В украинском журнале "Вселенная , пространство, время" №1 за 2007 год.
РОВЕСНИК И ЛЕТОПИСЕЦ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ.
Посвящается 50 летнему Юбилею Александра Борисовича Железнякова.
Александр Борисович родился 28 января 1957 г. в Ленинграде. В 1980 г. окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина. Инженер-физик.
С 1980 по 1981 г. работал инженером в ленинградском научно-производственном объединении "Импульс". С 1983 по 1989 г. —в ленинградском НПО "Красная Заря".
С 1989 по 2001 г. — начальник отдела, начальник центра, заместитель Генерального директора, первый заместитель Генерального директора ОКБ "Радуга".
С 2001 г. — советник директора-главного конструктора ЦНИИ
робототехники и технической кибернетики (г. Санкт-Петербург).
Параллельно с основной работой профессионально занимается вопросами истории отечественной и мировой космонавтики. Автор 11 книг ("Летопись космической эры", "Советская космонавтика: хроника аварий и катастроф", "Тайны ракетных катастроф", "Секретный космос: Мифы и фантомы на орбите", "Станция "Мир": от триумфа до..." и других), а также более трехсот публикаций по истории мировой космонавтики.
Автор и модератор сайта "Энциклопедия "Космонавтика"", ведущий ленты, новостей на сайте российского журнала "Новости космонавтики". Автор ежегодных итогов космической деятельности в мире, которые в открытом виде размещает на своем и других сайтах.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, член Федерации космонавтики России, член Союза журналистов России.
Лауреат литературной премии имени Александра Беляева за публикации по истории космонавтики.
\
На вопросы Николая Александровича Митрахова отвечает юбиляр.
— Александр Борисович, как и когда у Вас зародился такой невероятный интерес к космосу?
— Сказать определенно не могу. Самое первое событие, связанное с космосом и оставшееся у меня в памяти, я бы датировал 1963 годом, когда состоялся полет Валерия Быковского и Валентины Терешковой. Вероятно, окружающие восприняли это свершение отечественной космонавтики столь эмоционально, что их восторг передался и мне. И, судя по всему, тогда и сработал в моем мозгу некий "рычажок", который заставил в дальнейшем обращать пристальное внимание на все, что связано с космосом.
Регулярно же следить за всем, что касалось освоения космического пространства, я начал в 1967 году. Точнее, 24 апреля того года. В тот день при возвращении на Землю погиб летчик-космонавт Владимир Комаров. Для меня его смерть стала большим потрясением. Именно тогда я по-настоящему заболел космосом: стал собирать газетные вырезки о полетах кораблей и спутников, перечитал много книг о космонавтике, просмотрел фильмы, рассказывавшие о покорении Вселенной. А спустя некоторое время, накопив определенный уровень знаний, стал анализировать прочитанное, обобщать отдельные, не связанные между собой, на первый взгляд, события в определенную структуру, пытаться домыслить то, чего в публикациях не было. Этим и занимаюсь до сих пор.
— Была ли связана Ваша основная работа с космонавтикой?
— Напрямую моя работа оказалась связанной с космонавтикой только в последние годы. Уже пять лет я работаю в ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, которое занимается космическими разработками. Да и мое литературное творчество целиком и полностью посвящено проблемам освоения космоса.
А до этого более 20 лет вся моя деятельность касалась космонавтики лишь косвенно. В 1980 г., после окончания Ленинградского политеха, я пришел работать в объединение "Импульс", создававшее системы управления для межконтинентальных баллистических ракет. Этим я занимался чуть больше года, пока не оказался в армии, куда меня, как офицера запаса, призвали на два года.
После демобилизации в «Импульс» не вернулся, а устроился на работу в ленинградское объединение "Красная Заря", где несколько лет трудился над созданием наземного сегмента спутниковой системы связи в интересах военного флота.
Период конца 80-х — начала 90-х для многих из нас оказался довольно трудным. Речь шла об элементарном выживании. Тут уже было не до космонавтики. И, как оказалось, не только мне.
Вновь к космонавтике я вернулся, причем уже не только как сторонний наблюдатель, лишь в 1997 г. Несколько лет совмещал работу в одном из конструкторских бюро Санкт-Петербурга с написанием статей и книг об истории освоения космоса. А в 2001 г. сменил место своей основной работы и теперь целиком и полностью связан с тем, о чем мечтал в детстве.
— Как родились идеи созданияинтернет-сайта "Энциклопедия "Космонавтика"", подготовки годовых космических отчетов, написания "Летописи космической эры"?—
Мое "возвращение" в космонавтику было в какой-то степени случайным. И произошло это благодаря существованию всемирной сети.
Весной 1997 г. я подключил свой домашний компьютер к Интернету. Вполне естественно, что один из первых запросов, который я ввел в поисковые системы, касался космонавтики. Я был несказанно обрадован обилию сайтов, которые рассказывали о космических полетах, спутниках, кораблях, космонавтах. Короче, обо всем, что мне было интересно. И в то же время, я был неприятно удивлен, что большинство страниц были англоязычными. На них, конечно, можно было встретить информацию о российской космонавтике, но ее было мало. К тому же не всегда она соответствовала действительности. На русском же языке в тот момент существовали всего пара сайтов, на которых немного говорилось о космосе. И все!
Очень скоро, блуждая по всемирной паутине, я пришел к пониманию того, что дальше так продолжаться не может. Первым моим шагом стало письмо в адрес тогдашнего руководителя Российского космического агентства Юрия Коптева с предложением создать ресурс, который был бы посвящен истории освоения космического пространства. Ответа из РКА я ждал около двух месяцев, но никакой реакции не последовало.
Тогда я решил действовать самостоятельно и открыл в Интернете свой сайт, который назвал "Энциклопедия "Космонавтика"". Я хотел собрать на сайте все, что так или иначе касалось освоения космического пространства: информацию о ракетах, о спутниках, о конструкторах, создававших космическую технику, о космонавтах, летавших и не летавших, о космодромах, откуда начинается путь к звездам, и о многом другом.
Конечно, я понимал, что в одиночку реализовать столь масштабный проект просто невозможно. Поэтому и призвал всех энтузиастов, которым это интересно, присоединиться к проекту и вместе работать над "Энциклопедией". К сожалению, лишь несколько человек оказали мне в этом помощь. Поэтому до сих пор не удалось довести проект до логического завершения. И хотя Интернет-энциклопедия живет и на ее страницах регулярно появляется новая информация, я считаю, что до ее завершения еще очень далеко. Одному человеку, то есть мне, это не под силу чисто физически, а собрать коллектив, который смог бы продолжить работу, не удается. Тем не менее, по результатам интернет-опроса сайт "Энциклопедия "Космонавтика"" был признан лучшим русскоязычным сайтом по космонавтике в 2005 году.
Непосредственно с "Энциклопедией" связан и другой проект —"Последние космические новости". Этот проект также родился в 1997 г. и сначала был частью энциклопедии, а в 2004 г. — переехал на сайт журнала "Новости космонавтики". Долгое время многие не верили, что я занимаюсь этим самостоятельно.
На страницах "Энциклопедии" родилось и еще одно мое детище —итоговые отчеты о космической деятельности. Электронные версии публикуются с 1999 г., а в бумажном варианте они печатаются последние три года в различных изданиях, в том числе и в украинских. Мне подумалось, что обобщенные результаты космической деятельности человечества могут быть интересны читателям так же, как и ежедневные сообщения на космическую тему. Как показало время, я не ошибся.
В 2002 г. я начал публикацию книг серии "Летопись космической эры", в которых в хронологическом порядке, можно сказать — поминутно, изложены события, так или иначе связанные с ракетной и космической деятельностью в мире. К настоящему времени увидели свет шесть выпусков: 1957, 1958, 1959, 1960, 1961 и 1962 годы.
Последний двухтомник появился летом минувшего года. Первые два сборника были подготовлены мною, а в работе над четырьмя последующими принимали участие мои коллеги из Санкт-Петербурга. Планируется продолжение выпуска этих книг, но практика показала, что дело это не быстрое и не простое. Сложно планировать сроки выхода в свет последующих томов. Написание "Летописи" будет продолжаться в том темпе, который позволит другая работа.
— Как Вы оцениваете нынешнее состояние и перспективы, космонавтики в России, в Украине, в мире?
— Нет никакого открытия в утверждении, что космонавтика стала реальностью человеческого бытия. Это непреложная истина, с которой согласны все, даже те, кто не имеет ни малейшего отношения к освоению космического пространства. Трудно представить нашу сегодняшнюю жизнь без
технологий, изначально создававшихся для осуществления космических полетов, но нашедших применение в земных условиях; без телекоммуникационных, навигационных, метеорологических спутниковых систем, помогающих человеку чувствовать себя комфортно в любой точке нашей планеты; без уникальных научных приборов, вынесенных за пределы земной атмосферы и тем самым позволяющих по-новому взглянуть на процессы, происходящие в глубинах Вселенной.
Вместе с тем, нельзя утверждать, что человек, преодолев силу земного притяжения, чувствует себя на космических просторах столь же уверенно, как и на родной планете. Мы только в начале пути познания Космоса и самих себя.
Существуют две оценки нынешнего состояния дел в мировой космонавтике: оптимистичный и пессимистичный. Оптимисты считают, что за годы космической эры человечество сделало ровно столько, сколько могло. По их мнению, те рубежи, которые достигнуты, соответствуют уровню развития науки и техники, и будут поступательно сдвигаться по мере технического прогресса. Пессимисты, наоборот, убеждены, что человечество поспешило вступить в эру космических полетов, не решив насущных земных проблем.
Это крайние точки зрения. Но все равно приходится констатировать, что сегодня мировая космонавтика переживает не лучшие времена. Начало третьего тысячелетия оказалось не таким, оно представлялось даже за 10 лет до его наступления. Людям не только не удалось осуществить многие свои мечты, но в некоторых вопросах исторический процесс в некотором смысле пошел вспять, вернув нас к многочисленным проблемам, о существовании которых мы уже стали забывать. Я не буду говорить о причинах этих явлений, отмечу только одну, на мой взгляд, интересную деталь. В последние годы человечество, впервые в своей истории, почувствовало некое единение как биологический вид. Однако оно не стало при этом одним мыслящим организмом, пронизанным духом познания. Все устремления мирового сообщества оказались сосредоточены в основном на удовлетворении своих естественных потребностей, что нельзя считать правильным решением. Коммерциализация космонавтики, на мой взгляд, из этого же ряда. Такой путь может привести лишь к самоуничтожению человеческой общности, причем не только в результате глобального конфликта.
Сложившаяся ситуация не является тупиковой, но необходимо уже сейчас предпринимать меры к слому доминирующих тенденций. К сожалению, вряд ли кто-нибудь из специалистов или группа специалистов способны в настоящий момент предложить реальный путь, по которому человечество пойдет, выбираясь из ямы, в которой оно оказалось. Можно было бы вновь, как и 50 лет назад, вложить огромные средства в космос, дабы утолить жажду познания. Увы, это уже неприемлемо, так как приведет к снижению жизненного уровня, который достигнут к сегодняшнему дню. Даже в богатых США, Японии и странах Европы подобное решение приведет к социально-экономическим потрясениям. Поэтому ни одно правительство мира не решится на это.
Не является выходом из положения и возрождение гонки вооружений в космосе. Такое решение вновь приблизит человечество к грани, когда все труднее будет удерживать хрупкое равновесие в мире.
Достаточно вспомнить принятую летом 2006 г. американскую доктрину, объявляющую космическое пространство "зоной национальных интересов США".
Иначе говоря, анализ нынешнего состояния дел позволяет сделать такой вывод: в ближайшем будущем мировая космонавтика не сможет сделать большой рывок, как это было 50 лет назад, а вынуждена будет идти поступательно, шаг за шагом подтверждая уже сделанное и наращивая усилия для новых шагов.
Этот вывод применим и для России, и для Украины. Обеим нашим странам придется "попотеть", чтобы восстановить утраченные в начале 1990-х годов позиции. А если судить по объемам финансирования ракетно-космических отраслей, сделать это удастся еще очень не скоро.
Мне кажется, что восстановить свой ракетно-космический потенциал будет проще Украине. Хотя бы потому, что она не имеет таких амбиций в космонавтике, как Россия. Но это только в том случае, если Украине удастся реализовать совместно с Бразилией и Россией проект "Циклон-4". В противном случае "космический взлет" Украины отодвинется на долгие годы.
— Ваши ближайшие творческие планы на 2007 год?
— Планов очень много, а времени, увы, гораздо меньше. По-этому — только о том, что точно будет сделано.
В феврале в московском издательстве "Яуза" выйдет моя книга "Секреты американской космонавтики". Как таковых, секретов там будет не так уж и много. Скорее, это история развития ракетной техники и космонавтики в США, начиная с появления первых ракет в начале XIX века и заканчивая полетами кораблей многоразового использования. С той же "Яузой" у меня подписан договор еще на три книги: "Космонавтика в погонах" — о военных космических программах разных стран мира; "Противостояние на межпланетных трассах" — об истории межпланетных сообщений с упором на соревнование, которое устроили СССР и США во всех сферах освоения космоса; "Космонавтика вчера, сегодня, завтра" — о том, какими нам виделись свершения в космосе 50 лет назад, что из этого всего получилось, и куда будет стремиться человечество следующие полвека. Если планы не изменятся, то первые две книги выйдут из печати до конца 2007 г., а третья — в начале 2008-го. На 2007 г. запланирован также выход очередного выпуска из серии "Летопись космической эры". Посвящен он будет 1963 году.
Есть ряд проектов, связанных с кино и телевидением, в которых я участвую. В планах также написание нескольких десятков статей для различных изданий.
Ну и, конечно же, оперативные космические новости и итоги 2006 года.