Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Пилотируемые полеты => Тема начата: Salo от 18.04.2008 17:28:46

Название: HTV
Отправлено: Salo от 18.04.2008 17:28:46
Цитировать18.04.2008 / 12:13    В Японии представлена новая модель космического "грузовика", способного принять 6 тонн грузов

     В Японии представлена техническая модель космического "грузовика", который призван стать одним из основных средств доставки грузов на Международную космическую станцию после списания американских "шаттлов" в 2010 году, передает ИТАР-ТАСС.
     Корабль, выставленный аэрокосмическим агентством JAXA в научном центре в городе Цукуба, способен принять на борт до 6 тонн любых грузов - от воды и пищи до одежды и экспериментальной аппаратуры. Утверждается, что он более вместительный, чем российские и европейские аналоги. Японский челнок (HTV) длиной около 10 метров имеет цилиндрическую форму диаметром 4,4 метра.
     Первый запуск "грузовика" запланирован на следующее лето. Вывод на орбиту будет осуществляться тяжелой ракетой H-2B, которая еще находится в стадии разработки. В период с 2009 по 2015 годы предполагается осуществить 7 стартов, которые обойдутся в 68 млрд иен (около 680 млн долларов по текущему курсу).

     - К.И.
Название: HTV
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 18.04.2008 17:32:45
В 2011 можно ждать :)
Название: HTV
Отправлено: Salo от 18.04.2008 17:37:03
:roll:  :lol:
Цитировать
Цитироватьтакже очень интересна тема грузового корабля-HTV.

«HTV» (от англ. H-II Transfer Vehicle)

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5423.jpg)

В целом демонстрируется типично японский подход - дорого но сами. Пока не планируется автоматическая стыковка - корабль будет управляться со станции и захватываться манипулятором.
Название: HTV
Отправлено: Salo от 18.04.2008 17:46:06
ЦитироватьSchwalbe пишет:

Практически Прогресс. :wink: Кстати, и по удельной массе ПН очень близко

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5424.jpg)
Название: HTV
Отправлено: Agent от 19.04.2008 04:19:21
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5423.jpg)
Похоже на банку пепси. Слегка подмалевать - и можно будет рекламой чуток затрат отбить
Название: HTV
Отправлено: Salo от 18.04.2008 21:00:49
Red Bull окрыляет! :lol: :lol: :lol:

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5451.jpg)

Это ж сколько бабок срубить можно! :shock:
Название: HTV
Отправлено: us2-star от 18.04.2008 23:24:59
Так только так и должен выглядеть транспортный контейнер..  :D
Название: HTV
Отправлено: Dude от 19.04.2008 03:57:13
А банка и есть "транспортный контейнер". :)
Название: HTV
Отправлено: SpaceR от 20.04.2008 01:32:22
Цитировать(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5423.jpg)
Похоже на банку пепси. Слегка подмалевать - и можно будет рекламой чуток затрат отбить
Больше похоже на клон "Жюль Верна".
Не хотят страны разумно распределять вклады в общие программы, обязательно "потолкаться локтями" им охота...  :(
Название: HTV
Отправлено: Lev от 21.04.2008 21:34:26
SpaceR писал(а):
ЦитироватьБольше похоже на клон "Жюль Верна".
Вообще говоря, HTV функционально чень сильно отличается от ATV.
1-HTV не может стыковаться самостоятельно, а только с манипулятором и только к АС МКС

(http://i024.radikal.ru/0804/ee/fd8739ff9323.jpg)

2-У HTV есть негерметичный грузовой отсек, в котором доставляются габаритные грузы,
которые можно извлечь только манипулятором и которые невозможно внести в гермообъем МКС через СУ:

(http://i016.radikal.ru/0804/e0/1686c0720e3b.jpg)
3-HTV не может доставлять  топливо для МКС.
Название: HTV
Отправлено: pk13 от 22.04.2008 12:32:26
Ну и поднимать орбиту МКС тоже наверное не сможет.
Название: HTV
Отправлено: А.Коваленко от 22.04.2008 12:51:33
ЦитироватьНу и поднимать орбиту МКС тоже наверное не сможет.
Не сможет.
Название: HTV
Отправлено: Dude от 23.04.2008 01:58:29
Название: HTV
Отправлено: us2-star от 23.04.2008 00:03:25
.
Название: HTV
Отправлено: DAP от 05.08.2008 11:31:27
Чувак из команды разработчкиков HTV (должность не названа) говорит, что в конце года начинаются полномасштабные испытания полностью собранного HTV, в апреле отправляют на Танегашима. Пуск планируют по-прежнему в 2009 году (нет уточнений по срокам).

http://www.yomiuri.co.jp/dy/features/science/20080805TDY04304.htm
Название: HTV
Отправлено: AceIce от 10.08.2008 20:45:32
Телеканал «Еuronews».
Представитель руководства НАСА 19 июля сообщил, что агентство к 2010 году намерено приобрести у Японии грузовые космические корабли для обслуживания МКС вместо шатлов.
Название: HTV
Отправлено: Salo от 11.08.2008 00:34:56
Новость старая и уже опровергалась НАСА.
Название: HTV
Отправлено: AceIce от 11.08.2008 16:38:05
ЦитироватьНовость старая и уже опровергалась НАСА.

Тогда лишний пинок Евроньюсу...
Название: HTV
Отправлено: Liss от 11.08.2008 19:02:07
ЦитироватьТелеканал «Еuronews».
Представитель руководства НАСА 19 июля сообщил, что агентство к 2010 году намерено приобрести у Японии грузовые космические корабли для обслуживания МКС вместо шатлов.
История темная... Yomiuri писала об этом 20 июля со ссылкой на JAXA, а NASA официально опровергла факт ведения переговоров с японцами 21 июля. Почему это вновь всплыло сегодня, в том числе на ленте Роскосмоса -- загадка.
Название: HTV
Отправлено: Salo от 26.12.2008 00:08:02
http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=13420126&PageNum=0
ЦитироватьВ Японии представили новый собственный беспилотный корабль для доставки грузов на МКС

25.12.2008, 07.31
 ТОКИО, 25 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Василий Головнин/. В японском научном городке Цукуба журналистам сегодня представили одноразовый беспилотный транспортный корабль Эйч-ти-ви, который предназначен для доставки грузов на Международную космическую станцию /МКС/. Его длина - около 10 метров, диаметр - 4,4 метра. Аппарат, разработанный японской аэрокосмической корпорацией ДЖАКСА, сможет за раз доставить на МКС до 6 тонн грузов.

После этого Эйч-ти-ви будет забирать отходы деятельности международной станции, отделяться от нее и сгорать в плотных слоях атмосферы. Япония предполагает запускать такие транспортные аппараты с осени 2009 года с помощью своей новой тяжелой ракеты Эйч-2-би. Для этого будет использоваться единственный в стране космодром на острове Танегасима.
Название: HTV
Отправлено: Lev от 26.12.2008 01:31:42
(http://s60.radikal.ru/i169/0812/ff/6f10ba9048f1.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://s44.radikal.ru/i103/0812/ab/d43c68c0755d.jpg) (http://www.radikal.ru)
Название: HTV
Отправлено: Dude от 28.12.2008 01:53:16
(http://xs434.xs.to/xs434/08524/20081225-00000021-jijp-soci-view-000539.jpg)
Название: HTV
Отправлено: ronatu от 28.12.2008 12:26:45
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6756.jpg)

 :wink:

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6757.jpg)
Название: HTV
Отправлено: ronatu от 28.12.2008 12:27:24
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6758.jpg)
Название: HTV
Отправлено: Eraser от 28.12.2008 15:27:35
Ну натуральная ведь 0,33 л алюминиевая банка. Ох уж эти хвалёные японские дизайнеры.
Название: HTV
Отправлено: Lev от 28.12.2008 17:46:56
ЦитироватьНу натуральная ведь 0,33 л алюминиевая банка. Ох уж эти хвалёные японские дизайнеры.
Так и было задумано в целях рекламы :D
Название: HTV
Отправлено: Alex_II от 28.12.2008 18:52:43
Цитировать
ЦитироватьНу натуральная ведь 0,33 л алюминиевая банка. Ох уж эти хвалёные японские дизайнеры.
Так и было задумано в целях рекламы :D
Интересно, какой кусок цены пуска удастся отбить, раскрасив корабль в цвета конкретного рекламодателя? Процентов 10 выйдет?
Название: HTV
Отправлено: Lev от 28.12.2008 17:58:19
ЦитироватьИнтересно, какой кусок цены пуска удастся отбить, раскрасив корабль в цвета конкретного рекламодателя? Процентов 10 выйдет?
Кстати, хорошая мысль - размещать рекламу на корабле. Всё время, пока корабль в составе МКС, реклама будет на всех фотках. :D
Название: HTV
Отправлено: Alex_II от 28.12.2008 19:13:26
Цитировать
ЦитироватьИнтересно, какой кусок цены пуска удастся отбить, раскрасив корабль в цвета конкретного рекламодателя? Процентов 10 выйдет?
Кстати, хорошая мысль - размещать рекламу на корабле. Всё время, пока корабль в составе МКС, реклама будет на всех фотках. :D
А на тепловом режиме не скажется?
Название: HTV
Отправлено: zyxman от 28.12.2008 21:28:44
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИнтересно, какой кусок цены пуска удастся отбить, раскрасив корабль в цвета конкретного рекламодателя? Процентов 10 выйдет?
Кстати, хорошая мысль - размещать рекламу на корабле. Всё время, пока корабль в составе МКС, реклама будет на всех фотках. :D
А на тепловом режиме не скажется?
Сейчас уже есть в продаже даже черная с виду краска, которая поглощает ЕМНИП всего 40% излучения (она очень хорошо отражает УФ и ИК), так что вероятно грузовик покрасить вполне можно.
Название: HTV
Отправлено: Lev от 02.01.2009 12:00:04
ЦитироватьА на тепловом режиме не скажется?
Все решаемо.
Название: HTV
Отправлено: frigate от 10.01.2009 00:22:52
Тут задавали вопрос по системе сближения HTV с МКС?

Материалы с 26th International Symposium on Space Technology and Science (Hamamatsu, Japan, 1-8 June 2008) о HTV:
(http://archive.ists.or.jp/images/page_images/26.jpg)
 Technology of H-II Transfer Vehicle Rendezvous System (http://www.senkyo.co.jp/ists2008/pdf/2008-d-30.pdf)
 HTV On-orbit Flight Demonstration  (http://www.senkyo.co.jp/ists2008/pdf/2008-g-16.pdf)
 Design and Evaluation Results of HTV GN&C Subsystem (http://www.senkyo.co.jp/ists2008/pdf/2008-d-31.pdf)
 Overview and the Development Status of HTV Operations System (http://www.senkyo.co.jp/ists2008/pdf/2008-f-11.pdf)
HTV Exposed Pallet (EP) - Exclusive means of ISS external cargo transportation after Space Shuttle retirement (http://www.senkyo.co.jp/ists2008/pdf/2008-f-12.pdf)
Proximity Communication System (PROX) - Role as a lighthouse on ISS (http://www.senkyo.co.jp/ists2008/pdf/2008-f-15.pdf)
HTV On-orbit Flight Demonstration (http://www.senkyo.co.jp/ists2008/pdf/2008-g-16.pdf)
HTV Cargo Delivery Service and Role for ISS Activity (http://www.senkyo.co.jp/ists2008/pdf/2008-g-17.pdf)
Development Plan for Future Mission from HTV System  (http://www.senkyo.co.jp/ists2008/pdf/2008-k-64.pdf)

Other articles:
DEVELOPMENT OF SIGISPACE INTEGRATED GPS AND INS    FOR HTV GNC SYSTEM. MATSUE - 2002  (http://archive.ists.or.jp/upload_pdf/ISTS_2002-d-12.pdf)
TELE-GONIOMETER RENDEZVOUS SENSOR FOR HTV AND ATV GUIDANCE TO ISS - OPERATIONAL MODING CONCEPT ON SPECIFIC CONDITIONS. MATSUE - 2002 (http://archive.ists.or.jp/upload_pdf/ISTS_2002-d-16.pdf)
JAXA-ESTEC Joint Experiment of HTV-ISS Distributed Interactive Simulation. MIYAZAKI - 2004 (http://archive.ists.or.jp/upload_pdf/ISTS_2004-t-12.pdf)
Название: HTV
Отправлено: frigate от 10.01.2009 03:38:03
(http://radikal.ru/F/i053.radikal.ru/0901/19/72d0ff0fae1d.jpg)
(http://s54.radikal.ru/i145/0901/a1/ac8f766970dc.jpg)
(http://radikal.ru/F/s46.radikal.ru/i111/0901/89/a575547f5447.jpg)
Название: HTV
Отправлено: Salo от 10.01.2009 12:56:47
Спасибо! :wink:
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 10.01.2009 18:21:49
А кто нить знает чьи двигатели будут использоваться на РСУ HTV японские или американские?
Название: HTV
Отправлено: frigate от 11.01.2009 00:49:40
ЦитироватьА кто нить знает чьи двигатели будут использоваться на РСУ HTV японские или американские?
HTV Propulsion Module has twenty-eight 110N class Reaction Control System (RCS) thrusters for position control.
From 4 tanks in the propulsion module all RCS thrusters are fed propellant by helium gas.

RCS двигатели "made in USA":
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6858.jpg)
Photo: 28 sets of R-1E thruster (Offered by Primex Space Systems Co.)
October 6, 2000 - he Pre-Shipping Review (PSR) for 28 R-1E thrusters, that will be used for HTV attitude control was held by Primex Space
Systems Co. in the United States. These thrusters will be delivered to Ishikawajima-Harima Heavy Industries Co. Then after used in System
Firing Test (SFT) in which NASDA confirms the Propulsion-system performance, they will be installed to the first HTV.
The same thrusters have been used in Space Shuttle for attitude control and they will be installed in Propulsion Module of HTV.
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 11.01.2009 10:16:17
а маршевые, те что с большими соплами, они какой тяги?
Название: HTV
Отправлено: frigate от 11.01.2009 07:27:18
Цитироватьа маршевые, те что с большими соплами, они какой тяги?
four 500N class main thrusters...
У вас что - GOOGLE бастует или на рождественских каникулах?  :P

HTV Specifications (см. chapter 7) здесь:
Kibo HANDBOOK PDF 6 MB (http://kibo.jaxa.jp/library/fact/data/kibo-handbook_en.pdf)
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 11.01.2009 17:08:09
Про то что они будут тягой 500 Н я знал. На ATV так же сделано. Главный вопрос для меня что это за двигатели. Раньше информация про HTV была только на японском. Поэтому спасибо Frigate за информацию про двигатели РСУ, но хотелось бы узнать и происхождение маршевых.)
Название: HTV
Отправлено: frigate от 12.01.2009 00:53:48
ЦитироватьПро то что они будут тягой 500 Н я знал. На ATV так же сделано. Главный вопрос для меня что это за двигатели. Раньше информация про HTV была только на японском. Поэтому спасибо Frigate за информацию про двигатели РСУ, но хотелось бы узнать и происхождение маршевых.)
(http://radikal.ru/F/s48.radikal.ru/i119/0901/95/df6c1f317617.jpg)

Domestically-produced orbital maneuvering bipropellant  engine 500N-AKE engines with smaller thrust (500N) and longer operating time had been used on spacecrafts:
- DRTS (Data Relay Satellite, which is a GEO communication satellite and relays communications between medium to low altitude (300-1,000 km) spacecrafts) 2x500N apogee-kick engines;  
- SELENE (KAGUYA) is the Japan's first, large lunar explorer and stands for SELenological and Engineering Explorer. Launched in September 2007 and reached its lunar orbit in October;
- Also used by Orbital Sciences and Lockheed Martin;

This engine (bi propellant engine systems with hydrazine and MON3) was developed by the JAXA Propulsion Group and IHI Aerospace (IA).

Japanese 1st Moon Lander SELENE-2 would use  cluster of 9x500N pulse thrusters to demonstrate safe and precise landing technologies.
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 12.01.2009 10:32:38
А еще что-нить?))
Размеры, материал, степень расширения сопла, Км, тип форсунок.??))
EADS например про свои всё рассказывает прям на сайте,  а IHI наверно только на японском.
Название: HTV
Отправлено: frigate от 12.01.2009 08:33:11
ЦитироватьА еще что-нить?))
Размеры, материал, степень расширения сопла, Км, тип форсунок.??))
EADS например про свои всё рассказывает прям на сайте,  а IHI наверно только на японском.
Японским, увы не владею (даже со словарем) :oops:                                                                                              
_______________________
Информация должна быть!

www.senkyo.co.jp/ists2008/pdf/2008-k-36.pdf
Thrust 547+54/-58 N
Isp319.8±5.1 s
Preg=1.77 MPa

Engine IA 500N OME is bi-propellant engine which used for DRTS as Apogee kick engine.Figure3 shows OME flight model. OME consists of twoMOOG propellant valves, titanium alloy injector andcolumbium alloy combustion chamber. OME has heaters forcontrol the temperature of propellant valves and injector.OME was used for delta-V operation for orbit correction and transfer.

Мелочи, Штирлиц додумаете сами (C) :P
Название: HTV
Отправлено: Lev от 27.01.2009 00:12:44
(http://s43.radikal.ru/i102/0901/4d/311b3b24f8a2.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://s58.radikal.ru/i160/0901/36/7d4ad6a4bcbf.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://s41.radikal.ru/i092/0901/64/70b1b98a2748.jpg) (http://www.radikal.ru)
Название: HTV
Отправлено: ОАЯ от 27.01.2009 03:03:27
Или у меня с глазами... или верхние красные сопла - не тела вращения.
Название: HTV
Отправлено: duke от 27.01.2009 03:46:29
ЦитироватьИли у меня с глазами... или верхние красные сопла - не тела вращения.
:shock:
Нормальные там сопла...
Название: HTV
Отправлено: Salo от 27.01.2009 21:42:24
Цитировать
Цитироватьmescalito пишет:

А еще что-нить?))
Размеры, материал, степень расширения сопла, Км, тип форсунок.??))
EADS например про свои всё рассказывает прям на сайте, а IHI наверно только на японском.
Frigate пишет:

Японским, увы не владею (даже со словарем) [Смущенно]
_______________________
Информация должна быть!

www.senkyo.co.jp/ists2008/pdf/2008-k-36.pdf
Thrust 547+54/-58 N
Isp319.8±5.1 s
Preg=1.77 MPa

Engine IA 500N OME is bi-propellant engine which used for DRTS as Apogee kick engine.Figure3 shows OME flight model. OME consists of two MOOG propellant valves, titanium alloy injector and columbium alloy combustion chamber. OME has heaters forcontrol the temperature of propellant valves and injector.OME was used for delta-V operation for orbit correction and transfer.

Мелочи, Штирлиц додумаете сами (C) :P
А УИ высокий для движка с вытеснительной подачей.
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 30.01.2009 19:21:36
Там камера из ниобиевого сплава и сопло со степенью расширения около 250. Так что УИ вполне на уровне.
Название: HTV
Отправлено: SpaceR от 01.02.2009 00:23:09
Разве 320 c - это много?
На ГСОшных апогейниках реально 325 с (тяга ~50 кг), столько же примерно и на Sygnus от Orbital.
Название: HTV
Отправлено: Salo от 01.02.2009 14:14:31
Но у Нижней Салды наилучший результат 315с. И то не на серийном двигателе.
А в серии 302с. :(
Название: HTV
Отправлено: SpaceR от 01.02.2009 16:47:54
Так то у Нижней Салды...
И, кстати, Вы нижнесалдинские для какой тяги смотрели? Тоже 490H ?  ;)
Название: HTV
Отправлено: Salo от 01.02.2009 20:35:47
11Д458М с тягой 392,4 Н и УИ 302с.
Название: HTV
Отправлено: fagot от 01.02.2009 16:57:46
У нас вытеснительными двигателями для серьезных применений не занимались, апогейников вообще не было как класса, а при малой ХС гнаться за УИ особого смысла нет, отсюда и результат.
Название: HTV
Отправлено: Salo от 01.02.2009 22:51:24
Да, только теперь его ставят на Флагман и к Марсу. :roll:
А 20 секунд УИ совсем бы не помешали.
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 02.02.2009 08:41:26
325 сек это у лучших апогейников. Они целиком сделаны из рения. И стоят соответствено. В России из рения никогда делать ничего не станут. Так как у нас не делают ГСОшных КА массой более 3.2 тонны.. А лишние 5-7 сек привыведении дают экономию в 20-30 кг топлива, а это лишние пару лет активного существования. Ну и дополнительная прибыль. Поэтому буржуи и нескупятся на камеры и сопла из рения и иридия.
 А самый высокий УИ в РФ (из летающих) у КБХиммашевского ЖРДМТ - 307 сек (не помню индекс, но он точно летающий). И это на 200 Н и степени рааширения 100 по площадям. Результат вполен достойный. Такого же класса тяги европейский стоящий на  ATV имеет помоему 280-290 сек. И сделан он из платинового сплава, а наш из ниобиевого. Разница по стоимости десятки раз.;)  У салдинского 11Д458М тоже может быть 320 сек если степень расширения задрать как у ГСОшных апогейников до 250 или 300. Так что не надо прибедняться и опускать наши КБ "жрдмтшные"). Просто не ставилась задача сделать апогейник с высокой степенью расширения. Да и проблем с испытаниями ЖРДМТ с такими соплами очень много. Нужно вакуумную камеру городить с газодинамической трубой и трех ступенчатым эжектором для создания разрежения на срезе сопла. Можно правда и на подрезанном сопле испытывать, но тогда реальный УИ вы только пересчетом получите.
Название: HTV
Отправлено: fagot от 02.02.2009 11:58:59
Так никто и не прибедняется. :wink: Понятно, что основная причина такого УИ - не низний уровень разработок, а отсутствие необходимости. Плюс несколько секунд проигрывается из-за использования НДМГ.
Химмашевский двигатель это видимо ДСТ-200А. Однако у двигателей ориентации ATV степень расширения вроде бы поменьше сотни, поэтому правильнее было бы сравнивать их с ДСТ-200, у которого УИ тоже в районе 280 секунд.
Название: HTV
Отправлено: Salo от 03.02.2009 01:01:51
У химмашевского ДМТ-600 УИ 301с при тяге в 60 кгс.
Есть ещё вот такой экспериментальный из Нижней Салды:

(http://s42.radikal.ru/i098/0809/4c/77e4b068282b.jpg)
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 05.02.2009 14:30:42
КБХМашевский который я упоминал с УИ 307 с и тягой 200Н это ДСТ-200А

http://img519.imageshack.us/my.php?image=48018127rz5.jpg


http://img13.imageshack.us/my.php?image=dst200afr2.jpg
Название: HTV
Отправлено: excellent от 20.02.2009 18:51:03
Где то примерно в 98 году на Ниимаш пришло ТЗ с Энергии о разработке двигателя с высоким УИ - около 300 с как мне помнится.
В разработку ввязалось и КБХМ. По прошествии некоторого времени движок был изготовлен. Из-за того что Энергия не могла отдать предпочтения тому или иному производителю по результатам бумажных отчетов были проведены сравнительные испытания двигателей обеих фирм на стендах НИИмаш и КБХМ.
Двигатель КБХМ представили на испытания со стендовым соплом (по моему степень расширения было что-то около 15), НИИмаш представил двигатель с полноразмерным соплом. По результатам испытаний Энергией выбран двигатель НИИмаш. 307 единиц КБХМ получали пересчетом результатов стендового двигателя на Кр 1,85 (расширение сопла 100). Кр они высчитали теоретическим путем, т.к. у них двигателей с такими соплами в то время не было.
Движок правда в дело не пошел, по понятным причинам) но на основе его был переделан двигатель 11Д458 в 11Д458М, который прошел где то в 2005-6 гг этап ЗДИ и принят заказчиком на соответствие ТЗ. Так што НИИмашевские двигатели - это двигатели с реальным УИ, изготавливаемые серийно.

Добавлю, что на нем стоит стабилизатор давления, поддерживающий УИ и, соответственно тягу в широком диапазоне входных давлений.

Извинтие за офф, если что.
Название: HTV
Отправлено: Дмитрий В. от 20.02.2009 20:02:14
ЦитироватьИзвинтие за офф, если что.

Ну, как раз в тему! А 315 с подтверждаются?
Название: HTV
Отправлено: fagot от 21.02.2009 05:50:16
Побольше бы такого оффтопа. :)
Название: HTV
Отправлено: excellent от 21.02.2009 18:37:21
Спасибо за отзывы:)
320 с для рдмт  - это очень много, почти недостижимо. Чтобы ее достигнуть надо вложить очень большие деньги, просто гигантские, несоразмерные удельному импульсу и области применения.
По поводу 315 с - если назовете обозначение движка - могу уточнить.
Однако замечу, что для рдмт такое значение удельного импульса - огромнейшее достижение. Ведь не надо напоминать что рдмт работают при достаточно низких значениях входного, и соответственно камерного давления. Если поглядеть в 4 том справочника Глушко, то вы прекрасно увидите,что при альфа 0,6 теоретический удельный импульс при давлении в камере около  7 атмосфер будет лежат в районе 320-330 с. Чем ближе удельный импульс к теоретическому тем сложнее его достигнуть. Я лично двигателей с таким УИ не видел и все упоминания о них считаю недостоверными. В неметчине производились движки с платиновородиевыми соплами с
УИ в районе 320 с. Однако они измеряют УИ в импульсном режиме... Мне кажется это несколько неверно. В импульсе в принципе можно намерять сколько душа пожелает.
По поводу рения - целиком из него двигатели конешно не делают, он  не технологичный материал -  плохо сваривается, плохо обрабатывается резанием. На Ниимаше в свое время проводились работы по созданию рениевого сопла, совместно с Уральским отделением академии наук . Но все это очень дорого, из центра денег не было и их свернули, хотя предварительные оценки показывали неплохие результаты.
По поводу движка на рисунке Salo - это вообще в солиде нарисовано. Такого двигателя у Ниимаша нет и не было, это ж реклама голимая. Создать в принципе не так и сложно но все упирается в финансирование:)

п.с. Для оценки реальности моих данных скажу что работал на НИимаше в 92-2003 гг и все эти истории знаю изнутри.
пс.с. Хочу спросить у фагота - а что вы понимаете под серьезными применениями для ДУ с вытеснительной подачей топлива?
БР морского базирования - серьезное применение?
Название: HTV
Отправлено: Salo от 21.02.2009 21:15:42
ЦитироватьПо поводу движка на рисунке Salo - это вообще в солиде нарисовано. Такого двигателя у Ниимаша нет и не было, это ж реклама голимая. Создать в принципе не так и сложно но все упирается в финансирование:)
Тут целая серия "экспериментальных" двигателей РДМТ100А (308 с), РДМТ135МА (310 с), РДМТ200А (310 с), РДМТ500А/1 (315 с):

http://www.lpre.de/resources/articles/RDIME_products.pdf
Название: HTV
Отправлено: excellent от 21.02.2009 19:15:46
Спасибо за ссылку. Поглядел документ. 11Д458М  представлена фотография с цветами побежалости на сопле.. Это реальный двигатель. То что нарисовано в трехмерке - реклама.. что я могу сказать...Многие так делают
Вот тут FOBOS2.wmv (http://narod.ru/disk/5923630000/FOBOS2.wmv.html)
можно скачать мульт про Фобос - Грунт. примерно 22 метра.
Название: HTV
Отправлено: Salo от 21.02.2009 21:29:17
На Фобос-Грунт вроде РДМТ135М стоят?
Название: HTV
Отправлено: fagot от 22.02.2009 04:19:37
Цитироватьпс.с. Хочу спросить у фагота - а что вы понимаете под серьезными применениями для ДУ с вытеснительной подачей топлива?
БР морского базирования - серьезное применение?
Тут я не слишком правильно выразился, под "серьезностью" всего лишь подразумевались изделия со значительным запасом ХС, когда даже небольшое увеличение УИ дает заметный выигрыш. Т.е. это в основном использование на верхних ступенях РН и в качестве апогейных двигателей на спутниках связи. Вообще у нас был изрядный перекос в сторону турбонасосной подачи даже там, где это было не слишком оправдано, взять хотя бы КТДУ ранних Союзов и многих АМС. ХС ступени разведения сотни м/с, насколько я знаю.
Что касается заявленных значений УИ для тех же апогейников, на мой взгляд причин не доверять им не больше, чем для двигателей больших тяг с ТНА.
Название: HTV
Отправлено: excellent от 23.02.2009 16:51:44
На возвращаемом модуле (ДУ полностью проектируется и изготавливается НИИмашем) стоит двигатель тягой 13,3 кг с УИ = 307 с (специально отобран для ДУ) в качестве маршевого и модернизированные газовые  в качестве движков ориентации и стабилизации.
На перелетном модуле должны стоять двигатели  тягой по 40 и 5 кг соответственно (параметры удельного импульса не могу прямо сейчас сказать, т.к. не в курсе, модернизация проводилась уже после меня, но думаю на уровне 11Д458М, не ниже) и вроде как еще тягой 1,2 кг.
Да, подскажите еще что такое ХС а то я в ваших аббревиатурах что то не очень.
Название: HTV
Отправлено: Дмитрий В. от 23.02.2009 18:01:10
ЦитироватьДа, подскажите еще что такое ХС а то я в ваших аббревиатурах что то не очень.

ХС - Характеристическая Скорость. Основной показатель потребной и располагаемой энергетики для ракетодинамических маневров.
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 24.02.2009 19:03:00
Все эти большие УИ за рубежом достигаются за счет применения для материала стенки камеры сгорания высокотемпературных сплавов на основе рения, иридия, платины и композиционных материалов на основе карбида кремния.

Температура стенки камеры на стационарном режиме в таких двигателях не менее 1700С. Но способна держать забросы до 2000С.

А какая температура стенки в НИИМАШевских двигателях?
Название: HTV
Отправлено: excellent от 25.02.2009 14:26:47
У них ММГ наверное, а на нем УИ повыше.
По крайней мере это следует из сравнительного испытания серийного движка 11Д458 в Америке на стендах фирмы Аэроджет в середине 90-х гг. Штатный движок с УИ 250 ед испытали в Америке на их компонентах и удивилсь - показал УИ на уровне 290 ед.
На Ниимаше еще в конце 80-х гг были разработаны и испытаны сопла с керамическими вкладышами в минимальном сечении, с вкладышами из ниобиевого сплава, сопла с абляционным покрытием.
В начале 90-х освоено производство сопел из ниобиевого сплава с дисилицидмолибденовым покрытием. Внедрение таких сопел на серийных двигателях было сопряжено не только с технологическими трудностями, но и с косностью мышления отдельных высокопоставленных чиновников в некоторых космических фирмах, но тем не менее это было сделано.
Как я уже писал в Германии были рекламированы сопла из платинородиевого сплава - представляете сколько оно будет стоить, для сороковки со степенью расширения 150, массой более килограмма? А стружка? Это маманегорюй сколько забот:)
Температура в минимальном сечении если мне не изменяет память около 1300-1400С. Карбидкремниевые тоже делались, но у нас в России в те времена керамику не умели делать...трещали они очень хорошо, приходилось выкручиваться по всякому. Да и вообще.. все в деньги упирается, а финансирование тогда было минимальным.
УУКМ планировался к освоению, была даже опытная партия изготовлена в УНИИКМ.. но .. 90-е все сгубили.
Хотел бы также добавить что повышение температуры в камере не такое простое дело как кажется на первый взгляд. Схему смешения надо менять, отрабатывать все это дело, а это не быстро.
С РДМТ не меньше возни чем с большими двигателями.
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 26.02.2009 09:31:25
Как делают двигатели из сплавов платины в EADS я точно не знаю но уж точно не точением из прутка. В США камеры ЖРДМТ из рения с иридиевым покрытием делают способом газоплазменного напыления на форму. Это двигатели  HiPAT и AMBR. Как понимаете никакой стружки там нет.
Ниобиевый сплав С103 с силицидным покрытием R512 в США для камер ЖРДМТ применяется уже очень давно. Температура стенки у таких камер 1400С.
Также сплавы ниобия и вольфрама применяются уже даже в Китае и там тоже УИ 310-315 с на степени расширения 150-200.
А что касается стоимости то масса всего ЖРДМТ с клапанами и степенью расширения 200 составляет 4 кг не больше (на сайте EADS можно проверить). Повышения УИ апогейника с 280 до 320 с даст экономию топлива на довыведении около 70 кг. А так как двигатели РСУ питаются от тех же баков что и апогейник то это как минимум лишних два года активного сушествования.
На форуме НК как то (поему участник  "Новый") писали что год работы среднего спутника связи на ГСО это 100 млн. долларов дохода.
Я думаю что в Европе и Америке а теперь уже и в Азии деньги считать умеют и не заморачиваются на счет того что 1 кг рения стоит  около 80000 долларов

А кстати в Росии камеры из рения делали в Екатиренбурге в НИИ высокотемпературной электрохимии. На сайте у них можно посмотреть.

 И один из директоров фирмы которая напыляет камеры из рения в США выходец из этого института. Так-то. :(
Название: HTV
Отправлено: excellent от 26.02.2009 15:46:19
Честно говоря не очень понятно ваше эмоциональное "так-то" в конце.
Камеру конешно не точением из прутка делают. Сверхзвуковую часть скорее всего катают из листа. Саму камеру наверное или штампуют или прессуют, не знаю, однако хочу заметить что окончательная обработка точением все же присутствует в любом случае, а значит есть и стружка, хотя не в ней ведь дело, не правда ли?

Наверное деньги считают, не знаю.. у нас в России все может быть.
Про камеру из рения я уже писал, если вы заметили, на НИИмаше пробовали делать их совместно с Уральским отделением академии наук, куда входит и институт электрохимии. Именно с их помощью и делали. Но.. кончились деньги по теме, которые выделяет Москва, продолжить ее не разрешили.. и всё.. все работы закончились. Напомню, что рений очень неустойчив к воздействию азотной кислоты.

Сравните бюджеты НАСА и той же китайской космоотрасли и России - и почувствуйте разницу как говорится.
Гордиться надо что у нас хоть что-то на крохи выделяемые правительством делается и делается на мировом уровне. Скоро и этого не будет - и вот это печалит больше всего.
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 27.02.2009 17:23:23
Мое эмоциональное "Так-то" вызвано сожалением что технология которая сделана в России внедрена и активно используется на западе .
Про технологию спорить не буду - это технические тонкости.

Про рений и азотную кислоту скажу следующее: рениевые камеры у них покрываются иридием скорее всего именно из-за этого.

У меня есть пара вопросов к вам excellent

Есть ли у Ниимаша двигатели малой тяги с использованием завесы. Если есть то какой тяги и УИ.

Какого типа форсунки в Ниимашевских двигателях используются. Только ли струйные?

К чему спрашиваю- на западе используют и струйные и центробежные и щелевые, а у нас по моим сведениям только струйные (сталкивающиеся струи).

И завеса также в наших ЖРДМТ не используется. По крайней мере мне обратное неизвестно.
Название: HTV
Отправлено: excellent от 27.02.2009 16:24:44
Практически все Ниимашевские ЖРДМТ, включая двигатель 17Д16 - разработанный для Бурана, используют завесу в качестве элемента охлаждения камеры. 17Д16 использует завесу доподнительно в качестве охлаждения сверхзвуковой части сопла. Тяга серийно изготавливаемых движков от 5 до 260 кг с делением: 5, 10, 13.3, 20, 40, 260. Схема смесеобразования - центробежная. Двигатель 17Д58Э основан на струйной схеме смесеобразования. Двигатель С5.205 по моему тоже струйный, но он сконструирован в КБХМ, НИИМаш его только серийно производит. УИ.. хммм...вопрос конешно интересный. Модельный ряд двигателей достаточно большой, включает в себя серийно изготавливаемые и экспериментально отработанные движки, готовые к запуску в серию, но по разным причинам не запущенные.
Вас конкретно какие то интересуют или вообще все? Экспериментальные работы с ЖРДМТ на НИИмаше проводились я думаю с двигателями больше сотни различных видов. Их реально ОЧЕНЬ много, с различнейшими видами смесеобразования, с различными материалами КС (даже гафниевые сопла были:), исследовалось все до чего мозг конструктора мог додуматься. В 70-е денег на науку не жалели.
Струйные были и со столкновением в пространстве, на клине, на грибке, на стенке камеры, в канавках.. каких только не было.

НИИмаш также серийно изготавливает газовые двигатели тягой 80 и 500 Н. В свое время велись работы по целому ряду экспериментальных двигателей тягой от 1,5 до 400 кг с уникальным отношением тяги к массе.


Вообще, я не знаю известно Вам, или нет - Ниимаш является головным предприятием отрасли по ЖРДМТ.
п.с. разрешите нескромный вопрос - а вы вообще в какой нить космической фирме работаете или работали?
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 27.02.2009 18:49:06
Спасибо за исчерпывающие ответы!

Но возникли еще вопросы:)

По форсункам меня интересовали именно серийные двигатели, то что исследовались многие конструкции я не сомневаюсь. В 11Д458  какие форсунки применяются?


А завеса везде восстановительная? Или есть двигатели с окислительной завесой? если есть то какой там материал стенки и покрытие может быть?


Чем производилось воспламенение в 17Д16? Вроде свечой поверхностного разряд. Но тогда там должен быть преобразователь напряжения как на самолетах с пучком высоковольтных проводов к каждому двигателю. Или было какое-нибудь оригинальное решение.
На западе сейчас делают метан-кислородные ЖРДМТ и там преобразователь совмещен со свечой.

ЗЫ.Я не работал ни  в какой фирме, только практику проходил когда учился. А про то что НИИМАШ головное предприятие в отрасли я знаю. Знаю также что оно находилось до недавнего времени в очень бедственном положении.
Название: HTV
Отправлено: excellent от 02.03.2009 10:51:20
Чистая струйная форунка только в 17Д58Э, остальные - струйно - центробежные.
На заре развития НИИмаш как предприятия по ЖРДМТ завеса была восстановительная, но там есть целый ряд проблем, которые не удавалось решить в течение сравнительно длительного времени.
Тогда приняли решение попробовать окислительную завесу и многие проблемы разрешились. С тех пор завеса считается окислительная, хотя споры о том что на самом деле не закончиличь до сих пор. Разрезав сопло и поглядев на стенку камеры видно, что в чистом виде там ни окислительная, ни восстановительная, а некая смесь.
Двигатели делались из нержаейки - 12Х18Н10Т, потом перешли на ниобиевый сплав с покрытием MoSi2.
Воспламенение в 17Д16 было организовано именно так как вы и написали, именно с самолетов и взяли и делали выскоковольтный блок и свечу в Уфе, на агрегатном каком то заводе (я сейчас просто не помню), где такие же делались и для самолетов.
Работы по созданию унифицированной свечи велись в середине 90-х, за опытный образец была даже получена золотая медаль на какой то выставе в Бельгии. Но.. Буран свернули, 17Д16 никому не нужен стал и работы умерли.
Как старого директора уволили лет 5 назад с лишением права занимать подобные должности в течение нескольких лет, так практически сразу, в течение буквально полугода НИИмаш воспрял и сейчас завален заказами. Приглашают на работу специалистов как ИТР, так и рабочих.
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 04.03.2009 09:57:08
А какие проблемы с восстановительной завесой?
Вроде стенку защищает и металл не горит. В ЖРД больших тяг только восстановительная завеса про окислительную и слышать не хотят. Хотя есть тот же окислительный газогенератор в рд-171.
Название: HTV
Отправлено: Bell от 04.03.2009 09:21:34
По правилу Вант-Гоффа при повышении температуры на 10К скорость реакции (и химическая активность веществ) возрастает в 2-4 раза. Сравниваем температуры в ГГ и в КС - делаем выводы о применимости окислительной завесы там и там.
Название: HTV
Отправлено: Гость 22 от 04.03.2009 14:28:37
ЦитироватьВ ЖРД больших тяг только восстановительная завеса про окислительную и слышать не хотят. Хотя есть тот же окислительный газогенератор в рд-171.
Вот как раз в ГГ РД-170/180/191 завеса окислительная используются. А ранее - в НК-33.
Название: HTV
Отправлено: Андрей Суворов от 04.03.2009 17:47:12
Вообще-то, в двигателях малых тяг возрастает отношение площади стенки к объёму камеры и керосина в восстановительную завесу начинает уходить неприемлемо много. Из-за чего УИ падает куда сильнее, чем у больших двигателей.

Окислительная завеса такого недостатка лишена, а, чтобы стенка не окислялась, её покрывают никелем.

А.А. Козлов из МАИ показывал нам действующий микро-ЖРД на газообразном кислороде и керосине с окислительной завесой.
Название: HTV
Отправлено: excellent от 04.03.2009 16:11:27
Неполное разложение гептила на стенке сопла приводило к существенному ухудшению теплового состояния двигателя и, как следствие, к прогарам. На первые двигатели, поставленные на ДОС "Салют-1" пришлось наносить омеднение прямо на двигатели, установленные в ДУ, методом газопламенного напыления.

ЖРДМТ 17Д16 тягой 20 кгс в 80-х гг прошлого века на компонентах "кислород (газ) - керосин" успешно отработан до поставки в серийное производство с кислородной завесой. Камера сгорания никелем не покрывалась.
Название: HTV
Отправлено: Гость 22 от 04.03.2009 19:51:29
ЦитироватьНа Ниимаше еще в конце 80-х гг были разработаны и испытаны сопла с керамическими вкладышами в минимальном сечении
...
Карбидкремниевые тоже делались, но у нас в России в те времена керамику не умели делать...трещали они очень хорошо, приходилось выкручиваться по всякому.
А можете ли Вы сказать о современном состоянии разработок по использованию керамики? Если они вообще есть, конечно.

Например, что-нибудь сравнимое с немецкими есть?
http://cs.astrium.eads.net/sp/SpacecraftPropulsion/EAM/European_Apogee_Motor.html
Название: HTV
Отправлено: excellent от 04.03.2009 18:58:57
Мотаное сопло, насколько я вижу. Подобные сопла для НИИмаш делали в УНИИКМ. Основа - углерод-углеродный композиционный материал. В виде нити наматывается на макет сопла. Намотка ведется на спецстанке немалых размеров. Затем пропитывается золем кремниевой кислоты и спекается в вакуумной печи при температуре около 2000 град. Получается на поверхности сопла покрытие оксид кремния. Если бор добавить будет боросилицид. Обладает способностью к самозаращиванию небольших трещин, царапин. В настоящее время, насколько я знаю, на НИИмаш работа с такими соплами не ведется. Но я там уже 6 лет не работаю, так что могу и ошибаться.
Ведутся ли на других подобных предприятиях какие - либо работы по созданию двигателя с соплом из керамических материалов тоже не могу сказать. Но судя по спискам докладов на конференциях - ведутся.
Название: HTV
Отправлено: Гость 22 от 04.03.2009 21:49:42
Спасибо.

Однако сопло по ссылке несколько иное. Оно, конечно, мотаное, но основа у него - C/SiC
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 05.03.2009 16:14:01
Я слышал от людей из ВИАМа (а они от людей Снекмы которая этот двигатель смотала) что основа там уже карбид кремния а не углерод. И покрытие тоже карбид кремния.

Завеса в этом двигателе восстановительная (точнее в пристенок подается горючее а что там получается неизвестно :) )

Работа над подобной камерой ведется в НПО Композит.
Но в принципе ее может сделать и ВИАМ и НИИСМ (Хотьково) и Пермь (непомню как предприятие называется)
Название: HTV
Отправлено: excellent от 05.03.2009 15:55:52
Гостю 22. Я писал про те сопла, которые делали в Уральском НИИ кмпозиционных матриалов, находящемся в г. Пермь.
Ну делают за рубежом немного другие. И какой вывод из этого вы бы сделали? Я лично для себя никакого. Повторяться не очень люблю, но, как я уже писал, работы по внедрению таких сопел в серию велись на НИИМаше уже почти 20 лет назад, развал экономики не позволил довести дело до конца. Сделать 1 камеру можно в сущности довольно легко. Сделать 200-300 штук в год с требуемыми параметрами на протяжении десятка лет - сложно. и очень дорого.
Вот здесь http://engine.aviaport.ru/issues/02/page08.html пишут что такие сопла испытывались и они 7 включений выдержали. Неплохой результат. Количество включений РДМТ достигает нескольких тысяч.
Название: HTV
Отправлено: Гость 22 от 05.03.2009 22:00:48
ЦитироватьИ какой вывод из этого вы бы сделали? Я лично для себя никакого...
Пока что вывод такой: в России в области использования в ЖРД керамических метериалов почти ниего не делается. Какие бы уникальные эксперименты в российских НИИ и КБ не проводились в прошлом, до стадии серийного применения ничего не доведено и даже не планируется (имеются в виду реальные планы, а не декларации о том, что это можно было бы легко сделать, если бы кто-то дал на это денег).

Собственно, это и так было известно. Но я надеялся от Вас узнать о том, что я ошибаюсь.

P.S. Камера на фото с сайта Astrium - не просто "немного другая": она керамическая. Т.е., это более продвинутая по сравнению с УУКМ технология, которая уже готовится к внедрению в серию (на Vinci и апогейниках).
Название: HTV
Отправлено: Гость 22 от 05.03.2009 22:05:15
ЦитироватьЯ слышал от людей из ВИАМа (а они от людей Снекмы которая этот двигатель смотала) что основа там уже карбид кремния а не углерод. И покрытие тоже карбид кремния
На сайте Астриума так и написано: C/SiC. Т.е., это армированная углеволокном керамика на основе карбида кремния.

ЦитироватьРабота над подобной камерой ведется в НПО Композит.
Но в принципе ее может сделать и ВИАМ и НИИСМ (Хотьково) и Пермь (непомню как предприятие называется)
Вот об этом я и говорил: где-то какие-то работы ведутся, или могли бы вестись в принципе :) ...но результата не видно.
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 06.03.2009 10:04:57
excellent у вас устаревшие сведения карбид кремния выдерживает многократные нагрузки как тепловые так и прочностные и без уноса массы.
Гость 22
У них на всё стандартный ответ - Команды не было!)))
Название: HTV
Отправлено: excellent от 06.03.2009 16:12:22
mescalito - подтвердите свой тезис о многократных нагрузках чем нибудь.
Во 1-х без уноса массы ни один материал не работает в условиях камеры рдмт.
во 2-х - что значит многократные? Сколько многократные, какого рода нагрузки, в каких средах.
Дело в том что ни одно (на моей памяти) подобное заявление не нашло подкрепления при проведении натурных испытаний двигателей.
Лично испытывал двигатели с керамическим владышем в сопло. Ну одно, два.. максимум 10 включений.. и все. Трещит он (вкладыш), не выдерживает перепада температур по сечению. Если снаружи ноль (грубо говоря) а внутри больше 3000 градусов то градиент очень большой и керамика не выдерживает. Может охлаждаемые сопла бы и стояли но в условиях рдмт это сделать порой невозможно.

Гость 22 - да.. у нас с керамикой беда... Раньше ее в Макеевке делали, в Обнинске что-то пытались, сейчас не знаю где и что. Единичные какие то работы видимо ведутся но все это так.. инициатива личная. Да, забыл добавить - а результат вы можете и не знать  :wink:
Кстати серийно изготавливались двигатели КБХМ с углеродным соплом. Тягой 600 гр.
Название: HTV
Отправлено: Гость 22 от 06.03.2009 19:01:18
ЦитироватьЛично испытывал двигатели с керамическим владышем в сопло. Ну одно, два.. максимум 10 включений.. и все. Трещит он (вкладыш), не выдерживает перепада температур по сечению. Если снаружи ноль (грубо говоря) а внутри больше 3000 градусов то градиент очень большой и керамика не выдерживает. Может охлаждаемые сопла бы и стояли но в условиях рдмт это сделать порой невозможно.
А не подскажите, что это за керамика была?

По-поводу градиента температур... Есть ведь теплопроводные керамики. У того же карбида кремния (плотного) теплопроводность намного лучше чем у стали и сравнима с алюминием. Такую керамику можно для камер/сопел с радиацинным охлаждением применять (см. Vinci), или даже для проточно охлаждаемых камер.

ЦитироватьДа, забыл добавить - а результат вы можете и не знать  :wink:
Ну... Я потому и спрашиваю, чтобы узнать :)
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 07.03.2009 11:29:30
Тезис документально подтвердить не могу, т.к. не знаю публиковались ли в открытой печати статьи НИИТП об испытаниях камеры из карбида кремния. Как только увижу сразу вам скину в личку если хотите. Поверьте мне пока "на слово".
Я понимаю ваш скептицизм по поводу керамических камер сам видел статьи с результатами испытанияй в том же НИИТП. Но это был 83 год вроде. Прогресс не стоял на месте.
А опытная камера ЖРДМТ полностью из карбида кремния скоро  пройдет испытания. Раньше их испытывали на плазмотроне. Сейчас планируются испытания с горением компонентов.

И карбид кремния работает без уноса массы и при 1500С в окислительной среде . Если конечно нагреть выше то унос начнется. В восстановительной среде можно и до 3000С (температура плавления).

А многократные нагрузки он выдерживает и из-за своей теплопроводности как уже сказал Гость 22
Название: HTV
Отправлено: SpaceR от 09.03.2009 20:09:25
"Кстати о птичках" (с) :
Цитировать2009
...
September 1 - HTV-1 launch
September 8 - HTV-1 docking (Harmony nadir) with SSRMS help
 . . .
Changes on February 21st
Взято отсюда: http://www.space-multimedia.nl.eu.org/
Название: HTV
Отправлено: excellent от 10.03.2009 17:02:18
Гость 22: Существуют определенные области, результаты исследований в которых вам никто не расскажет:), надеюсь сами понимаете с чем это связано.
mescalito:
В камере РДМТ 1500 С это температура стенки. Уже в пристеночном слое температура несколько выше, а в ядре значительно выше, выше 3000 С. Неровность профиля на дозвуковом участке камеры, плохая обработка, неравномерность распыла компонентов по сечению камеры - все это мгновенно приводит к повышению температуры в этом месте практически до температуры ядра и прощай сопло, к тому же размеры камеры в продольном и поперечном направлении различны и при нагреве-охлаждении возникают разносторонне направленные напряжения, которые и приводят к постепенному разрушению сопел.
В целом - спорить не буду - керамика вполне приемлемый материал.
Я лишь хотел сказать что НИР - это одно, а ОКР - это совершенно другое. Зачастую результаты НИР, полученные на нескольких образцах при проведении ОКР приходится корректировать в сторону снижения. Причина - технологически достаточно просто сделать один -два - десять экспериментальных образцов для НИР, потратив на них немалые деньги и сделать таких же 500-1000 и более экземпляров. Внедрение технологии изготовления и её отработка для неких изделий в массовом (относительно НИР) количестве требует колоссальных затрат.
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 10.03.2009 21:14:14
to excellent а какая максимальная температура стенки (в критике) у последних серийных двигателей НИИМАШа. И какой при данной температуре УИ?
Интересно просто проследить зависимость УИ от температуры стенки.

А что касается керамики то на мой взгляд с ней главная проблема это не допущение возникновения окислительного пристеночного слоя. Так как в нейтральной и восстановительной среде она может держать до 3000 С по нагрузкой. А если работать с окислительным пристеночным слоем то особых преимуществ по сравнению с ниобиевыми сплавами нет.
Название: HTV
Отправлено: excellent от 11.03.2009 15:21:17
Максимальная температура стенки мне точно неизвестна. По опыту использования ниобиевого сплава думаю что она лежит (на наружной поверхности) в пределах 1400 С.
Зависимость УИ от Тст (Тядра) для пары АТ+НДМГ- с достаточной точностью описана в 4 томе справочника Глушко.
Проблемы, возникающие при использовании "чистого" восстановительного пристенка я уже описал. К тому же не стоит забывать о размерах РДМТ. Сопло диаметром 30 мм и менее - на нем чистый восстановительный или окислительный пристенок организовать в принципе невозможно. Керамика для больших движков - реальна. Для малых - отработка сопряжена с немалой сложностью, и, соответственно с немалым финансированием, о состоянии которого я умолчу. :(
Название: HTV
Отправлено: yos от 08.07.2009 22:18:33
ЦитироватьLaunch of the H-IIB Launch Vehicle Test Flight

July 8, 2009 (JST)

Japan Aerospace Exploration Agency (JAXA)
Mitsubishi Heavy Industries, Ltd.

The Japan Aerospace Exploration Agency (JAXA) and Mitsubishi Heavy Industries, Ltd. would like to announce that the launch of the H-IIB Launch Vehicle Test Flight with the H-II Transfer Vehicle (HTV, a cargo transporter to the International Space Station) onboard was approved by the Space Activities Commission (SAC) as follows.

Scheduled date of launch    :    September 11 (Friday,) 2009 (Japan Standard Time, JST)
Launch time    :    Around 2:04 a.m. (JST)*1
Launch windows    :    September 12 (Sat) through 30 (Wed,) 2009 (JST)*2
Launch Site    :    Yoshinobu Launch Complex at the Tanegashima Space Center


(*1)    

Time will be determined by the updated orbit of the International Space Station (ISS.)
(*2)    The launch day and time during the launch windows shall be decided by the international coordination for ISS operations.

http://www.jaxa.jp/press/2009/07/20090708_h2b_e.html
Название: HTV
Отправлено: Salo от 26.08.2009 01:54:24
http://www.jaxa.jp/index_e.html
http://www.jaxa.jp/countdown/h2bf1/index_e.html
ЦитироватьAugust 24, 2009 Updated
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/9001.jpg)

HTV encapsulated

On August 21, the H-II Transfer Vehicle (HTV) Demonstration Flight was mated with the Payload Attach Fitting (PAF) at the Spacecraft and Fairing Assembly Building #2.
On the 23rd, the HTV on the PAF was encapsulated by the payload fairing, which covers the payload to protect it from air resistance, friction and the acoustic vibrations of launch. The fairing for the HTV is a 5S-H type and is about 5 meters in diameter and about 15 meters in length. It was developed for the HTV launch.
The encapsulated HTV Demonstration Flight will be transported to the Vehicle Assembly Building (VAB) and loaded onto the H-IIB Launch Vehicle Test Flight.
Название: HTV
Отправлено: Salo от 26.08.2009 02:01:49
Видеопрезентация:
http://www.jaxa.jp/countdown/h2bf1/special/movie_e.html
Название: HTV
Отправлено: KBOB от 28.08.2009 01:15:45
Тема про H-1B
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=9275&start=30
Название: HTV
Отправлено: Salo от 04.02.2010 15:02:37
Preliminary Study of the Recovery capsule system derived from HTV system :
http://www.senkyo.co.jp/ists2009/papers/html/pdf/2009-g-01.pdf 1.04 Мб
Название: HTV
Отправлено: avmich от 05.02.2010 16:07:04
ЦитироватьСопло диаметром 30 мм и менее - на нем чистый восстановительный или окислительный пристенок организовать в принципе невозможно.

Можно узнать, почему?
Название: HTV
Отправлено: ronatu от 16.08.2010 05:20:53
япония целится в пилотируемый космос...


http://mdn.mainichi.jp/mdnnews/news/20100814p2a00m0na018000c.html

(http://mdn.mainichi.jp/mdnnews/news/images/20100814p2a00m0na017000p_size5.jpg)

ЦитироватьThe three plans for the HTV-R are: equipping the HTV with a capsule measuring dozens of centimeters in diameter; equipping the HTV with a capsule similar to the Russian Soyuz spacecraft's return capsule measuring 2.6 meters in diameter; and remodeling the HTV's cargo space into a large capsule measuring 4 meters in diameter and 3.8 meters high.

Of these plans, JAXA is focusing mainly on plans two and three that can be converted into manned spacecraft. The space agency intends to make a final decision by the end of the current fiscal year and launch the first HTV-R sometime between 2016 and 2018.
Название: HTV
Отправлено: mescalito от 15.08.2010 23:00:25
Цитировать
ЦитироватьСопло диаметром 30 мм и менее - на нем чистый восстановительный или окислительный пристенок организовать в принципе невозможно.

Можно узнать, почему?

Если по простому - потому что в импульсном режиме внутри камеры ХАОС  :D
Название: HTV
Отправлено: Гуманоид от 16.08.2010 08:03:38
Цитироватьяпония целится в пилотируемый космос...


http://mdn.mainichi.jp/mdnnews/news/20100814p2a00m0na018000c.html

(http://mdn.mainichi.jp/mdnnews/news/images/20100814p2a00m0na017000p_size5.jpg)

HTV лучший агрегат чтобы никогда не быть "converted into manned spacecraft". О чем свидетельствует рисунок JAXA
А это что означает? нанокапсула?
ЦитироватьThe three plans for the HTV-R are: equipping the HTV with a capsule measuring dozens of centimeters in diameter...
Название: HTV
Отправлено: Старый от 16.08.2010 08:07:24
Цитировать
Цитироватьяпония целится в пилотируемый космос...


http://mdn.mainichi.jp/mdnnews/news/20100814p2a00m0na018000c.html

(http://mdn.mainichi.jp/mdnnews/news/images/20100814p2a00m0na017000p_size5.jpg)

HTV лучший агрегат чтобы никогда не быть "converted into manned spacecraft". О чем свидетельствует рисунок JAXA
А это что означает? нанокапсула?
Очевидно доставка на МКС запасного гиродина?
Название: HTV
Отправлено: Agent от 16.08.2010 18:16:34
ЦитироватьHTV лучший агрегат чтобы никогда не быть "converted into manned spacecraft". О чем свидетельствует рисунок JAXA
HTV довольно грамотно спроектирован.
(http://s54.radikal.ru/i145/0901/a1/ac8f766970dc.jpg)
Название: HTV
Отправлено: Гуманоид от 16.08.2010 11:06:12
Мне больше понравился предыдущий рисунок  :roll:
Название: HTV
Отправлено: Salo от 28.08.2010 14:11:36
http://www.spaceflightnow.com/news/n1008/27cargoreturn/
ЦитироватьThe Japan Aerospace Exploration Agency is refining concepts for a recoverable HTV that could be launched as soon as 2016.

In a presentation to the Japanese government's Space Activities Commission earlier this month, officials outlined three designs for the HTV-R spacecraft.

Japan has studied the development of a modest capsule to return a small cache of cargo to Earth. But officials favor more ambitious concepts of larger re-entry vehicles with broad applications.

One alternative is based on a 8.5-foot-diameter capsule to demonstrate a more substantial return capacity of more than 600 pounds. Engineers have also sketched a 13.1-foot-wide, 12.5-foot-tall cone-shaped craft that could transport more than 3,500 pounds back to Earth, plus it is better equipped to eventually carry astronauts.

JAXA says it need to start more advanced development of the HTV-R system in 2011 to launch the first spacecraft in the mid-2010s.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13931.jpg)
Название: HTV
Отправлено: Дмитрий В. от 28.08.2010 13:15:24
Цитироватьhttp://www.spaceflightnow.com/news/n1008/27cargoreturn/
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/13931.jpg)

Еще чуть-чуть и из него получится ТКС :roll:
Название: HTV
Отправлено: Salo от 28.08.2010 14:26:10
http://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=20286.msg627297#msg627297
ЦитироватьFuji пишет:

Latest official study report (Japanese) was released today.

Option 0 Small capsule
Option 1 2.6m x 1.5m 2,000kg capsule (Return 300kg)
Option 2 4.0m x 3.8m 5,700kg capsule (Return 1,600kg)

Trade off study will be held about half year from now.

(http://i062.radikal.ru/1008/bc/099f0dd44025.jpg)
Option 0

(http://s49.radikal.ru/i125/1008/cf/1438d899d2d0.jpg)
Option 1

(http://s017.radikal.ru/i410/1212/80/5c1098496e67.jpg)
Option 2
Название: HTV
Отправлено: Salo от 06.09.2010 15:18:20
http://spaceref.ca/missions-and-programs/canadian-space-agency/dextre/meet-canadas-special-purpose-dexterous-manipulator-or-dextre-for-short.html
ЦитироватьJapanese Rendezvous

Once Dextre is able to pull its weight on the station, the CSA is looking ahead to the first major maneuver involving Canadarm2, the mobile base the arm rests on, and Dextre.
Slated for January 2011, the Japanese HTV-2 cargo spacecraft will make a supply run to ISS. Once it arrives, a robotic ballet dance will ensure between the Canadian instruments.

Canadarm2 will first snag HTV-2 and take out a hardware rack - called the Exposed Pallet - to hand over to a Japanese robotic arm aboard ISS on the Kibo module. Next, the arm will be moved over to its mobile base to move Dextre to the pallet. Dextre will take out two payloads from the rack, then hitch a ride on Canadarm2 to the opposite side of the station to install them.

When the installation is complete, Canadarm2 will drop Dextre off in the middle of the station and move back towards the Kibo module, where it will pick up the empty rack and stow it on HTV-2.

Around 40 days after HTV-2 arrives at the station, Canadarm2 will release it. Both the Japanese spacecraft and the rack will take a controlled plunge into Earth's atmosphere, burning up upon re-entry.

As for what the robot will do next, a lot of that will have to be determined on the fly. "With Dextre and the maintenance of the space station, we don't really know what the next problem is going to be," said Ken Podwalski, manager of Dextre's mission operations, in another CSA video interview.

"So it requires us to be ready at a much larger level, a much broader scope of readiness, and I think that's going to be a very unique challenge for anybody that's participated in this program. As much as engineers would look at a problem and want to know how they have to be prepared, we don't have that luxury."
Название: HTV
Отправлено: instml от 10.02.2012 13:03:24
Independent human spaceflight sought by Japan

ЦитироватьThe Japanese space agency is pushing for a domestic human spaceflight capability, proposing modifications to the country's International Space Station cargo delivery system to carry astronauts into orbit by 2025.

If approved by the Japanese government, the craft's development would follow a crawl-walk-run approach. Japan has already demonstrated its H-2 Transfer Vehicle can haul cargo and experiments to the space station, and next up could be developing a return capsule to bring equipment from the outpost back to Earth.

The Japan Aerospace Exploration Agency plans to fly seven HTVs in support of the space station through 2016. Two Japanese cargo freighters successfully flew in 2009 and 2011, and five more are due to launch at a rate of one per year.

JAXA's leadership is openly pitching the HTV as the foundation of a manned spacecraft, which could fly Japanese crews as soon as 2025. But the idea requires approval by Japanese lawmakers and the endorsement of the government agency in charge of JAXA.

Japanese spending priorities have shifted in the wake of the costly Tohoku earthquake and tsunami in March 2011, straining JAXA's budget in the process.

Keiji Tachikawa, president of JAXA, said developing a recoverable capsule for the HTV would be the next technological leap needed to make a Japanese manned spaceship a reality.

"If we can make the HTV retrievable, then we expect that we will be able to turn it into a manned spacecraft, too," Tachikawa said in an interview posted on JAXA's website. "However, the decision on whether or not Japan goes ahead with this rests with the Japanese government. So before we move in that direction, the government has to give us the go-ahead."

Japan is targeting fiscal year 2017, which ends in March 2018 in Japan, for the first flight of the HTV-R craft, which will bring back up to 3,500 pounds of cargo in a pressurized capsule on each mission.

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/22690.jpg)
 
The HTV flights help cover Japan's share of the space station's operating costs. Instead of making financial payments to NASA, the station's program integrator, JAXA and the European Space Agency barter to meet their commitments by providing transportation services with the HTV and Europe's Automated Transfer Vehicle.

With the space station's life extension until at least 2020, the program's partners will owe more operating costs, and Japan plans to continue the HTV delivery service, but with the capability to return hardware to Earth.

JAXA has not disclosed the total cost of designing and building the HTV-R spacecraft.

The HTV now disposes of the station's garbage after leaving the outpost, plunging to a controlled fiery crash over the Pacific Ocean.

JAXA foresees a capsule-shaped lifting body for the HTV-R's return craft, enabling precision landing zones for the vehicle to parachute into the ocean.

If Japan proceeds with a crewed spaceship, engineers would need to human-rate the country's H-2B rocket or develop a new launcher. Officials are already investigating safety upgrades to the H-2B's hydrogen-fueled LE-7A engine, and a manned rocket will require an escape system yet to be developed.

"Personally, I think that if we continue to cooperate with the international community in space, our partners will ask Japan, a country with a highly developed space program, to help build an infrastructure for manned space transport," Tachikawa said. "This is another reason why I believe that we should develop a made-in-Japan manned spacecraft.

Europe and NASA are considering an ESA-supplied service module for the U.S. Orion Multi-Purpose Crew Vehicle to cover the agency's share of space station costs.

ESA's proposal for a retrievable cargo ship, called the ARV, did not gain enough support among European member states or NASA, leaving the space agency searching for a new barter element.
http://www.spaceflightnow.com/news/n1202/09jaxa/
Название: HTV
Отправлено: instml от 30.11.2012 01:38:49
HTV-4  :?:   :?:   :?:

 Литва планирует обзавестись собственным спутником в 2013 году

                
 Литва планирует стать первой из стран Балтии, которая запустит в космос свой спутник, сообщает Бизнес-ТАСС.
 
 "Намечено, что историческое для страны событие произойдет летом 2013 года", - заявил в эфире национального телевидения представитель компании "Инновационные инженерные проекты" Лауринас Мачюлис (Laurynas Maсiulis).
 
 "Наш спутник будет представлять собой заполненный электроникой куб объемом 10 куб. см. Литовские ученые хотят опробовать в космосе кремневые солнечные батареи, средства космической навигации и межспутниковой связи, сделать снимки Земли", - сказал Лауринас Мачюлис.
 
 "Вес прибора не должен превышать 1, 330 кг. Это связано с расценками выведения на орбиту, которые составляют основную часть стоимости нашего космического проекта. За 1 кг. массы, запущенной в космос, в среднем приходится платить около 50 тысяч долларов", - отметил он.
 
 По словам представителя компании, литовский спутник намечено вывести на космическую орбиту с помощью японского носителя. "Наше изделие будет доставлено на международную космическую станцию и с помощью механической руки выведено на орбиту", - уточнил детали проекта г-н Мачюлис.
 
 На высоте 400 км. над Землей спутник проработает около полугода. Его в память о самолете, на котором в 1933 году литовские летчики совершили перелет через Атлантику, назовут "Литуаника-1" (Lituanica-1), сообщает Aviation EXplorer.
 
 К.И.

http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/3240/
Название: HTV
Отправлено: frigate от 17.06.2014 04:19:09
Не нашел тему про пилотируемый японский КК на базе HTV   :o  
Proposal platform investigation technology for exploration is provided near the ISS(LEO) Japan Manned Space Systems Corp. Tatsuhiro NOZUE 
on Galaxy Forum China 2013 – Beijing Sunday 22 September 2013 @ China National Convention Center. 
Link (http://www.slideshare.net/ILOAHawaii/galaxy-forum-china-2013-proposal-for-human-mission-to-earthmoon-l2?ref=http://galaxyforum.org/galaxy-forums-2013/) 
Вкратце - миссия в точку Лагранжа Л2 со стыковкой с ЛОС. Приведены ХС для 3 маневров по трассе перелета ЛЕО-ЕМЛ2:
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44461)(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44463)
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44460)(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44459)
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44462)(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44458)
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44452)(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44456)
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44455)(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44454)
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44453)(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/44457)

2014 IAA SPACE EXPLORATION CONFERENCE
Feasibility Study on the Missions to Earth-Moon Lagrange-Point 2 and the Moon using the HTV based Spacecraft
Tatsuhiro Nozue, Yoshihiko Uemura, Keiichi Miyamoto, Shin-ichi Amatatsu - Japan Manned
Space Systems (JAMSS), Japan.