Предположим один ракетный двигатель был расчитан под строго
определенное топливо (напрмер спирт этиловый 100 + кислород)
И вдруг решили на уже сделаном моторе изменить горючее, например спирт взяли не 100 а 85 проц?
Давление в камерах и насосах осталось тоже самое!
Нужно ли заново перерасчитывать двигаель (Камеру и сопло)?
Или можно оставить практически без ущерба для импульса тоже что и было? Если будут потери то насколько сильные?
Можно ли сделать более менее универсальный ЖРД под определенный ряд компонентов? Как это сделать, были ли примеры в истории?
Хм.
В принципе, изменится химсостав и теплофизические параметры ПС (слабо, для заданного изменения, но все же). Чтобы получить то же давление на срезе при прежнем давлении в КС, вероятно, придется незначительно изменить геометрическую степень расширения.
В принципе может поплыть коэффициент тяги, тогда для сохранения тяги придется подкорректировать площадь критики.
Но вообще это надо на конкретном примере смотреть.
И надо определиться с фиксированными параметрами. Скажем, что больше интересует - тяга или УИ.
А может изменения будут и вовсе незаметными...
ЦитироватьПредположим один ракетный двигатель был расчитан под строго
определенное топливо (напрмер спирт этиловый 100 + кислород)
И вдруг решили на уже сделаном моторе изменить горючее, например спирт взяли не 100 а 85 проц?
Давление в камерах и насосах осталось тоже самое!
Нужно ли заново перерасчитывать двигаель (Камеру и сопло)?
Или можно оставить практически без ущерба для импульса тоже что и было? Если будут потери то насколько сильные?
Можно ли сделать более менее универсальный ЖРД под определенный ряд компонентов? Как это сделать, были ли примеры в истории?
Была такая попытка у КБХА переделать двигатели с вонючки, на кислород-керосин. Такие работы делали с РД-0256, РД-0244, РД-0233. Но по слухам возникли проблемы с охлаждением КС и сопла. Планировали РД-0233 конвертировать в РД-0155. Но в последнее время тишина по этой теме. Были и попытки использовать сопло от двигателя на вонючке в комплекте с КС, ТНА, ГГ и арматурой керосинового двигателя.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/178/30.shtml
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/184-185/28.shtml
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/199/25.shtml
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/228/33.shtml
А здесь обсуждали проблемы перевода с гептила на керосин:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7258&postdays=0&postorder=asc&start=39
да да спасибо за ответы пишите еще
уточняю
изначально при разработке тех задания двигателя
хотелось бы заложить возможность изменнения топлив
то есть у уже построенного аггрегата нельзя менять сечение критики,
или укорачивать/удлинять, обрезать сопло или еще что то,
но можно в процессе разработки учесть конвертацию
задача при работе на заданых компонетах не сильно
терять в УИ например не ниже чем 90 проц УИ теоретического
для всех используемых топлив. Ну тяга будет соответствующая.
Преполагаем также что проблем с охлаждением не будет
то есть вопрос лежит в области ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО проектирования камеры, критики, сопла и их параметров.
Так же преполагаем отсутствие проблем с насосом и постоянное давление в камере сгорания (например вытеснительная подача)
Гипотетические измениения:
изменения горючего
1 разбавление спирта
2 спирт ---> керосин
замена окислителя
3 перкись ->>> тетроксид или азотка
Отдельный вопрос по монотопливу
4 разбавление перекиси (монотопливо)
от 60 например до 100 проц.
Явно видно что все топплва высококипящие
с приблизительно равными характеристиками
Понятно что запроектировать измения фтор+водород
на керосин+перекись врядли удастся - уж сильно разные типы веществ,(криогенные на не криогеенные), разные УИтеор, разная теплопроизводительность итп.
Но спирт прибл = керосину, АК прибл = Перекиси прибл = АТ.
C разбавленной перекисью наверно сложнее (монотопливо).
Здесь http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/263/02.shtml описан РД-161 и его вариант на перекиси РД-161П.