Интересный вопрос почему Блок Г не был использован, в отличии от Блока Д?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5012.jpg)
По диаметру для Протона подходит (4,1м). Тяга у НК-31 41,5т.
Если поставить вместо третьей ступени Протона, то за счёт УИ в 353с можно было бы выиграть в ПН. Керосина с кислородом немного нужно. Раза в два-три больше чем в Блок Д.
Кстати у кого-то есть данные по блоку Г: РЗТ, стартовая и сухая массы?
Ведь в начале 70-х Челомей и ЦНИИМАШ прорабатывали кислородно-керосиновый Протон.
То что есть у Марка Вейда
http://www.astronautix.com/lvs/n1.htm
Stage Number: 4. 1 x Stage: N1 Block G. Gross Mass: 61,800 kg (136,200 lb). Empty Mass: 6,000 kg (13,200 lb). Thrust (vac): 445.996 kN (100,264 lbf). Isp: 353 sec. Burn time: 443 sec. Diameter: 4.40 m (14.40 ft). Span: 4.40 m (14.40 ft). Length: 9.10 m (29.80 ft). Propellants: Lox/Kerosene. No Engines: 1. Engine: NK-19. Status: Development ended 1974. Empty mass estimated.
Спасибо! Я про Вэйда как-то не вспомнил.
Если использовать в качестве третьей ступени Протона, то придётся несколько укоротить(облегчить) тонн до 40. :wink:
ЦитироватьИнтересный вопрос почему Блок Г не был использован, в отличии от Блока Д?
Ведь в начале 70-х Челомей и ЦНИИМАШ прорабатывали кислородно-керосиновый Протон.
Это наверно было еще при Мишине.
Что касается остального, то можно предположить. Блок Г реально не летал, а только прошел огневые испытания (Гудилин). Когда пришел Грушко приказал все порезать. Так и сделали. Блок Д к тому времени уже стал межКБешным блоком, так как летал в составе изделий Челомея и Мишина и Бабакина потому и сохранился.
Кстати, а насколько продвинулось создание блока Р?
Ведь для его испытаний был создан стенд...
ЦитироватьКстати, а насколько продвинулось создание блока Р?
Ведь для его испытаний был создан стенд...
Вроде бы, до ОСИ в НИИХИММАШ.
Не, тут была целая война с Глушко. Красмаш с подачи Глушко предлагал РБ с фтор-аммиачным двигателем. Но чуть припозднился, да и стрёмно с фтором, да и с аммиаком работать.
А Блок Д продавил ещё Королёв когда предложил 7К-Л1 с Блоком Д, вместо гептилово-амилового РБ Челомея (двигатель КБХА) с его же лунным кораблём. А поскольку его в этой программе обкатали, то он один и выжил.
Просто в начале 70-х Челомей стал задумываться о кислородно-керосиновом Протоне, но ему не дали его сделать, а там и вообще подвинули. И думаю без Глушко здесь не обошлось. За монополию он сражался до последнего.
А жаль.
Вариант Протона с первой керосиновой ступенью на 6 НК-33, и второй водородной на РД-0120 сейчас бы очень пригодился. :(
ЦитироватьИнтересный вопрос почему Блок Г не был использован, в отличии от Блока Д?
По диаметру для Протона подходит (4,1м). Тяга у НК-31 41,5т.
Если поставить вместо третьей ступени Протона, то за счёт УИ в 353с можно было бы выиграть в ПН. Керосина с кислородом немного нужно. Раза в два-три больше чем в Блок Д.
Кстати у кого-то есть данные по блоку Г: РЗТ, стартовая и сухая массы?
Ведь в начале 70-х Челомей и ЦНИИМАШ прорабатывали кислородно-керосиновый Протон.
На старом Протон-К выигрыш от установки блока Г (в исходной конфигурации) не просматривался - прирост ПГ на 150-200 кг (т.е. явно в пределах точности расчетов). С учетом необходимости доработки инфраструктуры СК - овчинка выделки не стоила.
Кстати просчитал керосиновый Протон .
На первой ступени 6 НК-33, на второй один НК-43, а на третьей один НК-31. Вторую и третью ступень пришлось подрезать до 120т и 35т соответственно. ПН немного но выросла, до 24т.
Однако тут был большой потенциал совершенствования: форсированные НК-33-1 на первой ступени дают ПН 26т, а с увеличенной заправкой первой ступени до 510т можно и 30т было получить.
А ведь ещё и водород на второй и третьей ступени можно применить . :wink:
Очень жаль. :(
ЦитироватьЦитироватьИнтересный вопрос почему Блок Г не был использован, в отличии от Блока Д?
По диаметру для Протона подходит (4,1м). Тяга у НК-31 41,5т.
Если поставить вместо третьей ступени Протона, то за счёт УИ в 353с можно было бы выиграть в ПН. Керосина с кислородом немного нужно. Раза в два-три больше чем в Блок Д.
Кстати у кого-то есть данные по блоку Г: РЗТ, стартовая и сухая массы?
Ведь в начале 70-х Челомей и ЦНИИМАШ прорабатывали кислородно-керосиновый Протон.
На старом Протон-К выигрыш от установки блока Г (в исходной конфигурации) не просматривался - прирост ПГ на 150-200 кг (т.е. явно в пределах точности расчетов). С учетом необходимости доработки инфраструктуры СК - овчинка выделки не стоила.
Его конечно нужно было укоротить до 40т ИМХО. НК-31 слабоват для третьей ступени. :(
ЦитироватьКстати просчитал керосиновый Протон .
На первой ступени 6 НК-33, на второй один НК-43, а на третьей один НК-31. Вторую и третью ступень пришлось подрезать до 120т и 35т соответственно. ПН немного но выросла, до 24т.
Однако тут был большой потенциал совершенствования: форсированные НК-33-1 на первой ступени дают ПН 26т, а с увеличенной заправкой первой ступени до 510т можно и 30т было получить.
А ведь ещё и водород на второй и третьей ступени можно применить . :wink:
Очень жаль. :(
Ну, "керосиновый Протон" мы с ratte07 считали месяцев несколько назад (блин, уже и не помню, в какой теме :roll: ). Выходило около 29 тонн.
А в теме про Ангару. Да и вариант с РД-0120 на второй ступени там тоже рассматривали.
А если бы сделали в 80-х в Реутово в ЦКБМ.
Никакой бы Ангары не понадобилось.
Я бы и сейчас сделал бы, да кто меня спросит. :lol:
ЦитироватьА в теме про Ангару. Да и вариант с РД-0120 на второй ступени там тоже рассматривали.
А если бы сделали в 80-х в Реутово в ЦКБМ.
Никакой бы Ангары не понадобилось.
Я бы и сейчас сделал бы, да кто меня спросит. :lol:
Про Ангару-7: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7188&postdays=0&postorder=asc&start=180
У меня, кстати, и расчет сохранился.
Я чего вспомнил, о блоке Г. Можно было бы реализовать ползучий вариант модернизации: сначала Блок Г(урезанный), потом вторую ступень на керосине, потом первую. А попутно и водород на блоках С и Р. Не получилось. Кстати ведь в 70-х ещё и Р-9А не сняли с вооружения. Можно было бы лёгкий носитель сделать и старты под Циклон в Плесецке не переделывать. :(
Ведь уже токсикомания на спад пошла. Зато шатломания началась.
И ведь получается , что с 60-х годов ни одной новой ракеты, кроме многострадального Зенита не осталось. И тот в качестве "бесплатного" приложения к Энергии. А мог и он в унитаз уйти. :(
ЦитироватьЦитироватьИнтересный вопрос почему Блок Г не был использован, в отличии от Блока Д?
По диаметру для Протона подходит (4,1м). Тяга у НК-31 41,5т.
Если поставить вместо третьей ступени Протона, то за счёт УИ в 353с можно было бы выиграть в ПН. Керосина с кислородом немного нужно. Раза в два-три больше чем в Блок Д.
Кстати у кого-то есть данные по блоку Г: РЗТ, стартовая и сухая массы?
Ведь в начале 70-х Челомей и ЦНИИМАШ прорабатывали кислородно-керосиновый Протон.
На старом Протон-К выигрыш от установки блока Г (в исходной конфигурации) не просматривался - прирост ПГ на 150-200 кг (т.е. явно в пределах точности расчетов). С учетом необходимости доработки инфраструктуры СК - овчинка выделки не стоила.
Это 150-200 кг видимо ПГ на отлетную к Луне?
Имеется в виду, что на две ступени Протона поставить блоки Г, Д и Л1.
Мне кажется на LEO прирост должен быть больше, около 2 т.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьИнтересный вопрос почему Блок Г не был использован, в отличии от Блока Д?
По диаметру для Протона подходит (4,1м). Тяга у НК-31 41,5т.
Если поставить вместо третьей ступени Протона, то за счёт УИ в 353с можно было бы выиграть в ПН. Керосина с кислородом немного нужно. Раза в два-три больше чем в Блок Д.
Кстати у кого-то есть данные по блоку Г: РЗТ, стартовая и сухая массы?
Ведь в начале 70-х Челомей и ЦНИИМАШ прорабатывали кислородно-керосиновый Протон.
На старом Протон-К выигрыш от установки блока Г (в исходной конфигурации) не просматривался - прирост ПГ на 150-200 кг (т.е. явно в пределах точности расчетов). С учетом необходимости доработки инфраструктуры СК - овчинка выделки не стоила.
Это 150-200 кг видимо ПГ на отлетную к Луне?
Имеется в виду, что на две ступени Протона поставить блоки Г, Д и Л1.
Мне кажется на LEO прирост должен быть больше, около 2 т.
Из-за увеличения массы 3-й ступени на основе блока "Г", тяговооруженность всех ступеней уменьшается, с соответствующим ростом гравпотерь ХС. Прирост УИ этипотери почти не компенсирует.
Может так оно и есть. Надо строго считать. Но хотелось бы разобраться в таком вопросе. Поскольку Л1 приходилось всячески урезать, то можно ли было модернизировать Протон в варианте конца 60-х так чтобы увеличить его грузоподъемность на пару-тройку тонн с тем чтобы масса Л1 стала чуть больше и сделать этот полет более безопасным (запасной парашют оставить и т.п.). Может где-то на форуме это уже обсудили?
Дело в том, что поначалу часто отказывал Протон, Блок Д, да и сам корабль 7К-Л1. :(
А после гибели Комарова и облёта Луны американцами решили не рисковать. :(
Тут нет вопросов.
Меня интересует сугубо теоретический аспект.
Например, в контексте основного вопроса темы. Масса третьей ступени Протона 50.47 т., сухая масса 4,185 т. Масса блока Г - 61.8 т, а сухая масса 6 т. Не будем нарушать тяговооруженность и сольем лишних 10-11 т, а заодно поставим баки чуть меньшего диаметра и сэкономим на этом, скажем 1.5 т. Разница с классическим Протоном практически только в УИ блока Г.
Сколько может вытянуть такой Протон на орбиту?
Потом решим другую задачу оставим блок Г как он есть. Пусть тягооворуженность снизится, но зато у нас 11 т топлива и больший УИ тоже что-то дадут.
Сколько может вытянуть такой Протон на орбиту?
Понятно, что большой прибавки ожидать не приходится, но интересно.
Я делал прикидки. И согласен с Дмитрием В. Блок Г в качестве третьей ступени в своём исходном варианте выигрыша не даёт. Пнричина слишком тяжёл (60т)и низкая тяговооружённость (тяга НК-19 (НК-31) всего 41,5тс, вместо 59,36 тс у РД-0213).
Недолив уменьшит РЗТ но не конечную массу. :(
Оптимальный вариант укоротить баки (диаметр 4,1м идеально подходит). В баке окислителя и горючего нужно было просто укоротить цилиндрические вставки.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5012.jpg)
Оптимальная масса при тяге в 41,5тс составляет 35т. При конечной массе блока Г в 4т можно получить выигрыш в ПН на НЗО в 1-1,5т.
Если я правильно понял, то если уменьшить баки и заправку до 35 т, то можно поднять на 1 – 1.5 т больше.
А сколько точно ПН получается по такому расчету?
Конечно 1-15 т это мало, что дает для большинства задач, но тем не менее.
В случае проекта Л1, где всячески экономили, лишняя сотня кг на отлетной траектории была не лишней.
Однако какая вырисовывалась иная перспектива. Когда решалась судьба проекта облета Луны на Протоне, то в проект УР-500-Л1, могли бы взять не только блок Д, но и слегка усеченный блок Г. В сумме это получается усеченный вариант Н111. Иначе можно было отрабатывать ступени Н1 по частям. А после реализовать, как задумывалось изначально и носитель Н111 на этой основе, при необходимости, конечно.
По идее после постановления 64 г видимо такое решение выглядит абсолютно логичным.
В итоге к началу 70-х уже не только блок Д был бы испытан, но и блок Г. Сюда автоматически компоновался ЛОК и ЛК, без переделок, т.е. вся верхняя часть Н1, как на приведенном рисунке. Весь комплекс можно был отрабатывать на околоземной орбите.
Даже для пилотируемого варианта было меньше противопоказаний. И сейчас Протон мог бы быть на четверть керосиновым.
Это заранее позволило выявить ошибки верхней части даже без испытания всего комплекса.
В целом могло значительно продвинуть работы.
Практически в этом случае верхняя часть Протона могла полностью вписаться проект Н1-Л3, как вписывалась верхняя часть Сатурн-1В в Сатурн-5.
Не уже ли это было возможно?
Вся проблема в том, что Королёв фактически навязал Челомею Блок Д и 7К-Л1, вместо гептилового РБ и корабля ЛК-1. Навязать туда ещё блок Г, да ещё урезанный в 60-х не получилось бы. Челомей тогда был "токсикоманом". :(
А вот к началу 70-х клиент дозрел.
А идея интересная, жалко не получилось.
Вообще 70-е, это время упущенных возможностей. :(
Сатурн-1В и Сатурн-5 хороший пример, но там всё было в одних руках.
Королёву сделать Н-11 не дали. :(
Был шанс сделать керосиновый Протон на базе двигателей Кузнецова. Тоже не дали. :(
Н11 не дали делать потому, что уже протолкнули проект УР-500, а на двигателях Кузнецова долго висело клеймо, что они «гнилые».
Наверно реально сняли это клеймо американцы уже в наше время.
Удивительно, но созданные для лунной гонки с американцами эти движки самим же американцам и пригодились.
Гримаса истории?
Это не клеймо висело. Это Глушко, который его поставил, сделал всё чтобы угрорбить конкурента.
Двигатели НК хотел поставить на Протон Челомей в 1974 году. Аналогичный проект предлагал ЦНИИМАШ. Даже в 80-х в ЦКБМ был вариант Протона с НК-33 на первой ступени и РД-0120 на второй. :(
Был проект ЦСКБ Подъём с НК-33 в начале 70-х, но его зарубили в пльзу Южмаша и Зенита.
Даже в 90-х Энергомаш с РКА втюхали американцам РД-180 вместо НК-33.
Из интереса представил, как мог бы выглядеть такой вариант Протона с надстройкой из проекта Л3.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5018.svg)
Понятно, что линейные размеры выдержаны приблизительно.
Предполагая, что диаметр верхних ступеней и обтекателя можно было несколько уменьшить.
.
22т на НЗО 190км наклонением 51,6 град с двумя первыми ступенями от Протона К вывел бы как пить дать. :wink:
ЦитироватьКоролёву сделать Н-11 не дали.
А нафига нужна ракета с ПН Протона, но заметно большей Мст?
Если 22000, то имеем такой расклад
ЛОК – 9850
ЛК – 5560
Д – 1800
Космонавты - 150
Итого: 17360
Остаток – 4640 кг. Хватит на САС, обтекатель и пр.?
ЦитироватьУдивительно, но созданные для лунной гонки с американцами эти движки самим же американцам и пригодились.
Где пригодились? Хоть один пример - в студию.
Могу вас, кстати, сразу разочаровать - на западе НК-33 со склада никто использовать не станет. Страховщики обдерут, как липку, поскольку фразы, звучащие медом для уха двигателиста, для них - кошмар в ночи.
Источник такой http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article129.htm
Одновременно в ОКБ-276 Н.Д. Кузнецова поступил приказ об уничтожении всех двигателей НК-33, подготовленных к установке на Н-1. Однако Николай Дмитриевич с риском для собственной карьеры этот непродуманный приказ не выполнил и двигатели не уничтожил, а распорядился их припрятать до лучших времен на одном из заводских складов. Сейчас многие помнят, как в середине 90-х годов работники СНТК имени Н.Д. Кузнецова извлекли их из хранилищ, а затем даже продали партию НК-33 в США, где они были использованы на ракетах «Атлас-2АР». Оказалось, что даже через четверть века после выпуска кузнецовские «движки» по-прежнему не имели себе равных в мире по надежности, мощности и ряду других показателей.
Если что не так, то все вопросы автору статьи.
ЦитироватьЦитироватьКоролёву сделать Н-11 не дали.
А нафига нужна ракета с ПН Протона, но заметно большей Мст?
Читаем у Чертока:
ЦитироватьРеализацию проекта в интересах военных предлагалось осуществить в два этапа. На первом этапе на базе второй и третьей ступеней создать самостоятельную ракету Н11 со стартовой массой 750 тонн, способную вывести на околоземную орбиту спутник массой до 25 тонн. На втором этапе создавать саму сверхтяжелую трехступенчатую ракету H1 со стартовой массой 2200 тонн. Несмотря на очевидную рациональность, предложение о начале работ создания Н11 не было в дальнейшем поддержано ни решениями экспертных комиссий, ни военными, ни последующими постановлениями
Сколько Протон в двухступенчатом варианте выводил? 12т или 14т? :wink:
ЦитироватьИсточник такой http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article129.htm
Одновременно в ОКБ-276 Н.Д. Кузнецова поступил приказ об уничтожении всех двигателей НК-33, подготовленных к установке на Н-1. Однако Николай Дмитриевич с риском для собственной карьеры этот непродуманный приказ не выполнил и двигатели не уничтожил, а распорядился их припрятать до лучших времен на одном из заводских складов. Сейчас многие помнят, как в середине 90-х годов работники СНТК имени Н.Д. Кузнецова извлекли их из хранилищ, а затем даже продали партию НК-33 в США, где они были использованы на ракетах «Атлас-2АР». Оказалось, что даже через четверть века после выпуска кузнецовские «движки» по-прежнему не имели себе равных в мире по надежности, мощности и ряду других показателей.
Если что не так, то все вопросы автору статьи.
Увы, продать, то продали, но фирме Аэроджет для Кистлера. Он так и не полетел. А на Атласах были использованы РД-180.
Читайте НК :wink:
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1995/23/23-1995-3.html#30
ЦитироватьЕсли 22000, то имеем такой расклад
ЛОК – 9850
ЛК – 5560
Д – 1800
Космонавты - 150
Итого: 17360
Остаток – 4640 кг. Хватит на САС, обтекатель и пр.?
Д-18000 кг. :oops:
ЦитироватьД-18000 кг.
1800 кг это сухая масса.
ЦитироватьУвы, продать, то продали, но фирме Аэроджет для Кистлера. Он так и не полетел. А на Атласах были использованы РД-180.
ЦитироватьМогу вас, кстати, сразу разочаровать - на западе НК-33 со склада никто использовать не станет. Страховщики обдерут, как липку, поскольку фразы, звучащие медом для уха двигателиста, для них - кошмар в ночи.
Я писал "пригодились" ну и ладно будем считать что не пригодились. Но деньги то за них заплатили. Значит хотели использовать.
Американцы обычно зря деньгами не сорят.
Меня же больше интерисовал это вопрос с философкой точки зрения, как зиззаг истории.
ЦитироватьЦитироватьД-18000 кг.
1800 кг это сухая масса.
Скорее конечная. :wink:
Дело в том, что для КГЧ массой больше 30т тяги РД-58 в 8,5т маловато. :(
Хотя если выводить Блок Д почти пустым, для довыведения и небольшого корректирующего импульса могло и хватить. :wink:
Да я так и прикидывал. А сколько могла весить САС?
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьКоролёву сделать Н-11 не дали.
А нафига нужна ракета с ПН Протона, но заметно большей Мст?
Читаем у Чертока:
ЦитироватьРеализацию проекта в интересах военных предлагалось осуществить в два этапа. На первом этапе на базе второй и третьей ступеней создать самостоятельную ракету Н11 со стартовой массой 750 тонн, способную вывести на околоземную орбиту спутник массой до 25 тонн. На втором этапе создавать саму сверхтяжелую трехступенчатую ракету H1 со стартовой массой 2200 тонн. Несмотря на очевидную рациональность, предложение о начале работ создания Н11 не было в дальнейшем поддержано ни решениями экспертных комиссий, ни военными, ни последующими постановлениями
Сколько Протон в двухступенчатом варианте выводил? 12т или 14т? :wink:
Кстати с Блоком Г в качестве третьей ступени я думаю было бы 30т на НЗО. :wink:
Надо учесть, что ЛОК содержал еще и 3152 кг топлива, для схода с лунной орбиты. Для тестовых испытаний на орбите Земли столько можно было не брать. Однако его можно было использовать для коррекций и маневров. А еще было топливо в ЛК.
Так что можно было программу полетов аналогичные Аполло-7 и 10 отрабатывать на орбите Земли. Конечно в том варианте как и предполагалось в проекте Л3 и здесь могло понадобиться топливо в блоке Д. Чтобы имитировать кульбиты на лунной орбите. Так же была возможность в конце одного из полетов отправить ЛОК на высокоэллиптическую орбиту и доразгоном на нисходящей ветви, как в Аполло-4 для отработки входа в атмосферу.
Только вот все это хозяйство было готово где-то после 71 г.
ЦитироватьЧитаем у Чертока:
ЦитироватьРеализацию проекта в интересах военных предлагалось осуществить в два этапа. На первом этапе на базе второй и третьей ступеней создать самостоятельную ракету Н11 со стартовой массой 750 тонн, способную вывести на околоземную орбиту спутник массой до 25 тонн.
Сколько Протон в двухступенчатом варианте выводил? 12т или 14т?
Во-первых, Н-11 была трехступенчатой, третья ступень - блок Г.
Во-вторых, блок Б Н-1 и блок Б Н-11 имеют общего лишь габариты баков. ХО у них были совершенно разные (из-за больших габаритов высотных движков для Н-1)
В-третьих, в книге "Энергия: 1946-1996" приводятся несколько другие цифры: Мст - 700 т., Мпн - 21 т.
ЦитироватьВо-первых, Н-11 была трехступенчатой, третья ступень - блок Г.
Во-вторых, блок Б Н-1 и блок Б Н-11 имеют общего лишь габариты баков. ХО у них были совершенно разные (из-за больших габаритов высотных движков для Н-1)
В-третьих, в книге "Энергия: 1946-1996" приводятся несколько другие цифры: Мст - 700 т., Мпн - 21 т.
Похоже, эти цифры относятся к Н-11 образца 1962 г., на базе 70-тонной Н-1. Модель 1964 г. при Мст=750 т выводила 25 т на низкую орбиту, что заметно лучше, чем у Протона.
`А я считал спредшитом Ратмана. Две ступени и 25т как с куста! :wink:
Блок Г это фактически КРБ и на НЗО даёт очень маленькую прибавку в ПН.
ЦитироватьЦитироватьЧитаем у Чертока:
ЦитироватьРеализацию проекта в интересах военных предлагалось осуществить в два этапа. На первом этапе на базе второй и третьей ступеней создать самостоятельную ракету Н11 со стартовой массой 750 тонн, способную вывести на околоземную орбиту спутник массой до 25 тонн.
Сколько Протон в двухступенчатом варианте выводил? 12т или 14т?
Во-первых, Н-11 была трехступенчатой, третья ступень - блок Г.
Во-вторых, блок Б Н-1 и блок Б Н-11 имеют общего лишь габариты баков. ХО у них были совершенно разные (из-за больших габаритов высотных движков для Н-1)
Конечно и движки были бы легче и ХО тоже (и легче и короче). :lol:
Так , что в ПН только выигрыш.
А ведь ещё и форсировать можно было, и НК_33-1 поставить. :wink:
И вторую ступень на водород перевести в 70-х.
ЦитироватьКонечно и движки были бы легче и ХО тоже (и легче и короче)
Не был бы. Наоборот, у блока Б Н-11 была бы еще более сложная силовая схема. Поскольку если их ставить на то же кольцо, что и у блока Б от Н-1, то струи движков будут слишком сильно воздействовать на хвостовую часть нижнего бака.
Там же донный экран стоял?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5021.jpg)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/5022.jpg)
Одно дело, если донный экран выше среза сопел, а другое - если ниже. Не забывайте про значительную разницу в габаритах между НК-15 и НК-15В
Так как раз на вторых ступенях 3Л и 5Л стояли невысотные двигатели!!!
ЦитироватьОдно дело, если донный экран выше среза сопел, а другое - если ниже. Не забывайте про значительную разницу в габаритах между НК-15 и НК-15В
Донный экран не может стоять ниже среза сопел, иначе это будет не экран а печная заслонка. :(
Лютич, гляньте на чертёж второй ступени справа!
Сопла короче, и экран стоит ближе к днищу кислородного бака. Соответственно и весь ХО короче и легче. :wink:
(http://www.starbase1.co.uk/n1/images/N-1%20Main%20Rocket/slides/n1_07.jpg)
(http://www.starbase1.co.uk/n1/images/N-1%20Main%20Rocket/slides/63ff0642e827.jpg)
http://www.starbase1.co.uk/n1/images/Diagrams%20&%20Plans/slides/block-b-interior.jpg
http://www.starbase1.co.uk/n1/images/Diagrams%20&%20Plans/slides/N1-D1.jpg
http://www.starbase1.co.uk/n1/images/Diagrams%20&%20Plans/slides/N1-D3.jpg
(http://re.foto.radikal.ru/0709/c5/ed60e583619f.jpg)
ЦитироватьЦитироватьЕдинственное, что знаю - это для 3Л и 5Л масса горючего в баках:
блока Г - 15400 кг
блока Д - 4550 кг
окислитель был при температуре минус 194 градуса
Масса блока Г = 60200 кг, из них горючего 15400 кг. При соотношении компонентов 2,5 кислорода – 38500 кг, итого топлива – 53900 кг. Сухая масса – 6000 кг. Итого – 59900 кг, со сжатыми газами 60200 кг.
Кстати Км у НК-31 2,6.
15,4т керосина X 2,6 = 40,04 т ЖК.
15,4т + 40,04т + 6 т = 61,44 т
Владимир Молодцов "Пилотируемые корабли":
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/molodtsov/01/05-2.html
ЦитироватьБлок Г был оснащен одним двигателем НК-9В или НК-19 (как на третьей ступени) с тягой в 41 тонну и удельным импульсом 347 секунд. Масса заправленного блока Г составляла 61,8 тонны, пустого — 6 тонн, его диаметр — 4,1 метра. Весь лунный ракетный комплекс на участке выведения был закрыт головным обтекателем с максимальным диаметром 5,9 метра.
360 кг -это видимо газы и топливо в ДУ СОЗ.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьМасса блока Г = 60200 кг, из них горючего 15400 кг. При соотношении компонентов 2,5 кислорода – 38500 кг, итого топлива – 53900 кг. Сухая масса – 6000 кг. Итого – 59900 кг, со сжатыми газами 60200 кг.
Кстати Км у НК-31 2,6.
Владимир Молодцов "Пилотируемые корабли":
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/molodtsov/01/05-2.htmlЦитироватьБлок Г был оснащен одним двигателем НК-9В или НК-19 (как на третьей ступени) с тягой в 41 тонну и удельным импульсом 347 секунд. Масса заправленного блока Г составляла 61,8 тонны, пустого — 6 тонн, его диаметр — 4,1 метра. Весь лунный ракетный комплекс на участке выведения был закрыт головным обтекателем с максимальным диаметром 5,9 метра.
На блоке Д массой 18,2 тонны (сухая масса 3,5 тонны) был установлен двигатель 11Д58 тягой 8,5 тонн и удельном импульсе 349 секунд, разработанный в ОКБ-1 еще для глобальной ракеты ГР-1. Первоначально предполагалось оснастить блоки Г и Д кислородно-водородными двигателями, разрабатываемыми в ОКБ-2 (А.М. Исаев) и ОКБ-165 (А.М. Люлька). Но эти работы находились в начальной стадии, и пришлось применить то же топливо, что и на первых трех ступенях Н-1.
С учетом 14 баллонов наддува диаметром 500 мм (и без учета арматуры - там "копейки") - м(О)=39,2756480410805196т
Масса блока Г = 61793 кг, из них горючего 15400 кг. При соотношении компонентов 2,6 кислорода – 40040 кг, итого топлива – 55440 кг. Сухая масса – 6000 кг. Итого – 61440 кг, со сжатыми газами и СОЗ 61793 кг.
Примечание. Сжатые газы:
Гелий = 278 кг
Азот = 15 кг
ДУ СОЗ блока Г: НДМГ = 25 кг, АК-27И = 35 кг
С 5000-ым постом Вас, Владимир Николаевич! :wink:
ЦитироватьС 5000-ым постом Вас, Владимир Николаевич! :wink:
Спасибо, как-то неожиданно. :oops:
Масса блока Г = 61873 кг, из них горючего 15400 кг. При соотношении компонентов 2,6 кислорода – 40040 кг, итого топлива – 55440 кг. Сухая масса – 6000 кг. Итого – 61440 кг, со сжатыми газами и СОЗ 61873 кг.
Примечание.
1. Сжатые газы:
Гелий = 278 кг
Азот = 15 кг
3. Одна ДУ СОЗ блока Г: НДМГ = 25 кг, АК-27И = 35 кг, азота 10 кг, с учетом двух ДУ СОЗ масса общая = 140 кг.
ЦитироватьЦитироватьС 5000-ым постом Вас, Владимир Николаевич! :wink:
Спасибо, как-то неожиданно. :oops:
А это всегда как-то так... :roll: неожиданно наступает :mrgreen: :wink: