Коллеги, одной из проблем, которая серьёзным образом тормозит создание и внедрение ГЛОНАСС - это рассмотрение многими топ-менеджерами страны и отрасли навигационной технологии в отрыве от систем и комплексов мобильной (сухопутной и спутниковой) связи. Сейчас на слуху только навигационные спутники, группировка, запуски, когда ввели-вывели и т.п. Конечно, просто иметь навигационный приёмник, наверно для России и ГЛОНАСС, как автономной системы - это хорошо.
Но если бы рассматривать ГЛОНАССовскую проблему в контексте с мобильными системами связи, то возможно толку было бы больше. Правда, иногда показывают по телевизору одну машинку на карте.
Коллеги, подскажите, есть ли в России, и производят ли более-менее современные навигационно-связные комплексы?
Например, для авиации (управление воздушным движением и обеспечение связью пассажиров в полёте), для моря, для решения сухопутных проблем (системы диспетчеризации и управление тактическими звеньями, напрмер, танками и др.).
Конечно, опытные образцы всегда кто-то делал (Левши всегда были). Но есть ли серийно выпускаемые и реально используемые в деле интегрированные навигационно-связные комплексы?
Думаю, что может быть такой совмещенный подход поможет нашему болезному ГЛОНАССу укрепить своё здоровье?
То есть если не рассматривать ГЛОНАСС и системы мобильной связи отдельно? Разумеется вместе с GPS, Galileo и т.п.
Слышал, что Инмарсат и его компании выпукают и успешно продают и продвигают свои связные спутниковые терминалы (низкоскоростные и широкополосные) для военных (авиация, море, суша) и гражданских приложений. И в ентих терминалах обязательно используется GPS, в разных ипостасях.
Есть ли у нас какие-то аналоги или идеи?
Ведь были же космические программы, которые предусматривали и спутниковые системы мобильной связи .
Как сейчас со спутниковой мобильной связью в России?
Может это и не нужно в стране, территория которой занимает 11 часовых поясов?
Уважаемый "32/103", прочитал ваш длинный текст.
Какие в России могут производится электронные устройства!?
У нас нет электроники! Все покупное.
То, что еще в единичных партиях клепают для военных - не в счет.
Все Россиские навигационно-связные комплексы, это убогая копия иностранных систем.
А ГЛОНАСС не тормозит, он умирает со своим 5-7 летним САС. :cry:
Но ведь создают же городские системы контроля и управления наземным транспортом (диспетчерские системы) для милиции, скорой помощи и т.п. В них ,правда, используется УКВ или сотовая связь.
Такой же подход возможен и с использованием мобильной спутниковой связи. Тогда и в авиации (военной и гражданской) можно что-то более современное предложить, чтобы авиационные диспетчеры получали объективную картинку о местонахождении и состоянии самолёта, записывать важные для безопасности передаваемые параметры, а не только видеть штурману на индикаторе свои же координаты.
Или я не прав? :?:
ЦитироватьУ нас нет электроники! Все покупное.
У нас и бананы покупные. :)
Что касается электроники, то Вы заблуждаетесь. Ситуация такова, что российское производство электроники практически никому не нужно. Под словами "не нужно" имею в виду заказчиков с деньгами, а не стенания в форумах. Будет нужно - будет производство. Люди есть, технологии какие-то есть, что-то для себя интереса ради делается в штучных количествах и поэтому задорого.
ЦитироватьЦитироватьУ нас нет электроники! Все покупное.
У нас и бананы покупные. :)
Что касается электроники, то Вы заблуждаетесь. Ситуация такова, что российское производство электроники практически никому не нужно. Под словами "не нужно" имею в виду заказчиков с деньгами, а не стенания в форумах. Будет нужно - будет производство. Люди есть, технологии какие-то есть, что-то для себя интереса ради делается в штучных количествах и поэтому задорого.
Коллега, всё отлично, жизнь есть! :D
Разумеется, многие на форуме не заказчики с деньгами. :)
Из Ваших слов "будет нужно - будет производство" я понял , что интеграция систем навигации и систем мобильной спутниковой связи не нужна, поскольку нет производства? :?:
И тогда: кому будет нужно? Или наоборот всё-таки ? :?:
И какие всё-таки технологии есть?
Какой в России интерес "для себя", для того , чтобы обеспечить безопасность хотя бы для собственного народа?
Чтобы не искать неделями и месяцами упавшие самолёты, обеспечивать связь и объективную оценку ситуации на море и воздухе? :(
Почему всё это не интересует нашу промышленность? :?:
Или смотрю не туда? :roll:
Коллеги, в дополнение удалось выяснить следующее:
1. Инмарсат серийно производит и распространяет, в том числе и в России, BGAN (broadband global area network) навигационно-связные devices со встроенными GPS (авиация, море, суша). :!:
2. Инмарсат устанавливает совместно с западными авиаперевозчиками , военными и т.п. и производителями BGAN -оборудование на гражданские и военные самолёты, вертолёты, суда, бронетехнику и т.п. :twisted:
3. Инмарсат анонсировал услугу звонков со своего сотового номера из самолёта в полёте, то есть разработал (и согласовал с производителями ) для борта, по-существу, соту с роумингом через спутники Инмарсат. :!:
4. ИНмарсат в прошлом месяце в России анонсировал BGAN технологию для морских приложений (FleetBGAN). :!:
5. Инмарсат объявил о возможной задержке запуска последнего спутника 4 поколения (6 тонн) в связи с проблемами Протона. :?:
Особо обращаю внимание, что в технологии BGAN наличие GPS в мобильной связном комплексе - насущная необходимость для управления энергетическими параметрами узких лучей, формируемых спутниковой антенной.
ЦитироватьПод словами "не нужно" имею в виду заказчиков с деньгами, а не стенания в форумах. Будет нужно - будет производство. Люди есть, технологии какие-то есть, что-то для себя интереса ради делается в штучных количествах и поэтому задорого.
Нашим олигархам легче (и выгоднее) купить селиконовую долину с патрохами, чем вкладываться в "черные дыры" российских НИИ и КБ. :)
2 "32/103":
После вступления России в ВТО две компашки Инмарсат и Интелсат поглотят весь российский рынок подвижной и фиксированной связи, а SES Astra с Евтелсатом скушают спутниковое ТВ.
Рассматривая любую импортную спутниковую систему подвижной связи нельзя не заметить, что необходимой составной частью любого мобильного терминала - наличие навигационого приёмника. Сейчас это GPS, разумеется. И в авиации, на суше и на море. Особенно это четко прослеживается в профессиональном оборудовании и навигационно-связных комплексах Инмарсат, работающие на скоростях от 64 до почти 500кбит/c с IP-доступом , режиме ISDN и др. Признаюсь, впечатляет, когда увидел это на судне живьём, в обычном штатном неисследовательском режиме, так сказать.
Поэтому несколько "щенячьи" восторги :x топ-менеджеров страны по поводу 18, 24, и даже 30 аппаратов ГЛОНАСС хоть с каким-то сроком активного существования, думаю быстро поутихнут, если в России нет нормальной современной системы мобильной спутниковой связи.
Ведь без системы связи навигационная ГЛОНАСС мало где может пригодиться :roll: . Может оказаться, что "дело было не в бабине"... :lol:
Разумеется, я говорю про навигацию и спутниковую связь.
Об использовании сотовой и УКВ систем и спутниковой навигации только ленивый не писал и не показывал по TV. :)
Или я не прав? :?:
не сваливайте в кучу разные системы.
Есть система навигации - GPS или тот же Глонас, а есть системы передачи информации - это может быть что угодно - сотовая, Турайя или что-то еще.
Задачи у этих систем разные. Создание так называемый УНИВЕРСАЛЬНЫХ систем ведет только к ухудшению их параметров.
ЦитироватьЦитироватьУ нас нет электроники! Все покупное.
У нас и бананы покупные. :)
Что касается электроники, то Вы заблуждаетесь. Ситуация такова, что российское производство электроники практически никому не нужно. Под словами "не нужно" имею в виду заказчиков с деньгами, а не стенания в форумах. Будет нужно - будет производство. Люди есть, технологии какие-то есть, что-то для себя интереса ради делается в штучных количествах и поэтому задорого.
это вы в облаках летаете. Российским производителям прежде всего надо "наступить себе на горло".
Я уже миллион раз объяснял российским производителям, что нельзя продавать никому не известную продукцию по мировым ценам. Если мне за одну и туже цену предлагают железку от известного производителя и от российского, то я предпочту первого. а вот если бы второй дал мне цену в два раза ниже. то здесь я бы задумался.... а если еще и качество не уступает ( а выяснится это в процессе эксплуатации в течении пары лет), то вот тогда можно говорить о превосходстве....
российские производители ПОКА имеют плохую репутацию....не все конечно, уже кое кто появился, но делают железо за бугром и на буржуйской "рассыпухе", и продают НИЖЕ мировых цен, чем и завоевывают рынок.
Цитировать...Поэтому несколько "щенячьи" восторги :x топ-менеджеров страны по поводу 18, 24, и даже 30 аппаратов ГЛОНАСС хоть с каким-то сроком активного существования, думаю быстро поутихнут, если в России нет нормальной современной системы мобильной спутниковой связи. ...
Рынок мобильной спутниковой связи не так велик, как представляют его в ТЭО.
Имеющиеся коммерческие потребители предпочтут дешевый импорт. А государственные не имеют таких денег. ИМХО: Лет на 10 вопрос об отечественной мобильной связи (с навигацией или без) можно отложить. Кстати, сухопутная мобильная связь работает целиком на импортном оборудовании и вопросы о переходе на отечественную моб.связь никто не ставит.
Цитироватьне сваливайте в кучу разные системы.
Есть система навигации - GPS или тот же Глонас, а есть системы передачи информации - это может быть что угодно - сотовая, Турайя или что-то еще.
Задачи у этих систем разные. Создание так называемый УНИВЕРСАЛЬНЫХ систем ведет только к ухудшению их параметров.
Коллега, Вы во многом правы.
Но, уверяю Вас, кучи никакой нет :) .
Разумеется есть GPS, и есть, например, Турайя, Глобалстар, Инмарсат, то есть глобальные системы мобильной спутниковой связи.
На подвижных объектах (авиация, морские суда, бронетехника) устанавливаются навигационно-связные терминалы, обеспечивающие передачу каких-то данных (например, телеметрии о состоянии мобильных бортов) с приличной объективной автоматической привязкой ко времени и параметрам движения борта. Данные передаются в диспетчерский пункт (командный пункт и др.), который может находиться в любом месте, в принципе :) .
Кроме того, система Инмарсат по GPS- параметрам того или иного мобильного терминала управляет энергетическими характеристиками узкого луча (чего зря "светить" в пустое место!!! :) )
Так что, несмотря на то, что навигационные системы и связные системы в космосе вроде бы порознь, но на земле-то (а также в воздухе и на море) у них полная гармония :) .
Цитироватьэто вы в облаках летаете. Российским производителям прежде всего надо "наступить себе на горло".
...
российские производители ПОКА имеют плохую репутацию....не все конечно, уже кое кто появился, но делают железо за бугром и на буржуйской "рассыпухе", и продают НИЖЕ мировых цен, чем и завоевывают рынок.
Я не в облаках летаю, а плаваю в довольно интересном болоте. Лабораторные образцы структур с топологическими размерами меньше 0.1 мкм видел, хотя они делались на довольно старом оборудовании и в серию не годны.
Что касается электроники как функционально законченных изделий, то есть, к примеру, приятель, небольшая конторка которого снабжала аппаратурой и датчиками давления нефтяников. Работают уже лет 10 на рынке. Сейчас у них кризис - продажи упали, поскольку оно не ломается и нет необходимости в замене. :) Так что репутация и проблемы у всех свои. Конкретно этот человек конкурирует со Шлюмберже (у которых тоже есть центр в нашем болоте и представитель которого приходили к нам с просьбой наладить выпуск интересующего их оборудования).
ЦитироватьЯ не в облаках летаю, а плаваю в довольно интересном болоте. Лабораторные образцы структур с топологическими размерами меньше 0.1 мкм видел, хотя они делались на довольно старом оборудовании и в серию не годны.
Что касается электроники как функционально законченных изделий, то есть, к примеру, приятель, небольшая конторка которого снабжала аппаратурой и датчиками давления нефтяников. Работают уже лет 10 на рынке. Сейчас у них кризис - продажи упали, поскольку оно не ломается и нет необходимости в замене. :) Так что репутация и проблемы у всех свои. Конкретно этот человек конкурирует со Шлюмберже (у которых тоже есть центр в нашем болоте и представитель которого приходили к нам с просьбой наладить выпуск интересующего их оборудования).
Сорри за оффтоп, Chilik. Описываемая конторка - случайно не СИАМ томский?
ЦитироватьОписываемая конторка - случайно не СИАМ томский?
Нет, мы южнее на несколько часов по убитой дороге. :)
ЦитироватьЦитировать...Поэтому несколько "щенячьи" восторги :x топ-менеджеров страны по поводу 18, 24, и даже 30 аппаратов ГЛОНАСС хоть с каким-то сроком активного существования, думаю быстро поутихнут, если в России нет нормальной современной системы мобильной спутниковой связи. ...
Рынок мобильной спутниковой связи не так велик, как представляют его в ТЭО.
Имеющиеся коммерческие потребители предпочтут дешевый импорт. А государственные не имеют таких денег. ИМХО: Лет на 10 вопрос об отечественной мобильной связи (с навигацией или без) можно отложить. Кстати, сухопутная мобильная связь работает целиком на импортном оборудовании и вопросы о переходе на отечественную моб.связь никто не ставит.
Коллега, конечно, рынок мобильной спутниковой связи невозможно сравнивать с рынком сотовой связи :) .
Однако, в области профессионального навигационно-связного оборудования для авиационных и морских приложений в российском воздушном пространстве и наших обширных акваториях какой-то "рыночек" всё-таки есть, поскольку нет там сотовой связи. Говорю "рыночек" имею ввиду пустоту :) ...
Хотя ,возможно, там что-то и есть, но у меня просто нет данных по завершённым серийным российским разработкам для авиации и моря :( .
2 32/103
Есть две части
- спутниковый сегмент
- наземный сегмент.
Если речь идет об интеграции наземного сегмента, то думаю это нормально.
Если речь о создании универсальных спутников навигация+связь, то по моему это маркетинговый ход ( читай дохлый номер). Требования к системам противоречивые.
касательно интеграции земных устройств, то в Алматы уже наверно лет пять-шесть в работе система позиционирования на местности с передачей этой информации Заказчику. Есть вариант GPS+GSM, есть GPS+Турайя. Причем применения самые различные - от противоугонок до отслеживания маршрутов рейсовых автобусов.
Коллега, Вы абсолютно правы :D , речь в данном топике идёт только о пользовательском наземном сегменте, о том, что в 11-часовых поясах России и в условиях отсутствия в небесах и на воде сотовой связи, целесообразно использовать в качестве средств управления подвижными объектами мобильные терминалы, работающие с навигационными системами и спутниковыми системами мобильной связи :) .
2 Chilik
Проблема всех российских производителей - маркетинг. Ваш пример про датчики давления - тому подтверждение. Что разве кроме нефтянки никто другой такие датчики не пользует? пользуют. тогда почему в эти ниши ваш приятель не лезет? значит там они неконкурентоспособны... или лень российская.
2 32/103
Вы говорите "....наших обширных акваториях какой-то "рыночек" всё-таки есть, поскольку нет там сотовой связи. Говорю "рыночек" имею ввиду пустоту..."
А вы этот рынок оценивали? чего и сколько надо чтобы на этот рынок выйти? Какие ресурсы? может он настолько узкий, что не стоит того? Вот это все и есть МАРКЕТИНГ!
Коллега, как я понял, я ошибаюсь? :?:
Это не пустота?
Иначе, чего оценивать пустое место -рынок? :)
По моим оценкам, на внутренних рейсах летает где-то около полутысячи самолётов (гражданских), количество вертолётов просто не знаю, в Атлантике и Индийском океане плавают порядка тысячи российских судов, в Тихом океане тысячи три.
Количество военных кораблей и самолётов трудно оценить, хотя наверно, такие цифры где-то есть в открытой печати, просто не встречал.
И, разумеется, нельзя сбрасывать со счетов плату за трафик (управление воздушным движением, связь с экипажами, мониторинг и т.п.). В интегрированных бортовых комплексах (в отличие от простых навигационных приёмников с бесплатными сигналами) есть бизнес, то есть регулярная оплата за связь и сервис.
Мне так кажется... :D
У вас возникла идея. Замечательно! Вот только как узнать интересна она другим или нет? для этого и есть маркетинговые исследования востребованности вашей идеи.
Вы сами оценили рынок. Самолеты+ корабли + некие подвижные объекты. Примерно узнали количество. Это уже черновые маркетинговые исследования.
А теперь попробуйте проанализировать:
- затраты на НИОКР
- затраты на производство, сертификацию и пр.
- затраты на реализацию
- затраты прочие ( сильно упрощаю)
- затраты на поддержание системы в течении скажем 20лет
- разбейте все затраты на кол-во потребителей и посмотрите....
про проводку воздушных судов могу сказать отдельно. каждая проводка стоит вполне определенных денег если вы выставляете счета своим, то фактически бьете ценами на а/перевозки по своим, по своему населению. Если начинаете выставляете за проводку транзитных бортов, то компании начнут искать альтернативные маршруты, где дешевле. поэтому задирать цены выше мировых вы не можете.
и еще не забывайте, в штатах очень большой парк частных самолетов, которые двигаются по общим правилам, тем самым создавая огромный рынок навигационных систем.
Спасибо за ответ , коллега :) .
Можно ли расценивать (фактически Вы подтверждаете? :?: ), что для управления любыми российскими подвижными объектами нет реальной экономической возможности и, следовательно, целесообразности создавать национальную навигационную систему и национальную систему мобильной спутниковой связи? :?:
Нет возможности законно создавать (сертифицировать и т.п.) и эффективно использовать родное российское бортовое оборудование для авиации, моря, суши ? :?:
С экономической точки зрения получается выгодней (пока по крайней мере :!: ) покупать отработанное и проверенное мобильное бортовое оборудование, которое работает с использованием спутниковых компонент (NAVSTAR, Inmarsat and so on), срок активного существования которых в 3 раза превышает САС российских спутников, устанавливать на территории России хабы импортного производства для обеспечения сопряжения с российскими сетями связи...
НУ я так утверждать не могу. считать надо. я просто показал простейший вариант анализа. реалии гораздо сложнее....
Цитировать2 Chilik
Проблема всех российских производителей - маркетинг. Ваш пример про датчики давления - тому подтверждение. Что разве кроме нефтянки никто другой такие датчики не пользует? пользуют. тогда почему в эти ниши ваш приятель не лезет? значит там они неконкурентоспособны... или лень российская.
Есть ещё такие понятия, как специализация и размер бизнеса. Не всем интересно раздуваться до неслыханных величин, для этого нужно резко менять модель ведения бизнеса.
ЦитироватьЦитировать2 Chilik
Проблема всех российских производителей - маркетинг. Ваш пример про датчики давления - тому подтверждение. Что разве кроме нефтянки никто другой такие датчики не пользует? пользуют. тогда почему в эти ниши ваш приятель не лезет? значит там они неконкурентоспособны... или лень российская.
Есть ещё такие понятия, как специализация и размер бизнеса. Не всем интересно раздуваться до неслыханных величин, для этого нужно резко менять модель ведения бизнеса.
Это уж точно... Существует себе некрупная фирмочка - эдакий стартап на российский манер. Выпускает что-нибудь нужное, дорогое и по параметрам цена/качество вполне сравнимое с западными аналогами... Те же электронные манометры для нефтянников. И работники там профессиональные (включая генерального директора :shock: ) и заказов хватает и зарплатой никто не обижен... И процветает она себе ровно до того момента, пока кто-нибудь из руководства не скажет " И чего это мы не развиваемся?" и не возьмет в руководство фирмы заядлого менеджера... других достоинств кроме "деловой хватки" не имеющего. И начинает этот товарищ "оптимизировать производство" в меру собственного понимания. А так как он в электронике и манометрах ни уж ни рыла ( он раньше пекарней руководил)... то оптимизирует он то, в чем понимает - зарплату персонала и затраты на производство. А, иногда еще и налоги - но это уже уголовно наказуемо... Соответственно зарплаты персонала сколько возможно урезаются (естественно нижнего и среднего звена - верхнее для него табу), комплектующие закупаются подешевле (на крики технологов следует разумный ответ - Но ведь берут же нашу продукцию (ясен перец берут, пока не расчухали, что реальный класс точности на порядок хуже паспортного... А то и на два.)) В бухгалтерии становится тесно ( хотя раньше там справлялось двое - 1 бухгалтер и один экономист...) - надо же ему куда-то девать невестку которая с год назад закончила экономический ( на тройки, так что ее все равно никуда больше не возьмут...) и еще пару знакомых теток, которых на старом месте сократили... При этом фирма продолжает работать, приборы выпускать ( причем растет выпуск то...) Вот только однажды выясняется печальная вещь - никому эти приборы больше не нужны - кроме совсем уже бестолковых заказчиков, что на дешевизну ведутся... А еще немного погодя - что большая часть команды разработчиков уволилась к чертовой матери и пошла делать свои манометры и прочеее в другом месте... И все - дальше фирмочка существует уже по инерции - "доразвивались"... История почти реальная - ну разве что скомпилированная из нескольких мне известных...
Если принять сценарий, который вы привели, то туда этой фирмочке и дорога. Мыслящий Директор выгонит такого менеджера.
Некрупная фирмочка обречена. Даже если принять, что все накладные расходы сведены к минимуму ( ваш в данном примере сценарий опускаем, хотя он и жизненный), то все замыкается на одного-двух человек, которые еще в советские времена что-то там изобрели и не смогли воплотить. Вот и клепают те же манометры пока на них спрос есть. А как спрос закончится? в любом случае нужно обновление продукции, хотя бы чисто номинальное (окраску сменили, коробочку покрасивше и т.д.) иначе на вас косо будут смотреть. Есть рынок и его законы. Хотите выжить - живите по законам рынка.
А про нефтянку пример показательный. Я сам с нефтянкой был связан, знаю какие деньги там крутятся. Когда там говорят о снижении затрат, то сильно лукавят. Внедрение нового дорого оборудования ведет к увеличению капитализации компании и повышению ее акций на мировых биржах.
Уважаемый 32/103 :)
я занимаюсь информациоными технологиями (Интренет, телефония, разработка ПО) больше 10 лет.
по поводу "что можно бы сделать" - вопрос довольно интересный.
Когда-то я читал про систему "Гонец" где сеть спутников на низких орбитах - передача данных на 9600bps и "сообщения" спутник несет в себе и сбрасывает над нужной областью.
Старо ? я-бы не сказал...
сейчас есть десятки тысяч(!) яхтсменов по всему миру которые платят 250 баксов в год за вот такой сервис на 2400bps:
http://www.sailmail.com/
...и это в 21 веке! - 90 минут связи на 2400 (в лучшем случае) в неделю !!! только за "почту не более 10килобайт" !
Часть "сервиса" которые по этой SailMail идет - это "карты погоды" которые народ по ftpmail заказывает а потом ждет и получает отсюда: http://weather.noaa.gov/ (там есть примеры карт ветра и течений в TIFF формате) . Одна карта погоды в сутки !!! :)
Да, я понимаю что если посчитать бизнес-план :) то надо сотню тысяч таких вот "подписчиков" чтобы окупить затраты на запуск :) - но если-бы те-же "глонасовские" спутники давали такой вот сервис - хоть 100к сообщения но в любую погоду и "проходимость радио" - то все эти сайлмены :) работали-бы с нами - потому что не надо ничего ждать - записал сообщение - в модем его закинул - модем знает примерную карту прохождения спутников - дождался и сам скинул (это несложно сделать даже на том дешовом оборудовании что уже есть у тех-же AirMail). Но пойти далее: те яхты кто хочет стать "минихабом" в море - могут купить более жорогой "модем" и работать по приему-передаче транзитных сообщений. (тут можно много фантазировать - все это не сказка а довольно хорошо реализуемые вещи).
да, я тут "намечтал" :) - но наша космонавтика, как впрочем и весь "военно-промышленный" - всегда работали не на "народ" а на единичных гос-заказчиков - неудивительно что "применить нечего" сейчас... :(
Цитировать...Когда-то я читал про систему "Гонец" где сеть спутников на низких орбитах - передача данных на 9600bps и "сообщения" спутник несет в себе и сбрасывает над нужной областью.
Старо ? я-бы не сказал...
Да - СТАРО! и, я согласен с Sattel, рынок мал и уже поделен.
Посмотрите тарифы (http://www.tecckom.com/inmarsat_price.php) ИНМАРСАТ, они реальны. И 250$ в год - копейки, 20-25$ (500-700руб.) в месяц реальность для многих абонентов сотовой связи.
Российскую мобильную спутниковую связь и навигацию можно сделать только по "схеме Иридиума/Бонума" - найти олигарха-интузиаста, который вложит млрд.руб., построит сеть, а потом его обанкротить и сеть/средства передать государственному оператору. :D
ЦитироватьЦитировать...Когда-то я читал про систему "Гонец" где сеть спутников на низких орбитах - передача данных на 9600bps и "сообщения" спутник несет в себе и сбрасывает над нужной областью.
Старо ? я-бы не сказал...
Да - СТАРО! и, я согласен с Sattel, рынок мал и уже поделен.
неправда! Рынка как такового и нет :) поэтому НАМ ЕСТЬ МЕСТО на нем.
Инмарсат и Турайя потому и ломят цены - что конкурентов нет - налицо "корпоративный сговор".
20 баксов в месяц - это как раз 240 баксов в год - то же что просят SailMail ! просто яхтсмены народ кочевой - и каждый месяц с них плату струсить - НЕРЕАЛЬНО :) один переход через атлантику это месяц с хвостиком (на небыстрой яхте) а через Тихий и Индийский - так и поболее...
ЦитироватьРоссийскую мобильную спутниковую связь и навигацию можно сделать только по "схеме Иридиума/Бонума" - найти олигарха-интузиаста, который вложит млрд.руб., построит сеть, а потом его обанкротить и сеть/средства передать государственному оператору. :D
ну да - "отобрать и поделить" - всегда было национальным русским обычаем :( оттого и в дерьме живем...
ЦитироватьДа - СТАРО! и, я согласен с Sattel, рынок мал и уже поделен.
Вставлю свои 5 копеек еще:
когда-то - еще во времена СССР :) - я помню спутники "Радио" - их выводили как "довесок" к старту "Союзов" - так они просто QSL посылали и работали ретрансляторами :) - такая себе игрушка :)
...и помню как я ждал этих 25 минут "пролета" ! :) как мы сидели на коллективной радиостанции и эфир взрывался при появлении "на горизонте" спутника... :)
Вот кто мешает нам сделать "довески" и повыводить несколько "летающих гонцов" ? Технологии ведь шагнули очень далеко - то что сейчас можно сделать с 1кг электроники - никому даже не снилось в 1980 году !
принцип простой: "гонцы" летают по орбите, параметры орбиты - нам пофигу - главное чтобы покрывало побольше пространства одновременно разными спутниками - т.е. после выхода на орбиту мы публикуем их параметры чтобы внести в ПО слежения и связи.
"Гонцы" дают услуги:
1) пакетную связь (базовая массовая услуга) по принципу "получил-перелетел-сбросил", с учетом как данных GPS (т.е. в письме могу написать что "сбросить пакет в районе координат ХХХХХХ"), так и сброс на "сертифицированных точках" - т.е. наземных гейтах - которые мы сами продаем всем желающим и которые стоят между Инетом и нашей сетью.
2) слежение за обьектами - при пролете над поверхностью - модемы яхт (подвижных обьектов) сообщают короткой посылкой свои координаты и(или) данные телеметрии (сами оговариваем формат данных и т.п.).
3) (мечта - но все-же) фотографирование текущей обстановки "под спутником" и сброс необработанной карты по запросу (это можно за отдельные деньги). Суть: мне например важно видеть - на пути яхты есть циклон или нет ? какая примерно погода ? ...получив две-три карты при пролете над одним куском Земли - получим динамику состояния. Вообще мечта :) снимки в ИК диапазоне - температура воды-поверхности :) ..."разрешаловка" большая не нужна - нам-же не обьекты искать а видеть шторма-циклоны-дожди...
Эти карты можно хранить на "точках спуска" и как в SailMail всем по запросу отсылать его куски - заодно и обрабатывать в TIFF формат чтобы поменьше было информации тащить.
4) "голосом поговорить" - это тоже можно подумать - тут вариантов два мне видится: просто за "окно" в 20-25 минут успеть поговорить через спутник как ретранслятор по маршруту: моя яхта---спетник---ближ.наземная точка---Инет---мой абонент. второй вариант сложнее - собрать "вртуальный канал" моя яхта---спутник1---спутник2---наземная станция---Инет---мой абонент. Это сильно счиать надо :) да и спутники должны друг-друга видеть и следить за друг-другом - это сложно и думаю что не надо.
"Голосовое письмо" отослать :) и получить - можно и при использовании "пакетной почты".
5) вообще супер - если сделать сеть по типу WiFi в космосе - между спутниками и со спутника на землю - тогда просто у тебя есть 20 минут (а при нескольких спутниках - и поболее) на то чтобы полазить по Инету :) поговорить по Skype или просто почитать сайт "Новости космонавтики" :) Надо подумать - но вариант всего-то требует "согласования" между антеннами спутников.
"О презренном металле" :)
Бизнес план считать надо, но спутники надо делать не на "оборонных" заводах а с привлечением наших радиолюбителей (как это было с Радио) и небольших фирм - это позволит уйти от "10000% накладных расходов" которые нам ввалят наши "оборонки" :)
Такая разработка РЕАЛЬНА. И принципы "open source" позволят привлечь лучшие умы со всего мира, России и СНГ.
давайте прикинем: например 10000 пользователей (думаю что это пессимистично - реально будет больше) по 250 баксов в год - это 2.5 миллиона баксов в год - если "деньги не тырить" на "откаты" покупку себе островов в Эгейском море :) - то этого вполне хватит на дозапуск "гонцов" и на содержание коммерческого "центра управления".
"Железо пользователя" - разрабатываем сами как "кирпич" который должен стОить дешево - до 500у.е. с радиотрактами и "мозгами" (да, массово производить придется в Китае - но сейчас все так делают). В эти 500у.е. должна входить "регистрация" в нашей Сети этого девайса - и к его "номеру" привязывается позывной яхты и владельца, а также "электронная почта" для данной яхты.
Нагрузил ? :) думайте.
Это было бы реально сделать раньше, в 80-90х. Сейчас никто и не пошевелится такую любительскую группировку выводить. Сколько там людей с радиолюбительскими навыками осталось? А океаны и пустыни через десять-двадцать лет будут накрыты дешевой мобильной связью с GEO и HEO спутников с диким сжатием и смешным битрейтом, и с соответствующими битрейту ценами.
Скоро для клиента не будет разницы между операторами. Под давлением интернета и глобализации средства связи унифицируются и ты даже не будешь знать какой конторе мобильной связи, включая спутниковые, платишь при разговоре. Они сами между собой разберутся, чьи мощности были задействованы.
Alex_S_S -> "...Инмарсат и Турайя потому и ломят цены - что конкурентов нет - налицо "корпоративный сговор". ...."
я хоть по образованию технарь, но вот жизнь заставила деньги считать.
Потянуть такие проекты ни одной частной компании не по силу. Турайя - эмиратовкая компания, на отсутствие денег вроде не жалуются, но и они искали инвесторов по всему региону. к нам то же заглядывали. правда тогда им денег не дали - уж больно сильно смахивало на авантюру.
Далее пример.
В Казахстане кредиты выдают со сроком не более 5 лет. т.е. за этот срок я должен - провести разработку, изготовление и вывод в точку спутника , создание и расширение абонентской базы и получение от нее денег. И эти деньги должны покрыть кредит или по крайней мере показать инвесторам, что проект рентабельный.
Цитировать...и помню как я ждал этих 25 минут "пролета" !как мы сидели на коллективной радиостанции и эфир взрывался при появлении "на горизонте" спутника...
To " ._ ._.. . _.._ ... ... " 73 !!!:)
ЦитироватьВот кто мешает нам сделать "довески" и повыводить несколько "летающих гонцов" ? Технологии ведь шагнули очень далеко - ...
Мешает, как не парадоксально, шагнувшие вперед технологии.
В свое время радиолюбительство реализовывало мечту мальчишек и девченок к общению с другими городами и странами. Но пришел Интернет, форумы, Skype... и теперь они и мы сидим с ПК.
Все, что Вы описали уже ЕСТЬ.
Поставьте себе на яхту терминал спутниковой связи TT-3084A Capsat® Fleet 77 (http://www.eurosatt.com/Inmarsat/fleet-77.shtml), который
Цитироватьобеспечивает высокоскоростную и недорогую телефонию и передачу данных либо с помощью протокола пакетной передачи данных (MPDS) с постоянной возможностью диалогового доступа в Интернет, либо путем доступа в сеть ISDN на скорости 64 кбит/с
и плавайте в теплых морях&океанах.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5445.jpg)
ЦитироватьЭто было бы реально сделать раньше, в 80-90х. Сейчас никто и не пошевелится такую любительскую группировку выводить. Сколько там людей с радиолюбительскими навыками осталось?
Вы не поверите :) насколько МНОГО осталось... и те кто от нас уехал - еще не умерли на чужбине :) они тоже "с нами"... так что народу хватит.
ЦитироватьА океаны и пустыни через десять-двадцать лет будут накрыты дешевой мобильной связью с GEO и HEO спутников с диким сжатием и смешным битрейтом, и с соответствующими битрейту ценами
не будет этого. По роду своей работы знаю - например Антарктида - всеобщая проблема сделать туда VSAT канал - посмотрите карты покрытия - даже в "С" диапазоне НИЧЕГО нет... а пустыни с "террористами" :) так и подавно НИКОМУ не нужны... Только "низколетящие" группировки могу это накрыть массово - НО их никто не собирается делать...
ЦитироватьСкоро для клиента не будет разницы между операторами. Под давлением интернета и глобализации средства связи унифицируются и ты даже не будешь знать какой конторе мобильной связи, включая спутниковые, платишь при разговоре. Они сами между собой разберутся, чьи мощности были задействованы.
:D а вот эту сказку я слышу уже 10 лет :) но это так сказкой и остается - просто поверьте мне :) НИКОГДА не будет "полной унификации операторов" - никто добровольно с рынка не уйдет - раз, и два - есть антимонопольное законодательство - так что "останется только один" - ситуация невозможна в принципе.
Никто не говорит, что останется один "Горец". :)
Просто пользователь станет абстрагирован от оператора и будет просто оплачивать услуги по факту, типа пропало наземное покрытие, девайс подключился к спутниковому и неважно к какому оператору.
ЦитироватьЦитировать...и помню как я ждал этих 25 минут "пролета" !как мы сидели на коллективной радиостанции и эфир взрывался при появлении "на горизонте" спутника...
To " ._ ._.. . _.._ ... ... " 73 !!!:)
TNX 73 ! :) ...морзянка - классная весчь :) - подзабыл уже правда все что ранее умел по звуку принимать :) ... (но сообщение расшифровал :)
ЦитироватьВ свое время радиолюбительство реализовывало мечту мальчишек и девченок к общению с другими городами и странами. Но пришел Интернет, форумы, Skype... и теперь они и мы сидим с ПК.
не все так плохо :) радиолюбительство осталось.
читаем:
http://www.dx.ardi.lv/FAQ-AR-ru.html
ЦитироватьВ Латвии приблизительно 250, в Эстонии - несколько больше, в Литве - около 1000, в Германии - 80 тысяч, в США - 600 тысяч. Во всем мире - порядка 3 миллионов. Даже в Антарктиде есть более десятка. Радиолюбителей сейчас нет только в Йемене и Северной Корее (впрочем, в этих странах и еще много чего другого нет!)...
...
VIP- радиолюбители:
В своей речи на похоронах Короля Хусейна, JY1 Президент США Б. Клинтон сказал, что этот человек столь популярен еще и потому, что он. был настоящим Радиолюбителем.
По возвращению в Вашингтон Билл Клинтон подал заявку в FCC на получение радиолюбительской лицензии К1B (King-One-Bill). При этом супруга президента Хиллари заметила, что увлечение радиолюбительством не способствуют активным занятиям сексом. В радиолюбительских .кругах это высказывание было истолковано иначе: «уж лучше пусть работает в эфире, чем интересуется Мониками».
JY1. Hussein Ibn Talal. Король Иордании - SK
VU2RG, Radgiv Gandi, Премьер-министр Индии - SK
и его вдова VU2SON, Sonia Gandi
EAOJC, Juan Carlos, Король Испании
LUISM, Carlos Menem, Президент Аргенитины
A41AA, Qaboos Bin Said, Султан Омана
HS1 A, Bhumipol Adulyadej, Король Таиланда
и его дочь HSID, принцесса Sirindhorn.
JI1KIT, Keizo Obuchi, Премьер-министр Японии
OD5LE, Emile Lahoud; Президент Ливана
Джо Волш, участник группы "EAGLES", соавтор знаменитого хита "Hotel California".
Из разных источников также известно, что позывные имеют бывший Генеральный Секретарь ООН У Тан, Президент Италии, сенаторы, конгрессмены и другие видные политические деятели и члены их семей.
...
ЦитироватьПоставьте себе на яхту терминал спутниковой связи TT-3084A Capsat® Fleet 77 (http://www.eurosatt.com/Inmarsat/fleet-77.shtml), которыйЦитироватьобеспечивает высокоскоростную и недорогую телефонию и передачу данных либо с помощью протокола пакетной передачи данных (MPDS) с постоянной возможностью диалогового доступа в Интернет, либо путем доступа в сеть ISDN на скорости 64 кбит/с
и плавайте в теплых морях&океанах
Вы цены НА УСЛУГИ видели ? нет ? :)
ну так посмотрите:
http://www.satinfo.ru/inmarsat_bgan_tariffs.php
...я так прикинул - там до 500у.е. в месяц очень близко за "самый дешовый пакет", если хочешь РАБОТАТЬ в сети а не только "экстренные вызовы".
К тому-же стоимость оборудования такая что ... :) ...можно неплохую яхту купить - если никуда не звонить :) ...
...есть такой закон 20% абонентов приносят 80% прибыли :) - Иридиум Турайя и Инмарсат его очень хорошо выучили... Но есть еще 80% абонентов, именно МЕЛКИХ, которые готовы вам принести свои 100-200 баков в год - и их совсем не единицы а сотни тысяч... Скажете "неинтересно" - и будете неправы...
Цитировать...не будет этого. По роду своей работы знаю - например Антарктида - всеобщая проблема сделать туда VSAT канал - посмотрите карты покрытия - даже в "С" диапазоне НИЧЕГО нет... а пустыни с "террористами" 6) так и подавно НИКОМУ не нужны... Только "низколетящие" группировки могу это накрыть массово - НО их никто не собирается делать...
Вы, не в обиду будет сказано, наверно лет 15 плавали в море без связи с Землей.:roll:
В Антарктиде используйте телефон Иридиум (3-5$/мин.), пары минут хватит сообщить семье про пингвинов. Учитывая, что там мусорить нельзя, то поголовье людей там не превысит 100 человек, одного телефона хватит.
В пустыне, если ИНМАРСАТ не нравится, используйте любимый Вами С-диапазон ИСЗ IS-10, зону см.ниже:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/59923.jpg)
Я просто верю, что когда-то наступит время, что спутники будут просто автоматом выбираться терминалом по SNR. :)
ЦитироватьЦитировать...не будет этого. По роду своей работы знаю - например Антарктида - всеобщая проблема сделать туда VSAT канал - посмотрите карты покрытия - даже в "С" диапазоне НИЧЕГО нет... а пустыни с "террористами" :) так и подавно НИКОМУ не нужны... Только "низколетящие" группировки могу это накрыть массово - НО их никто не собирается делать...
Вы, не в обиду будет сказано, наверно лет 15 плавали в море без связи с Землей.:roll:
В Антарктиде используйте телефон Иридиум (3-5$/мин.), пары минут хватит сообщить семье про пингвинов. Учитывая, что там мусорить нельзя, то поголовье людей там не превысит 100 человек, одного телефона хватит
:)
не далее как месяца четыре назад имел переговоры с представителями Антарктической экспедицией Украины - так вот - простое решение их вопроса 64-128Кбит канала связи в Антарктиду и НЕ ИРИДИУМ - так и не нашло своего решения... А тупо платить 5 баксов за минуту - никто "повседневно" не собирается :) при цене в 4500баксов за мегабит 100% использования полосы на SAT стационарах... :)
Инмарсат, Турайа, Иридиум - это связь для богатых :) которым пофигу сколько платить по счету.
Ладно - кто мне ответит "для бизнесплана" - сколько стоит килограмм "довеска" на запуск того-же Союза или Протона ? т.е. о каких цифрах веса и габаритов можно говорить вообще ?
...я сам для себя хочу посчитать имеет-ли смысл "гонцовое" решение на микроспутниках выводимых "как "довесок" к штатным запускам.
Цитировать...имел переговоры с представителями Антарктической экспедицией Украины ...
:lol:
А Вы не могли бы подсказать где за 500*12=6000$ купить приличную яхту?
И Антарктиду тоже осваивают не бедные люди, исключая экспедицию Украины может быть. :lol: :lol: :lol:
ЦитироватьА Вы не могли бы подсказать где за 500*12=6000$ купить приличную яхту?
почитайте тут:
http://katera.ru/forum/index.php?s=46816965539a0c27f1fd26488ac08cb5&showforum=2
http://katera.ru/forum/index.php?s=46816965539a0c27f1fd26488ac08cb5&showforum=10
...просто почитайте на чем народ ходит по морям :) - вам понравится...
Прочитал:
ЦитироватьБенето Океанис 393 оптимум по ходовым качествам и качеству вообще. Есть места где и цены ниже дилерских. Например 393 2006 года (новая) полная комплектация, дизель Yanmar 54 лс, 132.000 евро. По моему лучше не бывает.
И об этих людях Вы пишете - бедные :shock: :!:
ЦитироватьПрочитал:
ЦитироватьБенето Океанис 393 оптимум по ходовым качествам и качеству вообще. Есть места где и цены ниже дилерских. Например 393 2006 года (новая) полная комплектация, дизель Yanmar 54 лс, 132.000 евро. По моему лучше не бывает.
И об этих людях Вы пишете - бедные :shock: :!:
не путайте пожалуйста РАЗОВЫЕ расходы с постоянными !
я, например, могу продав свою квартиру в Киеве купить или построить весьма неплохую яхту - НО платить 5 баксов за минуту разговоров + регулярные "оплаты за обслуживание" меня будут сильно напрягать...
Коллеги, море, яхты,девушки - это здорово и приятно.
Но другой важной областью применения мобильной связи совместно с навигацией - авиация, как гражданская, так и военная.
Если посмотрим последние выступления, конференции и семинары, где участвовал Инмарсат, то основными пользователями, которые дают прибыль -авиация США, НАТО,Франции, Норвегии и др. Предоставляются услуги как для экипажа, диспетчеров, так и для пассажиров. Можно звонить со своего сотового телефона в полёте, оплата как за обычный международный роуминг.
В общем, служить в армии НАТО и работать в авиации немного приятней... :D
ЦитироватьНо другой важной областью применения мобильной связи совместно с навигацией - авиация, как гражданская, так и военная.
Если посмотрим последние выступления, конференции и семинары, где участвовал Инмарсат, то основными пользователями, которые дают прибыль -авиация США, НАТО,Франции, Норвегии и др.
правильно. такие проекты должны начинаться как национальные проекты, а уже потом в них должна появляться коммерческая составляющая. Как GPS например...
Оборудование для авиации в обязательном порядке должно быть сертифицировано, оно должно быть принято ИКАО. Должна быть проверена его совместимости с другими применяемыми системами. В принципе все то же самое в отношении судов.
еще немного про авиацию.
Казаэронавигация - контора отвечающая за проводку воздушных судов над территорией РК - отказалась использовать спутник КазСат. Они считают, что он пока не показал достаточной надежности, и риск слишком велик.
ЦитироватьЕсли посмотрим последние выступления, конференции и семинары, где участвовал Инмарсат, то основными пользователями, которые дают прибыль -авиация США, НАТО,Франции, Норвегии и др.
Да, очень выгодно иметь в заказчиках НАТО :) - оно не считает деньги :)
но именно "пирожковый бизнес" (много-много мелких пользователей) это ДЕНЬГИ и непотопляемость бизнеса.
Всем нравится иметь одного но жирного клиента - и никто не хочет заниматься мелочевкой, но именно мелочевка(массовость) и дает основные ПОСТОЯННЫЕ деньги - к сожалению этот простой факт не все телекомм. компании понимают... Вы похоже тоже не понимаете - от того и мечты про "клиента НАТО" :)
короче: я остаюсь при своем мнении - и готов рассчитать примерно подобный "Гонцовый" проект, при наличии исходных данных "запуска довесков".
Цитировать...короче: я остаюсь при своем мнении - и готов рассчитать примерно подобный "Гонцовый" проект, при наличии исходных данных "запуска довесков".
Считайте ALEX_S_S, считайте... :)
Цена ОТСЮДА (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/244/10.shtml):
ЦитироватьПравда, для загрузки «Рокота» только КА MOST и MIMOSA было маловато. Поэтому Eurockot начал поиск других небольших КА, которые с помощью РБ «Бриз-КМ» можно было бы вывести на орбиты, близкие к орбитам микроспутников. Объявленная стоимость запуска полезной нагрузки при этом пуске была официально объявлена в размере 10 тыс $/кг.
Цитироватьно именно "пирожковый бизнес" (много-много мелких пользователей) это ДЕНЬГИ и непотопляемость бизнеса.
Всем нравится иметь одного но жирного клиента - и никто не хочет заниматься мелочовкой, но именно мелочевка(массовость) и дает основные ПОСТОЯННЫЕ деньги - к сожалению этот простой факт не все телеком. компании понимают... Вы похоже тоже не понимаете - от того и мечты про "клиента НАТО"
а накладные расходы на жирного клиента меньше вот и мечтают...
мелочевка - это да, постоянные деньги. но с ростом абонентской базы начинают увеличиваться все прочие затраты - содержание абонентских отделов, пунктов оплаты, сервисных служб и т.д., а есть еще затраты на биллинг абонента, выставление счетов, их печать, доставка... а еще есть дебиторская задолженность.....
и в зависимости от того, для кого вы "пирожки печете" эти процессы не всегда поддаются автоматизации. Уровень охвата интернетом - возможностью оплаты через интернет - составляет для Алматы 20-25%, из них реально оплачивают через Интернет ну может пятая часть - это 5% от всего населения. Значит остальные 95% платят "по старинке" - в окошечко.
Цитироватьа накладные расходы на жирного клиента меньше вот и мечтают...
мелочевка - это да, постоянные деньги. но с ростом абонентской базы начинают увеличиваться все прочие затраты - содержание абонентских отделов, пунктов оплаты, сервисных служб и т.д., а есть еще затраты на биллинг абонента, выставление счетов, их печать, доставка... а еще есть дебиторская задолженность....
все можно оптимизировать...
вот еще это посмотрите:
http://www.winlink.org/
ЦитироватьЦитироватьсодержание абонентских отделов, пунктов оплаты, сервисных служб и т.д., а есть еще затраты на биллинг абонента, выставление счетов, их печать, доставка... а еще есть дебиторская задолженность....
все можно оптимизировать...
это уже радует. по крайней мере вы про эти расходы в курсе. А то у нас есть "горячие головы"....
ЦитироватьЦитироватьЕсли посмотрим последние выступления, конференции и семинары, где участвовал Инмарсат, то основными пользователями, которые дают прибыль -авиация США, НАТО,Франции, Норвегии и др.
Да, очень выгодно иметь в заказчиках НАТО :) - оно не считает деньги :)
но именно "пирожковый бизнес" (много-много мелких пользователей) это ДЕНЬГИ и непотопляемость бизнеса.
Всем нравится иметь одного но жирного клиента - и никто не хочет заниматься мелочевкой, но именно мелочевка(массовость) и дает основные ПОСТОЯННЫЕ деньги - к сожалению этот простой факт не все телекомм. компании понимают... Вы похоже тоже не понимаете - от того и мечты про "клиента НАТО" :)
короче: я остаюсь при своем мнении - и готов рассчитать примерно подобный "Гонцовый" проект, при наличии исходных данных "запуска довесков".
Коллега, НАТО считаети деньги, оценивает и эффективность , поэтому у неё и нет проблем с навигацией и связью на море и в воздухе.
Наше МО занято другими вещами...
Насчёт Вашей "мелочёвки"... Вы правы, но коллега, не в деньгах счастье, и даже не в их количестве. Счастье - в нас самих...
И уверяю Вас, накаких "мечт" по поводу жирных и толстых клиентов нет, занят другими более привлекательными делами. Если Вы про "Гонца" серьёзно- то вот там уж точно никто денег не заработает. Когда-то это было здорово. Но сейчас сгодится только для расчётов на уровне курсовой работы.
Сходите на сайт Инмарсата , много интересного узнаете. Например, BGAN и о предлагаемых сервисах и технологиях для авиации SwiftBGAN, для моря FleetBGAN. Скорость передачи в IP до почти 500 кбит/c.
Там и связь и навигация "в одном флаконе", и выглядит очень привлекательно и не только для НАТО (корабли, самолёты, подвижные командные пункты и т.п.) По белому завидую, так можно служить и служить.
Мне есть с чем сравнивать... :)
А уж про срок активного существования спутников Инмарсат можно говорить долго и только в превосходной степени. Не говоря уже о том, что уровень автоматизации управления спутниками- просто абсолютный на сегодня: в смене 1 человек для управления всей группировкой (баллистика, телеметрия, команды и управление)...Тоже есть с чем сравнивать... :)
Жалко конечно, что собачка Кони так пока и остаётся без навигационно-связного ошейника. Думаю, ещё долго, конечно, если не сделают эксклюзивный экземпляр, ну типа, лесковской подкованной блохи. Правда, после этого она не смогла прыгать... :)