Украинский журнал "Вселенная, пространство, время" №11, 2007г.
Цитировать"Встречи на орбите"[/size]
К 40-летию первой автоматической стыковки в космосе
Владимир Бранец
Бранец Владимир Николаевич
Доктор физико-математических наук, профессор. Родился 11 февраля 1936 г. В городе Ярославль (РСФСР). Окончил Московский физико-технический институт им. С.П.Королева. Прошел путь от инженера до первого заместителя Генерального конструктора. Участвовал в создании всех систем стыковки космических объектов на основе бесплатформенных инерциальных навигационных систем и бортовых вычислительных машин.
Вначале 60-х годов прошлого века считалось, что следующим шагом в освоении космического пространства после вывода пилотируемого корабля на околоземную рбиту должен быть полет к Луне.
Самая простая задача на этом пути — облет Луны по баллистической траектории с возвратом к Земле и последующим торможением в атмосфере, спуском и посадкой — требовала решения ряда новых технических проблем. Первая из них — космический пилотируемый корабль, выведенный на орбиту спутника Земли, должен иметь разгонный блок, обеспечивающий увеличение скорости корабля с первой до второй космической (требуемое приращение скорости около 3200-3400 м/с). Далее при возвращении спускаемый аппарат, входящий в атмосферу со второй космической скоростью (более 11000 м/с), должен иметь подъемную силу для организации управляемого (а не баллистического) спуска, чтобы снизить перегрузки. Нужно также обеспечить экипаж системами жизнеобеспечения и относительно комфортного проживания в течение достаточно длительного времени: только перелет к Луне и обратно
занимает около 7 суток...
Полет на Луну с посадкой на ее поверхность — мероприятие на порядок более сложное. Советские автоматические станции "Луна-16", "Луна-20" и "Луна-24", доставившие образцы лунного грунта, использовали самый простой вариант:
на поверхность нашего спутника садилась небольшая ракета, способная стартовать обратно к Земле. Это было возможно, когда речь шла о перевозке стограммового образца, но в случае даже одного космонавта с системой жизнеобеспечения в спускаемом аппарате с теплозащитой такой подход исключался. И советские, и американские конструкторы в итоге выбрали второй способ: спускаемый аппарат остается на орбите вместе с разгонным блоком, имеющим запас горючего для перехода на траекторию полета к Земле, а на Луну опускается максимально облегченная посадочная кабина. Но такой маршрут предусматривал операцию, которую еще никому не приходилось осуществлять: стыковку в космическом пространстве.
...Параллельно с проектированием первого пилотируемого корабля "Восток" в проектном отделе № 9 М.К.Тихонравова стали разрабатывать и другие варианты кораблей, в том числе для облета Луны. В 1960-1961 гг. в отделе проводились исследования различных конструкций лунного пилотируемого ракетно-космического комплекса, и уже в 1962 г. в ОКБ-1 (в середине 60-х годов оно превратится в ЦКБЭМ —Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, в 80-х годах — в НПО "Энергия", а в 90-х — в ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева") началось его детальное проектирование. Тогда же этот проект получил название "Союз".
В состав лунного комплекса "Союз" входили космические аппараты трех различных типов: 7К (двух-местный пилотируемый корабль), 9К (ракетный разгонный блок) и 11К (корабль-танкер). 24 декабря 1962 г. Главный конструктор С.П.Королев утвердил первый эскизный проект комплекса "Союз", а 7 марта 1963 г. — чертеж корабля 7К.
Корабль имел спускаемый аппарат в форме "вытянутой фары" (обеспечивавшей аэродинамическое качество), объемный бытовой отсек, приборно-агрегатные отсеки с двигателями и бортовой аппаратурой.
Систему ориентации и управления движением, с учетом задачи стыковки, было поручено спроектировать и реализовать отделу № 27 Б.В.Раушенбаха. Разработку стыковочного агрегата поручили приборно-конструкторскому отделу № 10 Л.Б.Вильницкого. Реактивные двигательные установки, помимо ракетного двигателя (РД) большой тяги (сближающе-корректирующая —СКДУ — и тормозная двигательная установка), содержала РД ориентации и причаливания; отдельные двигатели ориентации стояли на спускаемом аппарате.
Для автономного управления процессом сближения требовалось иметь данные о положении активного и пассивного кораблей и об их относительных скоростях. Было решено разработать радиотехническую систему измерений, которую по техническому заданию ОКБ-1 создавал НИИ-648 (директор и главный конструктор А.С.Мнацаканян). Эта аппаратура, названная "Иглой", стояла на активном корабле (А), а ответная ее часть — на пассивном корабле (П), к которому осуществлялось приближение; аналогично устанавливались активные и пассивные стыковочные агрегаты ("штырь" и "конус"). Проект системы сближения и стыковки предусматривал, помимо основного автоматического режима, также режимы ручного управления с помощью экипажа: для этого на корабле были установлены ручки управления ориентацией и движением для координатных перемещений корабля во время причаливания. На корабле имелся перископ типа ВСК-3 (впоследствии ВСК-4) и телевизионные камеры, дающие экипажу информацию о движении корабля в пространстве. Началась разработка тренажеров и методик ручного управления ориентацией, сближением и стыковкой с дальности 200-400 м...
В 1963 г. проект 7К вышел на стадию выдачи исходных данных по конструкции как системы корабля, так и его спускаемого аппарата. С середины 1963 г. начался выпуск конструкторской документации и работы со смежниками. В конце 1963 г. С.П.Королев поставил задачу проработать трехместный вариант корабля для орбитальных полетов, который вскоре был спроектирован.
Однако создание корабля для облета Луны руководство СССР поручило ОКБ-52 В.Н.Челомея, поэтому разработка лунного комплекса 7К-9К-11К в ОКБ-1 была прекращена. С весны 1964 г. это КБ переключилось на переделку "Востока" в трехместный "Восход". Тем не менее, в конце 1964 г. Сергей Королев принимает решение использовать 7К для отработки системы сближения и стыковки на околоземной орбите. Так лунный облетный корабль 7К превратился в орбитальный корабль 7К-ОК. Для его выведения на орбиту была существенно модернизирована ракета-носитель с целью увеличения полезной нагрузки, появилась твердотопливная система аварийного спасения, а
РН (11А511) получила название "Союз" и тот облик, который мы привыкли видеть на экранах телевизоров.
В 1963 г. С.П.Королев посетил Киев для выбора и согласования предприятий с целью расширения производственной базы. В этом вопросе ему помогла активность руководителей заводов,которые отнеслись к предложениям Главного конструктора с большим интересом. Думающих директоров увлекала не столько задача загрузки на ближайшие дни, сколько перспектива освоения новых изделий. Королев возвращался в Москву, заручившись согласием ЦК Компартии Украины и Киевского совнархоза на использование двух заводов: КРЗ (Киевского радиозавода) и "Киевприбора". Оба они впоследствии заняли ведущую роль в производстве сложной радиоэлектронной аппаратуры для ракетно-космической техники.
14 января 1966 г. Сергей Павлович Королев умер. К сожалению, с ним умерло многое из того, что задумывалось. Уход из жизни Главного конструктора многое изменил в развитии космической техники. Это можно осознать и оценить только сейчас, по прошествии более сорока лет...
Преемник С.П.Королева, В.П.Мишин, уделял большое внимание разработке и отработке "Союза". В марте 1966 г. с целью сосредоточения усилий предприятия на этой теме он своим приказом закрыл работы по кораблям "Восход" (по ним уже был подготовлен ряд экспериментов, в частности, эксперимент с созданием искусственной тяжести за счет вращения космического корабля и последней ступени РН, соединенных тросовой системой). На принятие решения о запуске пилотируемых "Союзов", несомненно, повлияло настойчивое требование партийного и государственного руководства возобновить полеты советских космонавтов, приурочив их к празднованию 50-летия Октябрьской революции. Ведь к этому времени в СССР уже почти два года не было пилотируемых стартов.
Тем временем 16 марта 1966г. состоялась первая орбитальная стыковка американского корабля Gemini 8 с разгонным блоком Agena. Она производилась в ручном полуавтоматическом режиме (с использованием бортового компьютера) и, несмотря на определенные сложности, в целом прошла успешно. Полученный опыт потом будет использован специалистами NASA в программе Аро11о. Непосредственно руководил процессом стыковки астронавт Нейл Армстронг — впоследствии он станет первым человеком, высадившимся на поверхность Луны.
...К осени 1966 г. были изготовлены первые летные "Союзы". Предлагалось осуществить два беспилотных пуска активного и пассивного корабля для выполнения автоматической стыковки, а затем корабли № 3 и № 4 должны были полететь с экипажами на борту. Однако испытания пошли по более драматичному сценарию. 28 ноября 1966 г. стартовал первый 7К-ОК(А) № 2 ("Космос-133"), но его система ориентации и управления оказалась неработоспособна — при монтаже приборов неправильно установили датчик угловых скоростей, и объект был потерян. 14 декабря 1966 г. пуск 7К-ОК № 1 не состоялся из-за возникшего замечания к РН перед стартом, а затем через 20 минут сработала система аварийного спасения корабля, что привело к пожару и взрыву на стартовом комплексе. Запуск 7К-ОК №3 ("Космос-140") состоялся 7 февраля 1967 г. После ряда замечаний в ходе полета, корабль выполнил сход с орбиты, совершил посадку в Аральском море и утонул из-за прогара днища спускаемого аппарата.
Результаты трех беспилотных пусков были подвергнуты тщательному анализу, выданы соответствующие рекомендации, проведены доработки. Большинство руководителей и главных конструкторов высказались за переход к пилотируемым полетам "Союзов".
23 апреля 1967 г. вышел на орбиту корабль "Союз-1" 7К-ОК(А) № 4 с космонавтом В.М.Комаровым (Дублером Владимира Комарова в этом полете был Юрий Гагарин). На следующий день планировался старт "Союза-2" 7К-ОК(П) № 4 с экипажем из трех космонавтов (В-Быковский, А.Елисеев и Е.Хрунов).
Однако у "Союза-1" сразу же начались проблемы: не раскрылась левая панель солнечных батарей, не работала солнечно-звездная система ориентации... Проанализировав критическую ситуацию на борту, Госкомиссия приняла решение отменить пуск "Союза-2" и готовить досрочный спуск первого "Союза".
Комарову, несмотря на замечания к ионной системе ориентации, все же удалось свести корабль с орбиты; из-за неразделения отсеков спуск выполнялся по баллистической траектории, а на последнем участке полета не раскрылся ни основной, ни резервный парашют...
Катастрофа "Союза-1" и гибель Владимира Комарова была потрясением для всей страны Тяжелее других ее переживали все, кто участвовал в разработке и изготовлении корабля.
Госкомиссия решила провести тщательную доработку 7К-ОК, выполнить наземные и летные испытания беспилотных кораблей и только после этого вернуться к пилотируемым полетам.
27 октября 1967 г. стартовал 7К-ОК(А) № 6 ("Космос-186"). 30 октября был запущен 7К-ОК(П) № 5 — бывший "Союз-2", старт которого не состоялся в апреле. Он получил название "Космос-188". Пассивный корабль был выведен на заданную орбиту и сразу оказался всего в 24 км от активного. Немедленно последовала команда на сближение. Тем временем спутники один за другим покинули зону радиовидимости... Когда по завершении одного витка "Космосов" вокруг Земли Центр космической связи в Евпатории начал принимать от них телеметрическую информацию, она свидетельствовала о том, что аппараты находятся в контакте. Таким образом, 30 октября 1967 г. Произошла первая в мире автоматическая стыковка двух космических кораблей.
Летные испытания были продолжены: 14 апреля 1968 г. — запуск 7К-ОК(А) № 8 ("Космос-212"), на следующий день — старт 7К-ОК (П) № 7 ("Космос-213"), автоматическая стыковка и успешная работа стыковочного агрегата, совершившего жесткое механическое соединение кораблей с соединением всех разъемов.
Пилотируемый полет состоялся только 26 октября 1968 г. Корабль "Союз-3" 7К-ОК(А) № 10 с летчиком-космонавтом Георгием Береговым выполнил автоматическое сближение до дальности 200 м с беспилотным кораблем "Союз-2" 7К-ОК(П) № 11, запущенным днем ранее, но выполнить причаливание в режиме ручного управления не удалось. При полете в тени Земли космонавт неправильно сориентировал корабль и пытался приблизиться к "Союзу-2" с развернутой в противоположную сторону антенной. При этом автоматика, которая контролировала действия человека, все время старалась совместить оси направленности антенн — вместо продольных осей стыковочных узлов. В ходе двух попыток Береговой израсходовал все топливо, предусмотренное на операции сближения и стыковки. Центр управления дальнейшие попытки запретил и отдал команду на посадку.
После этой неудачи началась программа кропотливой отработки режимов сближения и стыковки. Ее весомым результатом стала первая в истории стыковка двух пилотируемых аппаратов — "Союза-4", пилотируемого Владимиром Шаталовым, и "Союза-5", на котором летели Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов. Она состоялась 16 января 1969 г. Поскольку конструкция стыковочного узла еще не позволяла объединить внутреннее пространство обоих "Союзов", Елисееву и Хрунову пришлось совершить переход между кораблями через открытый космос. Это был очередной шаг на пути к созданию надежной и удобной транспортной системы.
Шаталов Елисеев и Хрунов совершили успешную посадку на "Союзе-4", а воту Волынова на "Союзе-5" начались проблемы. Посадка была аварийной. Космонавт чудом не сгорел в посадочном модуле при баллистическом спуске. Удар о землю был такой силы, что у Волынова произошел перелом корней зубов верхней челюсти. На крышке люка образовалась "шапка" из вспенившейся жаропрочной стали, а уплотнительная резина превратилась в золу. Но на этом неприятности не закончились. При въезде кортежа с космонавтами в Кремль было совершено покушение на Л.И.Брежнева. По ошибке террорист обстрелял машину, следовавшую за автомобилем с участниками полета, в которой ехали Г.Береговой, А.Леонов, А.Николаев и В.Терешкова. В результате этого нападения был смертельно ранен водитель, ранен сотрудник КГБ. Одна из пуль по касательной задела шинель Алексея Леонова. Однако этот инцидент никак не повлиял на проведение торжественного мероприятия в Кремле.
В марте 1969 г. во время полета американского корабля Ароllо 9 на околоземной орбите проводились испытания лунной кабины, включавшие стыковку с ней в беспилотном варианте (3 марта), переход в нее астронавта, расстыковку и последующую стыковку пилотируемых модулей (7 марта). Однако в данном случае и основной блок Ароllо (Gumdrop), и лунная кабина (Spyder) были выведены на орбиту одним общим носителем (Saturn V).
Корабль "Союз" послужил основой для ряда проектов: программа беспосадочного облета Луны УР-500К-Л-1 (корабли Л-1, в том числе совершившие беспилотные полеты к Луне в период 1967-1970 гг.), программа высадки человека на Луну Н1-ЛЗ (1964 -1974 гг.; отработка носителя Н-1 так и не была завершена), несколько модификаций кораблей для военно-прикладных исследований, корабль "Союз-М" для первой международной программы "Союз-Аполлон".
Из всей этой группы долгую жизнь получил корабль "Союз-Т" (и его модификации "Союз-ТМ", "Союз-ТМА"), прошедший длительную беспилотную отработку— шесть успешных полетов с 1974 по 1979 гг. — и начавший пилотируемые полеты с июня 1980 г. В конструкции "изделия 11Ф732" —такой заводской индекс получил этот корабль — был реализован ряд прогрессивных технических решений, в частности, стыковочный агрегат с внутренним переходом ССВП, объединенная двигательная установка, имеющая общие баки с топливом для всех видов реактивных двигателей, резервированное построение всех бортовых систем, позволившее в итоге сформулировать основное требование: корабль должен выполнять целевую задачу полета при одном произвольном отказе аппаратуры и обеспечивать спасение экипажа при двух произвольных отказах. Система управления движением и навигации следующего поколения создавалась на основе бортового вычислительного комплекса и бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС),
корректируемых по сигналам различной измерительной аппаратуры.
Первая система управления 7К-ОК была построена на принципе простой аналоговой системы прямого управления, когда сигналы датчиков непосредственно преобразуются в команды двигателям. При всей своей простоте она неустойчива к сбоям и отказам в датчиковой аппаратуре.
Особо существенной эта проблема оказалась при управлении процессом сближения: сбои и шумы в сигналах "Иглы" приводили к невыполнению основной задачи полета — стыковке. В системе управления кораблей серии "Союз-Т" сам процесс регулирования выполняется по движению, "прогнозируемому" инерциальной системой; наличие качественной информации обо всех параметрах движения корабля позволило реализовать оптимальное по расходам топлива управление и автоматический контроль процесса работы.
Серьезная отработка процессов сближения и стыковки началась в программе длительных орбитальных станций, когда эта операция стала широко применяться на практике.
Проектирование орбитальных пилотируемых станций (ОПС) с 60-х годов велось в ОКБ-1 С.П.Королева, позднее — в ОКБ-52 В.Н.Челомея. В 1964 г. Челомей предложил концепцию такой станции для решения оборонных, научных и народнохозяйственных задач. Ее размеры определялись возможностями носителя УР-500К, получившего название "Протон". Эскизный проект станции "Алмаз" был разработан в 1966 г., на следующий год вышло постановление Правительства о начале работ: предусматривалась создание собственно орбитальной станции и пилотируемого транспортного корабля снабжения (ТКС), содержащего возвращаемый аппарат и функционально-грузовой блок (ФГБ), решающий задачи орбитального полета, в том числе сближения и стыковки. В.Н.Челомей поручил разработку системы управления сближением для ОПС "Алмаз" и ФГБ харьковской организации В.Г.Сергеева (КБ Электроприборостроения, впоследствии —"Хартрон"), где эту работу осуществили под руководством Я.Э.Айзенберга.
Ряд ведущих сотрудников ЦКБЭМ в конце 1969 г. вышли с предложением за год создать орбитальную станцию на базе разработанного корпуса ОПС "Алмаз" с использованием бортовых систем управления корабля "Союз". Эта идея родилась в том числе из-за серьезных трудностей и задержек в создании "Алмаза" и была поддержана руководством страны.
Так было положено начало серии орбитальных станций "Салют". Для полетов к ним корабль 7К-ОК был модернизирован, одной из основных доработок стала установка стыковочного узла с внутренним переходом ССВП, разработанного к тому времени; после этого корабль получил обозначение 7К-Т.
Длительные орбитальные станции (ДОС) разработки ЦКБЭМ (ОКБ-1) и орбитальный пилотируемый комплекс "Алмаз" ЦКБМ (ОКБ-52) имели одинаковый корпус, оборудованный одним пассивным стыковочным узлом. На первом этапе создания станции "Алмаз" было принято решение использовать для доставки экипажей транспортный корабль "Союз", поэтому ОПС оборудовались не только унифицированными агрегатами стыковки, но и аппаратурой сближения и стыковки. В период с 1971 по 1977 г. на орбите работало четыре станции первого поколения: "Салют-1" (ДОС, запуск 19.04.1971 г.), "Салют-3" ("Алмаз", запуск 25.06.1974 г.), "Салют-4" (ДОС, запуск 26.12.1974 г.) и "Салют-5" ("Алмаз", запуск 22.06.1976 г.). Эти станции, не имея возобновляемых ресурсов, могли обеспечить работу только двух пилотируемых экспедиций. К тому же из 7 полетов кораблей "Союз" 7К-Т на двух произошли отказы аппаратуры "Игла".
Отказы были и при стыковках в автономных пилотируемых полетах.
Орбитальные станции следующего поколения "Салют-6" (ДОС, запуск 29.09.1977 г.) и "Салют-7" (ДОС, запуск 19.04.1982 г.) имели по два стыковочных порта, и для снабжения станции расходуемыми материалами на базе корабля 7К-Т и его бортовых систем был разработан грузовой беспилотный корабль "Прогресс". Пополнение запасов топлива, реагентов системы жизнеобеспечения совершенно изменило ситуацию, и станции стали реально долговременными.
На "Салюте-6" побывало пять основных (длительных) экспедиций и 11 экспедиций посещения; в процессе работы этой станции был осуществлен переход от кораблей 7К-Т к кораблям "Союз-Т". Сближения и стыковки становились регулярными событиями, но все равно во время них в ЦУП собирались все участники работ по кораблям и станциям.
На станции "Салют-7" было 4 основных экспедиций, 4 экспедиции посещения и одна "ремонтная" экспедиция, выполненная на "Союзе Т-13" для восстановления отказавшей системы энергопитания станции. История этого полета такова: с началом полетов "Союза-Т" надежность выполнения полетных операций повысилась, но "Игла" оставалась нерезервированной. За 15 полетов к этой системе было два замечания по флюктуации сигналов и неправильному выбору шкал дальности. Однако математическая фильтрация сигналов и управление сближением по "прогнозу" движения позволили работать и при этих замечаниях. Тем не менее, при полете "Союза-ТЗ" произошло нераскрытие антенны и "Игла" оказалась полностью неработоспособной. Сближение в ручном режиме с дальности -5-6 км (точность прогноза за три витка) не удалось.
Разработчикам новой системы управления это показалось очень обидным: корабль не выполнил целевую задачу полета! (Это был единственный случай во всей серии "Союзов-Т".) Возникла идея: на среднем участке сближения (10-15 км) корабль ориентируется своей продольной осью, т.е. осью оптического визира, на прогнозируемое положение цели, и в это же время реальная цель уже хорошо видна. А стало быть, промах может быть скорректирован! Были разработаны методики, дополнительное программное обеспечение бортовой ЦВМ для резервного режима сближения. И вскоре его пришлось применить. В феврале 1985 г. на "Салюте-7" нештатная ситуация в одном блоке аппаратуры привела к отключению системы электропитания станции, а следовательно, всех бортовых систем. Было предложено использовать резервный режим для стыковки с "молчащей" станцией. Полет был блестяще выполнен всеми службами и экипажем — В.Джанибековым и В.Савиных, восстановившими работоспособность станции...
В НПО Машиностроения (ОКБ-52, ЦКБМ) к 1977 г. заканчивалась разработка большого транспортного корабля ТКС. Между коллективом НПО и разработчиками системы управления ТКС с "Хартрона" сложились дружеские отношения. Вместе они реализовали идеи применения бесплатформенных навигационных систем. ТКС № 2 ("Космос-1267") 19.07.1981 г. состыковался со станцией "Салют-6" и выполнил подъем ее орбиты, а затем 29.08.1982 г. — сведение с орбиты. ТКС № 3 ("Космос-1443") и ТКС № 4 ("Космос-1686") осуществили стыковку со станцией "Салют-7".
Накопленный опыт в организации длительного функционирования пилотируемых орбитальных станций позволил НПО "Энергия" впоследствии осуществить 15-летний полет стации "Мир" — станции нового поколения модульной конструкции, собираемой в космосе в процессе полета. Для обеспечения сближения и сборки больших конструкций была разработана резервированная цифровая радиоаппаратура "Курс", установленная вместо "Иглы" на кораблях "Союз-ТМ", грузовых кораблях "Прогресс-М/М1" и модулях "Квант-2", "Кристалл", "Спектр", "Природа", созданных на базе ТКС ("Квант-1" стыковался еще с использованием аппаратуры "Игла"). Всего по программе "Мир" было осуществлено более ста автоматических стыковок.
Созданная транспортная система, опыт работы с орбитальными модулями стали полноценным вкладом Российской Федерации в создание и эксплуатацию Международной космической станции, где операции сближения и стыковки являются определяющими для успешной работы. Они уже не вызывают прежних волнений, проходят, как правило, в штатном режиме, и далеко не все жители Земли задумываются, какой огромный труд миллионов людей стоит за каждым рукопожатием в космосе.
А ищё он здесь живёт
http://www.odnoklassniki.ru/user/60062998606
ЦитироватьУкраинский журнал "Вселенная, пространство, время" №11, 2007г.
Цитировать"Встречи на орбите"[/size]
Спасибо. А где можно всю статью целиком посмотреть?
К сожалению только в оригинале в журнале. Стукните в личку. Вышлю скан и вордовский файл. :wink:
Кстати фраер (http://www.ta-odessa.com/humor/dictionary/index.php?letter=f&id=682) пишется без буквы "Й":
ЦитироватьФРАЕР
ФРАЕР - человек, не относящийся к уголовной среде; потенциальная жертва. Одно из самых известных выражений за пределами одесского языка. Родилось в начале двадцатого века. Его автор - знаменитый Михаил Винницкий, он же Мишка Японец, а не Япончик, как ошибочно пишется во многих изданиях. Младший брат Винницкого вспоминал: во времена, когда Японец уже был признанным лидером, многие хотели пристать до его берега. Учитывая, что Японец был самым доступным для народа из всех известных тогда королей, к нему запросто попала на прием мадам по распространенной еще до недавних пор в Одессе фамилии Фраерман. Она так долго и нудно требовала от Винницкого устроить судьбу ее мало к чему пригодного сына, что в конце концов Японцу было легче согласиться, чем вытерпеть продолжение аудиенции. После минутной беседы с молодым человеком Винницкий выдал изречение: «Какой из тебя Фраерман? Вот Бушмак - тот таки Фраерман, а ты пока на больше, чем просто Фраер не тянешь». Именно старый налетчик Фраерман по кличке Бушмак стал наставлять юношу по кличке Фраер на путь истинный. Таким образом дальнейшая Эволюция Ф. породила ряд известных сегодня и за пределами одесского языка выражений. Первоначально Ф. означало «неопытный преступник». ФРАЕР ЗАХАРЧЕВАННЫЙ - выдающий себя за знатока преступной среды и ее обычаев. ФРАЕР НА КАТУШКАХ - бойкий молодой человек. ФРАЕРИТЬСЯ - хвастать; изображать из себя опытного блатного. ФРАЕРНУТЬСЯ - опозориться; ошибиться. ФРАЕРНУТЬ - обмануть. И, наконец, ФРАЕР МАБУШМАЧЕННЫЙ - человек, хорошо знающий законы и традиции преступной среды. О том, что Ф. вышло зa пределы Одессы много лет назад свидетельствует весьма фривольная эпиграмма некогда очень известного поэта и переводчика С. Маршака в адрес коллеги по творческому цеху, заканчивающаяся уважительными словами: «Рувим Исаич Фраерман, мы шлем тебе привет».
В свое время старый Гохман один раз фраернулся. Но это было, когда папа твоего Моньки Гохмана еще не делал на него сметы.
Бог - не фраер, он все видит.
Хорошо, что жизнь фраера сейчас дешевле собачьей, а если за них завтра станут переживать, как за собак, чем вы их будете лечить?
ЦитироватьКстати фраер (http://www.ta-odessa.com/humor/dictionary/index.php?letter=f&id=682) пишется без буквы "Й":
ЦитироватьФРАЕР
ФРАЕР - человек, не относящийся к уголовной среде; потенциальная жертва.
Известное дело, как ни как по фене моло-мальски ботаем. Имеется ввиду "дер Фрайер".
Во! Это другое дело. :wink: