Кто в курсе, где найти надежную инфомацию по Х-15 и его вариантам, в частности, по массам? У Вэйда какая-то противоречивая инфа.
И еще, к вопросу о субкосмонавтах. Что, на Х-15 только один Джозеф Уолкер залез выше 100 км? При чем два раза подряд. Может, я чего не понял?
ЦитироватьКто в курсе, где найти надежную инфомацию по Х-15 и его вариантам, в частности, по массам? У Вэйда какая-то противоречивая инфа.
И еще, к вопросу о субкосмонавтах. Что, на Х-15 только один Джозеф Уолкер залез выше 100 км? При чем два раза подряд. Может, я чего не понял?
http://en.wikipedia.org/wiki/X-15#History
http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/x15lect/toc.html
http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/SP-60/toc.html
Спасибо! Цифры, конечно, расходятся и с Вэйдом, и с нашими авторами, но это не так страшно. Не могу найти, в какой момент Х-15 стал именоваться Х-15А, и в чем заключалась причина.
ЦитироватьЦифры, конечно, расходятся и с Вэйдом, и с нашими авторами, но это не так страшно. Не могу найти, в какой момент Х-15 стал именоваться Х-15А, и в чем заключалась причина.
X-15A - это наверное второй (или третий) экземпляр с дополнительными баками и спецпокритием.
Обратите внимание на двигатель X-15, он почти не хуже того же РД-107 по характеристикам тяга/масса и по УИ (но примерно в 3 раза меньше).
Но это Реальный Многоразовый двигатель, причём он создан в то же время, что и РД-107.
ЦитироватьX-15A - это наверное второй (или третий) экземпляр с дополнительными баками и спецпокритием.
В том-то и дело, что нет. Второй с дополнительными баками - это Х-15А-2. А первый и третий - просто Х-15А. Правда, один источник их именует Х-15А-1 и Х-15А-3, но это все равно не дает ответа на мой вопрос.
ЦитироватьЦитироватьX-15A - это наверное второй (или третий) экземпляр с дополнительными баками и спецпокритием.
В том-то и дело, что нет. Второй с дополнительными баками - это Х-15А-2. А первый и третий - просто Х-15А. Правда, один источник их именует Х-15А-1 и Х-15А-3, но это все равно не дает ответа на мой вопрос.
Мда. Другое предположение: собствнно ракетоплан видимо називали Х-15А, а Х-15 есть название всего проекта. Были и другие (нереализованные) варианты, например орбитальный вариант под названием Х-15B.
Или Х-15 - это название всей системы (с несущим самолетом).
Eще немножко информации (работы между полетами):
http://history.nasa.gov/SP-4221/ch6.htm
Кажется там все было вот так: X-15-1 - 142 полета (в основном сбросы с Б-52), X-15-2 - после аварийной посадки был переделан (удлиненный фюзеляж и сбрасываемые топливные баки) и получил обозначение X-15A-2. Еще был X-15-3. Итого три машины
Про планы и про X-15B надо поискать будет
http://sergib.agava.ru/usa/northam/x/15/x15.htm
ЦитироватьКажется там все было вот так: X-15-1 - 142 полета (в основном сбросы с Б-52), X-15-2 - после аварийной посадки был переделан (удлиненный фюзеляж и сбрасываемые топливные баки) и получил обозначение X-15A-2. Еще был X-15-3. Итого три машины
Про планы и про X-15B надо поискать будет
Это все правильно, только вот в общих материалах идет Х-15, а как только переход к характеристикам и фактам - так сразу Х-15А. Вплоть до того, что экземпляры именуются Х-15А-1, Х-15А-2 и Х-15А-3, что, вообще говоря, требует документального подтверждения - в материалах НАСА этого нет.
Наиболее вероятной представляется версия, к которой подошел и Skeleton выше: Х-15А назван так в отличие от варианта Х-15В, который был, в частности, представлен фирмой Норт Америкэн на конкурс по проекту 7969. Поскольку это происходило (конкурс) в 1958 году, а летать Х-15А начал в 1959-м, то орбитальный вариант на бумаге уже существовал. Следовательно, разделение на варианты А и В могло уже быть к началу полетов, что мы и наблюдаем во всяких материалах, доступных в настоящее время.
Спасибо всем откликнувшимся на мою просьбу о помощи!
ЦитироватьИ еще, к вопросу о субкосмонавтах. Что, на Х-15 только один Джозеф Уолкер залез выше 100 км? При чем два раза подряд. Может, я чего не понял?
Угу, абсолютно точно. 19.07.63 - высота 106 010 км и 22.08.63 - высота 107 960 км.
Еще семь человек "залетели" за высоту 50 миль, что в США считалось тогда границей космоса. Это Роберт Уайт (1 раз), Роберт Рашуорт (1 раз), Джо Энгл (3 раза), Уильям Найт (1 раз), Уильям Дана (2 раза), Майкл Адамс (1 раз) и Джон МакКей (1 раз). Все они и Джозеф Уолкер, тоже, получили звание «Астронавт ВВС США».
Из Т.Вульфа:
19 июля Джо Уокер поднял Х-15 на 347 800 футов, то есть на шестьдесят шесть миль, побив прежний рекорд в 314 750 футов, установленный Бобом Уайтом годом раньше. А 22 августа Уокер достиг высоты 354 200 футов, или шестьдесят семь миль, то есть преодолел границу космоса на семнадцать миль. Кроме Уайта и Уокера только один человек поднимался на Х-15 выше пятидесяти миль. Это был дублер Уайта Боб Рашуорт, который в июне достиг высоты 285 тысяч футов - сорока четырех миль. В военно-воздушных силах установили практику награждать петлицами с надписью «Астронавт военно-воздушных сил» всех военных пилотов, кто поднимался выше пятидесяти миль. Да, они использовали само это понятие: астронавт. И теперь у Уайта и Рашуорта, первого пилота и пилота-дублера Х-15, были такие петлицы. Джо Уокер, как штатский сотрудник НАСА, для этого не подходил. Поэтому старые приятели Уокера из Эдвардса пригласили его на обед в ресторан, где они немного выпили и прикололи ему на грудь картонные петлицы. На них было написано: «Асстронавт»
1От англ, ass - осел, задница. - Прим. пер.
ЦитироватьИз Т.Вульфа:
Я бы не доверял так уж безоговорочно Вульфу. КНига хорошая, но слишком ммм... заданная. Так что все же лучше руководствоваться официальными источниками. А в журнале Spaceflight были даже фотографии награжденных.
Так думаете, Вульф наврал?
Разрешите грубую аналогию. Лет 20 назад я стал чемпионом Вооруженных Сил СССР по водному туризму (вроде бы даже дважды). И медали были и грамоты, подписанные генералами. И это событие не удостоилось даже распития литра пива. Одновременно мы занимали 5 и 7 места в чемпионате СССР. Это было уже кое что! и тем не менее мы хорошо знали, кто есть кто, кто действительно мастер - и по хорошему завидовали им.
Так и пилоты Х-15. Все эти звания, крылышки - чепуха. У настоящих летчиков-испытателей заурядные космонавты совершенно не котируются. Совершенно другие, не причастные к событию люди решают: астронавт-не астронавт, ссорятся по этому поводу меж собой, вводят в оборот звания и титулы, а у пилотов совершенно иные критерии. Скажем, полёт со скоростью 7 000 км/час в атмосфере - чем он проще поднятия на 50 миль? Нет для этого титулов.
ЦитироватьОбратите внимание на двигатель X-15, он почти не хуже того же РД-107 по характеристикам тяга/масса и по УИ (но примерно в 3 раза меньше).
Но это Реальный Многоразовый двигатель, причём он создан в то же время, что и РД-107.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/21934.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/21935.jpg)
Neverbuild X-15A3 :cry:
Цитировать24.08.2005 / 10:43 Вручены "крылья" астронавтов НАСА
В Центре летных испытаний имени Драйдена на Базе ВВС США "Эдвардс", шт. Калифорния, прошла церемония, в ходе которой три пилота ракетного самолета Х-15, совершившие в 1960-х годах полеты на высоту более 80 км, были удостоены "крыльев" астронавтов НАСА. Почетный знак получил летчик-испытатель Уильям Дэйн (William Dana) и члены семей Джона МакКея (John McKay) и Джозефа Уолкера (Joseph Walker).
Как известно, в рамках программы Х-15 восемь пилотов поднимались на высоту более 80 км. Пятеро из них, являвшиеся военными летчиками, тогда же были удостоены "крыльев" астронавтов ВВС. А вот гражданские пилоты не получили ничего. Сегодня НАСА решило восстановить "историческую справедливость".
Надо отметить, что большинство специалистов не считают высотные полеты на Х-15 космическими. Поэтому и воученные летчикам "крылья" остаются лишь ведомственными наградами.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/z24.08.05.shtml
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum9/topic12700/ (http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum9/topic12700/)