Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Пилотируемые полеты => Тема начата: vadimspb от 15.04.2008 14:45:36

Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 15.04.2008 14:45:36
Как летать на "Союзе" с "костылём" мы частично разобрали на форуме, попробуем разобрать, хотя бы частично, как вообще на нём летать. Как известно, ручная ориентация "Союза" выполняется по визиру ВСК-4 и ручек управления РУД и РУО. А как выполнять ручнаю ориентацию  на ночной стороне Земли, когда визир космонавта ВСК-4 становится "слеп"?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 15.04.2008 16:02:23
ЦитироватьКак летать на "Союзе" с "костылём" мы частично разобрали на форуме, попробуем разобрать, хотя бы частично, как вообще на нём летать. Как известно, ручная ориентация "Союза" выполняется по визиру ВСК-4 и ручек управления РУД и РУО. А как выполнять ручнаю ориентацию  на ночной стороне Земли, когда визир космонавта ВСК-4 становится "слеп"?
А зачем вручною строить ориентацию в ночи? А в общем, ориентацию можно строить по звездному секстанту.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 15.04.2008 16:10:01
при  аварийной посадке или коррекции орбиты  или научных экспериментах фотографировании звёзд и.т.д
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 15.04.2008 16:23:41
ЦитироватьА зачем вручною строить ориентацию в ночи? А в общем, ориентацию можно строить по звездному секстанту.
На "Союз" космонавтам передают Форму-14, где на каждом витке расписано время, угол посадки, время включения тормозной установки и импульс. Предположим при аварийном спуске , ориентация для спуска должна произойти на теневой стороне. Вот для чего нужно строить ориентацию в тени. Это только один из примеров.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 15.04.2008 16:38:11
Цитировать
ЦитироватьА зачем вручною строить ориентацию в ночи? А в общем, ориентацию можно строить по звездному секстанту.
На "Союз" космонавтам передают Форму-14, где на каждом витке расписано время, угол посадки, время включения тормозной установки и импульс. Предположим при аварийном спуске , ориентация для спуска должна произойти на теневой стороне. Вот для чего нужно строить ориентацию в тени. Это только один из примеров.
Верно. Только ориентацию можно провести на витке n-1, а спуск на витке n.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: korn от 15.04.2008 16:42:02
ОРИЕНТАЦИЯ только при помощи РУО.в тени на орбите построить местную вертикаль практически невозможно.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 15.04.2008 16:54:09
ЦитироватьВерно. Только ориентацию можно провести на витке n-1, а спуск на витке n.

Предположим, что горит БО. Космонавты переходят в СА, закрывают люк БО-СА. Необходим спуск именно на данном витке. Далее: по форме 14 включение КДУ на торможение в 15.00, а ориентацию на спуск нужно провести в 14.50, но в 14.50 "Союз" находится в тени. Как вручную развернуть корабль, чтобы КДУ тормозила против вектора скорости, т. е. "на домой" ?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 15.04.2008 17:00:32
Цитировать
ЦитироватьВерно. Только ориентацию можно провести на витке n-1, а спуск на витке n.

Предположим, что горит БО. Космонавты переходят в СА, закрывают люк БО-СА. Необходим спуск именно на данном витке. Далее: по форме 14 включение КДУ на торможение в 15.00, а ориентацию на спуск нужно провести в 14.50, но в 14.50 "Союз" находится в тени. Как вручную развернуть корабль, чтобы КДУ тормозила против вектора скорости, т. е. "на домой" ?
Если горит БО, то надо сбрсить давление в нем с помощью КСД. А потом уже спускаться.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 15.04.2008 17:01:58
ЦитироватьОРИЕНТАЦИЯ только при помощи РУО.в тени на орбите построить местную вертикаль практически невозможно
в тени на орбите построить местную вертикаль можно включив датчик ИКВ
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 15.04.2008 17:07:38
ЦитироватьЕсли горит БО, то надо сбрсить давление в нем с помощью КСД. А потом уже спускаться.
Вы имеете в виду сброс давления через КСД, но, предположим, КСД не функционирует в результате того же пожара (например, обгорели шлейфы питания КСД, и команда с  ИНПУ не проходит). Тогда как?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 15.04.2008 17:12:15
Цитировать
ЦитироватьЕсли горит БО, то надо сбрсить давление в нем с помощью КСД. А потом уже спускаться.
Вы имеете в виду сброс давления через КСД, но, предположим, КСД не функционирует в результате того же пожара (например, обгорели шлейфы питания КСД, и команда с  ИНПУ не проходит). Тогда как?
Отстрел БО.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 15.04.2008 17:21:25
ЦитироватьОтстрел БО
а Отстрел БО возможен без сброса давления в БО? МОЖНО повредить СА
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 15.04.2008 17:31:13
Цитировать
ЦитироватьОтстрел БО
а Отстрел БО возможен без сброса давления в БО? МОЖНО повредить СА
А строить ориентацию и выполнять маневр с горящим БО безопаснее?  :D
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: korn от 15.04.2008 17:40:30
отстрел возможен.хотя до отстрела можно попробовать стравить давление через КСД-БО-СУ
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 15.04.2008 17:58:24
Цитироватьотстрел возможен.хотя до отстрела можно попробовать стравить давление через КСД-БО-СУ
наверное это точное решение
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 15.04.2008 18:04:49
Цитироватьотстрел возможен.хотя до отстрела можно попробовать стравить давление через КСД-БО-СУ
наверное это точное решение, но я думал что кто-то скажет  что в ночи  возможна автоматическая ориентация. Кстати есть ли она на СОЮЗЕ.?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: korn от 15.04.2008 18:07:57
Цитироватьв ночи
возможна
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 15.04.2008 18:18:41
НЕ ЗНАЕШЬ КАК ОНА ПРОИЗВОДИТЬСЯ?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: korn от 15.04.2008 18:26:10
два основных варианта- в аналоговом контуре и в дискретном.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 15.04.2008 18:55:07
Цитироватьдва основных варианта- в аналоговом контуре и в дискретном.
на Шаттле существует также 2 вида ориентации: ручная и автоматическая. Ручная выполняется при помощи виртуального прибора ADI - индикатора ориентации -, который работает и на теневой, и на дневной стороне. Автоматическая ориентация выполняется с формата (англ. - display) UNIVERSAL POINTING. На этом формате для ориентации любого вида нужно ввести цифры в опции Курс крен тангаж и ввести время начала манёвра. Есть и другая возможность - в графе "Цели" (англ. - TGT-ID) нужно выбрать Цель. Например, ввод цифры 1 = МКС, 2 = центр Земли, 3 = цель на Земле, 4 = центр Солнца, 5 = астрономические цели. (Например, опорные звёзды обозначаются цифрами от 11 до 110.) Далее выбирается ось Шаттла, которая также обозначается цифрами, вводится время и загружается в компьютер. В выбранное время Шаттл ориентируется выбранной осью на ранее выбранную цель. Например, носом на центр Земли или грузовым отсеком на МКС. Всё очень просто и возможно и на теневой, и на освещённой стороне Земле. Как ориентируется "Союз" в пространстве для меня очень туманно. Может, кто-нибудь способен объяснить
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 15.04.2008 20:11:59
ЦитироватьНапример, ввод цифры 1 = МКС, 2 = центр Земли, 3 = цель на Земле, 4 = центр Солнца, 5 = астрономические цели... В выбранное время Шаттл ориентируется выбранной осью на ранее выбранную цель...
Изумительно! А откуда он знает направление на МКС или на центр Солнца?

Давайт уточним исходный вопрос: речь идет о построении начальной ориентации экипажем "Союза ТМА" в тени при выключенном БЦВК СУД? Если так, ответ будет: НИКАК.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: korn от 15.04.2008 20:42:49
аналоговая not means РУЧНАЯ.всего лишь без использования БЦВК
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 15.04.2008 20:56:11
Цитироватьаналоговая not means РУЧНАЯ.всего лишь без использования БЦВК
Потому я и предлагаю уточнить исходное состояние. Но изначально вопрос стоял о ручной ориентации.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: 0-Y-0 от 16.04.2008 04:30:29
Цитировать
Цитироватьдва основных варианта- в аналоговом контуре и в дискретном.
на Шаттле существует также 2 вида ориентации: ручная и автоматическая. Ручная выполняется при помощи виртуального прибора ADI - индикатора ориентации -, который работает и на теневой, и на дневной стороне. Автоматическая ориентация выполняется с формата (англ. - display) UNIVERSAL POINTING. На этом формате для ориентации любого вида нужно ввести цифры в опции Курс крен тангаж и ввести время начала манёвра. Есть и другая возможность - в графе "Цели" (англ. - TGT-ID) нужно выбрать Цель. Например, ввод цифры 1 = МКС, 2 = центр Земли, 3 = цель на Земле, 4 = центр Солнца, 5 = астрономические цели. (Например, опорные звёзды обозначаются цифрами от 11 до 110.) Далее выбирается ось Шаттла, которая также обозначается цифрами, вводится время и загружается в компьютер. В выбранное время Шаттл ориентируется выбранной осью на ранее выбранную цель. Например, носом на центр Земли или грузовым отсеком на МКС. Всё очень просто и возможно и на теневой, и на освещённой стороне Земле. Как ориентируется "Союз" в пространстве для меня очень туманно. Может, кто-нибудь способен объяснить

Вы знаете, то что вы рассказали про TGT-ID написанно для общественности на сайте НАСА. Однако про Союз для общественности некоторые вещи не раскрывают по логическим соображениям.    
Мне так кажется эту тему закрывать пора...
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: jettero от 16.04.2008 07:08:57
ЦитироватьВы знаете, то что вы рассказали про TGT-ID написанно для общественности на сайте НАСА. Однако про Союз для общественности некоторые вещи не раскрывают по логическим соображениям.    
Мне так кажется эту тему закрывать пора...
Интересно какие логические соображения?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 16.04.2008 10:45:11
ЦитироватьОднако про Союз для общественности некоторые вещи не раскрывают по логическим соображениям.
Мне так кажется эту тему закрывать пора...
что за логика такая, особая, объясните.
А насчёт того, что "...  эту тему закрывать пора.." , если предположим фильм не нравится, может просто покинуть кинотеатр а не заставлять всех прекратить фильм и расходиться по домам.
 Намёк понятен?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 16.04.2008 11:54:52
ЦитироватьИзумительно! А откуда он знает направление на МКС или на центр Солнца?
Давайте уточним исходный вопрос: речь идет о построении начальной ориентации экипажем "Союза ТМА" в тени при выключенном БЦВК СУД? Если так, ответ будет: НИКАК.
Андрею Коваленко.
 
А откуда СОЮЗ знает направление на МКС?
1. На шаттле есть два блока IMU  как на МКС  есть БИНС.  По астроцелям  данные закладываются ещё на стартовом столе. В зоне прямой видимости МКС фиксируют сначала как звезду , через  звёздные датчики. Cо средней дистанции посредством KU-band. C ближнего расстояния с помощью лазерных дальномеров. Данные со всех этих приборов идут в бортовые компьютеры GPC.Вот "откуда он знает направление на МКС или на центр Солнца".
2. исходный вопрос был о построении начальной ориентации экипажем "Союза ТМА" в тени не при выключенном БЦВК СУД, а как её построить, вообще, если ВСК-4  бесполезен.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: korn от 16.04.2008 13:20:31
Цитировать. А как выполнять ручнаю ориентацию  на ночной стороне Земли, когда визир космонавта ВСК-4 становится "слеп"?
слово "ручнаю", конечно,по-вашему, не подразумевает под собой выполнение ручной ориентации?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 16.04.2008 14:44:17
Цитироватьслово "ручнаю", конечно,по-вашему, не подразумевает под собой выполнение ручной ориентации?
слово "ручная" подразумевает под собой выполнение ручной ориентации посредством РУО.
для сравнения я коротко нарисовал как происходит авто и ручное управление на шаттле. Если ВЫ знаете как выполняется авто и ручное управление  на СОЮЗЕ - расскажите, для меня, по крайней мере, это будет важно.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 16.04.2008 15:06:03
Ручная ориентация выполняется с помощью ВСК. Автоматическая - с помощью ИКВ. Автоматическая ориентация возможна как на дневной, так и на ночной стороне.
Теперь вопрос к Вам: как Шаттл осуществляет НАЧАЛЬНУЮ ориентацию, когда у него нет базиса в машине?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 16.04.2008 15:15:14
ЦитироватьТеперь вопрос к Вам: как Шаттл осуществляет НАЧАЛЬНУЮ ориентацию, когда у него нет базиса в машине?
Поясните что такое НАЧАЛЬНАЯ  ориентация ?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 16.04.2008 15:18:14
Цитировать
ЦитироватьТеперь вопрос к Вам: как Шаттл осуществляет НАЧАЛЬНУЮ ориентацию, когда у него нет базиса в машине?
Поясните что такое НАЧАЛЬНАЯ  ориентация ?
Это когда текущая ориентация неизвестна ни пилоту, ни машине. Исходное состояние. И надо ее определить. Как это делается на Шаттле? Я знаю много способов, как это можно сделать, но интересно, есть ли такой режим на Шаттле сейчас и как он осуществляется?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 16.04.2008 15:26:58
ЦитироватьТеперь вопрос к Вам: как Шаттл осуществляет НАЧАЛЬНУЮ ориентацию, когда у него нет базиса в машине?
Что такое по Вашему   НАЧАЛЬНАЯ  ориентация?     Как  текущая ориентация может быть неизвестна  машине.?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 16.04.2008 16:01:41
Цитировать
ЦитироватьТеперь вопрос к Вам: как Шаттл осуществляет НАЧАЛЬНУЮ ориентацию, когда у него нет базиса в машине?
Что такое по Вашему   НАЧАЛЬНАЯ  ориентация?     Как  текущая ориентация может быть неизвестна  машине.?
Машина может быть выключена или перезапущена.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: Feol от 16.04.2008 16:02:30
В терминологии НПО ПМ режимом начальной ориентации называется режим работы системы ориентации после отделения КА от ракеты-носителя и в ряде особых случаев. Действительно, в момент включения этого режима текущая ориентация на борту неизвестна. Как правило, для навигационных и телекомуникационных КА в этом режиме ставится основная задача построения ориентации, обеспечивающей ориентацию рабочей нормали солнечных батарей на Солнце. Основой для режима служит прямая информация с датчиков Солнца. Если режим включить в тени, то его выполнение автоматически задерживается до выхода из тени. Вот..
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 16.04.2008 16:03:26
ЦитироватьВ терминологии НПО ПМ режимом начальной ориентации называется режим работы системы ориентации после отделения КА от ракеты-носителя и в ряде особых случаев. Действительно, в момент включения этого режима текущая ориентация на борту неизвестна. Как правило, для навигационных и телекомуникационных КА в этом режиме ставится основная задача построения ориентации, обеспечивающей ориентацию рабочей нормали солнечных батарей на Солнце. Основой для режима служит прямая информация с датчиков Солнца. Если режим включить в тени, то его выполнение автоматически задерживается до выхода из тени. Вот..
Вот, уже есть о чем говорить!  :D
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: vadimspb от 16.04.2008 16:11:58
на шаттле  5 GPC  4 из них с одинаковым ПО  и один с экслюзивным ПО  "на всякий пожарный." выключение или перезапуск только по отдельности.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 16.04.2008 19:53:33
Цитироватьна шаттле  5 GPC  4 из них с одинаковым ПО  и один с экслюзивным ПО  "на всякий пожарный." выключение или перезапуск только по отдельности.
Все верно. Сейчас используют системы на основе GPS. В эпоху до GPS использовали ГСП и астрокоррекцию. Но оба этих способа объединяет одно: отказ бортового компьютера приводит к невозможности выполнить ориентацию. Кроме грубой ручной ориентации, которую может экипаж произвести визуально. В автоматическом режиме без компьютера ориентация невозможна.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: korn от 16.04.2008 20:30:27
для Союза возможно автоматическое  построение ОСК и без участия БЦВК.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: RadioactiveRainbow от 16.04.2008 20:46:00
Неужели невозможно построить ориентацию по звездам и Земле (направление на центр и расстояние)?
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 16.04.2008 22:32:33
Цитироватьдля Союза возможно автоматическое  построение ОСК и без участия БЦВК.
Для "Союза" возможно, естественно. Но в моем предыдущем посте речь шла о Шаттле.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 16.04.2008 22:36:38
ЦитироватьНеужели невозможно построить ориентацию по звездам и Земле (направление на центр и расстояние)?
Возможно. При наличии соответствующих датчиков. Например, комбинация инфракрасной вертикали и звездного датчика (для автоматической ориентации) или звездного секстанта (для ручной ориентации). В этом случае будет трехосная ориентация. Можно по ИКВ и Солнцу. Тоже будет трехоснаю ориентация. А если строить трехосную ориентацию в орбитальной системе координат, то достаточно инфракрасной вертикали.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: Дем от 17.04.2008 03:17:27
Цитировать
Цитироватьна шаттле  5 GPC  4 из них с одинаковым ПО  и один с экслюзивным ПО  "на всякий пожарный." выключение или перезапуск только по отдельности.
Все верно. Сейчас используют системы на основе GPS. В эпоху до GPS использовали ГСП и астрокоррекцию. Но оба этих способа объединяет одно: отказ бортового компьютера приводит к невозможности выполнить ориентацию.
это только если бортовой компьютер - один. Шатл достаточно большой, чтобы нести несколько.
Название: Летать без "костыля", или Как летать на Союзе
Отправлено: А.Коваленко от 17.04.2008 07:28:11
Цитировать
Цитировать
Цитироватьна шаттле  5 GPC  4 из них с одинаковым ПО  и один с экслюзивным ПО  "на всякий пожарный." выключение или перезапуск только по отдельности.
Все верно. Сейчас используют системы на основе GPS. В эпоху до GPS использовали ГСП и астрокоррекцию. Но оба этих способа объединяет одно: отказ бортового компьютера приводит к невозможности выполнить ориентацию.
это только если бортовой компьютер - один. Шатл достаточно большой, чтобы нести несколько.
Естественно. Система управления Шаттла достаточно надежная. В том числе, и за счет резервирования.