере подлета перехватчиков.
Засветка оптики гарантирована, а время релаксации и перезахвата оптичекой системой будет такое что не попадет.
А зачем на перехватчике оптика? :)
Он вообще может быть "аццки тупой" в плане средств обнаружения цели, ему цель подсвечивают радаром с земли или со спутников обеспечивающих работу ПРО, или он может вообще лететь по радиокомандам, как было сделано здесь:
http://www.new-factoria.ru/missile/wobb/spartan/spartan.shtml
http://www.new-factoria.ru/missile/wobb/sprint/sprint.shtml
Я имел ввиду перехват на АУТ... А проблемы со Спартанами и Спринтами( нашими аналогами тоже) легко решаются.
Для перехватчиков с кинетическими БЧ, каковые сейчас и делаются, без самонаведения не обойтись.
ЦитироватьА зачем на перехватчике оптика? :)
А чтобы уничтожать цели прямым попаданием, а не 5-мегатонной балдой при приличном промахе, как Спартан.
Причем мощные взрывы в ближнем космосе могут вызвать такие радиопомехи, что дальнейшая работа РЛС ПРО станет невозможна на несколько часов.
ЦитироватьЦитироватьА зачем на перехватчике оптика? :)
А чтобы уничтожать цели прямым попаданием, а не 5-мегатонной балдой при приличном промахе, как Спартан.
Причем мощные взрывы в ближнем космосе могут вызвать такие радиопомехи, что дальнейшая работа РЛС ПРО станет невозможна на несколько часов.
Не вижу что-то большой разницы в данном случае между радаром и оптикой. :)
А если и оптика, что бы ей не быть удалённой, а не на самом перехватчике, а прехватчик вести по радиокомандам.
Относительно бомбы в 5 Мт, они боеголовки сбивать собрались, а не "автобус", который малость поздоровее и малость позаметнее. :)
ЦитироватьСамый навороченный автобус, LGM-118A "Peacekeeper"
Спорное утверждение... Рановато сняли их с вооружения, этих "навороченных". Да и - "сам себя не похвалишь, никто не похвалит" :) :)
ЦитироватьМасса боевой части 3 950 кг:
масса шины 1365 кг
масса боеголовок 2585 кг
Боеголовки весят примерно 2/3 от массы ГЧ, автобус с топливом и системой управления - 1/3.
1) Распределение массы по составляющим вызывает большие сомнения. Боевая ступень ("шина" - кривой ламерский перевод) должна быть потяжелее, а ББ суммарно полегче.
2) Даже если указанные цифры верны, приводить их в качестве усреднённого эталона не стоит, т.к. у различных ракет с РГЧ ИН разное кол-во боевых блоков и разные размеры зоны разведения боевых блоков, а а также различная масса средств преодоления ПРО.
Встречал вес боеголовки МХ от 210 до 258 кг... Скорее это связано с тем что американцы, возможно, делят вес помех на каждую боеголовку.Если 2100 боеголовки+ 485 помехи+1365 сам автобус то это мне кажется более правдоподобным...
Однако это все чистые фантазии...
ЦитироватьВстречал вес боеголовки МХ от 210 до 258 кг...
Встречал также в отдельных источниках массу боеголовки, отличную от вышеуказанной, причём в меньшую сторону. К сожалению, источники назвать не могу (пока?) :)
В общем, согласен с нижней границей оценки.
ЦитироватьСкорее это связано с тем что американцы, возможно, делят вес помех на каждую боеголовку.Если 2100 боеголовки+ 485 помехи+1365 сам автобус то это мне кажется более правдоподобным...
Мои представления очень близки к вашим :)
ЦитироватьОднако это все чистые фантазии...
Ну, фантази фантазиями, а, всё таки, за ними есть какие-то вполне конкретные инженерные представления.
а нельзя завести бомбы заранее? типа ядерный чемоданчик? через мексику или дип почтой. и тупо молчать о сём.
или выпить за вечный мир.
ИМХО в Россию уже дофига завезено (при россий ской таможне и погранцах :lol: ), в ракетоопасные районы, возле каждой шахты я думаю уже лежит по одной.
исчо вопрос
http://www.membrana.ru/articles/technic/2007/01/18/163200.html
http://www.membrana.ru/images/articles/1169128718-1.jpeg
что там вылетает за ракетой? точно не дым.
Так если молчать, такая бомба не будет сдерживающим фактором.
Охраняемая зона вокруг шахт не столь мала, чтобы имело смысл вблизи нее пытаться размещать заряды, которые к тому же все равно будут обнаружены.
За ракетой вылетает стартовый двигатель.
ЦитироватьМодернизированная РТ-2П (см. схему) несла моноблочную головную часть с термоядерным зарядом мощностью 750кт. Была предусмотрена также возможность установки разделяющихся (до восьми) головных частей. Комплекс средств преодоления ПРО противника "Береза", обеспечивающий в полёте радиомаскировку и искажение радиолокационных характеристик, программированный увод отработанной третьей ступени ракеты, выброс многочисленных комбинированных ложных целей, был разработан в ЦНИРТИ под руководством Виталия Герасименко.
ЦитироватьОдной из наиболее сложных была задача выбора принципиальной схемы и характеристик разделяющейся головной части — принципиально нового вида боевого оснащения ракеты. На основании анализа различных вариантов принципиальной схемы и схемы полета РГЧ при разработке была принята схема головной части с автономной ДУ. Разделяющаяся ГЧ выполнена унифицированной под три варианта комплектации ее боевыми блоками и получила обозначение 15Ф143У. При создании первых РГЧ с индивидуальным наведением боевых блоков (ББ) решалась проблема выбора типа ДУ (ЖРД или ТТРД) для перенацеливания и построения боевых порядков ББ и ложных целей. Предпочтение было отдано ТТРД, удовлетворяющему требованиям по энергомассовым параметрам, компонуемости при "разнокалиберном" составе ББ и имеющем определенные эксплуатационные преимущества.
КБ "Южное" и НПО "Алтай" разработали для РГЧ две модификации ДУ - 15Д161 и 15Д221, в конструкции которых были реализованы следующие принципиально новые решения:
частично скрепленные с корпусом заряды торцевого горения на основе эластичных безметальных низкотемпературных смесевых твердых топлив, что позволило обеспечить массовое совершенство, необходимое длительное время работы и приемлемые условия по работоспособности органов управления;
высокоэффективные (максимальное управляющее усилие до 45% от осевой тяги) маломоментные вращающиеся управляемые сопла, позволяющие осуществлять сложные эволюции РГЧ в пространстве и не требующие рулевого агрегата с чрезмерной массой.
Все головные части ракеты оснащаются усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО, разработанным в ЦНИРТИ. . Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели, позволяющие имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного. На нисходящем АУТ движение ББ имитируется благодаря применению специального твердотопливного двигателя "разгона", не имеющего аналогов в мировой практике, прогрессивно (в 20 раз) возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели.
(c) www.newfactoria.ru
Просмотрел тему, может что и не досмотрел - а есть у кого чертежик МХ? Заранее благодарен