Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: A. Petrov от 16.10.2007 09:48:41

Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: A. Petrov от 16.10.2007 09:48:41
http://avia.ru/press/10948/

ЦитироватьСегодня для посадки космических аппаратов на Землю или планеты, имеющие атмосферу, применяются либо парашютные системы, либо жесткофиксированное, как у американских шаттлов, крыло. Ни первый, ни второй варианты не имеют достаточной надежности. Однако существует способ достаточно безопасной посадки как пилотируемой техники, так и отработанных ступеней ракет-носителей - 'вертолетный'. Разработкой таких систем занимаются сейчас российские ученые.

РИА "Новости", 15 октября 2007 года

Еще в Советском Союзе при запусках геофизических ракет попытки спасения контейнеров с научной аппаратурой и животными с помощью парашютных систем далеко не всегда были успешными. Не в полной мере обеспечивала безаварийную посадку спускаемого аппарата и парашютная система, принятая на пилотируемых кораблях "Восток". Во многом этим объясняется и особая озабоченность Сергея  Королева, настаивавшего на катапультировании космонавтов перед приземлением из посадочного аппарата. Космонавт Владимир Комаров погиб именно из-за отказа парашютной системы корабля "Союз".
К недостаткам парашютных систем можно отнести и большие перегрузки при введении их в действие, раскачку в воздухе при снижении, ветровой снос, отсутствие маневра во время спуска, большие посадочные скорости и т.д.

Не оправдала себя и "крылатая схема": полеты американских "Челенджера" и "Колумбии" закончились катастрофой, а советский "Буран" стартовал только один раз, после чего программа вскоре была закрыта. Пока "в подвешенном состоянии" и проект российского крылатого "Клипера".

В наибольшей степени требованиям, предъявляемым к спускаемым космическим аппаратам, удовлетворяет роторная (вертолетная) система приземления. Удобство ее в том, что начальное торможение и стабилизация космического аппарата, регулирование сопротивлением и подъемной силой на всей траектории спуска, а также конечное торможение, то есть, обеспечение мягкой посадки, создаются единой системой.

Идею использования винта в качестве несущей системы для подъема груза, его перемещения на какое-то расстояние, а затем мягкого приземления связывают с именем Леонардо да Винчи. Предложение XV века было реализовано лишь спустя пять столетий. Раньше считалось, что для "полета на крыле" нужно обеспечивать ему машущие, как  у птицы, движения. Расчеты  основоположника современной аэромеханики русского ученого Николая Жуковского показали, что при определенной форме сечения крыла набегающий поток воздуха создает ему подъемную силу, как в парящем  полете птицы. Если несколько таких "крыльев" соединить в виде винта и придать ему вращательное движение, то каждое из них будет обдуваться потоком воздуха, пропорциональным скорости вращения винта. При этом появится подъемная сила, обеспечивающая взлет, горизонтальный полет и посадку летательного аппарата.

Работы по роторным системам, для использования их в качестве тормозного устройства при приземлении космических аппаратов проводились в Советском Союзе еще в 1950-е годы. Было показано, что в массовом (весовом) отношении роторная система может конкурировать с парашютной. Она позволяет осуществлять приземление спускаемого аппарата практически с нулевой скоростью; обеспечивает его маневр в пределах нескольких десятков километров, а при наличии  двигателей - и сотен километров; значительно снижает перегрузки. По экспертным оценкам, надежность роторной системы приземления могла быть не хуже, чем у серийных вертолетов.

К использованию несущих винтов склонялся и Королев. Он даже добился привлечения вертолетного КБ Миля к работам по роторным системам посадки космических аппаратов. Однако по тем временам система оказалась достаточно трудно реализуемой. Не было еще необходимых технологий, обеспечивающих высокую надежность большого числа ее звеньев - вращающихся элементов несущего винта, гидравлических приводов управления, автоматических  систем стабилизации и посадки и др. Тем более что речь шла о создании гиперзвуковой роторной системы.

С накоплением опыта парашютного приземления космических аппаратов и, в особенности, с освоением мягкой посадки кораблей "Восход" интерес к роторным системам значительно ослаб, и возобновился только в последние годы. Причем связано это не только с появлением новых конструкционных материалов, но и с необходимостью создания удобного в эксплуатации спускаемого аппарата многоразового действия с обеспечением достаточно удобной его посадки в заданном районе. Однозначно требовали разработки возвращаемых ракетно-транспортных систем и новые отношения к экологии Земли и околоземного космического пространства.
В настоящее время под падение отработавших ступеней ракет-носителей, запускаемых с Байконура, выделена территория общей площадью 95 тыс. кв. км. В том числе в России - 23 района падения площадью 49 тыс. кв. м. Местоположение этих районов зависит от трассы выведения, которая, в свою очередь,  определяется требованиями к орбите космического аппарата и энергетическими характеристиками  конкретной ракеты-носителя.

Идеальный вариант - когда космическая транспортная система полностью многоразовая. Помимо свободного выбора траектории запуска носителя, она позволяет сохранять дорогостоящие конструкции из уникальных материалов, электронику, двигательные установки. И, конечно, исключается выпадение на головы людей "атмосферных осадков" в виде металлолома, причем даже в случае аварийного запуска. Как один из вариантов решения этих проблем - использование роторных систем со складывающимися лопастями, так называемых ротошютов.

Они привлекательны, прежде всего, своей компактностью. Оригинальная конструкция такой системы разработана специалистами Казанского технического университета им. Туполева. В убранном положении лопасти располагаются внутри дискового крыла, которое обеспечивает управляемый спуск в режиме планирования. При приложении к крылу некоторого разгоняющего момента лопасти выходят из него под действием центробежных сил, и начинают авторотировать. После приземления барабану намотки сообщается момент торможения. За счет накопленной кинетической энергии вращения, тросы, к которым прикреплены лопасти, наматываются на барабан и втягивают их обратно внутрь дискового крыла. Система компактна, легка, так как не имеет редукторов и трансмиссий, удобно объединяет винт с крылом.

По мнению экспертов, использование подобных технологий обеспечивает экономически эффективное спасение и повторное использование отработавших ступеней ракет-носителей и имеет хорошие перспективы в обеспечении точного и безопасного приземления посадочных модулей космических аппаратов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Юрий Зайцев
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ratte07 от 15.10.2007 23:55:19
Вертолет - самый опасный вид транспорта.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ratte07 от 15.10.2007 23:56:29
Roton - forever!
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: sychbird от 15.10.2007 23:54:48
А можно и не на авторотации. Привод лопастей от микрореактиных двигателей на концах  в авиации уже отрабатывается в натуре.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Lev от 16.10.2007 01:05:54
ЦитироватьНе было еще необходимых технологий, обеспечивающих высокую надежность большого числа ее звеньев - вращающихся элементов несущего винта, гидравлических приводов управления, автоматических систем стабилизации и посадки и др.
ЦитироватьСистема компактна, легка
Как это?
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ratte07 от 16.10.2007 01:07:09
Цитировать
ЦитироватьНе было еще необходимых технологий, обеспечивающих высокую надежность большого числа ее звеньев - вращающихся элементов несущего винта, гидравлических приводов управления, автоматических систем стабилизации и посадки и др.
ЦитироватьСистема компактна, легка
Как это?
Видимо она не имеет гидравлических приводов управления, автоматических систем стабилизации и посадки и др
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ronatu от 16.10.2007 09:33:37
А что если на дирижабле из космоса??? :shock:
Погасил 1ю космическую и надул этого дирижабля.
Удобно - лети куда хочу...
Ни тебе аэродромы ни моря и океаны - ничего не надо ничего не страшно...
Это я сам придумал... :P
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Salo от 16.10.2007 09:32:17
И главное можно использовать невыработанные остатки водорода! :lol:
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Salo от 16.10.2007 09:32:54
ЦитироватьВертолет - самый опасный вид транспорта.
После ракеты! :D
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: sychbird от 16.10.2007 08:38:49
Дерижопль, дерижопль! Ты свези меня в Крыжопль! :P  :D
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Старый от 16.10.2007 09:42:59
ЦитироватьА что если на дирижабле из космоса??? :shock:
Погасил 1ю космическую и надул этого дирижабля.
Удобно - лети куда хочу...
Ни тебе аэродромы ни моря и океаны - ничего не надо ничего не страшно...
Это я сам придумал... :P
Гениально! Я - за! :)
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: avmich от 16.10.2007 23:07:09
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80203.jpg)
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Yuriy от 16.10.2007 16:11:23
Не исключено использование дирижабля, точнее гибрида парашюта и дирижабля:



"NASA финансирует разработку надувной защиты для спуска с орбиты
19 октября 2006 г.

В недалёком будущем в качестве защиты при спуске космических аппаратов с орбиты на поверхность Земли, возможно, будут применяться устройства, представляющие собой гибрид парашюта и надувного шара.
 
Такая тепловая защита будут легче твердых теплоизоляционных материалов, применяемых в настоящее время, что позволит снабжать аппараты большей полезной нагрузкой. Для надувания устройства должен будет использоваться сжатый газ, а получившаяся в результате оболочка будет иметь достаточную площадь поверхности, чтобы замедлить движение космического аппарата.

Для разработки эффективного образца такого устройства NASA выделило 600000 долларов США компании Andrews Space. В разработке этой компании выходящий из надувной оболочки газ будет дополнительно охлаждать спускаемый аппарат, что позволит использовать более тонкий слой материала и облегчить, таким образом, всю конструкцию.

По замыслу конструкторов из Andrews Space, оболочка будет надуваться вокруг нижней части и боковых сторон спускаемого аппарата еще до входа в атмосферу. При движении в атмосфере полимерный материал оболочки будет нагреваться и выпускать газ через поры. Устройство будет состоять из нескольких слоёв, каждый из которых будет наполненных газом. Таким образом будет достигаться равномерное снятие тепла.

В настоящее время Andrews Space испытывает четыре разных материала для надувной оболочки. Сымитировать высокие температуры планируется с помощью гигантского факела или электрической дуги. В 2005 году компания пыталась провести лётные испытания своей разработки, однако пуск ракеты прошел неудачно. Тем не менее, в ближайшие месяцы попытка может быть повторена, сообщает New Scientist."

Текст: Николай Карташев

Источник: КомпьюЛента
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Старый от 16.10.2007 15:32:31
ЦитироватьНе исключено использование дирижабля, точнее гибрида парашюта и дирижабля:
Надо ещё до кучи вертолёт. :)
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: mihalchuk от 16.10.2007 23:02:07
ЦитироватьА что если на дирижабле из космоса??? :shock:
Погасил 1ю космическую и надул этого дирижабля.
Удобно - лети куда хочу...
Ни тебе аэродромы ни моря и океаны - ничего не надо ничего не страшно...
Это я сам придумал... :P
Нормальная идея, между прочим. Конечно, без расчётов не сказать, что будет по массам и прочностям, но температура поверхности и нагрузки будут гораздо меньше, чем у обычных аппаратов.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Eraser от 17.10.2007 07:05:30
Цитировать
ЦитироватьНе исключено использование дирижабля, точнее гибрида парашюта и дирижабля:
Надо ещё до кучи вертолёт. :)
Лопасти надутые водородом.  :D
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 06.06.2008 14:12:59
Цитата с ветки "вздушный старт":
 "Сквозной воздушный старт" подразумевает цилиндрический КА. На приземление неплохо бы реанимировать  "папелац" (оснастить винтами противоположного вращения). Торможение компрессионное, как автомобиль на горном спуске и на "балластные резисторы", как у троллейбуса на крыше (описание на сайте http://inventions.at.ua/). Это конечно конкурент "биконическому" Клиперу.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 16.06.2008 15:49:54
Кому интересно, краткое описание, чтоб не мучались с украинским (как нам приходится).
Заявка в Укрпатент № 200602996 - «Способ привода соосных винтов вертолёта воздушно-реактивными двигателями размещенными на концах лопастей, который отличается от существующих тем, что воздух к двигателям подаётся СКВОЗЬ ЛОПАСТИ от компрессоров расположенных у центральных валов винтов, привод компрессоров низкого давления - через редуктор от центральных валов, привод компрессоров высокого давления - электродвигателями". Возможно применить для цилиндрического спускаемого космического аппарата, так как соосные винты противоположного вращения (конструкции Камова) взаимно компенсируют вращающий момент. Лопасти сделать складными (можно в два , три раза) и располагать вокруг аппарата.
 Конечно идея вертолётной посадки не нова, есть варианты со скручивающимися в рулон лопастями, но идеи проверяются практикой. На соседней ветке "Авторотация" было бурное обсуждение, а сейчас тихо.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: yos от 16.06.2008 16:27:49
Цитироватьчтоб не мучались с украинским (как нам приходится).
Ну святой мученик, прямо! ,,Хочете двомовності — вчіть українську!".
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 16.06.2008 23:43:05
"Трах тибидох", ёпрст. Халявщики ЁМАЁ. "Жрецы науки", больше без комментариев...
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Salo от 17.06.2008 01:46:32
Цитировать
Цитироватьчтоб не мучались с украинским (как нам приходится).
Ну святой мученик, прямо! ,,Хочете двомовності — вчіть українську!".
Читаю , Ваш пост, и вспоминается мне один президент, который насчитал сорок семь миллионов украинцев. :P
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: yos от 17.06.2008 14:33:13
Понятное дело -- считал он граждан Украины, так и нужно считать.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Salo от 17.06.2008 16:14:24
yos, а Вы и Ваш президент не видите разницы между гражданами Украины и украинцами? Я бы ещё понял фразу народ Украины и даже украинский народ. Но мне слова Вашего президента "моя нация" режут слух в стране, в которой по-крайней мере 7 млн человек считают себя русскими (я уж не говорю о евреях, болгарах и др.).
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Shin от 17.06.2008 16:16:55
Щазз забаню нафиг всех! И украинцев и русских  :evil:
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: RadioactiveRainbow от 17.06.2008 17:34:45
Прально. Развели тут, панимаешь...
Давайте лучше вертолетную посадку обсуждать.

Можно ведь не делать полноценную вертолотную схему. Сделать трансформацию в автожир. Можно с толкающим винтом с ДВС.
Несущий корпус-автожир. Тормозится, на скорости под 300 разворачивается и тихо,не спеша, летит на базу.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: wolf от 17.06.2008 17:46:44
ЦитироватьЩазз забаню нафиг всех! И украинцев и русских  :evil:
Правильно! Заколебали уже такую ерунду нести в интереснейшей теме. Удивляюсь, что так мало постов.
Еще у Королева в КБ, как известно, велись такие работы, делались детальные рассчеты. А какова судьба этих наработок? Всплывает только отрывочная инфа... :(
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Salo от 17.06.2008 18:17:26
Феоктистов по этому поводу хихикал в кулачок в "Траектории жизни" (http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/feoktistov/traektoria/02.html) :
ЦитироватьНо одновременно нужно было решить и другую принципиальную задачу - найти приемлемую, достаточно простую и в то же время достаточно надежную схему спуска с орбиты и посадки. Вариантов могло быть много. Например, можно было использовать аппарат с крыльями. Рассматривался и вариант торможения и посадки с помощью винтов, подобных вертолетным.

Как выяснилось впоследствии, эта схема очень нравилась Королеву (а может быть, это была именно его идея?), и он через Тихонравова передал просьбу рассмотреть этот вариант. Но наши оценки показали, что эффективной работы винтов при спуске с орбиты и при посадке добиться трудно. Подготовили и отправили Королеву на подпись соответствующий отчет. Но С.П. отчет этот подписать отказался (мы обязаны были подписывать наши отчеты у него), хотя вроде бы и смирился с тем, что вертолетный вариант мы забраковали, и нам пришлось отправить отчет в архив без его подписи. Позднее я узнал, что Королев не смирился с этим выводом и года через два нашел группу инженеров, которые заинтересованно, всерьез начали разрабатывать вариант аппарата для спуска с орбиты с использованием винта. Потом к этому делу подключили еще и специалистов из Академии А.Ф. Можайского. Прошли годы, но эта разработка так ничем и не кончилась. В принципе такой аппарат, может быть, и можно сделать. Вот только трудности при этом возникают громадные, да и непонятно, зачем его создавать.

Рассматривались и другие схемы спуска и посадки, более простые и прагматичные. И наконец, в начале апреля 1958 года мы пришли к принципиальному выводу: спуск должен быть баллистическим (то есть без использования аэродинамической подъемной силы), с парашютной системой посадки. Анализ и расчеты показали, что такой способ может быть приемлемым и по массе, и по уровню сложности конструкции. Кроме того, перегрузки, возникающие при торможении в атмосфере, оказываются в пределах, допустимых для человека. Да и можно надеяться на сравнительно малые сроки разработки аппарата.

Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Fakir от 17.06.2008 19:05:06
Ну а что хорошего-то в вертолётной посадке?
Ни богу свечка, ни чёрту кочерга...

Бокового манёвра большого не получить.
На этапе спуска ротор тормозит СА примерно так же, как парашют той же площади.
Единственно что можно чуть смягчить посадку без РДТТ "подрывая" раскрутившийся ротор.

Но при этом - миллион сложностей получаем, а выгод - совсем немного.

Кроме того, ротор раскрывать можно будет только уже при дозвуковой скорости - на сверхзвуке, говорят, лопасти просто срежет.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: dan14444 от 17.06.2008 21:50:16
Лучше последний парашют сделать управляемым - и планировать куда надо. Так далекоооо улететь можно, при нормальном управлении.
И принципиальных трудностей - ноль.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Fakir от 18.06.2008 17:10:01
До фига этих трудностей, отнюдь не ноль...

Про управляемый и даже про дельта-крыло с надувным каркасом думали еще для "Джемини". И...

Не, на самом деле крылья рулят (нераскладные). И ротор покрывают, как баран овцу.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 18.06.2008 23:07:57
Летайте себе на "динозаврах" и приземляйтесь на "лаптях" и "портянках" по дедовски, а деды были смелее.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: нейромантик от 18.06.2008 23:33:28
А чего тут думать?
Или управляемость посадки, или надёжность. tertium non datur.

Дирижабль будет иметь какой-либо плюс при плотности выше плотности воздуха, т.е. как аппарат тяжелее воздуха, но способный летать не только на манер топора - вертикально вниз.
И то, я с трудом представляю себе его реализацию - не самая это простая задача - после торможения до околозвуковых скоростей надуть водородом (его проще хранить в химически связанном виде) герметичную оболочку и прдать ей некую пскорость не только направленную по нормали к Земной поверхности.
Может аэростатно-дирижаблевый вид? Т.е. километров 20-ть не долетая поверхности - парить, аки орлы.
Облегчивзадачу поиска.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 04.07.2008 12:57:00
Скоро прийдёт результат экспертизы. На Украине только "отвёрточная" сборка вертолётов и отсутствие традиций принимать решения. Заранее предлагаю русское описание. Надеюсь что переборю ведомство.

7 B64D7/08                                         UA № 200602996                       Описание изобретения
  Способ привода винтов вертолёта воздушно-реактивными двигателями на концах лопастей, воздух к двигателям подаётся сквозь лопасти.
 На современном уровне широко применяются вертолёты с одним или двумя несущими винтами. Привод винтов осуществляют поршневыми, или турбовальными реактивными двигателями, размещёнными в вертолёте. Существуют проекты, в которых винт вращают малыми прямоточными или турбореактивными двигателями, размещёнными на концах лопастей: вертолёт Миля В-7, заявка ЕПВ № 0 150 812 "Вертолёт", патент США № 3559922 "Летающая платформа". Недостаток – попадание отработанных газов с предыдущего двигателя в следующий.
 При отказе двигателей вертолёты снижаются на авторотации. Сущесвуют проекты торможения возвращаемых космических аппаратов на этом принципе, например http://www.aiaa-houston.org/cy0405/event-06may05/pres/pres013.pdf . Недостаток – высокая скорость приземления. Ниже предлагается способ привода несущих винтов вертолёта, в том числе, для "мягкой" посадки.
 В основу изобретения (Рис. 1) http://inventions.at.ua/publ/1-1-0-10 поставлена задача подачи свежего воздуха (1) из центра несущего винта к реактивным двигателям на концах лопастей (2), путём подачи воздуха сквозь лопасти. Компрессори низкого давления (3), вращают через редуктор (4), от центральных валов (5). Компрессоры высокого давления (6) вращают електродвигателями (7), электроэнергию вырабатывает моторгенератор (8). Реактивние двигатели (9), двухступенчатые. Первой ступенью, жидкостно-реактивним двигателем (10), поджигают вторую, воздушно- реактивную ступень (11). Топливо (12), в обеих ступенях, подают на форсунки (13). На первую ступень также подают окислитель (14).
      Технический результат:
1.       Лёгкий привод винтов для «мягкой» посадки апарата.
2.       Надёжность, благодаря индивидуальному двигателю на каждой лопасти и забору свежего воздуха из центра.
3.       Компрессионное и электрическое (моторгенератором) торможение винтов при авторотации.  
      Возможность реализации:
1.      В первой ступени, вместо жидкостно-реактивного, возможно применить електро-реактивный двигатель – плазмотрон.
2.       Лопасти можно сделать складными (в два, или три раза).
3.      Сложенные лопасти можно расположить вокруг цилиндрического космического апарата.
4.      Предложенный способ является важным дополнением проекта воздушного старта со сквозной шахты вдоль самолёта №20041109213, потому что шахта предполагает цилиндрический космический аппарат.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: MGouchkov от 04.07.2008 19:32:07
Про СУ Глухарева и его ранцевый вертолёт 195х вы в курсе?
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 05.07.2008 03:17:57
Нет не в курсе, в NET пока не нашел. Если не секрет, дайте пожалуста ссылку или краткое описание. Вообще то аппаратов с реактивными лопастями множество. Моя новизна - подача воздуха сквозь лопасти.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: SpaceR от 05.07.2008 20:46:15
ЦитироватьНет не в курсе, в NET пока не нашел. Если не секрет, дайте пожалуста ссылку или краткое описание. Вообще то аппаратов с реактивными лопастями множество. Моя новизна - подача воздуха сквозь лопасти.
У аппаратов с реактивными лопастями это действительно нафинг не надо, они ведь всегда в воздушной среде ;)
А если речь о безвоздушной, то там и винт как козе баян.

Вообще для ограниченного маневрирования достаточно вращения от раскрутки на авторотации. А трубки в лопасти неоправданно её удорожают.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: MGouchkov от 06.07.2008 01:40:53
ЦитироватьНет не в курсе, в NET пока не нашел. Если не секрет, дайте пожалуста ссылку или краткое описание. Вообще то аппаратов с реактивными лопастями множество. Моя новизна - подача воздуха сквозь лопасти.

 Описание ранцевого вертолёта предтавленного на конкурс когда ими увлекались в США Сикорским, с СУ Глухарева видел уже много лет назад чуть ли не в "Технике- молодёжи"  :?
 Суть в том, что ранец- "станок" почти как у рюкзака, и ничего кроме двух баллонов с пропаном в нём нет. По концам каждой из лопастей пульсирующий РД на этом пропане.
 В массогабарит на конкурс, в отличии от "карлсонов" с вращающими винт моторчиками, это уложилось    :P  :P
 А с истечением из самого винта, правде насколько понял и помню- не воздуха, но создающего вращающий момент своим истечением из лопасти, горячего газа из ГГ, был вроде бы в тех же 196х хьюзовский геликоптер (даже вроде бы серийный, но малоудачный).
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: us2-star от 06.07.2008 14:45:56
http://techmol.narod.ru/TM/Heli_mus/hel_11.htm
http://techmol.narod.ru/TM/Heli_mus/hel_12.htm
http://techmol.narod.ru/TM/Heli_mus/hel_13.htm
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: SpaceR от 06.07.2008 15:46:55
ЦитироватьОписание ранцевого вертолёта предтавленного на конкурс когда ими увлекались в США Сикорским, с СУ Глухарева видел уже много лет назад чуть ли не в "Технике- молодёжи"  :?
 Суть в том, что ранец- "станок" почти как у рюкзака, и ничего кроме двух баллонов с пропаном в нём нет. По концам каждой из лопастей пульсирующий РД на этом пропане.
 В массогабарит на конкурс, в отличии от "карлсонов" с вращающими винт моторчиками, это уложилось    :P  :P
 А с истечением из самого винта, правде насколько понял и помню- не воздуха, но создающего вращающий момент своим истечением из лопасти, горячего газа из ГГ, был вроде бы в тех же 196х хьюзовский геликоптер (даже вроде бы серийный, но малоудачный).
Да, именно в "Технике- молодёжи" :) (кажется где-то за 1983-1985 гг).
Среди множества схем была и с подачей горячего газа через лопасти - решение имхо неудачное, но избавляет от необходимости ставить на конце лопасти тяжелый движок. Для патента конечно покатит ;)
Но даже им не пришла в голову "суперидея" подавать через лопасти воздух  :lol:
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 06.07.2008 22:55:22
На удивление быстро пришла экспертиза - "невидповиднисть умови новызна". Есть патент 1993 года SU 1794038 А3 Хлопенков П. Р. Одновинтовая схема, в центре осевой компрессор (соосный с винтом) вращается через повышающий редуктор, воздух сквозь лопасти подаётся к горелкам на концах. Спасибо за экспертизу а не отписку. Здесь один компрессор на все лопасти, а у меня двухвинтовая схема и двухступенчатый компресор на каждую лопасть, но в формуле указано только воздух сквозь лопасти. Если не разрешат дополнить формулу, подам другую заявку с приоритетом по изначальному рисунку.
 На счёт веса - ветолёт должен взлетать с грузом, а КА необходимо затормозить, особенно перед землёй.
Холодный воздух имеет значительно меньший обьём чем продукты сгорания. Сечение лопасти есть воздуховод, давление небольшое. Сплющить трубу из титановой жести - неужели много весить будет. А когда сложены вокруг КА - защита от космического метеоризма.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 08.07.2008 16:29:08
Укрпатенту. Прошу разрешить в способе привода винтов вертолёта реактивными двигателями на концах лопастей (воздух подают сквозь лопасти) ограничить действие формулы на вертолёты с двумя несущими соосными винтами противоположного вращения, которые изображены на Рис. 1 в первоначальной заявке.  Обновлённую формулу и описание прилагаю. Хотя экспертиза и сделала предварительный вывод об отсутствии "новизны", прошу учесть что моя заявка существенно отличается от противопоставленной - патент SU 1794038 A3 П. Р. Хлопенков двухвинтовой схемой вертолёта и двухступенчатыми компрессорами на каждую лопасть.

Формула.  Способ привода соосных, противоположного вращения винтов вертолёта воздушно реактивными двигателями на концах лопастей, который отличается от существующих тем, что воздух сжимается двухступенчатыми компрессорами расположенными в центре несущих винтов и подаётся к двигателям сквозь лопасти, привод компрессоров от центральных валов, первой ступени механический, через редуктор, второй ступени - электрический, через моторгенератор.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: поверхностный от 09.07.2008 09:44:56
http://pla.by.ru/rotor_react.htm
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 09.07.2008 15:09:49
Спасибо за подробную подборку.
В одновинтовой схеме раскрутка компрессора через редуктор от главного винта даст противоположную крутку аппарата (всё относительно).
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ronatu от 10.07.2008 03:05:10
Цитировать
ЦитироватьА что если на дирижабле из космоса??? :shock:
Погасил 1ю космическую и надул этого дирижабля.
Удобно - лети куда хочу...
Ни тебе аэродромы ни моря и океаны - ничего не надо ничего не страшно...
Это я сам придумал... :P
Гениально! Я - за! :)
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 22.07.2008 23:55:51
Сегодня звонок из Укрпатента, предложили для сохранения приоритета превратить заявку на изобретение в заявку на "полезную модель". Я сгоряча согласился, пообещал в течении недели всё выслать.
 Как развитие идеи, еще бы сверху добавить кожухи, в сечении соответствующие прямоточным ВРД.
 Конечно всё можно 10 раз перекрутить, но кто заинтересовался - пишите 49008 Днепропетровск почтовый ящик № 800.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 22.07.2008 23:59:11
(http://img26.picoodle.com/img/img26/4/7/20/f_electromissm_d1f88a1.jpg)

Saul, патентуйте - дарю :D
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 23.07.2008 00:11:28
Да я и сам дарю идеи Аэростатного и Катапультного пуска, только некоторые земляки инженерного юмора не понимают.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: SpaceR от 23.07.2008 03:48:56
Юмор земляки понимают...  Конечно, если это - юмор.

А что касается "дарения идей", то чужое дарить - дело нехитрое... ;)
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 23.07.2008 07:46:44
Мои посты про катапульту и аэростат "пончик" - для проталкивания идеи ускорения ракеты электростартерами на зубчатые рельсы по бокам. Вечером и в "стартовый стол" вклинюсь. Новизну идеи оценит Укрпатент и форум.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 02.08.2008 00:58:51
Предложение преобразовать заявку на изобретение в полезную модель наверное "замануха". Я ведь предлогаю "способ". Патентование модели предполагает фотографии изделия. Может из газет склеять. Решил оставить всё как есть.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 09.09.2008 22:24:00
Позвонили из Укрпатента, на счет "висяка". Сказали - "полезная модель" пройдет. Перезаявил... Месяца за два, гербовая бумага будет.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 12.12.2008 12:23:58
Всем, кому интересно! Письмо №16379/1 от 2 декабря 2008 г. По заявке №200602996 - "Способ привода винтов двухвинтового вертолёта ... воздушно-реактивными двигателями на концах лопастей" принято решение о выдаче декларационного патента. Необходимо оплатить пошлину, и тд. и тп.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ronatu от 13.12.2008 03:45:04
ЦитироватьВсем, кому интересно! Письмо №16379/1 от 2 декабря 2008 г. По заявке №200602996 - "Способ привода винтов двухвинтового вертолёта ... воздушно-реактивными двигателями на концах лопастей" принято решение о выдаче декларационного патента. Необходимо оплатить пошлину, и тд. и тп.

A kak oHu 6ygyT o6xoguTb cyw,ecTByi0w,ue naTeHTbI?
Sorry , we do not speak english.... :wink:
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 12.12.2008 20:58:24
Конкретно претензии.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ronatu от 13.12.2008 11:09:17
ЦитироватьКонкретно претензии.

Конкретно k koMy??? :roll:  :shock:

http://www.scribd.com/doc/525613/Germanys-Secret-Weapons-in-World-War-II
page 60... :wink:

http://www.aerospaceweb.org/question/helicopters/q0141.shtml
etc
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 13.12.2008 12:21:23
Повторюсь - подача воздуха сквозь лопасти.
 http://inventions.at.ua/publ/1-1-0-10
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ronatu от 14.12.2008 06:58:49
ЦитироватьПовторюсь - подача воздуха сквозь лопасти.
 http://inventions.at.ua/publ/1-1-0-10

U3BuHRi0cb nepBbIu' pa3 He pacc/\bIwa/\... :wink:
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 18.02.2009 17:59:59
Получил патент Украины на полезную модель №38792 "Способ вращения винтов вертолёта воздушнореактивными двигателями на концах лопастей, воздух подаётся сквозь лопасти (от компрессоров в центре винта)". Одно из применений - вертолётная посадка КА. Придумано специально для "Сквозного воздушного старта", так как он подразумевает цилиндрический КА. Должно появиться здесь  http://212.82.216.37/searchBul/search.php?action=search
 На своём сайте постараюсь завтра выложить.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Petrovich от 05.04.2009 20:55:34
(http://s57.radikal.ru/i157/0904/54/5a69b544a434.jpg)
 :wink:
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 05.04.2009 20:21:47
Одновинтовая схема из за трения в подшипниках будет крутить и аппарат, потребуется компенсация. А двухвинтовая компенсирована, да ещё позволит гасить мощность, в моём варианте компрессорами (как авто на горном спуске). А "дармовой" сжатый воздух логично подать в ВРД, СКВОЗЬ ЛОПАСТИ, в этом "новизна".
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ronatu от 06.04.2009 03:39:06
ЦитироватьОдновинтовая схема из за трения в подшипниках будет крутить и аппарат, потребуется компенсация. А двухвинтовая компенсирована, да ещё позволит гасить мощность, в моём варианте компрессорами (как авто на горном спуске). А "дармовой" сжатый воздух логично подать в ВРД, СКВОЗЬ ЛОПАСТИ, в этом "новизна".

He Mo>keT eTo 6bITb HoBu3Hou'... nocko/\bky eTo He 6bI/\o HoBu3Hou' B 1969-1971
korga 6ygy4u pe6eHkoM ge/\a/\ Takue Moge/\u Bo DBopu,e nuoHepoB u wko/\bHukoB... :lol:
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: саша от 05.04.2009 20:42:05
действующий пример складной лопасти(в несколько раз) на летающих сейчас вертолётах?
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ronatu от 06.04.2009 03:50:40
Цитироватьдействующий пример складной лопасти(в несколько раз) на летающих сейчас вертолётах?

ЦитироватьА "дармовой" сжатый воздух логично подать в ВРД, СКВОЗЬ ЛОПАСТИ, в этом "новизна".
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: zyxman от 05.04.2009 22:00:58
ЦитироватьОдновинтовая схема из за трения в подшипниках будет крутить и аппарат, потребуется компенсация. А двухвинтовая компенсирована, да ещё позволит гасить мощность, в моём варианте компрессорами (как авто на горном спуске). А "дармовой" сжатый воздух логично подать в ВРД, СКВОЗЬ ЛОПАСТИ, в этом "новизна".
А действующая модель у вас есть?
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: саша от 05.04.2009 22:07:48
Что-то по американской ссылке незаметно автомат перекоса или что там вместо него.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 05.04.2009 23:03:39
На эту идею меня натолкнула, кстати, засевшая в голове публикация в рубрике "патентное бюро ЮТ" примерно 1977 года журнала "Юный Техник". Там парнишка предлагал турбореактивные движки на концах лопастей. Ему что то вежливо ответили. Это сейчас в интернете легко найти вертолёт Миля В7 летавший в конце 50х, но ТРД оторвались центробежной силой. Предполагаю, ronatu
клеял подобную модель.
 Ход мыслей - тяжёлые турбинки должны быть у оси. Пока документально никто ничего не противопоставил, хотя я в отличие большинства "изобретателей" открыто выставляюсь в NET.  Ronatu,
 Вы конечно далеко, есть повод обратиться к старым друзьям, найти фото хотя бы. Не будте голословны. У меня, например фотки есть, когда я с пятого класса сам учился, а на пятом курсе института уже подрабатывал руководителем радиокружка Дворца Пионеров.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: zyxman от 06.04.2009 04:49:34
Цитировать
То есть действующей модели у вас нет?
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 06.04.2009 07:36:53
Действующей нет. Есть только абстрактная, способ - "полезная модель". Изобретение защищено 20 лет, а это 7 лет, вобщем "грамота".
На изготовление модели необходимы время, деньги и смысл, а этого нет.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: zyxman от 06.04.2009 15:01:46
ЦитироватьДействующей нет. Есть только абстрактная, способ - "полезная модель". Изобретение защищено 20 лет, а это 7 лет, вобщем "грамота".
На изготовление модели необходимы время, деньги и смысл, а этого нет.
А "грамоту" дают бесплатно?
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 06.04.2009 17:23:21
Пособие начинающим изобретателям.
 Оплачиваешь подачу заявки, проходишь формальную экспертизу, платишь полную экспертизу, публикацию, выдачу патента, потом ежегодная нарастающая пошлина.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: zyxman от 06.04.2009 17:46:36
ЦитироватьПособие начинающим изобретателям.
 Оплачиваешь подачу заявки, проходишь формальную экспертизу, платишь полную экспертизу, публикацию, выдачу патента, потом ежегодная нарастающая пошлина.
То что оно платно я и так знаю. Вы лучше расскажите сколько конкретно?
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 06.04.2009 20:17:21
После вступления Укпаины в ВТО сборы подорожали, но доступны рядовому гражданину. Посмотреть можно здесь http://www.ukrpatent.org/ua/rba.html
 Кстати, моделисты, кто хочет построить модель такого вертолёта и воздушного старта (аватара) - пожалуста, даже прошу об этом.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ronatu от 22.04.2009 12:34:02
Ballutes Studied For Hypersonic Space Vehicles
By Bill Christensen

Global Aerospace has been given NASA funding to study the use of ballutes in planetary atmospheric entry and descent, aerodynamic orbital capture, and aerodynamic gravity assist.

Ballutes (from BALLoon plus parachUTE) are basically large, inflatable devices that use atmospheric drag to decelerate spacecraft; they were invented by Goodyear Aerospace in 1958.

The company is developing the Hypersonic Control Modeling and Simulation Tool (HyperCMST). It will be used to study the problem of controlling the trajectory of different hypersonic space vehicles as they maneuver close to planets and satellites with substantial atmospheres.

HyperCMST will be used to develop a new type of ballute called a lifting-towed-toroidal-ballute for use in orbit capture or atmosphere entry. Most ballute concepts are used for braking; drag-only devices that cannot be steered. However, Global Aerospace hopes to manipulate the tether lengths between the spacecraft and the ballute to create aerodynamic lift, making steering possible.

NASA has looked at ballute idea before; most recently, their Fly Higher, Fly Lighter program (2004) aimed to use ballutes to lower the cost of putting a satellite into orbit. Taking this approach translates to using less propellant to slip a satellite into a proper orbit, lower launch costs, and makes more room on spacecraft for sensors and other payload gear.

Science fiction fans have already had a great look at the use of ballutes in the 1984 movie 2010, a sequel to the earlier Arthur C. Clarke film 2001: A Space Odyssey. Take a look at this dramatic video clip from 2010 showing the deployment of the ballute on the Russian spacecraft Leonov.

 (This Science Fiction in the News story used with permission of Technovelgy.com)


(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/76930.jpg)
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 22.04.2009 07:47:03
"Надувной бублик" это ведь не вертолётная посадка, хотя интересная альтенатива, для Венеры допустим.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Lanista от 22.04.2009 12:00:01
может у амеров лучше получится чем у

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60720.jpg)
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: ratte07 от 22.04.2009 13:16:42
Цитироватьможет у амеров лучше получится чем у

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/60720.jpg)

Этот Глобаль слишком за многое берется, чтобы получилось:

ЦитироватьFollow any of the links below to our projects.
 
StratoSail® Balloon Guidance System (BGS)
Rechargeable Lithium Ion Battery Technologies
HighPower™ Lightweight Modular Solar Array
Cyclical Visits to Mars via Astronaut Hotels
Planetary Science from Directed Aerial Robot Explorers (DARE)
Global Constellation of Stratospheric Platforms
HyperPASS - Hypersonic Planetary Aeroassist Simulation System
Aeroassist Support to Planetary Exploration
Global Aerospace Works on the Mars Rover Project
Gossamer Orbit Lowering Device (GOLD) for Low-risk Satellite De-orbit
Navajo - Next Generation Balloon and LTA Performance Model
Apache - A Versatile and Extensible, Continuous-Thrust Trajectory Optimization Tool
Technology Development Roadmaps for Guided Stratospheric Balloons
Design Environment for a Maneuverable Lighter-Than-Air Platform  

Главная плоблема НТУ в обратной связи.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: саша от 22.04.2009 19:03:53
ЦитироватьА можно и не на авторотации. Привод лопастей от микрореактиных двигателей на концах  в авиации уже отрабатывается в натуре.
Наличие привода уменьшает потребный диаметр винта. Вопрос в том - насколько, чтобы лопасть в итоге складывать не пришлось.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Хомяк от 31.07.2009 04:40:20
Цитировать(http://img26.picoodle.com/img/img26/4/7/20/f_electromissm_d1f88a1.jpg)

Saul, патентуйте - дарю :D

Вчём суть  идеи - в том что что-то электрическое взлетает сначала на химичесой ракете?
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 31.07.2009 08:05:04
Не наоборот, первая электро. Но это просто прикол, то, чего не может быть. Мощному ЭРД необходимо очень много электричества, сжатого газа и водяное охлаждение, поэтому если он и взлетит, то только на длинну кабеля и пачки шлангов по которым всё подаётся.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Хомяк от 31.07.2009 19:29:37
ЦитироватьНе наоборот, первая электро. Но это просто прикол, то, чего не может быть. Мощному ЭРД необходимо очень много электричества, сжатого газа и водяное охлаждение, поэтому если он и взлетит, то только на длинну кабеля и пачки шлангов по которым всё подаётся.

Не скажите. Может быть я ошибся, но я насчитал,  что для поддержания во ивзвешенном состоянии одного килограмма массы теоретически надо всего 50 ватт электроэнергии.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 01.03.2010 00:30:48
Альтернатива крыльям, выхлоп сквозь лопасти:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/11033.jpg)
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: zyxman от 01.03.2010 13:47:59
ЦитироватьАльтернатива крыльям, выхлоп сквозь лопасти:
Сколько-ж лет этой идее? - Уже борода успела поседеть и частично выпасть :D

А кстати вертолеты на данном принципе есть давно.
Даже один пытались коммерческий сделать, только он очень шумный оказался (как раз ввиду используемого принципа), поэтому, хоть и вполне пристойно летал, не пошел..
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 04.03.2010 00:28:16
Борода у турбинок на концах лопастей.
 На рисунке автожир. Выхлоп сквозь лопасти видимо для предварительной раскрутки.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Туфи от 22.03.2010 16:00:43
Does anyone knows at what altitude autogyro start actually to produce some lift? I was thinking that it is possible to place small pair of counter-rotating rotors on the outer side of parachute hatch of Soyuz capsule. It would act more like a correctional engine and small drag chute then generating serious lift. If the rotors have diameter of parachute hatch at low altitude I guess it would generate only about 20N lift during descent if I didn't made some huge error during calculation which I admit could happen as this is just a random thought idea and my calculation was based on existing autogyros. Helicopters have lower lift and maximum flight altitude due to low lift at high altitudes. Therefore I have most likely made calculation error (or worse conceptual error as at low altitude there is a little need for those correctional engines).

Is there some numbers Soviet engineers crunched on that subject during development of that Vostok descent system? I knew that USSR worked on that system but I was thinking that was considered for Soyuz - so thanks for the information in this topic that it was actually developed for Vostok. If rotors starts producing lift at for example 8 km altitude that can be to little to late and it is logical that parachute win the in the "battle of the concepts". If I remember well you can deploy a drag chute at altitudes as high as 40 km. I hope that my English is good enough so that people on forum can understand the idea I wrote here and that you can help me to clear that one  no matter is it idea or English in question.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 22.03.2010 23:51:48
"Pragma" перевел пост из Сербии. Понятно без редактирования.
 А на русском коментариев давно нет. Может тихо точат под одеялом.

 Делает кого-либо знает в том, какой высотный запуск автожира фактически, чтобы производить некоторый подъемник? Я думал, что это возможно, чтобы разместить малую пару counter-вращающихся роторов на внешней стороне парашютного люка капсулы Soyuz. Это должно действовать более подобно исправительному двигателю и малой горке протекции тогда генерация серьезного подъемника. Если роторы имеют диаметр парашютного люка в низкой высоте я отгадываю, это должно генерировать только около 20N подъемника в течение десанта, если я не делал делают некоторой огромной ошибкой в течение вычисления, которое я допускаю, мог бы случиться, поскольку это только случайная думающая идея и мое вычисление был основан на существующих автожирах. Вертолеты имеют более низкий подъемник и максимальную высоту полета благодаря низкому подъемнику в высоких высотах. Таким образом я наиболее вероятно сделал ошибку вычисления (или худшая умозрительная ошибка как в низкой высоте там является немногими потребностью для тех исправительных двигателей).

Является там некоторыми Советскими инженерами номеров, грызнутыми на той теме в течение разработки той системы десанта Vostok? Я знал, что СССР работает над той системой, но я думал, что считался для Soyuz - так, спасибо за информацию в этой теме, что это было фактически разработано для Vostok. Если запуски роторов, производящие подъемник в например 8 высоте км, которая может подойти маленькому к позднему и это логическое, что парашют, побеждают вход "сражение понятий". Если я помню хорошо вы можете развернуть горку протекции в высотах как высоко как 40 км. Я надеюсь, чтобы мой английский, пожалуйста таким образом, что человек на форуме могут понять идею я написал здесь и что вы можете помочь мне очистить, что один безразлично есть это идея или английский в вопросе.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 30.04.2011 20:24:15
Такой веер лопастей (жаропрочных) сложить по кругу. ГО при взлёте, ротор при посадке.

http://www.helicopter.su/press-centr/novosti/ulan-udenskij_aviazavod_udivit_mir_unikalnyim_vertoletom.html

28.08.2010   Улан-Удэнский авиазавод удивит мир уникальным вертолетом.

(http://www.helicopter.su/assets/images/helicopters/sikorsky/sikorsky_x2.jpg)

Пишут про МИ-Х1 а на фото Х2.
Название: Вертолетная посадка из космоса
Отправлено: Saul от 15.06.2011 14:06:09
Нагуглил обсуждение, но тема уже закрыта.
http://forum.rcdesign.ru/f19/thread71478.html