Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Андрей от 15.02.2008 11:10:46

Название: РН - PROJECT
Отправлено: Андрей от 15.02.2008 11:10:46
Проект РН порядка на 500 т.
12 боковуешк диаметром 4.1 м, на РД171
Центральный блок 12.3 м, 7шт РД0120
Два варината:
1. для  низкой околоземной орбиты:
http://photofile.ru/photo/amihalov/3476428/large/75041545.jpg

2. на Луну, Марс и тп:
http://photofile.ru/photo/amihalov/3476432/large/75041592.jpg
Название: РН - PROJECT
Отправлено: RadioactiveRainbow от 15.02.2008 11:18:07
Бугога!!!
Там на верху, я надеюсь, Мега-Союз моноблочный? :)

Ну чего, пакет. С каким-то нереальным количеством бустеров... да еще и со 171ми?!  :shock:
Эм... имхо - это конструкция будет падать из за бустера в каждом втором полете чисто по теории вероятности  :lol:

Э-э-э...
может имело смысл прикинуть на бумажке типа массы, распределение ХС, массу ПН?
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Shestoper от 15.02.2008 11:34:29
Два возражения.

1)Зачем для такой ракеты множество маленьких боковушек? Ведь всё равно нужно оборудование для производство большого центрального блока, нужна система его транспортировки на космодром (или производство прямо на космодроме).
Американцы в Шаттлах и будущих Аресах применяют относительно небольшие ТТУ, поскольку сделать твердотопливный заряд диаметром 12 метров практически невозможно. А если и сделаешь - увезти его можно только кораблем нехилого водоизмещения - ТТУ ведь возят заправленные, вместе с топливом.
А для ракеты с ЖРД ИМХО дешевле сделать один большой блок, чем 12 маленьких, если уж оборудование для производства блоков больших диаметров всё равно есть.

2) Насчет двигателей. У РД-171 и РД-0120 в качестве двигателей для сверхтяжелых систем есть только тот серьёзный плюс, что они уже  существуют.
Да, эти двигатели обладают приличной тягой, высоким УИ. Но их высокие удельные характеристики куплены ценой усложнения и удорожания. Примерно как на карьерный самосвал, требующий мощного двигателя, поставить двигатель от спортивного болида. Мощность та же, но стоимость намного больше, а ресурс - в разы меньше.
В качестве двигателей сверхтяжелого носителя намного лучше подходят НК-33, масштабированные до размеров F-1, а для второй ступени - RS-68 c высотным соплом.

Можете заглянуть в тему про оптимальную первую ступень. Там мы обсуждаем возможность применения на первой ступени ЖРД с вытеснительной подачей. По соотношению цена-качество получается весьма симпатично, вполне конкурентноспособно с традиционными носителями.

Мне сверхтяжелый носитель как "большегрузный транспорт" видится как моноблочный тандем диаметром метров 20. Ступени свариваются прямо на космодроме. На первой ступени - 18 двигателей тягой тонн по 600 с вытеснительной подачей топлива (расположены двумя кольцами - 6 и 12 штук). На второй ступени - 6 мощных водородных двигателей  тягой тонн по 300-400. Двигатели второй ступени ненапряженные, открытой схемы, с умеренным УИ (в районе 440 с).
Стартовая масса  - 9000 тонн, ПН - 300  тонн.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Shestoper от 15.02.2008 11:36:54
Цитироватьможет имело смысл прикинуть на бумажке типа массы, распределение ХС, массу ПН?

Даже бумажки не надо. По двигателям сие чудо - "полтора Вулкана".
ПН в районе 250-300 тонн, стартовая масса 7-8 килотонн.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Андрей от 15.02.2008 14:30:28
ЦитироватьБугога!!!
Там на верху, я надеюсь, Мега-Союз моноблочный? :)
много уровневая Орбитальная станция...дешевле собрать на Земле

ЦитироватьНу чего, пакет. С каким-то нереальным количеством бустеров... да еще и со 171ми?!  :shock:
можно использовать и не карандаши...
можно использовать и другие движки.  НК-33,43 в серии то их нет...
будут - будет...
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Андрей от 15.02.2008 14:42:22
ЦитироватьМне сверхтяжелый носитель как "большегрузный транспорт" видится как моноблочный тандем диаметром метров 20. Ступени свариваются прямо на космодроме. На первой ступени - 18 двигателей тягой тонн по 600 с вытеснительной подачей топлива (расположены двумя кольцами - 6 и 12 штук).
интересный вариант
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Дмитрий В. от 15.02.2008 13:44:11
ЦитироватьМне сверхтяжелый носитель как "большегрузный транспорт" видится как моноблочный тандем диаметром метров 20. Ступени свариваются прямо на космодроме. На первой ступени - 18 двигателей тягой тонн по 600 с вытеснительной подачей топлива (расположены двумя кольцами - 6 и 12 штук). На второй ступени - 6 мощных водородных двигателей  тягой тонн по 300-400. Двигатели второй ступени ненапряженные, открытой схемы, с умеренным УИ (в районе 440 с).
Стартовая масса  - 9000 тонн, ПН - 300  тонн.
И где будут носитель на космодроме собирать? На СК или в циклопческом МИКе?
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Shestoper от 15.02.2008 15:27:56
ЦитироватьИ где будут носитель на космодроме собирать? На СК или в циклопческом МИКе?

В МИКе конечно. Оборудования для сборки таких монстров всё равно пока нет. Если строить - то сразу возле старта, чтобы не чесать потом в затылке по поводу транспортировки.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Дмитрий В. от 15.02.2008 14:28:49
Цитировать
ЦитироватьИ где будут носитель на космодроме собирать? На СК или в циклопческом МИКе?

В МИКе конечно. Оборудования для сборки таких монстров всё равно пока нет. Если строить - то сразу возле старта, чтобы не чесать потом в затылке по поводу транспортировки.
Сколько будет стоить такой МИК?
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Андрей от 15.02.2008 15:46:29
Цитировать
ЦитироватьИ где будут носитель на космодроме собирать? На СК или в циклопческом МИКе?

В МИКе конечно. Оборудования для сборки таких монстров всё равно пока нет. Если строить - то сразу возле старта, чтобы не чесать потом в затылке по поводу транспортировки.

построят...всё равно собираются новый космодром строить на Восточном
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Александр Ч. от 15.02.2008 15:48:23
Цитировать
ЦитироватьИ где будут носитель на космодроме собирать? На СК или в циклопческом МИКе?

В МИКе конечно. Оборудования для сборки таких монстров всё равно пока нет. Если строить - то сразу возле старта, чтобы не чесать потом в затылке по поводу транспортировки.
Зачем возле старта? Прям на старте и строить.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Дмитрий В. от 15.02.2008 14:51:00
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИ где будут носитель на космодроме собирать? На СК или в циклопческом МИКе?

В МИКе конечно. Оборудования для сборки таких монстров всё равно пока нет. Если строить - то сразу возле старта, чтобы не чесать потом в затылке по поводу транспортировки.
Зачем возле старта? Прям на старте и строить.
Угу, в течение полутора лет под открытым небом?
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Shestoper от 15.02.2008 15:51:23
А Вам паркет на полу класть?  :)

Цена зависит от многих условий. Пускай сборка ракеты горизонтальная. Диаметр - 20 метров. Длина вместе с ПН - метров 120.
Сухая масса первой ступени - тонн 800-900. Всего носителя вместе с ПН - в районе 1500 тонн. Значит нужны краны такой грузоподъемности - можно у судостроителей взять. Похожие краны для верфей финны делают.
Но это только сборка из ступеней. А ещё нужны цеха, где плиты гнуть и сваривать. Хорошо хоть вафля не понадобится.
Если делать порядка 6 носителей в год,  а производство занимает полтора года, значит одновременно будет собираться штук 10 ракет.
В общем площадь цехов порядка 10 гектар. Высота -  метров 30 минимум.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Андрей от 15.02.2008 15:59:22
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИ где будут носитель на космодроме собирать? На СК или в циклопческом МИКе?

В МИКе конечно. Оборудования для сборки таких монстров всё равно пока нет. Если строить - то сразу возле старта, чтобы не чесать потом в затылке по поводу транспортировки.
Сколько будет стоить такой МИК?

дело не в деньгах...
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Дмитрий В. от 15.02.2008 15:02:23
Цитата: "Shestoper"А Вам паркет на полу класть?  :)

Цена зависит от многих условий. Пускай сборка ракеты горизонтальная. Диаметр - 20 метров. Длина вместе с ПН - метров 120.
Сухая масса первой ступени - тонн 800-900. Всего носителя вместе с ПН - в районе 1500 тонн. Значит нужны краны такой грузоподъемности - можно у судостроителей взять. Похожие краны для верфей финны делают.
Но это только сборка из ступеней. А ещё нужны цеха, где плиты гнуть и сваривать. Хорошо хоть вафля не понадобится.
Если делать порядка 6 носителей в год,  а производство занимает полтора года, значит одновременно будет собираться штук 10 ракет.
В общем площадь цехов порядка 10 гектар. Высота -  метров 30 минимум.[/quote]
Минимуим, метров 50 (поскольку, вероятно, при сборке один блок придется перетаскивать через другой, хотя бы). Да, и представляю, как будут гнуть стальные плиты для баков толщиной 40 мм (ха, почти как броня у Т-34) - вероятно, дешевле их будет делать из чистого злолота :D
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Shestoper от 15.02.2008 16:11:55
ЦитироватьМинимуим, метров 50 (поскольку, вероятно, при сборке один блок придется перетаскивать через другой, хотя бы). Да, и представляю, как будут гнуть стальные плиты для баков толщиной 40 мм (ха, почти как броня у Т-34) - вероятно, дешевле их будет делать из чистого злолота :D

Алюминиевые плиты толщиной 40 мм для Энергии гнули. Тут нужен будет в 3 раза более мощный пресс.
Стальные листы похожей толщины (25-35 мм) гнут при производстве подводных лодок. Нужно у подводников технологию слямзить.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Дмитрий В. от 15.02.2008 15:18:44
ЦитироватьАлюминиевые плиты толщиной 40 мм для Энергии гнули. Тут нужен будет в 3 раза более мощный пресс.
Стальные листы похожей толщины (25-35 мм) гнут при производстве подводных лодок. Нужно у подводников технологию слямзить.
Вот я и говорю - дешевле из золота!
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Shestoper от 15.02.2008 16:23:36
Вот, Нашел интересную технологию - изготовление рулонированных обечаек: http://www.ekb.ru/ru/publikatsii/2006/3/29/162

Баки всё-таки наматывают, из стальной ленты толщиной несколько мм.

Никакого золота. Никаких сверхмощных прессов. Никаких проблем со сваркой толстых плит. Процесс легко автоматизируется, трудоемкость небольшая.

Кстати такие баки прочнее изготовленных из толстых монолитных плит - в тонкой ленте сталь прочнее, а разрушения бака при разрыве одного слоя ленты сразу не происходит (как в композитах не критичен разрыв одной нити).
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Дмитрий В. от 15.02.2008 15:28:46
ЦитироватьВот, Нашел интересную технологию - изготовление рулонированных обечаек: http://www.ekb.ru/ru/publikatsii/2006/3/29/162

Баки всё-таки наматывают, из стальной ленты толщиной несколько мм.

Никакого золота. Никаких сверхмощных прессов. Никаких проблем со сваркой толстых плит. Процесс легко автоматизируется, трудоемкость минимальная.
Еще дешевле - применение готовых двигателей и блоков умеренной размерности. Тогда не надо строить гигантских заводов на космодроме. Экономия - миллиарды долларов. :D
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Новичок от 15.02.2008 16:30:35
ЦитироватьВот, Нашел интересную технологию - изготовление рулонированных обечаек: http://www.ekb.ru/ru/publikatsii/2006/3/29/162

Баки всё-таки наматывают, из стальной ленты толщиной несколько мм.

Никакого золота. Никаких сверхмощных прессов. Никаких проблем со сваркой толстых плит. Процесс легко автоматизируется, трудоемкость небольшая.

Кстати такие баки прочнее изготовленных из толстых монолитных плит - в тонкой ленте сталь прочнее, а разрушения бака при разрыве одного слоя ленты сразу не происходит (как в композитах не критичен разрыв одной нити).
Посмотрел - выглядит красиво.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Shestoper от 15.02.2008 16:34:46
ЦитироватьЕще дешевле - применение готовых двигателей и блоков умеренной размерности. Тогда не надо строить гигантских заводов на космодроме. Экономия - миллиарды долларов. :D

Всё зависит от того, зачем нужен носитель. Если изготовить серию в 10 штук - выгоднее использовать существующие двигатели.

А если серия - 100 носителей... 1200 РД-170 будут стоить 18 миллиардов долларов.
Построив МИК за 2-3 миллиарда, потом сможем сэкономить на дешевых двигателях.

Я изначально написал - мой носитель "рабочая лошадка", расчитан на крупную серию. Например на обслуживание крупной лунной базы в течении десятилетий.
Если нужен разовый флаговтык - нужную ПН проще набирать стыковками ПН 40-тонников. Тогда вообще не нужен циклопический СК для сверхтяжелого носителя.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Shestoper от 15.02.2008 16:40:26
ЦитироватьПосмотрел - выглядит красиво.

Да, не нужно мучаться с гибкой толстых листов.
К тому же лента порядка 1 мм толщиной может быть нагартованной и очень прочной.
А то, что бак от микродефекта сразу не разрушится, позволяет уменьшить коэффициент безопасности.
В результате бак можно облегчить ИМХО процентов на 20.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: wolf от 15.02.2008 16:52:00
Цитировать
ЦитироватьМинимуим, метров 50 (поскольку, вероятно, при сборке один блок придется перетаскивать через другой, хотя бы). Да, и представляю, как будут гнуть стальные плиты для баков толщиной 40 мм (ха, почти как броня у Т-34) - вероятно, дешевле их будет делать из чистого злолота :D

Алюминиевые плиты толщиной 40 мм для Энергии гнули. Тут нужен будет в 3 раза более мощный пресс.
Стальные листы похожей толщины (25-35 мм) гнут при производстве подводных лодок. Нужно у подводников технологию слямзить.
А тогда заодно и производство гнутых листов из титана... :wink:
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Дмитрий В. от 15.02.2008 16:02:49
Цитировать.

А если серия - 100 носителей... 1200 РД-170 будут стоить 18 миллиардов долларов.
С чего бы это? При такой серии, РД-170 будет стоить 3-4 млн. баксов :D  Если не меньше :roll:
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Shestoper от 15.02.2008 17:38:49
Кстати если по статистике крякает в полете один РД-170 из 20 - шансы у носителя нормально отработать 50 на 50.

А чтобы сваривать 12-метровые ступени, тоже неслабый цех нужен. И немаленький МИК для сборки 20-метрового пакета.

И чем возить на космодром 12-метровый центральный блок?

Можно конечно построить сильно увеличенный аналог Виктории-К - из блоков диаметром 7,7 метров. Виктория, умноженная на 4.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Дмитрий В. от 15.02.2008 16:47:27
Цитировать1)Кстати если по статистике крякает в полете один РД-170 из 20 - шансы у носителя нормально отработать 50 на 50.

2)А чтобы сваривать 12-метровые ступени, тоже неслабый цех нужен. И немаленький МИК для сборки 20-метрового пакета.

И чем возить на космодром 12-метровый центральный блок?

Можно конечно построить сильно увеличенный аналог Виктории-К - из блоков диаметром 7,7 метров. Виктория, умноженная на 4.
1)Откуда статистика? :shock:
2)А зачем 12-метровые баки? :shock:  Достаточно диаметра порядка 6-8 м. Возить- на Ил-96Т-ВП (внешняя подвеска) или на самолете типа "Белухи". Тоже не сахар, но все дешевле, чем громоздить заводище на космодроме, к тому же самолеты можно использовать в коммерческих целях, частично "отбивая" затраты.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: wolf от 15.02.2008 18:29:10
ЦитироватьКстати если по статистике крякает в полете один РД-170 из 20 - шансы у носителя нормально отработать 50 на 50...
Снова о старом.
Это когда в полете накрылся хоть один РД-170? :shock:
РД-171 - другое дело...
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Дем от 16.02.2008 16:51:52
ЦитироватьВот, Нашел интересную технологию - изготовление рулонированных обечаек: http://www.ekb.ru/ru/publikatsii/2006/3/29/162
Баки всё-таки наматывают, из стальной ленты толщиной несколько мм.
Никакого золота. Никаких сверхмощных прессов. Никаких проблем со сваркой толстых плит. Процесс легко автоматизируется, трудоемкость небольшая.
Кстати такие баки прочнее изготовленных из толстых монолитных плит - в тонкой ленте сталь прочнее, а разрушения бака при разрыве одного слоя ленты сразу не происходит (как в композитах не критичен разрыв одной нити).
Забавная технология. Кстати, можно наматывать не только баки, а сразу ракету целиком, а межбаковую перегородку до нужной толщины намотать изнутри.
Кроме того - так ли нужна сварка вообще? Стальные/алюминиевые ленты между собой можно скрепить просто на (термо)клей.
Кроме того - наматывать можно не плоскую, а с чередованием с объёмнодеформированной лентой - чтобы получилось по структуре что-то вроде упаковочного картона - и никакой вафли не надо при том же результате.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Александр Ч. от 17.02.2008 22:47:11
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИ где будут носитель на космодроме собирать? На СК или в циклопческом МИКе?

В МИКе конечно. Оборудования для сборки таких монстров всё равно пока нет. Если строить - то сразу возле старта, чтобы не чесать потом в затылке по поводу транспортировки.
Зачем возле старта? Прям на старте и строить.
Угу, в течение полутора лет под открытым небом?
Ага, по типу доменной печи :lol:
Мысль была несколько иной. Блоки делать под "крышей", а саму РКН собирать непосредственно на стартовом столе. Хотя можно в очередной раз модифицировать ТУА.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Андрей от 18.02.2008 13:11:10
Цитировать2)А зачем 12-метровые баки? :shock:  Достаточно диаметра порядка 6-8 м.
А почему диаметр 6-8? он что самый оптимальный?
почему другого диаметра нельзя?
Название: РН - PROJECT
Отправлено: fagot от 18.02.2008 11:28:05
ЦитироватьСнова о старом.
Это когда в полете накрылся хоть один РД-170?  
РД-171 - другое дело...
Так разница не принципиальна.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Salo от 18.02.2008 16:14:21
Цитировать
ЦитироватьКстати если по статистике крякает в полете один РД-170 из 20 - шансы у носителя нормально отработать 50 на 50...
Снова о старом.
Это когда в полете накрылся хоть один РД-170? :shock:
РД-171 - другое дело...
А Рд-170 к счастью не успел. Так сказать не набрал статистики.
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Андрей от 18.02.2008 18:06:56
Если технологии создания баков больших диаметров не возможно быстро и трудно реализовать, может стоит задуматься о пакетной схеме типа А3,А5,А7; учитывая максимальные транспортировочные габариты по жд  диаметрам 4.1 или 3.9, используя готовые решения типа зенита. рано или поздно нужно создавать рн пг выше существующих.
допустим пока на керосине...Z3,Z4,Z7
Название: РН - PROJECT
Отправлено: Гусев_А от 18.02.2008 17:48:46
И получится немного "Виктория".