Первый пуск с площадки 1 космодрома Байконур был проведен 15 мая 1957 года, а с площадки 31 – 14 января 1961 года. Наверняка при создании старта-дублера были учтены недостатки первого старта. Чем же они отличались и отличаются? Угадайте с первого раза, взглянув на это фото
(http://i026.radikal.ru/0805/2f/7c22c7e010f3.jpg) (http://www.radikal.ru)
На 31-й углубление под газоход менее глубокое.
Ось газоотводного канала на пл. 1 смотрит на юго-восток, а на пл. 31 – на северо-запад.
(http://i017.radikal.ru/0805/c8/fa3f0135a342.jpg) (http://www.radikal.ru)
Над бункером пуска на пл. 31 нет частокола столбиков, а на пл. 1 – есть
(http://i033.radikal.ru/0805/d2/b90d8fe0cf14.jpg) (http://www.radikal.ru)
Дык площадки в принципе разные, те же фермы обслуживания - ничего общего...
ЦитироватьДык площадки в принципе разные, те же фермы обслуживания - ничего общего...
А конкретно хотелось бы про фермы :oops:
о_О
Фермы на площадке 31 - это несколько томов описания!!!
Основное и глазом-то видно... Впрочем, это к специалистам, принимайте как "сдаюсь" и "освобождаю лыжню" :D
На пл. 31 фермы обслуживания доработаны для работ с большими по диаметру обтекателями, вероятно поэтому с этих площадок нельзя обслуживать ГО кораблей Союз и Прогресс. Появились наружные площадки
(http://i032.radikal.ru/0805/c9/917132be5f5f.jpg) (http://www.radikal.ru)
Была ли когда-либо показана в СМИ площадка №31 ? Насколько я помню с Байконуре по ТВ показывали всего 3 площадки: №1, площадка "Протона" и площадка "Энергии". Так что, собственно, у советских граждан могло создасться впечатление что это все что там имеется. Опять же "Протон" и "Энергию" показывали уже в эпоху "гласности", а до этого все запуски только с №1. Это так специально было задумано ? Могла ли быть площадка №31 использована под пилотируемые пуски ?
ЦитироватьМогла ли быть площадка №31 использована под пилотируемые пуски ?
Подозреваю, что могла. Сейчас эксперты подправят. Память говорит о том, что во время ASTP запускался Союз, а второй Союз стоял "под парами" на случай технических проблем с первой машиной. Значит, он стоял не в чистом поле, а где-то конкретно. Я глючу или так и было? Про более ранние парные полёты не в курсе, как было, но тут явно не было возможности пускать с той же площадки.
Как минимум, после пожара РН и сработки САС в 1983 г. (Титов-Стрекалов) последующие пуски в течение года проводились с 31-й площадки. Да и не только тогда (надо память освежить).
Но в 1983 году запуски уже показывали по TV, ЕМНИП. Значит пощадку №31 показывали широкой публике ?
Да всё показывали. Вот, к примеру, УР-500 года до 1986 не показывали (но это офф-топ). :)
ЦитироватьКак минимум, после пожара РН и сработки САС в 1983 г. (Титов-Стрекалов) последующие пуски в течение года проводились с 31-й площадки. Да и не только тогда (надо память освежить).
12 экипажей улетели с площадки 31 :!:
Еще одно отличие площадок: площадка «нулевой отметки» на пл. 1 не имеет скосов по углам:
(http://i023.radikal.ru/0805/61/8ceedcdac200.jpg) (http://www.radikal.ru)
Однако пл. 31 – скосы имеет:
(http://i033.radikal.ru/0805/16/cac5fc26cb5f.jpg) (http://www.radikal.ru)
На пл. 1 слева (если смотреть в газоход) построен навес для ж.д. агрегата. На его стене еще рисуют всякие большие рисунки и пишут надписи (приличные):
(http://i042.radikal.ru/0806/82/017c1e15c85b.jpg) (http://www.radikal.ru)
На пл. 31 такого навеса нет.
На пл. 31 глубина и ширина газоотводного канала гораздо меньше. На пл. 1 такие:
(http://i022.radikal.ru/0806/ad/328151ec64bd.jpg) (http://www.radikal.ru)
На пл. 31 – такие:
(http://i004.radikal.ru/0806/db/82f964375a33.jpg) (http://www.radikal.ru)
Пультовая пуска в бункере пл. 1 тесновата
(http://i010.radikal.ru/0805/12/8c08a8f4924e.jpg) (http://www.radikal.ru)
Пультовая пуска в бункере пл. 31 гораздо просторнее
(http://i039.radikal.ru/0805/f5/ae1b7783b3f4.jpg) (http://www.radikal.ru)
И грех и смех, мезозойская эра.
Честь и слава пусковикам, успешно работающим в таких условиях!
У американцев подобные пульты на Мысе гордо демонстрируют, как памятники начала космической эры... :?
ЦитироватьИ грех и смех, мезозойская эра.
прям романтика первых пусков блин....оборудование с тех пор явно не меняли...
Цитироватьоборудование с тех пор явно не меняли...
Гордость за надёжность и долговечность оборудования за душу не берёт? Впрочем, учитывая 50+ летний "стаж" Р-7...
ВованГазоотводные каналы вообще не серьёзно было сравнивать по форме - просто видно. Вот не был я на космодроме... Жаль... Интересны "изюминки", спасибо за показанные!
ЦитироватьЕще одно отличие площадок: площадка «нулевой отметки» на пл. 1 не имеет скосов по углам:
(http://i023.radikal.ru/0805/61/8ceedcdac200.jpg) (http://www.radikal.ru)
Однако пл. 31 – скосы имеет:
(http://i033.radikal.ru/0805/16/cac5fc26cb5f.jpg) (http://www.radikal.ru)
Вован - добрый день!
А если посмотреть левую сторону столов (левая, это когда смотришь на старт - то левая рука :) ) то там также имеются существенные отличия.
PS а по электронке неужатые фото можно получить?
С наилучшими пожеланиями,
ЦитироватьЕще одно отличие площадок: площадка «нулевой отметки» на пл. 1 не имеет скосов по углам:
Однако пл. 31 – скосы имеет:
Первая прощадка вообще теснее - размер ее меньше. Это просто расширение.
ЦитироватьЦитироватьИ грех и смех, мезозойская эра.
прям романтика первых пусков блин....оборудование с тех пор явно не меняли...
Снимок сделан 11 лет назад, сейчас здесь стоят компьютеры
(http://i039.radikal.ru/0805/f5/ae1b7783b3f4.jpg) (http://www.radikal.ru)
На пл. 31 готовятся к пуску РН Союз с бортовой цифровой вычислительной машиной, а это значит, что наземная часть системы управления с ЦВМ резко отличается от системы управления площадки 1 без ЦВМ. Так, при использовании новой системы управления с БЦВМ на пл. 31 нет нужды поворачивать всю стартовую систему с ракетой в азимут стрельбы
(http://i020.radikal.ru/0805/c7/d7228adb83d5.jpg) (http://www.radikal.ru)
В отличие от пл. 1, слева от пусковой установки пл. 31 ранее находилась шахтная ПУ МБР «Сатана». Она попала здесь в кадр
(http://i042.radikal.ru/0806/62/c8efa22dacd1.jpg) (http://www.radikal.ru)
Из НК:
ЦитироватьО будущем стартового комплекса 17П32-6
А. Красильников. "Новости космонавтики"
Мы уже как-то привыкли к тому, что все запуски пилотируемых и грузовых кораблей с космодрома Байконура осуществляются только со стартового комплекса (СК) 17П32-5 (5-я пусковая установка) площадки 1. Аналогичный же комплекс 17П32-6 (6-я ПУ) площадки 31 остается, по сути, мало востребованным.
В настоящее время с него выполняются редкие пуски РН "Союз-ФГ" с коммерческими спутниками и летные испытания модернизированной ракеты "Союз-2". Последний пилотируемый "Союз" стартовал с 31-й площадки почти 24 года назад ("Союз Т-12", 17 июля 1984 г.), а последний грузовик "Прогресс" – около 16 лет назад ("Прогресс М-15", 27 октября 1992 г.).
Теперь же в свете намечающегося с 2009 г. увеличения числа запусков кораблей к МКС (четыре "Союза" и до шести "Прогрессов" в 2009 г. против двух "Союзов" и четырех "Прогрессов" в 2008 г.) мощностей одного СК площадки 1 станет недостаточно. Поэтому Роскосмос принял решение о расширении возможностей космодрома путем дооборудования СК площадки 31 для проведения с него стартов "Прогрессов" и "Союзов".
Так, в течение 2007 г. и с начала 2008 г. на комплексе 17П32-6 выполнены основные работы по модернизации: доработана система заправки РН, смонтирована воздушная система поддержания температурного режима КГЧ, установлена кабина чистоты, проложены кабели связи, дооборудован бункер пуска и сделаны другие технические усовершенствования.
Уже осенью 2008 г. с этого СК предварительно планируется старт грузовика "Прогресс", а в 2009 г. его примеру последует пилотируемый "Союз". Соответствующая модернизация наземной аппаратуры комплекса 17П32-6 позволит в ближайшем будущем "пересадить" на ракеты "Союз-2" сначала "Прогрессы", а затем и "Союзы".
ЦитироватьВ отличие от пл. 1, слева от пусковой установки пл. 31 ранее находилась шахтная ПУ МБР «Сатана». Она попала здесь в кадр
А холмик-то сохранился :)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9305-Serg.jpg)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9309-Serg.jpg)
Неплохо было бы выяснить – когда сделан этот снимок? Где, на какой площадке – мы уже поняли.
(http://i042.radikal.ru/0806/62/c8efa22dacd1.jpg) (http://www.radikal.ru)
ЦитироватьНеплохо было бы выяснить – когда сделан этот снимок? Где, на какой площадке – мы уже поняли.
А там точно шахта "Сатаны"располагалась? А то что-то не бьется САС "Союза" с датами постановки на БД "Сатаны" :wink:
Цитировать(http://i042.radikal.ru/0806/62/c8efa22dacd1.jpg) (http://www.radikal.ru)
Так, проверяем: площадка №140 была построена в 1964-1965 гг. под 8К67, переоборудована под 15А14 - 1970-1972 гг., а под 15А18М в 1983-1987 гг. Взорвана 18.08.1995 г.
Так. Судя по САС, это первые «Союзы». Это явно не зима, значит «Союз-4» исключаем. Остается «Союз-3» (26.10.68), «Союз-6» (11.10.69), «Союз-8» (13.10.69) и «Союз-9» (01.06.70).
Что-то мне подсказывает, что в ноябре холодновато для белых рубашек, которые мелькают на фотографиях...
Рискну предположить, что это «Союз-9» с Николаевым и Севастьяновым. Но может я и ошибаюсь. :wink:
Судя по тому, что народ гуляет по нулевой отметке в светлых рубашках, и на ДУ САС нет термочехла, согласен, что это лето. А летом с пл. 31 было два запуска РН 11А511 с КК 11Ф615 – 28 августа 1968 года (Космос-238) и 1 июня 1970 года (Союз-9). Вероятно, снимок сделан при установке РКН в стартовую систему 26 августа 1968 года или 30 мая 1970 года. Видел я этот снимок в музее РКК Энергия. Можно там и уточнить.
По признаку наличия слева от пл. 31 ШПУ Р-36 :oops: , можно сделать вывод, что этот снимок тоже сделан на пл. 31.
(http://i015.radikal.ru/0806/5f/5cb4811aa4ea.jpg) (http://www.radikal.ru)
А эти фото сделаны с одной точки и сделаны на пл. 31. Тогда в истории РКК Энергия – ошибка. Там считают, что верхний - это снимок первой ПУ Р7 (подразумевается пл. 1)
(http://i003.radikal.ru/0806/8c/47f5507ca2c0.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://i003.radikal.ru/0806/68/84acceb83e1f.jpg) (http://www.radikal.ru)
Одно из отличий пл. 1 и 31 – количество пусков:
• с пл. 1 проведено – 444 пуска МБР и РКН;
• с пл. 31 – 366 пусков.
Вот, не знаю, может кому и полезно будет посмотреть. Слепил полупанораму :) из отдельных фотографий. За качество склейки просьба не ругать - уж больно широкоугольный объективчик :)
Осторожно! Кликабельно до 4 Мб
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9314-Serg-low.jpg) (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9314-Serg.jpg)
Shin - здорово!
А если еще на 180 гр вправо или влево?
ЦитироватьShin - здорово!
А если еще на 180 гр вправо или влево?
Нету :cry:
Жаль!
А композиция просто замечательная!
Ну а тогда отдельные непорезанные фото из этой комбинации можно, я адрес в личку сброшу...
А вот "яма" на 31-й площадке. Может кому интересно:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_2838_resize.jpg)
Shin здоров!Поделись,где взял такой снимок 31-ой? Запуск "Сатаны" наблюдал в своё время с бывшей 32-ой. Сказать честно:жутковатые ощущения.......
ЦитироватьShin здоров!Поделись,где взял такой снимок 31-ой? Запуск "Сатаны" наблюдал в своё время с бывшей 32-ой. Сказать честно:жутковатые ощущения.......
Какой из снимков?
Из полупанорамной версии.
ЦитироватьИз полупанорамной версии.
Наши фотографы везде успевают :) Это снимки с предпоследнего "Глобалстара"
ЦитироватьИз НК:
ЦитироватьО будущем стартового комплекса 17П32-6
А. Красильников. "Новости космонавтики"
Мы уже как-то привыкли к тому, что все запуски пилотируемых и грузовых кораблей с космодрома Байконура осуществляются только со стартового комплекса (СК) 17П32-5 (5-я пусковая установка) площадки 1. Аналогичный же комплекс 17П32-6 (6-я ПУ) площадки 31 остается, по сути, мало востребованным.
В настоящее время с него выполняются редкие пуски РН "Союз-ФГ" с коммерческими спутниками и летные испытания модернизированной ракеты "Союз-2". Последний пилотируемый "Союз" стартовал с 31-й площадки почти 24 года назад ("Союз Т-12", 17 июля 1984 г.), а последний грузовик "Прогресс" – около 16 лет назад ("Прогресс М-15", 27 октября 1992 г.).
Теперь же в свете намечающегося с 2009 г. увеличения числа запусков кораблей к МКС (четыре "Союза" и до шести "Прогрессов" в 2009 г. против двух "Союзов" и четырех "Прогрессов" в 2008 г.) мощностей одного СК площадки 1 станет недостаточно. Поэтому Роскосмос принял решение о расширении возможностей космодрома путем дооборудования СК площадки 31 для проведения с него стартов "Прогрессов" и "Союзов".
Так, в течение 2007 г. и с начала 2008 г. на комплексе 17П32-6 выполнены основные работы по модернизации: доработана система заправки РН, смонтирована воздушная система поддержания температурного режима КГЧ, установлена кабина чистоты, проложены кабели связи, дооборудован бункер пуска и сделаны другие технические усовершенствования.
Уже осенью 2008 г. с этого СК предварительно планируется старт грузовика "Прогресс", а в 2009 г. его примеру последует пилотируемый "Союз". Соответствующая модернизация наземной аппаратуры комплекса 17П32-6 позволит в ближайшем будущем "пересадить" на ракеты "Союз-2" сначала "Прогрессы", а затем и "Союзы".
Несколько радуют такие новости!Возможно благодаря этому будет больше фотографий с этой площадки.
ЦитироватьНесколько радуют такие новости!Возможно благодаря этому будет больше фотографий с этой площадки.
Да фоток-то много. Говорите конкретно, что положить, я покажу.
ЦитироватьЦитироватьНесколько радуют такие новости!Возможно благодаря этому будет больше фотографий с этой площадки.
Да фоток-то много. Говорите конкретно, что положить, я покажу.
Это несколько не по теме сайта.Меня интересуют фото с жилой,уже теперь бывшей 32-ой площадки.Я служил там.
Чтоб помочь разглядеть знакомые места: :)
Кликабельно.
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9315-low.jpg) (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9315-hi.jpg)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9316-low.jpg) (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9316-hi.jpg)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9317-low.jpg) (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9317-hi.jpg)
Хотелось бы увидеть полусферические сооружения РУП
Для обеспечения боевого дежурства МБР Р-7А вблизи пусковой установки пл. 31 был построен подземный кислородно-азотный завод. На пл. 1 азот и кислород были всегда привозные.
ЦитироватьХотелось бы увидеть полусферические сооружения РУП
А это где? :wink:
(http://i033.radikal.ru/0806/8f/a604b407a8a7.jpg) (http://www.radikal.ru)
Стартовый комплекс площадки 1 обслуживала войсковая часть 25741, а пл. 31 – 33797. 25741 считалась придворной, хорошо обеспечивалась и награждалась, была избалованной, а 33797 – более самостоятельной и с более порядочным коллективом. Кроме того, пл. 31 считалась «кузницей кадров»:
1. Знаменитые на космодроме люди-выходцы из войсковой части 33797:
• генерал РВСН Ряжских;
• начальник космодрома Байконур генерал-лейтенант Баранов Л.Т.;
• начальник штаба космодрома Байконур генерал-майор Лимонт С.В.;
• начальник штаба космодрома Байконур генерал-майор Томчук В.Р. (первый заместитель директора ФКЦ Байконур в настоящее время);
• начальник штаба космодрома Байконур полковник Варданян М.Ю. (в настоящее время);
• заместитель начальника космодрома по научной и испытательной работе полковник Черешнев М.В. (в настоящее время);
• первый директор Федерального космического центра Байконур Кушнир Е.М.;
• директор Федерального космического центра Байконур Чистяков Д.И. (в настоящее время);
• первый заместитель директора ФКЦ Байконур Чёрный Е.А.;
• начальник центра испытаний и эксплуатации ОКБ «Вымпел» Григорьев В.М.;
• первый космонавт Космических войск Шаргин.
2. Пл. 1 «выдала»:
• начальника космодрома Байконур генерал-майора Шумилина А.А.;
• заместителя начальника космодрома по вооружению генерал-майора Меньшикова В.А.;
• генерал-майора РВСН Майского О.А.
Аварии РН, приведшие к выводу из строя СК:
1. 10 июля 1958 года 8К71 Пл.1. Вследствие разрушения камеры сгорания, основной двигатель блока «Д» не вышел на режим, произошел отрыв блока и разрушение стартовой площадки.
2. 1 июня 1962 года 8А92 Пл.1. На 1,8 сек полета отключился основной двигатель блока «Б». Блок оторвался от ракеты и упал на ПУ.
3. 10 июля 1963 года 8А92 Пл.1. РН взорвалась в стартовой системе из-за выключения ДУ блока «В» за 2 сек до КП. Стартовое оборудование было полностью разрушено.
4. 14 декабря 1966 года 11А511 Пл.31. После аварийного выключения двигателей и отмены пуска нештатно сработала ДУ САС, от двигателей САС ракета загорелась и взорвалась. Стартовые системы были разрушены.
5. 26 сентября 1983 года 11А511 Пл.1. Из-за нарушения в работе клапана подачи перекиси водорода в ТНА произошло возгорание и взрыв ракеты в стартовой системе. СК выведен из строя.
ЦитироватьЧтоб помочь разглядеть знакомые места: :)
Кликабельно.
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9317-low.jpg) (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/IMG_9317-hi.jpg)
Сооружения технической позиции на пл. 31 были максимально приближены к старту.
Shin,а можно самый левый снимочек ? .Для более внимательного учения знакомых мест :)
С уважением........
Технологические системы и агрегаты на пл. 31 имели дополнительную цифру «0» в обозначении: например, установщик 8У213 относится к площадке 1:
(http://i031.radikal.ru/0806/dc/8dfff564bcdc.jpg) (http://www.radikal.ru)
А установщик 8У0213 – к пл. 31:
(http://i016.radikal.ru/0806/e4/c56a5d4b00ed.jpg) (http://www.radikal.ru)
Для отработки скорострельности был достигнут непревзойденный до сих пор рекорд: с пл. 31 4 июля 1961 года было проведено два пуска МБР Р-7А в один день:
(http://i007.radikal.ru/0806/e1/1a84980a18df.jpg) (http://www.radikal.ru)
Хороший был подарок на супостатский праздник. :)
Главное отличие первой площадки от тридцать первой - на первой всегда больше начальства крутилось. Часть управления - под боком. :twisted:
И кстати, пилотируемые пуски с 31-й были еще в 60-х годах. Например, "Союзы-6 и 8" улетали с 31-й. Тогда, 11 октября 1969 года, была и первая телетрансляции с 31-й площадки. Вел репортаж известный журналист Юрий Фокин. Недалеко от старта даже была смонтирована специальная кабинка для телекомментатора.
ЦитироватьНедалеко от старта даже была смонтирована специальная кабинка для телекомментатора.
Которую, кажись, вражеские разведчики с орбиты приняли неизвестно за что? :)
Рекордным по количеству пусков был 1966 год, когда с 31-й площадки провели 29 пусков РКН, причем в марте месяце этого года проведено четыре пуска. Четыре пуска РКН за один месяц было проведено также в июне 1982 года.
Гибель людей на стартовых комплексах площадок 1 и 31:
1. Инженер-майор Коростелёв Леонид Владимирович.
Погиб во время пожара и взрыва ракеты-носителя «Союз» 11А511 с кораблем «Союз» 7К-ОК 11Ф615 на пусковой установке площадки 31 14 декабря 1966 года. Во время взрыва Коростелев Л.В. находился в одном из помещений стартового стола, не стал покидать его и задохнулся в дыму.
Родился 21 августа 1929 года в городе Москва. Русский. Окончил 10 классов в 1947 году, 1-ое автомобильное военное училище в 1950 году, Военную академию тыла и транспорта в г. Ленинград с золотой медалью в 1959 году.
При подготовке к пуску 1966 года являлся руководителем стартовой команды в группе комплекса наземного оборудования и контролером от 1-го испытательного управления (войсковой части 44275). Ему подчинялись:
– отделение верхнего силового пояса и ферм обслуживания (1 контролер от 1-го управления);
– отделение оснований и поворотного круга (1 контролер от 1-го управления);
– отделение нижнего силового пояса и кабины обслуживания (1 контролер от 1-го управления);
– отделение наведения и установки (1 контролер от 1-го управления).
Ранее принимал участие в испытаниях МБР Р-9 в качестве начальника стартовой команды пуска Р-9.
Воинские звания:
– лейтенант с 16.10.1950 года;
– старший лейтенант с 3.12.1953 года;
– инженер-капитан с 3.09.1959 года;
– инженер-майор с 29.10.1963 года.
Прохождение службы:
– в Вооруженных Силах с 17.09.1947 года, когда стал курсантом 1-го автомобильного военного училища;
– с 15.12.1950 года назначен автомобильным техником автотракторного взвода;
– с 22.03.1951 года назначен командиром взвода перевозки личного состава автороты 15-го гвардейского стрелкового полка 2-й гвардейской стрелковой дивизии;
– с 11.01.1954 года назначен командиром взвода подвоза боеприпасов автотранспортной роты 130-го гвардейского стрелкового полка 23-й гвардейской механизированной стрелковой дивизии;
– с 30.09.1954 года являлся слушателем Военной академии тыла и транспорта;
– с 21.08.1959 года назначен старшим инженером по ремонту и эксплуатации отдела главного механика;
– с 9.10.1959 года назначен инженером-испытателем по кабине и фермам 15-го отдела 1-го управления войсковой части 11284;
– с 31.05.1962 года назначен инженером-испытателем 2-го отделения 4-го отдела войсковой части 44275 (1-го испытательного управления);
– с 30.01.1963 года назначен старшим инженером-испытателем 2-го отделения 4-го отдела войсковой части 44275 (1-го испытательного управления);
– с 17.07.1964 года назначен начальником 2-го отделения 4-го отдела войсковой части 44275 (1-го испытательного управления).
30.12.1966 года в связи со смертью исключен из списков войсковой части 44275.
Гибель людей на стартовых комплексах площадок 1 и 31:
2. 8-10 октября 1970 года космодром посетил Президент Франции Жорж Помпиду. Как всегда для высоких гостей был проведен демонстрационный запуск: 8 октября с СК площадки 31 был проведен пуск РН «Восход» с КА Космос-368.
На СК площадки 1 была подготовлена к пуску другая РН. Это был резерв на тот случай, если на площадке 31 что-то случится. Контрольный пуск с площадки 1 планировался только через сутки после отлета высокого гостя.
РН сутки стояла на СК заправленной, «дышала» парами кислорода. В отдельных помещениях стартового сооружения была высокая загазованность по кислороду. Из-за баловства солдат личного состава – номеров стартового расчета, мальчишек по сути, в помещении насосной водяной системы пожаротушения возник пожар, который все сильнее и сильнее разгорался и приближался к заправленной ракете. Аварийно-спасательная команда с трудом удерживала огонь. Руководителями запуска было принято решение на проведение экстренного пуска. Со старта удалили всех лишних, не занятых в проведении заключительных операций. Стартовый расчет с риском для жизни завершил подготовку к пуску, опустил колонны обслуживания и задвинул кабину обслуживания в нишу. Ракета «ушла» со старта, несколько притушив пожар, фактически «удирая» от него. А через некоторое время огонь был побежден. Старт был спасен, но четырех солдат спасти не удалось. Это было 9 октября.
ЦитироватьЦитироватьНедалеко от старта даже была смонтирована специальная кабинка для телекомментатора.
Которую, кажись, вражеские разведчики с орбиты приняли неизвестно за что? :)
Неужели за туалет приняли? :D
Между прочим, посмотрел сейчас самое начало фильма "Укрощение огня" там очень хорошо (панорама с вертушки) показана 31 площадка. Так что, мои предположения о том, что она была скрыта от глаз широкой общественности не подтвердилось.
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/33.jpg)
Да уж, на туалет не похоже :cry: :D
Ну почему же.. Туалет с хорошим обзором. :D
Искаженный микропленкой,
ГУМ стал маленькой избенкой,
И уж впомнить неприлично,
Чем предстал театр МХАТ. (с) :)
ЦитироватьХороший был подарок на супостатский праздник. :)
Помятуя о том, что в это время на К-19 творилось... Праздник мог стать реальным по полной схеме. :cry:
ЦитироватьОсь газоотводного канала на пл. 1 смотрит на юго-восток, а на пл. 31 – на северо-запад.
(http://i017.radikal.ru/0805/c8/fa3f0135a342.jpg) (http://www.radikal.ru)
Вы знаете почему ?
Я думаю, что оси газоходов направлены в разные стороны потому, что по опыту пл. 1, где поднимаемые при пуске тучи пыли заслоняли "Стреляющему" наблюдаемые им двигатели, на пл. 31 пыль должна уходить в сторону от трассы полета и не мешать наблюдать работу двигателей на первый секундах. Может быть, роза ветров была чаще вытянута влево, что также уменьшало пыль.
А что дает стеляющему визульное наблюдение работы ЖРД на первых секундах?
По виду при строительстве 31 площадки был использован рельеф местности который позволял разместить её только так.
ЦитироватьОсь газоотводного канала на пл. 1 смотрит на юго-восток, а на пл. 31 – на северо-запад.
Судя по Гуглу Ось газоотводного канала на пл. 1 смотрит строго на восток
ЦитироватьЯ думаю, что оси газоходов направлены в разные стороны потому, что по опыту пл. 1, где поднимаемые при пуске тучи пыли заслоняли "Стреляющему" наблюдаемые им двигатели, на пл. 31 пыль должна уходить в сторону от трассы полета и не мешать наблюдать работу двигателей на первый секундах. Может быть, роза ветров была чаще вытянута влево, что также уменьшало пыль.
А не проще ли ?
Может, газоходы строго продолжают направление подъездного ж/д пути и все?
ЦитироватьА что дает стеляющему визульное наблюдение работы ЖРД на первых секундах?
То же, что и телеметристам: причину аварии.
ЦитироватьПо виду при строительстве 31 площадки был использован рельеф местности который позволял разместить её только так.
Там есть еще более крутой склон на юг.
(http://f10.ifotki.info/org/3f136e1aa8701203abbc7f3fe289e2335f4816114909416.jpg) (http://ifotki.info/)
ЦитироватьЦитироватьЯ думаю, что оси газоходов направлены в разные стороны потому, что по опыту пл. 1, где поднимаемые при пуске тучи пыли заслоняли "Стреляющему" наблюдаемые им двигатели, на пл. 31 пыль должна уходить в сторону от трассы полета и не мешать наблюдать работу двигателей на первый секундах. Может быть, роза ветров была чаще вытянута влево, что также уменьшало пыль.
А не проще ли ?
Может, газоходы строго продолжают направление подъездного ж/д пути и все?
Подъездные пути к пл. 31 строили путем создания насыпей
(http://f10.ifotki.info/org/ced113a7055e18c9db3a73e1a8aa86f55f4816114909651.jpg) (http://ifotki.info/)
ЦитироватьЦитироватьА что дает стеляющему визульное наблюдение работы ЖРД на первых секундах?
То же, что и телеметристам: причину аварии.
Разъясните, Владимир Николаевич.
Эти наблюдения на циклограмму и логику принятия решения не влияют, ИМХО.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьА что дает стеляющему визульное наблюдение работы ЖРД на первых секундах?
То же, что и телеметристам: причину аварии.
Разъясните, Владимир Николаевич.
Эти наблюдения на циклограмму и логику принятия решения не влияют, ИМХО.
На анализ причины аварии влияют: если телеметрия с борта в момент взрыва двигателя обрывается, то стреляющий и кинофотоаппаратура отдела телеметрии видят место аварии.
ЦитироватьНа анализ причины аварии влияют: если телеметрия с борта в момент взрыва двигателя обрывается, то стреляющий и кинофотоаппаратура отдела телеметрии видят место аварии.
ИМХО.Данные кинофотоаппаратуры в такой ситуации важнее. Разместить точки съемки можно намного лучше, чем перископ стреляющего.