Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Дядюшка ВВ от 03.09.2007 20:44:43

Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Дядюшка ВВ от 03.09.2007 20:44:43
Джентльмены - хотелось бы узнать мнение специалистов на тему дыма остаточного выгорания двигателя Ф-1. Меня интересует конкретно: через какое время после выключения двигателя такой дым появляется и сколько продолжается. Если посмотреть тут:

http://www.youtube.com/watch?v=XKtH0uzg8wU

то вопрос конкретизируется - при отделении S-1C видно дым, истекающий из сопла центрального двигателя. Может ли это быть дым остаточного выгорания, если двигатель не работает уже 30 секунд? А если нет, то что это за явление?
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Старый от 04.09.2007 01:49:11
Дядюшка, не могли бы вы дать какую-нибудь более простую ссылку на ролик? Наример приложить её к сообщению на Авиабазе?
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Дядюшка ВВ от 04.09.2007 01:55:19
Приложить не могу, ибо лимит 8мб. Положил на rapidshare http://rapidshare.com/files/53211618/apollo8.rar.html
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Старый от 04.09.2007 01:58:16
Я не знаю как с этой шары качать.
А вырезать семимеговый кусочек и приложить на Базе?
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Дядюшка ВВ от 04.09.2007 02:00:52
Сделаю  :D
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: kulch от 04.09.2007 11:12:52
Кстати, в ролике отлично видно как у Сатурна "горит задница"  :D
(Привет ОПРОВЕРГАТЕЛЯМ!!!)
(сорри за оффтоп)
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Технократ от 04.09.2007 12:38:30
Скорее всего это выход кислорода из бака под давлением вытесняющего газа.
Так как для выключения двигателя перекрывается одна из магистралей либо топлива либо окислителя ( точно не помню какая у Ф-1 ) скорее всего керосина так как для этого требуется меньшее усилие.
После прекращения горения происходит остаточное истекание окислителя через сопло двигателя ещё горячего. А истикающий кислород на высоте принимает голубоватый оттенок.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Дядюшка ВВ от 04.09.2007 15:17:23
Меня тут вот что смущает - слив кислорода, когда в принципе 4 периферийных движка только только выключаются.
(http://www.program-apollo.yoyo.pl/documents/separate1.jpg)
Эта фигня, которая вылетает на этом кадре из сопла - вы её имели в виду? Ну и на следующем кадре её тоже видно.
(http://www.program-apollo.yoyo.pl/documents/separate2.jpg)
Вы уж извиняйте, что так настырно хочу точно знать - мне это нужно для благородной цели успокоения настырных опровергателей :)
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: kulch от 04.09.2007 15:55:41
Раз центральный двигатель выключается раньше периферийных, то излив из него излишков кислорода должен происходить раньше? Может, это не кислород из бака, а остатки кислорода из арматуры движка? Как-то мне не верится, что выключение двигателя происходит перекрытием ТОЛЬКО линии горючего... Кто-нибудь знает наверняка?
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Старый от 04.09.2007 16:43:32
Нет там никакого слива кислорода. Это дым от четырёх периферийных двигателей собравшийся по оси ступени. Он обжат выхлопами от периферийных двигателей.
 Надо не забывать что факел F-1 окружён со всех сторон пеленой чёрного дыма из ТНА. В атмосфере он догорает, а на большой ысоте - нет.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Rohan от 04.09.2007 22:46:15
ЦитироватьНет там никакого слива кислорода. Это дым от четырёх периферийных двигателей собравшийся по оси ступени. Он обжат выхлопами от периферийных двигателей.
 Надо не забывать что факел F-1 окружён со всех сторон пеленой чёрного дыма из ТНА. В атмосфере он догорает, а на большой ысоте - нет.

Не получается. Во-1, дым идёт и когда периферийные движки выключены. Во-2, когда ступень разворачивается, сносит его не сразу, значит у него ненулевая начальная скорость. Значит, что-то там всё таки сливают. В-3, через несколько секунд после выключения периферийныh движков и из них начинает валить. А в-4, я уже видел нечто похожее на дельтах и атласах.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: fagot от 05.09.2007 10:08:10
ЦитироватьНе получается. Во-1, дым идёт и когда периферийные движки выключены. Во-2, когда ступень разворачивается, сносит его не сразу, значит у него ненулевая начальная скорость. Значит, что-то там всё таки сливают. В-3, через несколько секунд после выключения периферийныh движков и из них начинает валить. А в-4, я уже видел нечто похожее на дельтах и атласах.
Скорее всего импульс последействия это. Т.е. когда клапаны закрываются, в магистралях за ними еще остаются компоненты топлива и они догорают как в камере, так и в ГГ, а потом от остаточного тепла стенок нециркулирующий в рубашке охлаждения керосин тоже может закипеть и выбрасываться через сопло, не говоря уж о кислороде в форсуночной головке. Никакого слива из баков не может быть, т.к. главные клапаны закрыты, да и при работающих остальных двигателях это просто глупо.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Rohan от 05.09.2007 14:20:51
ЦитироватьСкорее всего импульс последействия это. Т.е. когда клапаны закрываются, в магистралях за ними еще остаются компоненты топлива и они догорают как в камере, так и в ГГ, а потом от остаточного тепла стенок нециркулирующий в рубашке охлаждения керосин тоже может закипеть и выбрасываться через сопло, не говоря уж о кислороде в форсуночной головке. Никакого слива из баков не может быть, т.к. главные клапаны закрыты, да и при работающих остальных двигателях это просто глупо.

Вот и я что-то такое думаю. А ТНА продолжает крутиться по инерции некоторое время после выключения? Может он просто выкидывает застрявшие в магистралях ГГ остатки полусгоревшего керосина через систему охлаждения.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: kulch от 05.09.2007 14:31:39
ЦитироватьНадо не забывать что факел F-1 окружён со всех сторон пеленой чёрного дыма из ТНА. В атмосфере он догорает, а на большой ысоте - нет.
Именно этот дым виден в момент старта, как некая обрамляющая выхлоп черная завеса, из-за которой кажется, что сопло имеет черный цилиндрический насадок? (То есть это - газ из ТНА, который в F-1 используется для завесного охлаждения соплового насадка?) Если да, то почему он черный такой? Или это на фоне яркого факела?
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: fagot от 05.09.2007 10:42:52
ЦитироватьВот и я что-то такое думаю. А ТНА продолжает крутиться по инерции некоторое время после выключения? Может он просто выкидывает застрявшие в магистралях ГГ остатки полусгоревшего керосина через систему охлаждения.
ТНА-то конечно продолжает, но главные клапаны расположены за ним, чтобы уменьшить импульс последействия. Остатки продуктов сгорания из ГГ конечно выбрасываются, проходя через турбину и затем через коллектор, в сопло, хотя вращение ТНА тут не при чем. Однако и компоненты в полостях камеры вносят немалую лепту.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: fagot от 05.09.2007 10:44:35
ЦитироватьИменно этот дым виден в момент старта, как некая обрамляющая выхлоп черная завеса, из-за которой кажется, что сопло имеет черный цилиндрический насадок? (То есть это - газ из ТНА, который в F-1 используется для завесного охлаждения соплового насадка?) Если да, то почему он черный такой? Или это на фоне яркого факела?
Да, это тот самый газ, а черный он из-за сажи, образующейся при неполном сгорании керосина, и низкой температуры, не позволяющей этой саже светиться.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Rohan от 05.09.2007 15:49:10
ЦитироватьОднако и компоненты в полостях камеры вносят немалую лепту.

Интересно, а почему? Камера же открыта в пустоту (60км уже) оттуда всё должно вылететь/выгореть очень быстро. На длительный эффект врядли хватит. Или я ошибаюсь?
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: fagot от 05.09.2007 12:24:17
ЦитироватьИнтересно, а почему? Камера же открыта в пустоту (60км уже) оттуда всё должно вылететь/выгореть очень быстро. На длительный эффект врядли хватит. Или я ошибаюсь?
На десятки секунд хватает, давление конечно в камере будет весьма низким, но сотни килограммов компонентов мгновенно не выкипают даже в вакууме, к тому же пары создают в камере некоторое давление.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: RadioactiveRainbow от 05.09.2007 19:05:53
Скорость расхода остаточных компонентов примерно пропорциональна давлению в КС.
Так что бОльшая часть остаточных компонентов выйдет/испарится за небольшую часть времени.
Выход жидких компонентов, оставшихся в трубопроводах, затянется чуть дольше (и, соответственно, затянет общее время истечения), но не на десятки секунд. Не с такой интенсивностью, по крайней мере.

Это очень не похоже на истечение остаточных компонентов, имхо.
Скорее я бы предположил сброс чего-нибудь...
Кто в насовских архивах хорошо ориентируется - может поищете чего по Ф-1 и первой ступени?
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: fagot от 05.09.2007 15:59:24
ЦитироватьСкорость расхода остаточных компонентов примерно пропорциональна давлению в КС.
Так что бОльшая часть остаточных компонентов выйдет/испарится за небольшую часть времени.
Выход жидких компонентов, оставшихся в трубопроводах, затянется чуть дольше (и, соответственно, затянет общее время истечения), но не на десятки секунд. Не с такой интенсивностью, по крайней мере.
После отделения блока И облачко кислорода видно не меньше полминуты, хотя казалось бы много ли там газа наддува и остатков? Двигатель конечно горячий, но и керосин не так просто испарить даже в вакууме. А для создания видимого шлейфа большой расход и не нужен.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: RadioactiveRainbow от 05.09.2007 21:42:18
Допустим. Почему в таком случае нет таких явных следов с периферийных двигателей?  :|
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Дядюшка ВВ от 05.09.2007 21:44:28
ЦитироватьДа, это тот самый газ, а черный он из-за сажи, образующейся при неполном сгорании керосина, и низкой температуры, не позволяющей этой саже светиться.

Это явление очень хорошо видно здесь http://www.youtube.com/watch?v=wSv5383Dpvs
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Старый от 05.09.2007 22:27:35
ЦитироватьНе получается. Во-1, дым идёт и когда периферийные движки выключены. Во-2, когда ступень разворачивается, сносит его не сразу, значит у него ненулевая начальная скорость. Значит, что-то там всё таки сливают. В-3, через несколько секунд после выключения периферийныh движков и из них начинает валить. А в-4, я уже видел нечто похожее на дельтах и атласах.
Всё это очень хорошо но почему вы решили что это с центрального движка а не с периферийных?
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Старый от 05.09.2007 22:29:05
ЦитироватьЕсли да, то почему он черный такой? Или это на фоне яркого факела?
Потому что в нём сажа.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Старый от 05.09.2007 22:32:54
ЦитироватьДопустим. Почему в таком случае нет таких явных следов с периферийных двигателей?  :|
Вы никак не поймёте: шлейф по оси это иесть след от четырёх периферийных двигателей который по оси ступени плотнее, т.к. обжат со всех сторон этими самыми четырьмя шлейфами.
 Понимаете? Наружу выхлоп расширяется в вакуум, а к оси - навстречу друг другу.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Rohan от 06.09.2007 00:30:05
Цитировать
ЦитироватьДопустим. Почему в таком случае нет таких явных следов с периферийных двигателей?  :|
Вы никак не поймёте: шлейф по оси это иесть след от четырёх периферийных двигателей который по оси ступени плотнее, т.к. обжат со всех сторон этими самыми четырьмя шлейфами.
 Понимаете? Наружу выхлоп расширяется в вакуум, а к оси - навстречу друг другу.

Возможно, я не буду спорить. Мне было интересно, откуда он вообще берётся и почему у него ненулевая начальная скорость.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Старый от 06.09.2007 01:45:38
ЦитироватьВозможно, я не буду спорить. Мне было интересно, откуда он вообще берётся и почему у него ненулевая начальная скорость.
Потому что газы вылетают из двигателя с ненулевой начальной скоростью.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: RadioactiveRainbow от 06.09.2007 08:28:22
ЦитироватьВы никак не поймёте: шлейф по оси это иесть след от четырёх периферийных двигателей который по оси ступени плотнее, т.к. обжат со всех сторон этими самыми четырьмя шлейфами.
 Понимаете? Наружу выхлоп расширяется в вакуум, а к оси - навстречу друг другу.
Мне казалось, в таком случае поперечное сечение должно быть не илиндром, а чем-то вроде остроиды... или какого-нибудь квадрата криволинейного.
Ведь обжимающие струи все таки круглого сечения. Так что зона обжатия круглой не получается ну никак.
И должна быть видна не только центральная зона обжатия от 4х двигателей, но и "лепестки" зон обжатия от 4х пар соседних двигателей...
Или нет?

Есть аналогичные кадры других РН для сравнения?
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Rohan от 06.09.2007 10:02:12
Цитировать
ЦитироватьВозможно, я не буду спорить. Мне было интересно, откуда он вообще берётся и почему у него ненулевая начальная скорость.
Потому что газы вылетают из двигателя с ненулевой начальной скоростью.

Это я уже вроде понял. Вылетают не из-за того что ТНА продолжает крутиться, а из-за разницы давлений между трубопроводами и внешней средой, верно?
И это действительно не может быть слив, я прочитал что у Ф-1 после выключения клапаны всех трубопроводов закрываются гидравлически.
Единственный оставшийся вопрос - почему это происходит, как видно на видео и дельт и сатурнов, не сразу после выключения двигателя, а через несколько секунд? Двигатель выключается, некоторое время ничего нет, потом из него появляется шлейф.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Старый от 06.09.2007 10:06:04
ЦитироватьВылетают не из-за того что ТНА продолжает крутиться, а из-за разницы давлений между трубопроводами и внешней средой, верно?
Да. Плюс нагрев.

ЦитироватьЕдинственный оставшийся вопрос - почему это происходит, как видно на видео и дельт и сатурнов, не сразу после выключения двигателя, а через несколько секунд? Двигатель выключается, некоторое время ничего нет, потом из него появляется шлейф.
Пока компоннты успеют прогреться до температуры испарения.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Rohan от 06.09.2007 10:11:34
ЦитироватьПока компоннты успеют прогреться до температуры испарения.

Если я понял Вас правильно, холодные компоненты, которых теперь никто не зажигает, закипают в переставших охлаждаться трубах?
Хм... А разве ничего не продолжает догорать само по себе в ГГ и трубопроводах?
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Старый от 06.09.2007 11:45:16
ЦитироватьЕсли я понял Вас правильно, холодные компоненты, которых теперь никто не зажигает, закипают в переставших охлаждаться трубах?
Хм... А разве ничего не продолжает догорать само по себе в ГГ и трубопроводах?
Продолжает и догорать. И испаряться из трубопроводов в основном системы охлаждения двигателей. И из ГГ.
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Rohan от 06.09.2007 13:25:20
Спасибо :)
А кто-нибудь знает, какой термин на английском аналогичен термину "импульс последействия"?
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: lll от 07.09.2007 05:06:12
От F-1 вообще столько копоти, что его даже вырубали на первых испытаниях :)
The F-1 started very slow with huge bellows of black smoke flowing out of the thrust chamber surrounding the engine as if it was on fire. We dissipated this black smoke with a large volume thrust chamber exit gaseous nitrogen purge. On the S-1C-T test, we did not use the purge, the whole engine area was black and red as if on fire and Ron excitedly cutoff the test. Later, he told us he was sorry. Dr. Von Braun took Ron around after dinner and introduced him as the man with the "Gold Finger".
http://www.enginehistory.org/rocket_engines.htm
Название: Дым остаточного выгорания двигателя F-1
Отправлено: Сопла от 07.09.2007 00:07:41
ЦитироватьСпасибо :)
А кто-нибудь знает, какой термин на английском аналогичен термину "импульс последействия"?

Типа, post-burn residual thrust...