ЦитироватьАэронавтика и космос (Москва) , N013
30.3.2008
ЕВРОПА СОЗРЕЛА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ.
Европа вполне созрела для реализации собственных проектов пилотируемых космических полетов. Такого мнения придерживается авторитетный немецкий астронавт Томас Райтер, входящий в правление Германского центра авиации и космонавтики (ДЛР).
С точки зрения астронавта, начало функционирования на МКС европейского модуля "Колумбус", а также успешный запуск к МКС автоматического грузового корабля "Жюль Верн" позволяют говорить о серьезном прогрессе в Европе в космической сфере.
Создав РН "Ариан", указал Томас Райтер, Европа вышла в лидеры по средствам доставки космических аппаратов на околоземную орбиту. А "Жюль Верн" стал самым мощным в мире космическим грузовиком, который способен выполнять стыковку с МКС в автоматическом режиме. "Два компонента уже есть, - сказал астронавт. - Дело остается за пилотируемым спускаемым аппаратом".
В этих условиях, убежден Томас Райтер, программа пилотируемых космических полетов стала бы для Европейского космического агентства (ЕКА) "логичным шагом". Европе следует решить, нужен ли ей автономный доступ в космос, указал он. Подобный проект, по оценке Райтера, ЕКА способно реализовать в течение 3-4 лет после принятия политического решения.
Актуальность пилотируемых полетов для Европы, с точки зрения Томаса Райтера, возрастает, ибо американские МТКК подлежат выводу из эксплуатации, и с 2010 г. российские космические корабли станут единственным средством доставки экипажей на МКС и их возвращения на Землю.
Согласно прогнозу Райтера, для реализации проекта пилотируемых полетов ЕКА потребуются ассигнования "значительно ниже 10 млрд евро". С учетом того, что в ЕКА входят 17 государств, затраты каждого из них будут "вполне приемлемыми".
АРМС-ТАСС, 26.03.08.
Интересно, это движение в сторону "Клипера" или в противоположную? :D
ЦитироватьИнтересно, это движение в сторону "Клипера" или в противоположную? :D
Проще всего в сторону "Гермеса".
Из трех европейских проектов "Гермес", "Хотол", "Зенгер", этот самый реальный. По кораблю и РН есть большой задел.
"Skylon" может появиться в далекой перспективе.
ЦитироватьПроще всего в сторону "Гермеса".
Из трех европейских проектов "Гермес", "Хотол", "Зенгер", этот самый реальный. По кораблю и РН есть большой задел.
"Skylon" может появиться в далекой перспективе.
Задел-то большой (респект Игорю Афанасьеву за цикл статей в НК на эту тему), но все равно так и не довели. И нужен ли теперь именно многоразовик?
ЦитироватьИ нужен ли теперь именно многоразовик?
РН "Ариан-5" уже есть.
Транспортный корабль "Жюль Верн" уже есть.
Возможное направление развития - создать на его основе одноразовый пилотируемый КК. Установить на него одноразовый спускаемый аппарат и САС.
ЦитироватьИ нужен ли теперь именно многоразовик?
А вот это вопрос как раз простой.
Если с использованием наработок по Гермесу сделать многоразовик проще чем одноразовый с нуля - то да, нужен )
В любом случае нужно ориентироваться на существующий носитель "Ариан-5". Новый одноразовый или многоразовый КК нужно будет вписать в существующие габаритно-весовые характеристики.
Создавать для нового КК еще и новый носитель (условно назовем "Ариан-6") слишком дорого и долго.
Цитировать"Два компонента уже есть, - сказал астронавт. - Дело остается за пилотируемым спускаемым аппаратом".
ИМХО, для прижимистых и осторожных европейцев логично будет в начале сделать грузовозвращающий корабль на базе ATV, а уже на его базе – пилотируемый.
ЦитироватьЦитироватьПроще всего в сторону "Гермеса".
Из трех европейских проектов "Гермес", "Хотол", "Зенгер", этот самый реальный. По кораблю и РН есть большой задел.
"Skylon" может появиться в далекой перспективе.
Задел-то большой (респект Игорю Афанасьеву за цикл статей в НК на эту тему), но все равно так и не довели. И нужен ли теперь именно многоразовик?
А без крыльев как обеспечить высокую точность приземления? Плотность населения в Западной Европе местами очень высока, а там где не очень - не казахские степи, а горы всякие. Альтернатива - приводняться в Средиземное море или Атлантику, но это то ещё удовольствие. Но главное, мне кажется, пилотируемых проектов пока не будет именно по политическим причинам. Хотя экономический кризис может всё изменить :wink: .
Merkurey писал(а): ЦитироватьАльтернатива - приводняться в Средиземное море или Атлантику, но это то ещё удовольствие.
Приводняться им лучше всего рядом с местом, откуда они стартуют.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5414.jpg)
http://www.esa.int/esaMI/Aurora/SEM1K5A5QCE_1.html
У европейцев есть задел по Са. Так чтоесли вдруг озаботятся, то это будет именно ATV в пилотируемом варианте. Тем более, в презентации есть и такая перспектива.
ЦитироватьА без крыльев как обеспечить высокую точность приземления? Плотность населения в Западной Европе местами очень высока, а там где не очень - не казахские степи, а горы всякие. Альтернатива - приводняться в Средиземное море или Атлантику, но это то ещё удовольствие.
Стартовать будут из Французской Гвианы.
Приводняться проще всего в океане недалеко от туда.
В принципе можно приводняться и в Средиземное море.
Цитировать"Два компонента уже есть, - сказал астронавт. - Дело остается за пилотируемым спускаемым аппаратом".
А дальше может понадобиться и четвертый компонент - собственная орбитальная станция. Не постоянно действующая. Небольшая, посещаемая орбитальная станция.
Сейчас эти корабли будут летать к МКС. МКС не вечна.
А что будет после окончания эксплуатации МКС :?:
Эта идея уже была. "Гермес" мог бы стыковаться с небольшой орбитальной станцией.
На РН "Ариан-5" можно запусить небольшую орбитальную станцию (20 тонн) с одним-двумя стыковочными узлами.
Возможный облик европейского орбитального комплекса (55-60 тонн): орбитальная станция с двумя стыковочными узлами, грузовой корабль ATV, пассажирско-грузовой корабль на базе ATV.
Приземляться можно в Казахстане, в чём проблема?
Приводняться можно где угодно. Никаой проблемы нет.
У Франции есть заморские территории Кергелен, Новая Каледония и т.д.
У Франции и других европейских стран есть авианосцы. Могут встретить спускаемый аппарат в любой точке мирового океана.
ЦитироватьПриводняться можно где угодно. Никаой проблемы нет.
У Франции есть заморские территории Кергелен, Новая Каледония и т.д.
У Франции и других европейских стран есть авианосцы. Могут встретить спускаемый аппарат в любой точке мирового океана.
Ага, особенно хорошо приводняться в районе острова Кергелен :-)
Особенно при старте из Гвианы :lol:
Новый европейский пилотируемый космический корабль будет на основе ATV.
Многоразовый корабль типа "Гермес" возрождать не будут.
Перспективные аппараты на основе ATV (ATV evolution scenarios) :
1. Возвращаемый грузовой аппарат - Large Cargo Return Spacecraft.
Грузовой отсек (Integrated Cargo Carrier) заменяется на спускаемую капсулу.
2.Пилотируемый корабль (Crew Transport Vehicle — CTV).
3. Негерметичный транспортный корабль - Unpressurised Logistics Carrier (UIC). Замена штатного грузового отсека негерметичным держателем.
4. Small Payload Return.
ATV, оборудованный системой запуска маленьких возвращаемых капсул 150 кг. Анологично капсулам "Радуга".
5. Беспилотная лаборатория (Free-flying Lab).
Сверхвысокий вакуум и микрогравитация, котрые невозможно обеспечить на МКС. Периодически стыкуется с МКС.
6. Орбитальная станция. Mini Space Station (MSS). ATV с двумя стыковочными узлами. Несколько кораблей соединяются между собой.
7. Беспилотный транспортный корабль к Луне и Марсу. Exploration Transport Vehicle (ETV).
Еще совсем недавно я упоминал о возможности создания пилотируемого варианта ATV...
Успешный запуск ATV, как и предполагал, стал хорошим толчком для возможного продолжения работ в этом направлении. Если полет и дальше пойдет по плану, то в европейских планах может многое измениться.
Как считаете, у пилотируемого ATV большое будущее? :roll:
Сколько человек будет экипаж у корабля Crew Transport Vehicle :?:
ЦитироватьЕще совсем недавно я упоминал о возможности создания пилотируемого варианта ATV...
Успешный запуск ATV, как и предполагал, стал хорошим толчком для возможного продолжения работ в этом направлении. Если полет и дальше пойдет по плану, то в европейских планах может многое измениться.
Как считаете, у пилотируемого ATV большое будущее? :roll:
Я лично полагаю, что не очень. Понятно, что успешность запуска первого ATV публику вдохновляет, но вспомните сколько средств и времени на это ушло. А CTV, имхо, не будет проще. :?
ЦитироватьЦитироватьЕще совсем недавно я упоминал о возможности создания пилотируемого варианта ATV...
Успешный запуск ATV, как и предполагал, стал хорошим толчком для возможного продолжения работ в этом направлении. Если полет и дальше пойдет по плану, то в европейских планах может многое измениться.
Как считаете, у пилотируемого ATV большое будущее? :roll:
Я лично полагаю, что не очень. Понятно, что успешность запуска первого ATV публику вдохновляет, но вспомните сколько средств и времени на это ушло. А CTV, имхо, не будет проще. :?
Проще, конечно, не будет. И раньше 2015 года, я полагаю, в
пилотируемом варианте не появится. Появится ли он в 2015 - зависит в немалой степени от перспектив полета МКС после этой рубежной даты.
SpaceR писал(а): ЦитироватьПроще, конечно, не будет. И раньше 2015 года, я полагаю, в пилотируемом варианте не появится. Появится ли он в 2015 - зависит в немалой степени от перспектив полета МКС после этой рубежной даты.
Европейцы выплеснули в ATV весь свой запал, все свои деньги, весь свой интеллект. На что-то большее у них нет ни денег, ни желания. Они опустошены своим успехом. ИМХО - ничего на базе ATV в ближайшие 20 лет они делать не будут.
Yuriy писал(а): ЦитироватьПерспективные аппараты на основе ATV (ATV evolution scenarios)... :
ИМХО, забыт самый очевидный вариант - ATV-буксир для затопления МКС (минимум в 2-х экземплярах)... :)
Тут надо подчеркнуть, что у них все проекты жестко пляшут от финансирования. Всомните выделение средств на тот же ATV и МКС. И на то и на другое, часть выделено, часть заморожено. Будет успешым первый полет грузовика - чать разморозят, будет пристыкован Колумбус разморозят еще часть, будет и то и другое выделят средства на сборку второго ATV и заказ третьего. А без финансирования даже веселые картинки рисовать не будут. Все, что озвучено на мембране из отчетов на заре проектирования ATV. Последний раз было сказано четкое нет в финанировании ("глубокое исследование содержания и возможности сотрудничества") русского Клипера и разработки возвращаемой капсулы Pares. И это четко отражено в бюджете до 2010 года. Может быть в следующей пятилетке что то и изменится, но... все будет зависить, как закончится эта.
ЦитироватьЕвропейцы выплеснули в ATV весь свой запал, все свои деньги, весь свой интеллект. На что-то большее у них нет ни денег, ни желания. Они опустошены своим успехом. ИМХО - ничего на базе ATV в ближайшие 20 лет они делать не будут.
Это у них ПОКА нет. В зависимости от реакции общественности и оценки возможных политических дивидендов ситуация к 2010 году может ещё радикально измениться...
Посмотрим. Пока же действительно, запал выплеснут, и у них начинается "время собирать камни", т.е. оценивать результаты. На этом этапе
пиар открывающихся возможностей им, конечно, как нельзя кстати ;)
И если реакция общества, в особенности образованной молодежи, будет ярко позитивной - они смогут и текущие планы и бюджеты подкорректировать.
(З.Ы. Гм, чтойто канцелярскими словями начал выражаться... :oops: )
О чем вы, господа, говорите?
"Ариан-5" - не самая лучшая ракета для пилотируемых запусков, ибо дорогая и переразмеренная. И другой ракеты у Европы нет.
ATV в качестве платформы для пилотируемого корабля тоже великоват.
Использование Куру в качестве космодрома требует присутствия спасательных судов вдоль трассы выведения.
Нет, сделать, конечно, можно. Но если посчитать, сколько это будет стоить... Имхо, трудно убедительно мотивировать создание именно такого пилотируемого корабля.
Да уж если откровенно сказать, то сейчас трудно мотивировать вообще создание любого нового орбитального пилотируемого корабля.
ОСВАИВАТЬ ЛУНУ!!! А многоразовые орбитальные пилотируемые корабли будут доставлять персонал лунных баз на МКС (промежуточная остановка для пересадки на многоразовый челнок ОИСЗ - ОИСЛ). :)
Возможности Ариан-5ЕСВ как раз позволяют кинуть слегка модифицированный "Союз" в облёт Луны. Но, если его модифицировать так, чтоб он мог выйти на ОИСЛ (и там, допустим, с ним состыкуется дозаправщике), то уже возможностей "Ариан" не хватит.
ЦитироватьВозможности Ариан-5ЕСВ как раз позволяют кинуть слегка модифицированный "Союз" в облёт Луны. Но, если его модифицировать так, чтоб он мог выйти на ОИСЛ (и там, допустим, с ним состыкуется дозаправщике), то уже возможностей "Ариан" не хватит.
А что? Классная идея! Увеличить теплозащиту на СА "Союза" и поставить его с РБ на "Ариан-5". Экипаж: русский, француз и немец. Облёт Луны - сильный пропагандистский шаг: "Росия - европейская страна", "ЕС и Россия - счастливы вместе!", "Строим совместно лунную базу", и т. д. Разве не круто?! :)
Не выйдет. Проще вывести Союз Союзом-2 и РБ в габаритах АТV и тогда...
ЦитироватьНовый европейский пилотируемый космический корабль будет на основе ATV.
Многоразовый корабль типа "Гермес" возрождать не будут.
Перспективные аппараты на основе ATV (ATV evolution scenarios) :
1. Возвращаемый грузовой аппарат - Large Cargo Return Spacecraft.
Грузовой отсек (Integrated Cargo Carrier) заменяется на спускаемую капсулу.
2.Пилотируемый корабль (Crew Transport Vehicle — CTV).
3. Негерметичный транспортный корабль - Unpressurised Logistics Carrier (UIC). Замена штатного грузового отсека негерметичным держателем.
4. Small Payload Return.
ATV, оборудованный системой запуска маленьких возвращаемых капсул 150 кг. Анологично капсулам "Радуга".
5. Беспилотная лаборатория (Free-flying Lab).
Сверхвысокий вакуум и микрогравитация, котрые невозможно обеспечить на МКС. Периодически стыкуется с МКС.
6. Орбитальная станция. Mini Space Station (MSS). ATV с двумя стыковочными узлами. Несколько кораблей соединяются между собой.
7. Беспилотный транспортный корабль к Луне и Марсу. Exploration Transport Vehicle (ETV).
Немного подробнее и с картинками здесь:
http://esamultimedia.esa.int/docs/ATV/infokit/english/09_ATVEvolution.pdf
Только вот я не пойму - что за химерка этот Large Cargo Return Spacecraft? Натуральный же ПКК, чего тень на плетень наводить?
ЦитироватьЦитироватьНовый европейский пилотируемый космический корабль будет на основе ATV.
Многоразовый корабль типа "Гермес" возрождать не будут.
Перспективные аппараты на основе ATV (ATV evolution scenarios) :
1. Возвращаемый грузовой аппарат - Large Cargo Return Spacecraft.
Грузовой отсек (Integrated Cargo Carrier) заменяется на спускаемую капсулу.
2.Пилотируемый корабль (Crew Transport Vehicle — CTV).
3. Негерметичный транспортный корабль - Unpressurised Logistics Carrier (UIC). Замена штатного грузового отсека негерметичным держателем.
4. Small Payload Return.
ATV, оборудованный системой запуска маленьких возвращаемых капсул 150 кг. Анологично капсулам "Радуга".
5. Беспилотная лаборатория (Free-flying Lab).
Сверхвысокий вакуум и микрогравитация, котрые невозможно обеспечить на МКС. Периодически стыкуется с МКС.
6. Орбитальная станция. Mini Space Station (MSS). ATV с двумя стыковочными узлами. Несколько кораблей соединяются между собой.
7. Беспилотный транспортный корабль к Луне и Марсу. Exploration Transport Vehicle (ETV).
Немного подробнее и с картинками здесь:
http://esamultimedia.esa.int/docs/ATV/infokit/english/09_ATVEvolution.pdf
Только вот я не пойму - что за химерка этот Large Cargo Return Spacecraft? Натуральный же ПКК, чего тень на плетень наводить?
Да все нормально. Европа, перестраховщики... Они просто собираются CTV в беспилотном режиме отрабатывать...
ЦитироватьДа все нормально. Европа, перестраховщики... Они просто собираются CTV в беспилотном режиме отрабатывать...
Отрабатывали - это китайцы.
А тут работа. Ведь будет нечем возить вниз результаты экспериментов и отказаышее\выработавшее ресурс оборудование (что не менее важно для разработки нового). После нескольких успешных полетов, этот же грузовик паралельно сможет служить спасаемой капсулой
ЦитироватьЦитироватьДа все нормально. Европа, перестраховщики... Они просто собираются CTV в беспилотном режиме отрабатывать...
Отрабатывали - это китайцы.
А тут работа. Ведь будет нечем возить вниз результаты экспериментов и отказаышее\выработавшее ресурс оборудование (что не менее важно для разработки нового). После нескольких успешных полетов, этот же грузовик паралельно сможет служить спасаемой капсулой
Ну так и я об этом. Отрабатываем CTV в беспилотном режиме, параллельно возим с МКС все, что необходимо. Если завалится - обидно, но некритично - жертв не будет... Ну а когда эта байда слетает нормально раза три-четыре (или больше, это уж как ECA сочтет правильным) ап - и легким движением LCRS превращается в корабль спасатель, а потом и в CTV :lol:
ЦитироватьНе выйдет. Проще вывести Союз Союзом-2 и РБ в габаритах АТV и тогда...
Тоже хороший вариант. И imho единственный шанс спасти нашу ПК и двинуться дальше, на Луну. С ЕС мы горы свернём! Если, конечно, ЕС не против :). Ведь если выводить с помощью РН "Ариан" РБ для лунного "Союза" с европейско-российским экипажем, то получится, что и Европе приятно (их ракета!), и наше самолюбие задето не будет (наш корабль!):D , и
денег меньше потратим. И главное: резко рванём вперёд!
А многоразовый орбитальный КК на 6 человек, новая РН "ариановского" класса и космодром для всего этого нам всё-таки нужны свои-и-и-и! :wink:
ЦитироватьА многоразовый орбитальный КК на 6 человек, новая РН "ариановского" класса и космодром для всего этого нам всё-таки нужны свои-и-и-и! :wink:
Новая РН "ариановского" класса у нас уже есть (ну, почти есть)- "Ангара-5" :D
Реинкарнация старого проекта РККЭ времен Севастьянова? :D
(http://i019.radikal.ru/0804/ce/15a438885a3a.jpg)
(http://i004.radikal.ru/0804/81/59eacd390586.jpg)
А МКС - это такая экономия что ли?
Schwalbe писал(а): ЦитироватьА МКС - это такая экономия что ли?
Ну да. Чтоб не пускать дополнительный Союз с экипажем специально для облета Луны. На МКС прилетает экипаж на "лунном" Союзе, а через полгода после смены перед возвращением на Землю идет в облет Луны :)
И потом СА срывается в БС...
ЦитироватьРеинкарнация старого проекта РККЭ времен Севастьянова? :D
(http://i019.radikal.ru/0804/ce/15a438885a3a.jpg)
(http://i004.radikal.ru/0804/81/59eacd390586.jpg)
А почему нет? Если нам с ЕС его пополам профинансировать, то не так разорительно будет; а результаты будут не только научные, но и
политические: сближение Запада и России.
ЦитироватьИ потом СА срывается в БС...
А им - черепахам - все равно... :P
После ухода шатлов, можно вернуть ИХМО около 1 т беспилотным Союзом. Викинув СЖО и прочее, я думаю тонну найдем. Вопрос, что спускать кроме Курса?
Грузовозвращающий корабль на базе Союза сможет доставлять где-то 1,5т и возвращать 0,5т. При экипаже МКС 6 чел потребности только РС-2 Союза + 5-6 Прогрессов в год. Это 7-8 комплектов Курсов, каждый - по 70кг. брутто. Т.е. на 1 грузовозвращающий Союз в год уже хватает. А есть еще Курсы с 2 Союзов в год, которые нужны для экипажа АС, Курсы с ATV, да и хотя бы по 1 Прогрессу в год американцы тоже покупать наверно будут.
Кроме Курсов возникает необходимость возвращать отказавшее оборудование для исследования причин отказов и ремонта. Ну и результаты научных экспериментов. При 3 чел. российского экипажа и новых модулях на МКС науки должно быть намного больше, чем сейчас.
Кроме того, можно будет возвращать коммерческие грузы - например, результаты коммерческих экспериментов на деньги и в интересах иностранных заказчиков.
А есть еще сувениры. :) Вернуть, например, скафандр или лэптоп, которыен выработали свой ресурс, и продать с аукциона. :D
Так что в принципе грузовозвращающий Союз нужен.
Судя по названному - тут уже набирается на 1 грузовозвращающий ATV в год... С шестиместной капсулой. Или на пару Союзов - только рационально ли их гонять?
Союзы? Их столько физически не сделать.
Schwalbe писал(а): ЦитироватьСоюзы? Их столько физически не сделать.
После заказа НАСА российских кораблей производство должно увеличиться с 2 Союзов и 4 Прогрессов в год до 4 Союзов и 6-7 Прогрессов уже в 2009. Эти американские деньги могли бы быть неплохим подспорьем для освоения еще одной модификации корабля. Например, грузовозвращающей. Но для этого нужно, чтоб Роскосмос умел думать на перспективу. Грузовозвращающий Союз можно разработать относительно быстро и недорого. Уже с конца 2010г. Россия могла бы стать монополистом не только по доставке людей в космос, но и по возврату грузов
Цитироватьдумать на перспективу
Чего делать, думать? Роскосмосу? Скажите ещё "решение принимать". Нет, это фантастика :roll:
Цитироватьдо 4 Союзов и 6-7 Прогрессов уже в 2009
ИМХО, 10-11 машин в год нереально ни пускать, ни физически разгружать "наверху". Это ж 7-8 недель на разгрузку/загрузку корабля, иначе портов не хватит. Хотя я чайник, могу и не знать чего.
Ну-и-ну писал(а): ЦитироватьИМХО, 10-11 машин в год нереально ни пускать, ни физически разгружать "наверху". Это ж 7-8 недель на разгрузку/загрузку корабля, иначе портов не хватит. Хотя я чайник, могу и не знать чего.
Прибавьте еще 4 Шаттла, модуль СО2 (МИМ2) в 2009 и может (?) 1 ATV в 2009. Всего - до 16 в 2009 году.
Пускать корабли - реально. (я не про Шаттлы :) )
Разгружать - ну, пусть экипажи МКС и Шаттлов поработают.
Портов не хватит? - СО2 даст 4-й порт на РС. Портов хватит.
Ах ну да, ATV же не будет до начала 2010. Тогда действительно, с лета 2009 будет 4 порта на РС. Но с 2010 один порт станет по полгода занят ATV, два порта под Союзы. Нда.
Вообще, при таком потребном темпе (6-7 в год) увеличение ПН Прогресса на полтонны путём "малой модификации" (типа врезки полуметрового цилиндра в грузовой отсек Прогресса) и переползания на Союз-2-1б выглядит крайне правильной вещью. Или, извиняюсь, Паром.
Lev, а про HTV что-то слышно?
Ну-и-ну писал(а): ЦитироватьВообще, при таком потребном темпе (6-7 в год) увеличение ПН Прогресса на полтонны путём "малой модификации" (типа врезки полуметрового цилиндра в грузовой отсек Прогресса) и переползания на Союз-2-1б выглядит крайне правильной вещью. Или, извиняюсь, Паром.
Ну, такой подвиг как Паром российской ПК пока не грозит. :)
Ползучая модернизация типа цифровизации и переползания на Союз-2-1б идет. Тем более что ЦСКБ уже вовсю начинает впаривание Союз 2-1Б под ПК. Правда, цены пока у ЦСКБ несусветные.
Для ПК Союз РН Союз 2-1б бесполезен. А вот для Прогрессов это интересно. Можно относительно малой кровью доработать Прогрессы под полную массу 8,1-8,2т. и ПН 3-3,2т. А если влезть в конструкцию поглубже - можно выйти и на 3,5т А это на 1-2 пуска в год меньше при одинаковом грузопотоке.
Ну-и-ну писал(а):ЦитироватьLev, а про HTV что-то слышно?
Слышно что делают его... :) http://www.jaxa.jp/projects/rockets/htv/index_e.html
Может, у кого-то есть еще какая-то инфа про HTV - было бы очень интересно. Тем более, что
Global Ural завел отдельный топик про HTV и Kibo: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8130
ЦитироватьДля ПК Союз РН Союз 2-1б бесполезен. А вот для Прогрессов это интересно. Можно относительно малой кровью доработать Прогрессы под полную массу 8,1-8,2т. и ПН 3-3,2т.
"Прогрессы" и так позволяют загрузить такую ПН. По крайней мере, "Прогрессы М1".
ЦитироватьSchwalbe писал(а): ЦитироватьСоюзы? Их столько физически не сделать.
После заказа НАСА российских кораблей производство должно увеличиться с 2 Союзов и 4 Прогрессов в год до 4 Союзов и 6-7 Прогрессов уже в 2009. Эти американские деньги могли бы быть неплохим подспорьем для освоения еще одной модификации корабля. Например, грузовозвращающей. Но для этого нужно, чтоб Роскосмос умел думать на перспективу. Грузовозвращающий Союз можно разработать относительно быстро и недорого. Уже с конца 2010г. Россия могла бы стать монополистом не только по доставке людей в космос, но и по возврату грузов
Но 4 пилотируемых союза никуда ведь не денутся. И что, делать пятый ии шестой СА? Как? Потом, Союз ведь мало возвращает (центровка?).
ЦитироватьНу, такой подвиг как Паром российской ПК пока не грозит. :)
Это хорошо.
ааа писал(а): Цитировать"Прогрессы" и так позволяют загрузить такую ПН. По крайней мере, "Прогрессы М1".
В принципе для М1 это верно. Но это касается только возможности доставки большего количества топлива за счет отказа от возможности доставки воды и газов и не касается доставки большего количества сухих грузов.
А можно (в принципе) разместить сухие грузы в отсеке компонентов дозаправки (как ВДУ) и затащить на станцию манипулятором?
Schwalbe писал(а): ЦитироватьНо 4 пилотируемых союза никуда ведь не денутся. И что, делать пятый ии шестой СА? Как?
Также, как стали делать третий и четвертый.
Schwalbe писал(а): ЦитироватьПотом, Союз ведь мало возвращает (центровка?).
ИМХО максимум 500кг.
А не 350? Что-то такое вспоминается из советских еще источников.
Schwalbe писал(а): ЦитироватьА можно (в принципе) разместить сухие грузы в отсеке компонентов дозаправки (как ВДУ) и затащить на станцию манипулятором?
Вы имеете в виду
вместо отсека компонентов дозаправки?
Schwalbe писал(а): ЦитироватьА не 350? Что-то такое вспоминается из советских еще источников.
350 - это экипаж+груз которые возвращает Союз ТМА
Вместо баков. Силовая схема может сохраниться. Были же, вроде, такие грузы, которые на Мир доставлялись подобным образом. Но там не было шагающего манипулятора.
ЦитироватьSchwalbe писал(а): ЦитироватьА не 350? Что-то такое вспоминается из советских еще источников.
350 - это экипаж+груз которые возвращает Союз ТМА
Ну так вроде больше не получалось из-за центровки. Или в случае отказа от управляемого спуска можно больше?
ЦитироватьА не 350? Что-то такое вспоминается из советских еще источников.
Это вы вспоминаете штатный пилотируемый Союз, но без космонавтов, т.е. с сжо и пр. Союз-32 (?).
Мне кажется, что проблема в центровке. Верхнюю часть СА проблематично заполнить грузами. Да и снизу могут быть проблемы, если возвращать что-то нестандартное.
Schwalbe писал(а):ЦитироватьМне кажется, что проблема в центровке. Верхнюю часть СА проблематично заполнить грузами. Да и снизу могут быть проблемы, если возвращать что-то нестандартное.
ИМХО обеспечить нормальную центровку грузовой капсулы намного легче, чем пилотируемой. Контейнеры и укладки с грузом – не люди, их всегда можно распихать так, как нужно. Тем более что схемы и последовательности загрузки кораблей всегда просчитываются и отрабатываются заранее, на Земле.
Как вы думаете, имеет смысл сохранять управляемый спуск на грузовозвращающем СА?
Schwalbe писал(а): ЦитироватьКак вы думаете, имеет смысл сохранять управляемый спуск на грузовозвращающем СА?
ИМХО, да.
Прикинул тут возможные массы ПН реально существующих Прогрессов для М и М1 под Союз У и 2-1б с минимальной доработкой кораблей (только доработка (ГрО).
(http://i027.radikal.ru/0804/83/a11251d74011.jpg)
Все прикидывал наспех и лихо округлял. :oops:
А что, приятственно весьма.
А как понять "Для станции" ?
За счет чего у этих вариантов больше ПН ?
ЦитироватьА как понять "Для станции" ?
За счет чего у этих вариантов больше ПН ?
орбита у станции другая наверное, и явно повыше опорной =)
ЦитироватьА как понять "Для станции" ?
За счет чего у этих вариантов больше ПН ?
Для опорной орбиты просуммирована только явная НП, которая в грузовом отсеке и отсеке компонентов дозаправки, а в варианте "для станции" добавлено топливо в ПАО, которое при штатной стыковке используется для коррекций орбиты МКС. При этом в графе "для станции" не учитывается топливо для затопления корабля.
ЦитироватьА можно (в принципе) разместить сухие грузы в отсеке компонентов дозаправки (как ВДУ) и затащить на станцию манипулятором?
Можно даже не в отсеке, а отдельным "чемоданом"
А по уму - надо сделать Прогресс так, чтобы без обтекателя запускать. Разве что "юбку" вокруг ПАО оставить, чтобы не переделывать.
ЦитироватьДем писал(а): Schwalbe писал(а):
ЦитироватьА можно (в принципе) разместить сухие грузы в отсеке компонентов дозаправки (как ВДУ) и затащить на станцию манипулятором?
Можно даже не в отсеке, а отдельным "чемоданом"
Вот вариант для доставки габаритных негерметичных грузов.
Что-то подобное пытаются сделать японцы на HTV:
(http://i014.radikal.ru/0804/3e/f7c256f0f6eb.jpg)
В качестве оффтопа,
европейцы теперь и Буран прикупили
http://lenta.ru/news/2008/04/12/buran/
ЦитироватьСоветский шаттл "Буран" приплыл в немецкий музей
В субботу в Технический музей города Шпейера, расположенный в немецкой земле Рейнланд-Пфальц, был доставлен советский орбитальный корабль многоразового использования "Буран", передает агентство ИТАР-ТАСС.
...
Технический музей в Шпейере включает более 16 тысяч квадратных метров крытых помещений и еще 150 тысяч квадратных метров открытых павильонов. На этой территории размещены более двух тысяч экспонатов, в том числе советский самолет Ан-22, американский "Боинг-747", 50 старинных автомобилей, 20 локомотивов и подлодка U9. Специально для "Бурана" был построен отдельный зал высотой в 22 метра, подчеркивает агентство.
Купили бы они всю программу Буран, а не просто для музея, но это так фантазии.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80275.jpg)
Во-первых, это не Буран, а во-вторых, за этой новостью уже давно и активно следят в другой теме, кажется про сайт буран.ру.
ЦитироватьВо-первых, это не Буран, а во-вторых, за этой новостью уже давно и активно следят в другой теме, кажется про сайт буран.ру.
В статье написано, что это "Буран BTS-002" и совершил 25 полетов в атмосфере.
jettero, Вам сюда:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1406&start=2325 или ещё раньше ;)
Вот нашел на nasaspaceflight, извиняюсь если уже было:
http://esamultimedia.esa.int/docs/gsp/completed/C18303ExS.pdf
ЦитироватьATV Evolution - Executive Summary
The ATV S/C as basic element of the vehicle allows different evolution steps in the context of the ISS logistics taking into account the announced traffic changes and shortages due to the retirement of the NASA space shuttle for 2010. In this context the ISS related transportation of pressurized and un-pressurized payload has to be considered.
. Based on the proposed and agreed scenarios which are:
- Payload transport scenario (PTV)
- Crew transport scenario (CTV)
- Un-pressurized logistic carrier (ULC)
Много буков и картинок.
Да, а с 17стр смотрят давно озвученные в теме про Клипер возращаемые "прогрессы-морковки".
http://www.flightglobal.com/articles/2008/10/09/317206/esas-intermediate-experimental-vehicle-begins-major-design.html
ЦитироватьESA's Intermediate Experimental Vehicle begins major design review
By Rob Coppinger
The European Space Agency's Intermediate Experimental Vehicle (IXV) programme will begin its preliminary design review on 4 November with a test flight target of 2012.
Launched by ESA's new Vega rocket in 2012, IXV will reach an altitude of 450km (279 miles) before returning at a speed of 26,850km/h (16,700mph), equivalent to re-entry from low-Earth orbit.
The project started in 2005 and will demonstrate re-entry technologies including thermal protection systems, guidance, navigation and hot structures.
The vehicle will have about 600 sensors to record its performance. It has completed its development phases A and B and following the preliminary design review, phase C and phase D activities will begin in January.
At the 59th International Astronautical Congress, in Glasgow, UK from 29 September to 3 October, a paper on IXV's progress said: "Pending a detailed [technological readiness level] assessment, a window design [may be added to the demonstrator]."
ESA could use the IXV experience to create a safety and reliability framework for future non-destructive re-entry vehicles.
Before IXV ESA's aero-thermodynamic experimental re-entry vehicle called Expert will be launched in 2010 from the Pacific Ocean by Russia's submarine-based Volna rocket and land on the Kamchatka peninsula in Siberia by parachute. Expert's critical design review is planned before the end of this year.
The IXV mission has been identified as a test flight that can contribute to the development of capabilities for the joint ESA, Russian manned capsule programme, Crew Space Transportation System.
Watch an animation of the IXV's test flight at Rob Coppinger's Hyperbola blog
http://cybersecurity.ru/space/57121.html
ЦитироватьЕвропейское космическое агентство создает собственный пилотируемый космический корабль
(http://cybersecurity.ru/upload/iblock/7e0/7e017074955ea014f978d7fbe524caf7.jpg)
(17:48 ) 15.10.2008
Европа является активным участником космических программ с различными странами, в том числе с Россией и США, у Европейского космического агентства (ЕКА) есть и собственные научные миссии на других планетах, например на Марсе. Однако пока у Европы нет главного - собственного пилотируемого космического корабля, способного доставлять экипажи космонавтов на орбиту. Решением именно этой проблемы и занялись недавно в ЕКА.
В Европе проектируют аппарат, который бы смог доставлять людей в космос и безопасно возвращать их оттуда. Пока проект корабля фигурирует под названием IXV (Intermediate eXperimental Vehicle) и представляет собой экспериментальную многоразовую капсулу, выводимую на орбиту при помощи ракеты-носителя Vega. Законченный вариант IXV должен появиться в 2012 году.
"После того, как были запущены модуль МКС Коламбус и грузовой корабль Жюль Верн, мы полагаем, что Европа может стать одним из ключевых игроков мировой пилотируемой космонавтики", - говорит Джон Эллвуд, проектный менеджер европейских грузовых космических кораблей. В ноябре этого года должно состояться заседание Совета министров Евросоюза, где в числе прочих вопросов будет обсуждаться и стратегия развития европейской космонавтики на несколько лет вперед.
В Европейском космическом агентстве также говорят, что работают и над концепцией многоразового грузового аппарата, способного доставлять грузы на МКС. Нынешний вариант грузовика ATV "Жюль Верн" является одноразовым и после выполнения своей миссии сгорает в атмосфере. "Пока мы не планируем создавать многоразовую систему на базе AVT, скорее всего, это будет нечто новое", - говорит Марко Капориччи, руководитель отдела пилотируемой космонавтики в ЕКА.
По его словам, многоразовый европейский космический грузовик, пока условно называемый ARV (Advanced Re-entry Vehicle), скорее всего, будет применять ракеты Arian 5, которые не являются многразовыми, так что сделать полностью новую систему не получится.
Кстати на рисунке IXV. Ничего не напоминает?
(http://www.congrex.nl/08c12/img/images.jpg)
Ну и что - Клипер умер, а IXV живет (правда пересядет с Днепра на Вегу).
(http://www.popsci.com.au/files/imagecache/article_image_large/files/articles/space1205shuttle_485.jpg)
http://www.esa.int/esapub/bulletin/bulletin128/bul128h_tumino.pdf
PDF - o n/\aHax EBPOnbI...
More ESA reusable space transportation system work? (http://www.flightglobal.com/blogs/hyperbola/2008/08/more-esa-reusable-space-transp.html)
ЦитироватьMore ESA reusable space transportation system work? (http://www.flightglobal.com/blogs/hyperbola/2008/08/more-esa-reusable-space-transp.html)
Ага, только если денег дадут:
http://www.russianspaceweb.com/soyuz_acts_history.html#budget
ЦитироватьЦитироватьhttp://www.uhtc.cira.it/presentazioni/3.2_MCaporicci_ESA.pdf
Perspectives of European Re-entry Programmes (http://www.uhtc.cira.it/presentazioni/3.2_MCaporicci_ESA.pdf)
M. Caporicci, ESA Human Spaceflight Directorate
1st UHTC Workshop - Capua, 28 October 2008[/size]
[...][page6]
CSTS conclusions and proposed way ahead
+ A cooperation with Roscosmos at system level it does not appear at this stage as attractive as initially projected due to:[/size]
- The lack of a Russian launcher with proven record and the differences between the new Russian launch system and Ariane 5;
- The difficulty in getting European industry involved at the system level and on critical re-entry technologies;
- The need for a totally new development of a service module with little heritage from ATV (no propulsion, no avionics, new structure and power generation system);
- The existence of technology transfer barriers;
- The unclear set up for the production phase and related financial compensation scheme.[/size]
+ Taking into account:[/size]
- the Russian experience in human spaceflight,
- the role played by Russian entities in the development and operations of the ATV,
- the interest shown by Roscosmos toward specific European hardware and technologies (fault tolerant computer, cockpit and displays, thermal protections)[/size]
it is proposed to maintain a cooperation line with Russia at the subsystem or component level, allowing supply of European hardware in exchange for specific Russian components, access of European systems to the Russian segment of the ISS and negotiation of additional astronaut flight opportunities. This requires further negotiation with Roscosmos, subject to Member States agreement.[/size]
[...]
http://www.space.com/common/media/video.php?videoRef=SP_081014_esa_ixv
Цитировать...decisions expected Nov. 25-26 on how Europe will develop its own manned spaceflight program, including further contributions to the international space station (ISS), ...
Europe's Manned Space Plans...
http://www.space.com/businesstechnology/081124-busmon-italian-space.html
ЦитироватьПриводняться можно где угодно. Никаой проблемы нет.
У Франции есть заморские территории Кергелен, Новая Каледония и т.д.
У Франции и других европейских стран есть авианосцы. Могут встретить спускаемый аппарат в любой точке мирового океана.
А почему для встречи СА нужен авианосец? (Тем более, что они без кораблей ордера даже "в сортир не ходят")
Не на случай, если вдруг, вслед за СА прилетят враждебные инопланетяне, и их надо будет на месте гарантированно уничтожить?)))
Авианосец нужен для поиска и спасениия экипажа. Самолеьы - для поиска, вертолёты - спамения.
ЦитироватьАвианосец нужен для поиска и спасениия экипажа. Самолеьы - для поиска, вертолёты - спамения.
Ну да, для того, чтоб поднять в воздух пару самолётов и пару вертолётов, надо подтянуть целую АУГ...
З.Ы.
Принцип советской армии: когда пару человек отправляют копать канаву, на плацу строят всю часть, и со всеми делятся этой радостной новостью.
А зачем вся АУГ? Когда ловили "Зонды" и БОРы, авианосец не помешал бы. А там экипажа не было.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/76869.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/76870.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/76871.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/76872.jpg)
http://www.flightglobal.com/blogs/hyperbola/2008/05/thales-alenia-spaces-answer-to-1.html
Шо я вижу??? Старый, они всё же и ЭТО продали! :D
Заметьте, кстати, проект, развивающий капсулу до полноценного космоплана ПОЧТИ совпадает со второй ступенью АКС HZ ;-)
ЦитироватьЗаметьте, кстати, проект, развивающий капсулу до полноценного космоплана ПОЧТИ совпадает со второй ступенью АКС HZ ;-)
HaBepHo He c/\y4au'Ho eTo... :wink:
Europe Punts on Human Space Exploration By William Sweet
First Published December 2008
Link (http://www.spectrum.ieee.org/dec08/7049)
Цитировать(http://www.spectrum.ieee.org/images/dec08/images/euro01.jpg)
Artist's conception: Anatoly Zak
INCOMPATIBLE: The European Space Agency's most recent concept
for a crewed spacecraft would be compatible with France's Ariane 5,
but perhaps not Russia's next heavy launcher.
(http://www.spectrum.ieee.org/images/dec08/images/euro02.jpg)
PHOTO ILLUSTRATION: ESA
CARGO CARRIER: Europe's Jules Verne cargo transporter, technically
called the Automated Transfer Vehicle or ATV, is seen housed in the
payload bay of an Ariane 5 launcher. It could be the basis of a new
crewed vehicle.
Грузовой корабль Европы АRV
(http://i029.radikal.ru/0812/05/6e82ab116f9c.jpg)
[URL=http://www.radikal.ru](http://s61.radikal.ru/i174/0812/b1/82dc30861422.jpg)
[URL=http://www.radikal.ru](http://s54.radikal.ru/i143/0812/b6/f2a3246ad9e1.jpg)
[URL=http://www.radikal.ru](http://s42.radikal.ru/i098/0812/42/b632157ec177.jpg)
[URL=http://www.radikal.ru](http://s53.radikal.ru/i142/0812/cb/0bd0653a012c.jpg)
[URL=http://www.radikal.ru](http://s44.radikal.ru/i106/0812/03/71a6cf9f9744.jpg)
[URL=http://www.radikal.ru](http://s51.radikal.ru/i131/0812/a5/9c1c40505aec.jpg) (http://www.radikal.ru)
End-to-end European transportation capability: The Advanced Re-entry Vehicle
From ESA site:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6685.jpg)
Download: WMV (Size: 88054 kb) (http://a1862.g.akamai.net/7/1862/14448/v1/esa.download.akamai.com/13452/wmv/ARV-2008-11-13-c.wmv)
Cargo/Crew Re-entry capsule based on ARV
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6686.jpg)
Download: WMV (Size: 15349 kb) (http://a1862.g.akamai.net/7/1862/14448/v1/esa.download.akamai.com/13452/wmv/ARV-2008-11-13-a.wmv)
ЦитироватьА зачем вся АУГ? Когда ловили "Зонды" и БОРы, авианосец не помешал бы. А там экипажа не было.
Дим, на Зондах и Борах не было экипажей, так что требования к безопасности были не те. Аpollo же подбирали вертолётоносцы, насколько я помню. Просто так их гонять - никакой радости, а вот совместить учебный выход в составе соединения и поисково-спасательную операцию - сам бог велел. Кстати, те же Зонды могли вполне подбирать вертолётоносцами, они у нас уже были - "Москва", например.
Когда Европа делала ATV, они пожадничали и не купили ТОРУ. Сейчас ИМХО у них идет переосмысление... :D
ЦитироватьКогда Европа делала ATV, они пожадничали и не купили ТОРУ. Сейчас ИМХО у них идет переосмысление... :D
Вот только ТОРУ им на ATV и не хватало для полного счастья :D Imho им и одного ненужного Курса хватило :) Не нужно им всё это на ATV. А ручное управление для пилотируемого корабля нужно по-определению :D , иначе какой же он пилотируемый :D :D :D без пилота :D
Когда французских военных лётчиков привели на тренажёр на экскурсию, один из них спросил, что-то вроде, а чем рулить-то. Ему показали красную кнопку аварийного увода ATV от станции, и тогда он произнёс (в вольном переводе), а я ещё хотел стать космонавтом.
Чтобы не было вопросов, мне эту историю рассказали, сам я не слышал
ЦитироватьЦитироватьКогда Европа делала ATV, они пожадничали и не купили ТОРУ. Сейчас ИМХО у них идет переосмысление... :D
Вот только ТОРУ им на ATV и не хватало для полного счастья :D Imho им и одного ненужного Курса хватило :) Не нужно им всё это на ATV. А ручное управление для пилотируемого корабля нужно по-определению :D , иначе какой же он пилотируемый :D :D :D без пилота :D
Когда французских военных лётчиков привели на тренажёр на экскурсию, один из них спросил, что-то вроде, а чем рулить-то. Ему показали красную кнопку аварийного увода ATV от станции, и тогда он произнёс (в вольном переводе), а я ещё хотел стать космонавтом.
Чтобы не было вопросов, мне эту историю рассказали, сам я не слышал
Сие подтверждает старинную мысль - не набирать космонавтов из лётчиков :lol:
ЦитироватьЕму показали красную кнопку аварийного увода ATV от станции...
И это единственная (большая и красная) кнопка, которой можно управлять ATV со станции. Типа нажал - не нажал. И всё.
Думаю, они создадут собственную систему, если решат её действительно заиметь.
ЦитироватьДумаю, они создадут собственную систему, если решат её действительно заиметь.
Сейчас реально существующий ATV таков, что может стыковаться только к одному конкретному порту и по одной конкретной программе. Шаг влево, шаг вправо - катастрофа. Без сомнения, европейцы в принципе могут сейчас создать любую программу. Однако любая программа автоматической стыковки должна иметь ответные исполнительные органы там, куда стыкуется корабль. На АС МКС ничего подобного нет и не намечается. На РС - только российская ТОРУ.
Т.е.:
Цитироватьчтоб создать собственную систему, если решат её действительно заиметь...
европейцам надо как минимум создать собственную ОС.
На Салютах Прогресс тоже мог стыковаться только к одному узлу. Это была катастрофа?
А зачем им своя ОС?
Вот у американцев столько лет был шаттл и не было ОС.
ЦитироватьНа Салютах Прогресс тоже мог стыковаться только к одному узлу. Это была катастрофа?
А зачем им своя ОС?
Вот у американцев столько лет был шаттл и не было ОС.
А до того был Аполло... :lol:
ESA IXV Animation (http://www.space.com/common/media/video/player.php?videoRef=SP_081014_esa_ixv)
ЦитироватьESA IXV Animation (http://www.space.com/common/media/video/player.php?videoRef=SP_081014_esa_ixv)
Красив, чертяка! :)
Прототип "европейского Клипера", они с ним лет пять уже возятся.
Но свой
первый корабль всё-таки собираются делать "аполлоподобным".
ЦитироватьЦитироватьESA IXV Animation (http://www.space.com/common/media/video/player.php?videoRef=SP_081014_esa_ixv)
Красив, чертяка! :)
Прототип "европейского Клипера", они с ним лет пять уже возятся.
Но свой первый корабль всё-таки собираются делать "аполлоподобным".
Все это красивие картинки или предложения и немножко плагиат.
Под эту програму нет финансирования и с кризисом возможность еше меньше.
Лента новостей НКЦитировать14.04.2009 / 00:05 Концерн Arianespace приступил к модернизации ракеты-носителя Ariane 5
Европейский авиационно-космический концерн Arianespace приступил к программе модернизации ракеты-носителя Ariane 5 ECA. В отчете Arianespace говорится, что планируется внести в конструкцию ракеты множество мелких изменений, по итогам которых грузоподъемность Ariane 5 возрастет на 400 кг. Новые образцы ракет с увеличенной грузоподъемностью будут приняты в эксплуатацию к концу 2010 года.
Специалисты говорят, что обновленный вариант Ariane 5 сможет выводить по два телекоммуникационных спутника общей массой до 9100 кг на геостационарную орбиту. По словам исполнительного директора Arianespace Жана-Ива Ле Галля, запланированные изменения не скажутся на внешнем виде ракеты или на ее аппаратных особенностях. Большинство изменений коснутся двигателей и верхней ступени ракеты, сообщает Cyber Security.
ESA And Thales Establish Agreement For Development Of IXV (http://www.spacemart.com/reports/ESA_And_Thales_Establish_Agreement_For_Development_Of_IXV_999.html)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/8396.jpg)
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьПроще всего в сторону "Гермеса".
Из трех европейских проектов "Гермес", "Хотол", "Зенгер", этот самый реальный. По кораблю и РН есть большой задел.
"Skylon" может появиться в далекой перспективе.
Задел-то большой (респект Игорю Афанасьеву за цикл статей в НК на эту тему), но все равно так и не довели. И нужен ли теперь именно многоразовик?
А без крыльев как обеспечить высокую точность приземления? :wink: .
Примерно так же, как это обеспечено у ГЧ МБР. Хотя, там другие перегрузки...
ЦитироватьНа Салютах Прогресс тоже мог стыковаться только к одному узлу. Это была катастрофа?
А зачем им своя ОС?
Вот у американцев столько лет был шаттл и не было ОС.
И сколько теперь лет не будет ни шаттла ни ОС.
ЦитироватьЦитироватьЕму показали красную кнопку аварийного увода ATV от станции...
И это единственная (большая и красная) кнопка, которой можно управлять ATV со станции. Типа нажал - не нажал. И всё.
Там чуть больше, чем одна кнопка. Но, действительно, с помощью этих кнопок можно только остановить сближение.
Ariane 6
nasaspaceflight forum (http://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=17217.0;all)
La Tribune (http://translate.latribune.fr/turl/http-www.latribune.fr/entreprises/industrie/aeronautique-defense/20090525trib000380192/matignon-programme-ariane-6-a-lhorizon-2020.html/fr_en?systranprofile=3)
Занятно. "Ариан-6" - шаг назад.
ЦитироватьЗанятно. "Ариан-6" - шаг назад.
Смотря в чем. Это отказ от концепции "даблшота". А в остальном, возможно, и шаг вперед.
Посмотрел на французском.
Идеи:
1) главное - госнагрузки. не отдавать их иностранцам (как случилось с Сикралем)
2) коммерция - второстепенное. Не заморачиваться даблшотами.
3) выводить 6-8 тонн на ГСО
4) моноблок, вторая ступень - на Винчи, первая - либо а) водородная тож б) РДТТ в) керосинка, разработанная с нуля (самое дорогое решение)
А не кажется ли вам, что это бег ради бега? Ведь 6 тонн на ГПО - это в точности "Зенит-3СЛ"? Ариан-6 должен быть, как минимум, серьёзно дешевле "Зенита". Может, лучше, построить ещё одну площадку под "Зенит" и его туда позвать? Будет "Зенит-3СЛК". Отлично будет летать......
Извините, но у Южмаша и так проблемы с производством некоторых компонентов Зенита, так что с него бегут клиенты.
ЦитироватьЦитироватьЗанятно. "Ариан-6" - шаг назад.
Смотря в чем. Это отказ от концепции "даблшота". А в остальном, возможно, и шаг вперед.
До этого была явная тенденция: каждый следующий тип "Ариан" имеет более высокую грузоподъемность. И "Ариан-5" на этом пути считался явным успехом. Да что там - суперуспехом. И его модификации были направлены на повышение грузоподъемности.
ЦитироватьПосмотрел на французском.
Идеи:
1) главное - госнагрузки. не отдавать их иностранцам (как случилось с Сикралем)
2) коммерция - второстепенное. Не заморачиваться даблшотами.
3) выводить 6-8 тонн на ГСО
4) моноблок, вторая ступень - на Винчи, первая - либо а) водородная тож б) РДТТ в) керосинка, разработанная с нуля (самое дорогое решение)
На Ариан-6 еще и метановая ступень первая рассматривается. Также предполагается использовать от двух до шести СТУ (возможно, на базе Зефиро-23). С 6 СТУ масса на ГПО - около 8 т. Кстати, в "твердотопливном" варианте три ступени - две на РДТТ и третья криогенная с Винчи. Что касается коммерции, то от нее европейское ракетостроение всегда силльно хзависело. А с Ариан-6 и новым поколением РН другого класса, европейцы (Арианспейс) хотят 40% рынка пусковых услуг.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЗанятно. "Ариан-6" - шаг назад.
Смотря в чем. Это отказ от концепции "даблшота". А в остальном, возможно, и шаг вперед.
До этого была явная тенденция: каждый следующий тип "Ариан" имеет более высокую грузоподъемность. И "Ариан-5" на этом пути считался явным успехом. Да что там - суперуспехом. И его модификации были направлены на повышение грузоподъемности.
Судя по всему, Ариан-5 с появлением Ариан-6 в отставку не уйдет. Это единственный носитель европы, который может быть сертифицирован для пилотируемых полетов.
Француский правительственный доклад (PDF 40 страниц):
http://www.gouvernement.fr/sites/default/files/fichiers_joints/05.25_Rapport_sur_lavenir_de_la_politique_spatiale_europeenne_en_matiere_de_lanceurs.pdf
(на французском)
Интервью с Guy Pilchen, руководителем FLPP ЕКА (http://www.flashespace.com/html/juin09/bourget09_02.htm)(на французском)
3rd Future Launchers Preparation Programme (FLPP) Industrial Workshop.
Papers presented at the IAC Conference which took place in
Glasgow,
29 September - 3 October 2008 (на английском):
IAC08 - C4.1.9 (http://www.congrex.nl/08m35/papers/IAC-08.C4.1.9.pdf)
IAC08 - D2.4.4 (http://www.congrex.nl/08m35/papers/IAC-08.D2.4.4.pdf)
IAC08 - D2.5.2 (http://www.congrex.nl/08m35/papers/IAC-08.D2.5.2.pdf)
IAC08 - D2.5.3 (http://www.congrex.nl/08m35/papers/IAC-08.D2.5.3.pdf)
IAC08 - D2.5.4 (http://www.congrex.nl/08m35/papers/IAC-08.D2.5.4.pdf)
IAC08 - D2.6.1 (http://www.congrex.nl/08m35/papers/IAC-08.D2.6.1.pdf)[/list]
Петерку заменят :
http://www.lemonde.fr/web/depeches/0,14-0,39-39644086@7-37,0.html
краткий перевод :
Саркози желает подготовку нового поколения ракет которые заменят ариан 5 к 2020-2025 году , решение в 2011 на конференции ЕКА.
ЦитироватьПетерку заменят :
http://www.lemonde.fr/web/depeches/0,14-0,39-39644086@7-37,0.html
краткий перевод :
Саркози желает подготовку нового поколения ракет которые заменят ариан 5 к 2020-2025 году , решение в 2011 на конференции ЕКА.
Если на смену Ариан-5 придет один из обсуждаемых вариантов Ариан-6, то замена будет явно не эквивалентной. Все равно потребуется новый носитель тяжелого класса. То есть вместо одной ракеты будет две: Ариан-6 для коммерции и какой-нибудь NGL - для остальных задач, в том числе пилотируемых.
ЦитироватьЕсли на смену Ариан-5 придет один из обсуждаемых вариантов Ариан-6, то замена будет явно не эквивалентной. Все равно потребуется новый носитель тяжелого класса. То есть вместо одной ракеты будет две: Ариан-6 для коммерции и какой-нибудь NGL - для остальных задач, в том числе пилотируемых.
По документу новая ракета в замену петёрки, эскизы к 2011.
Для пилотируемых пока союз на куру в 2010.
ЦитироватьДля пилотируемых пока союз на куру в 2010.
Это правда???
ЦитироватьЦитироватьДля пилотируемых пока союз на куру в 2010.
Это правда???
Ты прав об этом варианте писали в начале проекта, два года назад я об этом читал.
Более никаких сылок.
Так что я поторопился, но если Дима с Николя помирятся может и запустят.
Проблемы если и есть они политические , технически это возможно.
:wink:
Доклад ЕКА по возможности пилотируемого запуска Союза-ТМА из Куру был опубликован в 2004 году (этой новости уже 5 ( :!: ) лет).
Помимо политической воли 2 президентов, требуется пройти следующие "этапы большого пути":
- РН Союз-СТ должна начать летать из Куру (премьера ушла вправо на 1-й квартал 2010 года - при этом первой полетит Союз-2.1а);
- КК Союз-ТМА или его новая модификация Союз-ТМХ должна быть доработаны под новую РН Союз-2.1б;
- РКК Союз-СТ в Гвиане д.б. переоснащён для эксплуатации РН Союз-2.1б;
- Лётные испытания (по краиней мере одна беспилотная и одна пилотируемая миссия) РН Союз-2.1б из Байконура.
Так что я подозреваю договариваться будут президенты России и Франции, но увы не нынешние. :P
Еще один нюанс: группировка судов-спасателей на каждый пуск.
А зачем Союз 2-1Б?
Для ПК Союз - незачем.
Кстати Союз 2-1б из Куру стартует в конце следующего года.
Ariane 2010 Evolution
Image (http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php?action=dlattach;topic=1511.0;attach=72623;image)
Ariane 2010 and Alternatives, 2003 PDF Document (http://home.btconnect.com/lister/ST/ST2303.pdf)
Да уж, много воды утекло, и 2010 уже не за горами... 8)
ЦитироватьЕще один нюанс: группировка судов-спасателей на каждый пуск.
И не только: :idea:
- транспортитовка Союз-ТМА из России на космодром во Французской Гвиане (самолет + авто либо море + авто);
- инфраструктура космодрома (МИК) не рассчитана на ПН таких размеров (дополнительные кап. затраты на
инфраструктуру которая должна обеспечивать разгрузку, заправку и стыковку КК с РН);
- поисково-спасательный комлекс должен обеспечивать своевременное обнаружение и "отлавливание" СА
вдоль всей траектории выведения проходящей над акваторией Атлантического океана (а это корaбли,
вертолёты и самолёты, по крайней мере в 3 точках траектории);
Выливается в сотни тысяч евро (по ценам 2004 года) фиксированных расходов и десятки тысяч -
условно переменых (на каждый пуск).
Не уверен что "овчинка стоит выделки" :P
ПАРИЖ, 7 июл - РИА Новости, Владимир Добровольский. Подразделение европейской аэрокосмической группы EADS Astrium в 2016 году разработает по заказу Европейского космического агентства (ЕКА) новый грузовой космический корабль ARV (Advanced Re-entry Vehicle), способный возвращаться на землю, говорится в коммюнике Astrium.
"Astrium должна определить требования, необходимые для создания грузотранспортной системы на Международную космическую станцию (МКС), способной вернуться на землю, а также необходимые этапы ее создания. Общая стоимость программы ARV для ЕКА составит 21 миллион евро", - говорится в коммюнике.
По мнению руководства компании, новая непилотируемая система, основанная на "космическом грузовике" предыдущего поколения ATV (Automated Transfer Vehicle), сможет совершить первые демонстрационный полет к 2016 году.
Первый европейский грузовой космический корабль "Жюль Верн" ATV стартовал к МКС 9 марта 2008 года и пристыковался к станции 3 апреля, доставив около девяти тонн различных грузов, в том числе топливо, продукты питания и научную аппаратуру. Он отстыковался от станции 6 сентября и закончил свое существование в водах Тихого океана 29 сентября.
"Следующим этапом может стать изучение возможности использования ARV для транспортировки космонавтов в космос и их безопасное возвращение обратно", - утверждается в коммюнике.
http://www.rian.ru/science/20090707/176596752.html
Даже у китайцев сроки меньше вышли.
Да-а.. а в 1990-е я думал что "Гермес" полетит рантьше чем китайский КК.. :(
Ошибся, бывает..
Но пилотируемый ARV, уж точно полетит раньше , чем китайцы высадятся на Луну.. :P
Никогда не сомневался, что Гермес никогда не полетит. :) Особенно после полёта Кретьена.
Ну, как показала практика.. Вы оказались правы.. (и не только по "Гермесу".., а по жизни вообще ;) )
так что, Китайцы раньше? 8)
Оба предположения слишком туманны. Старый бы ответил - никогда, а китайцы - лет через 30. :wink:
Я не оракул.
Какие оба? "Китайцы на Луне" vs "Европа на европейском корабле в космосе"?
А как бы можно было-бы поспорить.. сроки многое позволяют.. :D
Но раз Вы пас..
Спросим Оракула? ;)
http://www.roscosmos.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=6684
Цитировать07-07-2009 В ЕКА начинаются работы по созданию ATV с возвращаемым отсеком
Сегодня, 7 июля, Европейское космическое агентство подписало контракт с подразделением компании EADS Astrium в Бремене по проекту перспективного возвращаемого корабля (Advanced Reentry Vehicle (ARV)), сообщает пресс-служба ЕКА.
Напомним, что проект ARV был утвержден Министерской Комиссией ЕКА в ноябре 2008г.
ARV представляет собой модифицированную версию европейского грузовика ATV, который успешно совершил один полет к Международной космической станции.
Верхний отсек нового корабля будет предназначен для возврата полезных грузов на Землю.
Выведение ARV планируется на РН «Ариан 5». ЕКА также предполагает в будущем усовершенствовать ARV и сделать его пилотируемым.
Видео-презентация ARV представлена на сайте ЕКА http://www.esa.int/esaHS/SEMKCY4DHNF_iss_0.html.
http://cybersecurity.ru/space/74540.html
ЦитироватьЕвропа работает над космическим модулем Expert
(19:01) 21.07.2009
Британский телеканал Би-Би-Си сообщает о продолжении в Европе работ, связанных с созданием многоразового космического пилотируемого корабля. Сегодня Европейское космическое агентство подписало контракт на производство прототипа модуля Expert, при помощи которого Европа намерена отработать технологию возвращения аппаратов из космоса.
Предполагается доставить модуль Expert (EPERimental Re-entry Test-bed) при помощи ракеты-носителя на высоту чуть более 105 км, где уже в полной мере наблюдаются условия космической невесомости и радиации, после чего отработать технику мягкой посадки аппарата.
Модуль Expert предполагается оснастить массой различных датчиков и сенсоров, которые будут фиксировать различные параметры спуска и посадки конусообразного космического модуля.
В Европейском космическом агентстве рассказывают, что на основе данных, полученных в испытаниях Expert планируется создать реальный космический аппарат ARV, способный вначале выйти в космос, а затем безопасно вернуться оттуда. ARV будет существовать в двух вариантах - грузовом и пассажирском. Ожидается, что создание этого аппарата начнется в начале 2011 года.
Что касается Expert, то эта система будет представлять собой блок 1,5 метра в длину и около 450 кг массы. На его борту будут находиться 15 научных инструментов, записывающих разные аэродинамические, термические и прочие показатели, которые могут пригодиться при дальнейших разработках реальных кораблей.
Специалисты говорят, что так как Expert будет представлять собой тестовый модуль, он не будет выведен летать на орбите на космической скорости, его скорость движения составит около 5 км/сек, что позволит аппарату зафиксировать все необходимые данные. Задачи Expert - воссоздать условия, с которыми придется иметь дело в реальных космических посадках, говорят в ЕКА.
Контракт на производство Expert был подписан с итальянской компанией Thales Alenia Space, стоимость производства модуля составит 30 млн евро, причем 15 млн будет стоить только лишь оборудование. Запустить Expert планируется с российской подлодки в Тихом океане при помощи баллистической ракеты Волна. По предварительным данным, запуск намечен на вторую половину 2010 года. Посадка Expert на парашюте запланирована в один из удаленных регионов Камчатки.
(http://cybersecurity.ru/upload/http://cybersecurity.ru/upload/iblock/93e/93ed65de899246f2db66a06ee404fa3c.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/76953.jpg)
Atmospheric re-entry Demonstrator
Satellite and spacecraft propulsion systems from Astrium Lampoldshausen
ARD re-entry
Image courtesy ESA
Thruster
external view
ESA's Atmospheric re-entry Demonstrator (ARD) is an unmanned, 3-axis stabilised automatic capsule that was launched aboard Ariane 5 flight 503 on 21 October 1998.
ARD was a major step towards developing and operating space transportation vehicles that can return to Earth, whether carrying payloads or people. For the first time, Europe accomplished a complete space mission - launching a vehicle into space and recovering it safely.
One of ARD's objectives was to validate the flight control algorithms that were developed as part of the former Hermes spaceplane programme. The guidance algorithm is similar to that used by NASA's Space Shuttle, based on a reference deceleration profile and also used by Apollo. This approach allows a good final guidance accuracy with limited real-time calculation complexity and storage requirements.
The ARD's automatic navigation, guidance and control system consists of a Global Positioning System (GPS) receiver, an inertial navigation system, a computer, the associated data bus and power supply and distribution system, and a Reaction Control System.
The Reaction Control System was derived from the Ariane 5 Attitude and Orbital Control System, designed, developed and produced at Astrium Lampoldshausen.
ARD's Reaction Control System comprised seven CHT 400 N hydrazine thrusters and two 58 litre BT/01 bladder tanks pressurised with nitrogen. The thrusters are positioned so that three provide control in pitch, two in roll and two in yaw.
From its maximum height of 830 km, ARD commenced Earth re-entry at an altitude of 120 km and a velocity of around 27,000 km/h.
Using the 400 N steering control, ARD achieved a precision landing within the 5 km target range, entering the Pacific Ocean beneath parachutes. Such accuracy is equivalent to scoring a goal from a distance of 25 km.
The buoyant ARD was later recovered by a French Naval vessel guided by Sarsat radio beacon.
http://www.friends-partners.org/partners/mwade/craft/esaacrv.htm
10 лет спустя...
И как это они Эксперт планируют Волной запускать, если Минобороны еще в прошлом году запретило какие-либо космические пуски с ПЛАРБ?
Наверное потому, что не считают суборбитальные пуски космическими. :wink:
http://www.esa.int/esaHS/SEMC9A7JT2G_index_0.html
ЦитироватьExpert Launch Contract Signed With SRC Makeyev
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10415.jpg)
10 December 2009
The launch operations and vehicle recovery contract for ESA's European Experimental Re-entry Testbed (Expert) was signed on 2 December in Moscow, Russia, between ESA and the Russian Makeyev State Rocket Centre. The contract was signed by ESA's Director of Human Spaceflight Simonetta Di Pippo and Makeyev State Rocket Centre's Deputy General Director for Economics and Finance, Sergey Glazyrin.
Under the contract the Makeyev State Rocket Centre will have the responsibility of integrating the Expert vehicle into a Volna rocket, which will be launched by a Russian submarine in the Central Pacific Ocean. They will also coordinate the Expert capsule search and recovery operations conducted by helicopter at the landing site, a Russian military test range in the Kamchatka peninsula. Expert is currently scheduled to be launched on its suborbital trajectory in October 2010.
"The signing of this contract has been made possible through the close and intensive cooperation of the European and Russian teams, led by V. Danilkin, Deputy Head of SRC Makeyev, that have put all their efforts into this essential project for many years in order to help bring it to a successful conclusion" said Marco Caporicci, ESA's Head of Transportation and Re-entry Division.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10416.jpg)
Expert depicted during reentry
Expert will provide aero-thermodynamic tool validation on the basis of actual flight data for a number of physical phenomena encountered by space transportation vehicles during their re-entry phase in Earth's atmosphere. It includes a series of scientific flight measurement equipment, including classic and advanced techniques such as temperature, heat-flux and pressure sensors, spectrometers and an infrared camera, all of which will help to improve European competence in atmospheric re-entry and associated technologies.
The data collected from the instruments during the Expert vehicle re-entry phase at a velocity of up to 5 km/sec will provide improved information on the aero-thermodynamic re-entry conditions, which in turn will be a great help in the design of future space vehicles such as the Advanced Re-entry Vehicle (ARV).
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10417.jpg)
Signing of the Expert contract
"This technology is integral to ESA's future objectives in Human Spaceflight especially with respect to exploration goals" said Simonetta Di Pippo, ESA's Director of Human Spaceflight.
"The data that we will obtain from this technology demonstration mission is integral to ESA's future objectives in Human Spaceflight and Exploration" Di Pippo said. "Development of this form of testbed technology is a cost effective way to build the security and reliability into our systems and to pave the way for Europe's future space vehicles and to our space transportation autonomy. This in turn will reinforce overall global human spaceflight and exploration undertakings starting with the ISS whose operations are being considered for extension through 2020 and beyond"
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10418.jpg)
The EXPERT vehicle with its launcher adapter from inside and outside.
Developing improved space transportation systems requires increased confidence in the knowledge of re-entry phenomena and a reduction of the design margins to increase system performance. The availability of detailed experimental data will allow the refinement of the aerodynamic and aero-thermodynamic models and project tools.
The development of the Expert vehicle is being carried out under ESA management with Thales Alenia Space, Italy as the prime contractor. "The payloads are provided by several European research institutes and universities, under ESA contract and additional own funding" said Jose' Gavira, EXPERT Project Manager.
Currently the first flight units of the Expert payloads have been delivered and manufacture of the vehicle hardware is under way. The Expert vehicle and payloads will undergo final integration at the Thales Alenia space in Italy in the Spring of 2010 prior to its shipment to Russia during the summer of 2010 to undergo launch integration.
EC-ESA WORKSHOP ON INNOVATION AND TECHNOLOGY WITHIN SPACE EXPLORATION[/size] (http://ec.europa.eu/enterprise/policies/space/esp/conferences_space_en.htm), Harwell (UK) 29/30 April 2010[/size]
Presentation: Access to LEO EADS Astrium (http://ec.europa.eu/enterprise/policies/space/files/policy/conferences_page/workshop_2_ec_esa_29_april_2010/sandrone.pdf) [pdf, 674 KB]
(http://img441.imageshack.us/img441/2614/arv.jpg)
http://ec.europa.eu/enterprise/policies/space/esp/conferences_space_en.htm
Там ещё много чего интересного опубликовано. :idea:
Bulletin ESA N 138 2010ЦитироватьCREW TRANSPORTATION AND HUMAN EXPLORATION
Crew Space Transportation System (CSTS)
In the frame of the CSTS breadboarding activities, the openloop
Soft Docking System tests (part of the avionics activities)
and the test of the CSTS Thermal Protection System (at the
Scirocco facility) have been completed. Longer-duration
tests are foreseen in following this first test. Verhaert have
completed the Alternative Load Sensor unit test campaign
and the test report has been delivered to the prime contractor
(Thales Alenia Space Italy).
Advanced Reentry Vehicle (ARV)
The two Phase O industrial studies of the ARV are proceeding
satisfactorily with the consolidation of requirements to
support the subsequent Phase A.
A proposal for the Phase A study has been approved for
implementation by the programme's participating states
on mid March. The industrial contract is expected to be in
place by June 2009 with a plan of activities lasting until end
2010. Another procurement proposal for the ARV Operations
Avionic Subsystem has also been submitted to the Industrial
Policy.
International Berthing Docking Mechanism (IBDM)
A conceptual review for the Integrated Actuation Unit and
a design review for the latching subsystem were held on
21 January, during which an aluminium model of the novel
gearbox was presented to prove the concept kinematics. The
gearbox using this concept will now be designed to drive the
latch.
A number of activities concerning the IBDM design and test,
as well as the Control and Display, have been endorsed by the
programme's participating states on 17/18 February. Work on
the IBDM interoperability aspects is making progress, with the
IBDM system and the equivalent NASA Low Impact Docking
System (LIDS) becoming the standard for future ISS and
Exploration applications. A Technical Interface Meeting took
place on the 5/6 February in Houston with the participation
of ESA, NASA, JAXA, Roscosmos and CSA. NASA has confirmed
their positive position to a collocation of engineers from
European industry in Johnson Space Center for the detailed
definition of the IBDM interface.
The validation and acceptance testing of the Electromagnetic
(linear) Actuators has now been completed. The Final
Acceptance and Qualification Review meeting was
successfully held at ESTEC on 14 January 2009. Open-loop
tests involving the IBDM avionics started in March 2009. The
avionics have been integrated with the IBDM Soft Docking
System and the commissioning phase has been completed.
EXPERT
The EXPERT Payloads Qualification Review was completed
and the Payloads Flight Models manufacturing activities
were initiated by the institutes and payload providers. The
EXPERT subsystems Critical Design Reviews (CDRs) have been
completed by Thales Alenia Space Italy with ESA support.
The system CDR was performed in February; all outstanding
items were completed by the 1 April.
The contract for the Launch and Recovery activities has been
negotiated with Makeyev. The application of Makeyev for the
launch of EXPERT is expected to be approved by the Russian
authorities shortly.
Lunar Lander activities
Alternative approaches for the development of a European
Lunar Lander have been explored, including, besides the Cargo
Mission based on a full Ariane 5 launch and the MoonNEXT
concept, a smaller mission on a shared Ariane 5 geostationary
transfer orbit launch. In preparation and support of future
work on these missions, a Lunar Lander Request for
Information (RFI) was posted on the ESA web site on 2 March.
ESA's Directorate of Human Spaceflight invited industrial,
technology and scientific communities to provide inputs
for experiments and payload elements for accommodation
on its first lunar lander. The RFI has drawn a remarkable
interest and participation, the last submissions are due by
14 April.
Concerning the Ariane 5 shared launch, ESA proposes to
implement the assessment of this mission as additional
work to the MoonNEXT studies. Both mission concepts
would provide a precursor mission supporting technology
demonstration, as well as providing a suitable payload
delivery capability. It is envisaged that the additional
industrial studies would take about six months. A trade-off
between these different mission concepts would be needed
before deciding which lander version would enter the
development phase.
The planned studies on Moon Surface Infrastructure and the
Cargo Lander Phase A are expected to start at the end of 2009
or in early 2010.
International architecture development and scenario studies
A final presentation on 'International Architecture
Development and Scenario Studies' was held on 16 January
at ESRIN, Frascati, with about 90 participants from industry,
research organisations, national agencies and Programme
Board Delegates. The study has helped to increase the
understanding of integrated architectures for human
operations in low Earth orbit and human missions to the
Moon and Mars, and in particular, has provided a strong
rationale for a European-provided lunar cargo lander in
support of international human missions to the Moon.
The ESA/NASA Comparative Architecture Assessment (CAA)
is progressing into Phase 2. The last meetings on 9 January
and 2/6 February 2009 focused on the development and
consolidation of mission scenarios and requirements for the
Ariane 5 based Lunar Cargo Lander. A meeting on the ESA/
JAXA CAA, to identify commonalities and differences in their
current lunar exploration architecture, was held at ESTEC on
19/21 January 2009.
In the framework of the International Space Exploration
Coordination Group (ISECG), an international lunar
architecture workshop was held on 3/5 February in Houston,
with participants from ASI, BNSC, CNES, DLR, ESA, NASA,
JAXA and Roscosmos. During the workshop, three reference
scenarios (sortie, extended stay, outpost) for human lunar
exploration were defined which will serve as a framework for
the assessment of the architecture elements. The next lunar
architecture workshop will take place on 2/4 June and will be
hosted by ESA.
ESA and NASA are currently in the process of negotiating a
study agreement which will enable the exchange of more
detailed information in support of this work.
The 3rd ISECG Meeting was held on 10/12 March 2009 in
Yokohama, Japan. Representatives from 10 space agencies
around the world adopted, for further study, three scenarios
for conducting internationally coordinated robotic and
human exploration activities on the Moon.
A 'Tripartite Space Dialogue' meeting led by the ESA Director
General with the Russian space agency Roscosmos and the
European Commission on the continuation of the cooperation
with Russia on crew transportation took place in Moscow
on 17/18 March. During the meeting it was agreed with
Roscosmos to redirect the spaceship working group to cover
also scenarios for orbital infrastructure after the ISS, as well
as shorter term aspects concerning the scientific exploitation
of the ISS.
Human exploration technology
On Habitation and Life Support, two activities for
implementation, namely the development of a Water
Treatment Unit Breadboard and further development of
the MELiSSA Pilot Plant, were endorsed by the programme's
participating states on 17/18 February. The MELiSSA Pilot Plant
inauguration is planned for 4 June 2009.
On the Aurora Core programme, work has continued on
the package of autonomous soft-landing technology
development activities, with the completion of the early
phases of the vision-based navigation demonstrator and
sensor architecture activities. The LIDAR-based navigation
demonstrator was initiated and coordinated with the ongoing
Technology Research Programme bread-boarding activity.
Work has also progressed on the flight performance of an
autonomous helicopter which will form part of the Precision
Landing GNC Test Facility.
CTV и Expert на авиасалоне ILA2010:
(http://red-baron.users.photofile.ru/photo/red-baron/3844006/xlarge/90319719.jpg)
(http://red-baron.users.photofile.ru/photo/red-baron/3844006/xlarge/90319722.jpg)
Гы, они верят в скорейшее согласование от МО по Эксперту - уморы...
ЦитироватьГы, они верят в скорейшее согласование от МО по Эксперту - уморы...
Expert
Phase-D of the test bed development is ongoing. Vehicle
integration has started at Thales Alenia Space Italy, Turin,
to be ready for system tests in October. The schedule for
the delivery of the parachute is being negotiated with the
Russian supplier. Sufficient margin must be maintained
for a launch in spring/summer 2011. Discussions with
Russian authorities have secured a launch from a Russian
submarine on a Volna rocket. [p.77][ESA
Bulletin 143] (http://www.esa.int/SPECIALS/ESA_Publications/SEM17Z7OTCG_0.html)
Как-то боязно за них. Потеряли два солнечных паруса.
Manned European Spacecraft Concept Video - 41-секундный видеоролик, показывающий этапы пилотируемого полета на 4-местном CTV:
http://www.youtube.com/watch?v=im4zc6tQlWA&feature=related
Вот никак не пойму, может, что пропустил: и на CTV, и на CST-100 астронавты без скафандров. Это ошибка или сознательная позиция?
ЦитироватьЦитироватьГы, они верят в скорейшее согласование от МО по Эксперту - уморы...
Expert
Phase-D of the test bed development is ongoing. Vehicle
integration has started at Thales Alenia Space Italy, Turin,
to be ready for system tests in October. The schedule for
the delivery of the parachute is being negotiated with the
Russian supplier. Sufficient margin must be maintained
for a launch in spring/summer 2011. Discussions with
Russian authorities have secured a launch from a Russian
submarine on a Volna rocket. [p.77][ESA Bulletin 143] (http://www.esa.int/SPECIALS/ESA_Publications/SEM17Z7OTCG_0.html)
ЦитироватьПарус! Порвали, парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!
Парус. (Песня беспокойства).
Владимир Высоцкий
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьГы, они верят в скорейшее согласование от МО по Эксперту - уморы...
Expert
Phase-D of the test bed development is ongoing. Vehicle
integration has started at Thales Alenia Space Italy, Turin,
to be ready for system tests in October. The schedule for
the delivery of the parachute is being negotiated with the
Russian supplier. Sufficient margin must be maintained
for a launch in spring/summer 2011. Discussions with
Russian authorities have secured a launch from a Russian
submarine on a Volna rocket. [p.77][ESA Bulletin 143] (http://www.esa.int/SPECIALS/ESA_Publications/SEM17Z7OTCG_0.html)
ЦитироватьПарус! Порвали, парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!
Парус. (Песня беспокойства). Владимир Высоцкий
Expert
Phase-D of the test bed development is ongoing. The
vehicle integration started at Thales Alenia Space Italy,
Turin, to be ready for system tests in October. The Italian
delegation confirmed its availability to provide funding
needed to complete the project, already solicited by the
other Participating States. Nevertheless a formal written
commitment depends on the authorisation for launch, to be
provided by the Russian Ministry of Defence. The contract for
the development of the Descent and Landing System was
signed by Thales Alenia Space Italy and SRC Makeyev. The
signed contract schedule ensured that sufficient development
margin is maintained for a launch in summer 2011. [p.87][ESA
Bulletin 144] (http://www.esa.int/SPECIALS/ESA_Publications/SEMO6LIRPGG_0.html)[/list]
So it seems that there are still some uncertainties. :?
Near-Term Funding On ISS Extension Uncertain (http://www.aviationweek.com/aw/generic/story_channel.jsp?channel=space&id=news/awst/2010/11/29/AW_11_29_2010_p30-272011.xml&headline=null&next=0)
ЦитироватьFor one thing, Roberto Provera, director of transportation systems and space exploration programs at
Thales Alenia Space says, Italian planners doubt the usefulness of embarking on the ARV before feedback is
available from Europe's new atmospheric reentry flight demonstrators—Expert and the Intermediate Experimental Vehicle (IXV).
Expert is to be orbited in mid-2011 by a Russian submarine-launched Volna rocket, but negotiations with
the Russian space forces have yet to be concluded, Provera says. The IXV is to fly in 2013 on Europe's
new Vega booster, but funding for the launch and flight demonstration also has not been nailed down,
he notes (AW&ST July 5, p. 40).
ЦитироватьNear-Term Funding On ISS Extension Uncertain (http://www.aviationweek.com/aw/generic/story_channel.jsp?channel=space&id=news/awst/2010/11/29/AW_11_29_2010_p30-272011.xml&headline=null&next=0)
ЦитироватьFor one thing, Roberto Provera, director of transportation systems and space exploration programs at
Thales Alenia Space says, Italian planners doubt the usefulness of embarking on the ARV before feedback is
available from Europe's new atmospheric reentry flight demonstrators—Expert and the Intermediate Experimental Vehicle (IXV).
Expert is to be orbited in mid-2011 by a Russian submarine-launched Volna rocket, but negotiations with
the Russian space forces have yet to be concluded, Provera says. The IXV is to fly in 2013 on Europe's
new Vega booster, but funding for the launch and flight demonstration also has not been nailed down,
he notes (AW&ST July 5, p. 40).
Вот чего я понять не могу, так это какими ушами они Expert-а к программе пилотируемых полетов притягивают.
Это же натуральная маневрирующая боеголовка, какая у неё может быть связь с разработкой СTV ?
Теплозащиту и управление на ARD и IXV отработают, остаток проблем по ним - в беспилотных пусках.