Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Пилотируемые полеты => Тема начата: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 01:14:35

Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 01:14:35
(http://img29.picoodle.com/img/img29/5/11/7/f_supercloppem_ed30a6e.jpg)

Альтернативный вариант принципиально нового корабля.
Предлагаемая схема - компромисс между челноком и капсулой. Итак: Герметический обьём - многоцелевой контейнер, в котором могут размещаться и люди и грузы. Кормовой отсек по схеме клиппера, т.е. тороидальная ДУ со стыковочным узлом. Цилиндрический отсек служит как шлюз-камерой так и санузлом. Там же хранятся два "Орлана". ДУ ориентации расположена по периметру основного отсека и работает через отверстия в ТЗО. Теперь - самое главное. ТЗО экран выполнен в виде аэродинамической фигуры - производной "утюга". Экран ОДНОРАЗОВЫЙ абляционный. Верхняя крышка контейнера - бурановская многоразовая плитка. В полете при открытиой крышке разворачиваются СБ, антенны системы сближения и радиаторы тероморегулирования. Крышка, кстати, при посадке экипажа и укладке груза поднята, закрываясь лишь перед стартом. Экипаж размещен в креслах самолетного типа. Об этом ниже. САС, видимо - резервная твердотопливная ТДУ. Посадка по пологой траектории, с управлением. При вводе единственного парашюта, это не значит, что нет резервного, отстреливается лобовая часть ТЗО, освобождая парашютный контейнер. На схеме - оранжевый кубик. При снижении  на заданную высоту, отстреливается сам аэродинамический экран и парашют. Разворачиваются опоры и посадочная ДУ, видимо, на перекиси. Аппарат может совершать маневры для выбора наиболее благоприятной точки. Посадка по типу Зари. При штатной работе всех систем - прямо на Байконуре. Теперь о САС. Кресла по типу "Звезды", могут работать как на старте, так и при посадке, если произошел отказ посадочной ДУ, парашютной системы или ещё чего. При катапультировании отстреливается вся верхняя панель аппарата, вместе с подьёмной крышкой.
Вот так, что непонятно - спрашивайте...
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: 0-Y-0 от 08.11.2007 01:24:27
очень оригинально :)  

 :shock: сальто при приземлении? :( а ведь улетит за бугор  :arrow:
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 01:28:30
Никакого сальто. С чего вы взяли???
Опускается в горизонтальное положение.

(http://img28.picoodle.com/img/img28/5/11/7/f_supercloppem_761d42e.jpg)
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: 0-Y-0 от 08.11.2007 01:30:53
ЦитироватьОпускается в горизонтальное положение.
как :?: каким образом :?:
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: RadioactiveRainbow от 08.11.2007 01:31:00
Знатная трава! :)

Значитцтак.
1) Экипаж скока? Каждого снабжать креслицем - тяжеловато выйдет.
2) "Окна" (или, тем более, одно общее) для катапультирования экипажа = существенное утяжеление конструкции.
3) Хотя безопасность, конечно, на высоте.
4) А что дает посадка без парашюта на двигатели? Может лучше парашют + двигатели? Тут вам и мягко, и ДУ поменьше-полегче нужна...
5) Вот это вот отстрел экрана/парашюта + маневрирование в падении + посадочные опоры... всё это выглядит как-то тяжело и не слишком надежно...

P.S.
Но трава знатная! :)
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 01:33:59
1. Экипаж - до 10 человек.
2. Не очень большая проблема. Крышу должно срывать только один раз. Второй раз КК уже не нужен.
4. Посадка на двигатели - возможность манёвра и МЯГКАЯ посадка.
5. А что, посадка шатла - легче???
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 01:43:03
Цитировать
ЦитироватьОпускается в горизонтальное положение.
как :?: каким образом :?:

Обыкновенно. включением ДУ.
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: 0-Y-0 от 08.11.2007 02:03:48
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьОпускается в горизонтальное положение.
как :?: каким образом :?:
Обыкновенно. включением ДУ.
Обыкновенно??? А включение ДУ и будет ой-ой-ой сальто при приземлении.
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 02:09:07
Это вы с Луны упали. Чего ради вы про сальто заговорили? Пилот самолёта тоже обязательно козлит???
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: 0-Y-0 от 08.11.2007 02:12:46
вы тот парашут прицепите на брюхе, чтобы ваш "Суперклипер" сальто не летал и 100% аварии небыло.
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 02:15:03
Парашют зацеплен за носовую часть контейнера. В момент выравнивания он уже отстрелен. Вы ничего не сообщили о существе своих опасений.
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: 0-Y-0 от 08.11.2007 02:21:36
ваш "Суперклипер" с ДУ не самолёт. вы видели ДУ для выравнивания?
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: RadioactiveRainbow от 08.11.2007 02:28:42
1) У-ух! :)
2) дык, пусть хоть и один раз - а всё равно крышу надо ломать по заранее расчитаной схеме. Чтобы экипаж не "поломать" ненароком.
Т.е. все равно нужен элемент с расчитаной заниженой прочностью...
Или шнур подрывной по периметру окна - но это тоже надо считать + испытывать + нужна все таки защита для экипажа + ...
Да, я согласен. Возможно. Но гемор.
3) Какая там возможность маневра? :)
Основной маневр - на этапе аэродинамического торможения. Двигателями у земли = +- 100 метров погоды не делает.
А двигатель + парашют = мягкая посадка по любому и при мЕньшей массе ДУ.
Впрочем, если вы хотите садиться на как бы аэродром то... Боковая дальнойсть на двигателях нужна кил 10.
5) да, легче :)

А чего вы в клиперную форму вцепились? ;)
Делайте на этих решениях помесь Ориона с Зарей ;) :)
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 02:34:37
Все же клипреоподобная форма даёт некоторые преимущества. Особенно при снижении перегрузок.
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: kulch от 08.11.2007 13:58:28
Про "сальто" перед посадкой. Если я правильно понял рисунок, то после отцепки парашюта нужно обеспечить разворот капсулы опорами вниз. Судя по рисунку - на 90 градусов. Именно этот момент и вызывает сомнения.

Возможно имелось в виду, что разворот капсулы происходит под парашютом - перецепкой строп и только после этого отцеп парашюта в положении "опорами к земле"?

В любом случае управляемая посадка на землю под двигателями (да еще с неким боковым маневром?) - сколько топлива надо? На "Заре" вроде только торможение для мягкой посадки предполагалось?
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 14:04:52
Включаем кормовые двигатели и выравниваем. Что за проблемато?
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Lin от 08.11.2007 14:08:35
Есть некоторые сомнения по устойчивости этого корабля при входе в атмосферу.
Не потребуется ли дополнительное оперение в хвосте добавлять ? Или более толстую и плоскую корму делать ?
Но это надо "продувать" модели.
Довольно много частей корабля теряется – какой процент многоразовости ?
Отделение экрана – нужно предусмотреть зоны отчуждения около посадочной площадки.
Посадка на амортизаторы-лапы потребует дополнительной отработки – дело для нас новое... опыт ограничивается "Лунами" ?
И главные два вопроса:
Чем подобная схема лучше капсулы "Союза" или "Зари" ?
И чем лучше первого варианта "Клипера" (который еще был без химеричных крыльев) ?
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 14:11:34
Ориентация при входе - гипрезвуковыми ленточными парашютами  :mrgreen:

Экран отделяется на высоте километр-два и может падать на парашюте тоже.

Все новое потребует разработки.
Значительные размеры, более продуктивное использование обьёма, да мало ли ещё отличий?
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: kulch от 08.11.2007 14:12:29
ЦитироватьВключаем кормовые двигатели и выравниваем. Что за проблемато?

Я не вижу проблемы. Я просто задаю уточняющие вопросы.

1. Капсула сама должна выровняться вследствие включения кормовых двигателей? Или предусмотрены двигатели ориентации и стабилизации?

2. Кормовые двигатели - какого типа? РДТТ или ЖРД?
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 14:15:52
И кормовые и носовые - вполне себе ЖРД. Просто при выравнивании по тангажу дается большая тяга. Это маршевая ДУ по типу ЛМ. Нам много в атмосфере летать не надо, топлива должно хватить.
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: kulch от 08.11.2007 14:22:06
ЦитироватьИ кормовые и носовые - вполне себе ЖРД. Просто при выравнивании по тангажу дается большая тяга. Это маршевая ДУ по типу ЛМ. Нам много в атмосфере летать не надо, топлива должно хватить.

Понятно. Сколько, кстати планируется лететь в атмосфере на двигателях? С какой примерно высоты? Каков примерно боковой маневр?
Это я к чему спрашиваю. Если ориентацию и стабилизацию предлагается поддерживать за счет разнотяговости двигателей - долго наверное не провисишь, вдруг порыв ветра сильный? Опрокинет нафиг - пока еще система управления даст выдаст сигнал на уменьшение дросселирования соответствующего двигателя + время на то, чтобы двигатель реально свою тягу изменил. А ветер уже дуть перестал... Будет СУ успевать за такими вещами?
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 14:24:56
Думаю, не считал, с километра или двух, не ниже, дабы оставить запас времени и высоты для работы САС. Гооризонтальный маневр, ну, в идеале 5 км. Но нам-то реально надо просто выбрать место поровнее. Не думаю, что по метеоусловиям будем садится прямо в ураган. Вертолеты летают, и нам хватит.
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: kulch от 08.11.2007 14:39:48
ЦитироватьДумаю, не считал, с километра или двух, не ниже, дабы оставить запас времени и высоты для работы САС. Гооризонтальный маневр, ну, в идеале 5 км.
Дело интересное. Можно попробовать в Орбитере смоделировать...
Название: Суперклипер. Клипероводам на заметку.
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2007 17:59:30
А вот я подумал, во первых, это же пилотируемый марсианский лэндер вышел. Причем, унифицированный с многоразоваым КК :)
А ДУ может быть и турбореактивной.