Я где то, когда то читал, что на чем то управление по курсу осуществлялось не за счет качания ЖРД, и не за счет изменения тяги, двигателй с разных сторон, а за счет каких то вроде графитовых щитков расположенных за соплом, и как бы изменяющих направление истекающих газов. Наверно сейчас подобное применяется в авиации для изменения вектора тяги в ВРД.
Ни кто не напомнит где это было, и на сколько удачное или нехорошее такое техническое решение.
ЦитироватьЯ где то, когда то читал, что на чем то управление по курсу осуществлялось не за счет качания ЖРД, и не за счет изменения тяги, двигателй с разных сторон, а за счет каких то вроде графитовых щитков расположенных за соплом, и как бы изменяющих направление истекающих газов. Наверно сейчас подобное применяется в авиации для изменения вектора тяги в ВРД.
Ни кто не напомнит где это было, и на сколько удачное или нехорошее такое техническое решение.
Газовые рули это называется: в газовый поток сопла размещаетя 4 профилированных поверхности (как правило, из графита или тугоплавких сплавов), за счет отклонения которых создаются управляющие моменты. Плюс: возможность создания управляющих моментов по всем осям даже на однокамерном двигателе. Минусы: существенное уменьшение тяги и УИ, низкий ресурс (порядка 90 секунд). В современных ВРД не применяется (там вектор тяги изменяется за счет отклонения сопла).
Газовые рули из графита применялись на Фау-2 (говорят, ракетчики там поперёк дороги атомщикам шли, которым тоже графит нужен был). Рули из стали недавно применял Джон Кармак в своих разработках; управляемость, по его мнению, очень неплохая, но все указанные минусы есть...
Не, человек говорит не о газовых рулях, а именно о щитках.
Они располагаются своей плоскостью по касательной к "цилиндру" истекающей струи.
Фактически - это разделенный на секции аналог поворотной сферической насадки на сопло, применявшейся на ранних РДТТ (на ТЕМПе, например).
Графитовые газовые рули применяются и по сей день на "Космос-3М", вот SAR-Lupe 4 полетит скоро на нём... На предэскизном проекте Р-7 тоже были газовые рули, и вот как раз тогда и выяснилось, что на центральном блоке их ресурса не хватает. Газовые рули применялись на Р-1, Р-2, Р-5, Р-11, Р-12, Р-13, Р-14, Р-17. Возможно, где-то ещё, но это всё в прошлом, кроме 11К65М.
Щитки тоже применялись, но у них тепловые нагрузки даже больше, а ресурс - меньше.
А не смогут такие рули, при работе в вакууме поднять тягу и УИ, ведь они будут являться, хоть и частичным, но все же продолжением сопла.
А такой низкий ресурс по сравнению с самим соплом наверно из за отсутствия охлаждения, или более дешевых материалах, или они испытывают большую нагрузку?
ЦитироватьНе, человек говорит не о газовых рулях, а именно о щитках.
Они располагаются своей плоскостью по касательной к "цилиндру" истекающей струи.
Фактически - это разделенный на секции аналог поворотной сферической насадки на сопло, применявшейся на ранних РДТТ (на ТЕМПе, например).
Щитки типа дефлекторов, карочи. Но они тоже снижают тягу и УИ, хотя, наверное и в меньшей степени.
ЦитироватьГрафитовые газовые рули применяются и по сей день на "Космос-3М", вот SAR-Lupe 4 полетит скоро на нём... На предэскизном проекте Р-7 тоже были газовые рули, и вот как раз тогда и выяснилось, что на центральном блоке их ресурса не хватает. Газовые рули применялись на Р-1, Р-2, Р-5, Р-11, Р-12, Р-13, Р-14, Р-17. Возможно, где-то ещё, но это всё в прошлом, кроме 11К65М.
Щитки тоже применялись, но у них тепловые нагрузки даже больше, а ресурс - меньше.
Да, по личному опыту с газовыми рулями Р-17 знаю: они еще и весьма хрупкие, легко раскалываются... :(
Так что графит в этом смысле весьма слаб. А его еще и в теплозащите применяют.
А вот вспомнилось. Американцы для X-20 предлагали теплозащиту кажется из ванадия или еще какого-то тугоплавкого металла. Насколько это вообще нашло где-либо применение?