I wrote a wikipedia page on the BI rocket plane: http://en.wikipedia.org/wiki/Bereznyak-Isayev_BI-1. Any feedback?
There is short authentic video clip (about 30 sec or so) with crash landing of Bi-2, inserted into soviet feature film "Conquerors of the sky" ("Им покоряется небо"), which is available through http (e.g. http://film.arjlover.net/film/im.pokorjaetsja.nebo.avi )
(There also are some other nice video fragments in the beginning of this film from famous 1960 Tushino aviaparade: flying M-50 etc.)
Спасибо! But it says I cannot access the file.
Can the instrument labels be read?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6293.jpg)
Do you know who writes the excellent articles on airwar.ru? I would like to get permission to publish some photos.
(http://s50.radikal.ru/i128/0810/0e/6f92c78478d2.jpg)
1-часы (watch).
2-зажигание работает (ignition on).
3-амперметр (ammeter)
а часы разве 10 часовые?
(http://s59.radikal.ru/i165/0810/63/3b0522529cc1.jpg)
1- закрыть (close);
2-открыть (open).
Цитироватьа часы разве 10 часовые?
А они длительность полёта отсчитывают. Для истребителя вполне достаточно.
Middle indicator looks like a speedometer with its 3-digit labels and something resembling км/ч (kmh) in the center. This is a pure guess, I'm not an aerospace guy.
A minor correction to the first post by Salo: it's not "зажигание включено", it is "зажигание работает". The translation is o'k. The label just right of it looks like "шасси" ("landing gear").
The following really wonders me. Pointers (needles) from different indicators have different deflection directions.
Цитировать(http://s50.radikal.ru/i128/0810/0e/6f92c78478d2.jpg)
1-часы (watch).
2-зажигание включено (ignition on).
3-амперметр (ammeter)
Metric watch - you must be kidding, right? :)
Top row left-to-right: Airspeed, Artificial Horizon, Vertical Speed (?most likely)
Middle row: Altimeter, ????, Amperes
Switches/labels (leftmost): "Ignition something"
Switches/labels (middle): Stowed/Gear(?)/Down(?)
Switches/labels (right): Closed? (or maybe Flaps?)/???/???
The two unidentified instruments might be temp/pressure/fuel flow.
The big knob on the right is most likely throttle :)
Метрические часы - это круто :)
Слева-направо верхний ряд: скорость, авиагоризонт, вертикальная скорость
След. ряд: Высотомер, ???, Амперметр
Кнопки
Слева "Зажигание ?????"
В середине: "Убрано"/"ШАССИ"(?)/"Выпушено"(?)
Дальше: "Закрыто" (или "Закрылки" ?)/ ??? / ???
Два неустановленных прибора могут быть температура/давление/расход топлива
Большая ручка справа скорее всего газ :)
(http://s60.radikal.ru/i169/0810/f1/f2a6a14181b8.jpg)
1-авиагоризонт (gyrohorizon).
ЦитироватьМетрические часы - это круто :)
Длительность полёта небольшая, а чтобы не путать с временем дня подходит.
ЦитироватьСлева "Зажигание ?????"
"Зажигание работает"
ЦитироватьЦитироватьМетрические часы - это круто :)
Длительность полёта небольшая, а чтобы не путать с временем дня подходит.
Спидометр, авиагоризонт, альтиметр и указатель вертикальной скорости - основные инструменты без которых никак нельзя.
И выглядят они именно так (по крайней мере на Цессне-152 :) )
http://www.ajtek.net/c152/cockpit.htm
(http://s56.radikal.ru/i151/0810/eb/5654c5959ff3.jpg)
1- ШАССИ
2- УБРАНО
3- ВЫПУЩЕНО
4- ЩИТКИ
5- ОТКРЫТЬ
6- ЗАКРЫТЬ
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьМетрические часы - это круто :)
Длительность полёта небольшая, а чтобы не путать с временем дня подходит.
Спидометр, авиагоризонт, альтиметр и указатель вертикальной скорости - основные инструменты без которых никак нельзя.
И выглядят они именно так (по крайней мере на Цессне-152 :) )
http://www.ajtek.net/c152/cockpit.htm
Беру свои слова обратно -не часы, а альтиметр.
ЦитироватьЦитироватьМетрические часы - это круто :)
Длительность полёта небольшая, а чтобы не путать с временем дня подходит.
Самолет (особенно экспериментальный, да еще с очень малым временем работы двигателя) без часов быть может.
А может ли быть самолет без высотомера?
- ИМХО в любом самолете должен быть 2 прибора:
высотомер (чаще всего, точнее почти всегда барометрический, с выставлением нуля по полосе взлета, возможно, скомбинированный с альтиметром - измерителем скорости подъема/снижения) - даже опытные пилоты иногда ошибаются при визуальном определении высоты;
и измеритель скорости относительно воздуха.
Эти 2 прибора позволяют приземлиться в коридоре допустимых вертикальной/горизонтальной скоростей, и не врезаться в землю или наземные сооружения в полете, а для экспериментального самолета важно эти параметры измерить.
Искусственный горизонт полезен, но гирогоризонт дорог (и в 40-е ИМХО был ненадежен), а уровень (грузки показывают угол атаки и крен) в вираже показывает неверно.
Цитировать(http://s50.radikal.ru/i128/0810/0e/6f92c78478d2.jpg)
1-часы (watch).
2-зажигание включено (ignition on).
3-амперметр (ammeter)
3 - скорее всего "А" - амперы но может быть и "Л" - литры (горючего)
3 - is most likely "A" for amperes but it could be "L" for litres (of fuel)
ЦитироватьЦитировать(http://s50.radikal.ru/i128/0810/0e/6f92c78478d2.jpg)
1-часы (watch).
2-зажигание работает (ignition on).
3-амперметр (ammeter)
Ну вы, блин, даёте!
1 - это высотомер ВД-10.
Неужели чёрт побери на форуме остались только люди не знающие даже такого?
ЦитироватьЦитировать(http://s60.radikal.ru/i169/0810/f1/f2a6a14181b8.jpg)
1-авиагоризонт (gyrohorizon).
Ужос, блин! Какой в пень авиагоризонт?
Это указатель поворота УП-2. (По английски "инклинометр")
В верхнем ряду слева от него указатель скорости типа УС, справа - вариометр ВАР-30.
Блин, куда вы влезли с такими познаниями?
This looks helpful, the MiG-3 control panel:
http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru40&page=mig3con3
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6296.jpg)
1. Высотомер, 2. Компас, 3. Вариометр, 4. Тахометр, 5. Бензиномер, 6. Указатель скорости, 7. Указатель поворота, 8. Авиагоризонт, 9. Мановакуумметр, 10. Трехстрелочный индикатор - температура масла, давление топлива - слева, давление масла-справа, 11. Давление охлаждающей жидкости (воды), 12. Температура воды, 13. Давление в системе уборки шасси, (лев. и прав.), 14 Температура воды, 15. Температура масла, 16. Выключатель уборки-выпуска шасси, 17. Заслонка охлаждение маслорадиатора, 18. Панель уборки-выпуска шасси, 19-22. Сигнализация положение шасси (красная - убрано, зеленая - выпущено), 23. Контроль исправности ламп, 24. Розетка включения подсвета прицела, 25. Регулировка осв. ультрафиолетовой лампы, 26. Ультрафиолетовые лампы.
And some comments by Arvid Pallo:
"Работу пришлось начать сначала, используя штатные топливные баки, штатную обвязку трубопроводами, штатную систему управления и регистрации работы двигателей.
Установка была снабжена дополнительными выносными самопишущими регистраторами давления для оценки гидравлических характеристик системы питания.
Вновь проливочные испытания на реальных компонентах топлива, отладка топливного дроссельного крана, отладка зажигания и проверка работы всей системы в комплексе, при огневых запусках. Внушающую недовение спираль накаливания заменили на селитовый пуговичный элемент.
"
What is "селитовый"?
I would expect the BI to have an air-pressure guage (приемник воздушного давления ) somewhere. The engine, landing gear, and ShVAK guns all ran on compressed air.
Цитировать3 - скорее всего "А" - амперы но может быть и "Л" - литры (горючего)
3 - is most likely "A" for amperes but it could be "L" for litres (of fuel)
"A" - atmospheres? The air pressure?
ЦитироватьЦитировать3 - скорее всего "А" - амперы но может быть и "Л" - литры (горючего)
3 - is most likely "A" for amperes but it could be "L" for litres (of fuel)
"A" - atmospheres? The air pressure?
But no, really it looks like an electrical guage, like amp meter. Maybe below that is pressure guadge?
эмм, я немного не в тему, но помнится в игре ил2 штурмовик, с одним из патчей добавлялся этот самолет, и там довольно детально была реализована данная приборная панель, кому не лень, поставьте поиграйтесь, авось чего нового расшифруете.
ЦитироватьЦитироватьА остальные три прибора?
С остальными хуже. На тех самолётах что мне попадались такого уже не было и в училище не изучалось.
(http://s50.radikal.ru/i128/0810/0e/6f92c78478d2.jpg)
Самый нижний справа очень похож на манометр. Надпись вроде "кг/см2" Давление в баллоне тормозов или выпуска/уборки шасси или что-нибудь в этом духе.
Под цифрой "3" - вольтметр. Но что он показывает в данном конкретном случае - непонятно. Скорее всего напряжение и ток аккумулятора. В нормальном положении ток (буква "А"), при нажатии белой пимпочки на нём (в правой нижней части) - напряжение. (надпись над ней "вольты"?) Это может быть и указатель термоэлектрического термометра (там тоже вольтметр который показывает ЭДС термопары), но в этом случае в выключенном состоянии стрелка была бы на нуле
По центру в нижнем ряду как я думаю указатель истинной воздушной скорости. Надпись вроде "км/ч". На скоростных высотных самолётах истинная скорость существенно отличается от приборной, а УС показывает только приборную. Могли дополнительно поставить указатель истинной скорости. Хотя возможно это и чтото другое.
Две лампочки по центру - индикация шасси. Посредине между ними надпись "шасси", сверху "убрано", снизу "выпущено".
ЦитироватьAnd some comments by Arvid Pallo:
"Работу пришлось начать сначала, используя штатные топливные баки, штатную обвязку трубопроводами, штатную систему управления и регистрации работы двигателей.
Установка была снабжена дополнительными выносными самопишущими регистраторами давления для оценки гидравлических характеристик системы питания.
Вновь проливочные испытания на реальных компонентах топлива, отладка топливного дроссельного крана, отладка зажигания и проверка работы всей системы в комплексе, при огневых запусках. Внушающую недовение спираль накаливания заменили на селитовый пуговичный элемент.
"
What is "селитовый"?
Селитовые нагревательные элементы (http://carbido.ru/ken_sterjn.html)
ЦитироватьСтержневые (трубообразные, трубчатые) карбидокремниевые нагреватели - аналог КЭНБ, КЭН ВП, селитовые нагревательные элементы
Стержневые (трубообразные, трубчатые) карбидкремниевые нагреватели - это карбидкремниевый нагревательный элемент, выполненный в виде стержня или трубки в зависимости от диаметра. В таких элементах есть центральный нагревательный отдел, называемый зоной нагрева, и два отдела на концах - холодные зоны.
Карбидкремниевый (селитовый) элемент - это тип линейного нагревателя, превращающий электрическую энергию в тепловую (по законуну Джоуля).
Зона нагрева элемента - это самосклеивающийся карбидо-кремний. Решетчатая структура или связи, удерживающие частицы карбидо-кремния вместе образуются при рекристаллизации карбидо-кремния при очень высоких температурах. Элементы производятся из зеленого карбидо-кремния, считающегося отличным электронным типом полупроводников.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60182.jpg)
Черток Б.Е. РАКЕТЫ И ЛЮДИ. ФИЛИ - ПОДЛИПКИ - ТЮРАТАМ. Книга вторая. Глава 2. Вторая мировая (http://www.mai.ru/colleges/war/ballist/books/Chertok-RocketsandPeople2/chert2_0.htm)
ЦитироватьНА УРАЛЕ
***
На приборном щите по его просьбе Чижиков поменял местами два прибора. Бузуков переставил на другое место лампу подсветки. Потом мы вместе выбирали и пристраивали к ручке кнопки управления стрельбой и тумблеры включения клапанов запуска двигателя, кнопку зажигания.
Надпись "Щитки" и "открыть" , "закрыть" -это может быть открытие и закрытие клапанов двигателя?
ЦитироватьBut no, really it looks like an electrical guage, like amp meter. Maybe below that is pressure guadge?
This gauge has zero (0) label as the second from the left. Other labels there are with two digits. So, no chance for pressure. It's o'k for current.
ЦитироватьI would expect the BI to have an air-pressure guage somewhere. The engine, landing gear, and ShVAK guns all ran on compressed air.
ЦитироватьЦитироватьЦитировать3 - скорее всего "А" - амперы но может быть и "Л" - литры (горючего)
3 - is most likely "A" for amperes but it could be "L" for litres (of fuel)
"A" - atmospheres? The air pressure?
But no, really it looks like an electrical guage, like amp meter. Maybe below that is pressure guadge?
Цитировать(http://s50.radikal.ru/i128/0810/0e/6f92c78478d2.jpg)
Самый нижний справа очень похож на манометр. Надпись вроде "кг/см2" Давление в баллоне тормозов или выпуска/уборки шасси или что-нибудь в этом духе.
Под цифрой "3" - вольтметр. Но что он показывает в данном конкретном случае - непонятно. Скорее всего напряжение и ток аккумулятора. В нормальном положении ток (буква "А"), при нажатии белой пимпочки на нём (в правой нижней части) - напряжение. (надпись над ней "вольты"?) Это может быть и указатель термоэлектрического термометра (там тоже вольтметр который показывает ЭДС термопары), но в этом случае в выключенном состоянии стрелка была бы на нуле
ЦитироватьЦитироватьI would expect the BI to have an air-pressure guage somewhere. The engine, landing gear, and ShVAK guns all ran on compressed air.
ЦитироватьЦитироватьЦитировать3 - скорее всего "А" - амперы но может быть и "Л" - литры (горючего)
3 - is most likely "A" for amperes but it could be "L" for litres (of fuel)
"A" - atmospheres? The air pressure?
С амперметром вот какая засада: на реальном истребителе он безусловно может быть, поскольку на нем явно видно есть ли заряд аккумулятора, что есть важно. Ну заодно видно что есть электропотребление и какое оно конкретно, что для экспериментального самолета очень важно.
И когда основной двигатель не работает, а включены какие-то приборы (то же освещение кабины) он действительно будет показывать отрицательный ток.
Тут конечно не ясно, был-ли генератор на основном двигателе БИ, то есть непонятно, зачем на амперметре есть отрицательная часть шкалы, но может просто поставили какой нашли или исходили из удобства пилота?
Засада в том, что единственным двигателем который стоял на БИ-1 был ЖРД Душкина с вытеснительной подачей. Т.е. генератора там скорее всего не было. Только аккумулятор.
So far I am pretty sure about these:
(http://www.mentallandscape.com/Bereznyak_Isaev_Dash.jpg)
I suspect the two unidentified dials on the right are ammeter and pressure. Isaev mentions that pressure in the bench tests was 60 atm, so probably also in the airplane. The lower dial goes from 0 to 60.
I have asked the folks on avsim.su to look at this picture. They have made a long study of old instrument panels.
http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg2.pl?&page=imgla7_15
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6303.gif)
ЦитироватьКабина самолета Ла-7.
1-вентиль баллона сжатого воздуха; 2-рычаг двухскоростной передачи к нагнетателю; 3-рычаг совка маслорадиатора; 4-рычаг механизма сбрасывания бомб; 5-штурвал триммера руля напрвления; 6-штурвал триммера руля высоты; 7-ручка управления стоп-краном; 8-рычаг газа; 9-рычаг управления шагом винта; 10-кран управления закрылками; 11-замок фонаря; 12-указатель положения закрылков; 13-манометр гидросистемы; 14-кран управления шасси; 15-манометр тормоза; 16-манометр сжатого воздуха; 17- тумблер включения фары; 18-тумблер включения подогрева трубки Пито; 19-тумблер включения сигнализации шасси; 20-тумблер включения лампы УФО; 21-тумблер включения радио; 22-тумблер АНО; 23-тумблер включения аккумулятора; 24-пусковые кнопки; 25-лампочки сигнализации положения шасси и хвостового колеса; 26- часы АВР; 27-переключатель магнето; 28-мановакууметр; 29-тахометр ТЭ-22; 30-трехстрелочный индикатор; 31-указатель скорости УС-800; 32-указатель поворота; 33-вариометр ВР-30; 34-компас КИ-11; 35-высотомер двухстрелочный; 36-ручка пневматической перезарядки; 37-вольтамперметр; 38-лампы сигнализации сброса бомб; 39-тумблер включения бензинометра; 40-реостат подсвета кабины; 41-реостат прицела и компаса; 42-термопара ТЦТ-9; 43-бензинометр; 44-ручка настройки; 45- шкала настройки; 46-ручка настройки (на волну); 47-щиток рации (на последних сериях перенесен на левый борт кабины); 48-аварийный сбрасыватель фонаря; 49-лампа УФО освещения кабины;50-кислородный прибор; 51-бортовой вентиль кислородного баллона; 52-тройник; 53-кран нейтрального газа; 54-кран аварийного выпуска шасси; 55-пусковой насос ПН-1; 56-рычаг управления передними жалюзи; 57-штурвал управления боковыми створками капота; 58-патронташ для ракет; 59-сиденье пилота; 60-ручка управления перекрывным бензокраном; 61-клапан ПУ-6; 62-рычаг управления тормозами; 63-кнопка управления огнем пушек; 64-предохранитель кнопки 63; 65-ручка пилота; 66-педали ножного управления; 67-прицел ПБП-А; 68-зеркало; 69-ручка ручной перезарядки с предохранителем; 70-козырек; 71-створка фонаря; 72-ручка постановки пушек на предохранитель; 73-дифференциал тормозов; 74-трос аварийного выпуска шасси.
То же по ИЛ-2: http://www.airpages.ru/img/doc/il2_90.jpg
Цитировать(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60182.jpg)
Yes, the table in my Wikipedia article is based on this, plus additional information from Chertok and Isaev.
It is difficult for me to read tiny Russian handwriting. Can I get some help?
1. Топлива 240 + 60
ШАССИ – колесн.
???
2. ? (first on skis?)
3. Отрыв в полете одной лыжи.
посадка нормальн.
4. ? ? пилот ?
5. Установлен жрд РД-1 Исаева
??? ШАССИ
ЦитироватьЦитировать(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60182.jpg)
Yes, the table in my Wikipedia article is based on this, plus additional information from Chertok and Isaev.
It is difficult for me to read tiny Russian handwriting. Can I get some help?
1. Топлива 240 + 60
ШАССИ – колесн.
Поломка при посадке
2. Впервые на лыжах (first on skis?- CORRECT)
3. Отрыв в полете одной лыжи.
посадка нормальн. (CORRECT)
4. Непроизв. пикиров. пилот разбился (непроизвольное пикирование пилот разбился)
5. Установлен жрд РД-1 Исаева
АВАРИЯ ШАССИ
ЦитироватьSo far I am pretty sure about these:
(http://www.mentallandscape.com/Bereznyak_Isaev_Dash.jpg)
I suspect the two unidentified dials on the right are ammeter and pressure. Isaev mentions that pressure in the bench tests was 60 atm, so probably also in the airplane. The lower dial goes from 0 to 60.
I have asked the folks on avsim.su to look at this picture. They have made a long study of old instrument panels.
ЦитироватьЭУП-53 исключён. ЭУП-53 - электрический указатель поворота, в те времена таких не было. "53" в названии ЭУПа - год его создания. На снимке изображён пневматический указатель поворота УП-2.
Вобщето то что приборы справа это вольтметр и манометр это тоже почти наверняка. Самолёт не имел обычного двигателя а следовательно компрессора и генератора. Поэтому запас ёмкости аккумулятора и воздуха в баллоне пневмосистемы были критической величиной и нуждались в постоянном контроле. Хотя возможно манометр показывал давление в баллоне вытеснительной подачи топлива. Но то что это манометр (по внешнему виду МА-60) - никаких сомнений. Белая кнопка на вольтметре тоже практически гарантирует что это именно вольметр/амперметр для индикации тока и напряжения аккумулятора.
Указатель истмнной воздушной скорости тоже скорее всего именно он. Если на этом самолёте собирались устанавливать рекорд скорости, то без него трудно обойтись. При полёте на большой высоте УС также показывает скорость значительно меньше истинной, что дезориентирует лётчика при перехвате целей а особенно при навигации, вобщем по любому на данном самолёте истинную скорость надо было знать.
ЦитироватьИнтересный вопрос - а что это за прорезь с делениями и движком на приборной доске справа от лампочек? Я теряюсь в догадках - что бы это могло быть? Никогда такого не видел.
Интересно, почему этот вопрос никого не заинтересовал...
Со щитками всётаки остаётся проблема. Я никогда не видел и не слышал чтобы щитки или закрылки имели ламповую сигнализацию. Щитки не бывают "открыты" и "закрыты", они бывают "выпущены" и "убраны" как и шасси. Как бы узнать: имел ли вообще БИ-1 щитки? Посадочные или тормозные. Где-то есть кадры его посадки, интересно, там видно положение щитков?
А не может быть эта прорезь с движком "сектором газа " ЖРД? Как вообще степень окрытия клапанов в ЖРД изменялась или нет?
Цитироватьhttp://www.testpilot.ru/russia/bolthovitin/bi/bi1_1.htm
Для уменьшения посадочной скорости на задней кромке крыла на участке между бортом фюзеляжа и небольшим элероном (лишь на 1/3 полуразмаха крыла) устанавливались посадочные щитки Шренка с углом отклонения 50°.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6304.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60183.jpg)
Так, на всякий случай, здесь http://www.airwar.ru/enc/fww2/bi1.html утверждается что на фото "Приборная доска БИ-6", который несколько другой:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6305.jpg)
и не летал (http://www.testpilot.ru/russia/bolthovitin/bi/bi1.htm).
А угол регулировался? Может тогда этим движком угол отклонения щитков выставлялся?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60185.jpg)
http://www.vestnik.com/issues/1999/0831/win/loktev.htm
http://www.dubna.ru/bereznak/ber-html/ber-o-hi.htm
!!!!
(http://www.aviatema.nm.ru/fil_konst/isaev_3.JPG)
http://www.aviatema.nm.ru/fil_sam/bi1.htm
ЦитироватьСпасибо! But it says I cannot access the file.
Here you are (fragment cut 4 Mb)
http://wwwbasil.megaputer.ru/root/bi-2.avi
ЦитироватьЦитироватьА угол регулировался? Может тогда этим движком угол отклонения щитков выставлялся?
Вряд ли угол выпуска щитков вообще регулируется, тем более таким движком. Если выпуск пневматический то какой вообще может быть регулятор? Посадочные щитки скорее всего имеют два положения - убраное и выпущеное (посадочное).
Может быть это вовсе и не регулятор а какой-нибудь индикатор, например остатка патронов к пушкам.
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3103/glanskov.1/0_1c9be_44aaabb0_L.jpg)
Березняк-Исаев.БИ-5
Это тот же БИ-1 но 5й этап испытаний Дело в том что каждый этап отмечался номером на хвосте. Последний был 6й и есть его фото но уже не камуфлированный а серого цвета.
К стати всего было построено около 30 планеров Би-1 но после 6го их передали для отработки беспилотных радиоуправляемых перехватчиков.
Планеры были не долговечны.в основном из-за двигателя,пары азота разрушали хвостовую часть планера и очень быстро.Проект прикрыли после того,как разбился Бахчиванжи, из-за неизвестного тогда явления уплотнения воздуха перед крылом,воздух переставал его нормально оптикать.Далее пике и все.
Цитировать(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60182.jpg)
Получается был Би-7 и летал в 45 году.
http://www.vestnik.com/issues/1999/0831/win/loktev.htm
ЦитироватьПосле гибели Г.Я.Бахчиванджи двигатель РДА-1-1100 был заменен на двигатель конструкции А.М.Исаева, на котором летчик-испытатель Б.Н.Кудрин сделал два успешных полета в 1945 году.
БИ-6 с ПВРД не летал точно. А что известно о БИ-5?
http://www.testpilot.ru/russia/bolthovitin/bi/bi1.htm
ЦитироватьПосле гибели Г.Я.Бахчиванджи недостроенные 30 - 40 самолетов «БИ-ВС» были уничтожены, но работы по этой теме продолжались еще некоторое время. С целью изучения возможности увеличения продолжительности полета ракетного истребителя-перехватчика типа «БИ», составлявшего всего 2 мин, в 1943-1944 гг. рассматривалась модификация этого самолета с прямоточными воздушно-реактивными двигателями на концах крыла. На шестом экземпляре (БИ-6) установили 2 ПВРД. Самолет испытали в натурной аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101 весной 1944-го, но дальше трубных экспериментов дело не пошло. Была попытка - незавершенная - на одном из самолетов сделать кабину герметической путем оклейки всех швов резиновыми полосками.
В январе 1945 г., по возвращении в Москву, на самолете «БИ» с лыжным шасси и двигателем РД-1 А.М.Исаева, являвшимся развитием двигателя Д-1А-1100, летчик Б.Н.Кудрин выполнил два полета. В одном из этих полетов при взлетной массе самолета 1800кг и скорости 587 км/ч вертикальная скорость «БИ» у земли составила 87 м/с. При полетах БИ-7, отличавшегося от остальных БИ формой зализов крыла и наличием на моторных капотах обтекателей дугового пускача, возникла вибрация и тряска хвостового оперения. Чтобы выяснить причины этих явлений, по аналогии с компоновкой БИ-7 были модифицированы БИ-5 и БИ-6. В марте - апреле 1945 года проводились их летные испытания в планерном варианте (т.е. без включения ЖРД). В качестве буксировщика использовался бомбардировщик B-25J. БИ-5 испытывался с лыжным шасси, а БИ-6 - с обычным колесным. Никакой тряски или вибрации на них выявить не удалось. Судя по всему, эти полеты были последними для истребителей БИ, так как вскоре работы по данной тематике свернули. Для проведения различных испытаний было построено 9 самолетов «БИ».
Цитироватьhttp://www.testpilot.ru/russia/bolthovitin/bi/bi1.htm
ЦитироватьПосле гибели Г.Я.Бахчиванджи недостроенные 30 - 40 самолетов «БИ-ВС» были уничтожены, но работы по этой теме продолжались еще некоторое время. С целью изучения возможности увеличения продолжительности полета ракетного истребителя-перехватчика типа «БИ», составлявшего всего 2 мин, в 1943-1944 гг. рассматривалась модификация этого самолета с прямоточными воздушно-реактивными двигателями на концах крыла. На шестом экземпляре (БИ-6) установили 2 ПВРД. Самолет испытали в натурной аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101 весной 1944-го, но дальше трубных экспериментов дело не пошло. Была попытка - незавершенная - на одном из самолетов сделать кабину герметической путем оклейки всех швов резиновыми полосками.
В январе 1945 г., по возвращении в Москву, на самолете «БИ» с лыжным шасси и двигателем РД-1 А.М.Исаева, являвшимся развитием двигателя Д-1А-1100, летчик Б.Н.Кудрин выполнил два полета. В одном из этих полетов при взлетной массе самолета 1800кг и скорости 587 км/ч вертикальная скорость «БИ» у земли составила 87 м/с. При полетах БИ-7, отличавшегося от остальных БИ формой зализов крыла и наличием на моторных капотах обтекателей дугового пускача, возникла вибрация и тряска хвостового оперения. Чтобы выяснить причины этих явлений, по аналогии с компоновкой БИ-7 были модифицированы БИ-5 и БИ-6. В марте - апреле 1945 года проводились их летные испытания в планерном варианте (т.е. без включения ЖРД). В качестве буксировщика использовался бомбардировщик B-25J. БИ-5 испытывался с лыжным шасси, а БИ-6 - с обычным колесным. Никакой тряски или вибрации на них выявить не удалось. Судя по всему, эти полеты были последними для истребителей БИ, так как вскоре работы по данной тематике свернули. Для проведения различных испытаний было построено 9 самолетов «БИ».
There are different stories about the later tests in 1944 and 1945, because Chertok and Pallo were not present, and Isaev says very little about it.
"На самолете БИ № 6 в виде эксперимента на концах крыла были установлены два прямоточных воздушно-реактивных двигателя. При этом на БИ № 6 не был установлен основной ЖРД, поскольку от Д-1А-1100 отказались, а РД-1 еще не был доведен. Во время экспериментальных полетов на самолете БИ № 6 с ПВРД летчик Б.Н. Кудрин не смог добиться одновременного запуска этих двигателей после отцепления от буксировщика Пе-2, и эксперименты были прекращены, а самолет был направлен для продувок в аэродинамической трубе в ЦАГИ."
-- ОГНЕННЫЕ КРЫЛЬЯ: История создания реактивной авиации СССР (1930-1946)
М Д. Евтифьев
He gets most of his information from this article, which I have not found yet:
Султанов И. Биография БИ. Новые штрихи // Вестник авиации и космонавтики. 1998. N° 2. С. 73.
Can we find and scan that article? It seems to be the primary reference for 1944-1945. Is it based on reliable sources, or guess-work?
А в это время враги уже бороздили небеса на более сложных машинах с ВРД
(http://img-fotki.yandex.ru/get/2708/glanskov.1/0_1cb0c_ae806b5_L.jpg)
Fighter powered by Jet Engine
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3003/glanskov.1/0_1cb0d_7f5756be_L.jpg)
(//Heikel%20Jet%20Engine)
ЦитироватьА в это время враги уже бороздили небеса на более сложных машинах с ВРД
Вот мне как художнику интересно, чем вам немецкие ТРД так впеклись, что вы их даже в эту тему, где они ни в дугу, ни в Кострому, вставили?
Например, отдают ли г-да немцефилы себе отчет, что общий предок всех современных ТРД разработан в Англии, да еще на пару лет раньше, чем в Германии. А немецкие экзерсисы военного времени -- не более, чем забавный исторический scrap, не переживший гитлеризма.
ЦитироватьЦитироватьА в это время враги уже бороздили небеса на более сложных машинах с ВРД
Вот мне как художнику интересно, чем вам немецкие ТРД так впеклись, что вы их даже в эту тему, где они ни в дугу, ни в Кострому, вставили?
Например, отдают ли г-да немцефилы себе отчет, что общий предок всех современных ТРД разработан в Англии, да еще на пару лет раньше, чем в Германии. А немецкие экзерсисы военного времени -- не более, чем забавный исторический scrap, не переживший гитлеризма.
Да и Люлька свой первый проект ТРД нарисовал ещё до войны (и даже железяки уже начали делать!).
Немцы-великолепные инженеры!
Пока -"рисовали и железки клепали" они поднимали реальные машины в небо.
ЦитироватьНемцы-великолепные инженеры!
Пока -"рисовали и железки клепали" они поднимали реальные машины в небо.
"Глостер-Метеор" был бумажным?
Разница между немцами и англичанами на тот момент состояла в том, что к концу войны у англичан были "Нин", "Дервент" и "Гоблин", а у немцев -- дубовый "Юммо". Т.е., англичане в этом вопросе показали себя лучшими инженерами -- и уж куда лучшими практиками.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%BB,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D0%BA
(Кстати, и не только в этом вопросе.)
Книга рекордов Гиннеса
ПЕРВЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ПОЛЕТ - 27 августа 1939г. в Мариенехе, Германия, пилот Эрих Варзитц совершил первый полет на самолете "Хенкель Хе-178", оснащенном турбореактивным двигателем. Полет прошел успешно, однако самолеты с реактивными двигателями не нашли применения вплоть до конца Второй мировой войны, и только в 1944г. реактивный истребитель "Мессершмидт Ме-262" поступил на вооружение рейхсвера.
Л.Л.Селяков "ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора."
До марта 1945 г. было всего построено 240 самолетов Ме-262 и, конечно, повлиять на исход войны они не могли.
По другим источникам, в Германии было построено не менее 1200 экземпляров самолета Ме-262, из которых "Люфтваффе" принял не менее 800 самолетов.
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3102/glanskov.1/0_1cb2c_1cb9026d_L.jpg)
9 марта 1944 г. началась завершающая стадия летных испытаний "Пионера", в ходе которой самолет налетал 10 часов и достиг скорости 755 км/ч, наибольшей на то время в Великобритании. 26 апреля W.2/500 сняли с борта, а в июле установили новый W.2/700 тягой 772 кгс. Тогда же на самолет вернули старое крыло. Вновь в небо "Пионер" поднялся 25 августа, а 5 сентября с ним произошло очередное ЧП, последнее в его летной карьере. На высоте около 10000 м от перепада давлений разрушился фонарь кабины, осколки которого повредили хвостовое оперение. Тем не менее, самолет благополучно вернулся на аэродром. В сентябре и декабре вновь менялись двигатели, но цели программы Е.28/39 уже были достигнуты, и в самом конце 1944 г., после выполнения более 240 полетов, испытания самолета прекратили "Пионер" из категории наиболее передовых образцов техники перешел в разряд музейных экспонатов. Летом 1945 г. он красовался на Оксфорд-стрит в Лондоне на выставке, посвященной победе в войне. А 26 апреля 1946 г. вместе с двигателем W. 1 он занял достойное место а Научном музее британской столицы, где пребывает до сих пор.
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3002/glanskov.1/0_1cb2d_69d5b237_L.jpg)
Опытные образцы англичан и серийные боевые машины немцев - дискутируем дальше?
ЛУЧШИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СОЮЗНИКОВ NORTH AMERICAN P-51 MUSTANG (НОРТ АМЕРИКЭН Р-51 МУСТАНГ) В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПРОТИВ ЛЮФТВАФФЕ
К ноябрю 1944 года самым грозным противником для американских пилотов стал реактивный Ме-262, довольно часто появлявшийся в воздухе. У англичан имелся всего один полк реактивных "Метеоров", но они имели небольшую дальность полета и из-за этого практической ценности не представляли. Противостоять немецкому техническому чуду пришлось "Мустангам". Ме-262, впервые появившийся в сентябре, использовался в основном как перехватчик. Он превосходил "Мустанг" в максимальной скорости на 180-200 километров, но имел неудовлетворительную маневренность, особенно вертикальную. Этим и пользовались пилоты "Мустангов". Во время атаки на бомбардировщик от Ме-262 можно было не ожидать резких изменений траектории полета: уходов из-под огня, боевых разворотов, а тем более горок. Наиболее уязвимым местом у Ме-262 были реактивные двигатели, "шедшие в разнос" от одного-двух попаданий пуль калибра 12,7 мм. Поэтому, едва попав под огонь, Ме-262 стремился выйти из боя. Но при всех недостатках, "рукастая акула", как прозвали Ме-262 американцы, имел продолжительность полета 1,5 часа и весьма внушительное вооружение - 4 пушки Мк.108 калибра 30 мм. Некоторые Ме-262, о которых было доложено, как о "сбитых" в первых боях, на самом деле погибли, развалившись от превышения допустимой скорости в пологом пикировании, но при этом пилот Ме-262 хоть и рисковал, мог догнать любой неприятельский самолет. Летчики из команды майора Вальтера Новотны, базировавшегося в Ахмере подразделения Ме-262, имевшего всего 32 самолета, будучи весьма опытными, часто пользовались этим приемом. Пилоты "Мустангов" отмечали две основные трудности в ведении боя с Ме-262: малое время нахождения самолета в прицеле на встречном курсе и крайне невыгодные условия открытия огня вдогонку - при своей высокой скорости Ме-262 быстро уходил в отрыв.
А при чем тут БИ-1?
Getting back to the BI-1, can anyone help me find this paper?
Султанов И. Биография БИ. Новые штрихи // Вестник авиации и космонавтики. 1998. N° 2. С. 73.
не то, но может поможет
М Д. Евтифьев
ОГНЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
История создания реактивной авиации СССР
(1930-1946)
ht tp://arch .boom-zoo m.ru/data/book/firewings/firewings.pdf
Точнее: http://arch.boom-zoom.ru/data/book/firewings/firewings.pdf
прямые ссылки не дают
инче долго не живут
(с) STS
ЦитироватьКнига рекордов Гиннеса
На кулинарную книгу еще сошлитесь.
Испытания Глостер-Пионер _закончились_ к началу 1944 года, Летал он с 1941 года: англичане работали аккуратно и последовательно. В итоге к 1944 году вовсю уже шло производство Глостер-Метеор, де Хевилленд-Вампир (а в США с 1943 года шел Белл-Эйркомет, произведенный по английским чертежам) и других чудес английской техники, каждое из которых было гораздо совершенней "серийного" Ме-262, у которого при отдаче полного газа клинило рули.
Первый полет самолета с ВРД (с мотокомпрессорной установкой) осуществили никак не немцы, а итальянцы (Капрони и Кампиони), "Немецкие" технологии, хотя и отсталые в сравнении с английскими, более чем наполовину позаимствованы в оккупированной Франции (у Ледюк и Ледюк).
Еще раз озвучиваю тезис: общий предок всех современных ТРД разработан в Англии. Немцы тонкостей технологии "не осилили", оставшись на уровне кустарей с моторами.
Точно также немецкие атомные потуги -- ничто без технологий, попертых в той же Франции в лаборатории Кюри, а немецкие поползновения в области радаров вообще были достойны жалости: они не осилили работы на сантиметровых волнах и даже не смогли как следует скопировать трофейные английские радары сантиметрового диапазона, так как не поняли, что такое магнетрон.
Это, так сказать, базовые сведения, которые полезно намотать на ус каждому "немцефилу", уверенному, что нацистская Германия внесла невесть какой вклад в технический прогресс.
ЦитироватьОпытные образцы англичан и серийные боевые машины немцев - дискутируем дальше?
Глостер-Метеор был серийней некуда. Выпускался, как уже отмечено выше, с 1943 года. Пережил "немецкие образцы" лет на тридцать. И не потому, что последние принадлежали проигравшей стороне: чехи, которые выпускали Me-262 во время войны, пытались продолжать его выпуск и после -- но плюнули ввиду бесперспективности модели.
На этом предлагаю закруглить совершенно неуместное в этой теме обсуждение.
Да фуфло этот Ме-262. Только страху нагонять. И от преследования угонять. Одна пуля, попавшая в компрессор двигателя, превращает эту грозную машину в хлам, летящий весьма недалеко и недолго. Движки отнесены далеко от фюзеляжа - зачем? Винтов-то нет! Такая конструкция сильно нарушает аэродинамику крыла и снижает прочность конструкции, позарез необходимую для истребителя (коим Ме-262 считался). К тому же расположены они низко, следовательно боятся грунтовых аэродромов. К сожалению, наши тщательно передрали эту схему для первых реактивных машин.
И вообще, насколько можно судить по "Ил-2. Штурмовику. Забытые сражения" (IMHO авиасимулятор № 1 в мире!), Ме-262 для условий Второй мировой войны был больше психологическим оружием, чем реально опасным. Кстати, это же можно сказать про немалую часть немецкой техники. Говорят, что мог он, якобы, "переломить ход войны". Да ничего он уже не смог бы сделать!
Павел давайте не в этой теме!
ЦитироватьПавел давайте не в этой теме!
Ладно! :D
ЦитироватьК сожалению, наши тщательно передрали эту схему для первых реактивных машин.
Не могу согласиться. Фирменным дизайном первых отечественных реактивных самолетов был редан. Немцы такой схемы не применяли (во всяком случае, в основных проектах -- на бумаге у них были такие потоки сознания, в которых нарезкой можно найти почти что угодно). Вот обратный редан у них был, как известно.
Пусть меня забанят, но я отвечу.
Я несчитаю себя, как Вы говорите "немцефил"
Я выразилась вот так
ЦитироватьНемцы-великолепные инженеры!
Вот это я вообще комментировать отказываюсь - вспомните с чего начинались и без чего не состоялись бы почти все крупные инженерные проекты в СССР
ЦитироватьПервый полет самолета с ВРД (с мотокомпрессорной установкой) осуществили никак не немцы, а итальянцы (Капрони и Кампиони), "Немецкие" технологии, хотя и отсталые в сравнении с английскими, более чем наполовину позаимствованы в оккупированной Франции (у Ледюк и Ледюк).
Еще раз озвучиваю тезис: общий предок всех современных ТРД разработан в Англии. Немцы тонкостей технологии "не осилили", оставшись на уровне кустарей с моторами.
Точно также немецкие атомные потуги -- ничто без технологий, попертых в той же Франции в лаборатории Кюри, а немецкие поползновения в области радаров вообще были достойны жалости: они не осилили работы на сантиметровых волнах и даже не смогли как следует скопировать трофейные английские радары сантиметрового диапазона, так как не поняли, что такое магнетрон.
Это, так сказать, базовые сведения, которые полезно намотать на ус каждому "немцефилу", уверенному, что нацистская Германия внесла невесть какой вклад в технический прогресс.
В заключение фото, наши дни,Берлинский авиасалон.
Представьте сегодня летающий БИ или Глостер-Метеор.
Их кстати можно отметить и за сохранение собственных и мировых достижений инженерии это в отличие от нас, сегодня собственными глазами увидела, что нет больше на родине павильона Космос, а на его месте есть величественное здание с большой надписью "Павильон животноводство №32" и внутри милые коровки.
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3106/glanskov.1/0_1cca6_44baaf39_L.jpg)
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3306/glanskov.1/0_1cca7_d717a376_L.jpg)
(http://img-fotki.yandex.ru/get/2712/glanskov.1/0_1cca8_aacbadd8_L.jpg)
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3305/glanskov.1/0_1cca9_eef9bee2_L.jpg)
Вот тут я с Вами, GREMLIN, совершенно согласен! Хотел бы только сказать, что нет ничего удивительного в уничтожении выставки космической техники. Ведь по-настоящему интересна история лишь того, что развивается сейчас и имеет планы на будущее! А космонавтика в России до сих пор не имеет осмысленной долгосрочной программы действий. И так было всегда: ещё Каманин в своих дневниках сетовал по этому же поводу! Это в героические-то шестидесятые!!!
Такую программу (или концепцию) я видел только однажды: в интервью с Севастьяновым. Я, конечно, не знаю, как он руководил "Энергией", поэтому не мне судить. Но больше ничего подобного никто не предлагает. Все проекты (по крайней мере доступные общественности) носят какой-то разрозненный характер без взаимосвязи друг с другом. Нет систематики, нет планомерности, нет ответа на вопрос: "Зачем нужно осваивать космос?" Довод "для науки и познания Вселенной" теперь не прокатит. В 21 веке мы должны начать работать над практическим освоением Солнечной системы. Иначе космонавтике каюк.
Documentary about BI-1:
http://www.youtube.com/watch?v=gB0Po2yAIBQ&feature=related
Thank-you for pointing out the book by Evtifev, "Fire Wings". I own a copy of the book and used it for my wikipedia article.
Evtifev references that paper I asked about. I wonder, what are the paper's sources of information?
Chertok and Pallo left the BI project in 1943, so the detailed story ends there. Isaev wrote an auto-biography, but he does not talk very much about it either, except to discuss the RD-1 engine.
Цитировать"Зачем нужно осваивать космос?"
Свой космический статус Россия должна сохранять в первую очередь в военных целях.
Страны, не имеющие возможности контролировать планету из космоса,
обречены на поражение в будущих глобальных войнах.
ЦитироватьЦитировать"Зачем нужно осваивать космос?"
Свой космический статус Россия должна сохранять в первую очередь в военных целях.
Страны, не имеющие возможности контролировать планету из космоса,
обречены на поражение в будущих глобальных войнах.
Этого слишком мало. Я имел в виду дальнейшее расширение деятельности человека в космосе, в том числе на Луне, Марсе, астероидах и т. д.
Каких
Цитироватьв том числе на Луне, Марсе, астероидах и т. д
Вы посмотрите, что твориться в сегодняшнем мире, на родине DonPMitchell взрывают небоскрёбы и убивают тысячи людей, мировую экономику с периодичностью примерно в 10 лет трясёт "мама не горюй", мотивацией для открытий , инженерных свершений и прорыва человечества на более высокий технологический уровень опять может послужить только военный конфликт, цель которого обеспечить свою энергобезапасность, а значит жизнь - просматривается не перспектива, о которой Вы грезите, а тупик, вот в чём ужас применительно к нашей цивилизации.
ЦитироватьКаких
Цитироватьв том числе на Луне, Марсе, астероидах и т. д
Вы посмотрите, что твориться в сегодняшнем мире, на родине DonPMitchell взрывают небоскрёбы и убивают тысячи людей, мировую экономику с периодичностью примерно в 10 лет трясёт "мама не горюй", мотивацией для открытий , инженерных свершений и прорыва человечества на более высокий технологический уровень опять может послужить только военный конфликт, цель которого обеспечить свою энергобезапасность, а значит жизнь - просматривается не перспектива, о которой Вы грезите, а тупик, вот в чём ужас применительно к нашей цивилизации.
Всё правильно: мир дурью мается, дерётся за вязанку дров (ну или бочку нефти), вместо того, чтобы заниматься солнечной (термоядерной) энергией, которой кругом - залейся! Так может нам (России) следует показать пример? Пока у нас ещё есть ископаемое топливо, разве нельзя заняться новыми энергетическими технологиями за счёт доходов от его продаж?
:lol::lol::lol: Вы что ещё до сих пор не поняли, в какой стране живёте? :lol: :lol: :lol:
Здесь гении в протёртых штанах ходят.
Парадокс на лицо. Умом же не понять - вспомнили.
ЦитироватьВсё правильно: мир дурью мается, дерётся за вязанку дров (ну или бочку нефти), вместо того, чтобы заниматься солнечной (термоядерной) энергией, которой кругом - залейся! Так может нам (России) следует показать пример? Пока у нас ещё есть ископаемое топливо, разве нельзя заняться новыми энергетическими технологиями за счёт доходов от его продаж?
Уже показали однажды:
http://izvestiya.ru/science/article3121425/
Теперь ОНИ ЭТО почти сделали.
А нас довели до уровня полного контроля ...
ЦитироватьЦитироватьВсё правильно: мир дурью мается, дерётся за вязанку дров (ну или бочку нефти), вместо того, чтобы заниматься солнечной (термоядерной) энергией, которой кругом - залейся! Так может нам (России) следует показать пример? Пока у нас ещё есть ископаемое топливо, разве нельзя заняться новыми энергетическими технологиями за счёт доходов от его продаж?
Уже показали однажды:
http://izvestiya.ru/science/article3121425/Теперь ОНИ ЭТО почти сделали.
А нас довели до уровня полного контроля ...
Ну, положение (судя по статье) небезнадёжное. Если в нашем тоннеле построят гигантский энергонакопитель, то это совсем не так уж плохо (даже Эйнштейну лучше работать репетитором, чем вообще никем). И (далее шёпотом :wink: ) IMHO для новейших энергетических технологий такой агрегат принёс бы гораздо больше пользы, чем коллайдер. В том числе и европейский.
ЦитироватьВсё правильно: мир дурью мается, дерётся за вязанку дров (ну или бочку нефти), вместо того, чтобы заниматься солнечной (термоядерной) энергией, которой кругом - залейся!
Самое-то глупое в том, что на вооружение и содержание армий бабки уходят, вполне соизмеримые с теми, которые нужны для полного перехода на солнечную (термоядерную) энергетику! И для полного избавления от энергетического голода. Ну не идиотизм ли?! :(
завоевание космоса? О завоевании темы? Это будет обсуждение плоскости ракеты BI-1. LOL.
Поддерживаю предыдущего оратора. :wink:
Давайте о Би-1. Автор имеет право на уважительное отношение.
Вобще говоря, меряться приоритетами про первые реактивные самолетю можно сколько угодно. Но! - может про ракетный БИ1? Мне вот намного интереснее читать в этом топике то, что я не знаю и не нашел про БИ1, чем то что я давно знаю про МЕ-262 или Глостер Метеор.
Великолепная статья по теме.
Рекомендую!
http://engine.aviaport.ru/issues/34/page44.htm
http://engine.aviaport.ru/issues/35/page26.htm
http://rgantd.ru/vzal/60let/60let_bi1_vostok.php
(http://rgantd.ru/vzal/60let/foto03_f107_02_9.jpg)(http://rgantd.ru/vzal/60let/foto02_f107_02_8.jpg)
(http://rgantd.ru/vzal/60let/foto04_f133_01_92.jpg)(http://rgantd.ru/vzal/60let/foto10.jpg)
(http://rgantd.ru/vzal/60let/foto06.jpg)(http://rgantd.ru/vzal/60let/foto07.jpg)
(http://rgantd.ru/vzal/60let/foto08.jpg)(http://rgantd.ru/vzal/60let/foto09.jpg)