Решил я по собственной инициативе провести просветительскую работу среди широких народных масс - и договорился с классной руководительницей своей 9-ти летней дочки прочесть в классе лекцию к Дню космонавтики. Тема простая - начать с первого спутника, собачек, Гагарина, Леонова - а далее как пойдет.
Сразу скажу, пошло хорошо!
"Широкие народные массы" присутствовали в лице 20 с лишним любопытных детишек обоего полу и возраста 9 лет, учительницы, моей жены, решившей послушать мужа :), и сынишки 5 лет, взятого за компанию.
В качестве наглядного материала использовались два десятка космических фото и пять видеосюжетов, взятых в инете и залитых на CD. DVD-плеер и телевизор были в классе в качестве учебного оборудования, так что проблем показать и рассказать - не было.
Рассказывал я минут 25, а потом еще минут 20 отвечал на вопросы - даже перемену "зацепил".
Начал лекцию я с Циолковского, далее рассказал о первой космической скорости (что это такое), кратко о конструкции ракеты, о Королеве и Кондратюке.
О первом спутнике, о собаках в космосе, о Гагарине - с видеороликами.
Потом кратко о полетах к Луне - Аполлоны, Луноход, лунники.
Затем - орбитальные станции.
Лекцию я не читал тупо по бумажке - напротив, в процессе рассказа спрашивал детишек по теме, в общем, был этакий интенсивный диалог о космонавтике.
Про Шаттл и Буран не рассказывал - решил оставить на будущее тему, для второй лекции.
Скажу сразу - интерес к теме у 9-ти летних детишек был огромный! Нет, не так - ОГРОМНЫЙ! Мало того, что слушали внимательно, но и вопросов задавали много - и про полеты на Луну, как американские, так и наши, и про марсианские и венерианские экспедиции, и про жизнь на станциях.
На удивление было мало вопросов по "желтым" темам - про тарелочки и инопланетян, конечно, спрашивали, но в духе, что из этого правда, а что враки, и как на самом деле - видели космонавты инопланетян или нет. Вопросов по космическим катастрофам и гибели космонавтов не было, неинтересна эта тема для детишек, а я и не рассказывал.
С инопланетян разговор быстро перешел к астрономическим вопросам - про черные дыры, пульсары(!), взрывы сверхновых звезд, метеоритную угрозу, про кометы. И это 3 класс обычной московской школы. :)
Приятно поразило то, что почти все знают не только о Гагарине, но и о Королеве, Циолковском, Леонове, о полетах орбитальных станций, о Лайке, Белке и Стрелке, о "Аполлонах" на Луне. Знают и про Тунгусский метеорит, и про комету Галлея.
Книжек детских научно-популярных о космосе, конечно, почти никто не видел - ввиду их отстутствия. посоветовал сходить в библиотеку и взять почитать Клушанцева - "Станция Луна" и "Дом на орбите".
Естественно, что в части научно-популярного кино о космонавтике тоже не все хорошо. Некоторые передачи детишки видели - но это все же передачи для взрослых были ("Луна. иная реальность", "Предстартовая неделя на космодроме", "Отряд космических дворняг", что-то еще), то есть детишки просто смотрели по ТВ все подряд, ну, и посмотрели среди прочего ТВ-трэша эти фильмы.
Очень жаль, что не мог я посоветовать детишкам ни одного нормального "космического" музея в Москве - большого музея космонавтики у нас просто нет! Павильон "Космос" на ВВЦ разорен, музей в стилобате памятника-ракеты перед ВВЦ на ремонте вроде... В музей на НПО "Энергия" в Королев не поедешь просто так...
В общем, получается так, что научно-просветительскую работу среди такой вот молодежи проводить надо - интерес-то есть, и огромный!
И если эту работу не делает школа и общество - то надо ее делать самим.
Тем более, что и первый спутник, и первый человек в космосе - наши, а это крепко в мозгах отложится.
P.S. Вот думаю - надо все же осенью к 4 октября устроить им экскурсию. Пустят ли 20 человек 4-классников в музей НПО "Энергия"?
Из опыта: такие беседы с современными детишками можно проводить до 7 класса, а дальше коллективный интерес падает :cry:
Очень, ОЧЕНЬ похвально!!!
P.S.: Было бы любопытно услышать в каких терминах вы рассказывали 9ти-леткам про первую космическую скорость :)
ЦитироватьИз опыта: такие беседы с современными детишками можно проводить до 7 класса, а дальше коллективный интерес падает :cry:
Это точно... :(
ЦитироватьОчень, ОЧЕНЬ похвально!!!
P.S.: Было бы любопытно услышать в каких терминах вы рассказывали 9ти-леткам про первую космическую скорость :)
ЦитироватьИз опыта: такие беседы с современными детишками можно проводить до 7 класса, а дальше коллективный интерес падает :cry:
Это точно... :(
- очень просто! Объяснил на пальцах :)
Спросил, знают ли они, что земля шар, и сколько за одну секунду пролетает предмет, который уронили с балкона? А пролетает он примерно 5 метров за первую секунду.
А если не просто уронить, а бросить вперед? С какой скоростью надо бросить предмет вперед, чтоб он не упал на землю, потеряв эти самые 5 метров высоты?
Вот с этого места и перешли мы к ракете. :)
7 класс - поздновать уже заинтересовать космонавтикой. Поэтому начал с 3 класса :)
все равно, какие то ООООЧЕНЬ сообразительные детишки в третьем классе...