Запуск, планируемый на 17 марта, отложен по неизвестной причине. Уж не связано ли с крайним запуском Протона? Кажется ничего общего?
Общего не видно..
Причина задержки абсолютно никак с Протоном не связана. Знаю это, потому что нахожусь на СКС. Причину задержки напишу позднее....
ЦитироватьПричина задержки абсолютно никак с Протоном не связана. Знаю это, потому что нахожусь на СКС. Причину задержки напишу позднее....
Когда пуск, вот что интересно.
Предварительно на 19-е
ЦитироватьПредварительно на 19-е
Что-то с КА или блоком полезного груза (что явно более широкое понятие, чем КА)?
Мне сказали, что там была такая же проблема, которая возникла и перед отплытием платформы из Лонг-Бича. Тогда из-за нее уже перенесли пуск с 9 на 17 марта. Эта проблема носила электрический характер и, вроде бы, была связана с заземлением спутника.
Старт официально назначен на 20 марта в 1 час 48 мин по московскому времени! :D
http://www.sea-launch.com/current_launch.htm
"Sea Launch is proceeding toward the launch of the DIRECTV 11 broadcast satellite on Wednesday, March 19, with liftoff planned for 3:48pm PDT (22:48 GMT), at the opening of a 58-minute window"
Веб-трансляция пуска начнется в 01:30 ДМВ на http://www.sea-launch.com/current_index_webcast.html
Отличное время! Самое то смотреть. :)
ЦитироватьМне сказали, что там была такая же проблема, которая возникла и перед отплытием платформы из Лонг-Бича. Тогда из-за нее уже перенесли пуск с 9 на 17 марта. Эта проблема носила электрический характер и, вроде бы, была связана с заземлением спутника.
Правильно сказали. Только, если точнее, с заземлением БПГ. А если на жаргоне - "минус на корпусе".
Ну а еще там была негерметичность заправочных горловин, но это мелочи - прокладки поменяли и все в порядке. А вот целый день на столе лежали - это да, из-за БПГ.
Сегодня был проведен контрольный набор стартовой готовности.
Пуск на 19е 15:48 тихоокеанского времени (00:48 по Киеву).
а сцылочку на трансляцию можна?
Цитироватьа сцылочку на трансляцию можна?
http://events.variview.net/clients/sealaunch/20080317
Не злоупотребляйте словесами. ;)
Прямой линк на поток: mms://wm.variview.net/7_80?WCID=2149
(http://img134.imageshack.us/img134/7427/shot0006ej0.png)
(http://img237.imageshack.us/img237/9664/shot0007vl8.png)
улетело.
Трансляция -- никакая, сервер постоянно рвёт соединение, да и погода на месте хреновая.
Вторая ступень работает.
Отработала... Ждем ДМ.
Первый импульс ДМа выдан.
Улетела уже. Две ступени отработали. Ждем как отработает РБ и отделения КА....
Погода не то что хреновая, она просто для съемки неподходящая. Облачно, ракету плохо на фоне белого неба видно
Второй импульс пошел. Все пока "номинал"...
Сейчас покувыркается 10 минут и усё, т.е. КА отделится.
Есть отсечка двигателя Блока ДМ!
Есть отделение, всем выпить и спать! :lol:
КА даст о себе знать только через несколько часов. Но это уже их дело :)
Boeing acquired a signal from the spacecraft at 10:44pm PDT (05:44 GMT), at the Hartebeesthoek Tracking facility in South Africa.
=)
Мои поздравления команде и всем причастным! :)
После очередного успешного полета ДМа и кряка Бриза - ДМ последняя наша надежда :(
Даешь блок ДМ на все наши пуски на ГСО!
А какая циклограмма работы разгонного блока?
Поздравляю всех причастных! :wink:
Time Event
L= 0:00:00 Liftoff
L+ 0:02:29 Stage 1 Separation
L+ 0:03:52 Payload Fairing Jettison
L+ 0:08:31 Stage 2 Separation
L+ 0:08:41 Block DM 1st Burn Ignition
L+ 0:13:10 Block DM 1st Burn Shutdown
L+ 0:43:10 Block DM 2nd Burn Ignition
L+ 0:50:15 Block DM 2nd Burn Shutdown
L+ 1:00:55 Spacecraft Separation
L+ 6:00:00 Spacecraft Acquisition (estimated)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/59873.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/59874.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/59875.jpg)
Насколько жизнь становится проще если не нужно менять плоскость орбиты!
Ну, ещё тяга ЖРД ДМ 8,5 тонн, а не 2, как у Бриза - это тоже сильно облегчает жизнь.
ЦитироватьНу, ещё тяга ЖРД ДМ 8,5 тонн, а не 2, как у Бриза - это тоже сильно облегчает жизнь.
А на сколько включений рассчитан ЖРД у ДМ?
Первоначально Блок Д отрабатывался на семь включений. :wink:
Сейчас - только на три.
ЦитироватьСейчас - только на три.
Значит, только Бриз или Фрегат могут доставить что-то на ГСО _не с экватора_.
Здрасьте! А чем по-вашему пускали до Бриза М?
Чем запускали Казсат? Чем будет выводиться Амос-3 из Байконура? Это хруникам ДМ не подходит.
ЦитироватьЦитироватьСейчас - только на три.
Значит, только Бриз или Фрегат могут доставить что-то на ГСО _не с экватора_.
Отнюдь. Блок ДМ отлично выводил все спутники до появления Бриза-М. Трёх включения для перехода на стационар (не говоря уж о ГПО) вполне достаточно. При полёте на ГПО трёх включений достаточно для схем с довыведением. Четыре-пять включений Бриза - это следствие его малой тяговооружённости.
восход перед запуском
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5336.jpg)
ЦитироватьТрёх включения для перехода на стационар (не говоря уж о ГПО) вполне достаточно. При полёте на ГПО трёх включений достаточно для схем с довыведением. Четыре-пять включений Бриза - это следствие его малой тяговооружённости.
А также необходимости сброса ДТБ после опорожнения. Не всегда выгодно тащить его до апогея.
Почему сабж не становится на свою точку 99.2°W? Чего они ждут ползая по экватору над Амазонкой, если уже потеряли четыре месяца из-за нырка Зенита?
29622 x 41228 км 0.170° 23h 37m 39s
ЦитироватьПочему сабж не становится на свою точку 99.2°W? Чего они ждут ползая по экватору над Амазонкой, если уже потеряли четыре месяца из-за нырка Зенита?
После запуска прошло полтора месяца. Как можно потерять четыре?
ЦитироватьСейчас - только на три.
Официально - до 5. Скорее лимитируется пауза между включениями и общий ресурс.
Сначала он был заявлен на ноябрь 2007, а из-за аварии стартовал в марте 2008.
ЦитироватьЦитироватьСейчас - только на три.
Официально - до 5. Скорее лимитируется пауза между включениями и общий ресурс.
У ДМ-а то? А как же остаток топлива перед включением? нет, там баллистика тоже мешается, в итоге, ресур СОЗ - пять запусков, но два из пяти - это вторые попытки при отказе первых, насколько я знаю.
На новом блоке (который на 3400) наверняка будет трехимпульсный переход. Т.е. четыре штатных включения.
А зачем 3-х импульсный?, у ДМа нормальная тяговооруженность и выгодать много не удастся.
Но 400 кг прибавить нужно? При том, что экономия от 3-импульсного перехода - это самое простое. На ДМ нет таких проблем с ресурсом, как на Бризе. Прототип вообще имел 7 суток.
Да, 3-импулсный переход - это через высокий апогей. На Бризе просто много включений. Это другое.
Не бесплатно, особенно в отношении СЭП (теплозащита там не так принципиально будет отличаться). Но это выгодно и с точки зрения лунных инициатив Энергии. Так что глупо при большой модернизации не заложить ресурс.
Можно я не буду удалять? :wink:
Конечно :) Но как-то это все сомнительно.
Сомнительно что? Есть хороший двигатель. Ту Бризу искать нечего. И есть тяжелая конструкция в наследство от Л3. Конечно, что-то исправили, но схему не трогали. Можно выжать максимум из двигателя, сделав новый РБ. Но что-то мне подсказывает, что конструкцию будут менять в последнюю очередь. Остается облегчение борта, нашлепки на баки, немного углепластика на переходниках и схема полета. И хорошо, если все это даст 400 кг.
Схема и сомнительна. А дать должно 800 кг, если сравнивать с Протоном-К - ДМ-2М.
Только за счет большей заправки?
Так же за счет роста массового совершенства, УИ и использования Протона-М.
ЦитироватьТак же за счет роста массового совершенства, УИ и использования Протона-М.
УИ без циклина будет расти? Протон-М и заправка - это одно и то же. А что касается массового совершенства, то тут есть вопросы. Чобы сильно его улучшить - нужно делать новый блок. А тут скорее оно ухудшится за счет нашлепок на баки.
ЦитироватьЦитироватьТак же за счет роста массового совершенства, УИ и использования Протона-М.
УИ без циклина будет расти? Протон-М и заправка - это одно и то же. А что касается массового совершенства, то тут есть вопросы. Чобы сильно его улучшить - нужно делать новый блок. А тут скорее оно ухудшится за счет нашлепок на баки.
УИ можно повысить введением выдвижного соплового насадка и некоторым увеличением давления в КС. Массовое совершенство также можно повысить без существенных затрат, например, переходом на алюминийлитиевые сплавы для баков и сухих отсеков и на углепластик для ферм.
Насадком можно поднять УИ, но не сильно. Давление в КС - это уже почти другой двигатель.
Изменение конструкции тоже вариант. Но то, что было легко изменить - изменили (я так думаю) на ДМ-SL.
Но почему почти бесплатный 3-импульсный переход не должен первым стоять в списке?
ЦитироватьНасадком можно поднять УИ, но не сильно. Давление в КС - это уже почти другой двигатель.
Изменение конструкции тоже вариант. Но то, что было легко изменить - изменили (я так думаю) на ДМ-SL.
Но почему почти бесплатный 3-импульсный переход не должен первым стоять в списке?
Ну, как сказать, насадок единиц 7 УИ дает. А для увеличения давления в КС на пяток атмосфер, думаю нового ЖРД не нужно. А трехимпульсный переход (по гомановской схеме) мало что даст - небольшое сокращение гравпотерь и только. Ну, разве что пару сотен м/с ХС можно отыграть на биэллиптическом перелете :roll:
200- м/с - не так плохо. Я, естетственно, имею в виду под 3-импульсным переход через высокий апогей.
ЦитироватьУИ без циклина будет расти?
За счет выдвижного насадка.
ЦитироватьПротон-М и заправка - это одно и то же. А что касается массового совершенства, то тут есть вопросы. Чобы сильно его улучшить - нужно делать новый блок. А тут скорее оно ухудшится за счет нашлепок на баки.
Вообще-то в баках цилиндрические вставки и массовое совершенство они скорее улучшают. Ферма стала боралюминиевой, герметичный приборный отсек исключен, в результате при увеличении запаса топлива на 20 % масса конструкции почти не изменилась.
ЦитироватьНо почему почти бесплатный 3-импульсный переход не должен первым стоять в списке?
Наверно потому, что он не бесплатный и наименее эффективный.
Цитировать200- м/с - не так плохо. Я, естетственно, имею в виду под 3-импульсным переход через высокий апогей.
Когда в 90-м мурыжили УКП, рассматривались варианты 2-хступенчатых РБ для "Энергии" на базе ДМ (как быстрый вариант до создания "Смерча"). Для дотягивания ПГ до 18 т на ГСО рассматривались и биэллиптический (апогей что-то под 200 тыс. км) перелет и гравманевр у Луны. Но, блин, требования к роесурсу сильно растут :cry:
ЦитироватьВообще-то в баках цилиндрические вставки и массовое совершенство они скорее улучшают. Ферма стала боралюминиевой, герметичный приборный отсек исключен, в результате при увеличении запаса топлива на 20 % масса конструкции почти не изменилась.
Вообще-то, я не уверен, что цилиндрические вставки сильно улучшают массовое совершенство: узкая ццилиндрическая обечайка состоит почти целиком из "зоны усиления". Скорее, это простой и быстрый способ увеличить заправку, не меняя производственную оснастку.
ЦитироватьВообще-то, я не уверен, что цилиндрические вставки сильно улучшают массовое совершенство: узкая ццилиндрическая обечайка состоит почти целиком из "зоны усиления". Скорее, это простой и быстрый способ увеличить заправку, не меняя производственную оснастку.
Ну по меньшей мере не ухудшают, тем более что двигатель тот же самый, а ферма удлиняется в меньшей степени, чем баки. А сохранение оснастки это само собой.
В маневре с высоким апогеем нужно еще учитывать, что растет не только САС и сложность самого РБ, но и спутник должен быть рассчитан на такой длительный полет в связке с разгонником, а это может не устраивать производителей спутников.
Как я понимаю, то традиционный недобор в 1800 или 1500 обусловнен использованием водородной верхней ступени он же разгонник в западных носителях. Может, не стоит велосипед изобретать?
ЦитироватьКак я понимаю, то традиционный недобор в 1800 или 1500 обусловнен использованием водородной верхней ступени он же разгонник в западных носителях.
Точнее, использованием водородной ступени С ОДНОКРАТНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ ЖРД на "Арианах" ;)
Ну и, конечно, простой прагматичностью - если на КА всё равно нужна ДУ для коррекций и поддержания точки стояния - то почему бы не использовать её и на довыведение? - поскольку такая схема ПОВЫШАЕТ МАССУ ПН.
И не мусорить в космосе. Я соббсно к тому, что вместо экзотических решений лучше сконцентрироваться на водороде и двухступенчатой схеме. Выжимать слезы с работающих систем - только ресурсы распылять.
ЦитироватьИ не мусорить в космосе. Я соббсно к тому, что вместо экзотических решений лучше сконцентрироваться на водороде и двухступенчатой схеме. Выжимать слезы с работающих систем - только ресурсы распылять.
Это только на первый взгляд. Когда он будет, этот водород?
А тут вдруг буквально ЗАВТРА появляется КА, которому дороговато на Ариане 5, но масса на 100-200 кг БОЛЬШЕ, чем имеющаяся энергетика РН+РБ.
И что делать? Расвести руками и сказать "мы не можем" ? ;)
Да и вообще, любые "слёзы" не будут лишними, если достаются за "смешные" затраты :).
ну разработчик КА наверное думает, на чем запускать свое железо, да по цене - сколько скажут, столько и выложат, пусковые услуги для коммерческого КА - не самое дорогое удовольствие
кстати Ариана вроде как уже умеет двигатель водородный два раза включать
Цитироватькстати Ариана вроде как уже умеет двигатель водородный два раза включать
Три раза. При недавнем выводе ATV было 2 рабочих и 1 для бульканья.
АТВ выводился неводородной верхней ступенью :)
Да, извиняюсь, что влез... ESP это MMГ+АТ.
ЦитироватьТочнее, использованием водородной ступени С ОДНОКРАТНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ ЖРД на "Арианах" :wink:
Так было и до Арианы, хотя Центавр и Аджена изначально имели многократное включение. Все же 2-3-х ступенчатая РН изрядно теряет ПН при прямом выведении на ГСО даже с водородом, поэтому европейцы и не стали связываться с повторным запуском двигателя.
ЦитироватьНу и, конечно, простой прагматичностью - если на КА всё равно нужна ДУ для коррекций и поддержания точки стояния - то почему бы не использовать её и на довыведение? - поскольку такая схема ПОВЫШАЕТ МАССУ ПН.
Раньше для довыведения использовались РДТТ, а сейчас для коррекций часто применяются электротермические или ионные двигатели, но в любом случае коррекции проводятся не апогейником. Т.е. повышение ПН конечно есть, но стремление использовать ОДУ не повлияло на возникновение схемы с довыведением, ОДУ появились уже позднее.
ЦитироватьИ не мусорить в космосе. Я соббсно к тому, что вместо экзотических решений лучше сконцентрироваться на водороде и двухступенчатой схеме. Выжимать слезы с работающих систем - только ресурсы распылять.
Для России эта схема наименее выгодна из-за большей потребной ХС. И ДУ самого спутника довольно-таки сложная система. Так что не факт, что будет проше и дешевле, чем 2-3-х ступенчатая керосинка плюс нормальный РБ.
Но что интересно, некоторые военные спутники (DSCS-1/2, Милстары, DSP) американцы запускали таки прямым выведением, т.к. Транстейдж на Титане-3С, Центавр и тем более ИУС на Титане-4 можно было использовать как полноценные РБ и выгоды в довыведении уже не было. И на Дельте-4Н примерно та же ситуация.
Да и DSCS-3 на Атласе-2 не стали обременять интегрированной апогейной ДУ, а использовали разгонник.
Цитироватькстати Ариана вроде как уже умеет двигатель водородный два раза включать
Будет уметь Винчи на Ариан-5ЕСВ.
ЦитироватьЦитироватькстати Ариана вроде как уже умеет двигатель водородный два раза включать
Будет уметь Винчи на Ариан-5ЕСВ.
да, еще пока "будет" =)
ЦитироватьДля России эта схема наименее выгодна из-за большей потребной ХС. И ДУ самого спутника довольно-таки сложная система. Так что не факт, что будет проше и дешевле, чем 2-3-х ступенчатая керосинка плюс нормальный РБ.
Еще проще и дешевле будет подправлять напильником давным давно разработанные девайсы. Пока квалифицированные кадры не закончатся полностью. Далее некоторый период, когда возможно производство ракеты без понимания того как она устроена. А далее "проще и дешевле" станет покупать пуски и КА за рубежом.
ЦитироватьА далее "проще и дешевле" станет покупать пуски и КА за рубежом.
а платить, конечно, бананами ? =)
ЦитироватьЦитироватьДля России эта схема наименее выгодна из-за большей потребной ХС. И ДУ самого спутника довольно-таки сложная система. Так что не факт, что будет проше и дешевле, чем 2-3-х ступенчатая керосинка плюс нормальный РБ.
Еще проще и дешевле будет подправлять напильником давным давно разработанные девайсы. Пока квалифицированные кадры не закончатся полностью. Далее некоторый период, когда возможно производство ракеты без понимания того как она устроена. А далее "проще и дешевле" станет покупать пуски и КА за рубежом.
Это Ваше пожелание или прогноз? :D
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьДля России эта схема наименее выгодна из-за большей потребной ХС. И ДУ самого спутника довольно-таки сложная система. Так что не факт, что будет проше и дешевле, чем 2-3-х ступенчатая керосинка плюс нормальный РБ.
Еще проще и дешевле будет подправлять напильником давным давно разработанные девайсы. Пока квалифицированные кадры не закончатся полностью. Далее некоторый период, когда возможно производство ракеты без понимания того как она устроена. А далее "проще и дешевле" станет покупать пуски и КА за рубежом.
Это Ваше пожелание или прогноз? :D
Это мысль. Чтобы оставаться в космическом бизнесе - нужно развиваться. Топтание на месте равнозначно отставанию. Консервация технической отсталости (с)
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьДля России эта схема наименее выгодна из-за большей потребной ХС. И ДУ самого спутника довольно-таки сложная система. Так что не факт, что будет проше и дешевле, чем 2-3-х ступенчатая керосинка плюс нормальный РБ.
Еще проще и дешевле будет подправлять напильником давным давно разработанные девайсы. Пока квалифицированные кадры не закончатся полностью. Далее некоторый период, когда возможно производство ракеты без понимания того как она устроена. А далее "проще и дешевле" станет покупать пуски и КА за рубежом.
Это Ваше пожелание или прогноз? :D
Это мысль. Чтобы оставаться в космическом бизнесе - нужно развиваться. Топтание на месте равнозначно отставанию. Консервация технической отсталости (с)
Так с этим никто и не спорит. Однако, похоже, Вы предлагаете ВООБЩЕ не заниматься модернизациями, а все усилия бросить на пробивание суперпрограммы водородных РБ ?
И я согласен, что начинать эту программу НАДО, но что делать инженерам фирм производимых сейчас РБ все те 5-7 лет, которые она будет создавать свой супердевайс ?
ЦитироватьИ я согласен, что начинать эту программу НАДО, но что делать инженерам фирм производимых сейчас РБ все те 5-7 лет, которые она будет создавать свой супердевайс ?
В идеале опытные но консервативные старые ловят блох на таких РБ и учат молодняк. А среднего возраста переводятся на разработку такого супердевайса. Как в любом другом деле, соббсно.
ЦитироватьЕще проще и дешевле будет подправлять напильником давным давно разработанные девайсы. Пока квалифицированные кадры не закончатся полностью. Далее некоторый период, когда возможно производство ракеты без понимания того как она устроена. А далее "проще и дешевле" станет покупать пуски и КА за рубежом.
Куда-то вас однако занесло, вы случаем не провокатор? :wink:
ЦитироватьЭто мысль. Чтобы оставаться в космическом бизнесе - нужно развиваться. Топтание на месте равнозначно отставанию. Консервация технической отсталости (с)
А тут никто и не предлагает продолжать летать на старых носителях, только вот далеко не факт, что водород это единственный путь развития на ближайшее будущее. В конце-концов, в забугорье традиционная схема выведения на ГСО появилась еще на 1-м поколении РН, а все новые ракеты были только больше, в чем проще предыдущих, но схема-то сохранялась и и ничего существенно нового придумано не было. Этак тоже можно сказать, что они все "топчутся на месте".
Нет, ну я не понимаю, почему он досихпор ползает по Амазонке, когда у него точка стояния совсем в другом месте. Хорошо хоть на суточную орбиту выполз 0.155 30594 x 41101 км 1439.20 мин.
DIRECTV 11
NORAD # 32729 2008-04-19 05:36:47
0.154 30883 x 40871 км 1440.70 мин.
DIRECTV 11 UTC 2008-05-13 01:23:27
0.048 34365 x 37443 км 1442.10 км
Кто-нибудь может пояснить почему он так долго не становится на точку? Кажется кому-то совсем не нужны деньги...
Вероятно, у этого "кого-то" просто техника серьёзно барахлит...
Но если и потихоньку можно доползти, а предыдущие КА в строю, то к чему афишировать свои проблемы?
Не пинайте за дилетантский вопрос, но насколько я понял- разгонный блок вытащил "груз" на вытянутую орбиту, с апогеем на уровне ГСО. Как потом спутник "вылезал" на круглую ГСО- своими силами? Это ж сколько ему топлива понадобилось?
А если старт происходит с Байконура- то чем делается выравнивание плоскости орбиты- разгонным блоком или силами спутника?
ЦитироватьDIRECTV 11 UTC 2008-05-13 01:23:27
0.048 34365 x 37443 км 1442.10 км
Кто-нибудь может пояснить почему он так долго не становится на точку? Кажется кому-то совсем не нужны деньги...
Обыкновенное поведение для 702-й платформы: на ЖРД выходит на синхронную орбиту со значительным эксцентриситетом, который потом убирает ионниками. Так что уже к 25 мая он встал в точку 99.2°з.д., потом зачем-то сходил ненадолго в 100.6°з.д. и в июле вернулся обратно.
ЦитироватьНе пинайте за дилетантский вопрос, но насколько я понял- разгонный блок вытащил "груз" на вытянутую орбиту, с апогеем на уровне ГСО. Как потом спутник "вылезал" на круглую ГСО- своими силами? Это ж сколько ему топлива понадобилось?
Если не ошибаюсь, 2223 кг.
ЦитироватьА если старт происходит с Байконура- то чем делается выравнивание плоскости орбиты- разгонным блоком или силами спутника?
Разгонным блоком.
Хм... а разве не тем и другим?
ЦитироватьНе пинайте за дилетантский вопрос, но насколько я понял- разгонный блок вытащил "груз" на вытянутую орбиту, с апогеем на уровне ГСО. Как потом спутник "вылезал" на круглую ГСО- своими силами? Это ж сколько ему топлива понадобилось?
А если старт происходит с Байконура- то чем делается выравнивание плоскости орбиты- разгонным блоком или силами спутника?
Да, нормальное поведение спутника -- это довыведение с геопереходной орбиты на стационар своими силами. Так повелось с первых запусков в США, и спутники оснащались сначала РДТТ, а позднее ЖРД с запасом топлива примерно на 1700 м/с. Исключение составляли советские КА, спроектированные под вывод "Протоном-К" с разгонными блоками семейства Д прямо на стационар, и некоторые типы военных американских аппаратов. Запуски легких западных коммерческих КА прямо на стационар в принципе возможны, но пока их можно пересчитать по пальцам одной руки.
ЦитироватьЦитироватьА если старт происходит с Байконура- то чем делается выравнивание плоскости орбиты- разгонным блоком или силами спутника?
Разгонным блоком.
Не совсем. Обычно большую часть наклонения убирает РБ, но где-то градусов 17 остается на долю спутника.