ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.[/size]
Доклад РКК "Энергия" на конференции в Королёве (увы, с некоторыми пропусками, но вроде бы всё основное присутствует :) )
Докладывал Владимир Соловьёв:
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/f8/f85903d2c86134809a.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/4d/4d385000cedcd868a5.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/a1/a110f3b3d0e3bb6e07.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/54/54efa1be8a3d818ac4.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/0f/0ff4fb0498ba335f09.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/ad/ad1b3cd2773dc9f9c8.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/40/400a9ec789d0e213e1.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/d1/d19a11b659992737c5.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/85/851b5b537c64184bee.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/2c/2c5359a81ab131f94b.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/e4/e4c821abd02a289f63.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/a6/a6d9d62de2deeee706.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/0e/0ea4a8bdcfc908dca7.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/bd/bd81cf304f26c22bb4.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/57/57f9f1b21cde92f0e5.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/d2/d2f990196acaa442bf.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/b0/b019c83375b03776a0.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/54/5429161854e1fb9fd6.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/ee/eedcba430d6fd0bf69.jpg)
Оркестр, ТУШ !. . . На сцене появляется Трансформер !!![/size]
А с ним и вся Королёвская рать...
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/bd/bdd09bb48e84575226.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/39/3993178a213702a276.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/19/19667c853e35f9ad49.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/c7/c71d7c56db45c7e1e0.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/59/5958961c208d0d2b69.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/5d/5dd045992a7d71d9a7.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/6d/6dc8b779353314b9be.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/5e/5e66e003de66f7f8f9.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/1d/1d8066ddf6e31b49dd.jpg)
И, наконец, вот ОНА - Луна ...[/size]
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/4c/4c69da27ae07a1b8f2.jpg)
а с чем там, на втором слайде, Энергия изображена? какая-то странная ПН.
Они там что клипер с орионом сравнивают? И за счет чего у клипера-со-складными-крыльями масса меньше чем у клипера-утюга? А первый корабль - это заря? Когда же наконец определятся?
Планов громадье! Еще бы запрашиваемые средства указали бы. Размер РС МКС впечатлил - почти МИР. Ну и за межорбитальные буксиры спасибо. Хорошо хоть очередное семейство "перспективных ракет-носителей" на базе УРМов не показали!
Новый "Клипер" – прямо вариации на тему "Сыролета".
http://www.geocities.com/oleg_mayakov/Hybrid1.jpg
Мне нравится. Очень.
И на лунной базе наконец-то предусмотрена адекватная защита от радиации.
И аэрозахват при возращении с Луны.
ЛОС, и корабль похожий на облетный для Венеры-Марса.
Нормальное развитие МКС, связные платформы...
Странно... что случилось? Все правильно сделали!
Очень рад!
P.S. Буксиры с ЭРД и реакторами... вообще все правильно!!!
Блин, на Энергии ..."зажигают". Форум отдыхает. Но они за эти веселыё картинки ещё и кое-какую зарплату получает.
Честно говоря - удручающее зрелище. Высокий полет мысли на фоне сами знаете чего. Реальности, в общем :cry:
Вот. Научились уже комиксы рисовать. прогресс же на лицо!
Думаю, пройдет меньше века - все наладится...
Я рад :D
Вам не угодишь
Грустно только одно – никто же не верит толком в осуществления планов :(
D.Vinitski, что конкретно по твоему не так? Ну что опять не нравится...
Уж по-моему все по писанному на форуме...
Жесть! :shock: Надо было "Энергии" сделать анонс доклада во всех СМИ, тогда бы уже вся страна знала бы. "У нас есть такие приборы..." :)
Мне понравилось. Примерно так я себе и представлял. :D (не совсем, конечно, но общая идея, ИМХО, правильная). Еще бы как-нибудь состыковать это с реальной действительностью и можно пить шампанское.
PS А чем копать траншеи для лунной базы? Космонавты лопатами будут? Почему в лунной инфраструктуре не предусмотрены лунный бульдозер и экскаватор?
ЦитироватьPS А чем копать траншеи для лунной базы?
Направленным взрывом :)
ЦитироватьВысокий полет мысли на фоне сами знаете чего. Реальности, в общем :cry:
А мне кажется, все правильно они сделали, выкатив такой масштабный план... Денег, естественно, дадут на малую часть.
Но вероятность, что дадут высокая в виду планов по Восточному.
И даже часть этого - уже будет хорошо!
Например, достройка МКС в предложенном виде и утюг с раскладными крыльями - уже просто супер было бы в наших условиях :)
Только... ему бы парашют-крыло.... :roll:
Все и всегда начинается с полета фантазии. Необходимый этап. Приятно, что присутствует системность подходов и мышления. Качество презентации тоже приемлемое, что по моему наблюдению в наших реалиях знаковый момент - сигнализирует о способности организации к обновлению. Мой респект фирме.
А все остальное - исключительно в наших собственных руках. Консерваторские дела - не более чем частный, хоть и значимый, элемент извечного сопротивления среды.
Идущий - осилит, ноющий умрет.
ЦитироватьВсе и всегда начинается с полета фантазии.
Чо-то фантазия низко летает, до Луны только. Раньше до Марса добивала. Слабеет? Или Роскосмос ограничил коридор для полетов?
А вот и текст к презентации:
http://www.roscosmos.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=3500
Хочу! Хочу это всё (кроме капсулы :wink: )!
ЦитироватьА вот и текст к презентации:
http://www.roscosmos.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=3500
Черте-что, а не доклад. Чего только стоит упоминание Буша и вообще куча ссылок на США, они там прямо как обезьянки какие-то, пока старшая ягодку не сорвет и съест - остальные к кусту и не подойдут.
А как насчет своей головой думать и не оглядываясь, что там старшой брат делает?
Оправдание существования русской ПК "Хабблом".. аж зубы свело...
Павел73 gписал(а):ЦитироватьХочу! Хочу это всё (кроме капсулы )!
За деньги налогоплательщиков - любой каприз. И на Луну, и на Марс с Юпитером, и на ближайшую землеподобную планету. 8)
ЦитироватьВсе и всегда начинается с полета фантазии. Необходимый этап. Приятно, что присутствует системность подходов и мышления. Качество презентации тоже приемлемое, что по моему наблюдению в наших реалиях знаковый момент - сигнализирует о способности организации к обновлению. Мой респект фирме.
Согласен! Молодцы! Инженеры свое дело сделали, и сделали хорошо! Причем с учетом имеющихся проблем. А дальше все дело за Роскосмосом - именно он должен "продать" политикам этот инженерный продукт. Договориться по цене (т.е. по объему финансирования), по условиям (включение в ФКП, выделение защищенных статей в бюджете), полномочиям, референциям для кооперации и т.д.
Не "рулить процессом", как в Роскосмосе ошибочно понимают свою функцию, услужливо подавая туалетную бумагу иностранцам, а продавать плоды своего инженерного труда заказчику, т.е. гос-ву (или тем же иностранцам, но на наших условиях - проектных решениях, идеологии, головной роли и проч.).
Не смогут - нужно гнать в шею этих дармоедов!
А РККЭ - молодцы!
PS: меня терзают смутные сомнения... (с)
Что же там все-таки к "Энергии" сбоку прилипло?...
По поводу картинок: план у Лопоты позабористей, чем план Путина. :lol:
Тот хоть до Луны достать не обещал.
ЦитироватьПо поводу картинок: план у Лопоты позабористей, чем план Путина. :lol:
Сценарий развития событий:
Пресс-служба ФКА рапространяет завление "О лунатизме-2". Лапоту снимают. За "необоснованное прожектерство, отягощенное несогласованием с вышестоящей инстанцией".
На правительственном уровне принимается план строительства нового российского космодрома "Южный" (или "Западный", или "Юго-западный", или "Юго-юго-западный", и проч.), и Лапоту отправляют контролировать его строительство...
Кто возьмется утверждать, что этот невозможно?!
:lol: :lol: :lol:
V.B. писал(а):
ЦитироватьЧо-то фантазия низко летает, до Луны только. Раньше до Марса добивала. Слабеет? Или Роскосмос ограничил коридор для полетов?
Ну почему же только Луна? Вот тут и Марс, и внешние планеты:
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/4d/4d385000cedcd868a5.jpg)
Вызывает некоторое недоумение расчет на эксплуатацию РС МКС после 2015 г. Имхо, нет никаких оснований полагать, что состояние "Звезды" к тому времени будет лучше, чем у Базового блока "Мира" в соответствующий период. Да и в более новом "Кванте", судя по публикациям, только что лягушки не квакали.
Какой смысл стыковать новые модули к изношенному базовому слоку? Судьба "Природы" ничему не научила?
Между тем, о строительстве нового ББ ни слова. Пора, наверное, планирование ПКК передавать от "Энергии" к "Хруничеву". У них хоть в картинках логика просматривается, а у "Энергии" и того нет.
ЦитироватьЦитироватьПо поводу картинок: план у Лопоты позабористей, чем план Путина. :lol:
Сценарий развития событий:
Пресс-служба ФКА рапространяет завление "О лунатизме-2". Лапоту снимают. За "необоснованное прожектерство, отягощенное несогласованием с вышестоящей инстанцией".
На правительственном уровне принимается план строительства нового российского космодрома "Южный" (или "Западный", или "Юго-западный", или "Юго-юго-западный", и проч.), и Лапоту отправляют контролировать его строительство...
Кто возьмется утверждать, что этот невозможно?!
"Северо-Западный", под Питером, чтобы своим больше досталось. :lol:
ЗЫ Если помедитировать над вышеприведенной картинкой, то становится ясно, что это просто "Веселый Толстопузый Снеговичок"...
ааа писал(а):ЦитироватьВызывает некоторое недоумение расчет на эксплуатацию РС МКС после 2015 г. Имхо, нет никаких оснований полагать, что состояние "Звезды" к тому времени будет лучше, чем у Базового блока "Мира" в соответствующий период. Да и в более новом "Кванте", судя по публикациям, только что лягушки не квакали.
Какой смысл стыковать новые модули к изношенному базовому слоку? Судьба "Природы" ничему не научила?
Между тем, о строительстве нового ББ ни слова. Пора, наверное, планирование ПКК передавать от "Энергии" к "Хруничеву". У них хоть в картинках логика просматривается, а у "Энергии" и того нет.
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/ad/ad1b3cd2773dc9f9c8.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/d1/d19a11b659992737c5.jpg)
В предложенной конфигурации РС МКС становится самодостаточным. Один из Научно-Энергетических модулей берет на себя функции служебного. РС МКС вообще может отстыковаться от МКС, когда надо, и стать основой для новой российской (или международной) ОС.
(http://i040.radikal.ru/0806/27/d4955d12a659.jpg) (http://www.radikal.ru)
Старые модули (условно со стороны зенита) можно сбрасывать, новые (условно со стороны надира) наращивать.
(http://i014.radikal.ru/0806/cf/ca548eaf6fd9.jpg) (http://www.radikal.ru)
А чего вдруг "план Лопоты" ?
При нём было обнародовано то, что видно из презентации, но задумывалось большинство этого ещё при Семёнове и раньше, а при Севастьянове было "расширено и углубжено" ;)
Ну а уже после распоряжения гаранта о программе, "что мы будем делать в ближайшие десятилетия в этой важнейшей сфере" уже было собрано вместе, "причёсано" и более-менее структурировано.
Учитывая, сколько было грызни и передёргиваний со стороны Роскосмоса и прочих по поводу Клипера (и не только), можно сказать, что инженеры блестяще справились с задачей "подготовить набор предложений". Дело за малым - определиться с объёмами, сроками и потребностями, превратить предложния в бусы этапов, нанизанных на хронологическую нить. А вот это уже - дело Роскосмоса, правительства и волеизъявления НАРОДА, которое можно узнать из опросов на улицах, интервью с "сынами народа" и непосредственно "представителями электората", которые выбирали этих "сынов" в госдуму и прочие органы власти.
Да пусть бы хотя бы студенты в вузах узнали, что такие планы ЕСТЬ.
Если у молодежи возникнет желание, чтобы их земляки как представители страны летали на Луну, Марс и дальше - это уже РЕАЛЬНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА, способная изменить в нужную сторону планы государства.[/size] Даже если они были "уже утверждены".
Вон тот же Груздев уже давно собирается самолично слетать в космос. Кстати, Севастьянов, как я понимаю, тоже имел надежды слетать... возможно, даже к Луне. (не нужно было ему дразнить государственные службы...)
Да в конце концов - мы, форумчане, тоже можем кое-чего добиться в плане популяризации. Если, конечно, захотим. А то чесать языками и рассуждать, что "эта страна ничего не в состоянии..." оно, конечно, легче... ;)
Лично я стараюсь рассказывать окружающим меня людям о космических полетах, планах, состоянии дел... И это уже не воспринимается за чудачество. Нормальное хобби, увлечение определённой темой... Я ведь замечаю, что им это тоже ИНТЕРЕСНО :) :) :)
SpaceR писал(а):ЦитироватьА чего вдруг "план Лопоты" ?
При нём было обнародовано то, что видно из презентации, но задумывалось большинство этого ещё при Семёнове и раньше, а при Севастьянове было "расширено и углубжено"
Ну а уже после распоряжения гаранта о программе, "что мы будем делать в ближайшие десятилетия в этой важнейшей сфере" уже было собрано вместе, "причёсано" и более-менее структурировано.
Все верно. Вот рисунки от весьма старых проработок:
(http://i014.radikal.ru/0806/ac/23747f061923.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://i036.radikal.ru/0806/b4/4c28f714307a.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://i019.radikal.ru/0806/2a/4778090fa4fa.jpg) (http://www.radikal.ru)
Причем это именно проработки, а не только картинки-мурзилки.
Кстати - лунный прожект от РККЭ неплохо сочетается с прожектом автоматической лунной базы от Лавки.
А где озвученные высокоширотный орбитальный завод и МКС-2 с участием БРИК в этой схеме? :?
Лунатизмом нас уже не удивишь, как вы все справедливо заметили, это громадье планов имеет свою историю. Глупо разбрасывать средства на лунную авантюру, когда пока не можем даже сконцентрировать усилия на орбитальной станции. НАСА честно признает, что одновременно не понянет развитие ОС и Луну и поэтому хочет сплавить первое звено, обслуживание МКС, на коммерсантов, а финансовую тяжесть её содержания переложить на научников. Объявив её Национальной Лабораторией и выбив на неё отдельную статью в бюджете. Потом они также не потянут Лунный Аутпост, закрыв или сплавив в другое ведомство, и сконцентрируется на Марсианском Флаговтыке.
А тут, понимаешь, трехзвенную транспортную систему нарисовали, когда даже первое звено нормально реализовать не могут. :roll:
Если не нравится название "план Лопоты", предлагаю "план Снеговика".
Вчера не мог успокоиться – ловил всех и рассказывал про новую программу от РКК. :shock:
Больно уж понравилось все...
ЦитироватьЕсли у молодежи возникнет желание, чтобы их земляки как представители страны летали на Луну, Марс и дальше - это уже РЕАЛЬНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА, способная изменить в нужную сторону планы государства.[/size] Даже если они были "уже утверждены".
Лично я стараюсь рассказывать окружающим меня людям о космических полетах, планах, состоянии дел... И это уже не воспринимается за чудачество. Нормальное хобби, увлечение определённой темой... Я ведь замечаю, что им это тоже ИНТЕРЕСНО :) :) :)
Абсолютно правильно. Подерживаю целиком и полностью.
ЦитироватьВ предложенной конфигурации РС МКС становится самодостаточным. Один из Научно-Энергетических модулей берет на себя функции служебного. РС МКС вообще может отстыковаться от МКС, когда надо, и стать основой для новой российской (или международной) ОС.
(http://i040.radikal.ru/0806/27/d4955d12a659.jpg) (http://www.radikal.ru)
Старые модули (условно со стороны зенита) можно сбрасывать, новые (условно со стороны надира) наращивать.
(http://i014.radikal.ru/0806/cf/ca548eaf6fd9.jpg) (http://www.radikal.ru)
Lev, спасибо за информацию. Это судьбоносное инженерное решение.
ЦитироватьКстати - лунный прожект от РККЭ неплохо сочетается с прожектом автоматической лунной базы от Лавки.
Спасибо, Лев. Я так понял это те самые лунные разработки, о которых был разговор?
А Джимо снизу это межорбитальный буксир?
to Lev: А зачем на МОРБ гермоотсек? Он прорабатывался как пилотируемый или посещаемый?
ЦитироватьЦитироватьКстати - лунный прожект от РККЭ неплохо сочетается с прожектом автоматической лунной базы от Лавки.
Спасибо, Лев. Я так понял это те самые лунные разработки, о которых был разговор?
А Джимо снизу это межорбитальный буксир?
Ретранслятор.
SpaceR большое спасибо за информацию.
кстати, там на многих картинках есть какая-то просто гигантская антенна,
она откуда вообще взялась, я про неё раньше никогда не читал...
ЦитироватьSpaceR большое спасибо за информацию.
кстати, там на многих картинках есть какая-то просто гигантская антенна,
она откуда вообще взялась, я про неё раньше никогда не читал...
http://www.mir.avia.ru/photogallery/7.shtml
по-моему, это. Не такая уж и большая.
А можно вопрос от дилетанта.
Насколько предложенные идеи являются прорывными в части технологического развития страны (кооперации, экономики и т.п.)? Насколько в них заложен мультиплицирующий эффект (потенциальный). Или это просто наращивание (освоение) уже накопленных знаний и технологий применения космических систем?
Ну грубо, если предположить, что все, что на все, что написано, выделены требуемые деньги. Это позволит догнать в 2020 нынешний уровень запада? догнать в 2020 их будущий уровень? выйти вперед?
Еще вопрос. Ни на слайдах, ни в тексте не нашел ни слова о стоимости. Но оценки делались 100%. Есть какие-то мнения, во сколько эта программа папаше Дорсету может обойтись?
http://www.federalspace.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=3500
Виталий Лопота, президент корпорации, генеральный конструктор РКК «Энергия имени С.П. Королева: «Горизонты пилотируемой космонавтики» (по материалам доклада на 32-х Королёвских чтениях (журнал «Полет»).
ЦитироватьВызовы времени. 31 августа 2006 г. Президент Соединенных Штатов Америки Джордж Буш объявил национальную космическую политику Соединенных Штатов на ближайшее десятилетие. По существу в ней провозглашается право установления диктата одного государства в околоземном космическом пространстве. Это есть не что иное как возвращение в первой половине XXI в. к прежней стратегической оборонной инициативе (СОИ) времен конца 1970-х гг. — "Кто владеет околоземным космическим пространством — тот владеет миром".
Трудно себе представить, что такой подход может получить право на возобновление после почти двадцатилетнего успешного сотрудничества большого числа стран в реализации совместных космических проектов и пилотируемых программ, а также в условиях реально открывающихся перед человечеством возможностей в получении знаний, способных перевести земную цивилизацию на качественно новый уровень развития.
Национальная космическая политика России, вытекающая из документов, утвержденных Президентом и высшими государственными органами, проводится в интересах обеспечения национальной безопасности и технологической независимости страны и благосостояния российских граждан. Достижение этих целей в космической деятельности возможно, прежде всего, при реализации основных принципов, к числу которых можно отнести:
• постоянное и беспрепятственное присутствие в космосе;
• cоздание технологий освоения космоса с привлечением человека и робототехники;
• получение новых знаний, развитие технологического и кадрового потенциала;
• международная кооперация для интеграции лучших научно-технических достижений.
Именно вопрос постоянного и беспрепятственного нахождения на орбите сегодня ключевой. И возможность реализации его для любой из стран в интересах мирного исследования и освоения космического пространства должна быть, безусловно, гарантирована мировым сообществом.
В объявленной космической политике Соединенных Штатов есть и разделы, посвященные освоению Луны, Марса, даже названы сроки освоения дальних космических трасс. Но если внимательно посмотреть на космический бюджет Соединенных Штатов Америки, то 95 % его тратится на освоение околоземных орбит, и прежде всего геостационарной, а на решение задач по освоению дальнего космоса выделяется пока не более 3-5 % бюджета. Это далеко не те средства, которые позволят успешно реализовать столь науко- и капиталоемкие программы.
Сегодня по различным оценкам объем рынка космических услуг колеблется от 170 до 200 млрд. долларов в год. И, к сожалению, доля России, включая все услуги, составляют менее 1 %! При формировании национальных космических программ и при их воплощении в жизнь всем нам необходимо изменить такое положение.
Международная космическая станция. В настоящее время в пилотируемой космонавтике реализуется крупнейший и наиболее успешный международный проект в области высоких технологий XX и XXI веков - Международная космическая станция (МКС). Программа ее создания и эксплуатации уникальна, прежде всего, по своим амбициям, работающей кооперации участников и стоимости. Сегодня с полной уверенностью можно утверждать - по целям, задачам и сложности научно-технических проблем, решаемых в интересах крупномасштабных проектов, программе МКС не будет равных в обозримые 10-15 лет.
На начальной стадии разработки международной программы академики Ю.П. Семёнов, В.П. Легостаев, их российские соратники и американские специалисты учитывали, что в кооперацию по Международной станции должны войти США, Россия, страны ЕКА, Япония, Канада. Первоначально российский сегмент предполагался в составе десяти модулей общей массой около 165 т., а американский сегмент планировался в составе 16 элементов (с учетом японского модуля и модуля ЕКА), общей стоимостью порядка 100 млрд. дол. При этом Россия, вкладывая около 10,5 % средств, должна была владеть 33 % ресурсов МКС. Станция превращалась в главный международный космический полигон, где отрабатываются не только адаптация различных технических школ, но и большинство перспективных технологий.
Сегодня можно утверждать, что специалисты РКК "Энергия" и вся кооперация, участвующая в международном проекте, блестяще справляются с решением этой задачи, взаимодействуя между собой и осуществляя увязку лучших достижений в одной комплексной программе.
Вместе с тем сложные экономические преобразования, происходившие в нашей стране в 1990-х гг., не могли не сказаться на развертывании работ по российскому сегменту станции. Из десяти планировавшихся модулей сегодня созданы и эксплуатируются в составе станции только три. Из них модуль "Звезда", созданный РКК "Энергия" и обеспеченный электроэнергетикой мощностью 5 кВт, — ключевой элемент Международной космической станции. На сегодня исходя из вложенных средств создана ограниченная инфраструктура, обеспечивающая решение соответствующих задач и выполнение научных программ. Для реализации этих программ было привлечено много внебюджетных ресурсов. Оказывая целый ряд услуг, РКК "Энергия" заработала и направила 1,3 млрд. дол. (т.е. 40 % от всех вложенных Россией средств) в российскую часть проекта, что позволило выжить отечественной кооперации в те непростые годы и спасти российскую космическую промышленность от развала. За десять лет российским бюджетом (Роскосмосом) истрачено на эти цели порядка 2 млдр. дол. США вложили в этот проект уже около 100 млрд. дол.
В результате выполнены в полном объеме программы шестнадцати основных экспедиций и тринадцати экспедиций посещения (к примеру, на станции "Мир" за всю 15-летнюю программу было осуществлено 28 и 25 экспедиций соответственно). На станции "Мир" было совершено 78 выходов космонавтов в открытый космос, а на МКС уже 104. Таким образом, мы видим, что по сложности и интенсивности работ, проводимых на МКС, выполняемая программа не менее напряженная, чем на "Мире". В перспективе с началом работы в составе станции новых элементов эффективность ее использования, безусловно, возрастет. Это во многом определяется научной и прикладной значимостью проводимых на МКС исследований. Однако научная и прикладная программы, которые мы реализуем на станции, еще недостаточно сформированы. На исправление этого время пока есть. Правда, не так уж много - год, полтора. У секций Координационного научно-технического совета Роскосмоса, возглавляемых академиками РАН Ю.А.Осипьяном,
А.И. Григорьевым. А.А. Боярчуком, А.С. Коротеевым. A.M. Матвеенко и другими крупными учеными, у руководителей научных школ и направлений есть возможность наполнить реализуемую программу задачами, решение которых повысит действенность российского сегмента станции. Необходимо при этом учитывать, что мы постоянно сохраняем возможность адаптировать на всех модулях рабочие места к расширению спектра проводимых исследований и решению различных целевых задач в процессе полета.
Деятельность человека на орбите требует напряженной и слаженной работы всех элементов наземной и космической инфраструктуры. Ее обеспечение должно быть тщательно и всесторонне продумано и спланировано. На жизнедеятельность каждого космонавта ежедневно должно затрачиваться около 10 кг грузов - воды, продуктов и материалов. Для чего не менее чем один раз в квартал на орбиту необходимо доставлять около трех с половиной тонн грузов, включая оборудование и топливо. Стоимость доставки на орбиту одного килограмма составляет 10-12 тыс. дол. Так что реализация программы требует немалых финансовых затрат. Именно поэтому каждый реализуемый этап должен всесторонне очень четко продумываться. И это притом, что мы владеем всеми необходимыми приемами и технологиями обеспечения непрерывного режима эксплуатации Международной космической станции.
За 50 лет космической эры впервые в мире реализуется объединенная пилотируемая программа, в которой участвуют 15 стран-партнеров. Пока по программе на МКС работают три человека. В соответствии с вкладами от России полгода летают два наших космонавта, вторые полгода — один. Полнокровное использование технического ресурса станции мы сможем иметь только тогда, когда в экипаже от России будут летать в основном три человека. В 2009 г. мы должны сформировать необходимый ресурс станции для того, чтобы начать выполнять программу в запланированном объеме.
Что касается элементов Международной космической станции, которые формируют наши американские коллеги, то здесь состояние работ следующее. НАСА для полетов на МКС использует "шаттлы", у которых завершается 30-летний период эксплуатации. К середине 2010г. американская сторона сформирует необходимую энергетику для выполнения программы работ на своем сегменте и прекратит их полеты. Программа оказалась значительно сложней и дороже, чем в период обоснования необходимости создания такой многоразовой системы. Даже для американской экономики это оказалось неприемлемым. Порядка 3 млрд. дол. необходимо для осуществления сервиса при подготовке "челноков" к полету, на содержание средств наземной и космической инфраструктуры (запасных аэродромов, средств навигации, связи и т.д.), обеспечивающей выполнение программы.
Возвращение к использованию своей, но уже новой, пилотируемой транспортной системы США планируют в 2014 г. Ракета-носитель для выведения на орбиту нового пилотируемого корабля будет готова, вероятнее всего, в конце 2013 г. Компания "Локхид", выигравшая тендер на создание пилотируемого корабля, завершит его разработку и испытания к концу 2014г. Сложность решаемых научно-технических проблем и выделяемый объем финансирования могут скорректировать эти сроки, но не более чем на год.
Россия будет продолжать выполнение запланированной программы МКС и оказывать услуги партнерам по проекту в части доставки экипажей на борт станции и ее снабжения с использованием кораблей "Прогресс". В этот период мы сможем завершить развертывание российского сегмента станции и обеспечить наращивание и эффективное его использование по различным целевым направлениям.
Остальные партнеры проекта тоже активизируются в ближайшее время. Европейское космическое агентство с февраля 2008 г. разворачивает работы на европейском модуле "Колумбус". Весной этого же года началась летная отработка европейского грузового корабля ATV ("Жюль Верн"). Японское космическое агентство совместно с НАСА начало доставку элементов японского модуля "Кибо".
По мере развертывания станции сложность российской части программы будет постоянно возрастать. Наши работы по завершению строительства российского сегмента сдерживались недостаточным уровнем финансирования. В результате часто слышались упреки, что Россия в основном занимается извозом. Конечно, подобные упреки неприятны, и тем более, что они несправедливы. В составе МКС наша страна имеет ключевые элементы: модуль "Звезда" и уникальную систему транспортно-технического обеспечения - корабли "Союз" и "Прогресс". Именно благодаря им Россия держит себя в хорошей форме, постоянно присутствуя в космосе. Ведь непрерывная летная практика с работой экипажей на орбите в обозримом будущем - основа успешной реализации любых программ. Такие программы реально существуют и в дальнейшем число и сложность их будут только возрастать.
Иногда задают вопрос, нужна ли пилотируемая космонавтика? Приведем такой выразительный пример: телескоп "Хаббл" - уникальный, дорогостоящи и автоматический аппарат, столь длительная и успешная работа (более 13 лет) которого стала возможной благодаря активной роли, отведенной космонавтам при его доставке на орбиту, отладке требуемых характеристик и поддержании работоспособности. Для этих целей американцами проведены три полета "шаттла", планируется еще один. Это только один из примеров к ответу на поставленный выше вопрос. Такие работы в наших космических программах также предусматриваются после 2010 г.
Российский сегмент Международной космической станции. Программа и планы. По системе транспортно-технического обеспечения предполагается эволюционная модернизация и развитие космических кораблей. Прежде всего, осуществление замены элементной базы и перевод сохранившихся аналоговых контуров управления на цифровые. Уже в 2008 г. на кораблях "Прогресс" и в 2009 г. на кораблях "Союз ТМА" мы планируем переход на новые технологии, которые позволят повысить надежность реализации программы.
По российскому сегменту Международной космической станции, исходя из ожидаемого госбюджетного финансирования, в работах следует выделить два этапа - формирование инфраструктуры станции и наращивание ее функциональных возможностей. При этом к 2015 г. должны работать 9 модулей, и будет достигнута полезная мощность российской системы энергоснабжения до 30 кВт.
На первом этапе в 2009 и 2010 гг. планируется ввести в состав российского сегмента станции два малых исследовательских модуля, что позволит увеличить гермообъем на 30 м-1 (12 и 18 м3), а также обеспечит возможность работы космонавтов еще на четырех рабочих местах. В 2011 г. предусматривается начало работы в составе сегмента многофункционального лабораторного модуля, что увеличит еше на 70 м гермообъем станции и позволит ввести в строй дополнительно 12 рабочих мест. Этот модуль является ключевым в расширении научной программы, в том числе в результате более интенсивного использования универсальных рабочих мест. Проводимые работы уже сейчас требуют, чтобы российское научное и техническое сообщество завершило формирование научных и прикладных программ российского сегмента МКС, повысило их эффективность, в том числе за счет роботизации работ, дополнительно вводимых в программу. В 2012 г. с введением стыковочного модуля на российском сегменте появятся новые стыковочные порты и шлюзы. Расширятся возможности сегмента по проведению транспортных операций и отработке технологий применения робототехники в интересах повышения эффективности работы космонавтов за счет автоматизации широкого спектра выполняемых ими операций.
Второй этап - формирование энергетики. В настоящее время ее достаточно, чтобы обеспечивать жизнедеятельность экипажа, реализацию программы управления и той программы экспериментов с составом научной аппаратуры, который имеется на российском сегменте станции. Однако с наращиванием российского сегмента и дальнейшим расширением работ энергии будет не хватать. Мы рассчитываем как на свои возможности, так и - временно - на получение на платной основе части электроэнергии с американского сегмента. Полностью необходимый нам энергетический ресурс будет обеспечен в 2014-2015 г., и после этого созданная орбитальная инфраструктура, безусловно, еще долго будет востребована.
В ближайшие годы возрастает нагрузка и на транспортные грузовые корабли "Прогресс" для удовлетворения потребностей в снабжении станции. Количество их запусков увеличится. Практически раз в два месяца мы будем отстыковывать от станции очередной грузовой корабль, отработавший на ней. После выполнения этими кораблями основной задачи необходимо использовать их для проведения научных исследований по изучению околоземного космического пространства и дистанционного зондирования Земли в различных диапазонах электромагнитного спектра. В этом мы рассчитываем на сотрудничество с организациями Российской академии наук и заинтересованными министерствами и ведомствами. Только системный подход и применение современных технологий даст возможность подготовиться к решению задач, запланированных на 2009-2010 гг. Есть и другой аспект использования грузовых кораблей - как космических платформ для выполнения различного вида экспериментов и исследований. Подобные технологии мы уже применяли для развертывания в космосе различного рода крупногабаритных антенн, отработки специальной аппаратуры и проведения прикладных экспериментов. Очевидно, такая возможность будет использована и для отработки систем цифрового вещания и диспетчеризации материальных ресурсов, так как развитие инфраструктуры и технологии непосредственного цифрового вешания - это одна из важных задач ближайшего времени. Весь мир идет по пути развития цифрового вешания и персонализании информационной инфраструктуры. Решение такой задачи сегодня нами также прорабатывается.
В период 2010-2015 гг. из-за прекращения полетов "шаттлов" возникает необходимость поддержания грузопотока, возвращаемого со станции. Для решения этой проблемы в состав российской системы транспортно-технического обеспечения вводится грузовозвращаемый корабль. Он представляет собой модификацию корабля "Союз", и мы готовы предоставить такую услугу.
Перечисленные выше задачи - это ближайшая перспектива, реализуя которую эволюционным путем, мы сможем сделать и следующий шаг в создании пилотируемых космических средств XXI века.
Мировые тенденции в пилотируемой космонавтике. Могут декларироваться любые громкие программы, зовущие к освоению Луны, полетам на Марс, но фактическое движение к их реализации можно оценить по конкретным разработкам и финансированию, направляемому на достижение поставленных целей. Общие тенденции в мировой пилотируемой космонавтике, нацеленные на решение задач XXI века, сводятся, прежде всего, к определению облика космического корабля и выбору универсального ряда ракет-носителей на основе единой модульной конструкции. Это позволит выбрать оптимальные параметры составных частей орбитальных комплексов и сформировать универсальные технологии их сборки на монтажной орбите.
В основном космические державы определились со своими национальными программами. В США ведутся работы в рамках лунной программы над созданием орбитального корабля (разработчик фирма "Локхид"), лунного посадочного модуля и перспективных ракет-носителей. В их основу положены проектные и конструкторские решения, апробированные в процессе реализации программы "Сатурн"-"Аполлон" и зарекомендовавшие себя высокой надежностью при ее выполнении. Разрабатывается орбитальный самолет (разработчик - фирма "Боинг", проекты Х-40 и Х-37).
Китай накапливает опыт эксплуатации пилотируемого корабля, по конструкции аналогичного кораблю "Союз", прорабатывает варианты создания орбитального самолета и станции.
Европейское и японское космические агентства отрабатывают автоматические корабли системы снабжения МКС и межорбитальной транспортировки.
В Индии опубликованы направления исследования Луны с использованием автоматических космических аппаратов и эскизы космоплана.
На космические программы НАСА тратит в 12-13 раз больше, чем Россия. Китай выделяет на эти цели почти в три раза больше средств, чем мы. Это еще раз подчеркивает, что в мире уже нет индустриально развитых стран, которые бы видели в космических средствах только безусловный элемент обеспечения национальной безопасности. Стремление же попасть в клуб космических держав они, прежде всего, связывают с необходимостью получения доступа к области человеческой деятельности, которая является стимулятором развития новейших технологий, определяющих темпы развития современной экономики.
Именно это заставляет глубоко и всесторонне проанализировать весь накопленный опыт и выбрать вектор развития отечественной пилотируемой космонавтики, а следовательно, и определить рубежи, на которые должны выйти отечественная наука и технологии. На данном этапе очень важно, какие требования будут предъявлены к перспективным космическим средствам.
Наши великие предшественники сумели это сделать, и мы уже более 40 лет эксплуатируем созданные ими пилотируемые космические корабли. Правильность выбранных конструктивных принципов и проектных решений подтвердила жизнь. Российские пилотируемые корабли пока решают все возлагаемые на них задачи, однако на корабле "Союз" мы можем возвратить из космоса лишь 100-150 кг груза (результатов экспериментов). На мировом рынке космических услуг возникают новые потребности, возможность варьирования численности доставляемого (возвращаемого) экипажа и массы полезного груза уже сегодня представляется актуальной.
В обозримом будущем, бесспорно, изменится спектр задач, которые будут возлагаться на перспективные пилотируемые космические средства. На начальном этапе создания нового космического пилотируемого корабля главными были и остаются требования обеспечения безопасности экипажа и высокая надежность выполнения программы полета. Они предусматривают определение состава средств для обеспечения безопасности экипажа на старте, на участке выведения и в процессе выполнения всей программы полета. Но это лишь одна из проблем в решении задачи, которая всегда остается ключевой.
Другие же системные требования выглядят следующим образом. Необходимо взлетать и приземляться на территории России. При старте с космодрома "Восточный" посадка корабля на суше может быть осуществлена в четырех весьма ограниченных по размерам районах. Однако рекогносцировочные работы могут внести свои коррективы по их уменьшению в связи со строительством новых высоковольтных линий электропередач и других промышленных сооружений. При этом приземление в эти районы возможно только с одного-двух витков. Такое ограничение, безусловно, является достаточно существенным и всесторонне исследуется при выборе проектного облика и характеристик нового корабля.
При рассмотрении обеспечения безопасности экипажа на участке выведения необходимо также принимать во внимание, что трасса проходит над Тихим океаном. В этом случае проблема спасения экипажей может быть решена либо расположением 4-5 группировок специальных морских судов в акватории океана, либо расширением возможности космического корабля по продольному (не менее 6000 км) и боковому (от 500 до 1000 км) маневрам. При увеличении возможности пилотируемого корабля по продольному и боковому маневрам в какой-то мере решается задача и спасения экипажа по трассе выведения, и проблема срочного возвращения экипажа с посадкой на 9-10 смежных витках (из 16 суточных) в трех районах территории России при возникновении нештатной ситуации на околоземной орбите.
И это только часть вопросов, заставляющих рассматривать несколько вариантов проектных обликов будущего космического пилотируемого корабля, чтобы выбрать оптимальный вариант, не только удовлетворяющий требованиям обеспечения безопасности экипажа, но и отвечающий по своим характеристикам задачам, которые ему предстоит решать. Трудный поиск инженерных компромиссов продолжается, и, безусловно, они должны быть найдены.
Наиболее предпочтительным вариантом корабля, безусловно, может стать космический корабль с несущим корпусом либо одна из его модификаций, позволяющая реализовать необходимый продольный и боковой маневр. Нами также рассмотрены возможные варианты и проведена оценка готовности технологий для их создания, использующих парашютную или самолетную схемы посадки. Окончательный выбор будет сделан после принятия политических и финансовых решений о реализации программы и выделении ресурсов на строительство необходимой инфраструктуры обеспечения. Все это существенным образом будет влиять на определение окончательного проектного облика и конструкцию корабля.
И, наконец, о новом космодроме. Создание космодрома должно предоставить России независимый доступ в космическое пространство и возможность эффективного использования отечественного парка средств выведения, обеспечивающих доставку на рабочие орбиты всего спектра космических средств, необходимых для решения задач национальной безопасности, научного и социально-экономического развития страны.
В части средств выведения имеется договоренность между головными организациями (РКК "Энергия" им. СП. Королева, ГКНПЦ им. М.В, Хруничсва и ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс") о необходимости определения варианта ракеты космического назначения, которая должна впитать в себя весь лучший опыт наших организаций и наиболее эффективно использовать имеющийся производственный и технологический потенциал. Задачи, которые перед нами поставил Президент Российской Федерации: к 2015 г. стартовать с грузовым кораблем, а в 2018 г. начать эксплуатацию нового пилотируемого корабля, - мы, безусловно, сможем выполнить при выделении необходимых ресурсов.
Что же касается освоения дальнего космоса с участием человека, то основная цель пилотируемых программ по исследованию и освоению Луны, Марса и других объектов в космическом пространстве - это генерация знаний. Здесь мы должны четко сформулировать, что делаем, как и в какие сроки. Именно поэтому программа должна быть сформирована и объединена хорошими, глубокими идеями, которые необходимо реализовать.
Реализация таких программ чрезвычайно дорога и, в принципе, для одной страны практически неподъемна. Создать универсальный пилотируемый космический корабль, способный решать все задачи (старт с Земли, посадка на Луну и возвращение с нее на Землю со второй космической скоростью), на современном уровне развития науки и технологий пока невозможно. Переход к системному освоению Луны и полетам на Марс возможен только при создании сложной многоуровневой космической инфраструктуры. И если руководством страны эта задача не будет сформулирована как стратегическая с выделением необходимых средств, то планиривать даже поэтапную реализацию ее разработки не имеет смысла. Даже начальный этап выполнения лунной программы по приближенным оценкам будет в 2,5-3 раза дороже стоимости работ по Международной космической станции и потребует развертывания работ по созданию космической ядерной энергетики, созданию электрореактивных двигателей и более широкому и эффективному их применению. Но это только часть вопросов, связанных с формированием долгосрочной программы освоения космоса. И, наконец, вопрос пилотируемых полетов к Луне, Марсу, астероидам, к другим небесным телам Солнечной системы - это, прежде всего, вопрос развития человеческой цивилизации в целом. Насколько правильно будут сформулированы задачи и выделены стратегические цели в системе общечеловеческих знаний, настолько эффективно будут реализованы наукоемкие проекты и программы. Чем теснее международное взаимодействие, тем ближе мы к успешному решению насущных фундаментальных и прикладных проблем.
Необходимость определения стратегических ориентиров в освоении и использовании космического пространства, которые, безусловно, окажут определяющее влияние на ускорение экономического развития страны, должна быть подтверждена на государственном уровне. Технически и идеологически к реализации самых сложных пилотируемых проектов мы готовы.
D.Vinitski писал(а): ЦитироватьБлин, на Энергии ..."зажигают". Форум отдыхает. Но они за эти веселыё картинки ещё и кое-какую зарплату получает.
Неужели завидно?
ЦитироватьЧестно говоря - удручающее зрелище.
Удручающее в чем? Плохо сделали презентации? Или проблема глубже - нефига русскому придурку залезать в высокие инопланетные сферы?
D.Vinitski писал(а): ЦитироватьСделать так, чтобы больше не было БС.
Офигительная точка зрения. Если следовать Вашей логике, то тогда и ЦиХ должен был бы представить презентацию о повышении надежности Бриза. И ничего более. А все ЦиХовские 100 - тонники - это "веселые картинки", которые в лапотной России никому не нужны.
Alex_II писал(а): Цитироватьto Lev: А зачем на МОРБ гермоотсек? Он прорабатывался как пилотируемый или посещаемый?
Один из вариантов - ИМХО посещаемый. Это позволит отработать НАСТОЯЩИЙ межпланетный корабль.
ЦитироватьНеужели завидно?
Нечему завидовать. Хоть и копейки, да зря потраченные государством.
ЦитироватьУдручающее в чем? Плохо сделали презентации? Или проблема глубже - нефига русскому придурку залезать в высокие инопланетные сферы?
Млять, мало обкакались с Клипером? Вам не кажется, что это уже дежавю? Кого-то не так давно за лунатизм снимали.
ЦитироватьОфигительная точка зрения. Если следовать Вашей логике, то тогда и ЦиХ должен был бы представить презентацию о повышении надежности Бриза. И ничего более. А все ЦиХовские 100 - тонники - это "веселые картинки", которые в лапотной России никому не нужны.
Именно. Какие 100 тонники о чем вы говорите? Об "Ангаре"? Она точно никому, кроме ЦИХа не нужна. Не толко в стратегическом плане, а в чисто практическом - это надругательство над здравым смыслом.
Еще бы все эти красивые идеи вошли бы финансированием в Федеральную Целевую Программу. Я там что-то такого не видел.Или это на после 2015 года?
ЦитироватьAlex_II писал(а): Цитироватьto Lev: А зачем на МОБ гермоотсек? Он прорабатывался как пилотируемый или посещаемый?
Один из вариантов - ИМХО посещаемый. Это позволит отработать НАСТОЯЩИЙ межпланетный корабль.
Гм... А какие там параметры прописаны? Можно его реально использовать куда-то кроме Луны (ну там к какому-нибудь из NEO слетать) или спроектирован чисто для технологических исследований?
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/54/54efa1be8a3d818ac4.jpg)
Судя по этому слайду, в этом году будет Прогрессов больше, чем в прошлом, а в следующем году будет Союзов не 2, а 4. Причём Союз не с 401, а с 701 (соседний слайд).
Интересно бы поподробнее узнать, зачем именно :) и каково состояние дел, и планы на ближайшие полтора года, с модификациями Прогрессов и Союзов.
Цитировать...Что же там все-таки к "Энергии" сбоку прилипло?...
AepoguHaMu4eckuu' koHTeu'Hep c no/\e3Hou' Harpy3kou'
D.Vinitski писал)а):ЦитироватьНечему завидовать. Хоть и копейки, да зря потраченные государством.
Начинаете считать чужие деньги?
D.Vinitski писал)а): ЦитироватьМлять, мало обкакались с Клипером? Вам не кажется, что это уже дежавю? Кого-то не так давно за лунатизм снимали.
Вы так ненавидите любой крылатый ПК?
D.Vinitski писал)а): ЦитироватьКакие 100 тонники о чем вы говорите? Об "Ангаре"? Она точно никому, кроме ЦИХа не нужна. Не толко в стратегическом плане, а в чисто практическом - это надругательство над здравым смыслом.
Давайте ограничимся 50-тонником от ЦиХа. Нет проблем.
Цитировать(//%5Bimg%5Dhttp://keep4u.ru/imgs/b/080605/a6/a6d9d62de2deeee706.jpg)
[/img]
A MeHR BoT eTo nopagoBa/\o - cepbe3HbIe /\i0gu noHuMai0T rge onacTHocTb 3apbITa...
ЦитироватьВсе верно. Вот рисунки от весьма старых проработок:
(http://i019.radikal.ru/0806/2a/4778090fa4fa.jpg) (http://www.radikal.ru)
Причем это именно проработки, а не только картинки-мурзилки.
npu4eM eTo Boo6w,e 1970e rogbI npow/\oro TbICR4E/\ETUR... :P
Цитировать(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/c7/c71d7c56db45c7e1e0.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080605/59/5958961c208d0d2b69.jpg)
Hy 4To >k - "6opy" 6bITb... (a la transformer)
A BoT nepBbIu' BapuaHT HenoHRTeH... :shock:
ЦитироватьHy 4To >k - "6opy" 6bITb... (a la transformer)
A BoT nepBbIu' BapuaHT HenoHRTeH... :shock:
Это вариант "в принципе можно дёшево и сердито" под Союз-2-3. Имхо.