Насколько я знаю, у ракет есть собственная система ориентации. Т.е. в бортовом вычислителе имеется информация о координатах центра масс ракеты в инерциальной системе координат (ИСК) и об угловом положении ракеты (углы ориентации).
Предлагаю передавать эту информацию из вычислителя ракеты в вычислитель спутника. Тогда, если перед отделением от ракеты на спутнике включить инерциальные датчики (гироскопические приборы), то (после отделения от ракеты) можно провести совмещение осей спутника с осями орбитальной системы координат при использовании только одного гироскопического прибора. Это можно использовать и как резервный алгоритм ориентации спутника, т.е. повысить живучесть спутника.
Ясно, что, в таком случае, порог насыщения у гироскопических приборов должен быть больше, чем максимально возможная угловая скорость спутника после отделения от ракеты.
Хочу услышать ваше мнение по этому поводу.
Для этого нужна "открытая" архитектура вычислителей. Что для ракет пока не выполняется.
Если я правильно понял идею, есть пример интеграции последней ступени РН и ПН - печально известный Марс-96. Он был сынтегрирован с блоком ДМ, выполнявшим и функцию последней ступени. Пока таких идей сторонятся, стараются придерживаться принципа "каждому - своё", т. е. чтобы ракету и ПН можно было отрабатывать отдельно и независимо.
Ну непечальных примеров запуска гораздо больше - "Луны" серии Е-2, "Марсы" с "Фобосами", для увеличения массы АМС объединение систем управления с РБ иногда оправдано. Или чтобы не создавать отдельный автономный РБ для запуска ограниченной серии спутников, как в случае с DSCSами.
Хотя предлагаемая идея совсем не о том. :wink:
А чем не нравится вариант, когда ПН самостоятельно тащит
инерциалку с самого старта и, скажем, корректирует ее по
ГЛОНАСС/GPS или информации от носителя?
Речь идет о коррекции ИНС КА от ИНС РН? Как-то это странно.
ЦитироватьТогда, если перед отделением от ракеты на спутнике включить инерциальные датчики...
А если включить перед стартом то и с ракеты ничего не надо передавать - систему координат спутник привезёт с собой.
ЦитироватьА чем не нравится вариант, когда ПН самостоятельно тащит
инерциалку с самого старта и, скажем, корректирует ее по
ГЛОНАСС/GPS или информации от носителя?
Тогда гироскоп должен быть сертифицирован на это. Т.е. должны быть виброиспытания с включенным прибором, а, насколько я знаю, гироскопические приборы производства России (для спутников) не подвергаются таким испытаниям, т.к. нет соответствующих требований в ТЗ.
ЦитироватьРечь идет о коррекции ИНС КА от ИНС РН? Как-то это странно.
Я предполагаю,что на РН в вычислителе имеется следующая информация:
1) о параметрах занимаемой орбиты (наклонение, долгота восходящего узла, аргумент широты, высота и т.д.);
2) об угловом положении осей РН в орбитальной системе координат (ОСК).
Если мои предположения не верны, то я предлагаю закрыть эту ветку.
Т.е. суть идеи: передавать из вычислителя РН в вычислитель спутника (КА) вышеперечисленную информацию. Тогда для КА можно будет после отделения (КО) от РН провести все начальные режимы на одном гироскопе.
ЦитироватьЦитироватьТогда, если перед отделением от ракеты на спутнике включить инерциальные датчики...
А если включить перед стартом то и с ракеты ничего не надо передавать - систему координат спутник привезёт с собой.
Под "инерциальными датчиками" я имел ввиду измерители угловой скорости спутника (КА).
ЦитироватьТогда гироскоп должен быть сертифицирован на это.
Зачем? Кто будет проверять сертификат?;) :)
ЦитироватьТ.е. должны быть виброиспытания с включенным прибором, а, насколько я знаю, гироскопические приборы производства России (для спутников) не подвергаются таким испытаниям, т.к. нет соответствующих требований в ТЗ.
Подумать только! Какой ужассс! Вот гироприборы для ракет проверяются, а для спутников - нет. Что ж теперь делать? ;) :)
Вобщем вы считаете что сооружать предложеную вами систему это проще чем сертифицировать прибор?
ЦитироватьПод "инерциальными датчиками" я имел ввиду измерители угловой скорости спутника (КА).
А вы вообще поставьте БИНС на лазерных гироскопах и не берите в голову.
Вопрос: имеется ли в вычислителе РН следующая информация:
1) о параметрах занимаемой орбиты (наклонение, долгота восходящего узла, аргумент широты, высота и т.д.);
2) об угловом положении осей РН в орбитальной системе координат (ОСК).
ЦитироватьВопрос: имеется ли в вычислителе РН следующая информация:
1) о параметрах занимаемой орбиты (наклонение, долгота восходящего узла, аргумент широты, высота и т.д.);
2) об угловом положении осей РН в орбитальной системе координат (ОСК).
Навигация РН обычно решается в инерциалке.
Однако, проблемы пересчитать одно в другое я не вижу.
ЦитироватьЦитироватьВопрос: имеется ли в вычислителе РН следующая информация:
1) о параметрах занимаемой орбиты (наклонение, долгота восходящего узла, аргумент широты, высота и т.д.);
2) об угловом положении осей РН в орбитальной системе координат (ОСК).
Навигация РН обычно решается в инерциалке.
Однако, проблемы пересчитать одно в другое я не вижу.
А в чём проблема передать эту информацию, например по радиоканалу, с РН на спутник?
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВопрос: имеется ли в вычислителе РН следующая информация:
1) о параметрах занимаемой орбиты (наклонение, долгота восходящего узла, аргумент широты, высота и т.д.);
2) об угловом положении осей РН в орбитальной системе координат (ОСК).
Навигация РН обычно решается в инерциалке.
Однако, проблемы пересчитать одно в другое я не вижу.
А в чём проблема передать эту информацию, например по радиоканалу, с РН на спутник?
Жесткие терминальные условия по траектории и угловому положению для носителя вас не устраивают ?
ЦитироватьЖесткие терминальные условия по траектории и угловому положению для носителя вас не устраивают ?
Пожалуйста, поясните, что такое: "терминальные условия"?
По возможности, приведите цифры по терминальным условиям и угловому положению. Т.е. выписку из ТЗ в этой части к РН. Было бы очень замечательно, если бы Вы сослались на документ, который можно достать на НПО ПМ.
ЦитироватьЦитироватьЖесткие терминальные условия по траектории и угловому положению для носителя вас не устраивают ?
Пожалуйста, поясните, что такое: "терминальные условия"?
По возможности, приведите цифры по терминальным условиям и угловому положению. Т.е. выписку из ТЗ в этой части к РН. Было бы очень замечательно, если бы Вы сослались на документ, который можно достать на НПО ПМ.
Терминальные условия - это условия на момент отделения ПН.
Вот допуски на траекторию тем более по документам НПО ПМ сказать
не смогу. Можно лишь догадываться, скажем, по углам точность
ориентации последней ступени или РБ единицы градусов
а по угловым скоростям единицы минут в секунду.
Этого достаточно ?
ЦитироватьТерминальные условия - это условия на момент отделения ПН.
Вот допуски на траекторию тем более по документам НПО ПМ сказать
не смогу. Можно лишь догадываться, скажем, по углам точность
ориентации последней ступени или РБ единицы градусов
а по угловым скоростям единицы минут в секунду.
Этого достаточно ?
Т.е., если требуемую информацию из РБ (с указанными выше точностями) передать на спутник (КА) перед контактом отделения от РБ, то в орбитальной системе координат (ОСК) можно соориентироваться с точностью до нескольких градусов, используя из приборов только измеитель угловой скорости.
Значит можно построить резервный алгоритм за счёт усовершенствования связки КА и РБ.
Можно не передавать. Для точности главное начальные условия
навигации КА. Скажем в КА до старта есть начальная информация для
навигационной задачи с точностью, которую я назвал. А РН/РБ
реализуют такую конечную точность при выведении, в итоге получаем
те самые градусы.
Для вычисления ориентации при этом нужны только ДУСы.
В последствие так или иначе КА будут корректировать с земли,
поэтому выжимать большую точность из системы выведения смысла нет,
это не МБР.
ЦитироватьМожно не передавать ...
А если выведение РБ пойдёт не штатно, то будут проблемы. Хотя, если доработать Ваше предложение: после или перед отделением от РБ передать на борт КА признак (сигнал), который сигнализирует о штатном/нештатном выведении, то тогда можно достичь тех же целей: построить резервный алгоритм начальной (после отделения от РБ) ориентации КА в ОСК на одном приборе (ДУС).
Есть два варианта. 1. Общая СУ КА и РБ (на КА). Реализовалось на Л1 и АМС от Лавки. 2. Раздельная СУ. Здесь чем меньше связи - тем больше универсальность РН. Что-то среднее - это компромисс, который хуже любой альтернативы.
ЦитироватьЦитироватьМожно не передавать ...
А если выведение РБ пойдёт не штатно, то будут проблемы. Хотя, если доработать Ваше предложение: после или перед отделением от РБ передать на борт КА признак (сигнал), который сигнализирует о штатном/нештатном выведении, то тогда можно достичь тех же целей: построить резервный алгоритм начальной (после отделения от РБ) ориентации КА в ОСК на одном приборе (ДУС).
В любом случае существует множество внешних источников: солнечные
датчики, магнитометры, датчики ориентации на землю..., которые в
большинстве крупных аппаратов являются обязательными. Поэтому
проблем с точностью ориентации быть не должно.
ЦитироватьВ любом случае существует множество внешних источников: солнечные
датчики, магнитометры, датчики ориентации на землю..., которые в
большинстве крупных аппаратов являются обязательными. Поэтому
проблем с точностью ориентации быть не должно.
Вот смотрите: после КО (отделения) спутник гасит угловые скорости (режим успокоения), а после начинается ориентация на Солнце, т.е. поиск Солнца, а если у меня в БЦВК будет матрица перехода из ОСК (орбитальная система координат) в ССК (связанная с спутником система координат), то я найду Солнце по наикратчайшему пути. А потом начинается поиск Земли и опять же имея требуемую (от РБ) матрицу я буду ориентироваться на Землю по наикратчайшему пути.
Т.е. моё предложение по усовершенствованию сцепки РБ и КА не нацелено на отказ от датчиков ориентации, а нацелено на оптимизацию ориентации и на построение дополнительного резервного алгоритма.