Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: duke от 30.11.2008 15:39:55

Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 30.11.2008 15:39:55
Существуют атомные часы объёмом 1 см3 и потреблением в несколько мВт(кстати говоря давно), существуют процессоры с тактовой частотой в гигагерцы и энергопотреблением в ватты.
Так почему до сих пор никто не сделал радиомаяковую систему навигации? Ведь это точность до сантиметров! А при большом желании - вообще до миллиметров. По массе - 5-10 килограмм на корабле и несколько радиомаяков по килограмму - на станции.
Стоимость разработки и изготовления комплектов для десятка кораблей - около миллиона рублей. Ну ещё нужно 7-10 кг переть на МКС и одного космонавта-астронавта заставлять их лепить на станцию. Ну, допустим, ещё миллион(или больше? :shock: ).
На "Прогрессах" религия не позволяет нормальные технологии использовать?  Вкупе с автоматической стыковкой. Они хотя бы стали оправдывать своё название, по крайней мере частично :D
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Fakir от 30.11.2008 15:59:04
Для подобных применений вполне рассматривались GPS-приёмники.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 30.11.2008 16:17:43
ЦитироватьДля подобных применений вполне рассматривались GPS-приёмники.
GPS достаточно для подлёта в зону действия другой, более точной навигационной системы. Даже для подлёта к стыковочному отсеку GPS подходит хреново, а стыковка с его помощью вообще невозможна.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: ssb от 30.11.2008 16:40:10
Цитировать... Даже для подлёта к стыковочному отсеку GPS подходит хреново, а стыковка с его помощью вообще невозможна.

Брехня.  Потрудитесь  разузнать характеристики GPS в дифференциальном режиме, а также при слежении за фазой несущей.

Вообще прежде чем что-то писать, следует много прочесть, а не наоборот  :!:
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 01.12.2008 03:44:41
Цитироватьssb пишет:
 
ЦитироватьБрехня.  Потрудитесь  разузнать характеристики GPS в дифференциальном режиме, а также при слежении за фазой несущей.
Прям сантиметры-миллиметры можно получить??? Одним GPS? В реальном времени(< 10 мс)? В тамошних условиях? :D
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: чайник17 от 01.12.2008 16:39:20
ЦитироватьПрям сантиметры-миллиметры можно получить???
Таки да.
ЦитироватьОдним GPS?
Двумя  :)  Для дифференциального режима ещё нужен канал связи.
Ничего, впрочем, особенного - WiFi подойдёт.  :)
ЦитироватьВ реальном времени(< 10 мс)?
Куда Вам столько? Для стыковки и 1 сек хватит.
ЦитироватьВ тамошних условиях? :D
Условия там с точки зрения GPS можно сказать идеальные. Основные источники ошибок в GPS - прохождение сигнала через тропосферу и ионосферу. И то и другое на орбите не проблема.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 01.12.2008 08:35:33
ЦитироватьТаки да.
Гарантированная погрешность <1 см? С помощью серийных компонентов?
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: чайник17 от 01.12.2008 19:14:13
Цитировать
ЦитироватьТаки да.
Гарантированная погрешность <1 см? С помощью серийных компонентов?
Зачем вам меньше см? Существующие системы стыковки допускают больший промах.
И да, на серийных компонентах. Но не на бытовых приёмниках - они не работают на больших скоростях. Не потому что это сложно, а потому что запрещено.

И вообще, чем это "маячки" отличаются принципиально от старого доброго "Курса" ? Тем, что туда добавлены даром не нужные атомные часы?
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 01.12.2008 12:01:41
ЦитироватьЗачем вам меньше см?
Мне и <1 мкм лишним не будет :D
ЦитироватьСуществующие системы стыковки допускают больший промах.
Существующие... А нормальным такие неточности нафиг не нужны. Только лишняя масса стыковочных узлов на обеих сторонах.
ЦитироватьИ да, на серийных компонентах. Но не на бытовых приёмниках - они не работают на больших скоростях. Не потому что это сложно, а потому что запрещено.
И зачем же ЕКА для ATV понадобилось убожество "КУРС", если GPS гораздо лучше и точнее? :shock:
ЦитироватьИ вообще, чем это "маячки" отличаются принципиально от старого доброго "Курса" ? Тем, что туда добавлены даром не нужные атомные часы?
У "Курса" бОльшая масса, гораздо мЕньшая точность, много бОльшее энергопотребление, и др. :D
Да и сами по себе - совершенно разные системы. Где вы увидели что-то похожее?
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 01.12.2008 13:41:29
Никакого "Курса" на ATV нет.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: STS от 01.12.2008 12:52:00
дык есть вроде
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Bell от 01.12.2008 13:16:35
Цитировать
ЦитироватьЗачем вам меньше см?
Мне и <1 мкм лишним не будет :D
Блин, то вам радиационные фон ниже обычного наземного природного, то точность выше микрометра.

У вас ниче не треснет от таких запросов?


ЦитироватьИ зачем же ЕКА для ATV понадобилось убожество "КУРС"
Мда... Чья бы корова мычала...
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Fakir от 01.12.2008 14:34:00
ЦитироватьБлин, то вам радиационные фон ниже обычного наземного природного, то точность выше микрометра.

"Измеряй микрометром, отмечай мелом, отрубай топором"  :lol:  :lol:  :lol:
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 01.12.2008 15:08:39
ЦитироватьБлин, то вам радиационные фон ниже обычного наземного природного, то точность выше микрометра.
Не ниже Земного, а как можно ближе к Земному, хотя если несколько ниже, то я не против.
Точность в микрометр мне лишней не будет. Потому что чем меньше погрешность - тем лучше, но микрометровой точности быть не может(по крайней мере пока что), зато может быть сантиметровая, про которую разговор, и которой, в принципе, достаточно.
ЦитироватьНикакого "Курса" на ATV нет.
А кто его от туда вырвал? Надо было антивандальный делать :lol:
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Андрей Суворов от 01.12.2008 15:18:45
"Курс" на Жюле Верне был, но не был включён в контур управления, он служил исключительно для контроля лазерной системы навигации. Насколько я помню, на следующих экземплярах установка "Курса" не планируется.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 01.12.2008 15:21:25
Цитировать"Курс" на Жюле Верне был, но не был включён в контур управления, он служил исключительно для контроля лазерной системы навигации. Насколько я помню, на следующих экземплярах установка "Курса" не планируется.
Это, конечно, хорошо, но сути не меняет.
Какие приемущества у лазерной системы перед радиомаяковой? Всё-таки вместо неё, я так понимаю, и должен(может) использоваться сабж.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Bell от 01.12.2008 14:22:57
Цитировать
ЦитироватьБлин, то вам радиационные фон ниже обычного наземного природного, то точность выше микрометра.
Не ниже Земного, а как можно ближе к Земному, хотя если несколько ниже, то я не против.
В этом нет практической необходимости. Допустимый (безопасный) уровень на порядок больше.

ЦитироватьТочность в микрометр мне лишней не будет. Потому что чем меньше погрешность - тем лучше, но микрометровой точности быть не может(по крайней мере пока что), зато может быть сантиметровая, про которую разговор, и которой, в принципе, достаточно.
Еще раз.
Зачем мерять в микрометрах, если потом отрубать топором?
Научитесь ИСПОЛЬЗОВАТЬ такую точность, а потом уже ее просите.

Цитировать
ЦитироватьНикакого "Курса" на ATV нет.
А кто его от туда вырвал? Надо было антивандальный делать :lol:
Вообще-то Курс на ATV есть, но только пассивный, т.е. только для контроля. С помощью него невозможно стыковаться, только наблюдать. Так и называется - Курс-П. Обсуждалось в топике про "Жюль Верн".
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Bell от 01.12.2008 14:25:38
ЦитироватьКакие приемущества у лазерной системы перед радиомаяковой?
Точность пропорциональна длине волны. Разницу длин волн света и радиоволн подсказать или сами догадаетесь?

Там еще плюс меньшее энергопотребление, размеры и вес оборудования, нет необходимости в ответной части на станции (кроме простых уголковых отражателей).
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 01.12.2008 15:54:19
ЦитироватьТочность пропорциональна длине волны.
Ну и сильно у вас точность будет различаться при 10 ггц и 50 ТГц?
ЦитироватьТам еще плюс меньшее энергопотребление, размеры и вес оборудования
Незнал, что 10-20 Вт в максимально точном режиме это очень много :shock:  :D
килограмовой батареи всего на 50 часов хватит... мало :(
Да и 1-4 кг это жуть как много ;)
Цитироватьнет необходимости в ответной части на станции (кроме простых уголковых отражателей).
4-8 коробочек массой 500-1000 г и размерами навроде 5*5*10 см. Правда на свету надо размещать...
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Александр Ч. от 01.12.2008 16:08:46
Заходил в магазинчик, лазерный дальномер в габаритах, на глаз 6х10х10 стоит около 7тыс.рублей, катафоты от велосипеда практически даром.
Ну че? Когда Прогресс с Союзом переоборудовать будем?
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Bell от 01.12.2008 15:09:17
ЦитироватьНезнал, что 10-20 Вт в максимально точном режиме это очень много :shock:  :D
килограмовой батареи всего на 50 часов хватит... мало :(
Да и 1-4 кг это жуть как много ;)
4-8 коробочек массой 500-1000 г и размерами навроде 5*5*10 см. Правда на свету надо размещать...
Только что вы требовали микрометры точности, а теперь разбрасываетесь килограммами (стоимость просто выведения каждого на орбиту - тыщи баксов)...
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: STS от 01.12.2008 15:13:43
ЦитироватьЗаходил в магазинчик, лазерный дальномер в габаритах, на глаз 6х10х10 стоит около 7тыс.рублей, катафоты от велосипеда практически даром.
Ну че? Когда Прогресс с Союзом переоборудовать будем?
у него точность 1 метр до 2000 метров
к нему надо еще строительную лазерную "рулетку" точность 1мм на расстоянии до 100 метров от 16-24 до 60 тыс.рублей
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Александр Ч. от 01.12.2008 16:45:00
Цитировать
ЦитироватьЗаходил в магазинчик, лазерный дальномер в габаритах, на глаз 6х10х10 стоит около 7тыс.рублей, катафоты от велосипеда практически даром.
Ну че? Когда Прогресс с Союзом переоборудовать будем?
у него точность 1 метр до 2000 метров
к нему надо еще строительную лазерную "рулетку" точность 1мм на расстоянии до 100 метров от 16-24 до 60 тыс.рублей
Ну так, чем ближе тем точность выше. Так ведь? А нам надо вообще сантиметры.

Например: http://www.condtrol.ru/description.php?id=1-4-013&f1=1 9,9тыс.рублей
Технические характеристики: Лазерный дальномер- LRF2000
Параметр Значение
Температура окружающей среды 52°C ~ +42°C
Температура хранения -10°C ~ 60°C
Диапазон измерений, м 0,9 - 275
Измерение скорости 15 ~ 200 миль/час (точность ± 5%)
Погрешность на расстоянии до 10м 2см
Погрешность на расстоянии свыше 10м 0,2%
Встроенные вычислительные фукции Есть, + -- x
Вес, г ~240
Питание, В 1.9

Цитировать04.04.08 / 11:49 | LANMASTER

Q: Уважаемые дамы и господа! Как производятся измерения дальности с помощью Leica DISTO™ A5 на расстояниях свыше 100 метров? Включен ли указанный прибор в Госреестр средств измерений? Сколько стоит у Вас, если Вы это делаете, первичная поверка? С уважением, Арон Липелис. ООО "ЛАНмастер" г.Пенза

A: При измерении на большие расстояния для более точных измерений рекомендуем использовать:
-  отражательную пластину, закрепленную на объекте, до которого производятся измерения
-  штатив для крепления дальномера
- очки для работы с лазером
Прибор Leica DISTO A5 внесен в госреестр средств измерений, следовательно, его можно поверять

PS Это если закрыть глаза на то, что для космоса аналогичное устройство будет больше/тяжелее и дороже.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 01.12.2008 16:50:27
ЦитироватьТолько что вы требовали микрометры точности
ГДЕ? :lol:
Научились читать? Научитесь понимать прочитанное - это фразы/предложения, а не набор слов через запятую, если вы не заметили.
Цитировать(стоимость просто выведения каждого на орбиту - тыщи баксов)...
Это проблемы тех, кто делает настолько корявые носители. Кстати, маяки даже на "Прогрессе" не больше 1 млн рублей привезти стоит. Полагаю, что закрепить их и то дороже будет стоить.

P.S. нефигу навигационную систему в трёх измерениях с дальнометрами сравнивать.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Alex_II от 01.12.2008 18:08:05
Цитировать
ЦитироватьЗачем вам меньше см?
Мне и <1 мкм лишним не будет :D
Вот это были вы? Или у нас тут барабашки завелись?

ЦитироватьЭто проблемы тех, кто делает настолько корявые носители.
Есть лучше и дешевле? В студию пожалуйста... :roll:
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Bell от 01.12.2008 18:22:11
Цитировать
ЦитироватьТолько что вы требовали микрометры точности
ГДЕ? :lol:
На предыдущей странице. Проблемы с памятью?

ЦитироватьНаучились читать? Научитесь понимать прочитанное - это фразы/предложения, а не набор слов через запятую, если вы не заметили.
Очень остроумно. Долго тренировались?
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: системотехник от 01.12.2008 22:39:30
Братцы ! Извиняйте что влез в нету тему... все же что то есть про систему ориентации - меня интересует - смотрель док.фильм про аполло13 - там расказывалось про ихний гироскоп ( типа точный - механический)  который показывает ориентацию в пространстве в открытом космосе, как? поидее гироскопу нужна хоть какая то гравитация. Космонавты расскажите!
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Bell от 01.12.2008 22:05:06
ЦитироватьБратцы ! Извиняйте что влез в нету тему... все же что то есть про систему ориентации - меня интересует - смотрель док.фильм про аполло13 - там расказывалось про ихний гироскоп ( типа точный - механический)  который показывает ориентацию в пространстве в открытом космосе, как?
Просто - маховик на карданном подвесе сохраняет ориентацию, а по его положению определяют ориентацию корабля в пространстве. Как по стрелке компаса (есть еще гирокомпас).

Цитироватьпоидее гироскопу нужна хоть какая то гравитация.
По идее - не нужна и даже вредна.
Но мы с удовольствием послушаем вашу версию :)
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Андрей Суворов от 01.12.2008 23:31:52
На Аполлоне была ГСП, причем, как я понимаю, с дополнительной рамкой
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 02.12.2008 05:28:33
Цитировать
ЦитироватьМне и <1 мкм лишним не будет :D
Вот это были вы? Или у нас тут барабашки завелись?
Поймите уже наконец разницу между "лишним не будет" и "нужно" :lol:  :lol:  :lol:
Если у вас есть микрометровая точность - давайте, нету - сантиметровой мне хватит. Хотя бы так понятно? :lol:  :lol:  :lol:
Или нет? :shock:  :shock:  :shock:  :shock:  :shock:  :shock:  :shock:  :shock:
ЦитироватьОчень остроумно. Долго тренировались?
Не долго.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 02.12.2008 13:59:23
И какая цель у этого "сообщения"?
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Bell от 02.12.2008 13:15:39
Показать, что вы сами не знаете, что хотите.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 02.12.2008 14:26:59
ЦитироватьПоказать, что вы сами не знаете, что хотите.
Я хочу максимальную точность, на сегодня это <1 см. Об этом написано в предыдущих сообщениях, даже несколько раз.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Bell от 02.12.2008 13:45:45
Конструкция существующих стыковочных узлов допускает намного бОльшие ошибки. На порядок.

Вам же говорили - зачем вам всё это, если дальше будете рубить топором?
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 02.12.2008 15:55:26
ЦитироватьКонструкция существующих стыковочных узлов допускает намного бОльшие ошибки. На порядок.

Вам же говорили - зачем вам всё это, если дальше будете рубить топором?
А кроме существующих стыковочных узлов прям ничего другого быть не может? :D
Чем больше допустимая погрешность, тем больше размеры и масса стыковочных узлов, и меньше "дверной проём". Нафига оно надо, если можно легко обойтись без таких извращений? :wink:
Кто сказал, что я собираюсь делать такие же корявые стыковочные узлы???
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Bell от 02.12.2008 15:50:37
Цитировать
ЦитироватьКонструкция существующих стыковочных узлов допускает намного бОльшие ошибки. На порядок.

Вам же говорили - зачем вам всё это, если дальше будете рубить топором?
А кроме существующих стыковочных отсеков прям ничего другого быть не может? :D
Может. Например у вас может быть даже алюминий, армированный углеволокном.

А остальным приходится довольствоваться тем, что есть.

ЦитироватьЧем больше допустимая погрешность, тем больше размеры и масса стыковочных узлов, и меньше "дверной проём".
Это почти никак между собой не связано.

ЦитироватьНафига оно надо, если можно легко обойтись без таких извращений? :wink:
Очень мудрое замечание!

А какими извращениями вы будете передвигать корабль с точностью 1 см во время стыковки?
А какими извращениями вы будете стыковаться в случае отказа своего сверхточного радиомаяка?

ЦитироватьКто сказал, что я собираюсь делать такие же корявые стыковочные отсеки???
А кто сказал, что вы вообще будете что-то делать?

Кстати, научитесь читать - я написал "стыковочный узел", а не отсек.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 02.12.2008 18:44:26
ЦитироватьА чем вы будете передвигать корабль с точностью 1 см во время стыковки?
Двигателями.
ЦитироватьА с помощью чего вы будете стыковаться в случае отказа своего сверхточного радиомаяка?
Вообще-то предполагается двойное дублирование компонентов радиомаяков + их количество избыточно. Примерное тоже самое с навигационной системой корабля.
А иначе было бы 3 маяка по ~0,3 кг и на корабле 0,5-1 кг.
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: Bell от 02.12.2008 17:48:42
Цитировать
ЦитироватьА чем вы будете передвигать корабль с точностью 1 см во время стыковки?
Двигателями.
А вы уверены, что они обеспечат такую точность движения? ;)

Цитировать
ЦитироватьА с помощью чего вы будете стыковаться в случае отказа своего сверхточного радиомаяка?
Вообще-то предполагается двойное дублирование компонентов радиомаяков + их количество избыточно. Примерное тоже самое с навигационной системой корабля.
А иначе было бы 3 маяка по ~0,3 кг и на корабле 0,5-1 кг.
Дублирование широко распространено в космической технике.
Давеча на Прогрессе отказал Курс и стыковались в ручном режиме. Как вы думаете, Курс не был дублирован? По глупости забыли продублировать систему?
Название: Радиомаяковая система навигации
Отправлено: duke от 02.12.2008 19:09:28
ЦитироватьА вы уверены, что они обеспечат такую точность движения? ;)
А что-то мешает? ;)
ЦитироватьДублирование широко распространено в космической технике.
Давеча на Прогрессе отказал Курс и стыковались в ручном режиме. Как вы думаете, Курс не был дублирован? По глупости забыли продублировать систему?
Понятия не имею, было ли там что-то дублировано, а если было, то что и как. Но если он отказал - значит криво сделан.