(http://img-fotki.yandex.ru/get/3102/glanskov.2/0_1fe18_295d6f70_XL.jpg)
12 декабря 2008 года 90 лет Заводу Экспериментального Машиностроения Ракетно-Космической Корпорации "Энергия" имени Сергея Павловича Королёва.
[/size]
Руками этих людей впервые были созданы уникальные машины не имеющие аналогов в истории человечества.
[/size]
С юбилеем тебя родной завод![/size]
С Юбилеем!!! :wink:
ЗЭМу-СЛАВА! :D
Ура!!! :D Ой! А приглашение - это для кого? :)
Happy birthday!!! :D
Слава заводу военных самокатов! :)
Поздравляю!
Э... пардон, а какое отношение к ЗЭМу имеет РН Союз-У? Или это ФГ? :roll:
КХМ... в смысле... я хотел сказать - поздравляю! :)
Уфф... ЗЭМ круто отметил юбилей...
Купил под празник книжки:
Батурин, Советская космическая инициатива в государственных документах, 1946-1964
Воспоминания о С.С. Крюкове
Военный космос
Ходаков Прикосновение к космосу
Понятно, остался без денег... :(
Отметить конечно можно, только ЗЭМу отнюдь не 90 лет. Никакого отношения к тому заводу ЗЭМ не имеет. Грабинский завод фактически был недружественно поглощён, у него были отняты территория, цеха и оборудование, да и людей выгнали, а примеры продукции уничтожили :( Печально, что теперь отмечают не свои успехи и достижения, а гордятся старинной родословной :(, приписывая организации чужую историю. Наверняка на територии ЗЭМа когда-то изготавливали и каменные топоры, так что отмечать, следуя такому принципу, нужно не 90, а гораздо больше.
http://www.energia.ru/rus/news/news-2008/news_12-12.html
Цитировать12 декабря 2008 года. РКК "Энергия" им. С.П. Королева,
г. Королев, Московской области
Сегодня Завод экспериментального машиностроения (ЗЭМ) Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва отмечает 90-летие со дня основания.
Руководство Корпорации поздравило работников и ветеранов предприятия с этой знаменательной датой.
В поздравлении говорится:
"В этот знаменательный день рождения оборонного завода (сегодня Завод экспериментального машиностроения) мы воздаём должное памяти тружеников нашей единой организации - научно-производственного комплекса, объединенного в рамках РКК "Энергия" им. С.П. Королёва и работающего в области ракетно-космической техники. Мы с огромным уважением вспоминаем тех, кто отдавал свои силы, опыт, труд и знания заводу в период его зарождения и становления как артиллерийского производства, кто во время войны ковал оружие Победы, а в годы "холодной" войны создавал ракетно-ядерный щит нашей Родины. Чтим ветеранов нашей организации, которые сформировали особый тип взаимодействия науки и производства, что позволило на основе совместно разработанных принципиально новых технологий открыть человечеству дорогу в космическое пространство. Вспоминаем трудные 1990-е годы, когда наши коллективы совместными усилиями отстаивали право российской космонавтики на сохранение её лидирующей позиции в мире.
Нам с вами есть чем гордиться. Первые баллистические ракеты дальнего действия, ставшие основой ракетно-ядерного щита, который предотвратил развязывание третьей мировой войны. Первый искусственный спутник Земли, ознаменовавший начало космической эры и прорыв земной цивилизации к звёздам. Первые полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Марсу, Венере. Первый космический полёт человека, открывший начало нового этапа развития мировой космонавтики. Реализация многотрудных масштабных проектов "Энергия-Буран", "Мир", "Морской старт". Осуществление ряда международных космических проектов. Ключевая роль в проекте Международной космической станции, в рамках которого предстоит в ближайшие годы существенно нарастить объёмы работ, в том числе по изготовлению новых российских модулей, увеличению количества запусков транспортных пилотируемых и грузовых космических кораблей "Союз" и "Прогресс" с одновременным совершенствованием их бортовых систем и функциональных возможностей.
Сегодня перед нашими коллективами стоят новые не менее амбициозные задачи. Это создание пилотируемого корабля нового поколения, автоматических космических систем и средств выведения и ряда других прорывных технологий, которые будут определять облик космических средств XXI-го века. Решение таких задач направлено, в первую очередь, на поддержание и укрепление безопасности и технологической независимости России и рост благосостояния её граждан.
В связи с юбилеем завода - праздником, который является общим для всего коллектива Корпорации, - желаем вам и вашим семьям крепкого здоровья, высоких трудовых достижений, счастья, успехов, благополучия!"
Для справки:
ЗЭМ РКК "Энергия" им. С.П. Королёва был основан в подмосковных Подлипках (ныне наукоград Королев Московской области) как завод военных самокатов в 1918 году. В 1919 году на его территорию был эвакуирован Петроградский орудийный завод. Предприятие было преобразовано в Московский орудийный завод, который в 1922 году был переименован в Завод имени М.И. Калинина, а в последующем в - завод №8 (1927-1942), завод №88 (1942-1966), в том числе в составе объединенного с ОКБ-1 научно-производственного комплекса. С 1966 года именуется как ЗЭМ и работает в составе комплекса, объединенного с ЦКБЭМ/НПО "Энергия"/РКК "Энергия".
Основная продукция завода в довоенный и военный период: в 1920-1929 гг. серийный выпуск артиллерийской продукции разработки до 1917 г.; 1930-1941 гг. - разработка и серийный выпуск артиллерийских систем (более 56 тысяч орудий и установок); 1942-1945гг. - ремонт поступающего с фронта оружия, серийный выпуск 25-мм зенитной пушки (свыше 2500 орудий).
Основная продукция завода в послевоенный период: 1946-1972 гг. - первые отечественные баллистические ракеты различных типов, включая межконтинентальные носители термоядерного оружия (сдача на вооружение 11 стратегических ракетных комплексов), ракетные блоки, жидкостные ракетные двигатели (изготовлено 462 ракеты, более 3400 двигателей, 368 ракетных блоков) с передачей производства и технологий в серийное производство на различные предприятия отрасли (31 изделие, 11 направлений в 18 городов страны); 1956-2001 гг. - первые спутники, автоматические межпланетные станции, пилотируемые и грузовые корабли, орбитальные станции "Салют" и комплекс "Мир", основные составляющие многоразовой космической системы "Энергия - Буран" и важнейшие комплектующие для них; в настоящий период времени - корабли "Союз ТМА", "Прогресс М", "Прогресс М1", модули "Звезда", "Пирс" и другие в составе Международной космической станции, системы для европейского грузового космического корабля, спутники связи и другие специализированные спутники на базе универсальной космической платформы "Виктория"; разгонные блоки типа ДМ и многое другое.
http://www.roscosmos.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=4994
ЦитироватьКолыбель ракетной и космической техники
Заводу экспериментального машиностроения исполняется 90 лет
Журнал «Российский космос»
Свое нынешнее имя город Королев получил в 1996 году. А до этого он назывался Калининградом и относился к закрытым объектам. Его история началась в далеком 1918 году, когда правительство приняло решение эвакуировать Петроградский орудийный завод в Подмосковье. Местом новой дислокации стал бывший казенный завод «военных самоходов» (автомобилей) у полустанка Подлипки.
Бог войны — артиллерия
В октябре 1918 года первый эшелон со 112 рабочими из Петрограда прибыл на новое место. Строительство заводских корпусов и рабочего поселка шло в очень тяжелых условиях. В 20-е годы на заводе делали пушки. В 1921 году Московскому орудийному заводу присвоили имя М. И. Калинина, так как на нем будущий «всесоюзный староста» работал шлифовщиком в 1911-1912 годах (в Петрограде). В 1928 году дачные Подлипки получили статус рабочего поселка, а в 30-е годы завод стал ведущим предприятием по разработке и производству противотанковой, танковой и зенитной артиллерии.
В 1931 году директором завода назначили талантливого организатора И. А. Мирзаханова, который позже стал заместителем наркома вооружения. В декабре 1938 года рабочий поселок, где проживали 28 тысяч человек, преобразован в город Калининград. В январе 1939 года «за исключительные заслуги перед страной в деле вооружения Рабоче-крестьянской Красной армии, создания и освоения новых образцов вооружения» завод наградили орденом Ленина, а в мае 1941 года — орденом Трудового Красного Знамени.
Осенью 1941 года завод № 8 эвакуировали на Урал — в Свердловск, Молотов и Воткинск. В Подлипках остался филиал, где ремонтировали поступавшее с фронта стрелковое и артиллерийское оружие. В 1942-м на заводе, теперь уже № 88, наладили серийный выпуск зенитных установок, танковых и противотанковых пушек, а также различных орудий для ВМФ. За годы войны здесь выпустили свыше 5 тысяч зенитных установок.
Осенью 1942 года на части территории завода в Завокзальном районе разместилось Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), которым руководил выдающийся конструктор В. Г. Грабин. Под его руководством была разработана знаменитая пушка ЗИС-3, а также ряд танковых и самоходных установок. В 1954-м на этой территории создали ЦНИИ-58, где под руководством будущего академика А. П. Александрова проектировали и изготавливали ядерные реакторы. В 1959 году институт вошел в состав королевского ОКБ-1.
Вместо пушек — ракеты
Пока советские специалисты в Германии занимались изучением трофейных немецких ракет, правительство решало, кто должен заниматься организацией, разработкой и производством нового вида оружия. 13 мая 1946 года вышло историческое Постановление Совета министров СССР № 1017-419сс. И уже через три дня министр вооружения Д. Ф. Устинов подписал приказ о создании на базе Калининградского артзавода № 88 Государственного союзного НИИ-88. В кратчайшие сроки была разработана структура предприятия. 16 августа 1946 года С. П. Королева назначили главным конструктором баллистической ракеты дальнего действия.
Вскоре в Подлипки стали прибывать из Германии первые эшелоны с немецкими ракетами. Это был, пожалуй, самый трудный период в жизни предприятия. Следовало очень быстро подготовиться к освоению совершенно новой техники. Экспериментальный цех располагался в освободившемся ангаре аэродрома недалеко от Ярославского шоссе. Опыт работы с артиллерийскими системами помог быстро освоить механическую обработку деталей и узлов, однако изготовление деталей из алюминиевых сплавов, медницкие, клепальные и сварочные операции вызывали определенные трудности. Вскоре в коллектив НИИ-88 влились вернувшиеся из Германии специалисты, освоившие немецкие ракеты.
Из Подлипок спецпоезда с техникой отправлялись на полигон Капустин Яр. Летные испытания Фау-2 проходили в СССР в октябре — ноябре 1947 года. Надежность ракет составляла около 64 % из-за низкого качества и несоответствия технологии. Все замечания постарались учесть при создании Р-1 — точной копии Фау-2, но сделанной из отечественных материалов. Одновременно завод приступил к освоению ракет Р-2 с отделяемой головной частью и дальностью полета уже 576 км.
Ракетно-ядерный щит страны
В 1951 году на завод начала поступать документация на ракеты следующего поколения — Р-5 и Р-11. Их модификации оснащались ядерными зарядами. Р-5М — первая отечественная стратегическая ракета, положившая начало ракетно-ядерному щиту страны. Вооруженные силы получили малоуязвимое оружие в подвижном варианте на транспортных средствах различного типа (колесные автомобили, гусеничные машины, железнодорожные спецвагоны, надводные корабли). Особо следует отметить Р-11ФМ для подводных лодок. С. П. Королев лично руководил установкой ракеты в шахту подлодки и пуском. Спустя четыре года производство Р-11ФМ передали на машиностроительный завод в Златоуст главному конструктору В. П. Макееву, а Р-5 — годом позже — на Днепропетровский ракетный завод М. К. Янгелю.
В августе 1956 года ОКБ-1 с заводом № 88 выделились из НИИ-88 в самостоятельную организацию, которую возглавил С. П. Королев. Директором завода назначили Р. А. Туркова.
Предприятию поставили новую сложную задачу — создание баллистической ракеты дальнего действия Р-7. Высоконадежная ракета должна была доставить водородную бомбу в любую точку на территории вероятного противника. «Семерка» отличалась от предшественниц не только размерами и массой, но и новейшими конструктивными и технологическими решениями, прежде всего пакетной схемой. Р-7 с дальностью полета 12 500 км была принята на вооружение в 1960 году.
Еще на стадии проектирования и подготовки конструкторской документации стало ясно, что производственные площади и высота цехов завода недостаточны для изготовления и сборки крупногабаритных агрегатов ракет Р-7. Поэтому перед запуском в производство уникальной ракеты построили «большую высотку», где проводили сборку и испытания Р-7. Всего завод сделал 33 ракеты этой серии. С 1957 года к серийному производству «семерки» подключился куйбышевский завод «Прогресс».
Параллельно с Р-7 в 1959-1965 годах изготавливалась боевая межконтинентальная ракета Р-9, лишенная таких недостатков «семерки», как длительный цикл предпусковой подготовки и возможность поражения старта вероятным противником. Подготовку к старту автоматизировали, а сам пуск мог производиться с земли или из шахты. Время готовности составляло 20 минут благодаря системе «Долина», которая обеспечивала длительное хранение жидкого кислорода без потерь.
Одни из самых удачных разработок ОКБ-1, повлиявших на поддержание паритета в ракетно-ядерном противостоянии с вероятным противником — твердотопливные ракеты РТ-1 и РТ-2. В декабре 1968-го РТ-2 заступила на боевое дежурство.
Ракетные двигатели
В 1951 году на заводе началось производство двигателей для ракет ПВО Москвы по документации ОКБ-2 главного конструктора А. М. Исаева. Ежемесячно в течение четырех лет выпускалось по 50 двигателей. В 1955 году система ПВО Москвы поступила на вооружение.
Завод освоил новые технологические процессы. В 1951-1956 годах здесь делали четырехкамерные двигатели для крылатых ракет «Буря», двигатели для морских ракет Р-11ФМ, ускорители для реактивных самолетов.
В июне 1953 года С. П. Королев поручил новому подразделению разработку рулевых двигателей для Р-7, а позже — двигателя 8Д714 с тягой 5 т для блока Е — третьей ступени ракеты Р-7, разработанного под руководством М. В. Мельникова в содружестве с КБ С. А. Косберга (Воронеж). В сентябре 1959 года ракета с этим двигателем доставила на поверхность Луны вымпел с гербом СССР.
Параллельно велась разработка медно-титанового двигателя тягой 7,5 т для блока Л :roll: — четвертой ступени ракеты 8К78. С ее помощью запускались аппараты на Марс, Венеру, а также спутники связи и телевидения «Молния» на высокоэллиптическую орбиту. Были созданы двигатели для межорбитального блока ДМ. Прошел стендовые испытания и двигатель для ОДУ, который в 1988 году успешно отработал на космическом корабле «Буран».
Первые ИСЗ
Создание межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 позволило С. П. Королеву подойти к проектированию и изготовлению искусственных спутников Земли и межпланетных станций. На создание первого простейшего спутника ПС-1 отводилось очень мало времени, часто детали делались по эскизам. Спутник представлял собой шар диаметром 580 мм. Основные трудности возникли при изготовлении сферических полуоболочек, их сварке со шпангоутом, полировке наружных поверхностей. Проводились многократные испытания на отделение спутника от центрального блока РН. Запуск ПС-1 4 октября 1957 года возвестил о начале освоения космоса и триумфе нашей страны.
На создание второго спутника — ПС-2 с герметичной кабиной для подопытной собаки Лайки ушло меньше месяца. ПС-2 делали почти без чертежей, по указаниям конструкторов. Выручали энтузиазм и высокая квалификация слесарей-сборщиков. Спутник с собакой Лайкой был запущен 3 ноября 1957 года.
Третий искусственный спутник Земли массой 1327 кг, укомплектованный исследовательской аппаратурой, являлся уже научно-космической станцией. Он вышел на околоземную орбиту 3 мая 1958 года.
Спутниковый спецназ
Спутники «Электрон-1» (Э-1) и «Электрон-2» (Э-2), предназначенные для изучения радиационных поясов Земли, завод изготовил в 1963 году. Поверхность спутника Э-2 покрывали элементы солнечной батареи (СБ), на спутнике Э-1 СБ открывались во время полета. Запуск спутников состоялся в январе 1964 года. Еще два спутника Э-3 и Э-4 запустили в июле 1964 года.
В 1961 году завод получил необычное задание: изготовить спутник для передачи программ телевидения и дальней двусторонней многоканальной телефонной и фототелеграфной связи «Молния-1». Запуск спутника в апреле 1965 года прошел успешно. Впервые в мире появилась спутниковая связь, и жители Владивостока получили возможность смотреть московское телевещание. Всего на заводе изготовили восемь спутников «Молния».
Цель — Луна
Первая станция «Луна-1», или «Мечта» (Е1), запущенная в январе 1959 года, пролетела рядом с Луной. «Луна-2» (Е1А), стартовавшая в октябре 1959 года, доставила на поверхность Луны советский вымпел. Станция «Луна-3» (Е2А) сфотографировала обратную сторону Луны и передала снимки на Землю. С конца 1965 года к работам присоединилось ОКБ им. С. А. Лавочкина, которому позже передали эту тематику. В январе 1966 года в путешествие отправилась станция «Луна-9», которая совершила мягкую посадку на Луну и передала на Землю снимки с поверхности ее естественного спутника.
Межпланетные станции
В 1960 году С. П. Королев утвердил график создания космических станций для полетов к Венере и Марсу. Сроки пусков этих аппаратов определялись астрономическими датами оптимального взаимного положения планет. Пускам предшествовали статические и динамические проверки конструкции, отработка системы посадки на планеты, комплексные испытания в КИС.
Первую станцию для полета к Марсу и посадки на Красную планету (1М) после автономных испытаний на заводе в августе 1960 года отправили на ТП. Она стартовала в начале октября 1960 года. Для полета на Венеру завод изготовил вариант станции 1ВА. В 1960-1965 годах завод сделал 19 межпланетных станций 2МВ, 3МВ.
Станция «Зонд-3» (3МВ № 3), запущенная в июле 1965 года в сторону Марса, сфотографировала обратную сторону Луны. В ноябре 1965 года стартовали АМС «Венера2» (3МВ № 4), которая пролетела рядом с Венерой, и «Венера-3» (3МВ № 1), доставившая на поверхность Венеры вымпел нашей страны.
Космические корабли
В 1960 году вышло постановление правительства «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах». В нем говорилось о необходимости развития этой отрасли науки и техники, распределялась ответственность между предприятиями за отдельные направления работы.
С этого времени ОКБ-1 и завод № 88 перешли к проектированию, изготовлению и запускам пилотируемых кораблей. Разработчикам пришлось решать множество научно-технических задач, в первую очередь обеспечения жизнедеятельности и безопасности полетов космонавтов. В 1959 году завод приступил к созданию корабля «Восток».
В Завокзальном районе, на территории бывшего НИИ58 было организовано второе производство предприятия для изготовления и заводских испытаний кораблей и спутников. Его возглавил Г. Я. Семенов.
С декабря 1960 года на заводе действовало разработанное по инициативе С. П. Королева «Положение по 3КА», которое определяло порядок изготовления и заводских испытаний пилотируемых изделий. Запрещались вариантность изделий, изменение технологии сборки и испытаний, применение деталей, узлов, имеющих отступления от техдокументации и техпроцессов.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил первый виток вокруг Земли. Сбылась давняя мечта С. П. Королева. Это событие навеки останется величайшим достижением человечества. За успешное выполнение этого полета многие сотрудники ОКБ-1 и завода получили государственные награды. Директору Р. А. Туркову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. На кораблях «Восток» совершили полеты Г. С. Титов, А. Н. Николаев, П. Р. Попович, В. Ф. Быковский, В. В. Терешкова.
На пилотируемых кораблях резко возросло количество приборов и кабелей, антенн, датчиков, высокоточных механизмов и приводов, реактивных двигателей малой тяги, наземного испытательного оборудования разработки ОКБ-1. В 1963 году было организовано приборное производство, которое возглавил И. Б. Хазанов.
Затем появились трехместный корабль «Восход» (3КВ) и двухместные корабли «Восход-2» (3КД) для выхода космонавтов в космос. В октябре 1964 года стартовал корабль «Восход» с летчиками-космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым, Б. Б. Егоровым. В марте 1965 года экипаж корабля «Восход-2» — космонавты П. И. Беляев и А. А. Леонов — впервые в мире осуществил выход в открытый космос.
На базе корабля «Восток» был создан автоматический спутник-разведчик «Зенит-2». В1961-1964 годах завод изготовил 15 кораблей «Зенит-2».
На смену кораблям «Восток» и «Восход» пришел космический корабль «Союз» (11Ф615). Вначале (1960) он предназначался для облета Луны, а позже (1965) — для доставки и возвращения экипажей с орбитальных станций. Пуск первого корабля «Союз» в беспилотном варианте состоялся в ноябре 1966 года.
Лунная программа
В состав комплекса входили ракета-носитель тяжелого класса Н-1 (изготовитель — завод «Прогресс») и лунная система Л3 (изготовитель — ЗЭМ) для полета двух космонавтов к Луне, высадки на ее поверхность одного человека и возвращения экипажа на Землю. Основным элементом лунной программы являлась тяжелая ракета-носитель Н-1. К изготовлению трехступенчатой ракеты завод приступил в конце 1960 года. Новое изделие потребовало новых площадей, подготовки производства, создания уникального оборудования и оснащения, а также решения сложных технологических проблем. Но после трех неудачных пусков из-за аварий на первой ступени :roll: дальнейшие испытания и изготовление РН были прекращены.
Орбитальные станции
Большое значение для развития космонавтики имело решение о создании долговременных орбитальных станций серии «Салют». Первая орбитальная станция имела внушительные размеры: диаметр — свыше 4 м, длину — 15 м и массу — около 20 т. Ее создавали в кооперации с заводом им. М. В. Хруничева. ЗИХ изготавливал корпус и выполнял сборку станции, а ЗЭМ — поставлял необходимые комплектующие, элементы системы жизнеобеспечения, управления, арматуру, приборы и кабели, проводил электрические испытания станции в КИС. Станция и корабль «Союз» оснащались стыковочными агрегатами, обеспечивающими внутренний переход из корабля на станцию. В апреле 1971 года первая долговременная станция «Салют» вышла на орбиту.
Специально разработанные сильфонные баки обеспечили автоматическую дозаправку станции в космосе топливом и водой с помощью грузового корабля «Прогресс», изготовленного в 1975 году. В январе 1978 года первый корабль 7К-ТГ состыковался со станцией «Салют-6».
В рамках международной программы «Союз-Аполлон» для корабля «Союз» был разработан андрогинный стыковочный узел. Успешная стыковка «Союза» с американским кораблем «Аполлон» произошла 17 июля 1975 года.
Одновременно с производством кораблей «Союз» (11Ф615) создавалась новая модификация — корабль «СоюзТ» (11Ф732). В июне 1980 года первый корабль этой серии с космонавтами Ю. В. Малышевым и В. В. Аксеновым выполнил стыковку со станцией «Салют-6». Корабли «Союз» и «Прогресс» уже несколько десятилетий остаются основной продукцией Завода экспериментального машиностроения.
В 1978 году директором ЗЭМ назначили А. А. Борисенко, главным инженером — И. Б. Хазанова, замдиректора по производству — А. П. Собко.
На смену «Салютам» пришла постоянно действующая станция нового поколения — «Мир», а позже МКС. Эти станции делали в той же кооперации с ЗИХом и КБ «Салют». Базовый блок станции «Мир» вышел на околоземную орбиту в феврале 1986 года. Уникальный пилотируемый орбитальный комплекс проработал в космосе 15 лет, что стало одним из самых больших достижений космонавтики ХХ века. Строительство Международной космической станции началось в ноябре 1996 года с выведения энергетического модуля «Заря».
Огромная заслуга в осуществлении пилотируемых программ в Советском Союзе принадлежит министру общего машиностроения С. А. Афанасьеву.
«Энергия-Буран»
В этой одной из самых сложных и масштабных программ принимали участие более 1200 предприятий СССР. Она потребовала серьезной реконструкции цехов и строительства новых объектов, подготовки производства, организации новых участков, приобретения и изготовления нового нестандартного оборудования, технологической оснастки и инструмента, как на самом ЗЭМе, так и на техническом комплексе космодрома.
ЗЭМ изготавливал объединенную двигательную установку орбитального корабля, состоящую из 46 двигателей многократного запуска, систему электропитания, выполнял сборку и испытания «Бурана». Здесь также делали носовую часть РН «Энергия» с титановым конусом, хвостовой отсек и обтекатели блоков А, проводили окончательную сборку и испытания блоков на Байконуре.
Завоевание рынка
С развалом СССР и переходом на рыночные отношения для завода, так же как и для всех предприятий отрасли, наступили нелегкие времена. Пришлось искать потребителей высокотехнологичной продукции в других местах. Организовали сначала цех, а потом Центр по производству протезно-ортопедических изделий. Потом наладили выпуск товаров народного потребления. Закрытое прежде предприятие стало активно искать партнеров не только в стране, но и за рубежом.
В начале 90-х началась разработка проекта по запуску космических аппаратов на орбиту ИСЗ с экватора. В мае 1995 года было подписано соглашение о создании совместного предприятия «Морской старт» («Си лонч»), в котором приняли участие Россия, США, Украина, Канада и Норвегия. В состав комплекса входят сборочно-испытательное судно, стартовая платформа «Одиссей» и ракета космического назначения (РН «Зенит», разгонный блок ДМ и спутники). Сборка ракеты и комплексные испытания ракеты, а также заправка разгонного блока производятся на сборочном судне. Самоходная платформа типа катамаран является плавучим стартовым комплексом. 28 марта 1999 года состоялся первый демонстрационный пуск ракеты.
Спутники «Ямал»
В 1999 году был запущен космический аппарат нового поколения «Ямал100», сделанный по заказу Газпрома. Он предназначен для фиксированной спутниковой связи и вещания.
Данный класс спутников по своим характеристикам является конкурентоспособным на коммерческом рынке. Гарантийный срок эксплуатации данного аппарата — не менее 10 лет. 24 ноября 2003 года РН «Протон» вывела спутники связи «Ямал-200» на расчетную орбиту. Сразу после этого начались работы над «Ямалом-200». Сейчас на заводе создается спутник «Ямал-300».
Трудовые традиции и богатейший производственный опыт коллектива ЗЭМа будут способствовать выпуску новой технологичной продукции для укрепления обороноспособности страны и будущих космических программ.
К 90-летию ЗЭМ был торжественно открыт "Центр развития технологий и подготовки кадров ЗЭМ".
Основной частью Центра является экспозиция образцов техники, к изготовлению которой был причастен ЗЭМ за свою историю, по сути - это музей, развернутый в высотном здании, некогда предназначавшимся для вертикальной сборки ракет.
В левом дальнем углу огромного высокого зала расположены первые советские баллистические ракеты, вид которых отдаленно напоминает что-то вроде штакетника: Р1 (в разрезе), Р2, Р5, Р5М, Р9А, ГР1 (первая ступень), РТ1, РТ2, ГР1 (2 и 3 ступени).
В другом углы стоят знаменитые грабинские пушки.
В центре зала - настоящий лабиринт экспонатов: макет СА "Восток", СА "Союз ТМ-12", совершившего посадку 10.10.91, возвращаемая баллистическая капсула "Радуга", хвостовой отсек центрального блока ракеты Р7, блок "Е" (3-я ступень Р7), макет (в натуральную величину) связки "Прогресс"-"Салют"-"Союз", макет модуля "Квант-2", субмиллиметровый телескоп БСТ-1, макет спутника Ямал-200, ОДУ корабля Буран и т.д и т.п.
К сожалению, величие экспонатов умаляется грандиозностью зала. Зал - это вообще что-то немыслимое.
Душой и мотором создания Центра стал В.Д.Вачнадзе, за что ему глубочайший респект.
Спасибо GREMLIN:
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3007/glanskov.0/0_1a996_30d3a9ac_L.jpg)
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3207/glanskov.2/0_207db_79702733_-1-XL.jpg)
Мои поздравления. Пусть на Вашей улице праздник будет подольше. :)
ЦитироватьЭ... пардон, а какое отношение к ЗЭМу имеет РН Союз-У? Или это ФГ?
Забавный бланк приглашения :)
На лицевой стороне изображнеы изделия еще не принадлежавшее и уже не принадлежавшее. На РН явственно видны логотипы ЦСКБ.
Цитировать13.12.2008 / 00:05 Президент поздравил Завод экспериментального машиностроения с 90-летием
Дмитрий Медведев поздравил сотрудников и ветеранов завода экспериментального машиностроения Ракетно-космической корпорации "Энергия" с 90-летием со дня основания предприятия, сообщила пресс-служба Кремля. "За эти годы несколькими поколениями учёных, инженеров, конструкторов здесь была сформирована уникальная экспериментальная и производственная база, отвечающая самым современным требованиям и не имеющая аналогов в мире, - отмечает президент в своей телеграмме. - Созданные в заводских цехах двигатели проложили России дорогу в космос, стали ключевым элементом ракетно-ядерного щита страны. Первый искусственный спутник Земли, полёт в космос Юрия Гагарина, строительство орбитальных станций, грузовых и транспортных кораблей - вот славные страницы истории предприятия". Президент пожелал новых успехов корпорации.
- К.И.
Bell and Lesobaza
ЦитироватьЭ... пардон, а какое отношение к ЗЭМу имеет РН Союз-У? Или это ФГ?
Забавный бланк приглашения :)
На лицевой стороне изображнеы изделия еще не принадлежавшее и уже не принадлежавшее. На РН явственно видны логотипы ЦСКБ.
Уважаемые господа, Вы прекрасно знаете матчасть отечественной космонавтики.
Но
ЦитироватьОсновная продукция завода в послевоенный период: 1946-1972 гг. - первые отечественные баллистические ракеты различных типов, включая межконтинентальные носители термоядерного оружия (сдача на вооружение 11 стратегических ракетных комплексов), ракетные блоки, жидкостные ракетные двигатели (изготовлено 462 ракеты, более 3400 двигателей, 368 ракетных блоков)
с передачей производства и технологий в серийное производство на различные предприятия отрасли (31 изделие, 11 направлений в 18 городов страны)
И прошу не надо ёрничать и показывать остальным свою компетентность.
Мы есть РКК "Энергия" имени великого человека Сергея Павловича Королёва[/size]
и заслуженно имеем право афишировать свою непосредственную причастность к изображённым изделиям.
В данное время Завод Экспериментального Машиностроения выполняет ответственный заказ Российского правительства, цеха главной сборки работают в две смены+суббота, руководство корпорации и завода прикладывает большие усилия для поддержания такова ритма производства.
Так прошу Вас просто поздравьте этих людей с юбилеем и пожелайте в это трудное время снова победить все обстоятельства и не уронить престижа страны. Моральный дух ,навыки и компетентность коллектива позволяет думать лишь о хорошем.
ЦитироватьОтметить конечно можно, только ЗЭМу отнюдь не 90 лет. Никакого отношения к тому заводу ЗЭМ не имеет. Грабинский завод фактически был недружественно поглощён, у него были отняты территория, цеха и оборудование, да и людей выгнали, а примеры продукции уничтожили :( Печально, что теперь отмечают не свои успехи и достижения, а гордятся старинной родословной :(, приписывая организации чужую историю. Наверняка на територии ЗЭМа когда-то изготавливали и каменные топоры, так что отмечать, следуя такому принципу, нужно не 90, а гораздо больше.
U korga eTo c/\y4u/\ocb?
ЦитироватьЦитироватьОтметить конечно можно, только ЗЭМу отнюдь не 90 лет. Никакого отношения к тому заводу ЗЭМ не имеет. Грабинский завод фактически был недружественно поглощён, у него были отняты территория, цеха и оборудование, да и людей выгнали, а примеры продукции уничтожили :( Печально, что теперь отмечают не свои успехи и достижения, а гордятся старинной родословной :(, приписывая организации чужую историю. Наверняка на територии ЗЭМа когда-то изготавливали и каменные топоры, так что отмечать, следуя такому принципу, нужно не 90, а гораздо больше.
U korga eTo c/\y4u/\ocb?
"...
К началу 1959 г. Грабин был полон сил и энергии и строил далеко идущие планы. Но опасность таилась рядом, в нескольких десятках метров от забора ЦНИИ-58.
Здесь находился завод # 88, выпускавший в 1943-1945 гг. 25-мм зенитные пушки. В 1945 г. на предприятии сделали еще четыре опытные 57-мм автоматические пушки и этим ограничились. Логично было предположить, что Грабин попросту присоединит к ЦНИИ-58 этот небольшой артиллерийский завод, тем более что производство всех типов 25-мм автоматов (72К, 84КМ и 94КМ) в 1946 г. прекратили. Однако руководству страны завод # 88 понадобился совсем для иной цели.
13 мая 1946 г. вышло постановление Совмина # 1017-419, согласно которому в составе Министерства вооружения на базе завода # 88 был создан Научно-исследовательский институт реактивного вооружения и конструкторское бюро. Приказом Устинова от 16 мая 1946 г. НИИ реактивного вооружения получил название НИИ-88. 26 апреля 1950 г. опять же по приказу Устинова ликвидируется СКБ, а на его базе возникает ОКБ-1 (ракеты дальнего действия) и ОКБ-2 (зенитные управляемые ракеты). Начальником ОКБ-1 был назначен Сергей Королев. Через несколько месяцев разработку зенитных ракет поручают другим организациям, и Королев фактически становится хозяином ОКБ-1 и НИИ-88 в целом. В 1958 г. Сергей Павлович начал работы над твердотопливными ракетами дальнего действия и потребовал от правительства дополнительно деньги, людей и помещения для этих работ.
Впоследствии зам. Королева Борис Черток писал: "В 1959 году Устинову представился очень удобный случай убить двух зайцев: окончательно рассчитаться за все обиды с Грабиным, доказав ему наконец, "кто есть кто", и удовлетворить настоятельные, законные требования Королева о расширении производственно-конструкторской базы.
Это предложение, безусловно, будет поддержано Хрущевым, который является энтузиастом создания ракетного орудия в ущерб обычной артиллерии и авиации. Он обещал помощь Королеву и дал Устинову задание подготовить по этому поводу предложения.
Устинов не любил промедлений. Видимо, были и другие варианты по изменению судьбы ЦНИИ-58 и самого Грабина. Поэтому он дал Королеву срок всего три дня на размышление".
Приказом ГКОТ от 3 июля 1959 г. работы по твердотопливным баллистическим ракетам дальнего действия были поручены ОКБ-1 с включением в его состав ЦНИИ-58, в котором тогда работало около пяти тысяч человек, в том числе почти полторы тысячи инженеров и конструкторов.
Рассказывает Черток: "Мы получили благоустроенную территорию, на которой располагался большой конструкторско-лабораторный корпус, опытный завод с замкнутым циклом и всякие вспомогательные службы. Большой фруктовый сад, березовая роща и цветники украшали территорию. Летом они производили впечатление парковой зоны, а не предприятия по производству вооружения. Всю вновь полученную территорию называли "второй территорией" или "вторым производством".
..."
Цитати из
Закат империи Грабина. Александр Широкорад
Начнём с того что завод №8 предали Грабину в 1942 году, а забрали в 1946 под НИИ-88.
Передача ЦНИИАВ (бывшее ЦАКБ) в состав ОКБ-1 состоялось в 1959 году, и работало оно к тому времени на атомную промышленность.
А какая из артиллерийских систем Грабина, созданных после войны, была принята на вооружение?
ЦитироватьВ 1950-е коллектив под его руководством разработал несколько систем тяжёлого артиллерийского вооружения:
«триплекс» в составе 180-мм пушки С-23, 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43. Пушка была принята на вооружение, а гаубица и мортира в производство не пошли.
«дуплекс» в составе 210-мм пушки С-72 и 305-мм гаубицы С-73
Для сравнения результаты работы ОКБ-9 под руководством Петрова:
ЦитироватьВ послевоенные годы до 1974 г. были созданы буксируемые пушки различного класса: Д-44, Д-48, СД-44, СД-57, Д-74, пушка-гаубица Д-20, гаубица Д-30 (2А18). Были разработаны орудия 2А31, 2А33 для самоходных гаубиц 2С1, 2С3. Большинство принимаемых на вооружение отечественных танков оснащались 76, 100 и 125-мм пушками разработки ОКБ-9. По своим тактико-техническим данным, надежности и живучести, простоте устройства и удобству эксплуатации все эти орудия отвечали требованиям времени и превосходили зарубежные аналоги.
ЦитироватьС юбилеем тебя родной завод!
Видел, как 12.12.2008, часов в 13:10 ДМВ, из ворот РКК "Энергия" выезжал автобус с надписью "Кубанский казачий хор". В музей "ходили"? :)
Reader
ЦитироватьВидел, как 12.12.2008, часов в 13:10 ДМВ, из ворот РКК "Энергия" выезжал автобус с надписью "Кубанский казачий хор". В музей "ходили"? :lol:
Представьте, большая часть работников РКК "Энергия" всё ещё Русские люди, а в традиции этого народа на праздники принято петь песни. :lol:
ЦитироватьВидел, как 12.12.2008, часов в 13:10 ДМВ, из ворот РКК "Энергия" выезжал автобус с надписью "Кубанский казачий хор".
А что - были бы уместнее цыгане? :wink:
Видео о праздновании 90 летия Заводу экспериментального машиностроения имени Сергея Королева http://tvroscosmos.ru/frm/kosmostv/1kanal/1kanal131208.php
ЦитироватьReader
ЦитироватьВидел, как 12.12.2008, часов в 13:10 ДМВ, из ворот РКК "Энергия" выезжал автобус с надписью "Кубанский казачий хор". В музей "ходили"? :lol:
Представьте, большая часть работников РКК "Энергия" всё ещё Русские люди, а в традиции этого народа на праздники принято петь песни. :lol:
И песни эти наполовину украинские. :lol:
http://www.energia.ru/rus/news/news-2008/news_12-15.html
Цитировать15 декабря 2008 года. РКК "Энергия" им. С.П. Королева,
г. Королев, Московской области
В Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева 12 декабря состоялись мероприятия в связи с 90-летием со дня основания Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) - производственной базы единого научно-производственного комплекса, которым является Корпорация.
В рамках мероприятий в Корпорации был открыт заводской Центр развития технологий и подготовки персонала, проведено торжественное собрание и возложены цветы к памятнику академику С.П. Королеву - основателю предприятия, основоположнику практической космонавтики, главному конструктору ракетно-космических систем.
Президент РКК "Энергия" им. С.П. Королева, генеральный конструктор В.А. Лопота, приветствуя участников собрания, отметил выдающийся вклад коллектива завода и особенно его ветеранов в Победу над немецким фашизмом в Великой отечественной войне, в создание основы ракетно-ядерного щита страны, прорыв человечества в космическое пространство и последующее развитие космонавтики практически по всем направлениям. Он выразил убеждённость, что сложные наукоёмкие задачи, стоящие перед российской космонавтикой, непосредственно Корпорацией и её заводом, в том числе по проекту Международной космической станции, реализации программ "Морской старт" и "Наземный старт", созданию новых изделий ракетно-космической техники на основе технологий XXI века, будут, безусловно, выполнены в предусмотренные сроки и с высоким качеством.
Собрание встретило аплодисментами поздравления коллективу РКК "Энергия" им. С.П. Королева и ЗЭМ РКК "Энергия" от Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Федерального космического агентства, Губернатора Московской области и Главы наукограда Королева.
Заслуженным работникам завода были вручены почётные награды Роскосмоса и Губернатора Московской области.
В работе собрания приняли участие представители государственных структур власти, Роскосмоса, региональных и местных структур власти, ветераны-руководители отрасли, представители работающих с РКК "Энергия" им. С.П. Королева и ЗЭМ предприятий и организаций, ветераны и работники Корпорации.
Вечером во Дворце культуры имени М.И. Калинина города Королёва состоялся праздничный концерт.
Там же фоторепортаж.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/49086.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/49087.jpg)
Поздравляю!