Как летать на "Союзе" с "костылём" мы частично разобрали на форуме, попробуем разобрать, хотя бы частично, как вообще на нём летать. Как известно, ручная ориентация "Союза" выполняется по визиру ВСК-4 и ручек управления РУД и РУО. А как выполнять ручнаю ориентацию на ночной стороне Земли, когда визир космонавта ВСК-4 становится "слеп"?
ЦитироватьКак летать на "Союзе" с "костылём" мы частично разобрали на форуме, попробуем разобрать, хотя бы частично, как вообще на нём летать. Как известно, ручная ориентация "Союза" выполняется по визиру ВСК-4 и ручек управления РУД и РУО. А как выполнять ручнаю ориентацию на ночной стороне Земли, когда визир космонавта ВСК-4 становится "слеп"?
А зачем вручною строить ориентацию в ночи? А в общем, ориентацию можно строить по звездному секстанту.
при аварийной посадке или коррекции орбиты или научных экспериментах фотографировании звёзд и.т.д
ЦитироватьА зачем вручною строить ориентацию в ночи? А в общем, ориентацию можно строить по звездному секстанту.
На "Союз" космонавтам передают Форму-14, где на каждом витке расписано время, угол посадки, время включения тормозной установки и импульс. Предположим при аварийном спуске , ориентация для спуска должна произойти на теневой стороне. Вот для чего нужно строить ориентацию в тени. Это только один из примеров.
ЦитироватьЦитироватьА зачем вручною строить ориентацию в ночи? А в общем, ориентацию можно строить по звездному секстанту.
На "Союз" космонавтам передают Форму-14, где на каждом витке расписано время, угол посадки, время включения тормозной установки и импульс. Предположим при аварийном спуске , ориентация для спуска должна произойти на теневой стороне. Вот для чего нужно строить ориентацию в тени. Это только один из примеров.
Верно. Только ориентацию можно провести на витке n-1, а спуск на витке n.
ОРИЕНТАЦИЯ только при помощи РУО.в тени на орбите построить местную вертикаль практически невозможно.
ЦитироватьВерно. Только ориентацию можно провести на витке n-1, а спуск на витке n.
Предположим, что горит БО. Космонавты переходят в СА, закрывают люк БО-СА. Необходим спуск именно на данном витке. Далее: по форме 14 включение КДУ на торможение в 15.00, а ориентацию на спуск нужно провести в 14.50, но в 14.50 "Союз" находится в тени. Как вручную развернуть корабль, чтобы КДУ тормозила против вектора скорости, т. е. "на домой" ?
ЦитироватьЦитироватьВерно. Только ориентацию можно провести на витке n-1, а спуск на витке n.
Предположим, что горит БО. Космонавты переходят в СА, закрывают люк БО-СА. Необходим спуск именно на данном витке. Далее: по форме 14 включение КДУ на торможение в 15.00, а ориентацию на спуск нужно провести в 14.50, но в 14.50 "Союз" находится в тени. Как вручную развернуть корабль, чтобы КДУ тормозила против вектора скорости, т. е. "на домой" ?
Если горит БО, то надо сбрсить давление в нем с помощью КСД. А потом уже спускаться.
ЦитироватьОРИЕНТАЦИЯ только при помощи РУО.в тени на орбите построить местную вертикаль практически невозможно
в тени на орбите построить местную вертикаль можно включив датчик ИКВ
ЦитироватьЕсли горит БО, то надо сбрсить давление в нем с помощью КСД. А потом уже спускаться.
Вы имеете в виду сброс давления через КСД, но, предположим, КСД не функционирует в результате того же пожара (например, обгорели шлейфы питания КСД, и команда с ИНПУ не проходит). Тогда как?
ЦитироватьЦитироватьЕсли горит БО, то надо сбрсить давление в нем с помощью КСД. А потом уже спускаться.
Вы имеете в виду сброс давления через КСД, но, предположим, КСД не функционирует в результате того же пожара (например, обгорели шлейфы питания КСД, и команда с ИНПУ не проходит). Тогда как?
Отстрел БО.
ЦитироватьОтстрел БО
а Отстрел БО возможен без сброса давления в БО? МОЖНО повредить СА
ЦитироватьЦитироватьОтстрел БО
а Отстрел БО возможен без сброса давления в БО? МОЖНО повредить СА
А строить ориентацию и выполнять маневр с горящим БО безопаснее? :D
отстрел возможен.хотя до отстрела можно попробовать стравить давление через КСД-БО-СУ
Цитироватьотстрел возможен.хотя до отстрела можно попробовать стравить давление через КСД-БО-СУ
наверное это точное решение
Цитироватьотстрел возможен.хотя до отстрела можно попробовать стравить давление через КСД-БО-СУ
наверное это точное решение, но я думал что кто-то скажет что в ночи возможна автоматическая ориентация. Кстати есть ли она на СОЮЗЕ.?
НЕ ЗНАЕШЬ КАК ОНА ПРОИЗВОДИТЬСЯ?
два основных варианта- в аналоговом контуре и в дискретном.
Цитироватьдва основных варианта- в аналоговом контуре и в дискретном.
на Шаттле существует также 2 вида ориентации: ручная и автоматическая. Ручная выполняется при помощи виртуального прибора ADI - индикатора ориентации -, который работает и на теневой, и на дневной стороне. Автоматическая ориентация выполняется с формата (англ. - display) UNIVERSAL POINTING. На этом формате для ориентации любого вида нужно ввести цифры в опции Курс крен тангаж и ввести время начала манёвра. Есть и другая возможность - в графе "Цели" (англ. - TGT-ID) нужно выбрать Цель. Например, ввод цифры 1 = МКС, 2 = центр Земли, 3 = цель на Земле, 4 = центр Солнца, 5 = астрономические цели. (Например, опорные звёзды обозначаются цифрами от 11 до 110.) Далее выбирается ось Шаттла, которая также обозначается цифрами, вводится время и загружается в компьютер. В выбранное время Шаттл ориентируется выбранной осью на ранее выбранную цель. Например, носом на центр Земли или грузовым отсеком на МКС. Всё очень просто и возможно и на теневой, и на освещённой стороне Земле. Как ориентируется "Союз" в пространстве для меня очень туманно. Может, кто-нибудь способен объяснить
ЦитироватьНапример, ввод цифры 1 = МКС, 2 = центр Земли, 3 = цель на Земле, 4 = центр Солнца, 5 = астрономические цели... В выбранное время Шаттл ориентируется выбранной осью на ранее выбранную цель...
Изумительно! А откуда он знает направление на МКС или на центр Солнца?
Давайт уточним исходный вопрос: речь идет о построении начальной ориентации экипажем "Союза ТМА" в тени при выключенном БЦВК СУД? Если так, ответ будет: НИКАК.
аналоговая not means РУЧНАЯ.всего лишь без использования БЦВК
Цитироватьаналоговая not means РУЧНАЯ.всего лишь без использования БЦВК
Потому я и предлагаю уточнить исходное состояние. Но изначально вопрос стоял о ручной ориентации.
ЦитироватьЦитироватьдва основных варианта- в аналоговом контуре и в дискретном.
на Шаттле существует также 2 вида ориентации: ручная и автоматическая. Ручная выполняется при помощи виртуального прибора ADI - индикатора ориентации -, который работает и на теневой, и на дневной стороне. Автоматическая ориентация выполняется с формата (англ. - display) UNIVERSAL POINTING. На этом формате для ориентации любого вида нужно ввести цифры в опции Курс крен тангаж и ввести время начала манёвра. Есть и другая возможность - в графе "Цели" (англ. - TGT-ID) нужно выбрать Цель. Например, ввод цифры 1 = МКС, 2 = центр Земли, 3 = цель на Земле, 4 = центр Солнца, 5 = астрономические цели. (Например, опорные звёзды обозначаются цифрами от 11 до 110.) Далее выбирается ось Шаттла, которая также обозначается цифрами, вводится время и загружается в компьютер. В выбранное время Шаттл ориентируется выбранной осью на ранее выбранную цель. Например, носом на центр Земли или грузовым отсеком на МКС. Всё очень просто и возможно и на теневой, и на освещённой стороне Земле. Как ориентируется "Союз" в пространстве для меня очень туманно. Может, кто-нибудь способен объяснить
Вы знаете, то что вы рассказали про TGT-ID написанно для общественности на сайте НАСА. Однако про Союз для общественности некоторые вещи не раскрывают по логическим соображениям.
Мне так кажется эту тему закрывать пора...
ЦитироватьВы знаете, то что вы рассказали про TGT-ID написанно для общественности на сайте НАСА. Однако про Союз для общественности некоторые вещи не раскрывают по логическим соображениям.
Мне так кажется эту тему закрывать пора...
Интересно какие логические соображения?
ЦитироватьОднако про Союз для общественности некоторые вещи не раскрывают по логическим соображениям.
Мне так кажется эту тему закрывать пора...
что за логика такая, особая, объясните.
А насчёт того, что "... эту тему закрывать пора.." , если предположим фильм не нравится, может просто покинуть кинотеатр а не заставлять всех прекратить фильм и расходиться по домам.
Намёк понятен?
ЦитироватьИзумительно! А откуда он знает направление на МКС или на центр Солнца?
Давайте уточним исходный вопрос: речь идет о построении начальной ориентации экипажем "Союза ТМА" в тени при выключенном БЦВК СУД? Если так, ответ будет: НИКАК.
Андрею Коваленко.
А откуда СОЮЗ знает направление на МКС?
1. На шаттле есть два блока IMU как на МКС есть БИНС. По астроцелям данные закладываются ещё на стартовом столе. В зоне прямой видимости МКС фиксируют сначала как звезду , через звёздные датчики. Cо средней дистанции посредством KU-band. C ближнего расстояния с помощью лазерных дальномеров. Данные со всех этих приборов идут в бортовые компьютеры GPC.Вот "откуда он знает направление на МКС или на центр Солнца".
2. исходный вопрос был о построении начальной ориентации экипажем "Союза ТМА" в тени не при выключенном БЦВК СУД, а как её построить, вообще, если ВСК-4 бесполезен.
Цитировать. А как выполнять ручнаю ориентацию на ночной стороне Земли, когда визир космонавта ВСК-4 становится "слеп"?
слово "ручнаю", конечно,по-вашему, не подразумевает под собой выполнение ручной ориентации?
Цитироватьслово "ручнаю", конечно,по-вашему, не подразумевает под собой выполнение ручной ориентации?
слово "ручная" подразумевает под собой выполнение ручной ориентации посредством РУО.
для сравнения я коротко нарисовал как происходит авто и ручное управление на шаттле. Если ВЫ знаете как выполняется авто и ручное управление на СОЮЗЕ - расскажите, для меня, по крайней мере, это будет важно.
Ручная ориентация выполняется с помощью ВСК. Автоматическая - с помощью ИКВ. Автоматическая ориентация возможна как на дневной, так и на ночной стороне.
Теперь вопрос к Вам: как Шаттл осуществляет НАЧАЛЬНУЮ ориентацию, когда у него нет базиса в машине?
ЦитироватьТеперь вопрос к Вам: как Шаттл осуществляет НАЧАЛЬНУЮ ориентацию, когда у него нет базиса в машине?
Поясните что такое НАЧАЛЬНАЯ ориентация ?
ЦитироватьЦитироватьТеперь вопрос к Вам: как Шаттл осуществляет НАЧАЛЬНУЮ ориентацию, когда у него нет базиса в машине?
Поясните что такое НАЧАЛЬНАЯ ориентация ?
Это когда текущая ориентация неизвестна ни пилоту, ни машине. Исходное состояние. И надо ее определить. Как это делается на Шаттле? Я знаю много способов, как это можно сделать, но интересно, есть ли такой режим на Шаттле сейчас и как он осуществляется?
ЦитироватьТеперь вопрос к Вам: как Шаттл осуществляет НАЧАЛЬНУЮ ориентацию, когда у него нет базиса в машине?
Что такое по Вашему НАЧАЛЬНАЯ ориентация? Как текущая ориентация может быть неизвестна машине.?
ЦитироватьЦитироватьТеперь вопрос к Вам: как Шаттл осуществляет НАЧАЛЬНУЮ ориентацию, когда у него нет базиса в машине?
Что такое по Вашему НАЧАЛЬНАЯ ориентация? Как текущая ориентация может быть неизвестна машине.?
Машина может быть выключена или перезапущена.
В терминологии НПО ПМ режимом начальной ориентации называется режим работы системы ориентации после отделения КА от ракеты-носителя и в ряде особых случаев. Действительно, в момент включения этого режима текущая ориентация на борту неизвестна. Как правило, для навигационных и телекомуникационных КА в этом режиме ставится основная задача построения ориентации, обеспечивающей ориентацию рабочей нормали солнечных батарей на Солнце. Основой для режима служит прямая информация с датчиков Солнца. Если режим включить в тени, то его выполнение автоматически задерживается до выхода из тени. Вот..
ЦитироватьВ терминологии НПО ПМ режимом начальной ориентации называется режим работы системы ориентации после отделения КА от ракеты-носителя и в ряде особых случаев. Действительно, в момент включения этого режима текущая ориентация на борту неизвестна. Как правило, для навигационных и телекомуникационных КА в этом режиме ставится основная задача построения ориентации, обеспечивающей ориентацию рабочей нормали солнечных батарей на Солнце. Основой для режима служит прямая информация с датчиков Солнца. Если режим включить в тени, то его выполнение автоматически задерживается до выхода из тени. Вот..
Вот, уже есть о чем говорить! :D
на шаттле 5 GPC 4 из них с одинаковым ПО и один с экслюзивным ПО "на всякий пожарный." выключение или перезапуск только по отдельности.
Цитироватьна шаттле 5 GPC 4 из них с одинаковым ПО и один с экслюзивным ПО "на всякий пожарный." выключение или перезапуск только по отдельности.
Все верно. Сейчас используют системы на основе GPS. В эпоху до GPS использовали ГСП и астрокоррекцию. Но оба этих способа объединяет одно: отказ бортового компьютера приводит к невозможности выполнить ориентацию. Кроме грубой ручной ориентации, которую может экипаж произвести визуально. В автоматическом режиме без компьютера ориентация невозможна.
для Союза возможно автоматическое построение ОСК и без участия БЦВК.
Неужели невозможно построить ориентацию по звездам и Земле (направление на центр и расстояние)?
Цитироватьдля Союза возможно автоматическое построение ОСК и без участия БЦВК.
Для "Союза" возможно, естественно. Но в моем предыдущем посте речь шла о Шаттле.
ЦитироватьНеужели невозможно построить ориентацию по звездам и Земле (направление на центр и расстояние)?
Возможно. При наличии соответствующих датчиков. Например, комбинация инфракрасной вертикали и звездного датчика (для автоматической ориентации) или звездного секстанта (для ручной ориентации). В этом случае будет трехосная ориентация. Можно по ИКВ и Солнцу. Тоже будет трехоснаю ориентация. А если строить трехосную ориентацию в орбитальной системе координат, то достаточно инфракрасной вертикали.
ЦитироватьЦитироватьна шаттле 5 GPC 4 из них с одинаковым ПО и один с экслюзивным ПО "на всякий пожарный." выключение или перезапуск только по отдельности.
Все верно. Сейчас используют системы на основе GPS. В эпоху до GPS использовали ГСП и астрокоррекцию. Но оба этих способа объединяет одно: отказ бортового компьютера приводит к невозможности выполнить ориентацию.
это только если бортовой компьютер - один. Шатл достаточно большой, чтобы нести несколько.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьна шаттле 5 GPC 4 из них с одинаковым ПО и один с экслюзивным ПО "на всякий пожарный." выключение или перезапуск только по отдельности.
Все верно. Сейчас используют системы на основе GPS. В эпоху до GPS использовали ГСП и астрокоррекцию. Но оба этих способа объединяет одно: отказ бортового компьютера приводит к невозможности выполнить ориентацию.
это только если бортовой компьютер - один. Шатл достаточно большой, чтобы нести несколько.
Естественно. Система управления Шаттла достаточно надежная. В том числе, и за счет резервирования.