ЦитироватьРазработанный под систему "МАКС" трехкомпонентный двигатель может найти применение в ракете нового поколения "Ангара"
Разработанный под систему "МАКС" трехкомпонентный двухрежимный двигатель РД-701 может найти применение во второй ступени ракеты-носителя нового поколения "Ангара", а также в проекте "Воздушный старт". Об этом сообщил в среду на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС первый заместитель генерального директора НПО "Энергомаш" Владимир Чванов.
"РД-701 работает на топливе керосин-кислород с добавлением от 3 до 6 проц водорода, что увеличивает основной параметр - удельный импульс - почти на 100 единиц", - напомнил он. Двигатель прошел огневые испытания, результаты которых "превзошли все ожидания", однако практического применения пока не имеет, поскольку проект МАКС так и не был реализован. "Возможно, РД-701 будет использован в проекте "Воздушный старт", мы также предусматриваем его установку на второй ступени "Ангары", - отметил Чванов.
РД-701 - двухрежимный жидкостный ракетный двигатель, спроектированный для российского орбитального самолета с воздушным стартом. Предполагалось, что на малых высотах двигательная установка будет работать на трехкомпонентном ракетном топливе /два вида горючего - керосин и жидкий водород и окислитель - жидкий кислород/, переходя без прерывания на жидкую кислородно-водородную смесь при полете на больших высотах. Тяга двигателя в вакууме при работе на смеси кислорода, керосина и водорода, составляет 408 тс /тонн в секунду/, снижаясь до 162 тс при работе на кислородно- водородной смеси.
Многоцелевая авиационно-космическая система /МАКС/, разработанная в НПО "Молния", представляет собой систему воздушного старта, когда закрепленный сверху большого самолета небольшой космический корабль запускается во время полета "носителя" на определенной высоте. По мнению разработчиков, этот проект обладает значительными экономическими преимуществами.
Это уже было РД0750 от КБХА здесь: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/228/33.shtml
ЦитироватьВ 1993–1998 гг. на предприятии в инициативном порядке проведен большой объем проектных, расчетно-исследовательских и экспериментальных работ по созданию трехкомпонентного (кислород – водород – керосин) двигателя РД-0750 на базе кислородно-водородного РД-0120 с центрального блока тяжелой универсальной РН «Энергия».
Основанием для ведения таких работ стали исследования и рекомендации ведущих российских и зарубежных НИИ и фирм, показавшие экономическую целесообразность применения на перспективных РН (особенно одноступенчатых) двухрежимных трехкомпонентных ЖРД, на первом режиме работающих на кислороде и керосине с небольшой добавкой водорода, на втором – на кислороде и водороде.
В качестве первого этапа использования двухрежимных ЖРД предполагалась установка РД-0750 на центральном блоке сверхтяжелого варианта РН «Ангара». Однако в последнее время разработчик носителя отказался от этой концепции в пользу единых кислородно-керосиновых блоков на первой и второй ступенях, в связи с чем РД-0750 оказался без заказчика. Разработка переместилась в плоскость НИОКР.
Тем не менее в результате проведенных работ впервые в практике создания ЖРД был разработан трехкомпонентный двухрежимный газогенератор, который успешно прошел стендовые испытания в КБХА и в составе двигателя-демонстратора РД-0750Д в НИИхиммаше.
На базе РД-0120 созданы два экспериментальных ЖРД (подача кислорода и водорода – при помощи ТНА двигателя, керосина – стационарными системами стенда), на одном из которых проведены (к сожалению, неудачно) испытания. Причина неудачи определена, и сейчас специалисты КБХА готовы выполнить испытания второго двигателя.
С 1994 г. КБХА работает по повышению энергетических характеристик ЖРД для создания опережающего перспективного задела. С этой целью созданы и испытаны на стенде модель камеры с регулируемым критическим сечением и, как своеобразная альтернатива трехкомпонентному двигателю, ЖРД, имеющий смесительную головку с изменением в процессе работы соотношения компонентов с km=15 до km=4.
По поводу РД701 сразу воникает вопрос : Зачем на "Воздушном старте" и "Ангаре" двигатель на 408тс на уровне Земли? :lol:
РД0750 подходит гораздо больше по размерности : 144 тс в 3-х компонентном режиме в пустоте и 81 тс в двухкомпонентном.
ЦитироватьПо поводу РД701 сразу воникает вопрос : Зачем на "Воздушном старте" и "Ангаре" двигатель на 408тс на уровне Земли? :lol:
РД0750 подходит гораздо больше по размерности : 144 тс в 3-х компонентном режиме в пустоте и 81 тс в двухкомпонентном.
Они, конечно, имели в виду не РД-701, а РД-704, который по сути половинка от РД-701... И "отлично" встаёт вместо РД-191М
Что, совсем плохо с Ангарой?
ЦитироватьЧто, совсем плохо с Ангарой?
Совсем плохо с головой... :(
А может это таки новая Ангара? Пакет с центральным трехкомпонентным блоком.
ЦитироватьА может это таки новая Ангара? Пакет с центральным трехкомпонентным блоком.
Скорее уж возврат к одному из вариантов середины 90-х.
Скорее таки бред сивой кобылы в безлунную ночь. Чем Энергомаш хуже других?
Хм, на лицо тенденция - постепенный переход от керосина к водороду! Так, глядишь, и "Полуводородная Ангара" появится (с 11Д122 на ЦБ) :wink:
ЦитироватьХм, на лицо тенденция - постепенный переход от керосина к водороду! Так, глядишь, и "Полуводородная Ангара" появится (с 11Д122 на ЦБ) :wink:
На лицо тенденция - постепенный переход от реальностей к галюцинациям. И чем мрачнее и безотраднее действительность тем ярче и цветистее бред.
ЦитироватьЦитироватьХм, на лицо тенденция - постепенный переход от керосина к водороду! Так, глядишь, и "Полуводородная Ангара" появится (с 11Д122 на ЦБ) :wink:
На лицо тенденция - постепенный переход от реальностей к галюцинациям. И чем мрачнее и безотраднее действительность тем ярче и цветистее бред.
Да, ладно! Ведь русским же по белому написано: "двигатель прошел огневые испытания"! Усе, хорошо, шеф :D
ЦитироватьДа, ладно! Ведь русским же по белому написано: "двигатель прошел огневые испытания"! Усе, хорошо, шеф :D
Во, во! :)
Кстати, про РД-191 раньше говорили: "ничего нового, чуть-чуть переделать РД-170...", теперь уже "принципиально новый"!
Постепенный слив Ангары как технически трудной и требующей новых больших вливаний. Нам расскажут, что, оказывается простая Ангара не нужна, потому что есть Протон, а нужна супер-пуперкомпонентная. Поэтому сроки отодвигаются на неопределённое время.
Дистанцируясь от Ангары (чего только не понараскажут :D )- везде говорится о трёхкомпонентнике керосин-водород-кислород. В свете обсуждения темы о перспективности метана как ракетного топлива мне кажется было бы интересно использовать в пакетной схеме на центральном блоке трёхкомпонентник метан-водород-кислород.
Плюсы:
1.Все компоненты криогенные- можно использовать переохлаждённые кислород и метан(увеличение удельного веса), баки с совмещёнными днищами и криоупрочняемые литиевые сплавы для их изготовления (снижение веса на 15-25%).
2.Увеличение УИ на Земле (метан+водород лучше чем керосин+водород).
:D
А про метан он ничего не сказал? Ай, забыл наверно... :)
ЦитироватьЦитироватьДа, ладно! Ведь русским же по белому написано: "двигатель прошел огневые испытания"! Усе, хорошо, шеф :D
Во, во! :)
Кстати, про РД-191 раньше говорили: "ничего нового, чуть-чуть переделать РД-170...", теперь уже "принципиально новый"!
В общем-то так часто говорят, когда хотят днежек срубить, а заказчик жмотится. Ну, вот ведь Ту-22М похож на Ту-22, как вилка на бутылку, а, поди ж ты - модификация :D
Ну незнает уже Энергомаш куда пихнуть свой двигатель, ну не знает и бог с ним!!! А ГКНПЦ незнает зачем им этот двигатель, ну незнает и всё тут!!!!
ЦитироватьНу незнает уже Энергомаш куда пихнуть свой двигатель, ну не знает и бог с ним!!! А ГКНПЦ незнает зачем им этот двигатель, ну незнает и всё тут!!!!
Вот так и создается современная российская ракетная техника :cry:
ЦитироватьНу незнает уже Энергомаш куда пихнуть свой двигатель, ну не знает и бог с ним!!! А ГКНПЦ незнает зачем им этот двигатель, ну незнает и всё тут!!!!
Где Ангара?
Ша всем.
Это опять журноламеры - Чванов на самом деле сказал, что вопрос установки трехкомпонентника на Ангару обсуждался в свое время, и был отклонен.
Охотно верю. :D
Значит нужно раздавать им подробные пресс-релизы в письменном виде и контролировать публикации, что бы тяга не измерялась в тоннах в секунду (тс). :D
Ну прогуливал журноламер физику, а где пресс-служба? :lol:
ЦитироватьНу незнает уже Энергомаш куда пихнуть свой двигатель, ну не знает и бог с ним!!! А ГКНПЦ незнает зачем им этот двигатель, ну незнает и всё тут!!!!
Нифига! В промежуточном (от конкурсного к нынешнему) варианте Ангары (Ангара-5Э) какраз применялось это чудо. Так что не отмажетесь! :)
ЦитироватьЦитироватьНу незнает уже Энергомаш куда пихнуть свой двигатель, ну не знает и бог с ним!!! А ГКНПЦ незнает зачем им этот двигатель, ну незнает и всё тут!!!!
Нифига! В промежуточном (от конкурсного к нынешнему) варианте Ангары (Ангара-5Э) какраз применялось это чудо. Так что не отмажетесь! :)
Организация перелива в корне давит преимущества трёхкомпонентника.
ЦитироватьДистанцируясь от Ангары (чего только не понараскажут :D )- везде говорится о трёхкомпонентнике керосин-водород-кислород. В свете обсуждения темы о перспективности метана как ракетного топлива мне кажется было бы интересно использовать в пакетной схеме на центральном блоке трёхкомпонентник метан-водород-кислород.
А вот и не надо дистанцироваться от Ангары. Трёхкомпонентник - хитрая вещь. Тот, который делали для МАКСа, не будет оптимальным для обычного носителя. Тут, на форуме, есть группа товарищей, которые вообще не ценят трёхкомпонентник. Но эти товарищи, надо сказать, не выделяются из общей массы буйством фантазии. :D
Я рассматривал такую Ангару - с метановыми боковушками и трёхкомпонентником на ЦБ. Перелив, есс-но. Выглядит так:
- четыре однобаковых боковых ускорителя, сгруппированы попарно;
- в каждой паре один метановый и один кислородный модуль, баки равного объёма;
- обмен компонентами в паре модулей;
- ЦБ с баками кислорода и водорода;
- передача метана в ЦБ из боковых модулей.
Итого - 5 модулей в пакете, 6 топливных баков, 1-2 трубопровода перелива с отрывными гидроразъёмами.
ЦитироватьПлюсы:
1.Все компоненты криогенные- можно использовать переохлаждённые кислород и метан(увеличение удельного веса), баки с совмещёнными днищами и криоупрочняемые литиевые сплавы для их изготовления (снижение веса на 15-25%).
Это сомнительное преимущество.
Цитировать2.Увеличение УИ на Земле (метан+водород лучше чем керосин+водород).
:D
Тоже сомнительный вывод. Как увеличить УИ? А просто - увеличить долю водорода, в идеале вообще выкинуть третий компонент. На земле более важна абсолютная тяга, чем УИ. Сложно сказать, что лучше - брать насыщенный водородом метан или использовать непредельщину. Зависит от многого - от схемы, от массового совершенства и прочего.
ЦитироватьЦитироватьПлюсы:
1.Все компоненты криогенные- можно использовать переохлаждённые кислород и метан(увеличение удельного веса), баки с совмещёнными днищами и криоупрочняемые литиевые сплавы для их изготовления (снижение веса на 15-25%).
Это сомнительное преимущество.
Это не преимущество, а способ снизить потери из-за большего объема баков по сравнению с керосином и дополнительной теплоизоляцией.
ЦитироватьЦитировать2.Увеличение УИ на Земле (метан+водород лучше чем керосин+водород).
:D
Тоже сомнительный вывод. Как увеличить УИ? А просто - увеличить долю водорода, в идеале вообще выкинуть третий компонент. На земле более важна абсолютная тяга, чем УИ. Сложно сказать, что лучше - брать насыщенный водородом метан или использовать непредельщину. Зависит от многого - от схемы, от массового совершенства и прочего.
В том то и дело что в трёхкомпонентном режиме тяга двигателя у Земли в два раза выше, чем в кислородно-водородном режиме (см. выше) . А УИ выше в трёхкомпонентном режиме при использовании метана вместо керосина (процентов на 5-7). :wink:
ЦитироватьВ том то и дело что в трёхкомпонентном режиме тяга двигателя у Земли в два раза выше, чем в кислородно-водородном режиме (см. выше) . А УИ выше в трёхкомпонентном режиме при использовании метана вместо керосина (процентов на 5-7). :wink:
Возможно... Где об этом можно прочитать?
Метан-водородных трёхкопонентников я в печати не встречал, но не будете же Вы отрицать, что УИ у кислород-метанового ЖРД выше чем у кислород-керосинового. А раз так, то это видимо распространяется и на метано-водородную смесь в сравнении с керосиново-водородной. :wink:
А почитать о метане можно
здесь
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/184-185/27.shtml
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/184-185/28.shtml
здесь
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/228/33.shtml
и в статье И.Чёрного "Воронежские двигатели на природном газе" в НК №3 за 1999 год. :)
ЦитироватьМетан-водородных трёхкопонентников я в печати не встречал, но не будете же Вы отрицать, что УИ у кислород-метанового ЖРД выше чем у кислород-керосинового. А раз так, то это видимо распространяется и на метано-водородную смесь в сравнении с керосиново-водородной. :wink:
Я в этом не разобрался. При одинаковом соотношении элементов в продуктах сгорания бОльший импульс будет у трёхкомпонентника, использующего более непредельные углеводороды. Но можно выбрать и другие параметры для сравнения, температуру в камере сгорания, например. Оптимум же зависит от конкретного изделия и заранее я ни за что не поручусь. :roll:
А прочитать об этом можно:
www.enextec.ru > Средство доставки > Трёхкомпонентный ЭоРД :wink:
Цитироватьдавит преимущества трёхкомпонентника.
Их никогда и не было. Нечего давить.