Сегодня в 16:08 в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Игорь Лисов будет рассказывать о системе ГЛОНАСС. Вы ещё успеете задать ему свои вопросы на этой страничке. (http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/57482/q.html).[/size]
Ну там и вопросы. (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/561.gif)
ЦитироватьНу там и вопросы. (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/561.gif)
Кстати, а как уважаемый Лисов может отвечать по ГЛОНАССу, если он не разработчик этой системы? :oops:
ЦитироватьНу там и вопросы. (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/561.gif)
Всё в ваших руках.
В общем, мои вопросы туда почему-то не добавляются. :(
Мда, вопросики :) А действительно, сколько стоит одна корова? :D
ЦитироватьВ общем, мои вопросы туда почему-то не добавляются. :(
Висит уже твой вопрос аж в двух экземплярах. Неужели ты не знаешь, что за новые спутники будут запускать? :wink:
ЦитироватьЦитироватьВ общем, мои вопросы туда почему-то не добавляются. :(
Висит уже твой вопрос аж в двух экземплярах. Неужели ты не знаешь, что за новые спутники будут запускать? :wink:
Ну, либо Глонасс-К, либо ЭМКИ с САС 10 лет. :) Но точно не знаю. :oops:
ЦитироватьМда, вопросики :) А действительно, сколько стоит одна корова? :D
На Украине одна не очень породистая корова стоит $ 800-1000.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВ общем, мои вопросы туда почему-то не добавляются. :(
Висит уже твой вопрос аж в двух экземплярах. Неужели ты не знаешь, что за новые спутники будут запускать? :wink:
Ну, либо Глонасс-К, либо ЭМКИ с САС 10 лет. :) Но точно не знаю. :oops:
Если серьёзно, то еще очень долго буду запускать нынешние 7-ми летние эмки. Затем может быть Глонасс-К, но не ранее, чем лет через 5 минимум.
Ссылочка на аудиозапись передачи. (http://echo.msk.ru:34567/att/bcst-57482-snd1.mp3)
Нда, а вообще у подобных интервью бывают варианты развития темы, отличные от тех, что были заранее заданы теми, кто задает вопросы и проводит голосования? :(
ЦитироватьСсылочка на аудиозапись передачи. (http://echo.msk.ru:34567/att/bcst-57482-snd1.mp3)
Спасибо, послушаем!
Отличная тема, отличная передача :) Лисов молодец, и побольше бы таких бесед :) .
Мне особенно понравилась выдержка Игоря, когда дали голосование, "что лучше - GPS или ГЛОНАСС". Эхо Москвы технически не может голосовать по трём вариантам, насколько я знаю, но и вопрос был неудачно сформулирован. Варфоломеев сказал, что они голосуют "по сегодняшнему состоянию", но на сегодня фактически нет ГЛОНАССа... Поэтому, думаю, голосование не очень удачно.
По поводу того, будут ли потребители покупать "двойные" приёмники вместо "чистых" GPS - это мне напомнило о том, сколько неиспользующейся аппаратуры сегодня люди покупают в составе своих домашних компьютеров. Вот много ли из них, например, пользуются RAID... или Gigabit Ethernet... А ведь покупают же :) .
Что касается географических карт, и Google Maps в частности - вроде бы сообщалось, что не всё, что есть вообще, есть и на этих картах. По сходному поводу я слышал историю, что когда пресловутую Area 51 стали излишне беспокоить фотографы с хорошей оптикой, снимающие происходящее там из-за соседних гор, то площадь - охраняемую - этой области расширили, включив эти горы в "запретную зону".
Спасибо, Игорю. Всё ясно и доходчиво. :wink:
ЦитироватьЕсли серьёзно, то еще очень долго буду запускать нынешние 7-ми летние эмки. Затем может быть Глонасс-К, но не ранее, чем лет через 5 минимум.
ЦитироватьСтенографический отчёт о совещании с членами Правительства.[/url]"]С.Иванов: В результате корректировки федеральной целевой программы ГЛОНАСС мы должны к 2010 году иметь на орбите 24 космических аппарата. Причём уже в 2008–2009 годах космические аппараты будут нового поколения, со сроком жизни на орбите от семи до десяти лет. Это удешевляет всю программу. Таким образом, это поручение будет выполнено.
Вся стенограмма... (http://www.president.kremlin.ru/appears/2007/12/24/1753_type63378type63381_155370.shtml)
А там, что, несерьезные люди собрались? :) ;)
Лисов крут!
Ведущий, судя по всему, остался при мнении что GPS - система с обратной связью :)
А вообще приятно, желаю слышать всю редакцию почаще и не только на Эхе :D
Особо понравилось то, как железно Лисов рулил беседой. Хоть учебное пособие делай: "Как вести разговор с представителями СМИ"... :)
Спасибо. На самом деле занятный опыт...
А я вот не понял каким макаром ГЛОНАСС и GPS, по мнению ведущего, влияют на разрешение снимков земной поверхности :)
А вообще, у беседы было два недостатка: слишком малая продолжительность и полное непонимание вопроса ведущими, которые не дали Лисову нормально всё людям объяснить своими... мелодраматическими вопросами про запреты и КГБ :)
Я восхищён терпением Лисова. Предвзятость ведущих и анти-Глонассовость меня покоробили. "у нас нет третьей кнопки", блин... "Куда сливаются данные"... А то, что слив данных, это система, совершенно отдельная от ГЛОНАССа или ГПС, ничего не сказали. Я б не выдержал, вспылил...
хорошо, но очень мало и ПМСМ ведущие там были лишними :?
Не могу прослушать ((( А стенографии на сайте не выложили?
Да нет там, Алина, ничего особенно ценного :-)
ЦитироватьНе могу прослушать ((( А стенографии на сайте не выложили?
Напиши мне в приват почтовый адрес, я отправлю mp3.
Спасибо, Tiger
Вот нашла стенографию
Среда, 26 Декабрь 2007
Что такое ГЛОНАСС? Системы навигации - что ждать потребителю
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ: Шестнадцать часов и пять минут. Мы продолжаем Дневной «Разворот».
МАРИНА КОРОЛЁВА: В студии Владимир Варфоломеев....
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: ... и Марина Королёва – в общем, все те же, но в этом часе у нас есть гость, с которым мы познакомимся буквально через минуту. Нас ждёт обсуждение двух тем. Одна – политико-экономическая – через полчаса будем говорить о том, допускать ли иностранцев к освоению российских недр. В правительстве говорят одно, в компании «Газпром» говорят другое. Попробуем в этом разобраться.
М. КОРОЛЁВА: И надо сказать, что иностранцы, те самые, тоже забеспокоились по этому поводу. Агентство «Франс-пресс» [франц. Agence France-Presse] цитирует «Газпром» с некоторой даже тревогой.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, а в самом начале нашего «Разворота», его второй части, обсудим системы глобальной навигации. Сегодня утром были запущены три спутника, которые должны дополнить нашу орбитальную систему, которая должна обеспечивать позиционирование на территории и России, и, в целом, земного шара – так называемой «ГЛОНАСС» [ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система]. В Москве говорят, что это – «серьёзная альтернатива», наш весомый аргумент в борьбе с западной системой «джи-пи-эс» [англ. NAVSTAR, GPS - NAVigation Satellites providing Time And Range – навигационные спутники, обеспечивающие измерение времени и расстояния, GPS – Global Positioning System – глобальная система позиционирования], принадлежащая министерству обороны США], которой, впрочем, пользуются очень многие и в нашей стране.
Вот, каковы перспективы всего этого, заставят ли нас отказываться в пользу отечественного производителя, поговорим с нашим гостем, обозревателем журнала «Новости космонавтики» [http], через минуту.
Реклама
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Итак, наш сегодняшний гость – обозреватель журнала «Новости космонавтики», Игорь Лисов. Игорь, здравствуйте!
ИГОРЬ ЛИСОВ: Добрый вечер!
М. КОРОЛЁВА: Здравствуйте!
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Скажите, вы сами пользуетесь сейчас вот системой «джи-пи-эс»?
И. ЛИСОВ: Скажем так, очень редко, в порядке эксперимента.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Она у Вас есть или такая, корпоративная штучка, профессиональная?
И. ЛИСОВ: Нет, у меня есть маленький «джи-пи-эс»-приёмничек, купленный несколько лет назад, когда, собственно, это было ещё нелегально. Вот... Но, поскольку я убедился, что за грибами с ним ходить не очень хорошо – в высоком лесу спутники быстро пропадают из виду – то, в общем, интерес к нему пропал.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А в целом, для чего нужны эти «системы глобального позиционирования», «глобальной навигации»?
И. ЛИСОВ: Ну, у них есть две очень чётко очерченные области применения. Одна – военная. Это, условно говоря, доставка боеприпасов в заданную точку в заданное время – какого, чем, там, самолётом или беспилотным аппаратом – это уже дело техники.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть, эти системы показывают, где цель.
И. ЛИСОВ: Эти системы показывают нашей бомбе, куда ей упасть. То есть, если есть заданные координаты цели....
М. КОРОЛЁВА: Ну, не только наши, наверно, да?
И. ЛИСОВ: ...Разумеется... Если есть заданные координаты цели, и ели она может измерять свои собственные координаты, она может скорректировать свой полёт и попасть точно «в яблочко».
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Это первое назначение.
И. ЛИСОВ: Это было первое, исходное, военное назначение.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть, ради этого всё и создавалось?
И. ЛИСОВ: Ради этого всё и создавалось.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: И американцами тоже?
И. ЛИСОВ: Разумеется.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я думал - для нас, для туристов, для автомобилистов...
И. ЛИСОВ: Да нет – изначально было военное назначение.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А потом уже – конверсия, пресловутая.
И. ЛИСОВ: А потом произошла конверсия – в Америке раньше, у нас – позже, с большим опозданием.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот в гражданских целях это где используется, ну, кроме того, о чём я сказал – в машинах, чтобы не заблудиться?
И. ЛИСОВ: Есть ещё одна область, которая тоже довольно давно работает и у нас в том числе – это то, что связано с землеустройством, с геодезией - то есть, там, где надо составлять точные карты. Там это тоже уже работает, и для этой области «ГЛОНАСС»-приёмники, совмещённые с «джи-пи-эсом», есть уже давно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Теперь давайте попробуем определиться. Многим известна система «Джи-пи-эс». Она американская?
И. ЛИСОВ: Да. «Джи-пи-эс» это чисто американский проект.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Чисто американская. Плюс, мы слышим всё чаще от наших официальных лиц про «ГЛОНАСС» – это пока только обещание, потому что Орбитальная группировка только наращивается и до своего полного варианта не доведена. Существуют ещё какие-то в мире [системы глобальной навигации]?
И. ЛИСОВ: Значит, европейцы собираются делать свою систему. Но Европа это очень сложный организм – у них внутреннее согласование между странами, между бюджетами – занимает огромное время.
М. КОРОЛЁВА: А сейчас они пользуются «джи-пи-эс»?
И. ЛИСОВ: Конечно. Весь мир пользуется «джи-пи-эс».
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот это важные слова. Я, собственно, ради них Вам и задал последний вопрос. То есть, нужно сказать, что сейчас, большинство стран мира и люди, в них живущие, пользуются именно американской системой?
И. ЛИСОВ: Да.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: В этой связи, если мы все этим пользуемся, зачем нужна нам российская «ГЛОНАСС»? Вот если весь мир, там, ездит, я не знаю, на «крайслерах», на «фордах», зачем нам «жигули», потому что мы знаем, условно – что эти «жигули», да? – представляют? Если существует система «Джи-пи-эс», которую люди используют, насколько.... – я просто никогда про это не слышал – что были жалобы, что кто-то из-за этого заблудился или его завели «не туда» - жалоб нет. Зачем нам нужен [нужно] «изобретать свой велосипед»?
И. ЛИСОВ: Ну, в общем-то, дело понятное. Представьте себе, что Вы слепой и с поводырём. Вы обязаны доверять своему поводырю на сто процентов, иначе он Вас действительно может завести [куда-нибудь «не туда»].
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я доверяю.
И. ЛИСОВ: Да вот, не очень-то мы доверяем американцам, и, в общем, наверно, правильно – до конца доверять нельзя никому, кроме самих себя [как самим себе].
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я, как говорил Мюллер [из серила «Семнадцать мгновений весны»], «нельзя верить и самому себе – мне можно».
М. КОРОЛЁВА: Подождите, а в чём там причина то? Это как-то связано с оборонкой? Это связано с военной сферой? В чём тут недоверие то?
И. ЛИСОВ: Ну, в первую очередь, разумеется.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть, мы не можем... или, теоретически, наводить наши ракеты на американские цели при помощи американской системы «Джи-пи-эс»?
И. ЛИСОВ: Да, разумеется.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, звучит смешно.
И. ЛИСОВ: Они теоретически способны наводиться на наши по «ГЛОНАССу».
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: [смеётся].
И. ЛИСОВ: Такой мир. Всё связано.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Говорят, в годы Великой отечественной [войны] было негласное соглашение между нами и немцами – навигационные станции не разносить. Ими пользовались обе стороны.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Прекрасно. Всё повторяется в этом мире. Во многом. Правильно я понимаю – тогда – что основное целеполагание при создании «ГЛОНАСС» - это военная необходимость?
И. ЛИСОВ: Сейчас – уже нет. То есть, для военных оно работает и работает уже давно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Двадцать лет, говорят?
И. ЛИСОВ: Ну, первые [спутники] «ГЛОНАСС» улетели в 1982-м, первые американские «джи-пи-эсы» - в 1978-м. В 1995-м у нас была полная группировка, и те войска, у которых были соответствующие приёмники, могли ими пользоваться стопроцентно. Было такое. А потом был провал.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Сколько сейчас американских спутников, обеспечивающих «джи-пи-эс», на орбите?
И. ЛИСОВ: Ну, им нужно 24, а реально в работе – 29 или 30. С запасом.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А у нас?
И. ЛИСОВ: Ну, у нас – нужно те же 24, а реально в работе на сегодняшнее утро – 13.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А в чём отличие тогда? Что показывает или к чему приводит эта, ну, пока – недостача спутников?
И. ЛИСОВ: К очень простой вещи. В чём принцип этой навигации? Мы точно измеряем время прохождения сигнала от спутника до нашего приёмника. Мы должны сделать такие измерения для четырёх спутников. Тогда у нас получается система из четырёх уравнений с четырьмя неизвестными – мы вычисляем три координаты нашего приёмника и время – насколько внутреннее время приёмника отличается от времени системы. Если мы не видим четырёх спутников, мы что-то теряем.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Так... Вот это всё сложно для меня – вот эти все формулы и уравнения, признаюсь....
И. ЛИСОВ: Ну, в очень грубой формулировке – если вы видите четыре спутника, более или менее высоко над горизонтом, вы точно определяетесь. Если вы видите всего три, то большинство приёмников покажут вам большую «фигу».
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я как древний мореплаватель – если из-за тумана вижу только Полярную звезду, то могу заблудиться.
И. ЛИСОВ: Но ели Вы видите Полярную [звезду], то Вы не заблудитесь, но если Вы видите Бог знает что....
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, хорошо – только какую-нибудь одну звезду, то могу заблудиться....
И. ЛИСОВ: Именно так.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Если вижу созвездия, мне уже легче.
И. ЛИСОВ: Именно так.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Всё понятно.
И. ЛИСОВ: А дальше вступает в силу Теория вероятностей. Двадцать четыре аппарата это....
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: [смеётся] «Долетит – не долетит»...
И. ЛИСОВ: ... это такая группировка, которая позволяет, в общем, почти стопроцентно, ну, может 99,9 процентов времени на всей территории Земли видеть четыре спутника. Может быть, пять, шесть, семь, восемь – ну, до двенадцати. Половина может одновременно быть над горизонтом.
Если у вас их половина, то дальше - там уже - «как ляжет» - где дырки в группировке. Если над вами столпятся «рабочие» спутники – ну, вам повезло – вы можете определиться. Если в это время над горизонтом рабочих спутников очень мало – они все в том полушарии – ну, значит, у вас «провал».
И это очень трудно регулируется, почему спутники живут определённый срок, переживают его иногда, иногда даже в два раза переживают, но рано или поздно умирают. А когда он умер, его надо заменить чем-то. Если его не заменили, то у вас проблемы.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Но мы сейчас можем говорить о том, что – значит, тринадцать наших спутников...
И. ЛИСОВ: Тринадцать, которые пригодны для навигации на сегодняшнее утро.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А те, которые три ещё полетели, это плюс к ним?
И. ЛИСОВ: Через пару месяцев. Через один-два месяца они присоединятся к ним.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот этих – хорошо, 13-ти, будем считать шестнадцати спутников, хватает для того, чтобы покрыть всю площадь планеты нашей?
И. ЛИСОВ: Не очень. Но будет близко к тому. На сегодняшний день по всей территории России где-то порядка семидесяти процентов времени оно доступно сейчас. Сейчас я гляну в свою шпаргалочку... По поверхности Земли на сегодня – 56 % - доступность навигации по «ГЛОНАССу», а по территории России – 66 %.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть, у нас пока два недостатка – и «территориальный», и «точечный»?
И. ЛИСОВ: Не очень понял. «Территориальный» недостаток это...
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, Вы сами сказали, что 56 % площади.
И. ЛИСОВ: Нет, 56 % времени суток. В любой точке. Но для каждой точки этот показатель – свой. Для Москвы, там, может оказаться 80 %.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, всё равно, не сто процентов. И я говорю об этом недостатке.
И. ЛИСОВ: До ста пока мы не дотягиваем.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот. И второе. Поскольку спутников мало – вот эти четыре точки, о которых Вы говорили – то мы не можем гарантировать абсолютную точность. У американцев, я слышал, сколько там... показывает местонахождение объекта...
И. ЛИСОВ: Точность это штука очень сложная. О ней можно говорить часами. Считается, что у американцев – порядка двух метров. По крайней мере, наши в соревнованиях с американцами ориентируются на эту величину.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А у нас сейчас сколько?
И. ЛИСОВ: ... Причём, в силу особенности системы, по «иксу» и по «игреку» - грубо говоря, на север и на восток – определяется немножко поточнее, чем по высоте. Поэтому берут именно вверх – оценку по высоте – за критерий. Вот у них считается два метра с четвертью. У нас – порядка двадцати.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: О, это серьёзное отставание – на порядок.
И. ЛИСОВ: А тут ещё такая ведь вещь. У нас идёт смена поколения спутников. Старые «ГЛОНАССы», которые выпускались с 1988-го года по 2006-й, почти неизменными, вот они сейчас потихонечку умирают, и их место заменяют [занимают] спутники «ГЛОНАСС-М». У них показатели точностные лучше, чем у старых «ГЛОНАССов». Они будут жить значительно дольше.
В принципе, когда группировка сменится – это произойдёт буквально через пару лет – нам станет легче дышать.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Через пару минут мы продолжим наш разговор, и нам будет ещё легче.
Реклама
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Мы продолжаем говорить о системах навигации с нашим гостем – человеком, который знает множество формул, системы координат - это Игорь Лисов, обозреватель журнала «Новости космонавтики», - ну, впрочем, по статусу полагается.
М. КОРОЛЁВА: Можно, Володя, я от себя задам вопрос? Потому что я слушаю всё вот это, слушаю, слушаю, пытаюсь вникнуть, понять, разобраться....
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Получилось, да?
М. КОРОЛЁВА: Ну, вот у меня вопрос очень простой. Если наша система «ГЛОНАСС», несмотря на её развитие, на то, что она развивается, вот сейчас о ней много говорят на самом высоком уровне – вот президент даже захотел для своей собаки Кони внедрить, чтобы искать, чтобы искать своего лабрадора...
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, только не «внедрить» в собаку, а на шею повесить.
М. КОРОЛЁВА: Да, на шею повесить, совершенно верно. Да. Так вот. Если она всё-таки далека от совершенства, и, учитывая то, что весь мир, как Вы говорите, пользуется американской системой «Джи-пи-эс», вот всё-таки, может, имело бы смысл её, такую пока не слишком совершенную, оставить для наших военных нужд, а, всё-таки, для нужд обычных потребителей, которые хотят пользоваться чем-то, ну, скажем, ну, только... они хотят купить за свои, там, деньги, за свои пятнадцать-семнадцать тысяч рублей, они хотят купить максимально надёжную, точную систему. Может быть, для них оставить вот эту самую систему «Джи-пи-эс»? А «ГЛОНАСС» - пусть она служит нашим военным?
И. ЛИСОВ: Вопрос хороший. Тут на него можно со многих разных направлений подойти. Во-первых, гражданское развитие «ГЛОНАССа» у нас в стране это коммерческий проект. То есть, те, кто за ним стоит, рассчитывают, что он будет самоокупаемым и, причём, принесёт большую прибыль. Они сравнивают развитие «ГЛОНАССа», его приложений с развитием сотовой связи, которая, как известно, за десять лет заполонила страну так, что количество абонентов превысило количество жителей, включая стариков и младенцев.
Точно то же самое, говорят они, произойдёт и с «ГЛОНАССом». Ну, тут есть некая доля саморекламы. Но на самом деле всё правильно.
И есть ещё одна важная тонкость. Две системы лучше, чем одна. Двух-системный приёмник «ГЛОНАСС»-плюс-«Джи-пи-эс» или трёх-системный, плюс европейский «Галилео», когда она будет, обеспечивает заведомо лучшие характеристики. Я упоминал в самом начале, как я в своё время ходил в лес с «джи-пи-эс»-приёмником, и несколько разочаровался в этом деле. Не только в лесу, но и в горной местности, в городах, в центре [города], при плотной застройке, где неба виден маленький клочок, четырёх спутников «Джи-пи-эс» вы не увидите. По крайней мере, в очень многих случаях.
Если вы увидите три «джи-пи-эс»[-спутника], и туда затесался хотя бы один «ГЛОНАСС»[-спутник], хотя бы из неполной группировки – готово! Ваш двух-системный приёмник вас определит. То есть, это резко повышает надёжность в сложных условиях.
М. КОРОЛЁВА: Игорь, правильно ли я понимаю, что нам совершенно не нужно будет, со временем, выбирать, - вот, отечественная система «ГЛОНАСС» ими американская «Джи-пи-эс» - речь идёт о том, что это будет только и всегда совмещение, «ГЛОНАССа» и «Джи-пи-эс».
И. ЛИСОВ: По всей видимости, да, хотя совмещённые приёмники, в случае отказа одной из систем от предоставления услуг – ну, грубо говоря, в случае войны – если американцы приостанавливают предоставление гражданских сигналов – вторая это дело подхватит, и мы сможем что-то делать.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, смотрите. Я вижу заявление генерального директора НИИ Космического приборостроения, Юрия Ковалёва. Он обещает, что совмещённый навигационный приёмник «Джи-пи-эс»-«ГЛОНАСС» поступит в продажу уже 27 декабря, то есть, послезавтра. Это наше «ноу-хау»?
И. ЛИСОВ: По-моему, это завтра.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Двадцать седьмое, двадцать шестое....
И. ЛИСОВ: Это завтра.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Видите...Вот. Запутали меня своими формулами!
И. ЛИСОВ: Хорошо.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Спасибо. Так вот, смотрите: уже завтра. Это наше «ноу-хау» - совмещённый приёмник, или американцы тоже могут получать двойной сигнал, свой и наш?
И. ЛИСОВ: Разумеется. И двух-системные приёмники первыми появились не у нас, а на Западе.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть, опять мы... не первые...
И. ЛИСОВ: Нет, с момента, когда мы открыли документацию на «ГЛОНАСС», когда в 1999-м году, по-моему, [Президент Борис] Ельцин подписал указ о том, что эта система открыта для пользования для всех, тут же начались... нашлись умельцы, которые сделали двух-системный приёмник.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: На Митинском радиорынке, я так понимаю, всё это можно было уже давно приобрести.
И. ЛИСОВ: Ну, скорее, на Шанхайском.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот, возвращаясь к предыдущему вопросу Марины, я бы хотел, всё-таки, уточнить важный, как мне кажется, элемент. Вот некоторые, послушав слова нашего вице-премьера Сергея Иванова, который курирует создание нашей «ГЛОНАСС», предположили, испугавшись, что нас заставят – лиц гражданских, пользоваться только отечественной системой «ГЛОНАСС», что мы не сможем принимать сигналы «Джи-пи-эс». Нас не заставят переходить с привычной уже системы на новую, отечественную?
И. ЛИСОВ: Ну, заглянуть в будущее на десять лет я бы не рискнул, а в ближайшей перспективе не заставят. Сумасшедших нет. Ещё раз повторю, это коммерческий проект. Он должен быть привлекательным с самого начала. Именно поэтому с самого начала ставят совмещённые приёмники, именно поэтому предлагают с самого начала в первую очередь автомобилистам, владельцам дорогих машин, которым лишнюю тысячу долларов не очень жалко на это дело. Именно поэтому начинается с двухсистемности.
Что там будет через десять лет, когда наша система, будем надеяться, будет работать как часы и постоянно в полном составе, это дело тёмное. К чему будет принуждать правительство, это, в общем, оно не скрывает ничуть. Это к тому, чтобы государственные пользователи – войска, спецслужбы, МинЧС, местные власти – пользовались системой, в которой есть «ГЛОНАСС» - они пока даже не требуют, чтобы это был чистый «ГЛОНАСС» - но чтобы «ГЛОНАСС» там был.
М. КОРОЛЁВА: То есть, такой государственный заказ своего рода.
И. ЛИСОВ: Да, это государственный заказ.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: «Национальный проект» почти.
И. ЛИСОВ: Это такой способ административной поддержки родной системы.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, особенно, когда новый производитель, его надо поддерживать.
И. ЛИСОВ: Естественно. А частному пользователю никто никогда, по всей видимости, не будет запрещать принимать американские сигналы. Это просто не выгодно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Скажите, Вы в гурках держали отечественный приёмник «ГЛОНАСС»?
И. ЛИСОВ: Нет, пока не держал. Я видел живьём, но в руки не брал.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Но ВИДЕЛИ?
И. ЛИСОВ: Видел.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Видели. Я видел сюжет однажды не так давно по телевидению. Тут, например, вот нам целый ряд слушателей пишет – например, ИГОРЬ, что отечественный приёмник «ГЛОНАСС» выглядит и весит как кирпич. Это вот что – наподобие советской армейской рации переносной?
И. ЛИСОВ: Так они же в первую очередь именно для армии и делаются.
М. КОРОЛЁВА: Ну, правильно, но как поступать обычному человеку?
И. ЛИСОВ: И когда армейские приёмники рассекретили и их изображения стали известны людям, в общем-то, народ несколько подивился на их военный дизайн.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот! Я думаю, как Президент Путин собирается этот приёмник «ГЛОНАСС» собирается вешать на шею Кони своему?
И. ЛИСОВ: Да ладно, для Кони сделают красивый и симпатичный.
М. КОРОЛЁВА: А для остальных?!?
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А есть какие-нибудь образцы НОРМАЛЬНЫЕ – ну, хотя бы... ну, не промышленные?
И. ЛИСОВ: Есть. Уже есть.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Более-менее приличные?
И. ЛИСОВ: Да, вполне приличные. Это же чистый корпус. Это как сотовый телефон, потому что сам приёмничек, сам чип и антенна к нему – они занимают не больше места, чем маленького сотового телефона. Так что, корпус к нему приделать это дело простое.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Нет, я просто помню размеры того, что я видел по телевизору – повторяю, это большая переносная армейская рация, которую нужно тащить чуть ли не на спине.
И. ЛИСОВ: Я видел модем, размеры которого соответствовали двум холодильникам – и ничего, работал.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: [смеётся] Э-э-х... Дальше посмотрим... Тут много сообщений приходит на [номер] sms [+7] 985 9704545. Г-н ИВАНОВ из Подмосковья спрашивает, пишет: «Вот опять апологетика «оборонного сознания». Вообще, зачем нам дублировать американскую систему? Принципиально отличиться от неё мы можем?»
И. ЛИСОВ: Принципиально отличного ничего не будет. Они всегда будут похожи.
М. КОРОЛЁВА: То есть, это просто дополнение – вот если да? – это рассмотреть этот двух-системный приёмник?
И. ЛИСОВ: Для частного лица это дополнение. Может быть, через пять-десять лет она [«ГЛОНАСС»] станет основной, и мы будем считать американскую дополнением.
М. КОРОЛЁВА: Подождите, это же и за дополнительные деньги, в том числе?
И. ЛИСОВ: Разумеется, двух-системник всегда будет дороже односистемного приёмника.
М. КОРОЛЁВА: И, вот, как полагают те, кто собираются их продавать, там, распространять и так далее. Я понимаю, когда речь идёт о государственном заказе. Но, опять таки, возвращаясь к обычным потребителям, которые будет это покупать – неужели они предполагают, что, вот, там, действительно, более дорогие будут покупаться?
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Зачем ты сейчас за потребителей выступаешь? Давай мы узнаем, что сами люди об этом думают? Вот мы сейчас запустим электронное наше голосование. Вопрос такой:
КАКУЮ СИСТЕМУ НАВИГАЦИИ, основываясь на услышанном сейчас в нашем разговоре с Игорем Лисовым, ВЫ СКОРЕЕ ВЫБЕРЕТЕ – РОССИЙСКУЮ «ГЛОНАСС» ИЛИ АМЕРИКАНСКУЮ «ДЖИ-ПИ-ЭС»?
Вы слышали многое. Сказано было многое.
М. КОРОЛЁВА: Если вы выберете прежде всего, скорей всего, российскую систему «ГЛОНАСС», звоните по телефону [+7 495] 6600113. Если же вы скорее выберете американскую систему, «Джи-пи-эс», телефон для вас другой 6600114.
Голосование пошло
[Опущен повтор]
М. КОРОЛЁВА: Игорь делает нам какие-то знаки.
И. ЛИСОВ: Я пытаюсь понять – это у вас сознательная идея – поставить людей перед выбором и не дать им возможность использовать обе?
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: У нас нету третьей строчки для голосования.
И. ЛИСОВ: [с сожалением] Э-э-й....
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А Вы хотели вот эту двойную?
И. ЛИСОВ: Разумеется.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Двойной аппарат.
И. ЛИСОВ: Поскольку это реальность сегодняшнего дня. Ну, скажем, завтрашнего.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А мы СЕГОДНЯ голосуем.
М. КОРОЛЁВА: И потом, на самом деле, ну, если хотите, о доверии. Вот какой системе они доверяют больше, да? Потому что выбор это и доверие в том числе, «ГЛОНАССу» или «Джи-пи-эс».
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Скажите, вот эти системы – что американская, что наша – они ведь могут теоретически или уже на практике использоваться затем, чтобы следить за нами с вами?
И. ЛИСОВ: Ну, даже сотовый телефон, по-видимому, уже может для этого использоваться.
М. КОРОЛЁВА: Но как?
И. ЛИСОВ: Есть же такая услуга «Определение положения человека по сотовому телефону». В городах, говорят, работает. Я не пробовал.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Есть, есть, существует.
И. ЛИСОВ: Вот... А так, да, разумеется. Координаты, по всей видимости, можно будет определить. Ведь, пока этот приёмник у вас в руках, ну, вы смотрите на экран, видите координаты. Если он совмещён с автомобильной системой навигации, значит, они преобразуются в карту – вы видите её на экране. Вообще-то, не факт, что этот приёмник одновременно кому-нибудь эти координаты не сливает. Потому что... более того, есть приложения многочисленные, в которых это в обязательном порядке делается. Вот пресловутая «навигация для общественного транспорта» - там диспетчер ведь обязан видеть, где у него автобус, на линии или «косячит».
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: [смеётся] А кстати....
И. ЛИСОВ: У нас половина «пробок» в Москве происходит из-за того, что транспорт едет неоптимальными маршрутами, заезжает на конечные [станции], где обязательно должен отмечаться.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Голосующие товарищи, вы понимаете, за что вы сейчас отдаёте свои голоса? – За то, куда вы хотите, чтобы информация о вас утекала – или в ЦРУ или в КГБ. Вот за это сейчас идёт голосование.
М. КОРОЛЁВА: [повторяет вопрос]
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: У нас всего одна минута остаётся, Игорь. Вопрос такой. В связи с тем, что как только целиком и полностью разовьётся наша «ГЛОНАСС» - мы говорили об этом, да? – повысится точность карт, которые создают – ну, должна повыситься. Правда ли, что пользователи российской системы «ГЛОНАСС» будут лишены возможности увидеть, например, военные, секретные объекты? Сейчас по американской системе это возможно. Стратегические цели.
И. ЛИСОВ: Ну, «Гугл-мэпс» [англ. Google Maps – карты поисковой системы компании «Гугл»] ещё никто не отменял – берите и смотрите сверху, что там есть с разрешением в метр. А что касается «до точности», то у нас до конца прошлого года действовало ограничение в 30 метров – на точность определения координат. Оно – снято. Правда, снято ведомственными указами, которых никто никогда не видел. И будет список территорий и объектов, около которых или на которых нельзя пользоваться навигационными системами. То есть следить будут именно за этим [неразборчиво].
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: В Америке есть такие ограничения?
И. ЛИСОВ: Насколько я знаю, нет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот некоторые отличия. Наверно, поэтому большинство наших слушателей – 62 %, голосование окончено – проголосовали за систему «Джи-пи-эс», за её сохранение.
И. ЛИСОВ: Ну, поставили бы три варианта.
М. КОРОЛЁВА: И только 38 % выбрали бы, если их поставили перед выбором, российскую систему «ГЛОНАСС».
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, тридцать восемь процентов патриотов – тоже не мало. Спасибо большое.
М. КОРОЛЁВА: Спасибо!
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Нашим гостем был Игорь Лисов, обозреватель журнала «Новости космонавтики». Спасибо, было приятно с Вами познакомиться.
И. ЛИСОВ: Спасибо!
ЦитироватьОсобо понравилось то, как железно Лисов рулил беседой. Хоть учебное пособие делай: "Как вести разговор с представителями СМИ"... :)
Так Лисов сам и есть представитель этих самых СМИ :D
Хорошо выступил, не дал лирикам их канючку развести.